План конспект факультативного занятия по русскому языку в 5 классе

Обновлено: 08.07.2024

Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства. В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки.

Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями:

  • язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, коммуникативным средством и средством выражения чувств, настроений;
  • умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся;
  • язык служит важным средством воспитания.

Задачи обучения русскому языку:

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • обучить детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовать эти умения;
  • обучить литературной норме — орфографически и пунктуационно грамотному письму, орфоэпически правильному произношению и в овладению выразительностью речи и элементами стилистики;
  • изучить теоретический материал по грамматике, фонетике, лексике, формировать систему научных понятий по языку;
  • приобщить школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, помочь овладеть умением воспринимать литературное произведение.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" для 5 класса

Спецкурс «Основы смыслового чтения и работа с текстом"

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами спецкурса в соответствии с ФГОС. В качест-ве инструмента по отслеживанию результатов работы используется Рабочая тетра .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Взаимодействие заглавия и текста.

Тип урока. Урок общеметодологической направленности.

Цель урока:

расширить предметные понятия и представления ученика по тексту;

систематизировать ранее изученное о тексте, основных признаках текста, видах информации в тексте;

М/п: извлекать информацию из разных источников (текста, ключевых слов).

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему урока.

Самостоятельно ставить цель деятельности.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развитие умений читательской деятельности (нахождение главного, формулирование выводов).

Адекватно понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, выделять главную информацию, основную мысль.

Действовать по алгоритму.

Коммуникативные УУД

Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

Личностные УУД

1. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку.

Этапы урока

Формирование УУД

I. Этап мотивации

1)Закончите высказывание. Работаем в парах.

Информация, которая выражается прежде всего словами, называется – …

События, действия, описания – это … информация.

Информация , полученная не только из текста, но и как бы между строк, так и называется —

Информации, выражающая мысли, взгляды, отношение пи­сателя к жизни, называется - …

Для автора очень важно донести до читателя … инфор­мацию.

2) Закончите высказывание письменно в тетрадях. Проверьте себя по ключу.

Существуют две формы речи: устная и … .

Текст – это несколько предложений на определённую тему, связанных… .

То, о чём или о ком говорится в тексте, называется… текста.

Самая маленькая смысловая часть письменного текста – это… .

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Дайте определение текста. Перечислите основные признаки текста.

- Можно ли приведенные ниже предложения считать текстом? Почему?

Какой признак текста нарушен?

Льется дождь колючий

В почерневший сад.

Ветер, ветер, ветер,

Взрослые и дети

Грустные сидят. (В. Левин)

- Внимательно рассмотрите слайд. Что объединяет изображенное на нем? (название произведений)

- Сформулируйте тему урока.

III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

- Какое противоречие заложено в теме урока?

- В чем ученик может испытывать затруднения?

- Сформулируйте основной вопрос сегодняшнего урока.

- Какие задачи надо решить, чтобы ответить на главный вопрос урока?

IV. Актуализация и углубление изученного.

V. Открытие новых знаний.

- Прочитайте текст, произведите маркировку текста.

- Используйте предложенный алгоритм, озаглавьте текст.

- Какое заглавие вы предложите?

VI. Применение знаний, развитие учебно­языковых, пунктуационных и речевых умений.

- Заголовки, в зависимости от их функции, бывают разны­ми. Используя новые знания, сформулируйте функции заголовка.

Вводит читателя в мир произведения;

Выражает основную мысль;

Определяет сюжетную линию;

Указывает на конфликт;

Указывает на время и место действия;

- Прослушайте стихотворение А. Фета в исполнении Игоря Ильина.

- Подчеркните ключевые образы в каждой строфе.

- Определите тему текста?

- Каков был замысел автора? (изобразить картину приближающегося дождя, наполненную солнцем, теплом, восторгом. Весенний дождь оживил и наполнил благоуханием все вокруг).

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит. ( А. Фет)

В практике работы переводчиков существует строгое правило: заглавие произведения переводится в последнюю очередь, только после того, как переведен весь текст. Объясните, с чем связано это правило.

Произведите соответствие между названием произведения и функцией заглавия. 1а,2г, 3б, 4в, 5д.

VII. Рефлексия

- Посмотрите на слайд. Выберите правильные утверждения. (1,4)

- Создание заголовка - это творчество. Когда вам надо будет озаглавить текст, помните, что заголовок должен привлечь внимание читателя, заинтересовать его, подготовить читателя к восприятию текста, в заглавии проявляется авторская позиция.

Домашний вопрос: Когда наличие заголовка необязательно?

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 518 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.05.2015 2023
  • DOCX 68 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балабайкина Наталия Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На занятии проводится путешествие по планетам Словообразования. В игровой форме учащиеся выполняют тренировочне упражнения, в ходе которых повторяют о частях слова, выполняют разбор слов по составу.

Содержимое разработки

План-конспект факультативного занятия

Предмет: русский язык

Тема: Строительная работа морфем

систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем.

Задачи:
Образовательные:

Обобщить знания обучающихся о частях слова.

Формировать умения самостоятельно производить разбор слова по составу.

Развивающие:

Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.

Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

2. Карточки с заданиями. Схема морфемного анализа.

Ход занятия:

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой!

Целеполагание. Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.

Детский писатель Роман Сеф заметил:

“Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает”.

И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.

Актуализация знаний

1. Минутка чистописания.

У. Отгадайте, что это за буква?

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

- Правильно, это буква О.

-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках.

- Как вы думаете, какое соединение будет следующим?

Пропишите соединения с буквой О, не нарушая закономерности.

Ооа Ооб Оов Оог Оод Оое

Как з…вут нас? (…гурцы).

(Работа с сигнальными карточками, объяснение “опасных мест” в словах).

Постановка учебной проблемы.

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.

У. Урок сегодня необычный,

Но для тебя вполне привычный,

Придётся думать головой,

Вопрос услышать непростой.

- А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

- Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?

Давайте обратимся к словарям

Толковый словарь Ушакова

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - способы, процесс образования слов в языке.

Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)

И мы отправляемся к ним в гости.

Галактика Словообразования

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова, его деление на морфемы)

(Морфема - наименьшая значимая часть слова)

- Для чего нам нужно изучать морфемы? (чтобы знать, как образуются слова)

Главная планета - планета Корней.

- Как вы думаете, с какой морфемой мы встретимся в заданиях на этой планете?

- Что такое корень? Как правильно выделить в слове корень?

- Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.

- Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки. (С. Погореловский)

Вопросы:-Какие слова называются однокоренными или родственными?

Планета Грамотности.-А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?

Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.

Задание. РАБОТА В ПАРАХ. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачеркни слово, которое является лишним в каждой строке.

1. (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре

2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная

3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б

Мы зимой в снежки играем, мы играем. имитация лепки снежков;
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. шагаем, высоко поднимая колени;
И на лыжах мы бежим, мы бежим. пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях;
На коньках по льду скользим, мы скользим. плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях;
И снегурку лепим мы, лепим мы. соответствующие движения;
Гостью-зиму любим мы, любим мы. развести руки в поклоне и поставить на пояс.

Планета Приставок

- Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова?

1) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:

(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.

- Предлагаю вам задание на выбор.

Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.

Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму.
- Почему нужно различать приставки и предлоги?

Планета Суффиксов

-Как найти в слове суффикс?

Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.

Рыбка, дубок, горка, норка.

Тракторист, пианист, танкист, печник.

Хвостище, глазоньки, усище, когтище.

- Какие значения придают здесь суффиксы?

Работа в группах

- Вот и заканчивается наше путешествие, но прежде чем мы вернемся в класс, каждая группа должна составить алгоритм разбора слов по составу на карточке

1. Подбираем родственные слова.

- Какой цифрой обозначается морфемный разбор на письме? (цифрой 2).

1) Корнем – с дорогой (путь) роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник
Целым же в космос проник. (Спутник.)

2) Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Итог урока

-Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке.

А теперь давайте подведем итог нашего урока.

Над чем мы сегодня работали? Ответьте на вопросы:

Что такое морфема? (Морфема - наименьшая значимая часть слова)

Что такое морфемика? (Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова, его деление на морфемы)

Для чего нам нужно изучать морфемы? (чтобы знать, как образуются слова)

Продолжите фразу:

Мне было интересно..

VI. Домашнее задание:


Придумайте и запишите 10 слов к схеме


-75%

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор Балабайкина Н.Г.
Дата 22.03.2015
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Тема урока: Взаимодействие заглавия и текста.

Тип урока. Урок общеметодологической направленности.

расширить предметные понятия и представления ученика по тексту;

М/п: извлекать информацию из разных источников (текста, ключевых слов).

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему урока.

Самостоятельно ставить цель деятельности.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развитие умений читательской деятельности (нахождение главного, формулирование выводов).

Адекватно понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, выделять главную информацию, основную мысль.

Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

1. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку.

I. Этап мотивации

Информация, которая выражается прежде всего словами, называется - …

События, действия, описания - это … информация.

Информация , полученная не только из текста, но и как бы между строк, так и называется -

Информации, выражающая мысли, взгляды, отношение пи­сателя к жизни, называется - …

Существуют две формы речи: устная и … .

Текст - это несколько предложений на определённую тему, связанных… .

То, о чём или о ком говорится в тексте, называется… текста.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Дайте определение текста. Перечислите основные признаки текста.

- Можно ли приведенные ниже предложения считать текстом? Почему?

Какой признак текста нарушен?

Льется дождь колючий

В почерневший сад.

Ветер, ветер, ветер,

Взрослые и дети

Грустные сидят. (В. Левин)

- Внимательно рассмотрите слайд. Что объединяет изображенное на нем? (название произведений)

- Сформулируйте тему урока.

III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

- Какое противоречие заложено в теме урока?

- В чем ученик может испытывать затруднения?

- Сформулируйте основной вопрос сегодняшнего урока.

- Какие задачи надо решить, чтобы ответить на главный вопрос урока?

IV. Актуализация и углубление изученного.

V. Открытие новых знаний.

- Прочитайте текст, произведите маркировку текста.

- Используйте предложенный алгоритм, озаглавьте текст.

- Какое заглавие вы предложите?

VI. Применение знаний, развитие учебно­языковых, пунктуационных и речевых умений.

Вводит читателя в мир произведения;

Выражает основную мысль;

Определяет сюжетную линию;

Указывает на конфликт;

Указывает на время и место действия;

- Прослушайте стихотворение А. Фета в исполнении Игоря Ильина.

- Подчеркните ключевые образы в каждой строфе.

- Определите тему текста?

- Каков был замысел автора? (изобразить картину приближающегося дождя, наполненную солнцем, теплом, восторгом. Весенний дождь оживил и наполнил благоуханием все вокруг).

Читайте также: