Простые вещества металлы и простые вещества неметаллы конспект

Обновлено: 05.07.2024

Я, как школьный педагог, стараюсь укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность. Для достижения этих целей я применяю здоровьесберегающие образовательные технологии, которые на мой взгляд, позволяют создать ситуацию успеха, психологическую комфортную обстановку в учебном процессе, дают возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым.

На протяжении всего урока ребята много работают самостоятельно: формулируют тему и цель урока, коллективно обсуждаю проблему о свойствах металлов, работают с коллекцией и заполняют таблицу, группами решают контекстную задачу, что развивает умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно следственные связи. Решение литературных ребусов способствует эмоциональной разрядке, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата.

В итоговой части урока проводится рефлексия, учащиеся выполняют тестовое задание. Это позволяет осуществить контроль, самоконтроль и взаимоконтроль полученных знаний.

Урок построен с использованием современных информационных технологий – программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов, что позволяет создать ситуацию успеха, комфортную обстановку в учебном процессе.

Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичных их закреплений.

Методы урока: частично-поисковый, частично-исследовательский, иллюстративный, эвристический; работа в паре и в группах, тестирование, работа с коллекциями, самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы урока: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная беседа.

Средства обучения, оборудование: ПСХЭ, коллекции металлов и неметаллов, инструкционные карты, слайд-презентация урока, подготовленная учителем, проектор, компьютер, поддерживающий формат Microsoft Power Point-2007.

Применяемые технологии: урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, современных информационных технологий – программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

Планируемые результаты

Урок позволяет создать ситуацию успеха, психологическую комфортную обстановку в учебном процессе, дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым. Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, использовать нетрадиционные формы обучения.

План урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Актуализация темы.
3. Формулировка темы урока.
4. Целеполагание.
5. Изучение нового материала.
6. Заполнение таблицы
7. Первичная проверка понятия материала.
8. Физкультминутка.
9. Литературная разминка
10. Рефлексия.
11. Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке.
12. Домашнее задание.

Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Сын мой! Сера их отец.
И спеши скорей узнать:
Всем им ртуть — родная мать!

Семь металлов, известные еще в Древнем Египте, считались представителями на Земле семи планет. Вам было дано опережающее задание, найти металлы, известные еще в древности и соответствующие им планеты. Назовите их? (Презентация, слайд 9)

Какое вещество не относят к металлам? Почему? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Вам выданы простые вещества: медь. сера, железо, графит, цинк, алюминий. Изучите их физические свойства и заполните таблицу №1, используя инструкционные карточки. (Приложение 1)
После выполнения задания, проверяем правильность заполнения таблицы (Презентация, слайд 10)

Учащиеся отвечают с места.


Работа в паре по карточкам – заполнение таблицы.
Я даю консультацию, если это необходимо.

3. Я металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если б ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас отгадать загадку.

Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

- Скажите, кто были жители этой страны? (Металлы и неметаллы).

II. Подготовка и выполнение заданий группами

Фронтальная беседа:

1) Что такое вещество? Какие вещества называются простыми?

2) Что мы знаем о металлах с точки зрения строения атома и почему они легко отдают электроны?

3) Что мы знаем о неметаллах с точки зрения строения атома и почему они легче принимают электроны, чем их отдают?

4) Опираясь на знания из курса физики, дайте характеристику металла как простого вещества.

5) Охарактеризуйте физические свойства неметаллов, сравнивая их со свойствами металлов.

На доске плакат (схема):

Классификация веществ

Металлы Неметаллы Оксиды Кислоты Соли Основания

Учитель: Предлагаю вам разделиться на две группы и поработать с коллекциями. Для ответа на поставленные вопросы можно использовать схемы и таблицы из учебника, а также привлекать ваш жизненный опыт. На выполнение задания отводится 5 минут. Рассмотрите физические свойства металлов и неметаллов по плану (у одной группы коллекция металлов, а у другой коллекция неметаллов).

План изучения физических свойств

1. Агрегатное состояние;

2. Температура плавления и кипения;

5. Электро- и теплопроводность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Вопросы группам выдаются на карточках. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе и выбирает выступающего.

Учитель: Говоря о свойствах металлов и неметаллов, уделите внимание применению этих веществ в соответствии с их характерами.

III. Изучение нового материала

Изучение основных свойств простых веществ – металлов и неметаллов.

Учитель (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами).

Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

В целях привития интереса к химии можно продемонстрировать характерные свойства металлов и неметаллов. Например, такие наглядные опыты:

- взаимодействие натрия с водой (предварительно добавив в воду раствор фенолфталеина);

- горение магния в кислороде;

проверка на наличие водорода (характерный хлопок при поджигании); кислород и водород следует собрать заранее в газометре.

IV. Составление обобщающей схемы и закрепление изученного материала

Обучающимся выдается карточка (с таблицей) для обобщения изученного на уроке материала. Используя материал карточек, можно проводить рефлексию по изученному материалу – обучающимся предлагается составить опорный конспект, ответить на вопросы.

Металлы имеют немолекулярное строение и сходные физические свойства. Все металлы (кроме ртути) при обычных условиях представляют собой твёрдые вещества. Их легко узнать по характерному металлическому блеску. Металлы хорошо проводят тепло и электрический ток.

Ртуть Dzīvsudrabs Mercury.jpg

Железо Dzelzs Iron (1).jpg

При ударе металлы не разрушаются, а меняют свою форму, т. е. им характерна пластичность. Металлы можно ковать, прокатывать в листы, вытягивать в проволоку.

Неметаллы не имеют общих физических свойств и не похожи на металлы. У них отсутствует металлический блеск. У большинства неметаллов низкие электропроводность и теплопроводность.

Большинство неметаллов имеет молекулярное строение . Такие вещества при обычных условиях являются газами (водород, кислород, азот, озон, фтор, хлор, инертные газы), жидкостями (бром) или хрупкими легкоплавкими твёрдыми веществами (сера, иод, белый фосфор).

Хлор Hlors Chlorine (1).jpg

Бром Broms Bromine (1).jpg

1280pxSulfursamplew1000.jpg

Некоторые неметаллы имеют немолекулярное строение , например, красный фосфор, кремний, алмаз и графит. Такие вещества твёрдые, тугоплавкие, нелетучие.

Элементов металлов больше, чем элементов неметаллов. Значит, и простых веществ с металлическими свойствами существует больше, чем с неметаллическими.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Найдите выигрышный путь (где его составляет либо название металлов, или название неметаллов). Объясните, почему ваш путь выигрышный.

Сколько всего элементов в периодической системе Д.И. Менделеева?(109)

Сколько из них металлов, а сколько неметаллов?

Этап совершенствования знаний и умений

По каким свойствам можно разделить химические элементы? (по физическим свойствам)

Характеристика металлов и неметаллов

1. твердые вещества( кроме ртути)

1. твердые вещества (сера, фосфор - белый, красный, иод, алмаз, графит)

газообразные (кислород, озон, азот, водород, хлор, фтор, благородные газы)

2. имеют металлический блеск

2.Не имеют металлического блеска (кроме иода и графита)

3. Электро- и теплопроводны

3. Большинство не проводят электрический ток

( кроме кремния и графита)

4. ковкие, пластичные. тугоплавкие

4. в твердом состоянии - хрупкие

Обратите внимание на графу неметаллы и найдите в Периодической системе названия всех вышеперечисленных неметаллов. Что вы заметили? (что некоторых названий нет в периодической системе.)

На доске написаны новые понятия: Аллотропия, аллотропные модификации.

Аллотропия - это явление

Аллотропные модификации это способность химического элемента образовывать несколько простых веществ.

Укажите причины, по которым можно определить аллотропию.

различное число атомов в молекуле (О23)

Образование различных кристаллических форм (алмаз и графит)

В.Закрепление, тренировка, отработка умений.

1. Приведите примеры аллотропных модификаций, о которых не говорилось на уроке.

(олово, белое и серое, альфа и бета олово)

можно ли провести четкую границу между металлами и неметаллами? (нет). Что нам доказывает образование аллотропных модификаций.

IV. Закрепление

С. 54 учебника химии 8 класс О.С.Габриелян

(В воздухе пахло озоном)

Запишите схемы образования молекул: натрия, брома, кислорода, азота.

Какие типы химических связей характерны для металлов и неметаллов? (металлическая и ковалентная неполярная связь)

Какими свойствами руководствовались при таком делении? (физическими)

Аллотропные модификации -способность химических элементов образовывать несколько простых веществ

Какие типы химических связей характерны для простых веществ- металлическая, ковалентная неполярная связь

Домашнее задание

Творческое задание по желанию: составить простой кроссворд, основанный на физических свойствах металлов и неметаллов

Читайте также: