Простое предложение знаки препинания 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

3. Повторение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

4. Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Словосочетание – единица синтаксиса, сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Пунктуация – это 1) система знаков препинания; 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.

Пунктуационное правило – это инструкция, указывающая на условие выбора знака препинания, который либо ставится в предложении, либо не ставится.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с.24 – 28; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 138 – 143; 159 с.

2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 158 – 166; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В словосочетании и предложении слова связаны между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: играли (во что?) в мяч; разбудили (кого?) Дашу. Грамматическая связь устанавливается с помощью предлога и окончания: дорог[ому] другу (главное слово – существительное мужского рода в дательном падеже, зависимое слово – прилагательное в мужском роде, в дательном падеже); приближается (к чему) к скамейк[е] (главное слово – глагол, зависимое – существительное в дательном падеже с предлогом).

Существует три типа словосочетаний:

– глагольные: проложить маршрут;

– именные: первое сентября, рисунок сестры;

– наречные: совершенно необходимо.

Словосочетания отличаются от предложений. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, его действия и признаки. Например, море и Чёрное море; жить и жить дружно; холодный и очень холодный.

Предложение имеет грамматическую основу (помним, что грамматическая основа не является словосочетанием), которая может состоять из двух главных членов или только из одного. После дождя выглянула радуга. Основа предложения: подлежащее радуга и сказуемое выглянула. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную… (А. Прокофьев.) – основа предложения: сказуемое люблю.

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматические основы).

С утра мы снова пришли на пасеку и любовались на своих пчёл. (Н. Носов.) Предложение простое: одна грамматическая основа мы пришли и любовались. Вверху над нами чернело небо, а на нём сверкали яркие звёздочки. (Н. Носов.). Это предложение сложное, в нём две грамматические основы: чернело небо, сверкали звёздочки.

Предложение может быть осложнено. Например, однородными членами предложения.

Вспомним, что запятая между однородными членами предложения не ставится, если между ними одиночный союз и, или, да (в значении и): Дни стояли морозные и светлые. Купите, пожалуйста, чай или сок. В огороде тут лягушка да мышь-норушка.

Запятая между однородными членами предложения ставится:

– когда нет союзов: Хорошо, весело, легко было на сердце!

– если стоит союз а или но, да (в значении но): Решать задачи на уроках трудно, но интересно. Погода сегодня не солнечная, а пасмурная. Мал золотник, да дорог. (Пословица.)

– если есть группы однородных членов, соединённых союзами-парами: На праздничном столе лежали конфеты и печенье, фрукты и пирожные.

Вы знаете, что между подлежащим и сказуемым ставится тире, если они выражены одной и той же частью речи: существительным, неопределённой формой глагола: Россия – это самая большая страна в мире. Жить – Родине служить. (Пословица.) Чтение – вот лучшее учение. (Пословица.)

Повторим синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Пришёл в школу. В этом словосочетании главное слово – пришёл; пришёл (куда?) в школу. (В) школу – зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено именем существительным. Связано с главным при помощи предлога и окончания.

В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. (В. Бианки.)

Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения – паутинки (подлежащее), летят, серебрятся (сказуемые). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Паутинки (какие?) длинные – определение. Летят, серебрятся (где?) в воздухе – обстоятельство. В воздухе (каком?) спокойном – определение. Паутинки (что делают?) летят, серебрятся – однородные сказуемые, произносятся с интонацией перечисления.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

В каком ряду нет словосочетаний?

А) солнце зашло, в лесу, нёс сумку;

Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю;

В) сел на землю, сыпучие продукты, гуляю на улице;

Г) взял самокат, свет от окна, ем суп.

Разбор задания: вспомним, что словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Рассмотрим предложенные варианты.

А) солнце зашло (основа), в лесу (сущ. с предлогом – не словосочетание), нёс сумку (нёс что? сумку – словосочетание);

Б) возле дома (сущ. с предлогом – не словосочетание), на дереве (сущ. с предлогом – не словосочетание), я отдыхаю (основа),

В) сел на что? на землю – словосочетание; продукты какие? сыпучие – словосочетание; гуляю где? на улице – словосочетание;

Г) взял что? самокат – словосочетание; свет от чего? от окна – словосочетание, ем что? суп – словосочетание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Знаки препинания в сложном предложении.

образовательные: повторить и расширить сведения о видах сложных предложений по средствам связи частей; формировать представление о видах союзных предложений по способу и средствам связи частей (сложносочиненные и сложноподчиненные).

развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения.

воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.

- закрепить имеющиеся знания и синтаксические умения и навыки учащихся;

- закрепить знания и умения учащихся по орфографии и пунктуации;

- обогащать словарный запас учащихся;

- воспитывать культуру устной и письменной речи;

- любовь к родному языку.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и обобщение и систематизация знаний учащихся)

Метод обучения: объяснительно – иллюстративный

Технология: традиционная технология коллективного обучения

I .Организационный момент

Цель – ориентировать учащихся на восприятие нового материала, нацелить на урок.

II .Проверка домашнего задания

Цель – повторить правило постановки знаков препинания перед союзом –И.

Рано утром все проснулись, и я отправился в школу. (ССП)

Рано утром все проснулись и разошлись по делам. (однородные сказуемые)

Пошёл теплый дождь, и забежало за тучу солнышко. (ССП)

Пошёл теплый дождь и накрыл собою всю поляну. ( однородные сказуемые)

III .Синтаксическая пятиминутка

Цель – синтаксический разбор предложения, актуализация имеющихся знаний и синтаксических умений.

К озеру мы подходили поздними сумерками, и всё вокруг слилось с тишиной. (Синтаксический разбор, разъяснение постановки знаков препинания, схема предложения)

IV. Изучение нового материала

Цель – умение составить тезисный план или схему.

Работа со схемой.

(части связаны интонацией и союзами)

(части связаны интонацией)

(части связаны сочинительными союзами: и, а, но, да, зато, также и др.

(части связаны подчинительными союзами: что, чтобы, потому что, так как, и др., а также словами который, какой, чей, куда и др.)

Запись предложений на доске. (Сделать синтаксический разбор, составит схемы)

Незаметно подошла весна, и на березах распустились клейкие листочки. (Сложное, союзное, части связаны сочинительным союзом – и) , и .

На пригорках появились бледные стебельки подснежников, когда припекло солнце. (Сложное, союзное, части связаны подчинительным союзом – когда)

V. Закрепление материала

Цель – проверить знания и умения по орфографии и пунктуации; закрепить полученные знания о видах сложного предложения.

Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 2. Недавно шёл первый снег, и всё в природе находи­лось под властью этого молодого снега. 3. Не то было раннее утро, не то уже наступил вечер. 4. Я не мог вспомнить, где я слышал эту музыку. 5. Когда человек отдаёт себя труду, он ста­новится волшебником. 6. Всякое дело надо любить, чтобы его хорошо делать. 7. После того как учёный рассказал о своей работе, он стал показывать фильм. 8. Где дым, там и огонь.

Орфографический анализ текста.

Объяснить расстановку знаков препинания.

Составить и записать схемы сложных предложений.

VI. Рефлексия

Цель – обратить внимание учащихся на новые полученные сведения о видах сложного предложения по средствам связи частей и о видах союзных предложений.

VII . Домашнее задание

Выполнить карточку, повторить орфограммы, знаки препинания в простом и сложном предложении.

Спишите, расставляя знаки препинания. Начертите схемы предложений.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 223 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 24. Сложное предложение

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.10.2017 2241
  • DOCX 43.5 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сергиенко Наталья Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, наглядный материал, презентация.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Открывайте тетради, запишите число и тему урока. Это учебная тема нашего урока, а творческую тему вы сейчас угадаете из четверостишья (слайд №3)

Кто поляны белит белым
И на стенках пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?
(Зима)

II.Стадия вызова. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку, слово-отгадку пишите в первую графу, с этим словом составляете словосочетание, а затем предложение.

Слово Словосочетание Предложение

Загадка I команде:

Весной и летом его

Мы видим одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

Загадка II команде:

Пусть я птичка - невеличка,

У меня, друзья, привычка

Как начнутся холода,

Прямо с севера, сюда

Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу

И ещё красней зимой,

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

-Представитель команды выходит к доске и делает синтаксический разбор своего предложения.

Вывод: из чего мы строим предложения?

- Интересно, а что же такое словосочетание?

(Словосочетание- соединение двух или нескольких полнозначных слов на основе подчинительной связи: согласования, управления, примыкания.)

- Что мы должны знать о строении словосочетания?

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто есть кто- то без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда – наоборот.

Запомни как основу.

- Расскажите о строении словосочетания.

- Давайте разберёмся, что же написано на доске: словосочетания или предложения? Докажем это.

Учащиеся разбирают словосочетания по алгоритму.

Повторить основные синтаксические понятия;

обобщить ранее изученное о простом предложении;

различать изученные виды простых предложений;

обучать умению интонационно выразительно читать предложения;

развивать орфографическую зоркость и зрительную память;связную речь учащихся.

развивать познавательный интерес к предмету через использование творческих заданий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, наглядный материал, презентация.

I. Вступительное слово учителя.

Открывайте тетради, запишите число и тему урока. Это учебная тема нашего урока, а творческую тему вы сейчас угадаете из четверостишья (слайд №3)

Кто поляны белит белым
И на стенках пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?
(Зима)

II.Стадия вызова. Актуализация знаний.

Загадка II команде:

Пусть я птичка - невеличка, У меня, друзья, привычка Как начнутся холода, Прямо с севера, сюда Каждый год я к вам лечу Зимовать у вас хочу И ещё красней зимой, Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

  • Представитель команды выходит к доске и делает синтаксический разбор своего предложения.

Вывод: из чего мы строим предложения?

- Интересно, а что же такое словосочетание?

(Словосочетание- соединение двух или нескольких полнозначных слов на основе подчинительной связи: согласования, управления, примыкания.)

- Что мы должны знать о строении словосочетания?

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто есть кто- то без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда – наоборот.

Запомни как основу.

- Расскажите о строении словосочетания.

- Давайте разберёмся, что же написано на доске: словосочетания или предложения? Докажем это.

Учащиеся разбирают словосочетания по алгоритму. Например, Звонко раздаются как? Звонко. Раздаются - главное слово, глагол. Звонко- зависимое слово- наречие. Виды СС глагольный или именной.

- Искрится снег – это предложение.

- А что же такое предложение? Что является основным признаком предложения?

-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

III. Историческая справка о слове СИНТАКСИС (слайд № 4)

И действительно, синтаксис помогает словам объединиться в предложениях так, чтобы был полный порядок.

-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам? (Синтаксический разбор)

Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете и помните, а чего не знаете.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные?

Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые?

А какие они бывают?

Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ?

Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения?

А какие члены предложения являются главными?

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

V. Слово учителя: Об­ща­ясь друг с дру­гом, мы го­во­рим или пишем не про­сто так, а за­чем-то, с ка­кой-то целью. Ино­гда мы хотим со­об­щить о ка­ких-ли­бо фак­тах, со­бы­ти­ях, яв­ле­ни­ях. Так я со­об­щи­ла вам тему урока.

Вот по­че­му пред­ло­же­ния, ко­то­рые мы стро­им, бы­ва­ют раз­ные по цели вы­ска­зы­ва­ния: по­вест­во­ва­тель­ные, во­про­си­тель­ные или по­бу­ди­тель­ные.

VI. Про­чи­та­ем диа­лог, т. е. раз­го­вор двух людей. По­ста­ра­ем­ся объ­яс­нить, зачем, с какой целью го­во­ри­лись эти пред­ло­же­ния.

-Мама. Мама. – что было сил за­во­пил я.

-Что ты кри­чишь? Что слу­чи­лось?

-Я думал, ты да­ле­ко! – сразу успо­ко­ив­шись, от­ве­тил я. –Там в лесу кто-то драз­нит­ся.

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот по­слу­шай: Ау! Ау!

-Да ведь это эхо! (По Г. Скре­биц­ко­му)

Мама за­да­ёт сыну во­про­сы:

-Что ты кри­чишь? Что слу­чи­лось? Кто драз­нит­ся?

Это во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния.

Маль­чик со­об­ща­ет ей:

- Я думал, ты да­ле­ко! Там в лесу кто-то драз­нит­ся. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

- Пред­ло­же­ния, в ко­то­рых мы хотим рас­ска­зать что-то, по­вест­ву­ем о чём-то – это по­вест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния.

Най­дём пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сын про­сит маму, по­буж­да­ет что-то сде­лать. - Вот по­слу­шай… Это по­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние.

Что могут выражать побудительные предложения

По­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния могут вы­ра­жать совет, прось­бу, пред­ло­же­ние, по­же­ла­ние, тре­бо­ва­ние.

Рас­по­ло­жи­те пред­ло­же­ния в дан­ном по­ряд­ке: 1) совет, 2) прось­ба, 3) пред­ло­же­ние, 4) по­же­ла­ние, 5) тре­бо­ва­ние.

По­зо­ви­те, по­жа­луй­ста, Сашу к те­ле­фо­ну. (Прось­ба)

Не ба­ра­бань паль­ца­ми по столу! (Тре­бо­ва­ние)

Будь­те доб­ры­ми! (По­же­ла­ние)

Да­вай­те иг­рать в прят­ки. (Пред­ло­же­ние)

Вы лучше встань­те утром по­рань­ше. (Совет)

VIII. Какие бывают предложения по интонации

Вы за­ме­ти­ли, что в конце неко­то­рых пред­ло­же­ний стоит вос­кли­ца­тель­ный знак?

Пред­ло­же­ния бы­ва­ют раз­ны­ми не толь­ко по тому, зачем, с какой целью мы го­во­рим, но и по тому, как это де­ла­ем: спо­кой­но или с осо­бым чув­ством. По­вест­во­ва­тель­ные, во­про­си­тель­ные и по­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния можно про­из­но­сить с раз­ной ин­то­на­ци­ей.

Пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­мет­но вы­ра­же­ны чув­ства (ра­дость, вос­торг, страх, удив­ле­ние, огор­че­ние, до­са­да), про­из­но­сят­ся с вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ци­ей. Их так и на­зы­ва­ют: вос­кли­ца­тель­ные.

Пред­ло­же­ни­ям, в ко­то­рых чув­ства не вы­ра­жа­ют­ся или не под­чёр­ки­ва­ют­ся, дали на­зва­ние: невос­кли­ца­тель­ные.

В конце вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ний ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Хо­ти­те – за­пом­ни­те: де­ле­ние пред­ло­же­ний по ин­то­на­ции можно на­зы­вать и по-дру­го­му: по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке.

IX. Характеризуем предложения по цели высказывания и по интонации

Про­чи­тай­те пред­ло­же­ния. В чём вы ви­ди­те раз­ли­чие пред­ло­же­ний в каж­дой груп­пе? (Эти пред­ло­же­ния раз­ные по ин­то­на­ции). Про­чи­та­ем пред­ло­же­ния так, как тре­бу­ют знаки. Опре­де­лим, каким яв­ля­ет­ся каж­дое из пред­ло­же­ний по цели и ин­то­на­ции.

1. Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся.

2. Что тут у вас про­ис­хо­дит?

3. Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга!

1. По цели эти пред­ло­же­ния по­вест­во­ва­тель­ные, так как со­об­ща­ют о том, что сне­го­вик по­лу­чил­ся хо­ро­ший. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное, в нём вы­ра­же­на ра­дость.

Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся. (По­веств., невос­кл.)

2. По цели эти пред­ло­же­ния во­про­си­тель­ные, так как за­да­ют во­про­сы. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное, про­из­но­сит­ся с осо­бым чув­ством.

Что тут у вас про­ис­хо­дит? (Во­прос., невос­кл.)

3. По цели эти пред­ло­же­ния по­бу­ди­тель­ные, они по­буж­да­ют нас не ссо­рить­ся, не оби­жать друг друга. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное.

Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга! (По­бу­дит., воскл.)

X. Вопросительные предложения

В во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ни­ях мы часто ис­поль­зу­ем спе­ци­аль­ные во­про­си­тель­ные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколь­ко, какой, как, зачем, по­че­му, где, куда, от­ку­да, когда и дру­гие.Например:

Кто живёт в капле реч­ной воды?

По­че­му летом жарко, а зимой хо­лод­но?

Что будет, если ис­чез­нут на­се­ко­мые?

Какой зверь самый хищ­ный на свете?

Где и как рож­да­ет­ся снег?

От­ку­да бе­рёт­ся роса на траве?

Во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние может быть за­го­лов­ком в тек­сте.

XI. Работа по учебнику. Наличие второстепенных членов.

1. упр. 296 письменно. Задание по группам:

( 1 гр. Выписывают предложения распространенные, 2 гр. Нераспространенные). Доказывают свои ответы.

XII. Творческая часть урока.

* Творческой темой нашего урока была ЗИМА. (слайд № 11)

Чтение нескольких творческих работ.

-Что мы сегодня повторяли?

Снежинки необычные – с вопросами.

Представитель команды запускает руку в коробку и вытаскивает снежинки с вопросом, даёт полный ответ и вывешивает на доске.

Что такое предложение?

По цели высказывания предложения бывают.

По интонации предложения бывают.

Предложения по грамматической основе бывают.

Сколько грамматической основы в простом предложении?

Какие второстепенные члены предложения бывают?

Главные члены предложения

По наличию второстепенных членов предложения бывают.

XIV. Оценивание

2) капитаны команд оценивают на листах – оценивания остальных участников группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через

включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами и обращениями

Предметные результаты: определять количество грамматических основ в сложном предложении; различать союзные и бессоюзные сложные предложения; находить границы частей в сложном предложении; определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного, составлять схемы сложных предложений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

2. Работа у доски

Записать слова под диктовку (один ученик вызывается к доске)

- Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

- Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

- Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)

- Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

- Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)

- Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?

3. Фронтальный опрос

Задает вопросы:

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?

-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)

4. Индивидуальная работа по карточкам

Учитель раздает карточки обучающимся (данный этап работы происходит в то же время, что и фронтальный опрос).

Синтаксический разбор предложения.

Серый воробей купался в пыли.

Вставить буквы, поставить ударение.

Тр..мвай, п..суда, т..пор, М..сква, адр..с, в..рота, ..гурец

Составить предложение из данных слов.

Вера, бегут, на, Коля, купаться, речку, и

Подчеркнуть грамматическую основу. Определить вид предложения. Построить схемы.

а) Коля рисует самолет.

б) Котёнок широко открыл рот и жалобно мяукал.

в) Вера пишет письмо, а Серёжа решает задачу.

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Выполняют самостоятельную работу, проверяют по

ключу: да, нет, да, нет, да, и да и нет

Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока

Щиров А., Сафронийчук Н

Тостухин Н., Макухин С.

3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

Записать предложения, расставить знаки препинания

1.Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность.

2.Прогремел гром и пошел дождь.

-Какой раздел науки о языке изучает строение предложений? (синтаксис)

-С каким разделом связан неразрывно? (пунктуацией)

-Найти грамматические основы, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы предложений;

-О каких предложениях мы говорили на предыдущем уроке? (о простых)

- Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите?

Запишите тему сегодняшнего урока.

Устная разминка.

Называет предложения. Если услышали сложносочиненное предложение, поднимают правую руку, если сложноподчиненное - левую.

1. Вверху по краю оврага шумели от ветра вербы, а внизу переливался мелкий ручей.

2.Я заметил, что вдалеке стали появляться крыши домов.

3.Снег еще лежал сугробами в лесах, но на полях уже виднелась черная жирная земля.

4.Сквозь странные звуки было слышно, как грохочет прибой.

5.Свинцовое небо простиралось над водой, и кучевые облака громоздились в небе.

- В последнем предложении встретился союз И. - - Какова его роль в предложении?

Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, анализируют предложения.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

Работа по учебнику.

Прочитать параграф 11 на странице 30. Устно разобрать план синтаксического разбора.

Выполнение упражнения 54

Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах

- С чего начнем синтаксический разбор предложения? (с нахождения предикативной/грамматической основы)

- Подходит ли данное предложения для темы урока? Почему?

-Расставить и объяснить знаки препинания, построить схему, выделить и объяснить орфограммы;

Наступили холода все чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком.
- По какому признаку можно разделить сложные предложения на группы? (Союзные и бессоюзные)

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы.

5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.

Работа в паре.

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

1.Проводник сказал что в лесу водятся медведи.
2.Прошла гроза и выглянуло солнышко.

3.Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
4.Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

5.Здоровье дороже богатства.

6.Чистота - залог здоровья.

7.Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.

8.Хороший смех оздоравливает душу.

-Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически

Работа в группах.

Определить, в каких предложениях союз И соединяет части сложного предложения, а в каких – однородные члены предложения.

1.Меня разбудили какие-то шорохи за окном и чириканье воробья.

2. Выглянуло солнце и в рощах защебетали стайки щеглов.

3. Кот Мурзик как будто улыбается и усы его радостно топорщатся.

4. Накануне праздника мама сорвала в саду букет цветов и поставила его в воду.

5. В лагере можно найти много новых друзей и поэтому там очень весело.

Осуществляет контроль по изученному материалу.

Составить предложения по данным схемам.

3. [ - =], ( потому что = -).

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

7. Инф-я о д/з

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р:

Параграф 11 выучить порядок синтаксического рабора.

- выписать из учебника литературы 5 предложений (простое, простое с однородными членами, сложное бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное, выделить грамматические основы, уметь объяснять знаки препинания)

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха:

- красный цвет, если испытываете затруднение;

-жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

Читайте также: