Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме конспект 2 класс

Обновлено: 19.09.2024

Учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; научатся различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные.

На уроке используются ЭОР

Содержимое разработки

Технологическая карта урока.

Тема учебного занятия

“Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.”

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Обобщить и дополнить знания о правописании безударных гласных в корне слова, способствовать формированию орфографической зоркости

- научить различать формы слова и однокоренные слова;

- развивать умение определять безударный гласный звук в слове и его место в слове; развивать письменную речь, умение отвечать на вопросы

- воспитывать любовь к русскому языку

Учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; научатся различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные.

Игра "Рассели слова по домикам"

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орфографическая минутка.

Игра “Рассели слова по домикам”

- По какому признаку расселяли слова. (Группировали однокоренные слова)

Почему заселили не все слова в домики? (Они не являются однокоренными)

2) Работа в карточке

Вставь пропущенные буквы. В словах поставь ударение. Подчеркни безударную гласную. Какой буквой обозначили безударный гласный звук? ( В слове ягода безударный гласный звук [а] обозначили буквой о; в слове плоды слышим звук [а], пишем букву о; в слове шиповник под ударением что слышим, то и пишем)

Можем ли мы доверять безударным гласным? Почему? (Нет. Один и тот же звук на письме может обозначаться разными буквами)

Открой учебник на стр. 93, прочитай тему урока.

Чему будем учиться на уроке? (Будем учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

– Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте подарим друг другу улыбку, и пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Постарайтесь быть внимательными и активными, отбросьте лень и уныние. Покажите, что мы знаем и как умеем работать. Успехов вам и удач!

– Ребята, обратите внимание на запись, выполненную на доске. Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Кто ищет трудность, находит мудрость.

– Не надо пугаться трудностей, их надо преодолевать. Знаете ли вы, какая птица является символом ума и мудрости, а так же птицей 2015 года в Республике Беларуси? (Сова.)

– Сегодня мудрая Сова, учительница из Лесной школы будет помогать мне в проведении урока. Также она подготовила для вас дневнички Мудрости, где вы будете оценивать каждое выполненное вами задание.

+ – без ошибок

– – 3 и более ошибок

– Вижу, вы уже готовы начать работу.

2.Этап актуализации знаний

– Я очень хочу рассказать вам одну историю. Послушайте.

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол.

– Почему так получилось? Какую ошибку допустил Дима?

– Какое правило не знал Дима? Как правильно записать это слово?

Безударных гласных пять,

Тех, что надо проверять.

Вы, запомните, друзья.

Буквы а, о, е, и, я.

Если только гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

– Какую цель поставите перед собой? Чему будем учиться? (Учащиеся выборочно дают свои ответы, после чего учитель сообщает общую цель урока: учиться находить безударную гласную и её проверять.)

4.Чистописание

– Мудрая Сова приготовила вам первое задание. Как вы думаете, какая буква нравится ей больше всего? (Дети прописывают букву, затем записывают слова.)

Сс Ссс СссС С сС ссСс

сова совёнок совушка

– Поставьте ударения в словах, подчеркните безударные гласные. Какое слово является проверочным? (Проводится работа с предложением.)

Мудрая с.ва ж.вёт в л.су.

– В каком слове в предложении количество звуков и букв не совпадает? (Устно производится звуко-буквенный анализ слова.)

– Какую гласную в слове нам необходимо проверять? Как мы проверяем безударную гласную в слове? (Ответы детей.)

– Сова хочет, чтобы вы в дневничках оценили только чистописание.

5.Словарная работа. (Диктант в рисунках)

- Разбейте слова по двум столбикам (хорошо знаю, сомневаюсь в написании словарных слов): дорога, воробей, корова, ворона, зарядка, помидор, сахар.

Задание: поставьте ударения, подчеркните безударные гласные.

- А как же в словарных словах будем проверять безударные гласные? (Их нужно запомнить и посмотреть в орфографическом словаре)

- Кто желает поработать у доски?

Взаимопроверка и оценка.

- Молодцы! Я заметила, что Совушка и вы уже устали. Давайте отдохнем.

6. Физкультминутка

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова.

На суку сидит, головой вертит.

Во все стороны глядит.

Да вдруг – как полетит!

- А теперь небольшая разминка.

- Я говорю слово, а вы показываете нужную безударную букву на веере.

Вода, сады, река, мясной, грибной, снежок, зима.

7. Работа в парах

- Ну вот мы с Совушкой видим, что вы готовы работать в парах. И покажем, какие дружные ученики учатся в нашем классе.

Задание: выберите проверочное слово, подчеркните его, вставьте безударную гласную букву.

! Не забываем отмечать в дневник Мудрости.

8. Работа с учебником

- Пусть немножко отдохнут наши глазки. Сядем ровненько и посмотрим упр. 185, с.114.

- Слушаем текст и мысленно рисуем картину услышанного.

- Выписывайте слова с пропущенными буквами, подчёркивайте вставленную букву, прежде называйте проверочное слово.

Оценивайте работу в дневнике мудрости.

9. Контрольно-оценочный этап

- Мудрая Сова подготовила еще одно задание – диктант букв.

- Я показываю слово, прописываем только букву.

Цв_ты, с_ды, з_нты, гл_за, з_ма, ст_на, г_ра,

! Не забываем отмечать в дневник Мудрости.

Мало знать правило!

Главное проверочное слово, которое сегодня, может быть, не у всех легко находилось. Но для этого пришли в школу.

10. Домашнее задание

- Это домашнее задание от Совушки (Списать, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные)

11. Итог урока

Возвращаемся к дневнику мудрости. Считаем сколько +. Записываем.

Урок подходит к концу. Сове пора улетать домой. Давайте подарим сове на память о нашем уроке стихотворение. Но подарок еще не совсем готов. Вставьте в слова безударную гласную. Поработайте в группах. Но вначале послушайте это стихотворение.

Возле самого ств_ла,

Точно столбик сучковатый,

Дремлет чуткая с_ва.

Сова благодарит вас за урок, за прекрасный подарок и в память о нашей встрече тоже желает подарить вам маленькие подарочки – символы ума и мудрости, потому что она считает, что опыт, приобретенный на уроке помог стать вам чуть умнее, мудрее.

Цели урока: Развивать умение слышать звучащее слово; ставить ударение; различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова; развивать умение находить проверочные слова в группе однокоренных слов; развивать орфографическую зоркость и каллиграфические навыки.

Содействовать развитию у детей умений общаться в коллективной игре и работе в парах. Развивать фонематический слух и речь учащихся.

Воспитывать чувство коллективизма.

Учебник для 2 класса; рисунки зайца и лисы, картинка к словарному слову; карточки.

1. Организационный момент

Всем отбросим нашу лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

2. Проверка домашнего задания.

Кто испытал трудности при выполнении домашнего упражнения?

Один ученик на доске обозначает ударение в словах, ставит знаки препинания.

3. Введение в тему.

В морях Знаний есть много островов.
К острову Грамматика сейчас мы поплывём.
Рифы и препятствия все мы обойдём.

(В словах неправильно произносится ударение)

Учитель: На каком корабле мы отправимся в путь?

Учитель: Что вы заметили?

Дети: Вы неправильно произнесли слова.

Учитель: В чём ошибка?

Дети: Неправильно поставили ударение.

Учитель: В каких словах допущена ошибка?

Дети: Морях, корабле.

Учитель: Произнесём правильно: м_рях, к_рабле. Какие буквы вставим в эти слова? Докажите.

4. Словарная работа

Учитель: Есть слова, в которых можно проверить безударные гласные, а есть слова, в которых её нужно запомнить. Объясните, в слове корабль, как проверить?

Учитель: Я предлагаю вам запомнить это слово с помощью стихотворения.

Учитель: Запишем к_рабль. Подберите родственные слова.

Кораблик, корабельщики, корабельная, кораблестроители.

Учитель: Что надо запомнить в слове?

Дети: Безударную гласную.

5. Минутка чистописания

Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?

Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?

Запись с комментированием

Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

6. Работа по учебнику

Учитель. Прочитайте слова. Выделите карандашом в учебнике корень, поставьте ударение. Подчеркните ударные гласные двумя чертами, безударные – одной чертой.

Дети работают по учебнику.

Учитель. Какие из этих слов будут проверочными? Выпишите сначала проверочные слова, а потом остальные.

Запись: Глаз, глазки, глаза, глазок, глазной.

Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.
Вскинем наши пальчики, как ушками шевелят зайчики.
Крадёмся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом, и мы головки повернём.

Учитель: Что ещё вы знаете о лисе и зайце?

Дополнительно: Раненый заяц очень сильно кричит. Подражая этим звукам, охотники стараются приманить лисиц. Зайчата едят траву в возрасте двух недель. На лапах у лисы есть чувствительные волоски, которые помогают ей ориентироваться и находить нужное направление. Лиса не пережёвывает пищу, а только разрывает мясо на мелкие куски.

Учитель: Лиса, заяц – это слова, которые называют один предмет, значит, они используются в единственном числе. Слова, которые называют много одинаковых предметов - это слова во множественном числе.

7. Работа в парах на карточках

Для первой группы: поставить знак ударения, подчеркнуть безударные слоги в словах.

Дрозды, гаражи, шалаши, холодный, день, садовник, сорняк.

Для второй группы: проверьте обозначение гласного звука, подобрав проверочное слово.

Кр_ты – крот. С_сна – сосны.
М_чи – . с_ва – .
Сн_пы – . г_ра – .
Гр_бы – . тр_ва – .
Сл_ны –… спи_на – …

Для третьей группы: списать предложение, вставить нужные буквы. Подчеркнуть главные члены предложения.

Л_ства к_вром л_жит под н_гами.

Учитель: Покажите ваше настроение в конце урока. Кому было трудно? Интересно?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 2 класса "Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове, их обозначение на письме"

Конспект открытого урока-исследования, проведённого учителем начальных классов МАОУ СОШ №30 г. Березники Мавликаевой Гульнур Тальгатовной .

Тема: Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове, их обозначение на письме.

Выяснение, в каких случаях необходимо проверять гласные звуки в словах.

Вывод правила проверки безударных гласных звуков в словах и применение правила на практике.

Развитие аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

высказывать свое предложение

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

развитие умения проверять безударные гласные в словах, меняя форму числа слова.

I. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о звуках и буквах.

1.Сколько букв в русском алфавите?

2. На какие 2 группы они делятся?

3. Сколько гласных звуков в русском языке?

5. А сколько гласных букв в русском языке?

7. Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда?

8. А на что указывают гласные буквы верхнего ряда?

9. Что вы знаете о буквах я, е, ё, ю?

10. В каких случаях они обозначают 2 звука?

II . Повторение изученного. Самостоятельная работа по карточкам. Ваша задача – сделать фонетический разбор слова. Перед вами карточки разного цвета. Красные карточки - простые задания, жёлтые - задания более сложные, ну и зелёные карточки - самые сложные задания. Возьмите выбранную карточку. Подписывать не надо, потому что проверять вы её будете сами. Начинайте работу. Я вижу, что работу закончили….(перечислить имена). А сейчас вы проверите и оцените свою работу. Если работа выполнена без ошибок – нарисуете на обратной стороне карточки солнышко, если есть 1-2 ошибки – нарисуете облако, из-за которого выглядывает солнышко, если ошибок больше нарисуете тучку. Чтобы предотвратить недоразумения я приготовила для вас карточки – помощницы. Откройте их, убрав скрепку.

Ученики работают 3-4 минуты.

- Поднимите карточки с солнышком. Ой, как стало светло в нашем классе от ваших солнышек! Мне приятно, что вы выбрали карточки не только красные, но и жёлтые, и зелёные. Спасибо. Покажите карточки с облачком. Вы тоже хорошо работали, а то, что у вас были ошибки – это не беда, я думаю, со временем вы научитесь быть более внимательными. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

А вот те, у кого в тетрадке тучка должны задуматься и стать ещё более внимательными на уроке и поработать дополнительно дома.

Вот такое письмо написал Незнайка своему другу.

На доске: Дарагой друк!

Как ты жывёш? Я лублу делать уроки.

-Прочитайте его про себя. Что заметили? (много ошибок)

- А как вы думаете, почему он сделал столько ошибок? (он писал так, как слышал, он не знает правил)

- Когда мы пишем - мы себе диктуем (учитель делает вид, что диктует себе – всё правильно, что слышу то и пишу).

Вывод: Не всегда нужно писать так как слышим .

Итак, к какому выводу мы пришли?

(Мы пришли к выводу, что не всегда нужно писать так, как слышишь).

- Сегодня на уроке мы исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях нужно писать не те гласные, которые слышим. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске карточки со словами:

Слоны, ряды, след, зимы, следы, слон, ряд, травы, зима, трава.

1. Прочитайте слова про себя.

2.Назовите слова в которых произношение и написание гласных не совпадает (слоны, ряды, следы, зима, трава). (выложить карточки в одну строчку) На какие две группы вы могли бы поделить эти слова.(ед. числа и мн. числа ) Учитель выкладывает слова в один столбик, прикрепив табличку ед. ч. и мн. ч. Спишите эти слова в тетрадь так как на доске.

Получилась запись: ед.ч.

3.Поставьте ударение в словах и подчеркните гласные буквы на месте гласных звуков, произношение и написание которых не совпадает.

4. Сделайте вывод - написание и произношение каких гласных не совпадает? (безударных)

5. Назовите слова, в которых произношение и написание гласных совпадает (зимы, слон, шаг, стрелы, лисы, травы, ноги, след). Давайте подберём пары к словам, которые вы уже записали (учитель составляет пары на доске) и запишем эти слова в тетрадь. Не забывайте ставить ударение.

Получилась запись: ед.ч

6. Почему произношение и написание гласных второго столбика не вызвало у вас сомнений? (потому что они стоят в сильной позиции т.е. под ударением) Как же нам быть если мы сомневаемся в написании безударной гласной? Сделайте вывод.(безударную гласную проверяют ударением)

(Если дети скажут, что надо изменить слово так, чтобы на эту букву падало ударение, то сказать, что так и надо сделать и задать вопрос №8)

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ И РУК

7. Правописание каких гласных букв требует проверки? (а о е и я) карточку на доску

Почему не надо проверять гласные ы, у? (они в любой позиции не вызывают сомнения, например – круги - круг, крыло - крылья)

8.Что интересного вы заметили записывая пары слов ? (в одном слове гласный безударный, а в другом он под ударением; если в единственном числе гласный безударный, то во множественном он под ударением ) прикрепить карточку – ед.ч и мн. ч.

9.А теперь проверим наши предположения.

Чтение правила вслух.

VI . Закрепление изученного.

Итогом нашего исследования будет самостоятельная работа.

V . Домашнее задание. Дидакт.материалы стр.39 №43

VI . Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Безударные гласные проверяют ударением. Можно проверить тем же словом, только в другом числе.

- Если вы чувствовали себя на уроке легко, и вам было интересно, прикрепите магнит под улыбающимся лицом, если вам было трудно и непонятно, прикрепите магнит под грустным лицом.

Читайте также: