Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля конспект

Обновлено: 05.07.2024

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности.

Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя

  • несение боевых дежурств
  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях(ЧП)
  • спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей:

  • психическое напряжение в состоянии готовности;
  • критические температуры окружающей среды;
  • вибрация;
  • шумовой и световой фон;
  • внезапные световые и звуковые сигналы;
  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;
  • повышенная физическая нагрузка;
  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
  • информационная неопределенность;
  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
  • ответственность за результаты деятельности,
  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
  • опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

  • факторы рабочей ситуации - физический стресс - психологический стресс
  • социально-психологические факторы
  • системные факторы

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто "улетучиваются".
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Нарушение питания: постоянное ощущение недоедания или потеря аппетита, удовольствия от еды.
  • Невозможность вовремя закончить работу.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

1) РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ
  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

  • Первичные
  • Вторичные
  • Третичные Вторичные последствия профессионального стресса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ) - ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР) СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ) состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

  • физические
  • эмоциональные
  • интеллектуальные
  • социальные

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

  • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса. Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

Профилактика профессионального стресса.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

В последние годы отмечается новый вид патологии - информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии - приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции. Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие к глубоким негативным эмоциональным состояниям.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя

  • несение боевых дежурств
  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)
  • спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей:

  • психическое напряжение в состоянии готовности;
  • критические температуры окружающей среды;
  • вибрация;
  • шумовой и световой фон;
  • внезапные световые и звуковые сигналы;
  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;
  • повышенная физическая нагрузка;
  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
  • информационная неопределенность;
  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
  • ответственность за результаты деятельности,
  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
  • опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

1) факторы рабочей ситуации

2) социально-психологические факторы

3) системные факторы

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто “улетучиваются”.
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Нарушение питания:

– постоянное ощущение недоедания

– или потеря аппетита, удовольствия от еды.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ
  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

  • Первичные
  • Вторичные
  • Третичные

Вторичные последствия профессионального стресса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

– ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ)

состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

  1. физические
  2. эмоциональные
  3. интеллектуальные
  4. социальные

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

  • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
  • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

Профилактика профессионального стресса.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

В последние годы отмечается новый вид патологии – информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии – приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции.

Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие глубоким негативным эмоциональным состояниям.

Основа лечебной и коррекционной работы – обучение пациента навыкам поддержания оптимальных индивидуальных характеристик альфа-и бета-ритмов электроэнцефалограммы головного мозга, их соотношений с одновременным мониторированием электромиограмы и температуры. Тренинги биологической обратной связи показаны при различных состояниях – от нормального до дистимических расстройств. Возможности новой технологии внушительны:

И это далеко не полный перечень возможностей БОСЛАБа. Программно-аппаратный комплекс разработан Лабораторией компьютерных систем биоуправления Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук г. Новосибирск.

Необходимость обращения к специалисту осознают не все и не всегда вовремя. А вот найти время для профилактики нежелательных состояний достаточно просто. Все мероприятия приятны, необременительны и не требуют особой подготовки.

Профессиональный стресс.
Механизмы накопления.

Профессиональный стресс

Стресс – эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения.

Профессиональный стресс - представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.

Данный вид стресса имеет свои особенности.

У специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:

  • угроза своей жизни или жизни близких людей ;
  • отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Причины производственного стресса

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда

Признаки стрессового напряжения (по Шефферу):

Причины стрессового напряжения (по Буту):

Причины профессионального стресса

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

Последствия профессионального стресса:

  • первичные
  • вторичные
  • третичные

Вторичные последствия профессионального стресса:

  • синдром эмоционального выгорания
  • психосоматические заболевания
  • посттравматические стрессовые расстройства

Синдром эмоционального выгорания - состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

Симптомы эмоционального выгорания:

  1. физические
  2. эмоциональные
  3. интеллектуальные
  4. социальные

Профилактика профессионального стресса

Что помогает от стресса на работе? Чтобы не задавать такой вопрос, лучше всего вовремя проводить соответствующую профилактику данного заболевания. И главная роль в этом ответственном деле отводится именно руководителю организации.

Во-первых, стрессовые ситуации можно избежать, если вовремя и полно информировать работников о психологической ситуации в коллективе. Обязателен стенд, который должен предупреждать работников о возможных стрессах и о том, как с ними справляться.

Во-вторых, нужно организовывать тренинги для своего персонала, которые помогут не столько избежать стрессовой ситуации, сколько выйти из неё с достоинством.

В-третьих, самому руководителю необходимы специальные тренинги по созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Чем раньше определить заболевание, тем легче будет проходить курс лечения. Последствия длительного стресса потребуется устранять уже не только психотерапевту, но и врачам других разных направлений, так как будут затронуты многие системы организма.

Профилактика профессионального стресса, в первую очередь направлена на снятие физической, эмоциональной и психической нагрузки.

Основные способы преодоления профессионального стресса:

Принципы заботы о себе:

  • ответственное отношение к собственному здоровью.
  • развитие навыка самонаблюдения.
  • соблюдение баланса в заботе о физическом и психологическом здоровье.

семейный климат, взаимопонимание и поддержка близких оказывают положительное влияние на состояние здоровья человека, и наоборот, постоянная напряженная семейная обстановка неблагоприятно сказывается на здоровье
(Водопьянова Н.Е., 2009). Негативная эмоциональная окраска внутрисемейных отношений влечет за собой отчетливое нарастание уровня психопатологической симптоматики.
При этом холодные, безразличные, отчужденные внутрисемейные отношения оказывают более выраженное повреждающее воздействие на психику, чем отношения конфликтные, неровные и часто обостряющиеся.
Уровень образования также является важным фактором, определяющим возможность социально-бытовой и профессиональной адаптации человека в обществе. Степень психического выгорания может быть связана с уровнем образования. Причина этого - завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования. С другой стороны, недостаточный уровень знаний и навыков является социальной причиной торможения профессионального мастерства.
Воздействие экстремальных условий приводит к возникновению различных стрессовых состояний у человека. Наличие индивидуальных различий в реагировании на стресс и формирование стрессоустойчивости определяет нарастающий интерес к изучению механизмов регуляции этого состояния, обоснованию путей и способов преодоления.
В настоящее время специалисты все больше склоняются к мысли о преобладающем значении личностного фактора и считают, что стрессовые события сами по себе очень редко становятся причиной развития различных нарушений. Только в сочетании с внутренними и внешними факторами стрессоры приводят к неудачной адаптации и, как следствие, к дезадаптации личности. На психологическом уровне отмечается наличие определенных личностных черт характера, способствующих негативным дезадаптивным формам поведения. К таким психологическим особенностям личности относятся: эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, высокая тре- вожность, низкие моральная нормативность и стрессоустойчивость.
Особенности отношения к конфликту и способы его разрешения зависят от личности человека. Личность определяет стиль защиты от состояния тревоги, в том числе такого, которое вызвано воздействием на организм факторов внешней среды, то есть особенности личности определяют характер течения адаптационного процесса и формируют его индивидуальный стиль.
Некоторые особенности личности играют значительную роль в развитии адаптационных изменений и сопротивлении неблагоприятным факторам среды.
Жизнерадостные люди психологически выносливы, устойчивы. Выносливость определяется тремя основными характеристиками: контроль, самооценка, критичность. Контроль проявляется и измеряется как локус контроля.
Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабиль- ности и предсказуемости событий. Самооценка - это чувство собственного предназначения и своих возможностей: она определяет не только выбор

способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа, величина и частота стрессового воздействия.
Несмотря на высокую степень ситуативной специфичности ко- пинга, то есть возможности его исследования лишь в соотношении с конкретной ситуацией (стрессором), для лиц с нарушениями психической адаптации характерны определенные стилистические тенденции, актуализирующиеся в стрессовых ситуациях и проявляющиеся на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Выделяют механизмы и факторы нарушения психической адаптации, как следствие приводящие к нарастанию профессионального стресса:
• искаженное восприятие, неадекватность в интерпретации и оценивании различных параметров ситуации, как на уровне общей тенденции, так и в отношении специфических стрессоров;
• неадекватное восприятие или недостаточность внешних и внутренних ресурсов для преодоления стресса;
• ограниченный репертуар копинг-стратегий (отсутствие необходимых навыков проблемно-разрешающего поведения, неполное представление о возможных вариантах поведения в проблемных ситуациях и т.п.) и отсутствие навыков выбора наиболее эффективных стратегий поведения в соответствии с параметрами ситуации;
• неадекватное оценивание результатов копинга, последствий осуществленных действий, их эффективности, возможности и необходимости коррекции.
Наиболее детально понятие дисфункциональных когнитивных тенденций
(когнитивных искажений) рассматривается в концепции
А.
Бека (1996), который указывает на решающее значение аффективно заряженных когнитивных схем в формировании дисфункциональных установок и связанных с ними дезадаптивных автоматических мыслей, а также систематических ошибок интерпретации событий.
Когнитивные механизмы развития эмоциональных нарушений анализируются А. Эллисом (2002). В разработанном им когнитивно- поведенческом подходе к коррекции эмоциональных нарушений (рационально- эмоциональная психотерапия) акцентируется внимание на выявлении и адаптивном изменении иррациональных представлений.
Имеется зависимость между стилем копинга в когнитивной сфере и выраженностью тревоги и депрессивных симптомов. Лица с выраженной тревожно-депрессивной симптоматикой в затруднительных ситуациях чаще используют приемы, повышающие интенсивность и продолжительность негативных переживаний (самообвинение), а также более склонны к формированию нереалистичных представлений, позволяющих избегать активных стресс-преодолевающих действий (положительная переоценка).
Это согласуется с представлениями о преобладании эмоционально- ориентированных стилей совладания со стрессом при нарушениях психической адаптации.

Читайте также: