Проект сборник фольклор нашего народа конспект урока 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

окружающий ег о мир, прежде всег о и легче всего в игре, с игрой. А. М.

Тема: Фольклорно - сц енические иг ры, развитие музыкальности де тей

Цель: Прививать детя м любовь к фоль клору, развивать интерес и уважение

Задача: заложить у де тей основ нацио нального мировосп рияти я ч ерез

освоение малых ж анров фолькл ора (колыбельные, прибау тки, игры и т.д.).

Возрождение р усской традиционной ку льтуры, помогаю щей детям овладеть

1. Исполнение и разучивание пр оизведений русского фольклор а.

3. Пение и мелодекл омация различных упражне ний, песенок - попев ок,

способствующих созданию акт ивной творческой атмосферы.

4. Музыкально – иг ровые моменты и р итмические движения как

• Укрепление физиче ского з доровья (легкие, голосовой аппарат) .

Народные инс трументы, кукла, мультимедио, през ентация элементы

Новые слова: голубить, приголубить, народное твор чество, неб ылицы,

Тема сегодня шней встречи , народное творчество. Ф ольклор – этот тер мин

пришел к нам из староанглийског о языка. Анг . Folk – народ, lore – учение, т.е.

народное народ ная мудрость. Имен но так, уважите льно и даже возвыш енно

принято во всем мире называть устное музыкаль ное и литератур ное

Мы познакомимся с произведения ми устного народног о творчества ( или?

Очень давно люди не знали письмен ности. Один талантливый человек

придумывал для с воих детей волшеб ную сказ ку - историю. Она всем

Один сочинил, друг ой услышал, что - то добавил и так каждый пр иукрасил,

чтобы было и нтереснее – получаетс я сочиняют все вместе – всем нар одом –

поэтому, творчес тво и наз ывается народным . А зачем мы из учаем народное

творчество, вед ь сейчас есть компьютеры, гаджет ы? – Это все проверено и на

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Форма урока: урок-игра

1. Образовательная:

поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

2. Развивающая:

развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

развитие грамотной устной речи;

формирование навыков выразительного чтения

3. Воспитательная:

воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

воспитание нравственных качеств.

I . Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок

О жанрах устного народного

То, что читали, повторим.

2. Определение темы целей урока .

Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

II . 1. Беседа с учащимися

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

2.Работа с учебником и справочником.

-Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике

-А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)

-Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать?

Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

-Как вы думаете, а для чего нужны потешки?

(Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)

-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

(Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)

-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

-Что такое сказка? (Ответы детей. )

- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.

- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Каких былинных героев-богатырей вы знаете?

1. Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

http://festival.1september.ru/articles/560170/img2.jpg

Русский фольклор – это творчество народа. В нем заключено мировоззрение тысяч людей, населяющих когда-то территорию нашего государства. Их жизненный уклад, любовь к Родине и своему дому, чувства и переживания, мечты и потрясения – всё это веками передается из уст в уста и дарит нам связь с нашими предками. Наследие нашего народа многогранно и разнопланово. Фольклор – это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое с нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи – своем будущем.

Фольклор (от англ. folk+lore — "народная мудрость") — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение. Процесс создания фольклора основывался на повторении уже известных произведений (сказок, песен, загадок, пословиц и др.). Повторяя фольклорные произведения, люди вносили в них изменения — упускали некоторые детали или придумывали новые. Поэтому фольклорные произведения дошли до нас во множестве вариантов.

Жанры фольклора.

Фольклор нашего народа очень богат и разнообразен. Рассмотрим малые фольклорные лирические жанры. К ним относятся:

- песенки, потешки, пестушки;

- пословицы и поговорки и др.

Жанры фольклора

Частушка – иронические четверостишия, четко оценивающие, а чаще высмеивающие жизненные ситуации или явления. Например:

Подружка моя, как тебе не стыдно,

На уроке ела булку.

Думаешь, не видно?

Подружка моя, я её не ела.

Раз пятнадцать откусила,

Больше не хотела.

Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом. Сказки бывают разного вида: волшебные, бытовые, о животных.

Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).

Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.

Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Пословицы и поговорки.

Пословицы – это короткое, законченное, образное высказывание с

поучительным смыслом. Например:

- После драки кулаками

- Бодливой корове бог рог не дает.

Поговорки – это образное выражение, описывающее какую-либо жизненную

ситуацию. Это не законченное суждение, а его часть.

Потешки, песенки, пестушки.

Пестушки – это слово образовано от древнего, обозначающего носить кого-то на руках и няньчиться с ним. Когда ребенок просыпается и начинает потягиваться, его гладят. Эти произведения часто содержат в себе образ малыша. Веселые и простые песенки делают ребенка радостным.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ой, мой маленький,

Ой какие мы большие

Вот такие, вот такие,

Глянь – баранки, калачи,

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи –

Нам осталися бара-а-а-ночки!

Не боимся мы воды,

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

Довезли до сеновала

– С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Колыбельные песни.

Колыбельные песни обычно называют байками. Образовано это слово от древнего русского, которое обозначает заговаривать или шептать. Современные колыбельные часто упоминают персонажа кота, который пушистый и мягкий. Он ассоциируется со сном и покоем. Его кладут в колыбельную к детям и обещают в награду.

Сели гусюшки в кружок,

Дали Ване пирожок,

Дали Ване пряничка.

Спи скорее, Ванечка!

Люли, люли люленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стали Дашеньку качать,

Стали Дашеньку качать,

Стала Даша засыпать.

Уж ты, котинька-коток,

Приди, котя, ночевать,

Нашу Лидочку качать.

Я тебе ли то, коту.

За работу заплачу,

Дам кувшинчик молока

Да кусочек пирога,

Скороговорки.

Скороговорки — это короткий ритмичный текст, который намеренно создан так, чтобы затруднялось произношение звуков и слов в подвижном темпе.

На лугу под горкой

С красивой красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок

У крыльца растет трава.

Куплю Рае литари.

Курил турка трубку,

Клевала курка крупку:

Не кури, турка, трубки,

Не клюй, курка, крупки!

Ехал грека через реку.

Видит грека — в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку греку — цап!

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Отгадывание загадок развивает мышление и фантазию, знакомит с переносными значениями слов и образными выражениями.

- Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца)

- Явился в жёлтой шубке. Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

- Сверху кожа, снизу тоже. А в середине пусто. (Барабан)

- Никого не обижает, А её все толкают. (Дверь)

- Что за зверь: Белый, как снег, Надутый, как мех, Лопатами ходит, А рогом ест? (Гусь)

От косы осталась

Но проворна бабушка,

Стелет стежки на холсте

Тонкою косицей. (Иголка с ниткой.)

Фольклор нашего народа - это очень важный воспитательный инструмент, который обязательно нужно использовать при работе с подрастающим поколением. В нем удивительным образом сочетаются физическое развитие, моральные принципы и духовное богатство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока во 2 классе "Фольклор - душа народа".

Фольклор – народная мудрость

Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.

Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.

учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;

развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;

содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Учитель. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.

Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.

У: Чем же занималась молодежь на посиделках?

Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Весна - это начало аграрного периода года, которое связано с работой на земле. В Тульском крае принято было различать две весны. Первая весна длилась с марта до Пасхи (начало сева). Весной игрались свадьбы. В этот период исполнялись плясовые наигрыши, водились хороводы, пелись попевки и частушки. И для Вас сегодня, исполнят частушки наши девчонки – хохотушки.

Очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков всегда были куклы - обереги. И ими не только украшали интерьер или в детстве играли дети. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. И сегодня мы с вами попробуем изготовить таких кукол.

Изготовление куклы – оберега

Замечательные куклы у вас получились, а мы двигаемся дальше, и на дворе уже лето – красное пришло. Как вы думаете, чем же занимались наши предки летом? (ответы детей)

Музыкальные жанры этого периода – песни, хороводы. А что такое хоровод? (ответы детей) Молодцы!

Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять. Вашему вниманию настоящий хоровод.

Заканчивалось лето 2 августа в Ильин День. Считалось, что в этот праздник в первой половине дня – лето, а во второй половине дня – осень. Завершалось купание в реках. Начиналась жатва – собирали урожай, убирали поля.

Игра ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!

А на нашем календаре уже зима. Посиделки проходят теперь в теплой натопленной печкой избе.

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали бубен, ложки
И играли от души!

Группа мальчиков украшает мелодию "Светит месяц" звучанием шумовых инструментов.

Молодцы, мальчишки! И пока ребята усаживаются на свои места, давайте вспомним, какие обрядовые праздники отмечают зимой? (ответы детей)

Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете зимние праздники. И пусть еще чуть больше месяца до главного праздника чудес – Нового года, я хочу вам сегодня вручить памятные подарки. Это елочные игрушки, но необычные стеклянные шары, а соломенные снежинки. И я очень надеюсь, что вы найдете для них место на вашей праздничной елке.

Понравились вам наши посиделки? Что интересного узнали на уроке? (ответы детей)

Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.

Читайте также: