Продуктивное чтение в детском саду конспекты занятий

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 420 0

Тема: «Знакомство с произведением

Воспитатель:

Артемьева И. П.

Тема: «Знакомство с произведением

Развивающая. Развить способность к целостному восприятию произведения.

Воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям.

Применяемая технология: технология продуктивного чтения (слушания) используется при ознакомлении с литературным произведением для того чтобы развивать умение самостоятельно понимать текст.

Ход занятия:

1 этап: До чтения.

Воспитатель : (обращает внимание на гостей)

Очень рады мы гостям,

Приглашаем в гости к нам.

(предлагает ребятам сесть на стулья, напоминает о посадке, собрала внимание.)

Воспитатель : Послушайте загадку и скажите отгадку.

Живёт под полом малышка, кто же это?

Воспитатель : А если это маленький детёныш мышки, как его можно назвать?

Дети : Мышонок , мышоночек .

Воспитатель : Сегодня у нас на занятии в гостях вот этот серенький мышонок (показ слайда № 1) .

Давайте мы с ним познакомимся поближе :

Вопросы к детям :

- Какой мышонок по цвету ? (серый)

- Какой мышонок по величине ? (маленький)

- Что у него есть на мордочке? (ушки, нос, глаза, усы)

- Какие у мышонка ушки ? (маленькие, круглые)

- А какие у нашего мышонка глазки ? (красивые, чёрные, круглые, как бусинки)

- Какой носик у мышонка ? (маленький)

- Какие усы у мышонка ? мышонка длинные усы, как маленькие антенны)

- Посмотрите, что ещё есть у мышонка ? мышонка есть лапки, хвостик)

- Какие лапки у мышонка ? (Лапки у мышонка маленькие с коготками-царапками)

- Какой хвостик у мышонка . мышонка длинный, голый хвостик, как шнурочек) .

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что умеет делать мышонок ?

Дети : Мышонок умеет быстро бегать , прятаться в норке, грызть корку и т. д.

Воспитатель : Нравится вам мышонок ?

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Воспитатель : Этот забавный зверек нравится не только вам, но и писателям. И один из них даже сочинил сказку .

(показ слайда № 2 с изображением книги и портрета С. Я. Маршака )

Воспитатель : Ребята, у нас в гостях мама-мышка со своим мышонком .

(показ слайда № 3 с изображением мышки с мышонком)

Хотите послушать, как она укладывает своего мышонка спать ?

(читает сказку)

2 этап: Во время чтения.

«Пела ночью мышка в норке :

– Спи, мышонок , замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок :

Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи.

Воспитатель : Вот какой капризный мышонок !

Ребята, давайте вспомним, кого из нянек звала мама – мышка и как они пели свои песни мышонку .

Стала (дети: утку) в няньки звать (показ слайда № 4 с изображением утки) .

Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка :

Лиза Ч.: Кря-кря-кря, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок :

– Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поешь!

Стала (дети: жабу) в няньки звать (показ слайда № 5 с изображением жабы) .

Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать :

Олег К.: Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок , до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок :

– Нет, твой голос нехорош.

Очень скучно ты поешь!

Тетю (дети: лошадь) в няньки звать (показ слайда № 6 с изображением лошади) .

Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

Валерий М.: И-го-го (поет лошадка)

Спи, мышонок , сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок :

– Нет, твой голос нехорош.

Очень страшно ты поешь!

Тетю (дети: свинку) в няньки звать (показ слайда № 7) .

Приходи к нам, тетя свинка,

Нашу детку покачать.

Стала свинка хрипло хрюкать,

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок :

– Нет, твой голос нехорош.

Очень грубо ты поешь!

Стала думать мышка-мать :

Надо (дети: курицу) позвать (показ слайда № 8) .

Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать.

Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло :

Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок :

– Нет, твой голос нехорош.

Этак вовсе не уснешь!

Стала (дети: щуку) в няньки звать (показ слайда № 9) .

Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука –

Не услышал он ни звука :

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок :

– Нет, твой голос нехорош.

Слишком тихо ты поешь!

Стала (дети: кошку) в няньки звать (показ слайда № 10) .

Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка :

Софья Б.: Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок :

– Голосок твой так хорош!

Очень сладко ты поешь!

Воспитатель : Ребята, чья песенка понравилась мышонку ?

Дети : Мышонку понравилась песенка кошки.

Воспитатель : Давайте вспомним, чем закончилась сказка

(дети вместе с воспитателем читают отрывок)

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка ,

Воспитатель : Ребята, как вы думайте, почему мама – мышка так расстроилась?

Дети : Мама мышка расстроилась, потому что мышонок пропал .

Воспитатель : Что можно сказать о маме мышке ? Какая она?

Дети : Заботливая, добрая, любит мышонка .

Воспитатель : Как вы думаете, куда делся мышонок ?

Дети : Мышонка утащила кошка .

Дети : Мышонка называют глупым , потому что он не слушался маму, потому что он другим нянькам говорил, что их голос не хорош, потому что он был маленький и не знал других животных.

Воспитатель : Правильно, он был ещё маленьким и многое не знал и не понимал.

С этой сказкой мы познакомимся на следующем занятии .

Итог : – Ребята, о ком мы на занятии говорили ? мышонке)

– Кто ее написал? (С. Я. Маршак)

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

в подготовительной к школе группе

Цель: формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов; умений слушать и понимать художественный текст.

Образовательные: - формировать умения понимать идею произведения, воспринимать литературные образы;

- закреплять умение восстанавливать логику событий;

- создать условия для осмысления детьми содержания текста и значения пословиц;

Развивающие:

- развить монологическую речь, умение давать развернутые ответы на вопросы по тексту;

- развивать логическое мышление;

- закреплять умение рассматривать иллюстрации;

Воспитательные:

- воспитывать отрицательное отношения к лжи;

- любовь к чтению, умение сопереживать героям;

- воспитывать умение слушать длинный рассказ, рассуждать, слушать ответы других, не перебивая, а дополняя;

Материал: голубая ткань, буквы, запись шума моря, выставка книг, портреты детских писателей, книга Осеевой, иллюстрации к рассказу.

Предварительная работа: чтение произведений В. Осеевой, заучивание пословиц.

Где-то там за океаном

есть страна для великанов,

для принцесс, богатырей

и для маленьких детей.

- Вот мы и попали в литературный мир. Кто же здесь живет? (книги)

- Каждая книга стоит на своем месте. Здесь живут стихи. Люди, которые пишут стихи_ это… Каких поэтов вы знаете?

- Здесь живут сказки. Какие сказки бывают? Каких писателей-сказочников вы знаете?

- А здесь живут рассказы. Знаете ли вы, чем отличается сказка от рассказа? Каких детских писателей вы знаете?

- Молодцы. Я вижу, что вы любите слушать, когда вам читают. А любите ли вы читать сами? Много у вас дома книг? А если у вас дома не оказалась подходящей книги или вы уже все книги перечитали. Где можно взять книгу?

- Ребята, мы вчера с сыном ходили в детскую библиотеку и встретили там мальчика, который читал книгу и был очень расстроен. Мы спросили его, что с ним случилось. Может быть ему больно, он заболел? Оказалось, что мальчик переживал о том, какая история случилась с героем из этого рассказа. Мне стало очень интересно, что же там такого, и я взяла книгу из библиотеки, чтобы прочитать ее вместе с вами. Хотите услышать эту историю?

- Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась. Посмотрите на ее лицо, какое оно? Как вы думаете, кем она работала? Работала она с необычными детьми, детьми-сиротами. 16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства. Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными. Рассказы, которые она писала были о доброте, дружбе, о детях.

- Как называется рассказ? Теперь вы поняли, почему он так называется?

- Кто главные герои? Скажите, как вы себе представляете мальчика из этого рассказа. Какой он?

- Что произошло в начале рассказа? Кто на самом деле разбил чашку?

- Почему мама так расстроилась из-за разбитой чашки? ( чашка – память о папе )

-Объясните мне, как вы понимаете выражения:

 “ на сердце тяжело”,

 “ мурашки пробегали по спине”,

- Что сказала мама, когда услышала звон разбитой чашки? (зачитать отрывок

- Как вы думаете, мама догадалась, кто на самом деле разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?

- По каким словам в рассказе вы поняли, что мама очень расстроилась из-за обмана сына?

- Почему мальчик сразу не сказал маме правду?

- А как бы поступили вы?

- Как вёл себя Бум после того, как его выгнали из дома?

- Какие чувства вы испытывали к собаке, когда её выгнали из дома во двор?

- Почему мальчик не спал сам и разбудил ночью маму?

- Можно ли обманывать друзей? ( Собака – друг человека. Значит, мальчик свалил свою вину на друга. )

Физкультминутка

Работа с иллюстрациями

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к этому рассказу и вспомнить, какие части рассказа они передают и разложить их по порядку. ( Мальчик разбил чашку, Бум, мама расстроилась, Бум на улице, мальчик жалеет Бума, начинается дождь, сильный ветер, мальчик не может уснуть, будит маму, Бум дома ).

- Ребята, чему нас учит этот рассказ? ( Нельзя обманывать родителей, нельзя сваливать вину на других .) Важно быть честным и не бояться признаваться в своих поступках близким людям . Согласна с вами, ребята.

- А можете ли вы назвать пословицы, которые подойдут к этой истории? (Ответы детей)

От человека утаишь, а от совести не утаишь. Нечистая совесть спать не дает. Ошибайся, да сознавайся.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям.

- Книгу В. Осеевой я верну в библиотеку. А у нас в группе тоже есть библиотека, в которой много интересных рассказов, стихов и сказок.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе. Н. Носов "Леденец".


Дети рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предложения.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Кто-то из вас считает, что это весёлый рассказ, кто-то считает, что он грустный. Ребята, как же нам узнать, какое предположение верно? (нужно прочесть рассказ). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, кто из вас был прав.

3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.

5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Николай Носов. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет писателя.



Воспитатель: Таким вы представляли автора? (ответы детей)
Воспитатель рассказывает детям о биографии писателя.
Воспитатель: Отец у Николая Носова был артистом. В детстве Николай Носов любил ходить на концерты и выступления отца. И родители думали, что, возможно, их мальчик станет артистом. Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом, он хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием, мечтал стать художником. Он работал в кино и снимал фильмы.
Детским писателем Николай Носов стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Много мультфильмов снято по произведениям Н.Носова. Его книги изданы во многих странах мира.
Воспитатель: Хотите познакомиться еще с рассказами Николая Носова? Мы обязательно с вами прочтем другие его произведения.
Воспитатель предлагает после занятия рассмотреть иллюстрации в новой книге и определить, к какому фрагменту рассказа они относятся.

Автор: Посохова Саида Балоглан кызы

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк

Слайд 3

Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Практика подтверждает, что в досуге сегодняшних детей чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается, у детей отсутствует устойчивый интерес к слушанию художественных произведений. И еще одна немаловажная проблема, дети часто не понимают суть прочитанного.

Слайд 4

Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста – задача дошкольного образования. Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребѐнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).

Слайд 5

В дошкольном возрасте в мир чтения вводят ребенка взрослые ближайшего окружения: родители , воспитатели. Как правило ,воспитатели читают детям литературные произведения по традиционным методикам. Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились. Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению. И тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской, и адаптированной для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых федеральных государственных образовательных стандартах.

Слайд 6

В чем же преимущество технологии продуктивного чтения? В традиционной методике чтения художественной литературы воспитатель сам говорит детям ,что они сегодня читают или о чем узнают, сам читает, дети молча слушают, а затем отвечают на вопросы воспитателя по тексту. Технология продуктивного чтения напротив, дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе уточняют позицию автора.

Слайд 7

Итак, технология продуктивного чтения– это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Слайд 8

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения , работа с текстом во время чтения и работа с текстом после чтения

Слайд 9

I этап Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего механизма речи, как умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать сказку, рассказ. Дети высказывают предположения, о чём будет текст, а педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.

Слайд 10

II. Работа с текстом во время чтения. Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста. Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).

Слайд 11

Слайд 12

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору, позволяющая реализовать деятельностный подход в воспитании. Наблюдая за детьми, я заметила, что у них появился интерес к художественной литературе, к слушанию художественных произведений. Дети стали объяснять причины поступков героев, называть героев, анализировать, рассуждать, понимать смысл текста, извлекать определенную информацию из части текста.

Читайте также: