Умножение и деление рациональных дробей конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

● Образовательная: Закрепление знаний и умений правил умножения и деления рациональных дробей. Умение выполнять указанные действия. Повторить и обобщить полученные знания о рациональных дробях.

● Развивающая: Формировать навыки самоконтроля и самоорганизации, работы в группах, парах; развивать логическое мышление, находчивость, внимание, память, использовать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.

● Воспитательная: Воспитывать интерес к математике, культуру математических записей, устного и письменного математического мышления; продолжать формировать навыки аккуратности письма, правильного оформления.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: картинки-улыбки, карточки для самостоятельной работы и работы в парах, тестовые задания, лист А-3 (2 шт), фломастеры.

1.Организационный момент. (2 мин)

На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Учитель: Улыбка ничего не стоит, но даёт многое. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь и будете нравиться людям. (вместе с улыбкой дети обмениваются картинками).

2.Целепологание, мотивация урока. (5мин.)

А- 24, Б- 56, Д- 7, Е- 20, Ж- 63, И- 6, Й- 72, Л- 3, М- 81, Н- 12, О- 5,

Р- 18, У- 10, Х- 35, Ц- 54, Ы- 64, Ь- 9

Учитель: Какие цели ставим на сегодняшний урок?

3. Актуализация опорных знаний. (7 мин.)

Вместе с классом составляем критерии оценивания кластера.

Критерии оценивания кластера

После составления кластера группы меняются работами и оценивают кластеры по критериям. Каждый выставляет свои баллы в оценочные листы.

Учитель: - Прежде чем выполнить умножение или деление рациональных дробей, полезно их числители и знаменатели разложить на множители - это облегчит сокращение той дроби, которая получится в результате умножения и деления.

Что значит разложить на множители?

Методы разложения на множители? (вынесение общего множителя, группировка, ф.с.у.)

4. Физминутка. (3мин.)

- Если равенство верное - хлопок, неверное - прыжок.

a 2 - 2ab + b 2 = (a - b) 2

m 2 +2mn -n 2 = (m - n) 2

p 2 - 2pt - t 2 = (p - t) 2

c 2 - 2cd + d 2 = (c + d) 2

А) Решение теста (индивидуальная работа) (7мин.)

В) Решение упражнений с последующей самопроверкой (работа в парах) (5мин.)

6. Пятиминутка о ВОВ (5мин.)

Учитель рассказывает учащимся о женщинах героях Советского Союза -Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой, учащиеся записывают числа, которые встречаются в рассказе, дома составят примеры с этими числами для устного счёта.

Учитель: (показывает фото) Всех, кто не видел при жизни Алию Молдагулову, удивляет ее знаменитая фотография с фронта. На снимке отважная девушка целится из винтовки. Такое чувство, что она никогда в жизни не испытывала страха. В принципе, так оно и есть. Такой смелой и боевой девушки, которая готова была стоять горой за свою Родину, за своих близких и друзей, советский народ не видел никогда. У нее на счету 78 уничтоженных солдат и офицеров противника. Однажды пятеро немецких солдат, заметив нескольких девушек-снайперов, идущих в их сторону по нейтральной полосе, устроили засаду. Однако первой успела выстрелить Алия, еще двух убили снайперы Зина и Надя, оставшихся двух солдат противника девушки под конвоем привели на командный пункт. 14 января 1944 года севернее города Новосокольники Алия была смертельно ранена. Будучи раненой в руку осколком мины, девушка вступила в рукопашный бой с немецкими солдатами. В это время пуля фашистского офицера попала в грудь Алии. Последним усилием она ответила противнику метким выстрелом. 4 июня 1944 года Алие Нурмухамбетовне Молдагуловой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Особой отвагой также отличалась Маншук Маметова. (показывает фото) Она также как и Алия рано потеряла родителей. 15 октября 1943 года войска Калининского фронта, в составе которых воевала Маншук, вели ожесточенные бои за освобождение города Невеля. Фашисты сражались яростно, цепляясь за каждую высоту. Они непрерывно переходили в контратаки, стремясь задержать наступление советских подразделений. Закрепившись на выгодной позиции, оставшись одна из пулемётного расчёта, будучи тяжело раненой осколком в голову, Маншук уничтожила 70 солдат противника и погибла смертью храбрых. Звание Героя Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоил старшему сержанту Маметовой Маншук Жиенгалиевне 1 марта 1944 года.

Развитие памяти, мышления, внимания учащихся, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать культуру общения, аккуратность.

Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других. Поддержание интереса учащихся к изучаемому материалу.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

Учащиеся должны уметь умножать и делить дроби, а также применять данные знания на практике.

Литература: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Н. Перова. Москва. Просвещение. 2001 г.

А) Вставьте в пустые квадратики нужные цифры:

Б) Найдите произведение дроби 1/6 и числа 3 (1/2).

Увеличьте дробь 3/25 в 5 раз (3/5)

Найдите частное 4/5 и числа 2 (2/5)

Вспомним правило умножения и деления дроби на число.

В) Выполните действия и расшифруйте слово. Ответы записать в пустые клеточки (периметр).


· Обучающая: Закрепление знаний и умений правил умножения дробей. Умение выполнять указанные действия. Повторить и обобщить полученные знания о рациональных дробях.

· Развивающая: формировать навыки самоконтроля и самоорганизации, работы в группах, парах; развивать логическое мышление, находчивость, внимание, память, использовать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.

· Воспитательная: воспитывать интерес к математике, культуру математических записей, устного и письменного математического мышления; продолжать формировать навыки аккуратности письма, правильного оформления.

Тип урока: закрепление изученного материала

Оборудование: интерактивная доска, карточки,

Ход урока

1. Организационный момент.

На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Учитель: Улыбка ничего не стоит, но дает многое. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти порой остается навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь и будете нравиться людям. (вместе с улыбкой дети обмениваются картинками)

2. Целеполагание, мотивация урока.

Учащиеся по группам решают простые задания, составляют из полученных слов тему урока.

Умножение и деление рациональных дробей

- Какие цели ставим на сегодняшний урок?

3. Актуализация опорных знаний.

Вместе с классом составляем критерии оценивания кластера.

После составления кластера группы по часовой стрелке меняются работами и оценивают кластеры по критериям. Каждый выставляет свои баллы в оценочные листы

- Прежде чем выполнить умножение или деление алгебраических дробей, полезно их числители и знаменатели разложить на множители — это облегчит сокращение той алгебраической дроби, которая получится в результате умножения и деления.

Что значит разложить на множители?

Методы разложения на множители? (вынесение общего множителя; группировка; ф. с. у. )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-путешествия по математике в 6 классе по теме: "Умножение иделение дробей", - содержит описание целей и задач урока, форм работы, этапов и хода урока. Урок состоит из следующих этапов: организационный момент, устный счет, актуализация опорных знаний, повторение теоретического материала, контроль, практическая часть, домашнее задание, итог урока.

Класс: 6 класс

В.Г. Дорофеев

Продолжительность: 45 мин.

Номер урока в данной теме: девятый

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-путешествие

-повторить правила умножения и деления обыкновенных дробей;

-закрепление умножения и деления смешанных чисел, применение умножения при решении задач;

Обучающие: обобщить и закрепить общие умения и навыки при умножении и делении обыкновенных дробей.

Развивающие: развитие произвольного внимания, самостоятельности, четкости, логичности, речи;

Воспитательные: воспитание познавательной активности, положительной мотивации к предмету.

Формы работы с учащимися: устный опрос, самостоятельная работа, индивидуальная работа.

Ожидаемый результат: учащиеся научились выполнять умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел.

Структура и ход урока:

Организационный момент (2 минуты);

Устный счет (5 минут) - Вокзал;

Актуализация опорных знаний (5 минут) ;

Домашнее задание (2 минуты);

Итог урока ( 1 минута).

Слайд 2 Будь внимателен, дружок.

Начинаем мы урок.

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Слайды 3, 4 Цель: повторить и обобщить изученный материал.

Дети: по данной теме закрепить правила умножения и деления обыкновенных дробей.

Учитель: Сегодня мы должны показать своё умение умножать и делить обыкновенные дроби. Нам понадобятся ваши знания и внимательность.

Слайд 5 Учитель: В пути вам нужно будет сделать остановки на нескольких станциях и выполнить задания. Я приготовила вам маршрутный лист (показывает).


Желаю успехов!

Слайд 6 Вокзал

Мы начинаем наше путешествие. А что нужно для того чтобы оно было приятным и безопасным? Конечно же, профессиональная бригада и исправный поезд.

Дикобраз в подарок сыну

Сделал счетную машину.

К сожалению, она недостаточно точно

Результаты перед вами –

Быстро всё исправим сами.

– неверно. ()

:=4 – неверно. (9)


–верно


-верно

:=-неверно (4)


Сколько примеров в целом в задании ? ()


Какая часть примеров с ошибками? ()


Какая часть примеров решена верно? ()

На данном этапе вам предстоит вспомнить правила действий с дробями.

Как умножить дробь на дробь?

Как умножить натуральное число на дробь?

Как перемножить смешанные дроби?

Как разделить дробь на дробь?

Как перевести смешанное число в неправильную дробь?

Слайд 8 Правила (на партах памятки)

Проверьте ещё раз свои знания.

Найдите неизвестное число

1) ()

2)=1 ()

3)х ()

Ученик 1: В труде умножение поможет.

Чтоб дельной работа была,

Стократ трудолюбие умножим-

Умножатся наши дела.

Ученик 2: Деление нам служит на деле,

Оно нам поможет всегда:

Кто поровну трудности делит,

Разделит успехи труда!

Ученик 3: Поможет любое из действий –

Они нам удачу несут.

И в жизни поэтому вместе

Шагают наука и труд.


1)


2)


3)


4)


5)1


6)1

Чтобы остановка на светофоре не показалась долгой и скучной, заполните таблицу:

Конспект открытого урока. Тема: Деление рациональных дробей.

Тема: Деление рациональных дробей.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели: Образовательные: обучить приемам нахождения частного рациональных дробей; через выполнение заданий нестандартной формы активизировать мыслительную деятельность учащихся; обеспечить закрепление ранее усвоенного теоретического материала;

воспитательные: воспитывать навыки учебного труда; формировать ответственность за конечный результат; поддерживать интерес к изучаемому предмету;
развивающие: развивать логическое мышление; вырабатывать умение систематизировать и обобщать.

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке у нас гости - учителя математики школ нашего района, поприветствуйте их. Поприветствуйте друг-друга.

- Какие действия с рациональными дробями вы уже умеете выполнять? (сложение, вычитание, умножение)

- Как вы думаете, с каким действием нам предстоит познакомиться сегодня? (деление)
- Сформулируйте тему урока: (Деление рациональных дробей)

- Открыли тетради и записали число и тему урока: Деление рациональных дробей.

- Итак, сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с алгоритмом нахождения частного при делении рациональных дробей. Кроме того, будем продолжать отрабатывать ранее изученные действия с рациональными дробями.
2. Актуализация знаний учащихся
1) 4 человека будут работать по карточкам самостоятельно.

Карточка .


1. Сократите дробь:


2. Выполнить умножение:

2 ) А остальные ребята, внимание на доску и работаем устно:

- Какие числа изображены? (обыкновенные и целые числа)


: 3.


4:

: ;

:


49 .


. 2;

.

.

- Какие правила применяли при вычислении? (умножение и деление обыкновенных дробей)

- Сформулируйте правило деления обыкновенных дробей.

(чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь обратную второй дроби.) Прочитаем хором правило.

- Какие дроби называются взаимно обратными? (это дроби, произведение которых равно единице)

- Назовите для данных рациональных дробей обратные :
; .
(собрать карточки)
3. Объяснение нового материала.
1) - Каких правил придерживались при сложении, вычитании и умножении рациональных дробей? (придерживались правил сложения, вычитания и умножения обыкновенных дробей)

- При делении рациональных дробей будем придерживаться того же алгоритма, что и при делении обыкновенных дробей:

: = x =

- Сформулируйте правило деления рациональных дробей.
(чтобы разделить одну рациональную дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь обратную второй дроби.)

: = x =

- Запишите формулу в тетради.

2) Работа по учебнику .

а)- Прочитаем правило деления рациональных дробей в учебнике на странице 33.

- Нашли №132, работаем у доски с объяснением:

а) :
( первую дробь переписываем и умножаем на дробь обратную второй дроби , умножаем числитель первой дроби 5 m на числитель второй дроби 8, умножаем знаменатель первой дроби 6 n на знаменатель второй дроби 15 m 2 . Сокращаем 5 m и 15 m 2 на 5 m , получим в знаменателе 3 m , сокращаем 6 n и 8 на 2, получили в знаменателе 3 n и в числителе 4. Перемножим числители 1 на 4 получаем 4, перемножаем знаменатели 3 n на 3 m , получаем 9 mn . Получили дробь 4 в числителе и 9 mn в знаменателе.)

б) :


( первую дробь переписываем и умножаем на дробь обратную второй дроби , умножаем числитель первой дроби 14 на числитель второй дроби 2у 2 , умножаем знаменатель первой дроби 9х 3 на знаменатель второй дроби 7х. Сокращаем 14 и 7х на 7, получим в числителе 2, а в знаменателе х. Перемножим числители 2 на 2у 2 получаем 4у 2 , перемножаем знаменатели 9х 3 на х, получаем 9х 4 . Получили дробь 4у 2 в числителе и 9х 4 в знаменателе.)

в) : .


( первую дробь переписываем и умножаем на дробь обратную второй дроби , умножаем числитель первой дроби a 2 на числитель второй дроби 36, умножаем знаменатель первой дроби 12 b на знаменатель второй дроби ab . Сокращаем a 2 и ab на a , получим в числителе a , а в знаменателе b . Сокращаем 12 b и 36 на 12, получим в числителе 3, а в знаменателе b . Перемножим числители a на 3 получаем 3 a , перемножаем знаменатели b на b , получаем b 2 . Получили дробь 3 a в числителе и b 2 в знаменателе.)

Алгоритм деления рациональных дробей.

1. Числители и знаменатели дробей разложить на множители

2. Деление заменить на умножение

3. Для дроби, которая является делителем, записать обратную дробь

4. Выполнить умножение дробей

(Из числителя первой дроби выносим общий множитель х 2 за скобки, получили (1+х), знаменатель переписываем без изменений, из числителя второй дроби выносим общий множитель 4, получим (1+х), знаменатель переписываем без изменений. 2. Деление заменим умножением. 3. Умножим первую дробь на дробь обратную второй дроби . 4. Выполним умножение рациональных дробей: произведение числителей первой дроби х 2 (1+х) и второй дроби а 3 записываем в числителе, а произведение знаменателей первой дроби 11а 2 и второй дроби 4(1+х) записываем в знаменателе. Сократим общие множители в числителе и знаменателе и перемножим результаты, получим дробь х 2 а в числителе и 44 в знаменателе.)

4. Физминутка.

Арина: Юлия Александровна, сейчас пора отдохнуть. По-моему мнению, лучший отдых от одной работы – это переключиться на другую работу. Предлагаю математический фокус из моей научной работы. Я постараюсь угадать день и месяц рождения любого присутствующего в классе. (2 ученика и 1 гость)

- Встали и поаплодировали нашему фокуснику.
5. Практическая часть (самостоятельная работа)

Читайте также: