Принципы российского федерализма конспект

Обновлено: 07.07.2024

Федеративное устройство (федерация ) — территориальное устройство государства, сочетающее самостоятельность субъектов с их подчинением федеральной власти.

Субъект Российской федерации — территориальное образование в составе Российской Федерации, обладающее рядом самостоятельных полномочий (принимать законы субъектов, формировать собственные органы власти).

Власть и законы в стране образуют двухуровневую систему : федеральный и региональный (уровни субъектов). Региональная власть сохраняет подчинение федеральной, а законы субъектов не могут противоречить законам страны.

В Российской Федерации выделяют \(85\) субъектов. Их полный список указан в статье \(65\) Конституции.

  • области;
  • республики;
  • края;
  • автономная область (она одна, Еврейская);
  • автономные округа;
  • города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

другие федеративные государства выделяют иные типы субъектов: США, Индия делятся на штаты, ОАЭ — на эмираты, Бельгия — на провинции.

• Государственная целостность включает единство территории, единую систему власти, экономическое пространство, валюту, язык.

• Равенство субъектов заключается в равных правах каждого субъекта вне зависимости от его типа, размера и местоположения.

• Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами предполагает наличие двух типов вопросов:
1. вопросы исключительного ведения РФ — это те решения, которые могут приниматься только федеральной властью, то есть в масштабах всей страны. Они перечислены в ст. \(71\) Конституции.

управление федеральной собственностью, вопросы войны и мира, федеральный бюджет, государственные награды и почётные звания.

2. Вопросы совместного ведения РФ и её субъектов — это те решения, которые субъекты могут принимать самостоятельно, учитывая политические, экономические и иные особенности их региона.

охрана окружающей среды; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

• Равноправие и самоопределение народов РФ заключаются в возможности наций, проживающих на территории РФ, развивать свою национальную культуру и язык, защищать и возрождать малочисленные народы.

Федерация представляет собой форму сложной государственности, предполагающую в своем составе наличие относительно самостоятельных субъектов. Федерация характеризует способ организации территории и разграничения власти между Центром и субъектами.

В составе России 89 субъектов (для сравнения: в США -51 штат, включая федеральный округ Колумбия; в Германии — 16 земель). Отметим, что субъектный состав России не является замкнутым. По общему правилу принятие в состав России нового субъекта осуществляется на основе межгосударственного договора, а образование нового субъекта происходит по инициативе субъектов, которых касается изменение (так был образован новый субъект – Пермский край из объединившихся Коми – Пермяцкого автономного округа и Пермской области). По инициативе федерального Центра такого рода преобразования не предусмотрены.

К конституционным принципам федерализма относят:

1) государственный суверенитет Российской Федерации - это свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права.

2) единство системы государственной власти

В соответствии с Конституцией РФ принцип единства системы органов государственной власти непосредственно закрепляется в отношении системы органов исполнительной и судебной власти.

3) конституционный принцип равноправия субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, Россия определена государством, состоящим из равноправных субъектов. Невзирая на все своеобразие, субъекты должны быть равноправными перед федеральной Конституцией и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5). Однако, республики наделены правом принимать свои конституции, а другие субъекты Федерации ограничены правом принятия устава. Особый статус республик как государств подчеркивается и их правом устанавливать свои государственные языки и свое гражданство.

4) равноправие и самоопределение народов в РФзакреплено в ч. 3 ст. 5 федеральной Конституции в качестве одного из принципов федеративного устройства России.

5) принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Особенности российского федерализма состоят:

1) в его многосубъектном составе — в составе РФ 89 субъектов, которые перечислены в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ;

2) в многовидовости субъектного состава России, что определено ч. 1 ст. 5 — наша страна состоит из 6 видов субъектов (21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов (они построены по национальному признаку), и 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (они построены по территориальному признаку).

Федерация представляет собой форму сложной государственности, предполагающую в своем составе наличие относительно самостоятельных субъектов. Федерация характеризует способ организации территории и разграничения власти между Центром и субъектами.

В составе России 89 субъектов (для сравнения: в США -51 штат, включая федеральный округ Колумбия; в Германии — 16 земель). Отметим, что субъектный состав России не является замкнутым. По общему правилу принятие в состав России нового субъекта осуществляется на основе межгосударственного договора, а образование нового субъекта происходит по инициативе субъектов, которых касается изменение (так был образован новый субъект – Пермский край из объединившихся Коми – Пермяцкого автономного округа и Пермской области). По инициативе федерального Центра такого рода преобразования не предусмотрены.

К конституционным принципам федерализма относят:

1) государственный суверенитет Российской Федерации - это свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права.

2) единство системы государственной власти

В соответствии с Конституцией РФ принцип единства системы органов государственной власти непосредственно закрепляется в отношении системы органов исполнительной и судебной власти.




3) конституционный принцип равноправия субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, Россия определена государством, состоящим из равноправных субъектов. Невзирая на все своеобразие, субъекты должны быть равноправными перед федеральной Конституцией и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5). Однако, республики наделены правом принимать свои конституции, а другие субъекты Федерации ограничены правом принятия устава. Особый статус республик как государств подчеркивается и их правом устанавливать свои государственные языки и свое гражданство.

4) равноправие и самоопределение народов в РФзакреплено в ч. 3 ст. 5 федеральной Конституции в качестве одного из принципов федеративного устройства России.

5) принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Особенности российского федерализма состоят:

1) в его многосубъектном составе — в составе РФ 89 субъектов, которые перечислены в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ;

2) в многовидовости субъектного состава России, что определено ч. 1 ст. 5 — наша страна состоит из 6 видов субъектов (21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов (они построены по национальному признаку), и 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (они построены по территориальному признаку).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Российский федерализм

Ассиметричность российского федерализма объясняется вполне объективными причинами – сосуществованием в границах одного государства регионов, которые находятся на разных исторических стадиях развития общества – от доиндустриальных до постиндустриальных. Поэтому в современной России можно встретить самые разные типы политической культуры – от традиционалистской до различных разновидностей западной либерально-демократической.

Варьируются и представления о том, каким должен быть российский федерализм. Этническим, территориальным, политическим идеалом общества или средством сохранения страны; навязан сверху, или имеет естественный, опирающийся на определенные традиции прошлого? Это цель государственного строительства или спонтанная реакция на текущие события и сиюминутные нужды? Ответы в разных регионах дают разные. Соответственно и в регионах устанавливаются разные политические режимы. Что немыслимо в Москве или Самаре, вполне подходит для Калмыкии или Тувы. Именно поэтому есть риск возврата к авторитаризму, локальным деспотиям, феодализации страны и, следовательно, ослаблению федеральной власти.

Поэтому для России столь важна сейчас реинтеграция (возобновление процесса сближения) на новой основе – культурной, экономической и политической. Так, в политической сфере это общегосударственные политические партии и движения, в информационной – сохранение единого информационного пространства.

Реинтеграция – необходимый этап развития федерализма в России. Возник он как реакция на риск дезинтеграции. И политические элиты еще долго будут нащупывать специфически российские формы федерализма. Не случайно политологи говорят о том, что федерализм наиболее подходящая стадия на ранних или критических этапах существования государства, когда региональная идентичность становится сильнее общегосударственной. На этом пути возможны попятные движения, возврат к централистским тенденциям. Однако поступательное движение в долго- и краткосрочном плане вряд обратимо. Поэтому как бы ни повернулась федеральная власть к нынешним субъектам федерации, какими бы слабыми многие из них ни были, каким бы противоречивым ни был опыт федерализации последних лет, его нельзя уже вычеркнуть из истории. И если удастся сверху отнять у регионов их действительную или мнимую самостоятельность, то только силовыми методами, ликвидировав при этом демократию в России вообще.

1. Используя Конституцию РФ, определите, какие принципы федерализма в ней зафиксированы?

2. Какие полномочия согласно Конституции РФ закреплены за федеральной властью, и какие за регионами?

3. Определите основные проблемы российского федерализма.

4. В чем причины и необходимость реинтеграции федерализма в современной России?

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).

Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.

§ 8.5. Понятие современного российского законодательства и его основные черты

§ 8.5. Понятие современного российского законодательства и его основные черты В настоящее время, к сожалению, отсутствует четкое, широко и единообразно принятое и нормативно закрепленное определение понятия "законодательство", что создает значительные трудности в

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права Научное знание о сущности института права в государственно-правовой доктрине обеспечивает возможность сформулировать понятие и дать

10.2. Истоки и становление федерализма в России

10.2. Истоки и становление федерализма в России Федерализм в России находится в стадии становления. Обусловлено это тем, что у России нет собственного опыта подлинных федеративных отношений: большую часть своей истории Россия де-юре (до 1918 г.) или де-факто (в советский

1. Понятие особенной части российского уголовного права, ее значение и система

1. Понятие особенной части российского уголовного права, ее значение и система Уголовное право как отрасль состоит из Общей и Особенной частей, органически связанных между собой и составляющих единое целое. Общая часть уголовного права устанавливает задачи уголовного

1.1. Понятие и предмет российского трудового права

1.1. Понятие и предмет российского трудового права Трудовое право как отрасль права – важнейшая из отраслей российского права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя.Трудовое право – это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные

§ 4. Эволюция американского федерализма

§ 4. Эволюция американского федерализма Борьба тенденций централизации и децентрализации в условиях жесткого конституционного разграничения компетенции союза и субъектов американской федерации — штатов — не ослабевала в истории США. Эта борьба на протяжении более

Тема III. Принципы и объекты охраны окружающей среды

Тема III. Принципы и объекты охраны окружающей среды Основные положения. — Принцип устойчивого развития. — Правовое обеспечение экологических отношений. — Международное сотрудничество в охране окружающей среды. — Объекты охраны окружающей

Тема 3. Принципы третейского разбирательства

Тема 3. Принципы третейского разбирательства В теории права под принципами права понимаются основные начала правового регулирования, отражающие социальные представления об идеале, в соответствии с которым и необходимо регулировать общественные отношения. Выражая

Гост

ГОСТ

Сущность российского федерализма

Федерализм — это принцип организации федеративных отношений внутри государства, особенности государственного устройства. Федеративное устройство РФ закреплено в Конституции.

История развития федерализма в России обусловлена рядом особенностей, порожденных совокупностью исторических, политических, экономических и других факторов. С конца XX века Россия находится в состоянии государственного реформирования. Юридически закрепленный федеративный тип устройства начал фактически реализовываться, порождая определенные проблемы в вопросах правоприменения.

В России принцип федерализма имеет свои особенности, которые обусловлены политическими изменениями, происходящими в стране в 90-х гг. XX века. Федеративное устройство страны нашло свое отражение в Конституции РФ 1993 года и в практике ее последующей реализации. Принципы российского федерализма закреплены в ст. 5 Основного закона.

В РФ созданы гарантии для выбора каждым народом и народностью своего языка, его развития и сохранения. В Конституции провозглашен принцип равноправия всех граждан независимо от национальности, социального положения, языка, религиозных взглядов, образования.

В тоже время, центральная власть, создавая условия для национального самоопределения в пределах Федерации, пресекает любые попытки ее субъектов выйти в одностороннем порядке из состава Федерации. Эффективное и своевременное пресечение таких попыток указывает на силу федеративного устройства государства и его жизнеспособность. Исторически наиболее сложными вопросами федерализма являются вопросы разграничения полномочий и предметов ведения между РФ и ее субъектами.

Важнейший отличительный признак российского федерализма — принцип верховенства Конституции РФ над федеральным и региональным законодательством (ст. 15). Например, Конституционный Суд может признать любой нормативный акт субъекта Федерации юридически недействительным, если он противоречит Конституции, федеральным законам, принят в пределах ведения РФ или в пределах совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности российского федерализма

В РФ полномочия государственной власти реализуются исполнительной властью, поэтому российский федерализм часто называют исполнительным. Однако Россия не является в чистом виде исполнительной федерацией, так как в Конституции (ст. 72) предусмотрены предметы совместного ведения Федерации и субъектов, а также закреплено положение, что деятельность органов государственной власти не может вступать в противоречие с федеральным законодательством.

Теория права подразделяет федерации на симметричные и асимметричные. Большинство исследователей относят Россию к ассиметричным федерациям, так как ее субъекты имеют разный статус, закрепленный в Конституции. Отдельные правоведы предлагают сделать федерацию симметричной, закрепив и сравняв права всех субъектов РФ.

Конституция (ч. 2 ст. 76) закрепляет, что по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Это положение с точки зрения целостности государственного управления и правового регулирования является достаточно обоснованным. На практике наблюдается значительное вмешательство центральной власти в компетенции субъектов РФ. Федеральное законодательство убирает границу между детальным и принципиальным регулированием, так как в федеральных законах совместного ведения присутствуют оба аспекта.

Особенности российского федерализма:

  • большое количество субъектов Федерации (83 равноправных субъекта);
  • субъекты РФ не могут самостоятельно выйти из состава РФ;
  • по согласованию с общефедеральными органами власти, на основании конституционного законодательства статус субъекта РФ может быть изменен;
  • разностатусность (неравноправие) субъектов Федерации и городов федерального значения в бюджетных отношениях;
  • ассиметричность субъектов Федерации.

Субъекты Федерации стеснены в своих полномочиях Федеральный закон, который выступает объемным нормативным актом, содержит наряду с регламентацией общих принципов организации государственной власти детальное правовое регулирование, лишая этим субъекты РФ самостоятельности. Своей детальной правовой регламентацией этот Закон сводит к минимуму участие субъектов Федерации в организации собственных органов власти.

Полномочия субъектов Федерации, касающиеся вопросов совместного ведения, минимизируются правовой позицией Конституционного Суда РФ, который указывает, что в случае, если субъект не принял закон по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодательством в порядке полномочий, закрепленных Конституцией, он сам может регулировать правоотношения в этой сфере.

Бюджетный российский федерализм

Бюджетный федерализм — это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на разных стадиях бюджетного процесса.

Принципы бюджетного федерализма:

  • самостоятельность бюджетов субъектов РФ, управление собственными источниками дохода, право определять направления их использования;
  • право на компенсацию расходов, которые возникли в результате решений, принятых вышестоящими органами управления и власти;
  • право предоставления налоговых льгот;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов в бюджеты более высоких уровней;
  • соответствие финансовых ресурсов выполняемым органами управления и власти функциям;
  • разграничение бюджетной ответственности, расходных полномочий между региональными и федеральными органами власти;
  • формализованные, нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений;
  • наличие специальных процедур разрешения и предотвращения конфликтов между разными уровнями власти, достижения согласованных решений относительно налогово-бюджетной политики.

Исходными пунктами формирования российского федерализма являются: наличие нескольких групп экономических регионов, которые отличаются уровнями экономической самостоятельности (развитые, развитые выше среднего, средние, развитые ниже среднего, слаборазвитые); ресурсная разбалансированность бюджетов; значительные различия субъектов Федерации по основным социально-демографическим характеристикам.

Читайте также: