Прикладная культурология кратко конспект

Обновлено: 07.07.2024

Прикладная культурология Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир культуры.

Социально-ориентированная культурная политика, утверждения культуры во всех сферах жизнедеятельности, подготовка специалистов социально-культурной сферы, создание благоприятной культурной среды, нравственно-эстетическое воспитание и формирование умений и навыков культурной деятельности у подрастающих поколений опираются на философию, социологию, психологию, педагогику, теоретическую культурологию, другие направления гуманитарного знания, но ведущей дисциплиной, обеспечивающей научное осмысление этих процессов, выступает прикладная культурология. Это направление науки и социальной практики приняло на себя разработку методологии, методики и организации социально-культурной деятельности, раскрытие механизма изучения, удовлетворения и последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей, обоснование технологии вовлечения человека в процесс освоения и воссоздания ценностей культуры, в социально-культурное творчество. Целевая установка прикладной культурологии — вовлечение человека в мир культуры. Содержание этого процесса в основе своей составляет социально-культурная деятельность, а методика осуществления постав-ленной цели строится на принципах социальной педагогики, на техноло¬гии педагогики сотворчества. Как наука о культурных процессах, закономерностях их протекания и механизмах регулирования, прикладная культурология обращена к практической, повседневной культуре, обеспечивая устойчи¬вую регуляцию социально-культурного бытия в сфере труда, познания, общения, семейных отношений, социального, технического, художественного творчества, досуга, иных областей жизнедеятельности. Она призвана придать нравственно-эстетический смысл изучаемым на разных этапах обучения наукам, а в условиях профес¬сиональной деятельности — раскрыть ее социально-культурные аспекты. Она может и должна способствовать выявлению приоритетов национально-культурного развития, стимулировать решение многих других задач совершенствования социально-культурной практики. Однако реализация культуросозидающего потенциала прикладной культурологии находится в прямой зависимости от ее способности ориентироваться на эталоны и идеалы самых высоких достижений общечеловеческой и отечественной культуры, в повседневной жизни реализовывать ведущие концепции фундаментальной (теоретической) культурологии, которая, в свою очередь, интегрирует достижения философии, этнографии, антропологии, филологии, семиотики, социологии; истории художественной, религиоз-ной, экономической, политической, нравственной, правовой, экологи-ческой, физической культуры и других наук, изучающих кардинальные проблемы культуры на современном этапе развития цивилизации, пости-гающие непреходящие ценности человечества. Прикладная культурология строится на обоснованной фундаменталь-ной культурологией классификации функций культуры (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Э. В. Соколов) и вытекающих из них направлениях социально-культурной деятельности: на идее многообразия и обеспе¬чения диалога и взаимовлияния культур (С. Н. Артановский, С. Н. Иконни¬кова, Э. А. Орлова), на концепции эволюционизма (Э.Тайлор, Л.Морган), диффузионизма (Ф.Ратцель, Т.Хейердал и др.), на прин¬ципах социодинамики культуры (М.Вебер, П.Сорокин), на теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, В.Шубарт) как методологической базе диффе-ренциации и интеграции современных технологий вовлечения разных групп населения в мир культуры. Принятые прикладной культурологией механизмы культурно-просве-тительной деятельности и методика стимулирования социально-куль-турного творчества опираются на раскрытые в русской философии и культурологии концепции сохранения и дальнейшего обогащения традиций духовной жизни и духовного наследия россиян (Н. Я. Чаадаев, В. О. Ключевский, В. С. Соловьев, П. Н. Милюков. Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев и др.); на этнических концепциях культуры и игровых формах социаль¬но-культурной деятельности (И.Хейзинга, Э.Берн); на разработанной в философии, психологии и фундаментальной культурологии концепции формирования духовного мира человека и личностно ориентированного процесса приобщения индивида к культуре (Э.Фромм, З.Фрейд, С. Л. Франк, В. В. Розанов, Л.Карсавин, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.); на обоснованной в современной философии, этнологии и семиотике теории развития празднично-обрядовых форм социально-культурной деятельности (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Л.Уайт, Ю. М. Лотман). Формирование прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики обусловлено непреложной потребностью общества, вступающего в третье тысячелетие, обеспечить: - научно-методологическое осмысление социально-культурной деятельности; - осуществление государственной культурной политики и принятия научно обоснованных управленческих решений в социально-культурной сфере; - эффективное прогнозирование, проектирование и регулирование социально-культурных процессов; - разработку методики сохранения памятников истории и культуры, национально-культурных традиций; - передачу и расширенное воспроизводство социально-культурного опыта; - обоснование технологии достижения соответствующего культурным нормативам уровня социальной практики.

- в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культуротворческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массовой информации, спортивно-оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы; - в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативно-развлекательную сферы, в деловое и досуговое общение; - в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовно-эвристических и художественно-творческих потенций; - в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.

- приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции; - формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного твор¬чества, стимулирование развития творческих потенций личности; - создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры; - усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламенти¬рованного общения; - удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения; - регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повсед¬невной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения. Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обес-печить: 1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе ус¬ловий и способов оптимизации этих процессов; 2) получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в це¬лом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-куль¬турных процессов на соответствующих уровнях; 3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышле¬ния, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, вос¬питании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности; 4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государствен¬ной культурной политики на общенациональном, региональном и отрас¬левом уровне; 5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т. д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры; 6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы. Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направле-ния, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурное наследие, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности. Области научного знания, составляющие прикладную культурологию, это, в первую очередь: 1) общие основы прикладной культурологии; ее проблемное поле, объект, предмет, закономерности, функции, принципы, средства, методы, формы; субъекты социально-культурной деятельности; категориально-понятийный аппарат, методология и методика исследований социально-культурной сферы; 2) аксиология культурной жизни; закономерности и социально-культурные механизмы формирования ценностных ориентаций и приоритетов социального бытия; методика воспитания эстетического вкуса, избирательного отношения к информации, способности оценивать произведения искусства, критически воспринимать явления псевдокультуры; 3) теория, методика и организация институциональных форм социально-культурной деятельности: методологические основания, социальные функции, цели, задачи, методы и технологии деятельности учреждений и институтов, выполняющих функции просвещения, эстетического и художественного воспитания, организации досуга, охраны и использования памятников истории и культуры; возможности и механизмы трансформации и внедрения исторически апробированных культурных практик в деятельность социокультурных институтов (культурно-просветительных, религиозных, образовательных, воспитательных, реабилитационных, художественно-творческих, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, рекреативно-развлекательных учреждений и организаций); 4) теория, методика и организация неинституциональных субъектов социокультурной жизни: закономерности формирования и функционирования неинституциональных субъектов социально-культурной жизни; условия, технологии и способы оптимизации деятельности самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и других субъектов культуры; принципы и методы регуляции неинституциональных субъектов социокультурной жизни; 5) методика формирования обыденной (повседневной) культуры; особенности процесса хоминизации, социализации, инкультурации в условиях повседневной профессионально-трудовой, познавательно-образовательной, семейно-бытовой, культурно-досуговой и иных сферах обыденной жизни; формирование санитарно-гигиенической культуры, культуры семьи, быта, образовательной, профессиональной, общественно-политической, досуговой и иных форм традиционной деятельности; 6) проективная культурология: социокультурное проектирование; принципы и приоритеты культурной политики, разработка и реализация социально-культурных программ, изучение, удовлетворение и дальнейшее возвышение духовных интересов и потребностей разных людей и групп населения; организационно-методическое обеспечение социально-культурных процессов; 7) социокультурная адаптация; формирование благоприятной культурной среды; развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, приведение ее в соответствие с современными требованиями; социокультурное аниматорство; благотворительность; организация и поддержка социокультурных контактов; 8) культура общения; формирование коммуникативной культуры информационного общества XXI века: сущность, природа, мотивы, средства и виды общения, специфика делового и неформального общения; мода, этикет, имидж, эстетика движения, речевое общение и речевая культура; культура использования технических возможностей общения, сложившихся на рубеже III тысячелетия; 9) культурология досуга; аксиология досуга; инфраструктура общественного, семейного и индивидуального досуга; обеспечение рекреации, лично значимого общения, познавательного, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; развитие художественного, технического и прикладного творчества; празднично-обрядовая культура; экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности; 10) функциональная культура: информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности; взаимосвязь фундаментальных культурологических знаний и уровня их реализации в различных сферах социальной практики. Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии: - профессионально-трудовая деятельность; - системы непрерывного образования; - область семейно-бытовых отношений; - сфера социально-культурной жизни.

- выявление, удовлетворение и последовательное возвышение социально-культурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации; - разработка федеральных. региональных и ведомственных культурных программ и социальных технологий их осуществления; - стимулирование инновационных движений в сфере культуры; - управление экономическими и правовыми механизмами создания культурной среды и организации социально-культурной деятельности; - внедрение эффективных культурологических и социально-педагогических методик развития творческих потенций личности, вовлечение различных групп населения в культурно-эстетическое творчество; - правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм социального, художественного и научно-технического творчества населения; - использование мирового опыта стимулирования социально-культурной активности людей.

Источник: Ариарский М. А. Прикладная культурология. Монография. Изд — 2. СПб., 2001.

Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методикиэкспери-ментальной проверки теоретических построений и многое другое. Не затрагивая иных аспектов теоретической культурологии, рассмотрим основные понятия, или категории, используемые культурологической наукой. Данные категории составля ют фундаментальную основу теоретической культурологии. Естественно, они связаны со всеми элементами культурологических теорий.

Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Отметим и понятия, которые чаще, чем другие, встречаются в языке теоретической культурологии.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

Теории культуры опираются на серьезную фактическую базу и имеют целый ряд практических применений. Все это позволяет теоретической культурологии быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания.

2. Прикладные исследования в культурологии

Наряду с ними в культурологии существуют и прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Приведем в качестве примеров некоторые из них.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

Цель культурологизации образования – помочь школьникам и студентам сформировать систему культурных ориентиров, необходимых в условиях резких общественных и культурных перемен как в самой России, так и во всем мире.

Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Теории социокультурного развития в культурологии являются прекрасной основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие.

В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лот-мана и ряда других авторов.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания, в силу чего он может быть назван дескриптивно-герменевтическим.

Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. При этом рациональное объяснение выступает как мысленная реконструкция культурно-исторического процесса исходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить только к системе знания. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Прогноз как теоретическая и эмпирическая задача

Прогноз как теоретическая и эмпирическая задача В основе прогнозирования дальнейшей динамики России должен лежать прогноз развертывания модифицированного инверсионного цикла, возможность качественных сдвигов в этом цикле, его дальнейшей модификации. Еще более

3.1. Прикладная антропология: что это такое?

Теоретическая и прикладная антропология

Теоретическая и прикладная антропология Таким образом, с этой точки зрения перед музеями антропологии открываются не только возможности исследовательской работы (переходящей, впрочем, в значительной степени в лабораторную)[125]; их ждут новые задачи практического

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Лекция 6. Культурология как наука о культуре

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов,

1. Информационно-политическая повестка дня: теоретическая модель

1. Информационно-политическая повестка дня: теоретическая модель Что такое информационно-политическая повестка дня? Теория установления, или формирования, повестки дня (Agenda-Setting Theory) описывает воздействие масс-медиа, заставляющее индивидов считать некоторые явления и

1. Прикладная и теоретическая антропология

1. Прикладная и теоретическая антропология Может быть, самое главное заключается в том, чтобы полностью осознать тот факт, что каждая по-настоящему значимая теория должна в конечном счете иметь практическую ценность. В то же время полевой исследователь, сталкиваясь с

Культурология

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В рамках культурологии, получившей, всеобщее признание в конце ХХ века, ныне развиваются:

- фундаментальная (теоретическая) культурология, которая концентрируется на обосновании общих закономерностей функционирования культуры;

- историческая культурология, осмысливающая процессы возникновения, становления и развития культуры;

- дифференциальная культурология, раскрывающая особенности культуры отдельных регионов, народов и социальных групп;

- прогностическая культурология, пытающаяся определить дальнейшее развитие культуры;

- прикладная культурология, призванная раскрыть социальные технологии создания благоприятной культурной среды, выработать механизм приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, вовлечения его в социально-культурное творчество.

Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека.

Предметом прикладной культурологии становится процесс постижения индивидом результатов этой деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры.

Прикладная культурология интегрирует широкий круг научных и практических проблем культуры – от культурной политики и управления социально-культурной сферой до методики вовлечения индивида в духовную жизнь.

Каждое из этих направлений культурологического знания представляет несомненный интерес. Однако, остановимся на такой прикладной области культуры как педагогическая культурология, обоснование сути и природы которой было осуществлено в 80-90 годы прошлого столетия Идеология нового направления науки и социальной практики, учитывающая специфику культуры и закономерности ее восприятия.

педагогическая культурология - это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе основы культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности.

Предметом педагогической культурологии выступает социально-педагогический процесс разностороннего развития личности посредством ее вовлечения в систему социально-культурного просвещения и свободного творчества, результатом которого становятся ценности культуры, обновленная культурная среда и новые, социально значимые качества людей.

Объект педагогической культурологии - человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность.

Цель педагогической культурологии - посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:

- приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции;

- формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития креативных потенций личности;

- создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры;

- усвоение способов созидательного культурно-досугового творчества и духовного насыщения нерегламентированного общения;

- удовлетворение и последовательное обогащение эстетических интересов и потребностей разных групп населения;

- регуляцию социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры; культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

Методологическая концепция научной школы исходит из того, что личность информационного общества - это не только человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности, ответственности перед социумом и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи. Сегодня понятие личность неотделимо от креативности, т.е. способности к активному, созидательному творчеству умению не только воспринимать, осмысливать, использовать, воссоздавать, передавать информацию, но и эффективно реализовывать ее созидающий потенциал, внедрять высокие технологии, вносить посильный вклад в совершенствование качества жизни мирового сообщества.

Конкретизируя роль педагогической культурологии в общественном развитии личности, в первую очередь, целесообразно видеть ее:

- в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления всеобъемлющего ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которые утвердят новую систему ценностей, основанную на гуманистической парадигме экологической культуры, способной сохранить биосферу и ее главное составляющее - самого человека;

- в раскрытии эффективного механизма погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства;

- во внедрении эффективных методик формирования способности человека включиться в процесс непрерывного образования, постичь высокие технологии современного производства и информационного обеспечения социального прогресса, познать себя, реализовать свои креативные потенции.

Одна из узловых и наиболее сложных задач педагогической культурологии связана с формированием у разных групп населения, и в первую очередь молодежи, системы ценностных ориентаций.

Задачи педагогической культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить:

выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, освоения, воссоздания и трансляции культурных ценностей, норм и практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов;

получение практико-ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;

обоснование принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности;

разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров, способных эффективно осуществлять процесс общекультурного развития личности.

Становление личности предполагает, как минимум, три взаимопроникающих, подчас протекающих параллельно, но сохраняющих свою специфику этапа усвоения культуры.

Первый этап — хоминизация (овладение индивидом основами человеческого поведения) - включает в себя освоение санитарно-гигиенической культуры, элементарных навыков общения (в первую очередь речи), культуры питания и иных компонентов культуры быта.

Второй этап — социализация - находит свое выражение во включении человека в общество посредством формирования у последнего культуры социального общения, культуры познания, культуры профессионально-трудовой деятельности, культуры выполнения гражданских, нравственных, общественных, семейных обязанностей.

Третий этап — инкультурация - связан с формированием у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры; с овладением умениями и навыками художественного творчества, внесения эстетических начал в труд, общественные отношения, быт и досуг.

Определяя методологию и методику вовлечения человека в мир культуры, педагогическая культурология должна учитывать всепроникающий характер культуры и специфику ее постижения в разных сферах жизнедеятельности. Усвоение научных знаний, культуры труда и производственных отношений, как правило, опирается на логику, на разум, требует экспериментальной работы, доказательства формул, теорем, эффективности технологических процессов. Восприятие произведений искусства главным образом основывается на эмоциональной сфере, на эстетических чувствах. Однако в целом, индивидом любых ценностей духовной или материальной жизни строится на единстве информационно-логического и эмоционально-образного. На научной конференции или при разработке высоких технологий превалирует разум, на концерте симфонического оркестра или художественной выставке решающую роль играют чувства, но любое явление культуры вызывает у людей и логические умозаключения, и эмоциональное восприятие.

Учет специфики культуры требует от педагогической культурологии разработать и внедрить такой механизм формирования обшей культуры личности, который, с одной стороны, обеспечил бы постижение культуры как единого целого, а с другой – позволил бы в разных ситуациях в большей или меньшей мере развивать логическое или эмоциональное восприятие.

Органично связывая между собой цели воспитания и вовлечения формирующейся личности в мир культуры, педагогическая культурология опирается на выработанные педагогикой и веками оправдавшие себя методы развития духовно богатой и социально-активной индивидуальности, которая обладает исторической памятью, верна сложившимся национально-культурным традициям, владеет способностью воспринимать и креативно создавать ценности культуры во всех сферах жизнедеятельности.

Как область научного знания и социальной практики педагогическая культурология может способствовать совершенствованию процесса эстетического воспитания детей, подростков и молодежи, повышению качества художественного образования, обеспечению культурологической направленности в работе библиотек, музеев, туристских фирм, внесению эстетических начал в процесс обучения и воспитания в средней и высшей школе, в системе дополнительного образования, в трудовых коллективах, в армии и на флоте, стимулированию эстетической активности зрителей и слушателей театрально-зрелищных и культурно-досуговых учреждений.

Ее созидательная роль может и должна проявиться и в социально-культурной деятельности, где она выступает как средство научного осмысления ее сущности и природы.

Конструктивный вклад педагогической культурологии в формировании культуры личности и общества проявляется в том, что, опираясь на многовековой опыт отечественной и мировой педагогики, она дополняет и обогащает его учетом специфики культуры и закономерностей ее формирования. Педагогическая культурология исходит из того, что:

Природа культуры предполагает абсолютную свободу индивида в выборе ее ценностей и следованию им. Культура – это индивидуально принятые критерии поведения, деятельности и восприятия действительности и искусства. Эти критерии человек выбирает для себя в соответствии с интериоризированными в семье и микросреде нравственно-эстетическими традициями, образом жизни, способностями, наклонностями, эрудицией, интересами, жизненными притязаниями.

Культура всегда субъективна, отражая индивидуальные, личностные дарования, наклонности, пристрастия. Естественно-научные знания предопределяются объективным развитием природной среды. Законы математики, физики, химии порождаются естественными потребностями мироздания. Если бы не было Ньютона, Лавуазье или Менделеева, их открытия сделали бы другие. В культуре новации носят личностный характер. Заменить Шекспира, Бетховена, Рембрандта, Пушкина или Чайковского нельзя. Просто без них духовный мир человечества был бы намного беднее.

Освоение ценностей культуры органично связано со спецификой их эмоционального восприятия. Слово воспринимается новизной, музыка – ассоциативной памятью, изобразительное искусство – способностью человека вычленить в нем рациональное зерно. Своими эмоциональными каналами воздействия обладают и иные жанры искусства.

Культура носит всепроникающий характер. Ее нельзя ограничивать лишь сферой искусств. Сегодня правомерно видеть культуру личности во всех областях реализации ее созидательного потенциала от санитарно-гигиенической культуры, культуры быта, культуры речи, культуры общения до профессиональной, политической, экономической, правовой, экологической, нравственной, эстетической культуры.

На современном этапе развития цивилизации, вступающей в креативно-информационную эпоху, культура приобретает значение базового условия развития всех сфер жизнедеятельности – от экономики и политики до науки и иных областей духовной жизни. Однако для эффективного использования ее объективных возможностей необходимо не только осмыслить ее социальную сущность, но и осознать специфику методологии и методики ее постижения.

1) Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методико-экспериментальные проверки теоретических построений и др. Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурные архетипы – основополагающие, базисные модели духовной, психологической и культурной жизни в какой-либо культуре или типе культур (восточном, западном и др.).

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

Теоретическая культурология постоянно обновляет свой категориальный (т. е. понятийный) аппарат, как и другие элементы культурологических теорий. Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, новых научных и философских направлений, новых точек зрения на культурологическую проблематику.

Фундаментальная (теоретическая) культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.

2) В культурологической науке можно выделить прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).




Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие. В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана и ряда других авторов.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

1) Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методико-экспериментальные проверки теоретических построений и др. Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурные архетипы – основополагающие, базисные модели духовной, психологической и культурной жизни в какой-либо культуре или типе культур (восточном, западном и др.).

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

Теоретическая культурология постоянно обновляет свой категориальный (т. е. понятийный) аппарат, как и другие элементы культурологических теорий. Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, новых научных и философских направлений, новых точек зрения на культурологическую проблематику.

Фундаментальная (теоретическая) культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.

2) В культурологической науке можно выделить прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие. В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана и ряда других авторов.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

Наряду с ними в культурологии существуют и прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Приведем в качестве примеров некоторые из них.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

Цель культурологизации образования – помочь школьникам и студентам сформировать систему культурных ориентиров, необходимых в условиях резких общественных и культурных перемен как в самой России, так и во всем мире.

Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Теории социокультурного развития в культурологии являются прекрасной основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).

Основополагающее влияние на развитие культурологии в ХХ в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие.

В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лот-мана и ряда других авторов.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания, в силу чего он может быть назван дескриптивно-герменевтическим.

Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. При этом рациональное объяснение выступает как мысленная реконструкция культурно-исторического процесса исходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить только к системе знания. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Читайте также: