Прически и костюмы романского периода конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛЕКЦИЯ 11. КОСТЮМ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ.

В 11 веке с началом крестовых походов возникают новые торговые пути, в результате чего появляются новые виды тканей, отделки, в одежде проявляются элементы различных культур.
В основе европейского костюма средневековья лежит сложный крой, который четко обрисовывает фигуру человека.
Помимо привозимых тканей материалы изготавливали и самостоятельно в поместьях феодалов. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей (чистого производства) и шелка (привозимого).
Богатые люди носили одежду ярких цветов, простой народ серых и коричневых оттенков.
Для средневековой одежды характерна символика цвета: небесный цвет считался цветом измены и ненависти, поэтому его не носили. Белый символизировал чистоту и невинность. Черный - скорбь и верность. Голубой - ненависть. Одежду красного цвета (цвета крови) носили только палачи.
Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.
Одежда простолюдинов и высших сословий различалась не по покрою, а качеством ткани и богатством отделки.
В обществе возросла роль женщины, в результате чего возникает культ "прекрасной дамы", одежда которого становится более узкой, обрисовывает верхнюю часть фигуры и мужчины и женщины.

Мужской костюм.
Носили две туникообразные рубахи:
Нижняя - камиза - с длинным цельнокроенным рукавом.
Верхняя - котт - из более дорогой ткани с короткими широкими рукавами или без них.
Одежды подбрасывались с напуском. Длина рубах была различной: короткие носили крестьяне и молодые люди; длинные - знать. Рубаха короля доходила до пола.
Верхней одеждой был плащ, застегивающийся на правом плече, сначала короткий полукруглый, позднее длинный - назывался манто.
Для мужского костюма характерно обязательное ношение штанов, которые могли быть длинными, относительно узкими или плотно облегать ногу.
В 12 веке мужская одежда становится более узкой по линии плеч и расширяется книзу за счёт отрезной юбки по линии талии и дополнительных клиньев по боковым швам. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязка. Всё это создает женоподобный образ в мужской одежде.
К концу 12 века практически во всех семьях формируются феодальные гербы, имеющие постоянное изображение и цветовое решение - становятся фамильной ценностью. Часто цветовое решение костюма и даже обуви соответствовало гербу, также сменилось на части и имело такое же цветовое решение. Такой костюм назывался "Ми-парти".

Женский костюм.
С начала периода женщины носят одежды, скрывающие фигуру. Начиная с 10 века фигура подчеркивается.
Женский костюм состоял также из двух туникообразных рубах.
Нижняя - котт
Верхняя - сюрко
Обе рубахи были длинные, длиной до щиколотки. Котт с длинными узкими рукавами. Сюрко с короткими и широкими или без них. Под нижнюю тунику надевали полотняную камизу, которая у женщин считалась нижней одеждой. Туники подписывались.
Одежда могла иметь трапециевидную форму, сильно расширенную к низу. Линия талии могла быть завышенна.
В качестве верхней одежды носили длинные полукруглые плащи.
В 12 веке платье котт становится более узким, обтягивающим талию со шнуровкой сзади или сбоку, отрезанное по линии талии. Расширяется котт от линии бедер к низу при помощи клиньев по боковым швам. Рукава были узкими и очень длинными, а пояс чисто декоративной деталью, который с талии спустился на бедра.

Обувь.
Носили своеобразные сапоги-чулки, кожаные или полотняные, сверху перетянутые ремнями. Пальцы ног оставались открытыми, закрытую обувь носили только король и члены его семьи.
Горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами - ботт, которые шили из ткани или цветной кожи. В 12 веке начинают носить обувь с длинными носами "пигаш".
Крестьянской обувью были мягкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнуровкой.
Женщины носили закрытые туфли из цветной мягкой кожи на мягкой подошве без каблуков.

Прически и головные уборы.
Мужские прически были достаточно примитивны: волосы подстригали вокруг головы до мочек ушей, а спереди оставляли челку. В 9 веке волосы становятся длиной для плеч.
На голову надевали конусообразные шапки и капюшоны. Самым распространенным был капюшон куаф - с удлиненным мысом сзади или кьюгень - капюшон с перелиной.
Девушки носили длинные косы, которые перевивали волосы. На голову надевали обручи, ленты, венки из цветов. Замужние женщины скрывали волосы под круглым белым платком с отверстием для лица. Концы платка падали на плечи и спину. Иногда концы платка заправляли в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки или обручи. Знатные дамы носили парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.

Украшения.
Костюм украшали различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображением животных. Золотые и серебряные застежки, которые украшались драгоценными камнями.
Женсуий костюм украшался вышивкой и меховой оттделкой.
Основными украшениями женского костюма были головные обручи, кольца, пояса из чеканных пластинок, пряжки с подвесками.

hello_html_64607c6f.jpg

hello_html_m6b80edfd.jpg

Домашнее задание.
1. Почему небесный цвет в романском стиле считался цветом измены и ненависти.
2. Из каких элементов одежды состоял мужской костюм?
3. Из каких элементов одежды состоял женский костюм?

заставка (395x300, 56Kb)

В V в. после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX в. стало государство франков.

Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию.

На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина).

В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.

Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью.

одежда-начало (584x300, 118Kb)

Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье (IX-XII вв.) – романский период и позднее средневековье (XIII-XV вв.) – период готики.

Идеал красоты .

идеал2 (200x483, 59Kb)

В средние века стали считать, что женщины не должны демонстрировать свои достоинства и красоту. В моду вошли платья-балахоны, под которыми даже не вырисовывались силуэты фигуры, волосы полностью прятались под чепчик, лицо должно быть абсолютно некрашеным, да и мылись женщины редко. Не приукрашенные косметикой, с засаленными волосами и немытым вонючим телом - вот средневековая красотка.

Позже в моду вошла фигура с плоским животом и выпуклой "пятой точкой". Для этого под одежду на живот привязывалась дощечка. Красивой считалась женщина с вытянутым бледным лицом и смиренным безропотным нравом. Обладательницы румяных полненьких щек были вынуждены сбривать волосы на лбу, чтобы визуально удлинить лицо. Брови также полностью сбривались. А смирение и худоба достигались частыми молитвами, паломничеством и бесконечными постами. Грудь могли иметь только простолюдинки - ее наличие говорило о их приземленности и грубости. А аристократки должны были быть абсолютно плоскими.

Согласно идеалам раннего средневековья красивой считалась женщина высокая, с золотистыми локонами, темными, но не сросшимися бровями, зелеными либо голубыми глазами, узкой талией.

Подчиняясь этикету, женщины ходили мелкими шажками, опустив глаза, слегка склонив голову, умело подхватывая и не волоча по земле длинное платье.

Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.

идеал (300x377, 66Kb)

С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира.

В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена.
Архиепископ Кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием.

Мода Романского периода.

Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. Эта кайма не только вышивалась, кроме того она была украшена золотыми пластинками и драгоценными камнями.

к1 (658x350, 146Kb)

В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.

Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.

Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства).

Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды.

муж к (500x568, 61Kb)

Мужской костюм

Для средневекового мужского костюма характерно то, что мужчины, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны, которые могли быть длинными, относительно узкими, или плотно облегали ногу наподобие трико.

Женский костюм

женк (472x599, 74Kb)

В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру (покрывала, далматику) — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X в., они стали подчеркивать фигуру.

У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась. Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена.

В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи.

С XI в. появились драпировки на животе. Мода на драпировку была вызвана тем почетом, которым в то время пользовались беременные женщины, — ведь массы людей погибали в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население.

Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии ярких расцветок. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета, например, красный плащ на зеленой подкладке, или мех (горностай, бобер).

В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались мехом.

В женской одежде сильнее, чем в мужской, сказывалось влияние церкви, считавшей человеческое тело греховным. Женщины носили только блио — глухие, закрытые платья (туники) скрывавшие даже ноги. Боковые овальные разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии.

ср (670x500, 167Kb)

Костюм рыцарей.

рыц (629x368, 98Kb)

Мужественность внешнего облика рыцаря-защитника определялась силой, храбростью, ловкостью, физической выносливостью, воинской доблестью, волевым решительным лицом, широкими плечами, сильными стройными ногами.

Тело рыцаря прикрывала особая рубаха, сплетенная из прочных стальных колечек, - кольчуга. Ее надевали на толстый войлочный кафтан. Из стальных колец изготавливались чулки и перчатки. Кольчуга спасала в бою, но чтобы укрыться от непогоды или палящих лучей солнца, приходилось сверху надевать длинную рубашку с открытым воротом – сюрко – которую носили и женщины.

рыц2 (446x448, 87Kb)

Вооружение рыцаря той эпохи состояло, прежде всего, из меча. В бою, когда приходилось пускать в дело тяжелый меч, щит помогал отбивать удары противника. Наружная сторона щита нередко украшалась гербом владельца, изображением единорога, дракона, льва или орла.. Завершая вооружение рыцаря круглый шлем.

Рыцари обязательно отращивали бороду. Бороду разделяли на две или несколько отдельных прядок. Каждая из них могла быть перевита золотой нитью или шнуром, сплетенным из тонких золотых нитей.

причм (250x364, 44Kb)

Мужские причёски и головные уборы.

Следуя античной традиции - короткая стрижка. Волосы подстрижены вокруг головы до мочек ушей, спереди - челка, бороду оставляют только высшие церковные и светские сановники.

Общие силуэты причесок средневековья не отличались особым разнообразием, как у мужчин, так и у женщин. Феодальная знать носила те же прически, что и простой народ. Разницу составляли лишь головные уборы, украшения.

мприч (658x500, 150Kb)

Все мужчины, достигшие зрелого возраста, отращивали бороду. Форма бороды часто изменялась под воздействием моды. Бороды носили прямые или округлые, крючкообразные или раздвоенные. Завивке бороды уделялось большое внимание. Пряди завивались штопорообразно, а на концах свертывались в кольцо.

Католические священники и монахи выстригали на теменной части волосы в виде небольшого круга (называлось это тонзурой) и прикрывали выстриженную часть маленькой шапочкой.

Формы головных уборов были очень просты. Мужчины надевали небольшие конусообразные шапки либо полукруглые. Головными уборами были и капюшоны, летом - соломенная шляпа.

Плетеные соломенные шляпы вошли даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского герцога в соломенных шляпах, чем насмешила врага, но смех этот дорого ему обошелся - его войска потерпели сокрушительное поражение от "саксонских недотеп".

В народе обычно носили чепец из ткани — бегуин. Иногда бегуин надевали и знатные люди, тогда поверх него носили шляпу. Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей. Человек средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотребляя ее знаковыми атрибутами. Щеголи носили иногда одновременно две шляпы — одну на голове, вторую за спиной.

Женские причёски и головные уборы.

Средневековые девушки носили длинные косы, которые могли перевивать парчовыми лентами, или распущенные волосы. На голову надевали обручи, ленты, венки из цветов.

Поскольку почти постоянно женщины ходили в головной накидке, они не носили сложных причесок . Замужние женщины волосы скрывали — чаще под круглым белым платком с отверстием для лица. Концы платка падали на плечи, скрывая их. Иногда эти концы заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.

жен (670x500, 157Kb)

Положению женщин соответствовало покрывало восточного образца, почти полностью скрывавшее голову, а иногда и лицо. Ведь женщины были объявлены "самым опасным силком", "сладким злом", управляющим миром. И разрешиить женщинам показывать волосы и лица значило увеличить их власть над мужчинами, чего допустить было нельзя.

Головной убор женщины средневековья определялся ее поведением на людях: ходить, не поворачивая лица в стороны, опустив глаза, не позволяя себе не посмеяться, ни поболтать с кем-нибудь на улице.

Столь же типична для женского облика XII - XIII плотная головная повязка, которая охватывала голову и подбородок. Немцы называли ее "гебинде" - от "бинден" ("связывать"). Повязана была голова, полузакрыто лицо - связаны воля и мысль женщины. Поверх надевали круглую шляпу - шапель, обруч или даже корону.

Позже огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Но уже пробивали себе дорогу высокие, словно здания, головные уборы и прически из своих и чужих волос с рожками по парижской моде, приводя в ужас моралистов и духовных пастырей. Им больше был по вкусу неуклюжий чепец, хотя нередко голова в нем напоминала большой кочан капусты.

Женский костюм раннего средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.

Женскими украшениями были головные обручи, венцы, кольца, пояса из чеканных пластинок, фибулы.

укр (657x500, 185Kb)

В раннее Средневековье обувь мало чем отличалась от древнеримской или византийской. Так, мужчины всех сословий носили войлочные или кожаные полусапожки или сапоги, которые заменяли подвязки на штанах внизу.

об (680x500, 115Kb)

Фасоны мужской и женской обуви очень похожи: все носят мягкие башмаки из ткани или цветной кожи без шнурков, застежек и твердой подошвы. Впервые появляется обувь с вытянутыми мысками, получившая широкое распространение гораздо позже. По форме обувь была одинаковой для правой и левой ноги.

Крестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками.
Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.

К XIII веку башмаки чаще стали делать с вырезом на подъеме, который или оставляли открытыми, или затягивали шнурками. Иногда их шили с разрезом по бокам, а форма носков стала значительно острее согласно моде, которую в 1089 г. придумал граф Фулько Анжуйский,чтобы скрыть уродливую форму своих ног.

Цвета обуви были произвольными, но стал преобладать черный. Для украшения обуви использовали цветную кожу, шелк, бисер, парчу и шитье.

К 1000 г. В Европе наступает затишье, и установившееся мирное равновесие позволяет, наконец, заняться созидательным трудом.

Для архитектуры романского стиля характерны следующие черты. Здания напоминают крепости. Они имеют толстые стены и узкие окна-бойницы с полукруглыми очертаниями вверху, горизонтальные и вертикальные члене­ния в виде поясков, карнизов, выступов, зарубок и Т.д. Крупная блочность хорошо читается в облике такого здания, будь то церковь или замок.

Развивается скульптура, особенно бурно в ХII - ХIII вв. Романская книжная миниатюра отличается красочностью сюжетов и живостью персонажей. Получает дальнейшее развитие костюм.

Христианство, феодализм и рыцарское сословие наложили значительный отпечаток на романскую культуру.

Идеал красоты. Идеал мужской красоты - это мужественный рыцарь с кра­сивым развитым телом. Мужественность, физическая сила, а не византийские аскетизм и бестелесность - основные черты мужской красоты наряду с хоро­шими манерами, предписанными кодексом чести.

Виды и формы одежды. Текстиль. И мужской, и женский костюм состоит в основном' из накладных одежд. Из драпирующихся ВИДОВ одежды сохраняются лишь плащи и Накидки. В романскую эпоху произошло четкое разделение одежды на мужскую и женскую, хотя и не сразу.

В результате мужской костюм стал включать в себя штаны, короткий верх в разных вариантах и плащ. Женский костюм состоит из длинных одежд типа туники и плаща. Для одежды характерна многослойность. Изготавливают ее изо льна, кожи, сукна, меха. Еще не используются узорчатые восточные ткани. Отсюда яркие, звучные цвета гладкокрашеных тканей: кармин, зеленый, ярко­ синий, алый, белый. Разные части костюма контрастны по цвету.

Из стран Востока привозят дорогие узорчатые ткани и шелк - пурпур. Но одежда из них - привилегия коронованных особ и высшей аристократии. Начинает развиваться вышивка. Потребность в ней была велика, так как текстиль был гладкокрашеным. Из крестовых походов в Европу поступают новые виды текстиля: хлопок и шелк. Шерсть и сукно начинают красить, используя новые; яркие красители. Однако красочной и яркой одежде недоставало изысканности, свойственной античным временам. Причиной такого недостатка было то, что одежда Средневековья - это смесь элементов античной, византийской и варварской одежды: драпированные одежды - из античности; многослойные туники с узорчатой вышивкой - из Византии; штаны - от варваров, а деле­ние одежды на отдельные блоки (членение) и отделка швов каймой – это романское изобретение, чтобы выделить знать среди остальных.

И мужской, и особенно женский романский костюм в местах разделения и сшивания элементов и частей отделывали каймой. Так закреплялся шов и од­новременно декорировался костюм из гладкокрашеной ткани. Полоску каймы отделывали вышивкой, золотыми пластинками, а также драгоценными кам­нями.




В процессе развития швейного ремесла в романском костюме происходят изменения. В одежде теперь, как минимум, три шва: два боковых и один на спинке. Этим достигается большее прилегание лифа, чем прежде. А с помощью клиньев теперь расширяют отдельные части одежды. К тому же членение одеж­ды также способствовало лучшей подгонке ее к телу.

Мех широко использовался в одежде как утеплитель и элемент отделки. Дра­гоценные меха соболя и куницы поставляли из Руси и пользовались популярно­стью. Плащи обычно подбивали менее дорогим мехом.

Мужская одежда. В раннероманский период мужчины носили штаны, ниж­нюю и верхнюю туники и плащи. Их костюм все еще несколько напоминал византийский по манере ношения и по составу. Позже мужчины стали носить поверх штанов - шоссов, похожих на чулки, верхнюю тунику - блио, полупри­таленную, отрезную, с заниженной линией талии, с юбкой длиной от колена до середины икры.

Феодал ходил в роскошном блио с воронкообразными рукавами, низ которых отделан мехом. На груди вышивка. Швы, горловина, низ рукавов, линии талии и бедер отделаны нашитой сверху каймой. При этом создается впечатление крупной дробности, блочности. Плащ застегнут на горле фибулой из золота с драгоценным камнем. Из-под блио видна нижняя туника.

Женская одежда. Женский костюм, как и мужской, был многослойным. На тело надевалась нижняя туника с узкими длинными рукавами, поверх которой носили блио до щиколоток , плащ и головной убор. Женские, как и мужские, блио и нижняя туника были отделаны каймой в местах соединения частей.

Затем на смену блио пришли котт и сюрко, которые женщины носили так же, как мужчины, поэтому силуэты и содержание мужского и женского кос­тюмов схожи. Лишь позже, к концу периода, появилось резкое различие в одежде мужчин и женщин.

Нижняя женская туника имела узкие рукава с каймой по низу, блио и котт - расширенные. Котт и сюрко были обычно контрастными по цвету, причем то и другое с мантией. Сюрко было обычно без рукавов, но встречаются сюрко с короткими широкими рукавами до локтя и с длинными узкими. Появляется жип, напоминающий современный жакет с длинными или короткими рукавами.

С ХII в. из-за запрета церкви на ношение облегающих одежд вновь появля­ются J1Iирокие и свободные наряды.

Обувь. До ХII в. Обувь была черная тисненая, без застежек в виде мягкого башмака без твердой подошвы, однотипная для мужчин и женщин.

Позже появилась цветная обувь. Позднероманская обувь имела вытянутый клювообразный носок.

Все зрелые мужчины носили бороды, имевшие две или несколько прядок, перевитых золотой нитью или шнуром. Мода на бороды менялась часто.

Женские прически, как и мужские, не отличались разнообразием. Девушки ходили с длинными распущенными волосами - символом чистоты и дев­ственности, замужние женщины носили на голове различные покрывала, повязки.

Головными уборами мужчин были колпаки, шляпы из велюра, фетра, вой­лока, а также бегуины из полотна.

Женские головные уборы представляли собой покрывала, платки, повязки. Популярна была романская повязка, позволявшая скор­ректировать овал лица. Поверх нее надевался обруч или венец. Иногда венцы и короны украшались не только драгоценными камнями, но и павлиньими перьями. Простолюдинки носили простенькие обручи, украшенные бусинками.

К украшениям относятся фибулы, брошки, венцы, короны и кайма на одежде, отделанные драгоценными камнями.

Косметики женщины употребляли немного. Они пользовались розовой во­дой, восточными благовонными маслами, пудрились и подкрашивали губы.

Связь костюма с архитектурой. Как уже было сказано выше, для романской одежды характерны блочность, членение единого целого на отдельные части и подчеркивание их каймой.

Блочность свойственна и романской архитектуре. Поверхность членится поясками, карнизами, зарубками, фризами и т.п., причем все это имеет тек­тоническое начало. Аналогичным образом кайма в романском костюме под­черкивает крой и строение одежды.

Стилевое единство костюма и архитектуры просматривается уже в раннероманском периоде.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите хронологические границы романского стиля.

2. Каким был идеал красоты в романскую эпоху?

3. Назовите основные виды женской одежды романского стиля.

4. Каким был текстиль в эпоху господства романского стиля?

5. Перечислите основные виды мужской одежды романского стиля.

6. Назовите наиболее популярные головные уборы романского стиля.

Лекция

Тема: Западноевропейский костюм романского стиля (XI – начало - XIII в.)

К 1000 г. В Европе наступает затишье, и установившееся мирное равновесие позволяет, наконец, заняться созидательным трудом.

Для архитектуры романского стиля характерны следующие черты. Здания напоминают крепости. Они имеют толстые стены и узкие окна-бойницы с полукруглыми очертаниями вверху, горизонтальные и вертикальные члене­ния в виде поясков, карнизов, выступов, зарубок и Т.д. Крупная блочность хорошо читается в облике такого здания, будь то церковь или замок.

Развивается скульптура, особенно бурно в ХII - ХIII вв. Романская книжная миниатюра отличается красочностью сюжетов и живостью персонажей. Получает дальнейшее развитие костюм.

Христианство, феодализм и рыцарское сословие наложили значительный отпечаток на романскую культуру.

Идеал красоты. Идеал мужской красоты - это мужественный рыцарь с кра­сивым развитым телом. Мужественность, физическая сила, а не византийские аскетизм и бестелесность - основные черты мужской красоты наряду с хоро­шими манерами, предписанными кодексом чести.

Виды и формы одежды. Текстиль. И мужской, и женский костюм состоит в основном' из накладных одежд. Из драпирующихся ВИДОВ одежды сохраняются лишь плащи и Накидки. В романскую эпоху произошло четкое разделение одежды на мужскую и женскую, хотя и не сразу.

В результате мужской костюм стал включать в себя штаны, короткий верх в разных вариантах и плащ. Женский костюм состоит из длинных одежд типа туники и плаща. Для одежды характерна многослойность. Изготавливают ее изо льна, кожи, сукна, меха. Еще не используются узорчатые восточные ткани. Отсюда яркие, звучные цвета гладкокрашеных тканей: кармин, зеленый, ярко­ синий, алый, белый. Разные части костюма контрастны по цвету.

Из стран Востока привозят дорогие узорчатые ткани и шелк - пурпур. Но одежда из них - привилегия коронованных особ и высшей аристократии. Начинает развиваться вышивка. Потребность в ней была велика, так как текстиль был гладкокрашеным. Из крестовых походов в Европу поступают новые виды текстиля: хлопок и шелк. Шерсть и сукно начинают красить, используя новые; яркие красители. Однако красочной и яркой одежде недоставало изысканности, свойственной античным временам. Причиной такого недостатка было то, что одежда Средневековья - это смесь элементов античной, византийской и варварской одежды: драпированные одежды - из античности; многослойные туники с узорчатой вышивкой - из Византии; штаны - от варваров, а деле­ние одежды на отдельные блоки (членение) и отделка швов каймой – это романское изобретение, чтобы выделить знать среди остальных.

И мужской, и особенно женский романский костюм в местах разделения и сшивания элементов и частей отделывали каймой. Так закреплялся шов и од­новременно декорировался костюм из гладкокрашеной ткани. Полоску каймы отделывали вышивкой, золотыми пластинками, а также драгоценными кам­нями.

В процессе развития швейного ремесла в романском костюме происходят изменения. В одежде теперь, как минимум, три шва: два боковых и один на спинке. Этим достигается большее прилегание лифа, чем прежде. А с помощью клиньев теперь расширяют отдельные части одежды. К тому же членение одеж­ды также способствовало лучшей подгонке ее к телу.

Мех широко использовался в одежде как утеплитель и элемент отделки. Дра­гоценные меха соболя и куницы поставляли из Руси и пользовались популярно­стью. Плащи обычно подбивали менее дорогим мехом.

Мужская одежда. В раннероманский период мужчины носили штаны, ниж­нюю и верхнюю туники и плащи. Их костюм все еще несколько напоминал византийский по манере ношения и по составу. Позже мужчины стали носить поверх штанов - шоссов, похожих на чулки, верхнюю тунику - блио, полупри­таленную, отрезную, с заниженной линией талии, с юбкой длиной от колена до середины икры.

Феодал ходил в роскошном блио с воронкообразными рукавами, низ которых отделан мехом. На груди вышивка. Швы, горловина, низ рукавов, линии талии и бедер отделаны нашитой сверху каймой. При этом создается впечатление крупной дробности, блочности. Плащ застегнут на горле фибулой из золота с драгоценным камнем. Из-под блио видна нижняя туника.

Женская одежда. Женский костюм, как и мужской, был многослойным. На тело надевалась нижняя туника с узкими длинными рукавами, поверх которой носили блио до щиколоток , плащ и головной убор. Женские, как и мужские, блио и нижняя туника были отделаны каймой в местах соединения частей.

Затем на смену блио пришли котт и сюрко, которые женщины носили так же, как мужчины, поэтому силуэты и содержание мужского и женского кос­тюмов схожи. Лишь позже, к концу периода, появилось резкое различие в одежде мужчин и женщин.

Нижняя женская туника имела узкие рукава с каймой по низу, блио и котт - расширенные. Котт и сюрко были обычно контрастными по цвету, причем то и другое с мантией. Сюрко было обычно без рукавов, но встречаются сюрко с короткими широкими рукавами до локтя и с длинными узкими. Появляется жип, напоминающий современный жакет с длинными или короткими рукавами.

С ХII в. из-за запрета церкви на ношение облегающих одежд вновь появля­ются J1Iирокие и свободные наряды.

Обувь. До ХII в. Обувь была черная тисненая, без застежек в виде мягкого башмака без твердой подошвы, однотипная для мужчин и женщин.

Позже появилась цветная обувь. Позднероманская обувь имела вытянутый клювообразный носок.

Все зрелые мужчины носили бороды, имевшие две или несколько прядок, перевитых золотой нитью или шнуром. Мода на бороды менялась часто.

Женские прически, как и мужские, не отличались разнообразием. Девушки ходили с длинными распущенными волосами - символом чистоты и дев­ственности, замужние женщины носили на голове различные покрывала, повязки.

Головными уборами мужчин были колпаки, шляпы из велюра, фетра, вой­лока, а также бегуины из полотна.

Женские головные уборы представляли собой покрывала, платки, повязки. Популярна была романская повязка, позволявшая скор­ректировать овал лица. Поверх нее надевался обруч или венец. Иногда венцы и короны украшались не только драгоценными камнями, но и павлиньими перьями. Простолюдинки носили простенькие обручи, украшенные бусинками.

К украшениям относятся фибулы, брошки, венцы, короны и кайма на одежде, отделанные драгоценными камнями.

Косметики женщины употребляли немного. Они пользовались розовой во­дой, восточными благовонными маслами, пудрились и подкрашивали губы.

Связь костюма с архитектурой. Как уже было сказано выше, для романской одежды характерны блочность, членение единого целого на отдельные части и подчеркивание их каймой.

Блочность свойственна и романской архитектуре. Поверхность членится поясками, карнизами, зарубками, фризами и т.п., причем все это имеет тек­тоническое начало. Аналогичным образом кайма в романском костюме под­черкивает крой и строение одежды.

Стилевое единство костюма и архитектуры просматривается уже в раннероманском периоде.


Развиваясь вместе с человеческим обществом, поддаваясь веяниям моды, прическа является отражением социального статуса, религиозных и эстетических взглядов человека. Прически не только составляют важную часть образа человека, но и отражают исторический путь развития людей.

Средние века пришли на смену античности, отличающейся пластичностью и конкретикой в искусстве. До сих пор четко не определены хронологические рамки Средневековья. Предположительно эта эпоха продолжалась с XII по XVI век или же с V по XV, начиная с крушения Западной Римской империи. В ту пору в Европе главенствовал романский стиль. Он выражался в суровости, непоколебимости, мрачности. Его сменила готика с ее вниманием к деталям, возвышенностью, ажурностью.

Проявление романского стиля в прическах

Те прически Средневековья, что носили люди высокого статуса, особо не отличались от причесок простолюдинов по своей форме и размерам. Если ранее прическа могла быть опознавательным знаком, выделяющим различных по статусу членов общества, то к IX веку и рабы, и свободное население могли носить, к примеру, удлиненные стрижки, которые чуть прикрывали челюсть. А вот заключенных нередко брили наголо. Отличительным сословным признаком были лишь аксессуары: шляпы, шапки, украшения. В целом прически Средневековья были достаточно однообразными.

мужская прическа средневековья

Идеалом красоты считался высокий лоб, поэтому естественную линию роста волос часто подбривали. Брови и ресницы выщипывали, на месте бровей рисовали черные полукруглые линии. Особенно приветствовалась утонченность в облике женщин, в том числе и в прическах средневековых дам.

распущенные волосы

Особенности мужских причесок романской эпохи

В качестве головных уборов мужчины носили шапки, шлемы, капюшоны. Вождей можно было узнать по обручам или коронам на голове.

Идеалом мужской красоты были рыцари. Они обязательно должны были носить бороду. Иногда ее разделяли на несколько прядей, каждую их которых обвязывали дорогостоящей нитью.

Своеобразие мужских причесок Средних веков

Иногда средневековые мужские прически определялись родом деятельности. Отличительной чертой крестоносцев было то, что они не стриглись во время походов, поэтому их прически представляли собой длинные волосы, подобно женским. Служащие католической церкви выстригали в центре головы круг, называемый тонзурой, и носили небольшой округлый головной убор.

мужские прически

Эволюция причесок варварских племен

Племена варваров постоянно перенимали прически завоеванных народов. Они предпочитали прямые или волнистые волосы длиной по плечи. Германские племена вообще не стригли волосы, заплетая по бокам по две косички. Для них это был знак силы и вольной жизни. Некоторые мужчины из племен варваров носили высокую прическу – тугой хвост, затянутый на макушке. В VII веке типичная мужская стрижка представляла собой подбритый затылок и коротко стриженые волосы, а более молодые люди обладали длинными волосами.

В IX веке также получила широкое распространение прическа, при которой на макушке оставляли прядь волос, а остальные волосы сбривали.

Мотивы галльской культуры

Галлы избегали излишеств в аксессуарах, любили оставлять на лице густую растительность. Однако вскоре под влиянием моды Рима бороду, а потом и усы стали сбривать, оставляя только бакенбарды. Большинство населения было рыжеволосым, а те, кого природа этим не наградила, красили волосы раствором извести.

Женские прически Средневековья

пучок и платок

Только в VIII-IX веке получили широкое распространение различные косы. Они могли быть как из двух, так и из большего количества прядей.

средневековые прически женские

Мужские головные уборы эпохи Средневековья

Несмотря на то что прически романской эпохи не отличались особым разнообразием, головные украшения были самыми разными. Они были достаточно детализированы и в то же время просты. Для их изготовления использовались практичные ткани: войлок, велюр, фетр. Основой мужских головных уборов был колпак, имевший множество вариаций: он мог быть и высоким с отогнутыми полями, и низкой шляпой, по форме напоминающей тарелку. Распространен был капюшон, объединенный с накидкой на плечи, и чепец, на который надевали шляпы. Люди знатных сословий могли носить и по паре шляп.

Женские головные уборы

косы с лентами

Для невест предназначались эффектные, торжественные венки из листьев и цветов, напоминающие корону. Цветы и листья скреплялись нитями из благородных металлов, украшались драгоценными камнями, блестками, бусами и перьями.

венок и распущенные волосы

Особенности готического стиля в прическах эпохи Средневековья

С приходом готики (XIII век) головные уборы приобрели более вытянутые очертания. В прическах 15 века недлинные волосы нередко обматывались вокруг обруча, надеваемого на голову. Появилось разнообразие вариаций ношения бороды: в форме круга, штопора, состоящие из двух разделенных прядей, крючкообразные. Крестьяне все так же ровно подстригали волосы вокруг всей головы.

В готическую эпоху ношение драгоценностей на головных уборах было в прямой зависимости от статуса. Только более богатые и знатные могли носить украшения в виде камней, перьев и вышивок

Проявления готики в женских прическах

прически средневековья

Женщины начали надевать косынки, поверх которых носили что-то более теплое: шапки или платки. Получили распространение своеобразные косынки, подобные капюшону (омюз), с длинными концами, которые обычно завязывали на шее. В XII-XIV веке женщины стали носить цилиндрообразные шляпы с разрезом сзади.

два пучка

Под влиянием готической архитектуры, имеющей тенденцию к стремлению вверх, возникли массивные колпаки – эннены. Они изготовлялись из проволочной основы и натянутой поверх плотной ткани. То, насколько высок был колпак, зависело от знатности хозяйки. Такого рода колпаки возмущали служащих католической церкви, поскольку походили на готические храмы. Однако их распространение не получалось пресечь: буквально на следующий день после повсеместного сжигания они появлялись на женщинах вновь.

Готические мужские прически и головные уборы

В XIV-XV веке мужские головные уборы разграничили по сословной принадлежности. Монарх указывал, что, например, служащие церкви должны были носить четырехугольные береты и тиары. Бобровые шапки носили только судебные работники.

Нельзя не согласиться, что многие из представленных причесок универсальны и достаточно популярны и в наше время: не зря говорят, что мода циклична. Поэтому ознакомление с культурой и модными тенденциями наших предков может стать не только способом получения знаний, но и источником вдохновения.

Читайте также: