Презентация передвижение веществ у животных 6 класс конспект урока пасечник линия жизни
Обновлено: 05.07.2024
Возможность применения парной работы обусловлена логикой и структурой содержания данной темы, включающей две основные части: состав и функции крови, строение кровеносной системы. С особенностями транспорта веществ у одноклеточных учащиеся ознакомились на предыдущем уроке. Поэтому задания представлены в двух вариантах.
Для осуществления обратной связи используются различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. В конце урока учащиеся выполняли индивидуальные тестовые задания, оценка за которые влияет на общую оценку. Кроме того, в качестве домашнего задания предлагаются задания более высокого, творческого уровня, которые выполняются учащимися по желанию.
Тема урока. Особенности переноса веществ в организме животных
Тип урока. Изучение нового материала.
Цели урока. Создать условия для формирования представлений о значении и особенностях переноса веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных;
продолжить формирование умений работать с текстом, с рисунками, микроскопом;
формировать опыт равноправного сотрудничества учащихся между собой и с учителем в процессе работы в парах и малых группах;
создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях.
Задачи: организовать работу учащихся в парах и малых группах, провести контроль за уровнем понимания и усвоения нового материала
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний и умений. Целеполагание. Фронтальная беседа по вопросам.
Распределите термины в соответствующие колонки: клетка, цитоплазма, вода, кровь, сосуды, устьица, сердце, питательные вещества.
Цель: сформировать знания об особенностях переноса веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных; рассмотреть значение этого процесса в жизни животных.
Образовательные: повторить особенности переноса веществ в организме растений, познакомить с представителями различных групп животных, выявить значение переноса веществ и кислорода в жизни животных, изучить особенности строения кровеносной системы, состав крови;
Развивающие: продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, игровые элементы, работа с опорными схемами, таблицами.
Междисциплинарные связи: химия, экология.
Внутридисциплинарные связи: зоология, цитология.
Оборудование: рисунки учебника, раздаточный материал - карточки с цифрами (1, 2, 3), дидактические карточки – приложение 1, мультимедийная установка, презентация – приложение 2.
I. Организационный момент.
- Приветствие;
- Наличие учащихся.
II. Проверка знаний учащихся.
1) Четыре человека работают по дифференцированным карточкам:
Почему у томатов и винограда рекомендуется обрезать боковые побеги? Почему следует предохранять стволы молодых деревьев от повреждений грызунами? Как их защищают?
Составить кроссворд, используя понятия: испарение, корневое давление, ситовидные трубки, луб, устьица.
Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол “кольцом”. Какое дерево может погибнуть? Почему?
У Эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Что этому способствует?
2) Остальные ребята выполняют задание на листках – игра “Следствие ведут знатоки”, (вставить пропущенное слово).
Движением …………………. переносятся различные питательные вещества и газы в клетках растений.
Вода поступает в растение через …………………. ………….. . Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают …………… и …………………….. вещества.
От корней к надземным органам растения они поднимаются с помощью ………….. ……………… по сосудам ……………… .
Попав в листья, вода ……………… с поверхности клеток и в виде пара через ……………. выходит в атмосферу.
А органические вещества передвигаются из …………… по ………………. трубкам ………. в другие части растения.
- Какое значение имеет для растений транспорт веществ?
- Какие вещества необходимы для нормального развития растениям?
III. Изучение новой темы.
Транспорт веществ происходит во всех живых организмах. Это важный процесс жизнедеятельности.
- Как же он происходит у одноклеточных, беспозвоночных и позвоночных организмов?
- Почему эпиграфом урока являются слова Розенблата?
1. Перенос веществ у одноклеточных животных.
А) показать представителей одноклеточных: амеба, инфузория – туфелька.
- Как Вы думаете, почему их так назвали?
Питательные вещества у них перемещаются, так же как и в клетках растений.
Б) показать движение цитоплазмы. Да, движением цитоплазмы переносятся различные вещества. У амебы – в результате ее движения, цитоплазма перетекает из одной части в другую. Содержащиеся вещества в ней перемешиваются и разносятся по всей клетке. А у инфузории – туфельки – передвижение круговым движением цитоплазмы, т. к. форма тела постоянная.
Совершенствуясь в ходе эволюции, организмы через колониальные формы вышли к более сложной организации – многоклеточным. Среди них выделяют две группы животных: беспозвоночные и позвоночные.
2. Перенос веществ у беспозвоночных животных.
А) показать представителей: черви, моллюски, насекомые, пауки, ракообразные.
- Что усложнилось у этих организмов в ходе эволюции?
- Какая из систем органов имеет непосредственное отношение к переносу веществ?
- А с какими еще системами контактирует кровеносная система?
Организмы относятся к одноу группе, но у них есть отличия.
Б) показать схему кровообращения у дождевого червя.
Например, дождевой червь имеет развитую замкнутую кровеносную систему. Она состоит из сосудов, по которым циркулирует кровь. Кровь и разносит по организму питательные вещества и кислород, а выносит углекислый газ и другие вредные вещества.
В) показать схему кровообращения насекомого и рака.
А у насекомых, ракообразных, моллюсков кровеносная система состоит из сосудов и сердца. По ним течет бесцветная или зеленоватая жидкость – гемолимфа. Которая, так же как и кровь переносит питательные вещества и кислород. Но в отличие от системы дождевых червей, у данных животных гемолимфа из сосудов изливается в промежутки между органами – полости тела. Затем снова насытившись, углекислым газом и вредными веществами, поступает в сосуды и к сердцу. Такая кровеносная система называется незамкнутой.
Г) заполнение таблицы для беспозвоночных.
№ | Объекты сравнения | Беспозвоночные | Позвоночные |
1 | Представители | Дождевой червь. Насекомые. Моллюски. | Рыбы, земноводные, млекопитающие. |
2 | Вид циркулирующей жидкости | Кровь, гемолимфа | Кровь. |
3 | Особенности строения кровеносной системы | Сосуды или сосуды и сердце | Сосуды и сердце. |
4 | Тип кровеносной системы | Замкнутая, незамкнутая | Замкнутая. |
3. Перенос питательных веществ у позвоночных.
А) показать представителей: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающиеся.
Б) показать строение кровеносной системы рыбы, лягушки.
У позвоночных кровеносная система устроена по единому “плану”.
У всех замкнутая кровеносная система, кровь, сосуды и сердце.
4. Строение кровеносной системы.
А) показать схему.
В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращение последних выталкивает ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.
Перечислить функции предсердий и желудочков, а сосудов учащиеся находят по учебнику, и вписывают в схему.
5. Состав крови.
А) показать схему.
Кровь состоит из бесцветной жидкости – плазмы, тромбоцитов и клеток крови. Каждому из компонентов характерна своя функция. Плазма – это жидкая часть крови, содержит воду и другие вещества, в нее погружены другие элементы крови. Тромбоциты – обеспечивают свертываемость крови.
- Какую функцию выполняют клетки крови? (находят в учебнике, стр. 76). Эритроциты содержат гемоглобин – дыхательную, а лейкоциты – защитную. (Записывают в схему).
IV. Закрепление новой темы.
Вопросы к классу: почему эпиграфом урока являются слова Розенблата? Что является “эликсиром” жизни у одноклеточных, беспозвоночных и позвоночных?
Далее проводится игра “Звездный час”.
Ребята получают карточки от 1 до 3. Выбирают правильные ответы из предложенных тестов, поднимая вариант ответа.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ
Урок биологии по ФГОС в 6 классе
Харькова Галина Михайловна- учитель биологии 1 категории
МАОУ СОШ № 5 г. Усть- Катава Челябинской области.
ТЕМА: Передвижение веществ в организме животного.
Задачи урока:
познакомить учащихся с особенностями процесса передвижения веществ у животных;
научить учащихся определять значение передвижения веществ в жизни животных;
формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процесса передвижения веществ у животных; учатся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного в осуществлении связи между его органами.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с разными источниками информации.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению
жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.
Основные понятия урока: гемолимфа, кровь, сердце, кровеносные сосуды.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и в тетради,сотрудничество с одноклассниками при обсуждении тем проекта.
1.Организационный момент:
Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, решения проблем, подготовка к выполнению проекта. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?
( внимательными, активными, смелыми, организованными)
2.Актуализация знаний.
- Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете и ответим на несколько вопросов по прошлой теме:
Какие вещества необходимы для жизни растений?
Откуда растения получают воду и минеральные соли?
Какие вещества образуются в листьях?
Какой ещё орган занимается транспортом?
Как поступают вода и минеральные вещесва в растение?
По чему и куда передвигаются органические вщества в растении?
-Молодцы! А сейчас самое время определить тему сегодняшнего урока.
-Посмотрите на фрагмент карты нашей страны. СЛАЙД 2
-Что на ней обозначено? ( Реки)
-Каково назначение крупных рек ( Перевозят различные грузы)
-Как одним словом это назвать? (Транспорт)
-В любом организме существуют транспортные линии.
-Сегодня на уроке нам предстоит составить темы проектов, поставить цели, определить объекты исследования, наметить пути выполнения работы.
3.Определение тем проектов.
Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. СЛАЙД 4
Какие вещества и как перемещаются в организме животных?
Какая система органов занимается перемещением этих веществ?
Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?
-Для одноклеточных и многоклеточных организмов характерно движение. Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности. СЛАЙД 4
Тема проекта 1. Перемещение веществ у одноклеточных организмов - запись в тетрадь. СЛАЙД 5
- Вспомните представителей одноклеточных животных.
-Может ли быть кровеносная система у простейших?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить, как перемещаются вещества в их клетке?- запись в тетрадь. СЛАЙД 5
Тема проекта 2. Перенос веществ у беспозвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 6
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть циркуляцию жидкости у беспозвоночных животных,отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой- запись в тетрадь. СЛАЙД 6
Тема проекта 3. Строение кровеносной системы позвоночных- запись в тетрадь. СЛАЙД 7
-Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных. СЛАЙД 8
( И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов)
-В чем произошло усложнение кровеносной системы? ( Появилось хорошо развитое сердце)
- У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану. СЛАЙД 9
Сердце состоит из предсердий и желудочков.
Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки.
Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии.
Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.
Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны.
Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть особенности строения и работы кровеносной у позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 9
Тема проекта 4 Состав крови позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 10
Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.
Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска.
Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов.
В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить связь состава крови с выполняемой функцией- запись в тетрадь.СЛАЙД 10
4.Домашнее задание.
Выполнить проект на одну из тем, которую определит тест. СЛАЙД 11
1.У одноклеточных организмов вещества перемещаются по
А) сосудам Б) цитоплазме В) кровеносной системе
2. У дождевого червя кровеносная система
А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая
3.Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков, называется
А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген
4.Красные клетки в крови
А) свёртывают крови Б) разносят кислород В) убивают микробов
Проверка теста. СЛАЙД 11
Номер вопроса соответствует номеру темы: неправильный первый ответ-тема вашего проекта, все правильные ответы - тема на выбор
- Обязательные пункты проекта (тема, цель, обоснование моего выбора,выполнение работы, вывод, используемые источники)
5.Рефлексия Если вы отвечаете да – то поднимаете правую руку, если нет то левую:
Вам понравился урок
Довольны ли вы темой проекта.
1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.
3. Рабочая тетрадь: биология 6класс под редакцией В.В. Пасечника; М.: Просвещение 2012г.
Вставьте пропущенные слова
Растения по способу питания - ………. .
Они сами образуют ……… ………. в
процессе ………. в листьях на ………. .
Органические вещества передвигаются ко
всем органам растения по …….. ……..
луба (флоэмы) коры. Вода с
минеральными веществами всасывается
из почвы через ……. , затем
передвигаются по ………. древесины
(ксилемы) под действием …….. …….. и
………. .
Растения по способу питания – автотрофы.
Они сами образуют органические вещества
в процессе фотосинтеза в листьях на свету.
Органические вещества передвигаются ко
всем органам растения по ситовидным
трубкам луба (флоэмы) коры. Вода с
минеральными веществами всасывается из
почвы через корень, затем передвигаются
по сосудам древесины (ксилемы) под
действием корневого давления и испарения.
Транспорт веществ в организме
одноклеточных животных
1) Пассивный: диффузия,
осмос, фильтрация – удаление
из раствора воды и некоторых
веществ.
Амеба обыкновенная
2) Активный:
фагоцитоз – поглощение клеткой
твердых частиц;
пиноцитоз – поглощение клеткой
капелек жидкости.
Транспорт веществ в организме
многоклеточных животных
Кровь
Венозная –
Артериальная –
насыщенная
насыщенная
углекислым газом кислородом
Кровь
_____________
(жидкая часть)
_____
(цвет)
______
(функции)
______________
_____
(цвет)
______
(функции)
Тромбоциты
______
______
(функции)
Кровь
Клетки крови
Плазма
(межклеточное вещество)
Эритроциты
Красные
Переносят
кислород
Лейкоциты
Белые
Убивают
микробы
Тромбоциты
Участвуют
в
Свёртывании
крови
Строение кровеносной
системы
Кровеносная система
сердце
предсердие
желудочек
сосуды
артерии
вены
капилляры
Строение кровеносной
системы
Кровеносная система
сердце
предсердие
желудочек
сосуды
артерии
вены
капилляры
Артерии – это сосуды, несущие кровь от
сердца.
Вены – это сосуды, несущие кровь к
сердцу.
Капилляры – это мельчайшие
кровеносные сосуды, в которых
происходит обмен веществ
Типы кровеносных систем
Замкнутая
Незамкнутая
Амеба обыкновенная
Сердце
Вены
Сердце
Артерии
Капилляры
Полости
тела
Сосуды
Заполните таблицу:
Животные (представители)
1. Тип
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
2. Тип
МОЛЛЮСКИ
3. Тип
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
4. Тип ХОРДОВЫЕ
- класс рыбы
-кл.земноводные,
-кл.пресмыкающиеся
Кл. птицы; млекопитающие
Сердце
Тип кровеносной системы
Кровеносная система
Животные (представители)
Сердце
Тип кровеносной системы
1. Тип
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
________________
Замкнутая
2. Тип
МОЛЛЮСКИ
Двухкамерное :
1 предсердие,
1 желудочек
Не замкнутая
3. Тип
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Несколько камер:
От 2 до 8 камер
Не замкнутая
4. Тип ХОРДОВЫЕ
- класс рыбы
Двухкамерное :
1 предсердие,
1 желудочек
Замкнутая
-кл.земноводные,
-кл.пресмыкающиеся
Трехкамерное :
2 предсердия,
1 желудочек
Замкнутая
Кл. птицы; млекопитающие
Четырехкамерное :
2 предсердия,
2 желудочка
замкнутая
Какие выводы можно сделать по данным
таблицы?
• В чем заключается особенность строения кровеносной системы
кольчатых червей?
У кого впервые появилось сердце?
Как усложнялось строение сердца в процессе
эволюции?
Продолжи фразы…
1. Самые тонкие сосуды - это
2. К сердцу кровь несут…
3. От сердца кровь движется по…
капилляры
вены
артериям
4. Красные клетки крови
эритроциты
называются …
5. Главный орган кровеносной системы –
сердце
это …
1. Система органов, отвечающая за
транспорт веществ:
а) пищеварительная;
б) кровеносная;
в) дыхательная.
2. Состав крови:
а) только плазма;
б) плазма и клетки крови;
в) только клетки крови.
3. Защитную функцию выполняют:
а) красные клетки крови;
б) плазма;
в) белые клетки крови.
4. Сосуды, несущие кровь от
сердца, называются:
а) вены;
б) артерии;
в) капилляры.
5. Сердце птиц и
млекопитающих:
а) трехкамерное;
б) двухкамерное;
в) четырехкамерное.
6. Обмен веществами
между кровью и тканями
происходит в:
а) венах;
б) капиллярах;
в) артериях.
7. У моллюсков и
насекомых кровеносная
система:
а) отсутствует;
б) замкнутая;
в) незамкнутая.
Фронтальный опрос
• 1) Какие системы органов участвуют в транспорте веществ ?
• 2) в чем заключается функция эритроцитов?
• 3)расположите в логической последовательности животных: окунь,
собака, прудовик, голубь, дождевой червь, черепаха. Свой выбор
поясните?
Домашнее задание:
ПАРАГРАФ 31, выписать состав крови, выполнить тест из
презентации слайд 34.
[email protected]
Читайте также: