Презентация передвижение веществ у животных 6 класс конспект урока пасечник линия жизни

Обновлено: 05.07.2024

Возможность применения парной работы обусловлена логикой и структурой содержания данной темы, включающей две основные части: состав и функции крови, строение кровеносной системы. С особенностями транспорта веществ у одноклеточных учащиеся ознакомились на предыдущем уроке. Поэтому задания представлены в двух вариантах.

Для осуществления обратной связи используются различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. В конце урока учащиеся выполняли индивидуальные тестовые задания, оценка за которые влияет на общую оценку. Кроме того, в качестве домашнего задания предлагаются задания более высокого, творческого уровня, которые выполняются учащимися по желанию.

Тема урока. Особенности переноса веществ в организме животных

Тип урока. Изучение нового материала.

Цели урока. Создать условия для формирования представлений о значении и особенностях переноса веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных;

продолжить формирование умений работать с текстом, с рисунками, микроскопом;

формировать опыт равноправного сотрудничества учащихся между собой и с учителем в процессе работы в парах и малых группах;

создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях.

Задачи: организовать работу учащихся в парах и малых группах, провести контроль за уровнем понимания и усвоения нового материала

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний и умений. Целеполагание. Фронтальная беседа по вопросам.

Распределите термины в соответствующие колонки: клетка, цитоплазма, вода, кровь, сосуды, устьица, сердце, питательные вещества.

Цель: сформировать знания об особенностях переноса веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных; рассмотреть значение этого процесса в жизни животных.

Образовательные: повторить особенности переноса веществ в организме растений, познакомить с представителями различных групп животных, выявить значение переноса веществ и кислорода в жизни животных, изучить особенности строения кровеносной системы, состав крови;

Развивающие: продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, игровые элементы, работа с опорными схемами, таблицами.

Междисциплинарные связи: химия, экология.

Внутридисциплинарные связи: зоология, цитология.

Оборудование: рисунки учебника, раздаточный материал - карточки с цифрами (1, 2, 3), дидактические карточки – приложение 1, мультимедийная установка, презентация – приложение 2.

I. Организационный момент.

- Приветствие;
- Наличие учащихся.

II. Проверка знаний учащихся.

1) Четыре человека работают по дифференцированным карточкам:

Почему у томатов и винограда рекомендуется обрезать боковые побеги? Почему следует предохранять стволы молодых деревьев от повреждений грызунами? Как их защищают?

Составить кроссворд, используя понятия: испарение, корневое давление, ситовидные трубки, луб, устьица.

Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол “кольцом”. Какое дерево может погибнуть? Почему?

У Эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Что этому способствует?

2) Остальные ребята выполняют задание на листках – игра “Следствие ведут знатоки”, (вставить пропущенное слово).

Движением …………………. переносятся различные питательные вещества и газы в клетках растений.
Вода поступает в растение через …………………. ………….. . Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают …………… и …………………….. вещества.
От корней к надземным органам растения они поднимаются с помощью ………….. ……………… по сосудам ……………… .
Попав в листья, вода ……………… с поверхности клеток и в виде пара через ……………. выходит в атмосферу.
А органические вещества передвигаются из …………… по ………………. трубкам ………. в другие части растения.

  1. Какое значение имеет для растений транспорт веществ?
  2. Какие вещества необходимы для нормального развития растениям?

III. Изучение новой темы.

Транспорт веществ происходит во всех живых организмах. Это важный процесс жизнедеятельности.

- Как же он происходит у одноклеточных, беспозвоночных и позвоночных организмов?
- Почему эпиграфом урока являются слова Розенблата?

1. Перенос веществ у одноклеточных животных.

А) показать представителей одноклеточных: амеба, инфузория – туфелька.

- Как Вы думаете, почему их так назвали?

Питательные вещества у них перемещаются, так же как и в клетках растений.

Б) показать движение цитоплазмы. Да, движением цитоплазмы переносятся различные вещества. У амебы – в результате ее движения, цитоплазма перетекает из одной части в другую. Содержащиеся вещества в ней перемешиваются и разносятся по всей клетке. А у инфузории – туфельки – передвижение круговым движением цитоплазмы, т. к. форма тела постоянная.

Совершенствуясь в ходе эволюции, организмы через колониальные формы вышли к более сложной организации – многоклеточным. Среди них выделяют две группы животных: беспозвоночные и позвоночные.

2. Перенос веществ у беспозвоночных животных.

А) показать представителей: черви, моллюски, насекомые, пауки, ракообразные.

- Что усложнилось у этих организмов в ходе эволюции?
- Какая из систем органов имеет непосредственное отношение к переносу веществ?
- А с какими еще системами контактирует кровеносная система?

Организмы относятся к одноу группе, но у них есть отличия.

Б) показать схему кровообращения у дождевого червя.

Например, дождевой червь имеет развитую замкнутую кровеносную систему. Она состоит из сосудов, по которым циркулирует кровь. Кровь и разносит по организму питательные вещества и кислород, а выносит углекислый газ и другие вредные вещества.

В) показать схему кровообращения насекомого и рака.

А у насекомых, ракообразных, моллюсков кровеносная система состоит из сосудов и сердца. По ним течет бесцветная или зеленоватая жидкость – гемолимфа. Которая, так же как и кровь переносит питательные вещества и кислород. Но в отличие от системы дождевых червей, у данных животных гемолимфа из сосудов изливается в промежутки между органами – полости тела. Затем снова насытившись, углекислым газом и вредными веществами, поступает в сосуды и к сердцу. Такая кровеносная система называется незамкнутой.

Г) заполнение таблицы для беспозвоночных.

Объекты сравнения Беспозвоночные Позвоночные
1 Представители Дождевой червь.
Насекомые.
Моллюски.
Рыбы, земноводные, млекопитающие.
2 Вид циркулирующей жидкости Кровь, гемолимфа Кровь.
3 Особенности строения кровеносной системы Сосуды или сосуды и сердце Сосуды и сердце.
4 Тип кровеносной системы Замкнутая, незамкнутая Замкнутая.

3. Перенос питательных веществ у позвоночных.

А) показать представителей: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающиеся.

Б) показать строение кровеносной системы рыбы, лягушки.

У позвоночных кровеносная система устроена по единому “плану”.

У всех замкнутая кровеносная система, кровь, сосуды и сердце.

4. Строение кровеносной системы.

А) показать схему.

В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращение последних выталкивает ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.

Перечислить функции предсердий и желудочков, а сосудов учащиеся находят по учебнику, и вписывают в схему.

5. Состав крови.

А) показать схему.

Кровь состоит из бесцветной жидкости – плазмы, тромбоцитов и клеток крови. Каждому из компонентов характерна своя функция. Плазма – это жидкая часть крови, содержит воду и другие вещества, в нее погружены другие элементы крови. Тромбоциты – обеспечивают свертываемость крови.

- Какую функцию выполняют клетки крови? (находят в учебнике, стр. 76). Эритроциты содержат гемоглобин – дыхательную, а лейкоциты – защитную. (Записывают в схему).

IV. Закрепление новой темы.

Вопросы к классу: почему эпиграфом урока являются слова Розенблата? Что является “эликсиром” жизни у одноклеточных, беспозвоночных и позвоночных?

Далее проводится игра “Звездный час”.

Ребята получают карточки от 1 до 3. Выбирают правильные ответы из предложенных тестов, поднимая вариант ответа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ

Урок биологии по ФГОС в 6 классе

Харькова Галина Михайловна- учитель биологии 1 категории

МАОУ СОШ № 5 г. Усть- Катава Челябинской области.

ТЕМА: Передвижение веществ в ор­ганизме животного.

Задачи урока:

познакомить учащихся с особенностями процесса передвижения веществ у животных;

научить учащихся определять значение передвиже­ния веществ в жизни животных;

формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностя­ми процесса передвижения веществ у животных; учат­ся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолим­фы и крови в транспорте веществ в организме животного в осуществлении связи между его органами.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с раз­ными источниками информации.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению

жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.

Основные понятия урока: гемолимфа, кровь, серд­це, кровеносные сосуды.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и в тетради,сотрудничество с одноклассниками при обсуждении тем проекта.

1.Организационный момент:

Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, решения проблем, подготовка к выполнению проекта. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

( внимательными, активными, смелыми, организованными)

2.Актуализация знаний.

- Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете и ответим на несколько вопросов по прошлой теме:

Какие вещества необходимы для жизни растений?

Откуда растения получают воду и минеральные соли?

Какие вещества образуются в листьях?

Какой ещё орган занимается транспортом?

Как поступают вода и минеральные вещесва в растение?

По чему и куда передвигаются органические вщества в растении?

-Молодцы! А сейчас самое время определить тему сегодняшнего урока.

-Посмотрите на фрагмент карты нашей страны. СЛАЙД 2

-Что на ней обозначено? ( Реки)

-Каково назначение крупных рек ( Перевозят различные грузы)

-Как одним словом это назвать? (Транспорт)

-В любом организме существуют транспортные линии.

-Сегодня на уроке нам предстоит составить темы проектов, поставить цели, определить объекты исследования, наметить пути выполнения работы.

3.Определение тем проектов.

Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. СЛАЙД 4

Какие вещества и как перемещаются в организме животных?

Какая система органов занимается перемещением этих веществ?

Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?

-Для одноклеточных и многоклеточных организмов характерно движение. Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности. СЛАЙД 4

Тема проекта 1. Перемещение веществ у одноклеточных организмов - запись в тетрадь. СЛАЙД 5

- Вспомните представителей одноклеточных животных.

-Может ли быть кровеносная система у простейших?

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить, как перемещаются вещества в их клетке?- запись в тетрадь. СЛАЙД 5

Тема проекта 2. Перенос веществ у беспозвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 6

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть циркуляцию жидкости у беспозвоночных животных,отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой- запись в тетрадь. СЛАЙД 6

Тема проекта 3. Строение кровеносной системы позвоночных- запись в тетрадь. СЛАЙД 7

-Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных. СЛАЙД 8

( И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов)

-В чем произошло усложнение кровеносной системы? ( Появилось хорошо развитое сердце)

- У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану. СЛАЙД 9

Сердце состоит из предсердий и желудочков.

Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки.

Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии.

Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.

Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны.

Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть особенности строения и работы кровеносной у позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 9

Тема проекта 4 Состав крови позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 10

Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.

Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска.

Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов.

В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить связь состава крови с выполняемой функцией- запись в тетрадь.СЛАЙД 10

4.Домашнее задание.

Выполнить проект на одну из тем, которую определит тест. СЛАЙД 11

1.У одноклеточных организмов вещества перемещаются по

А) сосудам Б) цитоплазме В) кровеносной системе

2. У дождевого червя кровеносная система

А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая

3.Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков, называется

А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген

4.Красные клетки в крови

А) свёртывают крови Б) разносят кислород В) убивают микробов

Проверка теста. СЛАЙД 11

Номер вопроса соответствует номеру темы: неправильный первый ответ-тема вашего проекта, все правильные ответы - тема на выбор

- Обязательные пункты проекта (тема, цель, обоснование моего выбора,выполнение работы, вывод, используемые источники)

5.Рефлексия Если вы отвечаете да – то поднимаете правую руку, если нет то левую:

Вам понравился урок

Довольны ли вы темой проекта.

1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.

3. Рабочая тетрадь: биология 6класс под редакцией В.В. Пасечника; М.: Просвещение 2012г.

Вставьте пропущенные слова
Растения по способу питания - ………. .
Они сами образуют ……… ………. в
процессе ………. в листьях на ………. .
Органические вещества передвигаются ко
всем органам растения по …….. ……..
луба (флоэмы) коры. Вода с
минеральными веществами всасывается
из почвы через ……. , затем
передвигаются по ………. древесины
(ксилемы) под действием …….. …….. и
………. .

Растения по способу питания – автотрофы.
Они сами образуют органические вещества
в процессе фотосинтеза в листьях на свету.
Органические вещества передвигаются ко
всем органам растения по ситовидным
трубкам луба (флоэмы) коры. Вода с
минеральными веществами всасывается из
почвы через корень, затем передвигаются
по сосудам древесины (ксилемы) под
действием корневого давления и испарения.

Транспорт веществ в организме
одноклеточных животных
1) Пассивный: диффузия,
осмос, фильтрация – удаление
из раствора воды и некоторых
веществ.
Амеба обыкновенная
2) Активный:
фагоцитоз – поглощение клеткой
твердых частиц;
пиноцитоз – поглощение клеткой
капелек жидкости.

Транспорт веществ в организме
многоклеточных животных
Кровь
Венозная –
Артериальная –
насыщенная
насыщенная
углекислым газом кислородом

Кровь
_____________
(жидкая часть)
_____
(цвет)
______
(функции)
______________
_____
(цвет)
______
(функции)
Тромбоциты
______
______
(функции)

Кровь
Клетки крови
Плазма
(межклеточное вещество)
Эритроциты
Красные
Переносят
кислород
Лейкоциты
Белые
Убивают
микробы
Тромбоциты
Участвуют
в
Свёртывании
крови

Строение кровеносной
системы
Кровеносная система
сердце
предсердие
желудочек
сосуды
артерии
вены
капилляры

Строение кровеносной
системы
Кровеносная система
сердце
предсердие
желудочек
сосуды
артерии
вены
капилляры

Артерии – это сосуды, несущие кровь от
сердца.
Вены – это сосуды, несущие кровь к
сердцу.
Капилляры – это мельчайшие
кровеносные сосуды, в которых
происходит обмен веществ

Типы кровеносных систем
Замкнутая
Незамкнутая
Амеба обыкновенная
Сердце
Вены
Сердце
Артерии
Капилляры
Полости
тела
Сосуды

Заполните таблицу:
Животные (представители)
1. Тип
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
2. Тип
МОЛЛЮСКИ
3. Тип
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
4. Тип ХОРДОВЫЕ
- класс рыбы
-кл.земноводные,
-кл.пресмыкающиеся
Кл. птицы; млекопитающие
Сердце
Тип кровеносной системы

Кровеносная система
Животные (представители)
Сердце
Тип кровеносной системы
1. Тип
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
________________
Замкнутая
2. Тип
МОЛЛЮСКИ
Двухкамерное :
1 предсердие,
1 желудочек
Не замкнутая
3. Тип
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Несколько камер:
От 2 до 8 камер
Не замкнутая
4. Тип ХОРДОВЫЕ
- класс рыбы
Двухкамерное :
1 предсердие,
1 желудочек
Замкнутая
-кл.земноводные,
-кл.пресмыкающиеся
Трехкамерное :
2 предсердия,
1 желудочек
Замкнутая
Кл. птицы; млекопитающие
Четырехкамерное :
2 предсердия,
2 желудочка
замкнутая

Какие выводы можно сделать по данным
таблицы?
• В чем заключается особенность строения кровеносной системы
кольчатых червей?
У кого впервые появилось сердце?
Как усложнялось строение сердца в процессе
эволюции?

Продолжи фразы…
1. Самые тонкие сосуды - это
2. К сердцу кровь несут…
3. От сердца кровь движется по…
капилляры
вены
артериям
4. Красные клетки крови
эритроциты
называются …
5. Главный орган кровеносной системы –
сердце
это …

1. Система органов, отвечающая за
транспорт веществ:
а) пищеварительная;
б) кровеносная;
в) дыхательная.
2. Состав крови:
а) только плазма;
б) плазма и клетки крови;
в) только клетки крови.
3. Защитную функцию выполняют:
а) красные клетки крови;
б) плазма;
в) белые клетки крови.
4. Сосуды, несущие кровь от
сердца, называются:
а) вены;
б) артерии;
в) капилляры.
5. Сердце птиц и
млекопитающих:
а) трехкамерное;
б) двухкамерное;
в) четырехкамерное.
6. Обмен веществами
между кровью и тканями
происходит в:
а) венах;
б) капиллярах;
в) артериях.
7. У моллюсков и
насекомых кровеносная
система:
а) отсутствует;
б) замкнутая;
в) незамкнутая.

Фронтальный опрос
• 1) Какие системы органов участвуют в транспорте веществ ?
• 2) в чем заключается функция эритроцитов?
• 3)расположите в логической последовательности животных: окунь,
собака, прудовик, голубь, дождевой червь, черепаха. Свой выбор
поясните?

Домашнее задание:
ПАРАГРАФ 31, выписать состав крови, выполнить тест из
презентации слайд 34.
[email protected]

Читайте также: