Конспект урока по сбо российская семья условия создания семьи
Обновлено: 09.07.2024
Цель: Закрепить понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и рассмотреть тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
- совершенствовать знания об особенностях молодой семьи,
- расширить представления о роли семьи в формировании и развитии личности
- понятия о становлении семейно-брачных отношений;
- изучить понятия семьи и брака;
- способствовать развитию социально-значимых навыков; качеств и умений необходимых для семейной жизни, связанных с повышением социально-психологической компетенции обучающихся;
- осуществлять руководство познавательной деятельностью детей, индивидуальный подход в коррекционной работе на всех этапах урока, способствовать осознанию собственного жизненного опыта и использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи;
- стимулировать учебно-познавательную деятельность через использование разнообразных приёмов и методов;
- развивать понятийный аппарат обучающихся, мышление (память, внимание, эмоционально-волевые качества);
- развивать речевую активность, диалогическую речь; учить учащихся мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию по заданным вопросам, высказывать свое мнение, находить ошибки , преодолевать их;
- корригировать мелкую моторику при выполнении письменных заданий.
- воспитывать мотивацию к получению новых знаний, эмоциональные чувства;
- формировать позитивные качества личности;
- способствовать социальной адаптации учащихся в социум.
Форма урока: индивидуально- групповая.
Продолжительность урока: 40 минут.
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, тетради, памятки для каждого ученика, раздаточный материал, книги брошюры, журналы по теме урока.
I. Организационный момент.
Учитель:(психологический настрой)
-Уши внимательно слушают и всё . (“Слышат” ).
Голова хорошо . (“Думает”).
Я желаю вам успехов на уроке!
- На уроке нам понадобятся знания, полученные ранее на уроках СБО, обществознания.
Тема урока “Основы семьи Условия создания семьи. Морально-этические нормы взаимоотношений в семье.” Я думаю знания полученные на уроке помогут строить личные взаимоотношения, чтобы в будущем ваша семья была крепкой и гармоничной.
II. Актуализация знаний.
Тема семьи вам знакома. Вспомните определение
- Что такое семья?(высказывания обучающихся)
Обобщение: (по слайду 2)
- С полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни.
III. Изучение нового материала.
1. Основы семьи. Условия создания семьи. Морально-этические нормы взаимоотношений в семье.
- Как рождается семья, с чего она начинается?
- Как вы считаете?(высказывания детей)
Первый шаг на пути к созданию семьи, выбор человека, которого хотим видеть рядом с собой всегда. И сейчас каждый из вас попытается создать образ будущей жены или мужа.
На листочке напишите 5-8 качеств, которые вы хотите видеть в будущем партнёре по жизни.(индивидуальная работа )
Задание №1 Запиши (4-6) личностных качеств. Прил. №1
Проверка. (Зачитывают девушки. Юноши.)
- Вами отмечены важные качества,но я думаю колличество слов увеличится, по ходу урока, если появится желание- допишите.
Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье
Задание №2
Пословицы разбиты на две части и разбросаны, нужно их правильно сопоставить.(выполняется на магнитной доске, дети по очереди выходят)
- В семье дружат – живут не тужат.
- В семье разлад – так и дому не рад.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- Птица рада весне, а дитя – матери.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Жизнь прожить – не поле перейти! Как вы понимаете эту пословицу?
Учитель: Рано или поздно встретите человека о котором мечтаете. Пройдёт определённый промежуток времени и вы будите принимать важное решение о создании собственной семьи. Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.
- Что такое брак? (говорят дети)
1. Слово "брак" произошло от древнерусского слово "брачити", т. е отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое
2. Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимосогласии и любви.
3. Заключение брака - это юридическое оформление семьи. ) (Слайд 3 )
Учитель - Как считаете, как надо вступать в брак?
(индивидуальная работа по карточкам)
Задание №2. Как надо вступать в брак?
Вычеркни лишние слова: оставьте те, которые помогут ответить на вопрос
- по настроению, по расчёту, по соседски, по необходимости, по настроению, по любви, по доверию, просто так, брачный возраст
- Какое слово осталось? (Любовь)
- На любви строится и держится семья. Сейчас мы попытаемся построить дом счастливой семьи. (Слайд 4)
3) Творческая работа “Дом счастья”.
Задание №3 ( работа в парах)
(в конвертах “строительный материал”(условно)
Строительство любого дома начинается с фундамента. Чем крепче фундамент, тем устойчивее дом.
- Что же является основой счастья? (Любовь, взаимопонимание)
- Это и будет фундамент.
- А что строят дальше? (стены)
- Постройте их сами.(индивидуальная работа).
- Почему крыша просто белая, будто чего то не хватает для полной счастливой семьи?
(конечно детей) приклейте столько кружков сколько б деток вам хотелось видеть в своём доме.
- Не зря в народе говорят изба детьми весела. (Сл.-5)
Всех благ вам в жизни и здоровья,
Богатства, мира и тепла.
Семья, согретая любовью,
Всегда надежда и крепка.
2) Минута релаксации.
– Давайте помечтаем. Представим свою счастливую семью, где царит (прочитывают слова по дому счастья).
(звучит песня “Моя семья”)
Счастье каждой российской семьи охраняется Конституцией и Законом РФ о браке и семье, с того момента , как вы зарегистрировали свои отношения в государственном учреждении ЗАГС.
- Как расшифровывается аббревиатура ЗАГС? (запись актов гражданского состояния) День регистрации считается днём рождения семьи. (Сл.-6,7)
После заключения брака отделом ЗАГСа новой семье выдается свидетельство о заключении брака-юридический документ.
4) Проверка полученных знаний. Тест. (Итог работы с тестом)
- Но уходят праздники, наступают будни. И если молодые люди не до конца
Осознали, что семья это постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений и любви- в семье возникают конфликты.
- А можете ли вы назвать причины конфликтов?
(Называют дети, я позволю дополнить, выставляю карточки. (Прилож.3)
- В результате конфликтов в семье исчезает взаимоуважение.
А конфликты могут привести к разводу *
Мищенко Зинаида Александровна, учитель социально-бытовой ориентировки
- Одной из причин разводов является это проблемы связанные с семейным бюджетом.
(о особенностях СБ мы говорили на уроках СБО), но ест одно но. Представим ситуацию:
- Прозвенел прощальный звонок в школе, молодые люди, между которыми прекрасные отношения, мечтают о будущем, можно создавать семью?
- Материальное положение молодой семьи имеет большое значение.
- Как по-вашему от чего будет зависеть СБ молодой семьи?
(От профессионального становления.)
Вывод: до создания семьи нужно получить профессию.
- Вы сейчас стоите на пороге выбора профессии.Сложная задача, трудная, но решаемая.
(выступления детей о профессиях которые они хотят получить )
- Объяснит смысл пословицы “Дерево крепкое корнями, а человек — трудовыми делами.”
На следующем уроке мы продолжим разговор о профессиях .
- Семья. Когда можно сказать о семье - СЧАСТЛИВАЯ? (высказывание детей) (Слайд 8)
(стих читает учитель)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!
Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Презентация Российская семья.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Российская семья
Тема урока: Российская семья Цель урока: Функции семьи; Какого типа бывают семьи.
Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
Репродуктивная (рождаемость и воспроизводство населения)
Хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства)
Воспитательная (воспитание личности ребёнка)
Досуговая (организация свободного времени)
Эмоциональная (любовь, поддержка, взаимопонимание)
Функции семьи: •Репродуктивная •Хозяйственно-бытовая •Воспитательная •Досуговая •Эмоциональная
По числу детей 1 2 3 4
По количеству поколений 1 2 3
По количеству родителей 1 2
Тип семьи Состав семьи Двухпоколеннаясемья это - Дети, родители,бабушкии дедушки. Трёхпоколеннаясемья это - Дети иродители Многодетная семья: Мама идети Неполная семья: Всемье трое и более детей
Тест 1. Как называется социальная группа, основанная на кровном родстве или браке? □ государство □ Семья □ коллектив 2. Под чьей защитой находится семья? □ армии □ полиции □ государства 3. Какой документ регулирует семейные взаимоотношения в России? □ Семейный кодекс РФ □ Уголовный кодекс РФ
4. Сколько детей должно быть в семье, чтобы она считалась многодетной? □ трое и более □ четверо □ пятеро и более 5. Какая семья называется неполной? □ семья без детей □ семья с одним ребёнком □ семья без бабушки и дедушки □ семья, где есть только один родитель.
Выбранный для просмотра документ Приложения.docx
Приложение 1
Дата __________________
Тема урока ______________________________________________________________
Семья __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Функции семьи
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Приложение 2
Задание 1. Найдите соответствие между колонками тип семьи и состав семьи и соедините стрелками.
Состав семьи
Двухпоколенная семья это
Дети, родители, бабушки и дедушки
Трёхпоколенная семья это
Дети и родители
В семье трое и более детей
Приложение 3
Как называется социальная группа, основанная на кровном родстве или браке?
2. Под чьей защитой находится семья?
3. Какой документ регулирует семейные взаимоотношения в России?
4. Сколько детей должно быть в семье, чтобы она считалась многодетной?
5. Какая семья называется неполной?
□ семья без детей
□ семья с одним ребёнком
□ семья без бабушки и дедушки
□ семья, где есть только один родитель
Выбранный для просмотра документ конспект урока Российская семья.docx
9 класс Коррекционная школа VIII вида
Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей.
Образовательные.
формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека;
Коррекционные.
развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы по сопоставлению фактов и умению делать выводы;
Воспитательные.
воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним.
Структура урока.
Введение в тему.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
А) Функции семьи;
Б) Какого типа бывают семьи;
Закрепление.
Орг. Момент. (слайд 1)
Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
Проверка присутствующих.
Учитель отмечает отсутствующих на уроке.
Введение в тему урока.
Слово учителя: Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с очень красивого стихотворения. Послушайте его.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Слово учителя: Ребята, а как вы думаете, какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)
Слово учителя: (слайд 3) Ребята, сегодня на уроке вы узнаете не только что такое семья и брак, но и узнаете какую роль, играет семья в жизни человека, т.е. какие функции выполняет семья, а также узнаем о различных типах семьи.
Актуализация знаний.
- Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)
- Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)
Слова учителя: Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
Слово учителя: (слайд 5) Давайте, запишем, что такое семья. Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
Изучение нового материала .
Слово учителя: Ребята, семьи у всех разные, но функции для любой семьи одинаковые. Функция это роль, которую выполняет семья в жизни человека. Давайте познакомимся с этими функциями.
А) Функции семьи
Слово учителя: (слайд 6) Репродуктивная. Запишите название этой функции.
Репродуктивная функция решает две основные задачи: первое: это рождаемость, в семье появляются дети. Один, два, три ребёнка. И второе значение этой функции - воспроизводство населения. Ребята, а как вы понимаете воспроизводство населения? (рождение детей)
Почему функция деторождения так важна для общества? - Потому что иначе люди бы вымерли и человечество исчезло. Давайте кратко сформулируем и запишем, за что отвечает эта функция. (слайд 7) Репродуктивная ( Рождаемость и воспроизводство населения)
(слайд 8) Хозяйственно-бытовая. Запишите название этой функции.
Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники, а также за бюджет семьи. Давайте кратко сформулируем, что это за функция. (слайд 9) Хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства)
(слайд 10) Воспитательная. Запишите название этой функции.
Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Развить способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Давайте сформулируем, что это за функция. Запишите. (слайд11) Воспитательная (воспитание личности ребёнка )
(слайд 12) Досуговая функция семьи. Запишите название этой функции.
Роль этой функции в организации свободного времени. Чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники. Давайте сформулируем, что это за функция и запишем.
(слайд 13) Досуговая функция семьи (организация свободного времени)
(слайд 14) Эмоциональная функция семьи
Задача этой функции дарить друг другу любовь, заботу, тепло и внимание. Запишите на своих листах. Давайте сформулируем, что это за функция (слайд 15) Эмоциональная функция семьи (любовь, поддержка, взаимопонимание)
Слово учителя: Максим, какие же функции семьи ты сегодня узнал? Эмин, повтори, пожалуйста.
• Репродуктивная •Хозяйственно-бытовая •Воспитательная •Досуговая •Эмоциональная
Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.
Слово учителя: (слайд 17) Появление новой семьи связано с заключением брака. Брак регистрируется в отделе ЗАГС (запись актов гражданского состояния. Во время регистрации брака в ЗАГСе мужчина и женщина официально объявляют о существовании своей семьи. Только такой брак признаётся в нашей стране действительным. При этом у супругов возникают взаимные права и обязанности, которые находятся под защитой государства, и прописаны в Семейном кодексе РФ.
Б) Какого типа бывают семьи;
Слова учителя: (слайд18) Семья – это самое главное в жизни человека. Она придает ему силы. Все семьи разные, но можно найти в них одинаковые черты. Посмотрите внимательно на изображения и скажите, сколько детей может быть в семье?
Слова учителя: по числу детей семьи бывают многодетные (более 3-х детей), малодетные, однодетные и бездетные;
Слова учителя: (слайд 19) Перед вами три изображения. Посмотрите на них внимательно и скажите: кого вы видите на первом изображении, кого на втором и, на третьем? Ответ учащихся:
Ответы детей: На первом изображении мы видим семью, состоящую из детей, их родителей и родителей родителей – бабушки и дедушки. На втором изображении мы видим семью, состоящую из родителей и ребенка. На третьем – только супругов.
Слова учителя: Все правильно. Семья, на первом изображении, называется трехпоколенной, как вы считаете почему? (родители, дети и внуки), а семья, на втором изображении – двухпоколенной , почему? (родители и дети). Семья на третьем изображении – однопоколенная (только супруги). Несколько веков назад в традиционной семье насчитывалось несколько поколений. Родственники жили одной большой семьёй. В 21 веке в современной семье всего два поколения: родители и дети, остальные родственники живут отдельно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 21)
А сейчас мы проведем очень коротенькую игру- физкультминутку. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой. Садитесь.
Слова учителя. Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)
Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому, что на взаимопонимании держаться семейные отношения.
Закрепление.
Слово учителя: Ребята, кто может назвать тему нашего урока. (Российская семья)
Что такое семья? (Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке).
- Чем связаны между собой члены семьи? (родством) - С чем связано появление новой семьи? (Появление новой семьи связано с заключением брака).
- Под чьей защитой находится семья? (государства)
- Какой документ регулирует семейные взаимоотношения? (Семейный кодекс РФ)
Как называется семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка? (Трёхпоколенной)
Как называется семья, в которой нет одного из родителей? (неполная)
Ребята, а кто запомнил, как называется семья, в которой трое и больше детей? (многодетная)
Как называется семья, в которой живут сын, дочь,мама и папа? (Двухпоколенной)
- Как называется семья, где нет одного из родителей? (неполная)
Внимательно послушайте и скажите, о какой функции идет речь.
1. Было нас с тобою двое.
Самый лучший, самый славный
Карапуз на свете.
Наш родной сынишка! (репродуктивная)
2. Воспитание ребёнка –
Нужно научить дитя,
Всем основам бытия.
Чтоб ребёнок одевался,
И в искусстве разбирался,
Знал, что плохо, а что - нет,
Развивал свой интеллект. (воспитательная)
3. Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем! (досуговая)
4. Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык! (хозяйственно-бытовая)
5. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром! (эмоциональная)
Слово учителя: Молодцы ребята! Я вижу, что вы готовы к выполнению самостоятельного задания. Каждый из вас получает лист, в правом углу подписывает свою фамилию.
Слово учителя: Перед вами лист с заданиями. Прочитайте, что надо сделать в первом задании. (слайд 22)
Задание 1. Найдите соответствие между колонками тип семьи и состав семьи и соедините стрелками. Приложение 2
Это задание мы будем выполнять вместе. Вы видите таблицу. Она у вас на листах, а у меня на экране. В колонке слева перечислены типы семьи. Прочитайте. В колонке справа – состав семьи. Прочитайте.
Ваня, читай первую строчку. Найди правильный ответ в колонке справа.
Настя, прочитай вторую строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.
Эмин, прочитай третью строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.
Павел выполняет задание на четвертой строке.
Прочитай ,Алеша, что получилось в первой строке. Проверяем на экране. И т.д.
Задание 2 (Приложение 3) вы будете выполнять самостоятельно, без моей помощи. Перед вами тест из 5-ти вопросов и нескольких вариантов ответа. Прочитайте вопрос и перед правильным вариантом ответа в квадратике поставьте галочку. И этот вариант будет считаться правильным ответом.
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_korrektsionnaya_shkola_viii_vida_2.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс Коррекционная школа VIII вида
Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей.
формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека;
развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы по сопоставлению фактов и умению делать выводы;
воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним.
А) Функции семьи;
Б) Какого типа бывают семьи;
Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
Учитель отмечает отсутствующих на уроке.
Слово учителя: Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с очень красивого стихотворения. Послушайте его.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Слово учителя: Ребята, а как вы думаете, какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)
Слово учителя: (слайд 3) Ребята, сегодня на уроке вы узнаете не только что такое семья и брак, но и узнаете какую роль, играет семья в жизни человека, т.е. какие функции выполняет семья, а также узнаем о различных типах семьи.
- Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)
- Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)
Слова учителя: Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
Слово учителя: (слайд 5) Давайте, запишем, что такое семья. Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
Слово учителя: Ребята, семьи у всех разные, но функции для любой семьи одинаковые. Функция это роль, которую выполняет семья в жизни человека. Давайте познакомимся с этими функциями.
А) Функции семьи
Слово учителя: (слайд 6) Репродуктивная. Запишите название этой функции.
Репродуктивная функция решает две основные задачи: первое: это рождаемость, в семье появляются дети. Один, два, три ребёнка. И второе значение этой функции - воспроизводство населения. Ребята, а как вы понимаете воспроизводство населения? (рождение детей)
Почему функция деторождения так важна для общества? - Потому что иначе люди бы вымерли и человечество исчезло. Давайте кратко сформулируем и запишем, за что отвечает эта функция. (слайд 7) Репродуктивная ( Рождаемость и воспроизводство населения)
(слайд 8) Хозяйственно-бытовая. Запишите название этой функции.
Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники, а также за бюджет семьи. Давайте кратко сформулируем, что это за функция. (слайд 9) Хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства)
(слайд 10) Воспитательная. Запишите название этой функции.
Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Развить способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Давайте сформулируем, что это за функция. Запишите. (слайд11) Воспитательная (воспитание личности ребёнка )
(слайд 12) Досуговая функция семьи. Запишите название этой функции.
Роль этой функции в организации свободного времени. Чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники. Давайте сформулируем, что это за функция и запишем.
(слайд 13) Досуговая функция семьи (организация свободного времени)
(слайд 14) Эмоциональная функция семьи
Задача этой функции дарить друг другу любовь, заботу, тепло и внимание. Запишите на своих листах. Давайте сформулируем, что это за функция (слайд 15) Эмоциональная функция семьи (любовь, поддержка, взаимопонимание)
Слово учителя: Максим, какие же функции семьи ты сегодня узнал? Эмин, повтори, пожалуйста.
•Репродуктивная •Хозяйственно-бытовая •Воспитательная •Досуговая •Эмоциональная
Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.
Слово учителя: (слайд 17) Появление новой семьи связано с заключением брака. Брак регистрируется в отделе ЗАГС (запись актов гражданского состояния. Во время регистрации брака в ЗАГСе мужчина и женщина официально объявляют о существовании своей семьи. Только такой брак признаётся в нашей стране действительным. При этом у супругов возникают взаимные права и обязанности, которые находятся под защитой государства, и прописаны в Семейном кодексе РФ.
Б) Какого типа бывают семьи;
Слова учителя: (слайд18) Семья – это самое главное в жизни человека. Она придает ему силы. Все семьи разные, но можно найти в них одинаковые черты. Посмотрите внимательно на изображения и скажите, сколько детей может быть в семье?
Слова учителя: по числу детей семьи бывают многодетные (более 3-х детей), малодетные, однодетные и бездетные;
Слова учителя: (слайд 19) Перед вами три изображения. Посмотрите на них внимательно и скажите: кого вы видите на первом изображении, кого на втором и, на третьем? Ответ учащихся:
Ответы детей: На первом изображении мы видим семью, состоящую из детей, их родителей и родителей родителей – бабушки и дедушки. На втором изображении мы видим семью, состоящую из родителей и ребенка. На третьем – только супругов.
Слова учителя: Все правильно. Семья, на первом изображении, называется трехпоколенной, как вы считаете почему? (родители, дети и внуки), а семья, на втором изображении – двухпоколенной , почему? (родители и дети). Семья на третьем изображении – однопоколенная (только супруги). Несколько веков назад в традиционной семье насчитывалось несколько поколений. Родственники жили одной большой семьёй. В 21 веке в современной семье всего два поколения: родители и дети, остальные родственники живут отдельно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 21)
А сейчас мы проведем очень коротенькую игру- физкультминутку. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой. Садитесь.
Слова учителя. Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)
Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому, что на взаимопонимании держаться семейные отношения.
Слово учителя: Ребята, кто может назвать тему нашего урока. (Российская семья)
Что такое семья? (Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке).
- Чем связаны между собой члены семьи? (родством) - С чем связано появление новой семьи? (Появление новой семьи связано с заключением брака).
- Под чьей защитой находится семья? (государства)
- Какой документ регулирует семейные взаимоотношения? (Семейный кодекс РФ)
Как называется семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка? (Трёхпоколенной)
Как называется семья, в которой нет одного из родителей? (неполная)
Ребята, а кто запомнил, как называется семья, в которой трое и больше детей? (многодетная)
Как называется семья, в которой живут сын, дочь,мама и папа? (Двухпоколенной)
- Как называется семья, где нет одного из родителей? (неполная)
Внимательно послушайте и скажите, о какой функции идет речь.
1. Было нас с тобою двое.
Самый лучший, самый славный
Карапуз на свете.
Наш родной сынишка! (репродуктивная)
2. Воспитание ребёнка –
Нужно научить дитя,
Всем основам бытия.
Чтоб ребёнок одевался,
И в искусстве разбирался,
Знал, что плохо, а что - нет,
Развивал свой интеллект. (воспитательная)
3. Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем! (досуговая)
4. Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык! (хозяйственно-бытовая)
5. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром! (эмоциональная)
Слово учителя: Молодцы ребята! Я вижу, что вы готовы к выполнению самостоятельного задания. Каждый из вас получает лист, в правом углу подписывает свою фамилию.
Слово учителя: Перед вами лист с заданиями. Прочитайте, что надо сделать в первом задании. (слайд 22)
Задание 1. Найдите соответствие между колонками тип семьи и состав семьи и соедините стрелками. Приложение 2
Это задание мы будем выполнять вместе. Вы видите таблицу. Она у вас на листах, а у меня на экране. В колонке слева перечислены типы семьи. Прочитайте. В колонке справа – состав семьи. Прочитайте.
Ваня, читай первую строчку. Найди правильный ответ в колонке справа.
Настя, прочитай вторую строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.
Эмин, прочитай третью строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.
Павел выполняет задание на четвертой строке.
Прочитай ,Алеша, что получилось в первой строке. Проверяем на экране. И т.д.
Задание 2 (Приложение 3) вы будете выполнять самостоятельно, без моей помощи. Перед вами тест из 5-ти вопросов и нескольких вариантов ответа. Прочитайте вопрос и перед правильным вариантом ответа в квадратике поставьте галочку. И этот вариант будет считаться правильным ответом.
Данная презентацияпредназначена для учащихся с ОВЗ, дисциплина СБО, 9 класс. 22 слайда, раскрывающие понятие что такое семья, функции семьи, основы семейных отношений, условия создания семьи, законы РФ, регламентирующие семейно- брачные отношения.
Учитель: Мотузникова
Татьяна Сергеевна
Чтобы наш урок начать, надо ребус отгадать!
Семья – это святое слово,
И обижать его нельзя! В нем наши корни, наша сила, Наши заветные слова!
Российская семья. Условия создания семьи, основы семейных отношений.
Как появляется семья в жизни человека
Итак, все начинается с любви…
Что такое семья?
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни, бытом.
3. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
что дает человеку семья
Эти ценности объединяют семью
Общие ценности
Условия создания семьи:
Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Юридическое оформление брака
1 . Подача заявления в ЗАГС. Заявление подается за 1 месяц до предполагаемой свадьбы (до проверки чувств) при обязательном наличии паспортов.
a) в органах ЗАГСА (Запись Актов Гражданского Состояния) по месту жительства.
b) во Дворцах Бракосочетания;
c) в сельской местности – в администрации села.
3. Подписи в книге актов гражданского состояния. В знак верности и любви молодожены обмениваются кольцами.
4. Отметка в паспорте.
5. Выдача свидетельства о браке.
Семья́ — группа людей, которые связаны брачными или родственными отношениями, взаимной помощью и ответственностью .
Соблюдай правила:
- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
- Не причиняй боли родному человеку.
- Помогай родителям.
- Уважай старость.
- Дари радость членам своей семьи.
проверим себя
1. Семья __+___;
2. Перечислите условия вступления в брак.
Взаимное согласие +
Достижение брачного возраста +
3. Где регистрируется брак?
В администрации села+ ;
4. Выберите законы, на основании которых строятся отношения в семье:
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
1)изучить понятия семьи и брака;
2)выявить функции и отношения семьи;
1)развивать понятийный аппарат учащихся и устную речь при ответах на вопросы;
2)корригировать мелкую моторику при выполнении письменных заданий.
1)способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней.
2) учить учащихся мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию по заданным вопросам;
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
По звонку занять свои места
Рапорт дежурного, определение отсутствующих
Настрой учащихся на работу, организация внимания
Проверка готовности к уроку
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Как вы думаете, почему я прочитала эти строки?
-Сегодня на уроке мы с вами начнем изучать новый раздел - СЕМЬЯ. Узнаем, что такое семья, поговорим об условиях создания семьи и об отношениях в семье.
Запись темы урока в тетрадь.
II .Основная часть
1.Изучение нового материала
-Ребята, как вы понимаете, что такое семья?
Перед вами набор слов, из которых вы должны сложить определение
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:
Семья – это люди, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся друг о друге.
Семья зародилась еще в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. И в современном мире семья остается одной из традиционных ценностей, самой значимой для людей.
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.
В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности -семья это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития.
ПЕРЕЧИСЛИТЕ ЧЛЕНОВ СВОЕЙ СЕМЬИ:
Запись на доске
-Что объединяет членов семьи?
любят и уважают друг друга;
живут в одной квартире или доме;
ведут общее хозяйство;
сообща распределяют деньги на покупки;
-Что даёт человеку семья?
Семья даёт человеку любовь, заботу, помощь, воспитание, …
Важнейшим условием образования семьи является брак как форма отношений между мужчиной и женщиной.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
-ЗАГС - это …з апись а ктов г ражданского с остояния
Условия заключения брака:
- добровольное согласие сторон;
- достижение брачного возраста.
Не допускается брак:
- состояние в другом браке;
- состояние усыновленного и усыновителя;
Права и Обязанности супругов:
- свободный выбор фамилии
- свободный выбор рода занятий, профессии, места жительства;
- совместное решение вопросов семейной жизни;
- материнства, отцовства, воспитания и образования детей;
- на личную и совместную собственность
- строить отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;
- содействовать благополучию семьи;
- заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Права и обязанности супругов регулируются СЕМЕЙНЫМ ЗПКОНОДАТЕЛЬСТВОМ (семейный кодекс)
Личным является имущество, полученное супругом в дар или наследство. Все остальное имущество будет считаться совместной собственностью, и подлежать разделю в случае развода.
При разделе имущества права супругов равны, независимо от суммы заработка и вида деятельности каждого.
Разделить совместно нажитое имущество можно добровольно в любое время, раздел лучше оформить нотариально. Если разделить добровольно невозможно, то супруги обращаются в суд.
Законный режим имущества супругов может быть изменен в результате заключения брачного договора.
Брачный договор – это соглашение между супругами о том, какие имущественные права будет иметь каждый из них в браке или случае расторжения.
1.САМОСТОЯТЕЛЬНО Выберите, что, по-вашему, самое главное для создания семьи.
Любовь _____ духовная близость _____
Он _____ обаяние _____
Материальная заинтересованность ____ она _____
Красота _____ трудолюбие ____
Уважение ____ дружба _____
Взаимные чувства _____ взаимовыручка _____
Терпение _____ сотрудничество _______
Труд ______ честность _____
Доброжелательность ______ забота ______
2.Перечислите условия вступления в брак.
Деньги _____ Взаимное согласие _______
Брачный возраст _______ Уже состоит в браке ____
Близкие родственники _____ Душевно больной ______
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье.
Пословицы разбиты на две части и разбросаны, нужно их правильно сопоставить .(выполняется на магнитной доске, дети по очереди выходят)
В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Сердце матери лучше солнца греет.
Жизнь прожить – не поле перейти! Как вы понимаете эту пословицу
Разрешите семейные ситуации:
- Андрей, вынеси, пожалуйста, ведро с мусором.
-Развалился, отдыхаешь, а мусора уже целое ведро набралось! Бездельник, ничего не делаешь дома! Встань сейчас же, вынеси ведро!
- Не руки, а крюки! Взялся почистить картошку – и то не может! Размазня!
-Вот это муж у меня! Уже и картошки начистил! Спасибо! Ужин будет раньше, значит можно ещё успеть в гости к соседям.
1) Посиди с ребёнком. Играют двое: Муж и Жена. Обоим нужно задержаться на работе, и некому посидеть с ребёнком, причём каждый считает, что его дела важнее.
2) Играют трое: Муж, Жена и Третий (Третий лишний). В гостях у друзей один из супругов познакомился и как-то очень тесно сошёлся с этим (этой) Третьим (ей) лицом; В течение всего вечера сидел с ним (с ней) рядом, танцевал и оживлённо беседовал. Другой супруг решает обсудить ситуацию.
В семейной жизни главное — терпение. (Чернышевский Н. Г.)
От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар —жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг — вылечить и выходить их! (Леонардо да Винчи)
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Закрепление, тренировка, обработка умений.
записаны верные и неверные утверждения. Учащийся выбирает из них нужные, записывает их шифр в тетрадь. В итоге должно получиться слово.
8 июля – День святых Петра и Февроньи. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день.
8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности.
Символом семейного счастья принято считать ромашку.
Сейчас я раздам вам заготовки ромашки, а вы самостоятельно создадите модель своей будущей семьи. На лепестках ромашки напишите те качества, основываясь на которых постараетесь построить свою семью.
Читайте также: