Презентация нормы ударения в причастиях деепричастиях и наречиях 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Ударение в причастиях и деепричастиях. При произношении кратких страдательных причастий с ударением в полной форме на суффиксе -ённ- ударение остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённый— проведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый — завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ. Произношение полных причастий с суффиксом -т-: если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть — пОлотый, колОть — кОлотый, согнУть — сОгнутый, завернУть — завёрнутый.

Фонетика

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Аметова С.М.

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Тема : Нормы ударения в причастиях, деепричастиях

Воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.

Развивающие: развитие логического мышления.

Личностные УУД: стремление к речевому эталону; бережное отношение к родному языку; совершенствование различных видов речевой деятельности; владение разными видами решения поставленных задач; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Метапредметные УУД :

Регулятивные: осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; свободное восприятие текста.

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя и одноклассников; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; владение монологической речью.

Предметные УУД : развить умение формулировать определение понятий; формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения); развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

1.Организационный момент.Приветствие.Готовность учащихся к уроку.Проверка отсутствующих.

2.Актуализация знаний.(проверка д/з, разминка, словарный диктант, упр., фронтальный опрос и т.д).

- Прочитайте отрывки из стихотворений А.С. Пушкина.

Читают записи на доске.

*И долго с бурными волнАми
Боролся опытный гребец.

*Воротись, дурачина, ты к рыбке:
Поклонись ей, выпроси уж Избу.

*Мы, старики, уж нынче не танцуем,
МузЫки гром не призывает нас. (А.С.Пушкин)

- Одной из особенностей русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Сейчас мы так не говорим, но так говорили раньше. Такое ударение сохранилось в художественных произведениях. Произносить такие слова нужно в соответствии с нормой XIX века. Иначе мы потеряем ритм и гармонию творений поэта.

- Откройте учебники на с. 44, прочитайте статью.

- Приведите примеры слов с неподвижным ударением.

- Приведите примеры слов с подвижным ударением.

4.Основная часть урока(новый материал).

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог : зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ : нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в ДЕЕПРИЧАСТИЯХ

В деепричастиях чаще всего ударение падает на -ЫВ/-ИВ, -АВ/-ЯВ : начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв
Необходимо запомнить слова: балУясь, закУпорив

Произношение деепричастий не вызывает затруднений, потому что

деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что
и неопределённая форма исходного глагола:
вложИть - вложИв, задАть -задАв, залИть - залИв, занЯть
-занЯв, запИть - запИв, начАть - начАв, поднЯть - поднЯв,
пожИть - пожИв, полИть - полИв, положИть - положИв,
понЯть - понЯв, предать - предАв, предпринЯть предпринЯв, прибЫть - прибЫв, принЯть - принЯв,
продАть -продАв, проклЯсть - проклЯв, пролИть - пролИв,
пронЯть - пронЯв, пропИть - пропИв, создАть -создАв.
ЗАПОМНИ: исчЕрпать - исчЕрпав
(НЕЛЬЗЯ: исчерпАв),

6.Первичное усвоение новых знаний.

Организует работу с упражнениями по учебнику.

Упр. 70 (письменно)

Упр. 72, 73 (устно, коллективно).

Упр. 74 (письменно)

7.Закрепление изученного материала

Если у причастия суффикс –Ённ, то он всегда под ударением.
Кроме слова- исключения: одОлженный
– А вот в краткой форме причастия ударение сохраняется на
суффиксе -Ён- только в форме мужского рода, а в женском
роде, среднем роде и во множественном числе переходит на
окончание. ДовезЁнный -довезЁн – довезенА – довезенО –
довезенЫ
Если суффиксы неопределённой формы глагола, от которого
образовалось причастие, -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в
причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть —
пОлотый,согнУть — сОгнутый,
Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в
неопределённой форме соответствующего глагол

Что было сложным сегодня на уроке?

Что больше всего запомнилось ?

О чем более подробнее хотели бы знать?

Что было интересным?

9.Д/з. Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению:


- Упр. 76, стр. 54

2. Цель:

1) вспомнить особенности постановки
ударения в глаголах;
2) изучить особенности произношения
причастий и деепричастий.

3. Вспомним особенности постановки ударения в глаголах

нАчал – нАчало- нАчали – началА
дАл – дАло – дАли - далА
Вывод: нередко в глаголах прошедшего
времени в м.р., ср.р. и мн.ч.- ударение падает
на основу.
В ж.р. этих же глаголов ударение падает на
окончание.
Особенный глагол:
пОднЯл – пОднЯло - пОдняли - поднялА

4. Потренируемся в правильном произношении! Произнеси вслух правильно!

Брать - бра'л, бра'ло, бра'ли, брала'
Быть – бы'л, бы'ло, бы'ли, была‘
Взять – взя'л, взя'ло, взя'ли, взяла'
Гнать – гна'л, гна'ло, гна'ли, гнала'

1. Начала, подняла, клала,
клала сдала.
2. Продала, послала,
послала сгнила, поняла.
В них ударение в форме прошедшего
времени в женском роде сохраняется на
основе: клАла, послАла

6. Очень часто мы ошибаемся в постановке ударения в глаголах включИть, звонИть, повторИть.

О них нужно помнить, что ударение
остается на том же слоге, что и в
инфинитиве.
Устно проспрягаем глаголы:
включИть, звонИть, повторИть.
повторЮ
звонЮ
я …включУ
повторИшь
звонИшь
ты … включИшь
он, оно, она …
включИт
повторИт
звонИт
повторИм
звонИм
мы …включИм
повторИте
звонИте
вы …включИте
они …включАт
повторЯт
звонЯт

7. Произношение причастий

8. Внимательно рассмотрим языковой материал и найдём закономерности

Исходный глагол
Причастие
углубИть
удивИть
изменИть
изумИть
укрепИть
углублЁнный,
удивлЁнный,
изменЁнный,
изумлЁнный
укреплЁнный.
Вывод: если у глагола 2-го спряжения на -ить в неопределенной форме
ударение падает на последний слог (-ить), то страдательное причастие
прошедшего времени от этого глагола, образуется с помощью ударного
суффикса -ЁннИсключение: одОлженный.

9. А что происходит с ударением в причастиях, образованных от глаголов на -ТИ? Понаблюдаем и сделаем вывод!

Вывод: глаголы 1-го спряжения, оканчивающиеся
на – ти, также образуют страдательные причастия
прошедшего времени с помощью ударного
суффикса -Ённ-.
довезти
отнести
привести
довезЁнный
отнесЁнный
приведЁнный
Правило: если у причастия суффикс –Ённ, то он
всегда под ударением. Кроме слова- исключения:
одОлженный

10. А что происходит с ударением причастий в краткой форме с суффиксом -ЁН?

ДовезЁнный -довезЁн – довезенА – довезенО –
довезенЫ
ОтнесЁнный -отнесЁн –отнесенА – отнесенО отнесенЫ
ПриведЁнный - приведЁн – приведенА – приведенО приведенЫ
• Вывод:
• если в полной форме причастия ударение падает на
суффикс -Ённ-, то в краткой форме причастия ударение
сохраняется на суффиксе -Ён- только в форме мужского
рода, а в женском роде, среднем роде и во
множественном числе переходит на окончание.
ПовреждЁнный - повреждЁн – поврежденА – поврежденО –
поврежденЫ.

2. Произнесите слова вслух в соответствии с
пометами ударения. Найдите закономерности.
Заʹнятый – заʹнят, заʹнято,
заʹняты, но занятаʹ
заʹпертый – заʹперт, заʹперто, заʹперты, но запертаʹ
проʹданный – проʹдан, проʹдано, проʹданы, но проданаʹ
приʹнятый – приʹнят, приʹнято, приʹняты, но принятаʹ.
Правило: многие краткие страдательные причастия в прошедшем
времени в мужском и среднем роде и во множественном числе
сохраняют ударение на том же слоге, что и полной форме, а в
женском роде у них ударение перемещается на окончание (- а):
нАчатый- нАчат- нАчато- нАчаты – начатА
сОзданный – сОздан – сОздано – сОзданы – созданА
В то же время немалая часть причастий произносится по- иному,
например: включЁн – включенА – включенО – включенЫ;
премирОванный – премирОван – премирОвано – премирОвана
Следовательно, нужно чаще заглядывать в орфоэпический словарь.

12. Очень часто вызывает затруднение постановка ударения в полных причастиях с суффиксом –т-

Если причастия с суффиксом -т- образованы от
неопределённой формы глагола с ударными суффиксами
-о-, -ну-, то в причастиях ударение перейдёт на один слог
вперед:
полОть — пОлотый,
колОть — кОлотый,
согнУть — сОгнутый,
завернУть — завЁрнутый.

13. Работа с учебником

14. Произношение деепричастий не вызывает затруднений, потому что

деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что
и неопределённая форма исходного глагола:
вложИть - вложИв, задАть -задАв, залИть - залИв, занЯть
-занЯв, запИть - запИв, начАть - начАв, поднЯть - поднЯв,
пожИть - пожИв, полИть - полИв, положИть - положИв,
понЯть - понЯв, предать - предАв, предпринЯть предпринЯв, прибЫть - прибЫв, принЯть - принЯв,
продАть -продАв, проклЯсть - проклЯв, пролИть - пролИв,
пронЯть - пронЯв, пропИть - пропИв, создАть -создАв.
ЗАПОМНИ: исчЕрпать - исчЕрпав
(НЕЛЬЗЯ: исчерпАв),

15. Итог Какие орфоэпические правила необходимо знать, чтобы правильно произнести глагол, причастие и деепричастие?

1. Нередко в глаголах м.р., ср.р. и мн.ч.- ударение на основе. В ж.р.
этих же глаголов ударение на окончании.
нАчал – нАчало- нАчали – началА
Особенный глагол:пОднЯл – пОднЯло - пОдняли – поднялА
• 2. Если у причастия суффикс –Ённ, то он всегда под ударением.
Кроме слова- исключения: одОлженный
– А вот в краткой форме причастия ударение сохраняется на
суффиксе -Ён- только в форме мужского рода, а в женском
роде, среднем роде и во множественном числе переходит на
окончание. ДовезЁнный -довезЁн – довезенА – довезенО –
довезенЫ
• Если суффиксы неопределённой формы глагола, от которого
образовалось причастие, -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в
причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть —
пОлотый,согнУть — сОгнутый,
3. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в
неопределённой форме соответствующего глагола:

16. Проверь себя

17. Домашнее задание

• Выучить правила произношения глаголов,
причастий и деепричастий по презентации и
по стр. учебника 144, 225 – 227
• Выполнить упр. 551, 552.

Различайте особые формы глагола!
• Причастия
• 1. Относятся к существительному и обозначают признак предмета
по действию.
• 2. Бывают определениями или составной частью сказуемого.
Отвечают на вопросы: какой? каков?
• 3. Согласуются с существительными в роде, числе, падеже.
• 4. Имеют суффиксы -ущ- (-ющ-), -ащ-(-ящ-), -т-, -нн-, -енн-.
Деепричастия
• 1. Относятся только к глаголу-сказуемому, обозначают добавочное
действие.
• 2. Бывают только обстоятельством. Отвечают на вопросы: когда?
как? каким образом? с какой цепью? почему?
• 3. Неизменяемая форма.
• 4. Имеют суффиксы -а- (-я-), -в-, -вши-, -ши-

Презентация о орфоэпических нормах

ВложениеРазмер
orfoepicheskie_normy_sovremennogo_russkogo_yazyka.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

1. Произношение гласных а) редукция: количественное и качественное изменение произнесения звука в потоке речи в зависимости от того, насколько он удален от ударного слога. б) отсутствие /о/ в безударном положении: молоко — м/а/л/а/ко золото — зол/а/т/а/ дорогой — д/а/р/а/г О й.

в) переход /и/ в /ы/ в позиции после твердых согласных: без/ы/глый г) произношение /ы/ после /ж/, /ш/, /ц/: ж/ы/ть, ш/ы/ть д) аканье : в/а/да, п/а/эт иканье: л/и/теть ыканье: к сож/ы/лению, лош/ы/дей

2. Произношение согласных а) обязательное смягчение согласных перед /и/ и перед /е/ : /с/иний, /с/ерый, но сэр б) оглушение согласных на конце слова: горо(т), са(т)

в) уподобление согласных качеству последующего звука по признаку мягкости/твердости, глухости/звонкости: /сь/нег, /ф/се, про/зь/ба

г) сочетания чн как шн: було/шн/ая и булочная, молочный и моло/шн/ый, пшени/шн/ый и пшеничный, лаво/шн/ик и лавочник, булочная и було/шн/ая, сливо/шн/ое и сливочное, я/шн/евая и ячневая, но коне/шн/о, ску/шн/о, яи/шн/ица

д) в неопределенной форме глагола на месте -ться произносится -цца : улыба/цц/а, развива/цц/а е) сочетание букв зж произносятся как двойное мягкое /жьжь/: уезжаю-уежьжьаю вожжи-вожьжи

3. Произношение заимствованных слов а) твердые согласные перед е : в словах, обозначающих понятия зарубежного быта : пэр, мэр, денди, коттедж, коктейль, констебль; в собственных именах, фамилиях : Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен; в терминологии : интервью, модернизация.

б) перед [е] согласные смягчаются если заимствованные слова уже освоены русским языком: к[р’]ем, ака[д’]емия, факуль[т’]ет, му[з’]ей, ши[н’]ель в) согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к’]ет, [г’]ейзер, [к’]егли, с[х’]ема

Ударение — выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности .

1 . Различает разные слова: зам О к – з А мок, мук А –м У ка, трус И т – тр У сит, погуж Ё нный – погр У женный 2 . Различает формы разных слов: нош У – н О шу, кружк И – кр У жки, стрелк И – стр Е лки, белк И – б Е лки

3. Различает формы одного слова: кос И те – к О сите, нос И те – н О сите 4. Различает функционально – стилистические варианты: лавр О вый лист – семейство л А вровых (научн.)

1. Разноместность ударения СестрА, мЕдленно, лежАть, аптЕка, Оптика, поликлИника, стоматологИческий

2. Подвижность ударения бИнт – бинтА врАч – врачА лечИть – лЕчим, вЫлечим лИст – листА, лИстья

1. Пациенты пятнадцатой, шестнадцатой и девятнадцатой палат, принимайте, пожалуйста, медикаменты ровно в двенадцать часов (из объявления на посту медицинской сестры) 2. Прежде всего мое намерение — заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастороскопиями, дизентериями (из разговора врача с пациентом)

3. Хроническая ишемическая болезнь сердца, атеросклероз венечных сосудов сердца, стенокардия покоя и напряжения. Постинфарктный кардиосклероз (из диагнозов).

Коклюш , анальгин, анатом, биопсия, эндоскопия, ломота, некролог, немота, принудить, средства, каталог, хирургия, балованный, госпитальный, договор, камфорный, кладовая, облегчить, анамнез, боязнь, ортопедия, блокировать, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, мизерный, ходатайствовать.

А д екватный, а д еноиды, аква р ель, а н ес т езия, бе н ефис, вун д еркинд, д е т ектив, д еликатес, и д ентичный, ин т ервью, ин т ернат, компью т ер, к р ем, ла з ер, п р есса, сви т ер, с епсис, т емп, т ембр, т ермос, ти р е, шимпан з е, ш т емпель.

ударение падает на А ударение падает на О ударение падает на Е ударение падает на И анатом биопсия договор средства феномен заговор дремота свекла наговор красивее ан А том з А говор н А говор догов О р фен О мен катал О г дрем О та лом О та ср Е дства св Е кла крас И вее биопс И я

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся.

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы.

Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли.

Презентация к уроку русский язык 10 класс.

Данный презентация используется в качестве тренинга на уроках русского языка в 10-11 кл. для подготовки к ЕГЭ.

Данная презентация используется для подготовки учащихся 10-11 классов к ГИА.

Основные орфоэпические нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях, прилагательных. Презентация


Данная презентация поможет учащимся ознакомиться с орфоэпическими нормами знаменательных частей речи: причастием, деепричстием, наречием, прилагательным.


ОСНОВНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ударения в причастиях, деепричастиях, прилагательных, наречиях

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 87 г. Хабаровска Ярина Елена Револьдовна

















Описание презентации по отдельным слайдам:

Объясните постановку ударения: Звонит — звонящий Принять — принявший

Расстановка ударения в действительных причастиях: Причастия Действительные настоящего времени Действительные прошедшего времени Глагол настоящего времени Неопределенная форма глагола Звонит — звонящий Принять — принявший

Основные орфоэпические нормы современного русского языка

Цель урока: Научиться правильно расставлять ударение в причастиях, деепричастиях и наречиях.

Расстановка ударений в страдательных причастиях Страдательные причастия прошедшего времени По форме глагола настоящего или будущего времени Ударение на окончание – суффикс будет ударным Заключит — заключенный Если на основу – суффикс будет безударным Ответит — отвеченный С.П.прошедшего времени с суффиксом –Т- ударение смещается на один слог Занять — занят

Краткие страдательные причастия прошедшего времени женского рода Ударение падает на окончание –а- Занята, заперта, заселена, нажита, одобрена

Деепричастия С суффиксами –в- -вш- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами: Начав, отдав, начавшись

Наречия Образованные от основ прилагательных, местоимений, существительных в косвенных падежах, обычно сохраняют ударение слов, от которых образованы: Дружеский — дружески Ударение в наречии в основном следует запомнить, обращаясь к орфографическим словарям.

Говорим правильно! Запросто Засветло Досуха Донизу Донельзя Добела Красивее Издревле Исподволь Наискось Докрасна Завидно

Рефлексия: Что я сегодня узнал на урок? Чему я научился? Буду ли я применять эти правила в жизни? Какую оценку я сегодня заслужил?

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Попова Галина СтаниславовнаНаписать 1379 14.12.2020

Номер материала: ДБ-1569498

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.12.2020 0
    14.12.2020 0
    14.12.2020 0
    14.12.2020 0
    14.12.2020 0
    14.12.2020 0
    14.12.2020 0
    13.12.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Югре в 2022 году откроют школьный центр генетики

Время чтения: 2 минуты

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: