Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике конспект
Обновлено: 05.07.2024
1. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике
2. ПЛАН
1.Причины
травматизма
и
способы
его
предупреждения.
2. Требования к местам проведения занятий, установка
снарядов.
3. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и
их профилактика.
4. Первая медицинская помощь учителя ФК.
5.Страховка, помощь и самостраховка как меры
предупреждения травматизма.
6. Контрольные вопросы.
7. Рекомендуемая литература.
2
3. 1. Причины травматизма и способы его предупреждения
Основные причины травматизма:
1. Нарушения в организации занятий:
проведение
занятий с большим числом учащихся на
одного преподавателя или с большим количеством групп,
чем полагается;
несоблюдение
направления
движения
занимающихся, неправильное их размещение;
несвоевременное
потоков
начало и окончание занятий.
3
2. Нарушения в методике обучения – проявляются в
несоблюдении принципов дидактики.
3. Недисциплинированность может проявляться в
виде:
эмоциональный
срыв, вызванный трудностью изучения
упражнения, нарушением методики обучения, утомлением,
отсутствием индивидуального подхода со стороны педагога
и т. д.;
нарушения
правил поведения
соревнованиях,
недостаточной
занимающихся.
на
занятиях и
воспитанностью
4
4. Неудовлетворительное состояние мест занятий,
инвентаря и оборудования:
их
несоответствие требованиям, предъявляемым к
проведению занятий гимнастикой;
малые
размеры зала;
неровность
пола;
неисправность
снарядов, матов, дорожек и другого
оборудования, их небрежная эксплуатация.
5
5. Несоответствие формы одежды и обуви:
неудобной одежде;
обувь не по размеру;
скользкая или толстая подошва и жесткий каблук.
6. Нарушение санитарно-гигиенических условий:
несоответствие температуры в зале установленной
норме;
плохое естественное и искусственное освещение;
недостаточная вентиляция;
избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его
сухость;
отсутствие чистоты и порядка в зале;
несоблюдение занимающимися личной гигиены.
6
7.
Недостатки
медицинского
контроля
физическим состоянием занимающихся:
несвоевременность
и
профилактический осмотр;
недостаточно
за
тщательный
перенапряжение
во время занятий в результате
пренебрежительного отношения к индивидуальному
дозированию нагрузки с учетом состояния здоровья,
уровня физической работоспособности;
нарушение
режима труда, сна, питания.
7
9. Нарушение правил техники безопасности:
неправильная
расстановка снарядов, неправильное
размещение занимающихся в спортивном зале или у
снаряда;
неисправность
снарядов и подсобного оборудования;
небрежное
отношение к установке снарядов, укладке
матов, особенно в местах приземления.
9
10. 2. Требования к местам проведения занятий, установка снарядов
11. Установка гимнастических снарядов
16. ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ЗАЛ
3. Характеристика травм на занятиях
по гимнастике и их профилактика
При несоблюдении всех вышеуказанных мер
предосторожности на занятиях гимнастикой возможны
травмы:
повреждение кожи ладоней (на снарядах);
намины, мозоли, трещины;
растяжения связок;
разрывы мышечных волокон, ушибы;
травмы менисков и межпозвоночных дисков;
вывихи, открытые и закрытые переломы;
сотрясение мозга.
17
Большое значение в профилактике травм имеет
специальная подготовка опорно-двигательного аппарата.
Для подготовки лучезапястного сустава применяются:
а) вращательные движения;
б) подскоки и ходьба на руках;
в) из И.п. стоя согнувшись падение в упор лежа.
Подготовка голеностопного сустава:
а) вращательные движения голеностопного сустава;
б) поднимания на носках;
в) передвижение усилиями пальцев ног.
18
Подготовка локтевых и плечевых суставов:
а) вращательные и рывковые движения
б) сгибание и разгибание рук (можно с помощью
гимнастических палок).
Подготовка позвоночного столба:
а) прогибания;
б) глубокие наклоны;
в) различные повороты и вращения .
19
20. 4. Первая медицинская помощь учителя ФК
При ушибах – обработка хлорэтилом (замораживание),
охлаждение водой, затем накладывается тугая повязка.
Срывы кожи – раствор перекиси водорода, затем
бинтовая повязка со смягчающей мазью.
Повреждение кожного покрова (порез, рассечение) –
остановка кровотечения, затем обработка перекисью
водорода или йода.
При более серьезных травмах – иммобилизация
(приведение в неподвижность) поврежденной конечности.
20
21. 5. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма
Страховка – это комплекс мер, направленных на
обеспечение безопасности гимнастов в процессе
выполнения упражнений.
Различают индивидуальную и групповую страховку.
Индивидуальная осуществляется преподавателем или
одним из занимающихся.
Групповая – двумя или более людьми.
21
Специальные средства страховки:
ладонные накладки;
лямочные петли (для обучения большим оборотам);
поролоновые
валики,
маты
и
покрытия,
предохраняющие от ударов;
ручные и подвесные пояса (лонжи);
поролоновая яма.
Технические средства:
тренажеры с поясом;
амортизирующий пояс (резиновая лонжа).
22
Помощь:
а) проводка – сопровождение гимнаста по всему
упражнению;
б) фиксация – задержка гимнаста в определенной точке
движения;
в) подталкивание – кратковременная помощь при
перемещении гимнаста снизу вверх;
г) поддержка – при перемещении сверху вниз;
д) подкрутка – при выполнении поворотов;
е) комбинированные приемы – использование
различных приемов одновременно.
23
По мере овладения упражнением помощь постепенно
заменяется страховкой.
При осуществлении страховки необходимо:
1. Знать технику исполняемого упражнения.
2.Уметь быстро и правильно выбирать место для
страховки.
3. Применять правильные способы и приемы страховки.
4.На месте страховки стоять устойчиво и ближе к
выполняющему упражнение.
Самостраховка
–
умение
занимающегося
своевременно принимать правильные решения и
самостоятельно выходить из опасных положений.
24
25. Контрольные вопросы
1. Назовите основные причины травматизма.
2. Перечислите требования к местам проведения
занятий гимнастикой и установке снарядов.
3. Какие травмы возможны на занятиях гимнастикой?
4. В чем заключается профилактике травматизма на
занятиях гимнастикой?
5. Как оказать первую медицинскую помощь на занятиях
гимнастикой?
6. Дайте характеристику видам страховки и помощи.
7. Что такое самостраховка?
В процессе занятия гимнастикой применяются самые разнообразные и в том числе редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике упражнения. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями, которые требуют от занимающихся высокой степени технического совершенства, развития двигательных способностей и технической подготовки.
На занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны срывы и падения, в результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.
Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их.
Нарушения в организации занятий.
в проведении их с большим числом учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается;
в несоблюдении наблюдения движения потоков занимающихся, неправильном их размещении;
в несвоевременном начале и окончании занятий.
Для того чтобы устранить эти причины, преподавателю надо:
заранее тщательно продумывать организацию и проведение каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся;
предусмотреть возможность использования в качестве помощников лучших гимнастов или освобождённых от занятий.
Нарушения в методике обучения проявляются в несоблюдении принципов дидактики. Это затрудняет овладение упражнениями, может привести к срыву со снаряда и травме, к физическому и эмоциональному перенапряжению и другим отрицательным последствиям.
Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки и уметь практически реализовывать их в учебно-тренировочном процессе. Надо решительно избегать натаскивания занимающихся на результат.
Недисциплинированность может проявляться в виде эмоциональных срывов, вызванных трудностью обучения упражнения, нарушением методики обучения, утомлением, отсутствием индивидуального подхода со стороны педагога; в нарушении правил поведения на занятиях и соревнованиях, недостаточной воспитанности занимающихся.
Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины как на занятиях и соревнованиях по гимнастике, так и в жизни, в трудовой деятельности. Систематическая работа не только предупреждает травматизм, но и формирует сознательное и активное отношение к занятиям, повышает качество учебно-тренировочного процесса.
Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, их небрежная эксплуатация.
Для устранения этих причин необходима регулярная проверка состояния зала, качества инвентаря и оборудования, своевременное устранение неполадок. Систематическая работа над конструкцией гимнастического оборудования существенно снижает возможности травматических повреждений у занимающихся и способствует повышению эффективности учебного процесса.
Несоответствие формы одежды и обуви: проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и жесткими каблуками.
Нарушение санитарно-гигиенических условий: несоответствие температуры в зале установленной норме, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его сухость, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены.
Для устранения этих причин нужно строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, необходимых для успешного проведения занятий. Особое значение придаётся личной гигиене учащихся, в частности и их причёске.
Недооценка и неправильное применение приёмов страховки и помощи:
незнание требований, предъявляемых к страхующему;
отсутствие необходимого опыта и слабое владение навыками страховки и неумение её организовать;
необученность занимающихся самостраховке.
В связи с этим приобретает важное значение обучение будущих учителей приёмам страховки, самостраховки и помощи.
Нарушение правил техники безопасности:
неправильная расстановка снарядов, неправильное размещение занимающихся в спортивном зале или у снаряда;
неисправность снарядов и подсобного оборудования; небрежное отношение к установке снарядов, укладке матов, особенно в местах приземления.
Снаряды должны располагаться на достаточном удалении от стен, неподвижных твёрдых предметов и от расположения группы занимающихся. В том случае, когда невозможно установить их на нужном расстоянии от стены, принимаются соответствующие меры предосторожности. Занимающиеся не должны мешать друг другу, пересекать путь разбега при выполнении прыжков и акробатических упражнений.
Вложение | Размер |
---|---|
mery_preduprezhdeniya_travm_na_zanyatiyah_po_gimnastike.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ
В процессе занятия гимнастикой применяются самые разнообразные и в том числе редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике упражнения. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями, которые требуют от занимающихся высокой степени технического совершенства, развития двигательных способностей и технической подготовки.
На занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны срывы и падения, в результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.
Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их.
Нарушения в организации занятий.
- в проведении их с большим числом учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается;
- в несоблюдении наблюдения движения потоков занимающихся, неправильном их размещении;
- в несвоевременном начале и окончании занятий.
- Для того чтобы устранить эти причины, преподавателю надо:
- заранее тщательно продумывать организацию и проведение каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся;
- предусмотреть возможность использования в качестве помощников лучших гимнастов или освобождённых от занятий.
Нарушения в методике обучения проявляются в несоблюдении принципов дидактики. Это затрудняет овладение упражнениями, может привести к срыву со снаряда и травме, к физическому и эмоциональному перенапряжению и другим отрицательным последствиям.
Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки и уметь практически реализовывать их в учебно-тренировочном процессе. Надо решительно избегать натаскивания занимающихся на результат.
Недисциплинированность может проявляться в виде эмоциональных срывов, вызванных трудностью обучения упражнения, нарушением методики обучения, утомлением, отсутствием индивидуального подхода со стороны педагога; в нарушении правил поведения на занятиях и соревнованиях, недостаточной воспитанности занимающихся.
Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины как на занятиях и соревнованиях по гимнастике, так и в жизни, в трудовой деятельности. Систематическая работа не только предупреждает травматизм, но и формирует сознательное и активное отношение к занятиям, повышает качество учебно-тренировочного процесса.
Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, их небрежная эксплуатация.
Для устранения этих причин необходима регулярная проверка состояния зала, качества инвентаря и оборудования, своевременное устранение неполадок. Систематическая работа над конструкцией гимнастического оборудования существенно снижает возможности травматических повреждений у занимающихся и способствует повышению эффективности учебного процесса.
Несоответствие формы одежды и обуви: проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и жесткими каблуками.
Нарушение санитарно-гигиенических условий: несоответствие температуры в зале установленной норме, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его сухость, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены.
Для устранения этих причин нужно строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, необходимых для успешного проведения занятий. Особое значение придаётся личной гигиене учащихся, в частности и их причёске.
Недооценка и неправильное применение приёмов страховки и помощи:
- незнание требований, предъявляемых к страхующему;
- отсутствие необходимого опыта и слабое владение навыками страховки и неумение её организовать;
- необученность занимающихся самостраховке.
В связи с этим приобретает важное значение обучение будущих учителей приёмам страховки, самостраховки и помощи.
Нарушение правил техники безопасности:
- неправильная расстановка снарядов, неправильное размещение занимающихся в спортивном зале или у снаряда;
- неисправность снарядов и подсобного оборудования; небрежное отношение к установке снарядов, укладке матов, особенно в местах приземления.
- Снаряды должны располагаться на достаточном удалении от стен, неподвижных твёрдых предметов и от расположения группы занимающихся. В том случае, когда невозможно установить их на нужном расстоянии от стены, принимаются соответствующие меры предосторожности. Занимающиеся не должны мешать друг другу, пересекать путь разбега при выполнении прыжков и акробатических упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Инструкция для учащихсяпо мерам безопасности при занятияхспортивной гимнастикой.I. Общие требования безопасности.П. Требования безопасности перед началом занятий.III. Требования безопасности во время .
Меры предупреждения несчастных случаев на воде и льду. Первая помощь утопающему.
Формировать у учащихся ответственное отношение к собственной безопасности, безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях.
Презентация " Предупреждение травм и оказание первой помощи"
Презентация " Предупреждение травм и оказание первой помощи" является дополнением основной темы урока. Просмотр презентации сопровождался беседой и примерами из жизни учеников.
СБО 9 класс. Инфекционные заболевания. Меры предупреждения.
Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупрежденияЗадачи:· образовательные: .
Меры предупреждения травм на занятиях акробатикой
1. Значение страховки.2. Виды страховки и помощи.3. Причины травматизма и меры профилактики.4. Основные требования к страховке и помощи.5. Роль преподавателя в профилактике травматизма.6. .
Программа "Меры предупреждения травм на занятиях спортивной гимнастики"
Рабочая программа по работе с мерами предупреждения травм на занятиях спортивной гимнастики.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
9. Профилактика травматизма на занятиях по гимнастике
В занятиях гимнастикой применяются самые разнообразные упражнения, в том числе и редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями.
К наиболее существенным факторам, определяющим эти условия, относятся:
1. Наличие большого количества разнообразных по форме и содержанию движений, выполняемых на снарядах, специальных, конструкциях.
2. Преобладание движений вращательного характера, с постоянно изменяющимся положением тела в пространстве.
3. Умение управлять движениями в полете и при приземлениях.
На занятиях по гимнастике должны предприниматься все меры, направленные на соблюдение техники безопасности во избежание травм.
К основным причинам травматизма относятся:
1. Несоблюдение правил организации и методики занятий.
2. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря.
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий.
4. Отсутствие или несистематическое проведение врачебного контроля.
5. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися.
В целях профилактики травматизма до занятий необходимо:
- подготовить учебную документацию (планы, конспекты);
- проверить соответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям, а также исправность оборудования и инвентаря, соответствие спортивной формы и обуви каждого занимающегося требованиям безопасности и гигиены;
- проверить наличие визы врача, разрешающего допуск к занятиям после перерыва, вызванного болезнью гимнаста или какими-либо другими причинами, а также допуск к соревнованиям.
Во время занятий следует:
- соблюдать все правила их организации;
- проверять перед началом занятия на каждом снаряде исправность креплений, расположение матов возле снарядов, качество магнезии, канифоли;
- использовать современные методы обучения, умело применять помощь и страховку.
Одна из наиболее распространенных причин травматизма — плохая организация занятий.
Преподавателю рекомендуется:
1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия.
2. Воспитывать у занимающихся дисциплину, требовать от них выполнения всех указаний.
3. Обеспечивать постоянный контроль за действиями каждого из обучающихся, запрещать им самостоятельно переходить с одного вида на другой.
4. Правильно размещать занимающихся, обеспечивая хорошую видимость снарядов, мест отталкивания и приземления. Устанавливать снаряды с такими интервалами, чтобы избегать столкновений занимающихся.
Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм.
Под страховкой понимают готовность преподавателя или гимнаста своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.
Страховка и помощь имеют немаловажное психологическое значение особенно при выполнении рискованных движений.
При освоении техники различных гимнастических упражнений физическая помощь способствует формированию у занимающихся четких двигательных представлений.
К основным разновидностям физической помощи относятся:
- кратковременная помощь в наиболее трудной части движения;
- поддержка занимающегося в статических положениях.
Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается, по ходу исполнения отдельных фаз движения.
Поддержка осуществляется учителем, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, особенно в тех случаях, когда гимнаст еще недостаточно правильно прилагает свои усилия.
При поддержке телу гимнаста придают необходимые положения относительно снаряда (например, вис, упор) или позволяют своевременно выполнить перехваты руками.
В результате применения различных видов физической помощи у гимнаста формируются правильные двигательные представления, играющие важнейшую роль в процессе овладения навыками самостоятельного выполнения упражнений. По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень приложения физических усилий обучающим уменьшается, а затем прекращается вовсе.
Страховка и физическая помощь взаимосвязаны. При самостоятельном же выполнении упражнений, когда физическая помощь и страховка сведены к минимуму, решающее значение приобретает самостраховка.
В тех случаях, когда занимающийся выполняет упражнение со страховкой, страхующий обязан внимательно наблюдать за ним до полного окончания им упражнения, особенно необходимо следить за приземлением, так как в результате неудачи могут быть различные падения и как следствие травмы.
Вариативность приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и обучаемого (рост, вес, физическая сила, скорость двигательной реакции, размер ладоней и др.).
Врачебный контроль и самоконтроль. Систематический врачебный контроль и самоконтроль является важным фактором предупреждения учеников от спортивного травматизма во время занятий по гимнастике. Без систематического врачебного контроля невозможно успешно решать оздоровительно-гигиенические задачи в процессе занятий физической культурой и спортом. Согласно специальному постановлению правительства, врачебный контроль является обязательным для всех, 87 кто занимается физической культурой и спортом. Работа по врачебному контролю со спортсменами осуществляется в сети врачебно-профилактических заведений, а также врачами-специалистами по физической культуре и во врачебно-физкультурных кабинетах и диспансерах. Врачебный контроль заключается в том, что врач определяет состояние здоровья, уровень физического развития и тренированности, решает вопрос о допуске к занятиям или соревнованиям, определяет уровень возможной нагрузки. Врачебные обследования бывают первичные, вторичные и дополнительные. Во время первичного обследования определяют все показатели состояния здоровья и уровня физического развития. Врач дает совет физкультурнику относительно режима, назначает врачебно-профилактические мероприятия. Все физкультурники и спортсмены ежегодно проходят повторное врачебное обследование, которое дает возможность проследить за динамикой физического развития и состоянием здоровья спортсмена и определить эффективность учебно-тренировочного процесса. После заболевания, травматических повреждений или длительного перерыва в занятиях, а также при перетренированности спортсмен должен обратиться к врачу для дополнительного обследования.
Список использованной литературы
1. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов./ В.Ф. Башкиров -М: Физкультура и спорт, 1987.
2. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. -
3. Бирюков А.А., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена./ А.А. Бирюков, К.А. Кафаров - М: Физкультура и спорт, 1984.
4. Вейкфилд Б. Стресс и спортивное плавание / Пер. Воронцова А.Р. - // Плавание: Информационно-методический сб. Всероссийской федерации плавания. - М.,
5. Гладков В.Н. Некоторые особенности заболеваний, травм, перенапряжений и их профилактика в спорте высших достижений. - М.: Советский спорт, 2007.
6. Девятова М.В. Лечебная гимнастика при поясничном остеохондрозе. СПб.: Союз, 2001.
7. Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. - М.: Физкультура и Спорт, 1981.
8. Дембо А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом./ А.Г. Дембо - М: Медицина, 1970.-е.
9. Дойзер Э.Здоровье спортсмена / Пред. Г.П. Воробьева: Пер. с нем. - М.: Физкультура и Спорт, 1980.
10. Дусмуратов М. Д., Епифанов В. А. Восстановительное лечение больных с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Ташкент: Медицина, 1984.
В занятиях гимнастикой применяются самые разнообразные упражнения, в том числе и редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями.
К наиболее существенным факторам, определяющим эти условия, относятся:
1. Наличие большого количества разнообразных по форме и содержанию движений, выполняемых на снарядах, специальных, конструкциях.
2. Преобладание движений вращательного характера, с постоянно изменяющимся положением тела в пространстве.
3. Умение управлять движениями в полете и при приземлениях.
На занятиях по гимнастике должны предприниматься все меры, направленные на соблюдение техники безопасности во избежание травм.
К основным причинам травматизма относятся:
1. Несоблюдение правил организации и методики занятий.
2. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря.
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий.
4. Отсутствие или несистематическое проведение врачебного контроля.
5. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися.
В целях профилактики травматизма до занятий необходимо:
- подготовить учебную документацию (планы, конспекты);
- проверить соответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям, а также исправность оборудования и инвентаря, соответствие спортивной формы и обуви каждого занимающегося требованиям безопасности и гигиены;
- проверить наличие визы врача, разрешающего допуск к занятиям после перерыва, вызванного болезнью гимнаста или какими-либо другими причинами, а также допуск к соревнованиям.
Во время занятий следует:
- соблюдать все правила их организации;
- проверять перед началом занятия на каждом снаряде исправность креплений, расположение матов возле снарядов, качество магнезии, канифоли;
- использовать современные методы обучения, умело применять помощь и страховку.
Одна из наиболее распространенных причин травматизма — плохая организация занятий.
1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия.
2. Воспитывать у занимающихся дисциплину, требовать от них выполнения всех указаний.
3. Обеспечивать постоянный контроль за действиями каждого из обучающихся, запрещать им самостоятельно переходить с одного вида на другой.
4. Правильно размещать занимающихся, обеспечивая хорошую видимость снарядов, мест отталкивания и приземления. Устанавливать снаряды с такими интервалами, чтобы избегать столкновений занимающихся.
Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм.
Под страховкой понимают готовность преподавателя или гимнаста своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.
Страховка и помощь имеют немаловажное психологическое значение особенно при выполнении рискованных движений.
При освоении техники различных гимнастических упражнений физическая помощь способствует формированию у занимающихся четких двигательных представлений.
К основным разновидностям физической помощи относятся:
- кратковременная помощь в наиболее трудной части движения;
- поддержка занимающегося в статических положениях.
Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается, по ходу исполнения отдельных фаз движения.
Поддержка осуществляется учителем, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, особенно в тех случаях, когда гимнаст еще недостаточно правильно прилагает свои усилия.
При поддержке телу гимнаста придают необходимые положения относительно снаряда (например, вис, упор) или позволяют своевременно выполнить перехваты руками.
В результате применения различных видов физической помощи у гимнаста формируются правильные двигательные представления, играющие важнейшую роль в процессе овладения навыками самостоятельного выполнения упражнений. По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень приложения физических усилий обучающим уменьшается, а затем прекращается вовсе.
При исполнении опорных прыжков, соскоков со снарядов и других упражнений обычно поддерживают занимающихся за предплечье и плечо. Иногда такие поддержки осуществляются вдвоем. Чтобы оказать помощь на высоких снарядах, становятся на специальную подставку, а иногда просто на коня, козла и т. п.
Страховка и физическая помощь взаимосвязаны. При самостоятельном же выполнении упражнений, когда физическая помощь и страховка сведены к минимуму, решающее значение приобретает самостраховка.
Приступая к самостоятельному выполнению упражнения, занимающийся должен владеть способами самостраховки.
В тех случаях, когда занимающийся выполняет упражнение со страховкой, страхующий обязан внимательно наблюдать за ним до полного окончания им упражнения, особенно необходимо следить за приземлением, так как в результате неудачи могут быть различные падения и как следствие травмы.
Вариативность приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и обучаемого (рост, вес, физическая сила, скорость двигательной реакции, размер ладоней и др.).
- хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи:
- умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;
- знать индивидуальные особенности учеников.
Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.
Лекция № 8. Техника гимнастических упражнений.
1. Техника исполнения гимнастических упражнений.
2. Статические положения.
3. Динамические упражнения.
4. Отталкивание и приземление.
5. Общие правила анализа техники гимнастических упражнений.
Каждое гимнастическое упражнение представляет собой сложную систему движений тела и отдельных его звеньев, направленных на решение конкретно поставленной двигательной задачи. Многие упражнения спортивной, художественной гимнастики и акробатики имеют очень сложную структуру движений, следовательно, и технику исполнения.
Техника исполнения — это наиболее целесообразный способ или совокупность способов управления движениями, направленных на успешное выполнение изучаемого упражнения, решение конкретно поставленной двигательной задачи. Техническое мастерство гимнастов характеризуется устойчивостью и высоким качеством исполнения упражнения. В гимнастике техника отвечает требованиям присущего ей стиля исполнения упражнений. В основе техники гимнастических упражнений лежат законы механики, анатомии, физиологии и психологии. Законы механики объясняют, как в движениях гимнаста перемещаются отдельные звенья и тело в целом под действием внешних и внутренних сил.
Внешними силами при выполнении упражнений могут быть: вес тела или отдельных его звеньев, сила трения, возникающая при соприкосновении гимнаста со снарядом, сопротивление воздуха и др. Эти силы, как правило, затрудняют выполнение упражнений. Исключением может быть действие силы земного притяжения при движении тела гимнаста или отдельных его звеньев из более высокого в более низкое положение по отношению к опоре.
Внутренние силы возникают благодаря способности гимнаста развивать напряжение работающими группами мышц, использовать упругие свойства связок, суставных сумок, межпозвоночных хрящей. Разумное использование этих сил облегчает выполнение упражнений. Основную роль играет мышечное напряжение. При изучении техники гимнастических упражнений важное значение имеет знание основных законов механики, поэтому их надо восстановить в памяти. На их основе можно точно рассчитать все параметры, необходимые для технически правильного выполнения сколь угодно сложного упражнения (моменты силы тяжести и инерции, траекторию ОЦМ тела и его отдельных звеньев и др.). Однако при обучении гимнастическим упражнениям приходится учитывать еще и законы анатомии, физиологии, психологии. Они не отменяют законов механики, но в целом ряде случаев вносят свои специфические поправки в способы выполнения упражнений. На этой основе зародилась наука биомеханика и формируется новая дисциплина — психобиомеханика. Психологические свойства гимнастов особенно важное значение имеют при овладении новыми для них или ранее еще никем не исполняемыми упражнениями. В этом случае от них требуются глубокие и разносторонние знания, расчет, предвидение возможных трудностей в овладении упражнением, воля, глубоко осознанное и активное отношение к учебно-тренировочному процессу.
В гимнастике все многообразие упражнений принято разделять на две большие группы: статические и динамические упражнения.
Статическими называются такие упражнения (позы), при выполнении которых сумма моментов сил, действующих на тело гимнаста, равна нулю. Скорость и ускорение при этом также равны нулю.
При выполнении статических упражнений от гимнаста требуется умение сохранять устойчивость, неподвижность в принятой позе в течение двух-трех секунд, с тем, чтобы судьи могли зафиксировать статическое положение тела или отдельных его звеньев.
Динамическими называются такие упражнения, при выполнении которых тело гимнаста совершает движения относительно снаряда или вместе со снарядом (кольца, трапеция, гимнастическое колесо, вращающиеся качели и др.) относительно опоры. Техника выполнения таких упражнений основана на соблюдении законов динамики.
Выполнение многих гимнастических упражнений связано с активными отталкиваниями и приземлениями. Технически правильное выполнение их существенно влияет на качество исполнения упражнений.
Отталкивание - заключается в активном удалении ОЦМ тела или отдельных его звеньев от опоры. Энергия отталкивания может использоваться для перехода тела из более низкого в более высокое опорное положение, из опорного в безопорное, для создания вращательного импульса и др. Отталкиваться можно ногами, руками, плечами с места, с разбега, с размахиванием.
Приземление — одно из сложных и ответственных для гимнаста упражнений. Технически правильное выполнение его существенно украшает выполненную комбинацию или опорный прыжок, исключает возможность травматических повреждений. Поэтому гимнасты стараются завершить свою комбинацию сложными и красивыми соскоками с большой амплитудой полета и точным приземлением. Во время приземления погашается скорость, а следовательно, и количество движения, накопленное телом к моменту приземления, и сохраняется устойчивое равновесие.
При анализе техники гимнастических упражнений соблюдаются следующие правила:
а) указывается, к какой группе относится изучаемое упражнение (элемент): к группе динамических или статических упражнений, дается его краткая характеристика и указывается основное назначение;
б) уточняются основные задачи упражнения, объясняется, из какого исходного и в какое конечное положение должен прийти гимнаст в результате выполнения упражнения;
в) техника исполнения упражнения объясняется по отдельным частям и фазам.
Почти во всех упражнениях, в зависимости от характера действия силы тяжести тела или его отдельных звеньев, различают две части:
- в первой части (путь книзу) сила тяжести содействует движению;
- во второй (путь кверху) она, наоборот, препятствует движению, затрудняет выполнение этой части упражнения.
Каждую часть упражнения принято делить на отдельные более мелкие, но относительно самостоятельные части — фазы.
Для выделения фаз служат следующие основания:
а) структура движений в каждой фазе должна отличаться от структуры движений в других фазах;
б) в каждой фазе должна решаться какая-либо одна, специфическая только для этой фазы, главная задача;
в) работа мышц, физиологическое и психологическое обеспечение движений в одной фазе должны отличаться от других фаз.
О технической правильности выполнения упражнения судят по степени эффективности, выгодности или невыгодности использования закономерностей механики, анатомии, физиологии и психологии.
Лекция № 9. Методика обучения гимнастических упражнений.
1. Цели, задачи и этапы обучения.
2. Условия успешного освоения гимнастических упражнений.
3. Дидактические принципы обучения.
4. Методы обучения.
5. Приемы обучения упражнениям.
Цель обучения гимнастическим упражнениям, как любого педагогического процесса, — организация планомерной деятельности занимающихся под руководством преподавателя для формирования у них двигательных навыков, умений и приобретения ими специальных знаний.
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс дисциплина физическая культура для студентов всех специальностей
. , для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно-профессиональная программа по учебной .
. гимнастика для . профессиональной педагогики для преподавателей и студентов высших учебных заведений, занятых в образовательном процессе по специальности «Профессиональное . для преподавателей средних профессиональных учебных заведений и менеджеров по .
Литература для самостоятельной работы 21
. по каждой главе читать лекции. Отдельные темы могут изучаться студентами . организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, . создания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки .
Основная профессиональная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования
. для средних профессиональных заведений. Ростов н/Д: Феникс,2006 - 320 с. Барменкова О.И. Читай и говори по-английски: Учебное пособие для старшеклассников .
Образовательная программа мдоу детский сад комбинированного вида №
. для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. - 160 с. Бородич А.М. Методичка развития речи детей: Учебное пособие для студентов .
На занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны срывы и падения, в результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.
Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их. Они проявляются:
-в проведении их с большим числом учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается;
-в несоблюдении наблюдения движения потоков занимающихся, неправильном их размещении;
-в несвоевременном начале и окончании занятий.
Для того чтобы устранить эти причины, преподавателю надо:
· заранее тщательно продумывать организацию и проведение каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся;
· предусмотреть возможность использования в качестве помощников лучших гимнастов или освобождённых от занятий.
Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки и уметь практически реализовывать их в учебно-тренировочном процессе. Надо решительно избегать натаскивания занимающихся на результат.
Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины как на занятиях и соревнованиях по гимнастике, так и в жизни, в трудовой деятельности. Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, их небрежная эксплуатация.
Несоответствие формы одежды и обуви: проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и жесткими каблуками.
Нарушение санитарно-гигиенических условий: несоответствие температуры в зале установленной норме, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его сухость, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены.
Особое значение придаётся личной гигиене учащихся, в частности и их причёске.
Недостатки медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся:
Читайте также:
- Виктор драгунский красный шарик в синем небе 4 класс пнш конспект урока
- Конспект экскурсии в библиотеку в начальной школе
- Конспект занятия в старшей группе обучение рассказыванию дидактическое упражнение что это
- Конспект нод по конструированию в подготовительной группе на тему здоровье
- Конспект урока по технологии объемные рамки