Представления о патриотизме в фольклоре разных народов конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

В настоящее время в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольную систему образования происходит перестройка, обновление и дополнение образовательных программ. То есть на современном этапе жизни дошкольное образование перестало удовлетворять потребности подрастающего поколения. Российская система дошкольного образования пришла к тому, что появилась необходимость в такой модели образования, которая бы удовлетворяла потребности подрастающего поколения. Одной из важных задач данной модели является патриотическое воспитание дошкольников. Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей. Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного и патриотического развития
Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования.
Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Используя фольклорные средства в своей работе, перед собой ставлю следующие задачи:

Задачи:
- познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
- прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно–оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;

Начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.

В нашем дошкольном образовательном учреждении выделено небольшое помещение и оборудовано в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта: коромысло, горшки, миски, лапти, самовар, печь, лавочки, чугунный утюг, керосиновая лампа, ухват и т.д.

В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда:
- оборудован уголок патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе, стране; широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы; иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага; дидактические игры по патриотическому воспитанию, куклы в национальном русском костюме и в военной форме советских времен;
- книжный уголок, где имеются книжки (сказки, потешки, загадки), настольные игры по мотивам этих же произведений. Дети с радостью и большим желанием просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений.

Работа с детьми:
- Чтение сказок, показ кукольного, пальчикового, теневого, настольного театра, просмотр альбома по русским народным сказкам, знакомство со сказочными персонажами, драматизации сказок, показ спектаклей
- разучивание потешек, закличек;
- непосредственно образовательная деятельность
- Совместная деятельность с детьми:
1) режимные моменты: хороводные и народные игры
2) индивидуальная работа: раскрашивание русского национального костюма цветными карандашами
- использование фольклора на занятиях;
- знакомство с народными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними
- знакомство с русскими народными инструментами, их звучанием
- прослушивание музыкальных произведений.
- постоянное использование русских народных игр и сказок в воспитательно-образовательном процессе;
- экскурсии:
Посещение комнаты в ДОУ, оборудованной в виде комнаты русской избы, детьми среднего возраста посвящаются знакомствам с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способами действий с ними.
Посещение Дома-музея Чапаева позволило почувствовать быт, в котором жили люди нашего края в начале прошлого века, ознакомиться с предметами старины

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях чувство патриотизма, духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература, фольклор, русское народное творчество для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВ СТВЕННОЙ КУЛЬТ УРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬ КО Д.И.

расширение знаний о российской многонациональной ку льтуре,

способность к работе с информацией, представленной разными средствам и;

народов. Познакомится с героями национального эпоса разных народов.

• воспитывать чувство патриотизма, ува жение к Отечеству;

• воспитывать осознанное и уважительное отношение к ку льтурному наследию страны;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

• умение строить логические рассу ждения, делать вы воды;

• пользоваться дополнительными источниками получ ения информации.

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различны х позиций в сотру дничестве;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать другу ю точк у зрения;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения рез у льтата;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсу тствия

• в диалоге с учителем вырабатыва ть критери и оценки своей работы.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно -

диалогического обучения, здоровье сберегающая технология, проектная технология,

учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно - нравственно й

1. Организационный момент. Психологи ч еский настрой Здравствуйте ребята. Займите свои

места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в у влекательное п у те шествие в м ир к у льтуры.

Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – героями и защитниками нашей Родины.

Почему люди воюют? Каковы причины того, что одна страна нападает на другую? Как

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужезе мцами, выр аботал и

житейское представление о патриотизме, о тех каче ствах человека, благодаря кот о рым

У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине. « Человек

позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как лю бят и

защищают самого близкого человека — мать. Предать Отчизну, не встать на её защит у

ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВ СТВЕННОЙ КУЛЬТ УРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬ КО Д.И.

В древних преданиях, свяще нных книгах прославлялись подвиги воинов,

защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для

народа. Читая или слушая сказания о героях — защитниках родной земли, человек

проникался чувством глубокого уважения к ним. И ему тоже хотелось поступать так же,

как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу. Так воспитывались

Нравственность - Правила, определяющие поведение; духовные и душевные

качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

3. Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим

внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.

Главный герой якутского героического эпоса — Нюргун Боотур по прозвищ у

Стремительный. Он борется за счастливу ю мирн у ю жизнь людей, противостоит чудовищам,

которые пытаются разру шить его стран у и уничтожить вс ё живое. Герой изобража ется не

Презентация на тему: " Особенности фольклора России как источник патриотического воспитания Подготовила: учитель начальных классов Даудова Марина Петровна." — Транскрипт:

1 Особенности фольклора России как источник патриотического воспитания Подготовила: учитель начальных классов Даудова Марина Петровна.

2 Фольклор - устное народное творчество

8 Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли.

9 Народный быт, обряды

15 Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, основы патриотического воспитания. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка

16 Вывод Устное народное творчество - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся.

 ­Ребята, определите тему и ­Ребята, определите тему и идею этого стихотворения. идею этого стихотворения.  ­ О чём сегодня на уроке мы ­ О чём сегодня на уроке мы будем с вами говорить? будем с вами говорить?  Давайте сформулируем тему Давайте сформулируем тему урока. Что вы знаете по этой урока. Что вы знаете по этой теме? теме?  Что хотели бы узнать? Давайте Что хотели бы узнать? Давайте определим цель нашего урока. определим цель нашего урока.

Пословицы - мудрость народа. (работа в парах) Человек без Родины, что соловей без песни. Жить – Родине служить. У чужой еды и вкус чужой. (говорят на Кавказе) На родной стороне даже дым сладок. (татарская пословица) Кто за Родину горой, тот истинный герой. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Нет в мире краше Родины нашей. Родная земля и в горсти мила. Всякому мила своя сторона. Береги Родину как зеницу ока. Чужбина – калина, Родина – малина. Будь не только сыном своего отца, но и сыном своего народа.

Читайте также: