Праздники русского мира масленица конспект

Обновлено: 05.07.2024

Р Методическая разработка состоит из конспекта НОД ,презентации и литературного материала.

Р Направлена на расширение знаний и воспитания у детей подготовительной группы интереса к русскому народному празднику-Масленице, традициям, связанным с приходом весны.

ВложениеРазмер
Конспект НОД "Масленница" 25.28 КБ
презентация "Масленница" 2.78 МБ
стихи о Масленнице 32.01 КБ
частушки 24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Воспитатель : Смирнова Н. А

  • Беседа с детьми о традициях и праздниках русского народа, просмотр альбомов

- Ребята, вам не кажется что, в группе какой-то интересный запах ?

-Как вы думаете чем пахнет? .(на столе стоит тарелка с блинами покрытая салфеткой. Беру в руки тарелку в руки) .Предлагаю понюхать и отгадать .

-Послушайте, правильно ли вы решили. Отгадка этой загадки подтвердит или опровергнет ваше решение.

По плешивому хлопну,
На плешивого капну,
Выну сто холстов,
На сто концов .(Блин)

- Почему в нашей группе появились блины ?( ответы детей )

Воспитатель :- Они напоминают нам о празднике Масленица.

-Что это за праздник Масленица?

Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает :

В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны Это один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом. Проводам зимы и встрече весны придавалось важное значение. Пословица

Воспитатель: Блин — это символ Масленицы, а Масленица — это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой.

-На что похожи блины ? / версии детей рассматриваются/

Воспитатель: Русский народ считал,что блины похожи на солнце, а Масленица — это праздник встречи с солнышком. Блины стали символом Масленицы.

Воспитатель: На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми.

-Кто может рассказать , как встречали и встречают Масленицу у нас в Нижегородской области или Урене, или в нашем поселке Арья ?

-Кто хочет поделиться ,какие традиции встречи Масленицы у вас есть в семье ?

Воспитатель: Издавна сложился порядок провожания Масленицы. Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои — готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Воспитатель: Песню мы спели ,а блины мы с вами еще не ели. Хотите попробовать? Тогда угощайтесь!(дети угощаются блинами, поздравляют друг друга с Масленицей .)

Воспитатель: Вкусные блины? Понравились?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: "Народные праздники. Масленица".

Содержательная: обеспечить понимание обучающимися народной традиции празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.

Деятельностная: формировать у учащихся познавательный интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Оборудование: синтезатор, ноты, бубен, частушки, солнце, магниты, красные фломастеры, блины, салфетки, чучело Масленицы, сарафаны.

Ход занятия.

Организационный момент.

(слайд 1)

- Что такое народный праздник?

- Какие народные праздники мы отмечаем зимой?

- А какой народный праздник в этом году мы отмечаем в феврале?

Всю неделю мы гуляем,

Всех блинами угощаем!

Зимний холод провожаем,

Солнышко с весной встречаем!

- О чем пойдет речь на занятии?

- Правильно, этот народный праздник называется Масленица.

- Что это за праздник?

(Это время, когда зима встречается с весной)

- Чем занимаются в этот праздник?

( на масленичной неделе с размахом проходили народные гуляния с песнями, плясками, играми, катанием на санях)

- Почему праздник называется Масленица?

( Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины ).

- Что является символом этого праздника?

- Как вы думаете почему?

(Блин такой же круглый, как солнышко, такой же теплый и румяный. Люди устали от зимы, они ждут тепла и солнечного света, им хочется, чтобы земля родила богатый урожай)

- А кто из вас бывал на празднике?

- Почему дети и взрослые любят праздники?

( Возможность встретиться с дорогими и близкими тебе людьми. Это время, когда семья собираются все вместе)

-Расскажите, а как принять отмечать Масленицу у вас дома?

Масленица - самый весёлый, шумный народный праздник, прощание с зимой и встреча весны. Это один из самых любимых народных праздников, самые известные атрибуты которого – блины и чучело Масленицы.

(слайд 2)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

(слайд 3)

-Сколько дней длится Масленица?

(7 дней или неделя)

- А в этом году когда начинается масленичная неделя?

(В этом году Масленицу мы будем праздновать с 16 февраля по 22 февраля).

Каждый день недели имеет своё название и говорит о том, что в этот день полагается делать.

(слайд 4)

Понедельник – встреча. Встречали гостей и Масленицу. К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы, начинали печь блины. Во время встречи Масленицы обязательно пели песни.

Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.

Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов горячих и румяных…

(Исполнение песни "Ой блины")

(слайд 5)

Вторник – заигрыш. В этот день проходили самые веселые игры. С раннего утра молодежь веселилась и каталась с гор. Все приглашали друг друга в гости.

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру "Ручеек" (гр. волшебники двора "Весну звали"). Ведущего выберем с помощью считалки:

Выходи из круга вон.

(слайд 6)

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Среда – лакомка. В среду, в каждой семье в этот день по традиции готовили самые вкусные блюда, а также пекли блины. Каждая хозяйка имела свой фирменный рецепт приготовления блинов, который держался в строжайшем секрете.

- Почему именно блины были основным блюдом на Масленицу?

(Круглые румяные блины символизируют солнце, которое светит все ярче)

- А что вы знаете о блинах?

- Как у вас дома готовят блины?

- С чем можно есть блины?

(слайд 7)

Четверг – широкий четверг или разгуляй. В этот день хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. В этот день устраивали катание на лошадях, различные соревнования. Главное действие в четверг — взятие снежного городка.

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои.
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.

В эти дни парни и девушки выбирали себе пару, приглядывались друг к другу.

- Какую вы знаете хороводную игру?

Ведущего выберем с помощью считалки:

За стеклянными горами

Стоит Ваня с пирогами.

"Здравствуй, Ванечка - дружок,

Сколько стоит пирожок?"

"Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!"

(слайд 8)

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Пятница – тещины вечерки. В этот день тещи угощали своих зятьев блинами.

- Скажите, а кто такая тёща?

- В праздники все любят петь песни и частушки. Как вы думаете почему?

Я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы своя частушка. Вам надо ее приготовить для исполнения.

Частушки
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

(слайд 9)

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота – золовкины посиделки. В этот день все ходят в гости к родственникам. И, конечно же, главное угощение – блины!

Издревле на Руси любили загадывать загадки.

- Ребята, кто знает загадки про зиму или весну?

А теперь послушайте мои загадки

1. Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)

2. Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

3. Шел долговяз, в землю увяз.

4. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

5. Зимой - звезда,
Весной - вода.
(Снежинка)

6. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все .
(Солнце)

7. Самый смелый из цветов,
Он в снегу расти готов!

(слайд 10)

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

- А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье?

После этого весело поют и пляшут, тем самым провожая Масленицу.

(слайд 11)

- Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

( В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело Масленицы) .

- Как вы думаете, почему?

(как символ победы весны над зимой, чучело олицетворяет уходящую зиму)

Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни.

(слайд 12)

- У вас на столе у каждого солнышко, на что похоже?

(Солнышко похоже на блин)

Оживите свое солнышко своим отношением к занятию: если понравилось – солнышко улыбнется, если нет – будет грустным.


Содержимое разработки

Форма урока: получение новых знаний; тип урока - комбинированный

Цели: а) обучения – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

в) воспитания – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Орг. Момент (1-2 мин.) Отметить отсутствующих на уроке.

С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!

Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!

С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!

Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси. Правильно Масленица.

Новая тема (10-15 мин.)

А эту неделю называли по особому, и сейчас я вам предлагаю отгадать как. Посмотрите, на партах у вас есть чайнворд, который нужно разгадывать слова, записывая их только по горизонтали. А также у вас есть подсказки.

Понедельник – встреча - делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник – заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Среда – лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.

Четверг – широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.

Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.

Суббота – проводы масленицы – куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.

А чтобы она на следующий год пришла, пели песню:

Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!

Масленица, воротись! В новый год покажись!

Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новую жизнь с лёгким сердцем.

Люди издавна воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние считали блин символом солнца, он как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блинами они съедают частичку его тепла и могущества для того чтобы было больше сил для работы на полях.

Практическая работа. (20 -25 мин.)

Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. В помощь вам на партах лежат изображения различных сюжетов, вы можете их использовать в своих эскизах. Сегодня вы сделаете карандашный рисунок, а цветом закончим на следующий урок. Напоминаю у вас должно быть два плана передний, где главные герои вашей композиции и задний - дальний, не забудьте на переднем плане предметы больше по размеру, а в дали меньше. Приступаем к работе.

Выставка готовых эскизов. Рефлексия.(1-2 мин.)

А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке:

С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, Комоедица, седьмица)

Как называли понедельник- встреча

Четверг – широкий разгуляй

Пятница – тёщины вечера

Суббота – проводы Масленицы

Воскресенье – прощёное воскресенье.

Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас если вам сегодня очень понравилось на уроке наклейте розовый цвет на лучи изображенного Солнца;

Если понравилось – жёлтый цвет;

А если понравилось не всё – зелёный цвет.

Теперь покажите мне и поверните друг к другу. Какое яркое Солнце у вас получилось, готовое встречать весну.

Итог урока ( 1 – 2 мин.)

Оценки за урок. На следующий урок не забыть краски для работы цветом. Всем спасибо. Урок окончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание художественного образа русского народного праздника Масленица.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся представлений о народных праздниках.

2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.

3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа.

Предмет: Изобразительное искусство

Возраст учащихся: 4 класс

Тема урока: Традиции русского народа. Народные праздники.

Цель урока: создание художественного образа русского народного праздника Масленица.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся представлений о народных праздниках.

2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.

3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа.

Материалы: лист А3, простой карандаш, гуашь, кисти, баночка с водой.

Этапы работы

Содержание этапа

1.Организационный момент

Создание эмоционального настроя на урок по средствам музыки

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

Использование проблемной ситуации для настроя учащихся на учебную деятельность, определение предмета и темы урока .

--Ребята, какое у вас сейчас настроение?

Дети: Веселое, праздничное….

--Почему? С чем это связано?

Дети: Из-за музыки, под которую входили

--А где обычно можно услышать такую музыку?

Дети: На народном празднике.

--Вот вы и сами сказали тему нашего сегодняшнего урока.

На экране открывается тема урока (на слайде)

Дети: Это те праздники, которые к нам пришли от наших предков и они связаны с природой, с древними традициями, верованиями и обычаями людей.

--А какие народные праздники вы знаете?

Дети: Рождество, Масленица, ярмарки и т.д.

--Действительно, ребята, праздников у русского народа очень много и обо всех поговорить на одном уроке, к сожалению, не удастся. Поэтому сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно один праздник. Один, но зато какой!

-- Он празднуется, когда на улице одно время года, сам же праздник посвящен встрече другого времени года. О каком празднике идет речь?

Дети: О масленице

3. Изучение нового учебного материала.

Изложение нового учебного материала с использованием средств наглядности (презентации);

Использование игровой ситуации для стимулирования учебной активности учащихся в ходе изучения нового учебного материала.

-- А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? История возникновения праздника Масленица уходит своими корнями в глубокую древность, когда на Руси повсеместно было распространено язычество. Это очень древний праздник, который достался нам от славянских племен, и сохранился после принятия христианства. Начало празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Масленица это проводы зимы. В наше время мы тоже празднуем этот праздник. Кто помнит, в каком месяце приходит к нам это событие.

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов. Посмотрите, какие названия имел каждый день недели и что положено было делать в этот день

На экране слайд:

(все вместе читают только названия дней недели)

--Обязательным атрибутом данного праздника являются специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду, которое и называли Масленицей. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси.

--Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю вам посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний.

--Давайте сейчас проверим, как вы внимательно рассматривали репродукции известных художников. Для этого посмотрите на доску. На ней вы видите таблички, на которых написаны характерные для праздников действия:

2.ПЕСНИ И ТАНЦЫ

3.ПЕНИЕ КАЛЯДОК

4. ПОЕДАНИЕ ВКУСНОСТЕЙ

5.КАТАНИЕ НА САНЯХ

6.КАТАНИЕ НА КАРУСЕЛЯХ

7.ПЛЕТЕНИЕ ВЕНОЧКОВ

8. СЖИГАНИЕ ЧУЧЕЛА БАБЫ

-- Выберите из них те, которые определяют традиции празднования именно Масленицы. Итак, таблички, под какими номерами нам надо убрать с доски, чтобы остались только нужные?

-- Как вы видите, в каждом слове выделена одна буква. Составьте из выделенных букв слово. Что получилось?

Дети: БЛИНЫ

-- Блины на масленицу не просто румяное и круглое лакомство. Блины в эти дни символизируют солнышко. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Формировать умение переключать внимание с изменением вида деятельности

Физкультминутка

-- Делу время, а потехе час. Ну вот, теперь пришло время и поиграть! Я вам буду песни петь, а вы показывайте движениями ту работу, о которой поется, да только, чур, не ошибаться!

Блестит коса, сверкает, К сырой земле припадает, Посвистывает, поскакивает, Добрый молодец подхватывает.

(Учитель поет ,а дети показывают движения ).

4. Творческая практическая деятельность учащихся. Закрепление учебного материала.

Постановку конкретной задачи по практической деятельности перед учащимися

Инструкция по поэтапному выполнению практической работы

Описание форм и методов достижения поставленной цели

-- Итак, мы поиграли, теперь пора и делом заняться!

-- Каждый из вас, наверняка, хоть раз в жизни, да и бывал на этом веселом празднике - масленице.

Я предлагаю вам сегодня изобразить кульминацию праздника. Это значит пик праздника, что-то самое главное. И что же это?

Дети: Сжигание Масленицы.

На экране слайд

-- Этот обряд обычно сопровождается плясками, песнями, играми и хороводами, и символизирует окончание зимы.

После того как чучело сгорает, праздник заканчивается прыганием через костер. Вот это самое вам и предстоит сегодня изобразить, но не совсем так, как мы это делаем обычно.

-- Поэтому прежде, чем приступить к работе, посмотрим на сюрприз, который я вам приготовила.

Учитель раздает учащимся основу для рисунка, выполненную в виде тарелочки (блюда)

- Ваша задача состоит в том, чтобы эта тарелочка, которая сейчас совершенно белая и не интересная, превратилась в волшебный экран, на котором мы с вами увидим картины празднования Масленицы.

Выполнение учащимися практической работы под веселые русские народные песни.

5. Закрепление учебного материала. Подведение итогов.

Учащие оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы.

Вернисаж работ учащихся

-- Вот и подошел наш урок к концу. Удалось ли выполнить задуманное? Чей результат труда вам понравился больше?

--Что нового и интересного вы узнали?

--А зачем мы с вами изучаем традиции нашего народа. Зачем мы празднуем праздники, которые придумали наши предки?

-- И действительно, без праздников нам бы жилось скучно и неинтересно. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляем мы его, может быть, и чуточку по-другому, но остается самое главное – радость, чувство общности с людьми и память о наших корнях.

5. Задание на дом

Постановка цели самостоятельной работы для учащихся в ходе выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

2. В течение года собирать информацию о народных праздниках, участвовать в них и подготовить фотогалерею или галерею рисунков по их празднованию.

Список использованной литературы:

Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002г.

Каждый народ –художник: Учеб.для 4кл.нач.шк. /Л.А.Неменская; Под ред. Б.Неменского. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2003г.

Читайте также: