Конспект притча о блудном сыне

Обновлено: 08.07.2024

Задача: познакомить учащихся с притчей, помочь уяснить её духовно – нравственный смысл, и формирование УУД в условиях решения учебных задач.

1. Образовательная :

- Формировать навыки правильного, грамотного, сознательного, выразительного чтения.

- Формировать связную речь.

- Обогащать словарный запас детей.

- продолжать работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение.

-воспитывать уважительное отношение к родителям, бережное отношение к слову, чувство долга, ответственность, понимание.

3. Метапредметная : развивать логическое, аналитическое мышление, совершенствовать речь и творческую деятельность, эмоциональную восприимчивость.

Ход урока

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

И мы не будем тратить время зря,

А приступим все сейчас к работе.

2. Введение в тему урока

Учитель: Вспомните, как называется раздел книги, который мы изучаем? Учащиеся: Библейские сказания

Учитель:Чему нас учат Библейские сказания?

Учащиеся: Доброте, заботе о близких

Учитель: (Слайд)Давайте прочитаем высказывания, записанные на доске (Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)Прощение приносит в жизнь надежду. (Ханс – Йоахим Хаан)

О чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня на уроке?

Учащиеся: Опрощении и о любви к родителям.

Учитель: Верно. Какая Библейская заповедь напоминает нам о любви к родителям?

Учащиеся: Почитай отца и мать своих (слайд)

Учитель : Прочитайте, как это звучит в Библии.

Учитель : Действительно, Иисус всегда учил людей только хорошему, и делал он это с помощью притч. А что такое притча?

Работа по группам

3 группа :попробуйте сами ответить на этот вопрос.

Учащиеся 3 группы: Притча –это литературное произведение

Учащиеся 1 группы: Притча – это короткий житейский рассказ, содержащий иносказания и поучение.

Учащиеся 2 группы: В любой притче есть скрытая загадка, которую нужно разгадать. (слайд)

Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч.

3. Словарная работа

Учитель: В притче нам встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Объясните их значение. (слайд)

Как вы понимаете слово “блудный”?

Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Кто не знает, зачем и куда идёт.

Учитель Давайте прочитаем выдержки из словаря Даля (слайд)

БЛУДНЫЙ - уклоняющийся от прямого пути, в прямом и переносном смысле.

3. (переносный смысл) заблудший на пути жизни, праздный, тунеядный человек

Учитель: Давайте подберем однокоренные слова. А что такое блуждать?

Вот как. то слово толкует словарь В. И. Даля.

Блуждать 1. бродить или ездить, сбившись с дороги и не опознаваясь в местности, сбиться с пути, плутать, путать.

2. (переносный смысл) Отпадать от истинной веры.

Учащиеся: Отпадающий от истинной веры, заблудший на пути жизни, праздный, тунеядный человек.

Перенести много трудностей, лишений в своей жизни.

4. Чтение текста по смысловым частям.

Учитель: Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу попросить вас послушать историческую справку о некоторые сведениях из семейного уклада израильтян. (Заслушивание исторической справки. Слайд)

Учитель: О каком законе израильтян вы узнали? С кем здесь сравнивается отец?

Ученики: О законе, который запрещал делить имущество, пока жив отец, о том, что сыновья не должны были покидать живого отца. Отец приравнивается к Богу.

Учитель: Начинаем читать текст. (Чтение 1 смысловой части)

Учитель: Как вы думаете, что произойдет с сыном в притче дальше?

(выслушать предположения детей)

Учитель: Продолжаем читать. (2 смысловая часть)

Учитель: Помогут ему друзья (выслушать предположения детей)

Учитель: Читаем дальше. (3 смысловая часть)

Учитель: Вернется в этот момент сын (выслушать предположения детей)

Учитель: Продолжаем чтение (4 смысловая часть)

5. Физкультминутка (Слайд)

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

6. Работа по тексту.

Учитель: - Я предлагаю вам выбрать, какая из этих пословиц подходит к притче? (Слайд)

- Была вина, да прощена.

-Враньё не ведёт в добро.

-Добро потеряешь-опять наживёшь,

Друга потеряешь-уже не вернёшь.

Учитель: -Почему вы выбрали именно эту пословицу?

Учащиеся: Притча о прощении.

Учитель: Назовите главных героев этого произведения.

Учащиеся: Отец, младший сын, старший сын.

Учитель: - Дальнейшую работу я предлагаю вам выполнить в группах. Каждая группа получит свое задание, результаты которого нужно внести в рабочую карту.

Задание для группы 1

Найдите в притче отрывок, как младший сын обидел отца. Что это значило по древним законам израильтян? (Уход из дома и раздел имущества являлся грехом)

Задание для группы 2

Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка, где младший сын вернулся к отцу. Какая главная мысль этого отрывка? (То, что отец простил сына)

Задания для группы 3

Подчеркните действия старшего сына, в которых выразилось его отношение к возвращению младшего брата. Изменились ли действия (Сначала старший сын был обижен на отца, а потом простил младшего)

Работа в группах проверяется, обсуждается, при необходимости корректируется.

Заслушать ответы детей.

Если дети не задали следующие вопросы, то их задает учитель

-Почему сын ушел из дома отца?

(Не сиделось дома, хотелось дальние страны посмотреть)

- Какую заповедь нарушил младший сын?

(Почитай отца и мать своих)

_ Счастлив ли был младший сын, когда ушел из дома?

(Сначала – да, пока у него были деньги, а потом, когда денег не стало – нет)

- Являлись ли люди, которых он кормил и поил, его друзьями? Почему? Докажите словами из текста.

- Почему младший сын не смог найти себе работу?

(Он ничего не умел делать)

- Почему он решил вернуться к отцу? Найдите его рассуждение в тексте.

(У него ничего не осталось, он был голоден, подъедал отруби за свиньями)

Простил ли старший брат младшего? Докажите текстом.

(Простил. Сказал, видно, не сладко тебе жилось)

Учитель: почему же блудный сын решил вернуться к отцу, только ли голод стал причиной возвращения? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните историческую справку, которую мы заслушали перед чтением текста.

(Сын осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы наемником в числе других. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.)

Учитель: Продолжим работу по группам. Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя, опираясь на опорные слова на слайде. (Дать список слов на слайде вперемешку) (После составления – проверка вслух, сверка со слайдом) (Слайд)

Отец Младший сын Старший сын

Милосердный Ветреный Обиженный

Мудрый Распутный Жестокосердный

Любящий Раскаявшийся Завистливый

Сострадающий Признавший вину

Экскурсия в картинную галерею

Учитель: - Сцена возвращения блудного сына всегда привлекала живописцев. Предлагаю вам рассмотреть нашу импровизированную художественную выставку, которая посвящена самому главному моменту притчи.

Учитель: - Посмотрите внимательно на иллюстрации с изображением сцены возвращения блудного сына. Как вы думаете, почему в разные эпохи художники так часто обращались к этой притче?

Учащиеся: Прощение и любовь к родителям – самое основное в жизни человека

Учитель: В начале урока мы должны были узнать, какая загадка скрыта в данной притче. Вспомните, с кем сравнивался отец, когда мы слушали о законах израильтян? (С Богом) Вспомните, с какими определениями слова блудный мы познакомились? (блудный – отошедший от истиной веры) Так в чем, по -вашему, состоит скрытый смысл этой притчи? (Блудный сын – это грешник, отошедший от веры, а отец- Бог, который прощает всякого раскаявшегося)

(Если дети затрудняются с выводом прочитать с ними задание 5 на с. 89)

Учитель: - Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Что значит простить человека?

(Простить человека - перестать винить его и гневаться на него.)

Учитель: - А вы когда-нибудь прощали кого-то? Приведите примеры

Учитель: - Нужно ли прощать? (Да)

Учитель: - Сколько раз? (Всегда)

Учитель: - А почему нельзя не прощать? (У нас нет права осуждать)

Д/з 1. Прочитать и пересказать текст.

2. Подобрать из дополнительных источников притчи о любви к родителям.

3. нарисовать иллюстрацию к притче.

БЛУДНЫЙ - ___

Найдите в притче отрывок, как младший сын обидел отца. Что это значило по древним законам израильтян?

Составьте три вопроса по притче

Как вы думаете___?

Отец Младший сын Старший сын

БЛУДНЫЙ - ___

Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка, где младший сын вернулся к отцу. Какая главная мысль этого отрывка?

Составьте три вопроса по притче

Как вы думаете___?

Отец Младший сын Старший сын

БЛУДНЫЙ - ___

2

Подчеркните действия старшего сына, в которых выразилось его отношение к возвращению младшего брата. Изменились ли действия?

Составьте три вопроса по притче

Как вы думаете___?

Отец Младший сын Старший сын

Прикреплённые файлы:


Вторая неделя (седмица) перед Великим постом — о блудном сыне. Церковь призывает нас к покаянию, напоминая: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии Евангельской притчи о блудном сыне (Лук. XV, 11 — 32), по имени которого называет и саму неделю.

Притча о блудном сыне

11 У некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Толкование притчи о блудном сыне

Неделя (седмица) о блудном сыне в 2019 году — 24 февраля: толкование, проповеди, иконы.

В притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его блудный сын (ст. ст. 11-32).

У некоторого человека было два сына: под образом этого человека представляется Бог; два сына — это грешники и мнимые праведники — книжники и фарисеи. Младший, по-видимому достигший уже совершеннолетия, но, конечно, еще неопытный и легкомысленный, просит выделить ему полагающуюся часть отцовского имения, согласно закону Моисееву (Втор. 21:17), третью часть, в то время, как старший брат получал две трети.

По получении имения в младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле, и он ушел в далекую страну, где расточил полученное имение, живя блудно. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение ко греху, начинает тяготиться Божественным законом, отвергает жизнь по воле Божией, предается беззаконию, и в духовном и телесном распутстве расточает все те дарования, которыми наделил его Бог.

Отец-старец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его, вместо рубища, в самую лучшую одежду и устраивает в честь его возвращения домашний пир. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех.

История праздника

Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, как то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном сыне, ныне поемый Церковью в эту неделю.

Толкования и изречения святых отцов:

  • Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа (прп. Ефрем Сирин).
  • Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние (прп. Нил Синайский).
  • Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола.
  • Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.
  • Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души (свт. Иоанн Златоуст).
  • В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя (свт. Феофан Затворник).

Особенности богослужения недели (седмицы) о блудном сыне

3) Чтение на литургии: Апостол — Коринф., зач. 135, Евангелие — от Луки, зач. 79.

Проповедь Патриарха Кирилла в неделю (седмицу) о блудном сыне

Проповеди в Неделю (седмицу) о блудном сыне

Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. Старший сын

Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. О блудном сыне

Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. Неделя о блудном сыне

Протопресвитер Александр Шмеман про притчу о блудном сыне. Возвращение в отчий дом

Священник Филипп Парфенов про притчу о блудном сыне. Блудный сын: потерянный и найденный

Протодиакон Андрей Кураев. Притча о блудном сыне

Стихи про притчу о блудном сыне

О блудном сыне

Отец и брат – моя семья.
Наш дом и свят, и изобилен.
Болезней, слез не знаю я
И внешний враг для нас бессилен,
Но что-то чуждое во мне:
Желанье жить в чужой стране.

Забыв, что лишь осиротев,
Могу наследовать именье,
Просил Отца, свой стыд презрев,
Взял часть и без благословенья
Тотчас ушел. И путь мне лег
Крестом из четырех дорог.

За дерзость праотец Адам
С проклятьем изгнан был из рая.
Меня никто не гнал. Я сам,
Своей гордыне потакая,
Покинул дом. Прощай, Отец.
И брат. Для них я стал мертвец.

Мне Бог – языческий Ваал,
Вино, распутницы, пороки…
Изведал все, чего желал,
Забыв про времена и сроки.
Но голод пал на землю ту
И я изведал нищету.

Итак, я — Божий блудный сын,
В безверии, в пирах и сварах,
Наследство расточив, один
Пасу свиней. В грехах и карах
Живу. Рожки моя еда
И их не досыта всегда.

Все враз покинули меня.
В голодный год чужак не нужен.
У одинокого огня
Готовлю свой печальный ужин.
Приходит ночь. И вместе с ней
Укоры совести моей.

Что делать? Кто мне даст совет?
В шатре истлевшем нет забвенья,
Нет сна. Не близится рассвет
И нет надежды на спасенье.
И слышит мой голодный кров
Лишь визг свиней да вой волков.

Отцу склонюсь, но старший брат!
Как вытерпеть его презренье,
Укоры слуг, если назад
Приду? Да хватит мне смиренья
В преддверьи нового пути
Решимости в себе найти

Теченье жизни повернуть,
Пройти от стока до истока,
Миров таинственную суть
Вновь ощутить в мгновенье ока,
Пасть на колени у крыльца,
В слезах ждать милости отца.

Приходит утро, должен я
Сегодня главный выбор сделать:
Вернуться ль в Отчие края
Или на смерть души и тела
Остаться? Боже, вразуми!
Иду. Помилуй и прими.

Пыль, встречный ветер, дом далек
И ноги тяжестью налиты,
Овраги, ямы поперек,
Дороги тайные отрыты,
Подъем и каменист и крут,
И грешники назад зовут.

Пространен был мне прежний путь.
В погибель шел богатый, гордый…
Хватило силы повернуть.
Мне смотрят вслед свиные морды…
Я с трепетом иду домой
Несчастный, нищий, но живой.

Что в оправданье мне сказать!
Отцу и небу я виновен.
Купив разврат за благодать,
Быть сыном больше не достоин.
Скажу Отцу, свой грех кляня:
В рабы возьми. Прости меня.

Мне знойный день туманит взор,
Мне ночью встречные хохочут
В лицо. Изгнанье и позор
Со злою радостью пророчат.
Но вот родимые места.
Здесь должно мне сойти с креста.

Я вижу дом наш. Он богат,
И свят, и благость источает.
Не вышел мне навстречу брат.
Но, Боже, кто меня встречает!
Пришел скитаниям конец:
Он сам спешит ко мне. Отец.

…Пир в доме. Я Отцом прощен,
На пальце перстень — символ власти,
Обут, одет и умащен,
Телец заколот. Фрукты, сласти,
Друзья, довольство и уют,
Все веселятся и поют.

Приходит с поля старший брат.
И, видя радостные лики,
Спросил слугу, чему он рад,
Узнал ответ, и гнев великий
Его объял. Нейдет сюда
И просит Отчего суда:

Отец и брат моя семья.
Я в доме. Возвратились силы.
Свое призванье знаю я:
Служить Отцу и до могилы
Молить, покуда не умру,
О падших грешниках в миру.

Искусство на основе притчи о блудном сыне

Притча о блудном сыне является одной из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Сюжет ее обычно включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.

Нажмите на изображение для просмотра галереи

Притча о блудном сыне. Картина Ге́ррит ван Хо́нтхорст. Блудный сын. 1622

Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622

Притча о блудном сыне. Картина Изгнание блудного сына. Бартоломей Мурильо. 1660

Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660

Притча о блудном сыне. Картина Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660

Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660

Притча о блудном сыне. Картина Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872

Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие: - расширить и углубить понятие о жанре притчи - познакомить учащихся с библейской притчей - познакомить учащихся с жизненными принципами (по Библии) - формировать умение анализировать притчу, выделять ее основные мысли

Развивающие: - вести работу по развитию речи учащихся: умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях (например, при переносе принципов жизни по Библии на современность) - развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по Библии

Оборудование и наглядности: тексты притчи, иллюстрации по теме урока, эпиграфы, рабочие карты, шкатулка с заданиями

I Организационный момент

1.Психологический настрой: телесная терапия для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Поприветствуем друг друга каким-нибудь необычным способом, например, взяв за руку, либо обняв.

2.Начальная рефлексия: - Каким вы хотите, чтобы стал наш урок? - От кого это будет зависеть? - Что для этого нужно сделать?

Что такое Библия?

Сколько частей в Библии?

Как называется каждая часть?

Когда была создана каждая из частей?

Сколько заповедей существует для верующих?

Назовите божьи заповеди.

Открыть заповеди на доске

Я господь Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Не делай себе кумира.

Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его.

Почитай отца твоего и мать.

Не прелюбодействуй.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего, ни жены, ни вола, …ничего, что у ближнего твоего.

II Изучение нового материала

- Хотелось ли вам, громко хлопнув дверью, выйти из дома, оставив за спиной скучные нотации родителей, их ненужные, пустые нравоучения?

- Хотелось ли вам вырваться туда, где ждет вас абсолютная свобода, и нет никаких обязательств?

- Случалось ли вам запутаться в себе, в собственных мыслях и совершить ошибки?

- Хотелось ли вам, оказавшись в тяжелых жизненных ситуациях, раскаяться и получить помощь от тех, кто еще недавно возмущал вас своими правилами и наставлениями?

- На доске написаны эпиграфы к нашему уроку

Прощение приносит в жизнь надежду.

Ханс- Йоахим Хаан.

Чем легче мы прощаем,

Тем легче мы живем.

Дж. Кеннеди Шульц.

- Прочитайте их, подумайте и скажите, о каком, по-вашему, важном понятии мы будем говорить сегодня? (О прощении)

2.Знакомство с рабочей картой

- Приступим к работе. А результаты ее будем фиксировать в специальной рабочей карте. (Рассмотреть карту, ее разделы, определить содержание разделов.)

Работа с текстом

Работа с иллюстрациями

Вывод: чему учит притча?

В рабочие карты записываются дата, тема урока.

- Подчеркните в теме ключевые слова. (Притча, блудный, уроки)

Притча-жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо философскую, социальную или этическую (нравственную) проблему на простых жизненных примерах.

- Это рассказ с выводом и моралью. В притче мораль четко не обозначена, не выделена, ее нужно осмыслить, расшифровать, додумать.

Запись в рабочую карту:

Блудный - старинное слово, означающее заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение.

возвращения, которое совершается прежде всего внутренне, а потом и внешне, как итог нравственного пути.

4.Чтение притчи учителем

- Итак, перед нами история одной семьи. Какая из заповедей имеет отношение к семье, к родителям? (Почитай отца твоего и мать)

Историческая справка

- Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу познакомить вас с некоторыми сведениями о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они женились или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей считалось великим проклятием непослушания, такой человек считался умершим для всей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось поводом для смертельной обиды. Младший сын нарушил эту традицию.

6.Работа в группах

- Дальнейшую работу я предлагаю вам выполнить в группах. Каждая группа получит свое задание, результаты которого нужно внести в рабочую карту. Работа в группах проверяется, обсуждается, при необходимости корректируется.

Задание для группы 1

Еще раз внимательно прочтите притчу и назовите действия младшего сына, в которых выразилось его оскорбление отцу.

Задание для группы 2

Еще раз внимательно прочтите притчу и назовите действия отца, в которых выразилось его прощение сыну.

Задания для группы 3

Еще раз внимательно прочтите притчу и назовите действия старшего сына, в которых выразилось его отношение к возвращению младшего брата.

7.Беседа по содержанию притчи

Вопросы для группы 1

- Почему младший сын решил уйти из семьи со своей долей наследства? - К чему же привела его жизнь на чужбине, в которой не осталось места заповедям отца?

Вопросы для группы 2

- Как отец встретил блудного сына? - Почему отец принял его с радостью?

Вопросы для группы 3

- Как, по -вашему, старший сын простил блудного брата? - А простит ли потом?

Вывод: почему же блудный сын решил вернуться к отцу, только ли голод стал причиной возвращения?

Сын осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы наемником в числе других. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.

Вывод: почему же отец встретил блудного сына с радостью?

8.Экскурсия в картинную галерею

- Сцена возвращения блудного сына всегда привлекала живописцев. Предлагаю вам подойти к нашей импровизированной художественной выставке и внимательно рассмотреть следующие иллюстрации, которые посвящены самому главному моменту притчи.

- Скажите, одинаково ли изображена сцена возвращения блудного сына на данных иллюстрациях? Распределите их на 3 экспозиции, указывая номера в рабочих картах. Работа в группах проверяется, обсуждается, при необходимости корректируется.

1 экспозиция - иллюстрации с классическим изображением сцены возвращения блудного сына

2 экспозиция - иллюстрации с изображением сцены возвращения блудного сына современности

3 экспозиция - иллюстрации с нетрадиционным изображением (символизм) сцены возвращения блудного сына

- Посмотрите внимательно на иллюстрации с классическим изображением сцены возвращения блудного сына. Какая из них, на ваш взгляд, более точно передает смысл притчи? Почему? (Более точно передает смысл притчи иллюстрация, на которой отец встречает блудного сына с радостью. На других экспозициях иллюстрации изображают отца сосредоточенным и печальным, а в притче отец радостный.)

- Почему эта деталь так важна? (В этой детали истинный смысл притчи: прощающий испытывает радость, и прощенный тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения.)

- Посмотрите на иллюстрации с изображением сцены возвращения блудного сына современного характера. Как вы объясните, почему древняя Евангельская притча осмысливается и сегодня? (Тема любви и прощения вечная)

9.Инсценирование. Этюды к притче.

1 группа: младший сын требует наследство

2 группа: отец встречает блудного сына

3 группа: старший сын узнает о возвращении блудного брата

III Итоги урока

- Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Что значит простить человека?

(Простить человека - перестать винить его и гневаться на него.)

- Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию, Давайте вернемся к нашим эпиграфам.

- Нужно ли прощать? (Да)

- Сколько раз? (Всегда)

- Что приносит прощение? (Радость, уверенность, свободу в общении)

- Есть ли обиды, за которые можно не простить человека? (Нет)

- А почему нельзя не прощать? (У нас нет права осуждать)

IV Рефлексия

- Чему учат притчи?

- Что вы поняли на сегодняшнем уроке?

(1.Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

2.Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

3.Родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их, ведь это самые дорогие для нас люди.)

- Можно ли сказать, что вы хоть немного изменились в лучшую сторону?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Пусть этот урок останется в вашей памяти и поможет идти по правильному пути.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Панорамный урок интересен и познавателен ученикам в плане знакомства с библейской литературой. Многоплановый, с хорошими воспитательными моментами, связан с искусством, историей- и поэтому занимателен. Ученики активны в оценке поступков двух сыновей и отца. Задача учителя- привить основы милосердия и прощения. Любовь к ближнему своему-основа гармоничной личности.

Средняя школа имени Гани Муратбаева

Панорамный урок
по литературе в 6 В классе :

Легенды и притчи Нового Завета.


Притча о блудном сыне.

Нравственные идеалы и уроки евангельской притчи.

Выполнила : учитель русского языка и литературы Пронина А.А.

Цели урока:
Обучающие:

Расширить и углубить понятие о жанре притчи.

Познакомить учащихся с библейской притчей.

Отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи.

Вести работу по развитию речи учащихся : умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях ( например, при переносе принципов жизни по Библии на современность).

Воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бедным, бережное и уважительное отношение к родителям.

Подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Тип урока:

Тип урока в педагогической практике:

Урок первичного усвоения материала.

Оборудование и наглядность:

Репродукции картин художников;

Шкатулка с заданиями;

Карточки с тестами.

Метод и прием обучения на уроке:

1. Объяснительно – демонстрационный метод обучения

2. Частично-поисковый метод

3. Методы контроля (карточки-тесты)

4. Обучение в сотрудничестве ( работа в парах и группах)

6.Чтение со стопами

Форма организации учебной деятельности:

- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ( шкатулка с заданиями, в блиц - опросе)

- ПАРНАЯ( в задании)

- ГРУППОВАЯ ( карточки - тесты, в инсценировке)

Межпредметные связи:

Искусство (живопись, кино, театр).

1.Организационный момент:

-психологический настрой(телесная терапия)

2.Проверка домашнего задания:

-шкатулка с индивидуальными заданиями;

-мозговая атака(работа в группе по карточкам-тестам);

3.Изучение нового материала:

-работа с эпиграфом;

-прочтение притчи со стопами;

-беседа по прочитанному;

-дискуссия (работа в парах);

-запись в тетрадь.

4.Экскурсия в картинную галерею.

-знакомство с картинами художников;

-сравнительный анализ картин.

5.Инсценирование притчи:

6.Обобщение урока , основные выводы, рефлексия.

7. Комментированное выставление оценок.

8.Домашнее задание.

Прощение приносит в жизнь надежду.

(Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём.

(Дж. Кеннеди Шульц).

Организационный момент:

-1. Психологический настрой:

телесная терапия- приветствуем друг друга каким-нибудь необычным способом, но обязательно взяв за руку, либо обняв.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, настрой на урок.

2. Начальная рефлексия:

беседа(индивидуальный опрос)

-Чего вы ждете от этого урока?

-Каким вы хотите , чтоб стал наш урок?

-От кого это будет зависеть?

-Что для этого нужно сделать?(ответы учащихся)

Слово учителя:

-Я тоже надеюсь, что сегодняшний урок станет и интересным, и познавательным, и очень ценным для вас. И тему сегодня мы обсудим очень интересную.

Но мы с вами знаем одно очень хорошее правило: прежде, чем к новому переходить, ( продолжают

дети) нужно… старое повторить.

Проверка домашнего задания:

- А пока напомните мне, пожалуйста, какой раздел литературы мы начали с вами изучать? (Библейская мифология)

(всего 5 вопросов)

Шкатулка с вопросами:

(ответы учащихся:1-странствующие богомольцы;2-правило, по которым должны жить люди;3-договор между Богом и людьми;4-спаситель мира;5-благая весть.)

Пока учащиеся выполняют данную работу, раздаются карточки-тесты группам…

Работа в группах по карточкам-тестам

А) книги б) бог в) завет

2. Что такое Библия?

А) книга, состоящая из писаний Ветхого и Нового Завета

Б) собрание древних священных текстов представителями христианства

В) собрание древних священных текстов представителями двух религий- иудаизма и христианства.

3 . Сколько частей в Библии?

4 . Когда была написана Библия и как она называлась?

А) до принятия христианства- Ветхий Завет

Б) после принятия христианства- Новый Завет

В) во время слияния христианства и язычества- Новый Завет

А) правила поведения для людей, определенные Богом

Б) сказание Бога о себе

В) договор, заключенный Богом с людьми

6. За сколько дней Бог сотворил мир?

7. На какой день Бог сотворил человека?

А) на 6 б) на 7 в) на 1

8. Какой смысл заключен в имени Ева?

А) Ева-грехопадение, женщина, ослушавшаяся Бога

Б) Ева- жизнь, женщина, которая должна стать матерью всех живущих на земле

( тут же осуществляется взаимопроверка)

1.Кто создал мир? (Бог).

2.Что еще создал Бог? (Землю, небо, день и ночь).

3.Сколько дней Бог создавал мир? (шесть).

4.Какой день стал выходным? (седьмой).

5. Как звали первых людей, которых сотворил Бог? (Адам и Ева).

7.Что делали люди чтобы выжить? (Много трудились).

8.За что наказывал Бог людей? (Люди стали совершать дурные поступки и преступления).

9.Как наказал Бог людей? (Он устроил потоп).

10. За какие качества пожалел Бог Ноя и помог построить ему ковчег? (Ной был богобоязненным и добрым человеком).

11.Кто спасся во время потопа?(Ной и его семья)

12.Сколько дней длился потоп?(40 дней и 40 ночей)

13.Сколько зверей взял Ной в свой ковчег?(каждой твари по паре)

15.На какие две части разделена Библия? (Ветхий и Новый Завет)

Изучение нового материала:

Слово учителя:

На доске написаны эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня? (О прощении.)

Верно. Вспомните эпизод из вашей жизни, когда вы обидели близких вам людей или друга, а друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?(Заслушиваются ответы)

2. Словарная работа.

- Думаю, теперь самое время обратиться к новой теме. Запишите ее в рабочие тетради.

Третье февраля.
Классная работа.

Слово учителя:

Подчеркните в теме любые три слова, которые вы считаете в ней самыми важными ( например, -притча, нравственные , уроки)

Значение каких слов вам в теме урока не очень понятно?

Притча- жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо философскую, социальную или этическую (нравственную) проблему на простых жизненных примерах.

Прочитайте определение в статье учебника на стр.201

Притча- это рассказ с выводом и моралью.

Не напоминает ли вам это определение морали? В чем тогда отличие?

(В притче мораль четко не обозначена, не выведена, ее нужно осмыслить, расшифровать, додумать)

Запись в тетрадь:

Прочтение притчи со стопами
(данное прочтение развивает логическое и критическое мышление учащихся, они пытаются предугадать , что же происходит дальше, не зная еще истинного текста притчи)

Беседа по прочитанному:

Историческая справка.

Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.

Младший сын нарушил эту традицию.

Прежде, чем мы начнем обсуждать, я предлагаю вам поработать в паре и в группе.

Задание для первого варианта в паре:

Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия младшего сына, в которых выразилось его оскорбление отцу

Задание для второго варианта в паре:

Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых выразилось его прощение сыну.

Запишите ответ в тетради, обменяйтесь мнениями в группе и будьте готовы сообщить их всему классу.

Продолжаем беседовать:

- К чему же привела блудного сына жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.

- Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.

- Как встретил его отец?

Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.

- Какой момент в притче является кульминационным?

Сцена возвращения сына.

- Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Я предлагаю вам сейчас подойти к нашей импровизированной художественной выставке и внимательно рассмотреть картины живописцев разных веков, от 17-го до 20-го века.

Посмотрим на картину Рембрандта "Возвращение блудного сына”.

- Как художник изобразил этот момент?

- В притче отец бросился сыну на шею, а на картине сын стоит на коленях перед отцом.

- Краски, используемые Рембрандтом, на мой взгляд, темноваты. Они не столько передают радость, сколько подчёркивают торжественность происходящего.

- Лицо отца сосредоточено и, как мне кажется, печально, а в притче отец радостный.

-Скажите, а почему художник именно так увидел эту встречу?

Может быть, потому, что акт прощения очень важен в жизни человека.

- Передал ли художник истинный смысл притчи.?

Истинный смысл в том, что прощающий испытывает радость и прощённый тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения.

Теперь обратите внимание на краски и сцену встречи отца и сына в картине Бартоломео Мурильо.
О чем они говорят?
Какие впечатления и чувствами вызывают у вас?

Инсценирование притчи.

-А сейчас мы оживим некоторые из эпизодов притчи. Это поможет нам глубже понять её смысл и саму идею прощения. Поскольку вы у меня , ребята театральные, то, думаю, вам нетрудно будет сыграть некоторые роли из этой притчи. Вы будете актерами, я - вашим режиссером. Согласны?

На создание своего образа вам дается не очень много времени.

Распределение ролей. Инсценирование – монологи.

Обобщение урока, основные выводы , рефлексия.

-Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. Давайте-ка вернёмся к нашим эпиграфам.

-Нужно ли прощать? ( Да).

-Сколько раз? (Всегда.)

- Что приносит прощение? (Радость, свободу в общении…)

- Есть ли обиды, за которые можно не простить человека? (нет)

-Вот в притче сын нанёс отцу смертельную обиду, а тот простил. Правильно ли он поступил?

Правильно, прощать надо любую обиду, если человек все осознал и искренне раскаивается.

Чему учат притчи?

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми.

- Что поняли вы на сегодняшнем уроке?

Какова же основная мысль притчи?

-Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

- Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

- Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди. Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.

- Можно ли сказать, что вы хоть немного изменились в лучшую сторону?

-Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Какие моменты на уроке на вас произвели впечатление и надолго останутся в памяти?

Оценивание. Мои ожидания тоже оправдались, вы хорошо поработали и заслужили хорошие оценки. Всем спасибо за плодотворную работу.

Домашнее здание.

Задание по группам.

Читайте также: