Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных 3 класс 21 век конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Кожевникова Л.Ю.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цели: формировать умения распознавать существительные женского рода с шипящим звуком на конце слова, уточнение знаний о функциях мягкого знака;

создать условия для повторения и закрепления знаний, умений, навыков по пройденному материалу.

Задачи: развивать у учащихся умение обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную деятельность;

способствовать формированию коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность.

- Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, развивать саморегуляцию ,пошаговый самоконтроль.

- Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Дополнительные:

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

1.Организационный момент.

-Все приготовились к уроку? Тогда настройтесь на работу. Постарайтесь быть внимательными, активными, старательными. Желаю всем хороших отметок.

2.Диагностика знаний учащихся. Актуализация знаний.

-Проверим ваши знания, ответим на вопросы теста. На веере покажите номер правильного ответа. (В тетрадях фиксируют букву, стоящую напротив верного ответа).

-Каждому варианту ответа соответствует буква. Если вы правильно отвечаете на вопросы теста, у вас получится слово.

- Что называет имя существительное?

1)действие предмета; с

2)предмет; м

3)признак предмета. н

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

1)что делать? что сделать? у

2)какой? какая? какое? какие? ы

3) кто? что? о

- Имена существительные бывают:

1)ж.р. и м.р .; ж

2)ж.р., м.р., ср.р; л

3)не имеют рода. б

- В единственном числе имя существительное называет:

1)два и более предметов ; м

2)один предмет о

- Буквы ж, ч ,ш, щ обозначают:

1)шипящие согласные; д

2)свистящие согласные; а

3)гудящие согласные . т

- Какими буквами обозначается на письме мягкость согласных звуков:

1)е, ё, ю, я, и; н

3)е, ё, ю, я, и, ь . ц

-В каких словах мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков:

1)зверь, пальто, гвоздь; ы

2)мышь, рожь, дочь, вещь . а

-Прочитайте слово, которое получилось в процессе ответа на вопросы теста. ( Молодцы!)

3.Постановка цели и задачи урока.

-Вернемся к последнему вопросу теста. Почему вы не выбрали вариант номер два? (Буквы ж, ш обозначают всегда твердые согласные.).

-Выясним, почему же в этих словах пишется ь? (Проблемная ситуация).

Операционно-исполнительный этап.

-Прочитайте слова. Что объединяет слова первой и второй строки?

-Прочитайте слова первой строки, определите род.

-Прочитайте слова второй строки, определите род.

Мяч ключ лещ уж карандаш

Дочь ночь вещь рожь мышь

-Чем отличается написание слов второй строки от написания слов первой строки?

-Кто может сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих у имен существительных? (Дети формулируют правило)

3. Выравнивание знаний. Первичное закрепление.

-Откроем учебник на стр.170 и проверим, правильно ли мы сформулировали вывод о написании мягкого знака у имен существительных на конце после шипящих. (Читают правило)

-Показателем чего является ь знак в словах мышь, рожь, дочь, вещь?

-Выполним упр. 1 на стр.170 учебника

-В словах какого столбика вы написали на конце ь знак? Почему?

2.Физкультминутка.

3.Самостоятельная работа.

-Проверим, как вы усвоили правописание ь знака на конце после шипящих у имен существительных. Дети работают по группам (уровням).

Самостоятельно выполняют упражнение 2 стр.170 в учебнике (один ученик за доской).

Самостоятельно работают, выполняя упражнение 3 на стр.171. Записывают слова парами: сначала во мн.ч., потом в ед.ч.

( Один ребенок у доски).

-Проверим работу 2 группы.

-На какие 2 группы разделили все слова?(существительные м.р.,ед.ч. и существительные ж.р. ед.ч.)

-У существительных какого рода и числа на конце слова вы написали ь знак?

(Работу 1 группы проверяют ребята 3 группы. Ребята 3 группы сверяют написание с доской)

-Прочитаем правило, как определить правильность написания слов с шипящим звуком на конце слова (стр.170)

-Запишем это правило в виде алгоритма действий (Выкладывают на доске и сверяют с вариантом учителя).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применяют орфографические правила; находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые едини­цы, как звук, буква, часть слова, часть речи; контролируют свои действия, проверяют написанное.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: формулируют познавательную цель; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают вы­воды.

Регулятивные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; проговаривают последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: строят понятное для слушателя высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы.

Личностные результаты

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения

Дополнительные: иллюстративный материал; карточки с заданием; мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.


Задачи:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

а) познавательные УУД:

- развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки у учащихся.

В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имён существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями ь может также указывать на форму – это имя существительное женского рода.

Ход урока

1. Оргмомент. Психологический настрой, создание благоприятной рабочей обстановки.

Начинать пора урок.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

2. Актуализация опорных знаний.

- Как думаете, стоит ли вам заниматься русским языком, ведь вы уже умеете читать, писать? Зачем нам русский язык, может быть, найдём дела поинтереснее? (Дети говорят о значении знаний в их жизни).

- Я согласна с вами

Век живи, век учись.

Ученье – путь к уменью.

- Так говорят русские пословицы, знание которых вы сейчас мне объясняли своими словами.

Запись в тетрадях второй пословицы. (Минутка чистописания).

- Посмотрите на все слова пословицы. Что общего в их написании? (ь знак)

- Какую работу выполняет ь?

1) ь – показатель мягкости согласного

2) ь – разделительный

- Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одной работе ь знака. А что это за работа, вы мне сами скажите, но чуть позже.

3. Создание проблемной ситуации.

На интерактивной доске напечатаны слова:

Компьютер, тетрадь, дочь, учитель, воробьи, соловьи, корабль, мышь, пальто, мультфильм.

- Распределите слова в два столбика: 1 – ь показатель мягкости, 2 – ь разделительный.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Давайте проверим вашу работу. (Проблема: дочь, мышь – в какой столбик?)

- Какую роль выполняет ь в слове дочь? (Дети могут сказать – показатель мягкости. ) Зачем, если [ч] и так всегда мягкий?

- Зачем нужен ь в слове мышь, ведь [ж] не бывает мягким?

- Тогда куда же нужно было записать эти слова? (Никуда. )

4. Постановка учебной задачи.

- Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая - то роль?

- Так какова же наша учебная задача на урок? (Узнать, какую ещё роль играет ь в словах. ) (Учебную задачу на доску. )

5. Ознакомление с употреблением ь после шипящих на конце имён существительных.

1) Работа в парах. Задание на карточках.

Прочитай слова: мяч, ключ, ночь, уж, вещь, молодёжь, лещ, карандаш.

Определите часть речи.

Какой звук слышится на конце слова?

На какие группы можно разделить слова?

Запиши в столбики по группам.

Понаблюдай, в каких словах ь пишется, а в каких не пишется.

2) К какому же выводу вы пришли в результате своего исследования?

6. Постановка темы урока.

- Кто догадался, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка

Учитель :Рябинина О.В.

Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

образовательные: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;

развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;

воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

– осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

– становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);

– овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

– понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

– планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;

– действие по намеченному плану;

– выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;

– оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные универсальные учебные действия

– чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;

– нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;

– нахождение в материалах учебника, в словарях необходимую информацию, использование её для решения практических задач;

– коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;

– участие в совместной деятельности;

– постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;

– высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.

Предметные результаты

– приобретение опыта изучающего и поискового чтения;

– выявление принадлежности слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;

– определение морфологических признаков слова;

– сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Дидактические материалы: карточки с алгоритмом для каждой пары учащихся.

1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок, а это значит, что мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, где нас ждёт новое открытие. Каждый из вас может проявить смекалку, расширить свой кругозор. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В добрый путь!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Актуализация опорных знаний.

-Сейчас вы будете работать в паре.

-Перед вами находятся карточки со словами, в которых пропущены буквы. Вставьте буквы, объясните орфограммы.

ПАЛЬТО, ВОРОБЬИ,КОНЬКИ, СОЛОВЬИ,МОРКОВЬ,

МЕДВЕЖЬИ, ПОМОЩЬ.

-Проверим. (Учитель фронтально спрашивает учащихся, одновременно буквы появляются на доске).

-Кто вставил все буквы верно? -Кто исправил ошибки во время проверки?

- Чем похожи все эти слова?

Дети: У них есть мягкий знак.

-Какую работу выполняет мягкий знак в словах?

Дети: Является разделительным.

-Если мягкий знак разделительный, то где он пишется в слове?

Дети: Между согласным и гласным.

-Еще какую роль играет мягкий знак?

Дети: Смягчает согласный.

Дети: После согласного в конце слова или между согласными.

Давайте разделим слова на группы относительного того, какую работу выполняет мягкий знак. Ученики по одному выходят к доске и записывают слова.

-Все ли слова вы распределили в группы? Где возникла трудность?

-В какую группу запишем слово ПОМОЩЬ?

Значит в этом слове у мягкого знака другая роль.

3.Постановка цели урока.

Запишите слово ПОМОЩЬ отдельно в третью группу.

-А вот какая роль у Ь в слове ПОМОЩЬ, это и предстоит нам выяснить на уроке.

-Какую цель поставим на урок?

Дети: Узнать еще одну роль мягкого знака в словах.СЛАЙД 5.

Появились слова помощь плащ

-Чем похожи слова? (Существительные, в единственном числе.)

-Произнесите, какой последний звук вы слышите? ( оканчиваются на шипящий Щ).

-Чем отличаются слова? (ж.р. и м.р., в слове помощь в конце стоит мягкий знак, а в слове плащ его нет).

На доске появляются слова:

-Чем похожи все слова? (существительные, оканчиваются на

-Что общего у слов 1 столбика? (ж.род, мягкий знак на конце)

-Проанализируйте слова 2 столбика. (м.род, мягкого знака на конце не пишется).

-Что показывает нам Ь в существительных 1 столбика?

(Указывает на род имени существительного) Слайд

-Вы уже знаете, что буква Ь выполняет 2 функции.

(У существительных ж.р. после шипящей на конце пишется Ь.

А у существительных м.р. после шипящих Ь не пишется)

-Давайте сверим наши выводы. Откройте учебник стр.13.

Прочитайте правило самостоятельно. Совпали выводы? (ДА)

-Назовите тему нашего урока.

Дети: мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

-Какие задачи поставим сегодня на урок?

-Чему будем учиться?

Дети: Будем учиться писать мягкий знак после шипящих на конце существительных.

-Я тоже поставила задачи на этот урок. Проверим, совпадут ли они?

Физкультминутка

4.Работа по теме урока. Составление алгоритма.

-Я предлагаю снова поработать в паре. Вам надо составить алгоритм.

-А что такое алгоритм?

Дети: Алгоритм- это порядок действий.

-У вас на партах есть алгоритм. Его надо составить до конца.

Дети работают в парах.

-Проверим. На доске появляется алгоритм.

5.Закрепление. Работа по алгоритму.

-Пользуясь составленным алгоритмом, вы будете выполнять задание.

Учебник стр.13 Упр.18.

-Что мы должны помнить, записывая прилагательное с существительным?

Дети: Прилагательное зависит от существительного и стоит в том же числе и роде.

Физкультминутка.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

2. Попало наше тесто

В горячее место.

Румяной булкой стало. (Печь)

3. Я как зонт — не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (Плащ)

4. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

5. Как одним словом называются дикие животные, на которых охотятся охотники. (Дичь)

Пол мира накрыла. (Ночь)

7. Мелкие деньги. (Мелочь)

8. Без меня мои друзья

В дом попасть никак нельзя!

Я железною ногой

Отопру замок дверной. (Ключ)

9. Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

10 . Стоит старик над водой и трясёт бородой. (Камыш)

11. Середина ночи. (Полночь)

12. Ювелирное изделие, которое прикалывают на одежду. (Брошь)

6.Подведение итогов.

-Сейчас проверим ваши знания об употреблении Ь в существительных после шипящих. Я предлагаю вам выполнить тест.

Возьмите жёлтую карточку. В нее вы запишите ответы.

При выполнении теста , вы будете выбирать только 1 вариант ответа.

Проверка. У кого нет ошибок? Кто допустил 1 ошибку?

-Посмотрите на задачи, которые мы поставили на урок. Как вы думаете, мы их выполнили?

-У вас на столах листочки со смайликами. Оцените свою работу на уроке.

Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, то закрасьте смайлик вверху лесенки. Если старались, но не всегда, то на средней ступеньке, если были простым слушателем- то на нижней ступеньке. Оцените работу вашего соседа по парте. Обведите смайлик.

8.Домашнее задание.

Дома закрепите умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих. Выполните упражнение 21 на стр.14 учебника.

Читайте также: