Право в интернете конспект урока 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идёт в этом направлении своим путём. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, на сегодняшний день столь сложны и запутаны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.
Коротко опишем некоторые законы, действующие в этой сфере в Российской Федерации.

Этот закон даёт юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.


Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося частными лицами и даже организациями, получена путем незаконного копирования.

Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.


Данный вопрос стал для нашей страны особенно актуальным в процессе вступления России в международные организации и союзы, например, во Всемирную торговую организацию. Несоблюдение прав в сфере собственности на компьютерное программное обеспечение стало объектом уголовного преследования на практике.

Особое внимание обратим на статью 3 , в которой среди принципов правового регулирования в информационной сфере провозглашается принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимость сбора, хранения использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

В 2006 году этот закон вступил в силу, его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных (с использованием средств автоматизации или без использования таких), в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.


1. Неправомерный доступ к компьютерной информации;
2. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
3. Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.


Отметим, что правовое регулирование в информационной сфере, в силу её быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется, в первую очередь, соображениями этического порядка.

Это значит в данном случае, что государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом: информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство, в любом его проявлении, низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношения между государством и личностью, а также между отдельными членами общества мы должны стремиться.

Постиндустриальное общество может быть охарактеризовано усложнением социальных связей и отношений, появлением новых форм коммуникации, которые ранее были невозможны: Интернет, сотовая связь, масс-медиа .

Постепенно Интернет из информационной технологии, облегчающей доступ к информационным источникам, превращается в социальную форму взаимодействия между людьми.

Информационная этика — дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика связана с компьютерной этикой и философией информации.

Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов.

1. Проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники.

2. Проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий.

3. Группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением их статуса, т.е. преимущественно правовые проблемы.

10. Использовать компьютер с само ограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Компьютерная сеть — это группа (два и более) компьютеров, соединенных каналами передачи данных.

Компьютерные сети обеспечивают:

— быстрый обмен данными;

— совместное использование ресурсов (сканеров, модемов, принтеров и т. д.);

— совместное использование программного обеспечения и баз данных;

— совместную работу пользователей над некоторым заданием и проектом;

— возможность удаленного управления компьютерами.

В зависимости от выполняемых в сети функций различают компьютеры-серверы и компьютеры-клиенты:

  1. Сервер — это компьютер, предоставляющий доступ к собственным ресурсам или управляющий распределением ресурсов сети.
  2. Клиент-компьютер, использующий ресурсы сервера.


По территориальному признаку сети разделяются на локальные и глобальные. Локальные сети — это сети, состоящие из близко расположенных компьютером (сеть здания, помещения и т. д.).

Глобальные сети — это сети, охватывающие большие территории и включающие большое число компьютеров.

По архитектуре различают: одноранговые сети и сети с выделенным сервером.

Одноранговые сети — это сети, в которых каждый может представлять свои ресурсы другим компьютерам сети и использовать другие.

Сети с выделенным сервером — это сети, в которых один или несколько компьютеров являются серверами, а все остальные — клиентами.

Компьютерные сети могут разделяться по скорости передачи данным. Пропускная способность сети — это максимальное количество бит, которые могут быть переданы за одну секунду.

Давайте рассмотрим локальные сети. Во многом большинство характеристик локальных сетей определяется конфигурацией или топологией сетей. Топология — это конфигурация сети, способ соединения ее элементов друг с другом.

Чаще всего используются следующие топологии сетей:

  1. Шинная топология. Все компьютеры сети подключаются к одному кабелю.
  2. Кольцевая топология. Данные передаются по кольцу от одного компьютера к другому.
  3. Радиальная топология. Каждый компьютер через специальные сетевой адаптер подключается отдельным кабелем к объединяющему устройству.
  4. Древовидная топология. Образуется соединением между собой несколькими звездообразных топологий.


Локальные сети ориентированы прежде всего на сравнительно небольшое количество компьютеров.

Что же касается глобальных сетей, то она ориентирована на обслуживание неограниченного круга пользователей. Самый впечатляющий пример глобальной сети — это ИНТЕРНЕТ.

Интернет — это глобальная сеть, в которой многочисленные научные, корпоративные, государственные и другие сети, а также персональные компьютеры отдельных пользователей соединены между собой каналам передачи данных.

Основной аппаратной структурой сети Интернет можно считать мощные компьютеры (узлы) и связывающие их высокоскоростные магистральные каналы передачи данных. Организации, имеющие в собственности и обслуживающие такое оборудование, называются провайдерами.

За каждым компьютерным узлом в Интернете закреплён постоянный адрес, называемый IP-адресом. Давайте рассмотрим технологию IP- адресации.

Такие адреса получают и пользователи сети Интернет, но в отличии от адресов узлов они действуют только во время подключения пользователя к сети и изменяются при каждом новом сеансе.

IP-адрес представляет собой 32-битный идентификатор, например:

Так как человеку сложно воспринимать такую длинную строку, ее делят на 4 равные части:

Чтобы пользователи было еще удобнее работать с IP-адресом каждую часть переводят в 10-ую систему счисления:

Таким образом число в IP-адресе не может превышать 255.

Мы говорили уже о том, что Интернет представляет собой сеть сетей, поэтому технология IP-адресов учитывает этот факт следующим образом:

Любой IP адрес состоит из двух частей: IP-адрес сети и IP-адрес узла этой сети. При этом деление адреса на части происходит с помощью маски — 32-битным числом, в двоичной записи которого сначала стоят единицы, потом — нули. Первая часть IP- адреса, соответствующая единичным битам маски, относится к адресу сети, а вторая, соответствующая нулям маски, — определяет числовой адрес узла сети. Адрес сети получается в результате поразрядной конъюнкции к IP адреса узла и маски.

Напомним, Конъю́нкция — логическая операция, по своему применению максимально приближённая к союзу "и". Пример:


Пусть дан IP-адрес узла 217.9.142.131 и с помощью маски 255.255.192.0 надо получить IP-адрес сети.

Сначала переведем IP-адрес узла и маски в двоичный вид и произведен поразрядную конъюнкцию:


При этом часть IP-адреса сети, соответствующая единицам в маске, указывает на IP-адрес сети, к которой привязана сеть, а часть, соответствующая нулям, отдается на нумерацию компьютеров пользователей этой сети.

Желтым цветом выделена часть IP-адреса сети, указывающей на узел, а зеленым — на нумерацию пользователей.

Таким образом на нумерацию пользователей такой IP-адрес сети выделяет 14 бит, при этом два адреса из них не используется (адрес сети и широковещательный) А значит она позволяет пользоваться одновременно 16382 компьютера.

Список обязательной и дополнительной литература для углубленного изучения темы

— Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 11 класс. Базовый уровень. — М.: БИНОМ, 2016

— Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 7—9 классов/ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

— Семакин И. Г., Е. К. Хеннер. Информатика и ИКТ. 10—11 класс/ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

— К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник в 2 ч. Ч. 1 / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

Цель урока: повысить уровень осведомленности учащихся в сфере защиты авторских прав в Интернете.

сформировать у учащихся представление о следующих понятиях: объект интеллектуальной собственности, авторские права, копирайт, плагиат;

познакомить с основами Законодательства об интеллектуальной собственности и авторском праве в РФ;

показать учащимся возможности правомерного использования авторских материалов, доступных в цифровом формате;

научить школьников различать ситуации, когда согласно закону возможно свободное пользование чужими материалами, а когда необходимо разрешение автора;

показать учащимся ценность авторских прав и возможностей их защиты в цифровом пространстве в процессе создания собственного уникального продукта.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:

Используемы формы познавательной деятельности детей:

Оборудование, раздаточный материал: интерактивная доска; компьютеры, подключенные к Интернету, для групповой работы по 2 человека, браузер – Google Chrome; печатный раздаточный материал (кейс) для работы в группах; файлы с заданиями для групповой работы на ПК.

Прогнозируемый результат: планируется, что к окончанию урока ученики будут

понимать, что такое объект интеллектуальной собственности и авторские права;

понимать, что интеллектуальная собственность защищается законом;

различать ситуации, при которых наступает нарушение прав на интеллектуальную собственность, и ситуации, когда возможно ее свободное использование;

знать о способах защиты интеллектуальных прав и действиях необходимых для пресечения их нарушения.

Список источников:

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. — М.: Google, 2013.

Стадия вызова (3 мин.)

Показать рисунки на 1 слайде.

- Как вы думаете, какое понятие объединяет все эти, на первый взгляд совершенно несовместимые, объекты? (слайд 1)

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

- Все эти объекты сделаны руками человека. А значит, у каждого из создателей есть авторское право на созданный им объект.

- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. (слайд 2)

Я не согласен (Нет)

Я не уверен (Не знаю)

1. Я не покупаю книги в магазине – дорого стоят, а скачиваю с Интернета их электронные копии или читаю on-line.

2. Я скачивал в Интернете музыку, защищенную авторскими правами, не платя за это денег.

3. Когда я был на концерте моей любимой группы, я записал их песню на телефон и могу выложить это видео на своей странице в социальной сети.

4. Я не всегда спрашиваю разрешение моих родственников и друзей, когда выкладываю их фото в Интернете.

5. Я делал копии лицензионных дисков, купленных в магазине.

6. Выполняя домашние задания, я вырезал куски текста из материалов, представленных на веб-сайтах, не указывая ссылку на источник.

7. Когда я использовал для своих целей картинки, найденные в Интернете, я не проверял, защищены ли они авторским правом.

8. То, что вы называете незаконным скачиванием, разрешено в России, поскольку еще никто не был серьезно наказан за это.

9. Контент, выложенный в Интернет, всегда должен быть свободен и доступен для всех пользователей.

Где вы остановились? (слайд 3)

0-3 Ты уделяешь достаточно много внимания авторским правам. Ты считаешь правильным, что люди должны платить деньги создателям музыки, фильмов, фото за их использование и просмотр, ведь это продукт их творчества! Копируя чьи-либо работы, ты всегда указываешь автора.

4-7 Ты признаешь существование авторского права, но на деле не всегда уделяешь должного внимания этому вопросу. Зачем платить, если можно скачать бесплатно?

Как вы думаете, какие понятия сегодня мы с вами будем обсуждать?

Ответы учеников: авторское право, пиратство, плагиат и т.д.

Правильно, и тема нашего урока - Авторские права в цифровом мире. (слайд 4)

Мотивация учебной деятельности и целеполагание (2 мин.)

Демонстрируются иллюстрации на 5 слайде.

Не секрет, что современные школьники и вы в том числе, выросли в реальности, где многое доступно, а Интернет — это место, где можно найти практически все и при этом не платить!

Но, привыкнув к подобной реальности, многие не задумываются о том, что копируя чью-то информацию без указания авторства, слушая музыку или скачивая фильмы в Интернете, они делают это нелегально. Ведь у каждого цифрового материала (компьютерные программы, видеоигра, готовые сочинения и рефераты, книга, ролик, фотография и т.д.) есть автор и его авторское право защищается законом.

Какую цель мы с вами сегодня поставим?

Ответы учеников: познакомиться с законами, которые защищают авторское право.

Итак, цель нашего урока - повысить уровень ваших знаний в области защиты авторских прав. (слайд 6)

Актуализация знаний и знакомство с новыми понятиями (5 мин.)

Для достижения цели нужны ли нам теоретические знания и практические умения?

Ответы учеников: и то, и другое необходимо.

Ответы учеников: с теории.

Хорошо. Тогда вспомните, на уроках обществознания вы уже изучали законы, защищающие авторские права?

Как вы думаете, что же с точки зрения российского законодательства относится к объектам интеллектуальной собственности (ОИС)?

Ответы учеников: фильмы, музыка, книги, фотографии, программы, картины и др.

Правильно, к ОИС относятся все произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. С полным списком объектов вы познакомитесь чуть попозже на практической работе. (слайд 8)

Для чего нужны авторские права, от чего они защищают?

Ответы учеников: нужны автору для заработка, защищают от несанкционированного скачивания.

Действительно, авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный и творческий труд автора не будет напрасным, защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы от несанкционированного копирования и изменения, предоставляют автору возможность самому утверждать правила использования материала третьими лицами на платной или некоммерческой основе. (слайд 9)

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто из вас создавал различные информационные продукты (презентации, доклады, рефераты, цифровые фотографии и др.).

Относятся ли эти продукты к объектам интеллектуальной собственности? Почему?

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

А можно ли вас назвать владельцами авторских прав этих продуктов? Почему?

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

Все правильно. А каким образом вы показываете это свое авторство, и в какой момент вступает в силу защита ваших авторских прав?

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

Для оповещения права на произведение автор ставит знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре и состоит из следующих элементов:

имени правообладателя (псевдонима);

года первого опубликования произведения.

Практическая работа (5 мин.)

По-моему, с теорией вы неплохо справились, а значит, можно приступать к практике. Я предлагаю вам сейчас стать экспертами в законодательной сфере. (слайд 13)

Для работы предлагаю вам объединиться в пары. Каждой группе выдается кейс – описание ситуации и справочный материал, содержащий выдержки из Гражданского Кодекса РФ (раздаточный материал в печатном виде – Приложение 1, Приложение 2).

Вам предлагается обсудить историю, которая очень часто происходит с пользователями Интернета (может, вы и себя в ней узнаете), и выявить, где и как нарушаются авторские права, а также придумать альтернативные способы, которые помогут добиться желаемой цели без нарушения прав других людей. На выполнение задания вам отводится 5 минут.

Группы зачитывают ответы на вопросы кейса, по мере необходимости исправляют ответы друг друга и дополняют их. (Ответы в Приложении 3)

Практическая работа на ПК (5 мин.)

Каждой группе дается задание – оформить по 1-2 слайда общей презентации:

1.Каким Законом регулируются авторские права?

2. Что такое авторские права?

3. Какие права принадлежат автору?

4. Что относится к объектами авторского права?

5. Что не относится к объектами авторского права?

6. Авторские права не распространяются на:

Рефлексия (5 мин.)

Можно ли назвать нашу презентацию объектом интеллектуальной собственности?

При создании презентации мы соблюдали Закон об авторском праве?

Каким образом нам заявить свое авторское право на этот ОИС?

В настоящее время можете вы уже применить знания, приобретенные на сегодняшнем уроке?

Понадобятся ли вам эти знания в дальнейшем?

Где вы сможете применить эти знания?

Оценочное окно

Буду соблюдать Закон об авторском праве

Буду соблюдать Закон об авторском праве и научу других

Буду скачивать с Интернета информацию, нарушая авторские права

Нужна дополнительная информация

Приложение 1

Доклад о домашних кошках

По заданию учителя биологии Ольги Алексеевны ученик 7 класса Иван подготовил доклад о домашних кошках. Информацию для доклада он нашел в Интернете на различных сайтах и использовал ее в докладе. Для представления доклада перед учениками Иван сделал и презентацию. Слайды презентации он сопроводил фотографиями кошек, взятыми с различных сайтов, а также найденными с помощью поиска Яндекс-Картинки. Все изображения Иван сопроводил ссылками на соответствующие сайты.

Кроме фотографий, взятых из Интернета, Иван решил в презентацию вставить фото домашней кошки своего лучшего друга Пети. Иван попросил у Пети разрешения скопировать эти фотографии с его страницы в ВКонтакте. Друг в просьбе не отказал.

Доклад и презентацию Иван дополнил информацией о кошках Древнего Египта, взятой из книги известного натуралиста, жившего в XVIII веке. Он указал имя ученого и название книги, включил ее в список литературы, а все отрывки оформил по правилам – заключал в кавычки и сопровождал ссылками на книгу.

Вопросы к кейсу:

Перечислите список источников всех видов информации (текст и фото).

Нарушил ли Иван чьи-либо авторские права при создании доклада и презентации? Если да, то, каким образом он это сделал?

Как надо было поступить Ивану для того, чтобы все авторские права были соблюдены?

Приложение 2

Справочный материал для кейса

Авторские права защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы (в России — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти) от несанкционированного копирования.

Объекты авторского права:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кинофильмы, мультипликационные фильмы, видео);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения, если они являются плодом творческого труда человека (например, рекламные объявления, наклейки, письма, включая электронные, и т. д.);

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Автору принадлежат две группы прав:

неимущественные права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (гарантия того, что в произведение не будут внесены изменения, не согласованные с автором). Эти права неотъемлемые и не передаваемые, то есть автор всегда сохраняет право авторства на свое произведения и его имя обязаны упоминать при использовании произведения.

имущественные права: исключительное право на произведение (которое позволяет пользоваться и распоряжаться произведением). Передача от одного лица другому прав использования допускается только в рамках письменного лицензионного договора.

Статья 1274 Гражданского кодекса РФ. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.

Приложение 3

Ответы к Кейсу

Источники информации: сайты Интернета, личная страница ВКонтакте друга Пети, книга натуралиста.

Статья 1274 Гражданского кодекса допускает использования цитат произведений в научных, учебных и культурных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. А значит, Иван, собирая информацию для доклада, не нарушил авторских прав. Но он должен был сделать ссылки на всех авторов или иных правообладателей использованных цитат произведений, т.е. и в докладе и в презентации.

Т.к. Иван использовал фотографии, найденные в Интернете, и сделал в презентации только ссылки на источники, то в данном случае он нарушает авторские права. Он должен был получить разрешение в письменном виде на использование фотографий у авторов, а также обязательно указать не только интернет-источник, но и имя автора каждой фотографии.

Используя фотографии друга Пети в учебных целях, Иван попросил у него разрешение, тем самым не нарушил его авторских прав. Однако для дальнейшей публикации на школьном сайте фотографий кошки, принадлежащей Пете, Ивану необходимо было заключить с автором фотографий письменный лицензионный договор на их использование.

Используя материалы из книги ученого, жившего в XVIII веке, Иван не нарушает авторские права, поскольку по истечении 70 лет со смерти автора произведение перешло в разряд общественного достояния и Иван вправе использовать его без получения согласия и без выплаты авторского вознаграждения. Кроме того, здесь идет речь о свободном использовании — цитировании. При этом Иван не нарушил правила цитирования - указал имя ученого и название книги, включил ее в список литературы, а все отрывки из книги оформил по правилам цитирования.

Приложение 4

Справочный материал для презентации

Выдержки из Гражданского Кодекса РФ

Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание и т.д.

Авторские права защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы (в России — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти) от несанкционированного копирования.

Автору принадлежат две группы прав:

Неимущественные права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (гарантия того, что в произведение не будут внесены изменения, не согласованные с автором). Эти права неотъемлемые и не передаваемые, то есть автор всегда сохраняет право авторства на свое произведения и его имя обязаны упоминать при использовании произведения. Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется плагиатом.

Согласно п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения произведения и способа его выражения являются объектами авторского права:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кинофильмы, мультипликационные фильмы, видео);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения, если они являются плодом творческого труда человека (например, рекламные объявления, наклейки, письма, включая электронные, и т. д.);

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Цель: Знакомство с основными видами правонарушений в информационной сфере.

  • Познакомить с основными видами правонарушений в информационной сфере;
  • Рассказать об основных законах и указах для установления цивилизованных отношений на информационном рынке;
  • Назвать способы защиты от несанкционированного доступа к информации.
  • Сформировать представления о мерах предотвращения подобных правонарушений;
  • Осваивать различные формы коммуникаций;
  • повышать уровень компетенций студентов в вопросах информатизации.
  • Воспитывать культуру общения, речи (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность;
  • прививать обучающимся навык самостоятельности в работе,
  • воспитание трудолюбия, эстетического отношения к результатам своего труда.
  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученной темы.
  3. Изучение новой темы.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Вся совокупность различных технических средств для получения, хранения, обработки, передачи и представления информации, доступных информационных и коммуникационных ресурсов и услуг, а также политические, экономические, социальные и культурные условия их реализации представляет собой информационную среду, в которую оказывается погружён каждый член современного человеческого общества практически с самого рождения.

Высокий уровень развития информационной среды обеспечивает гражданам более удобную и комфортную среду обитания, однако вместе с тем накладывает на них определённые обязанности, связанные с корректным использованием предоставляемых информационных возможностей с правовой и морально-этической точки зрения.

Авторское право — это один из наиболее существенных правовых аспектов, касающихся получения и использования информации. Оно регулирует правоотношения, связанные с созданием и распространением (изданием, исполнением, копированием и т. д.) различных произведений науки, литературы и искусства (в том числе музыки и кино/видео) как результатов творческой деятельности, а также программ для компьютеров и баз данных.

Основным субъектом авторского права является автор (или коллектив соавторов), создавший то или иное произведение. Автору(ам) изначально принадлежат все права на это произведение — личные неимущественные права и исключительное имущественное право на использование произведения в любой форме.

К личным неимущественным авторским правам относятся:

право авторства — право быть признанным общественностью в качестве автора произведения;

право на имя — право самому использовать своё произведение или разрешать использовать его другим с указанием подлинного имени автора, под псевдонимом или анонимно (без указания имени);

право на обнародование — право опубликовать или разрешить кому-либо публикацию произведения в любой форме, либо отозвать произведение из публикации;

право на защиту репутации автора — право на защиту самого произведения и его названия от любых искажений или иных действий, наносящих ущерб чести и достоинству автора.

Таким образом, от автора не требуется никаких действий для официальной регистрации своего личного авторского права — достаточно лишь создать произведение и указать на нем себя в качестве автора. Имущественное право, в отличие от рассмотренной выше категории неимущественных прав, определяет коммерческую принадлежность произведения. Изначально исключительное имущественное право принадлежит автору произведения — именно автор может решать, как, где и когда воспроизводить (копировать), распространять, публиковать (исполнять) или иным способом доводить своё произведение до всеобщего сведения, а также разрешать перевод произведения на другие языки и/или другую его переработку. Но своё имущественное право автор может передать (продать) другим лицам или организациям, например издательствам, радио- или телестудиям и т. д. Такие лица или организации, получившие от автора имущественные права на произведение, называются правообладателями.

Принадлежащее ему имущественное право автор может продать или передать правообладателю:

как исключительное имущественное право — в этом случае автор это имущественное право полностью утрачивает и более не может ни сам распоряжаться воспроизведением, распространением и т. д. своего произведения, ни передать имущественное право другим правообладателям;

как неисключительное имущественное право — в этом случае правообладатель получает права только на разовую публикацию, воспроизведение и т. д., тогда как исключительное имущественное право остаётся у автора (который в том числе может передать его и другим правообладателям).

Обычно передача исключительного имущественного права оформляется официально (заключением договора с правообладателем). Если же такой договор не заключается, то считается, что передано неисключительное право.

Если личное неимущественное авторское право действует бессрочно (т. е. вечно), то имущественное право имеет ограниченный срок действия (который зависит от конкретной страны). Так, в России исключительное право действует в течение всей жизни автора плюс ещё 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в разряд общественного достояния (к которому, в частности, относится и большая часть классических произведений литературы).

Плагиат и цитирование. Заимствование части чужого авторского произведения (текста, аудио- или видеозаписи) без указания имени настоящего автора и произведения-источника называют плагиатом. Это деяние также является нарушением авторского права и, согласно закону об охране авторских прав, в случае причинения крупного ущерба автору или правообладателю карается штрафом или лишением свободы. Использовать в своей работе можно только небольшие фрагменты (цитаты) из чужих авторских произведений, при этом цитирование должно быть действительно необходимо по смыслу текста работы, объём цитируемых фрагментов должен быть небольшим по сравнению со всем остальным произведением, каждая цитата в тексте обязательно должна заключаться в кавычки и снабжаться информацией о первоисточнике (об авторе и названии исходного произведения).

Небольшое исключение делается только для использования произведений и их фрагментов в учебных целях — для подготовки и проведения уроков, без распространения используемого материала. Однако и в этом случае необходимо указание произведения-первоисточника.

Читайте также: