Конспект занятия по изонити бабочка

Обновлено: 07.07.2024

Развивающая: развивать фантазию, глазомер, моторику пальцев рук.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, любовь к прекрасному.

Оборудование: готовые работы – узоры, иглы, нитки, ножницы, технологические карты, шаблоны, плакат формата А-2, картон.

Организационный момент.

Изложение нового материала:

а) материалы и инструменты;

б) выбор цвета;

в) знакомство с технологическими приемами.

Практическая часть.

Закрепление материала.

Итоги урока.

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к занятию.

2.Актуализация. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой техникой.

Историческая справка

ИЗОНИТЬ (ниткография, ниточный дизайн, вышивка хордовым стежком) - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Отсчет история изонити ведет с XVII века. Именно в то время английскими ткачами была изобретена техника украшения переплетающимися нитями – изонитью она еще не называлась, это название было придумано позже. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали меж ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Но такой способ выполнения узора доступен только взрослым людям. А чтобы эта техника была доступна детям, придумали использовать вместо деревянных дощечек картон.

Искусство нитяной графики находит применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и поздравительных открыток, сувенирных обложек. В этой технике можно выполнять закладки для книг, декоративные панно и даже оформить элементы одежды. Примеры работ:

3. Изложение нового материала.

а) Следующее, на чем остановимся – это материалы и инструменты.

Что можно использовать в качестве фона.

Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон - цветной или белый. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица.

Какие нитки используются в работе.

Нитки являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей. Совсем непривлекательны картины из простых хлопчатобумажных белых и цветных ниток, применяемых для пошива, поскольку они имеют блеклые тона, но их можно использовать в тренировочных упражнениях или при разработке собственного замысла (черновой вариант). Наиболее оптимальным является использование ириса или мулине.

б) Далее мы остановимся на выборе цвета.

У каждого из вас есть любимый цвет или сочетание цветов. И как тяжело, практически невозможно заставить себя купить вещь нелюбимого цвета, даже если во всем остальном она будет хороша. Подсознательный выбор цвета, который зависит от вашего темперамента, эмоционального состояния — это задача для психолога, а искусство красиво сочетать цвета доступно всем!

Вам доводилось застывать в немом восторге перед картиной какого-нибудь художника? Или восхищаться красотой пейзажа, созданного самой природой? Или любоваться невероятными сочетаниями цветов в каком-либо изделии?

Вы тоже можете создавать композиции, которые завораживают своими красками!

Существует множество классических схем сочетания цветов. В основе цветовых сочетаний лежит цветовой круг.

Из уроков рисования вы должны помнить, что основными цветами считаются красный, синий и желтый, остальные цвета дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Дополнительные цвета получаются путем смешивания основных цветов и в цветовом круге располагаются между основными цветами. Из них теплыми считаются красный и желтый, холодным - синий, все остальные цвета составные и поэтому могут быть и теплыми и холодными в зависимости от того какой цвет в них преобладает.

Часто для создания удачного цветового сочетания используют принцип противоположности – контраст. Этим приемом мы и будем сегодня пользоваться.

в) а теперь давайте познакомимся с основными технологическими приемами. И привели нас к следующим вопросам:

-Что такое окружность?

-Что такое хорда, диаметр?

Плотность заполнения окружности зависит от величины хорды: чем меньше хорда, тем больше свободной от нити поверхности внутри окружности и наоборот.

В начале необходимо разделить окружность на четное количество делений (16, 24, 48 и т.д.); сделать проколы в точках деления, пронумеровать деления, определить величину хорды, сделать первый прокол в т. 1 с изнаночной стороны на лицевую, затем выполнять проколы против часовой стрелки (с изнаночной стороны работы) согласно выбранной величине хорды. При этом на лицевой стороне работы – удлиненные протяжки, на изнаночной – прямые стежки (показ приема заполнения окружности).

4. Практическая часть.

И последнее чему мы должны научиться – это выполнение практических приемов.

Для этого необходимо заполнить окружность, используя контрастные цвета ниток.

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ при работе:

Заполнение угла:

- начертить на изнаночной стороне картона угол;

- каждую сторону угла разбить на равные отрезки;

- количество отрезков на каждой стороне угла должно быть одинаковым;

- расставить цифры очередности продевания нити;

- взять нить контрастного цвета, вдеть ее в иголку и закрепить скотчем с изнаночной стороны в точке 0;

- далее игла с ниткой опускается в точку 1 с лицевой стороны;

- далее из точки 1 в точку 2,из точки 2 в точку 3 ит.д.

Заполнение окружности:

- разделить ее на равные части (их должно быть четное количество);

- выбирается любая хорда в окружности;

- иголка с ниткой вставляется с изнаночной стороны в точке 0, затем опускается в точку 1, из точки 1 в точку 2 и т.д.;

Заполнение окружности (2 способ):

- разделить ее на равные части;

- расставить точки очередности протягивания нити: выбрать любую точку и обозначить ее 0, разделить количество точек на 2 равные части и обозначить ее точкой 1, рядом точка 2, точки 3 и 4 с другой стороны точки 0, точки 5 и 6 рядом с точками 1и 2 и т.д.

5. Закрепление материала.

1.Для освоения техники изонити нужно знать следующие приемы:

А. Заполнение угла

Б. Заполнение окружности

В. И тот и другой приемы

2.При заполнении угла по лицевой стороне нити протягиваются:

А. От одной стороны угла к другой

Б. Располагаются строго по сторонам угла

В.В любой последовательности

3.При заполнении окружности по лицевой стороне:

А. Нить повторяет линию окружности

Б. Получается рисунок в виде звезды

В. Получается любой другой рисунок

4.При работе в технике изонить разметку нужно делать:

А. На лицевой стороне картона

Б. На изнаночной стороне картона

В. Не нужно делать совсем

5.При заполнении угла проколы нужно делать:

А. Во всех полученных точках разметки

Б. В точках разметки через одну

В. Во всех точках кроме вершины угла

6.При заполнении окружности проколы нужно делать:

А. Во всех полученных точках разметки

Б. В точках разметки через одну

В. В центре окружности

7.Если необходимо удлинить нить, то:

А. Нужно закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком на конце

Б. Привязать к концу старой нити новую и работать дальше

В. И тот и другой приемы

6. Подведение итогов урока.

Учащиеся подписывают свои работы, которые преподаватель крепит на плакат, как итог выполненной работы. Обсуждается цветовое решение композиции. Учитель проводит оценку каждой работы, проверяет результаты теста.

-по объему выполненной работы

-по сложности рисунка

-по эстетическому оформлению

Домашнее задание: выполнить работу до конца, на следующем уроке мы устроим выставку творческих работ.


Познакомить детей с выполнением одного из основных элементов изонити — заполнением тупых углов с последующей дорисовкой образа (бабочка)

− закреплять умение отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор тупого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки); повторить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла, ввести понятие смежный угол; закреплять умения детей владеть инструментами: иглой, нитью, ножницами.

− формировать навык пользования иглой;

− развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;

− совершенствовать объяснительную и доказательную речь;

− развивать в детях внимание, память, абстрактное мышление;

− формировать и совершенствовать трудовые навыки детей;

− воспитывать волевые качества (терпение, усидчивость, самостоятельность).

Лицевая и изнаночная сторона образца, тупой угол, правая и левая стороны угла, вершина угла, смежные углы.

Для каждого ребенка — лист желтого картона формата А5, на изнаночной стороне которого изображены углы и проделаны отверстия с цифрами.

Иллюстрации с изображением бабочек, образец бабочки, выполненный в технике изонить.

6. Структура и методические приемы, используемые на занятии.

I. Вводная часть — 3 минуты.

б) разгадывание загадки

II. Основная часть — 20 минут.

а) обследование заготовки;

б) беседа об углах, изображенных с изнаночной стороны, их элементах.

в) оздоровительно-динамичная пауза;

г) практическая часть

III. Заключительная часть — 2 минуты.

б) подведение итогов.

Что мы сегодня будем вышивать вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Слушайте внимательно, ничего не пропустите.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел!

Правильно, это бабочка. Посмотрите на картинки с бабочками, они, действительно, похожи на цветы: яркие, красочные. (Воспитатель показывает свой образец бабочки в технике изонити, закрепляет его на мольберте и раздает детям заготовки с пронумерованными отверстиями для вышивания.)

Беседа по образцу.

— Посмотрите на мой образец. Что вы видите с лицевой стороны? (рисунок бабочки на цветах); Что вышито нитями? (бабочка) Что дорисовано фломастерами? (цветы) Что с изнаночной стороны видим? (стежки)

— А теперь посмотрите на свои заготовки с изнаночной стороны картонки. Сколько углов вы видите? (четыре). Покажите их.

— Можно ли их назвать прямыми? (нет). А какие они? (острые и тупые) Как вы это определили? (приложили треугольник.) Если угол на заготовке больше прямого угла, то он тупой, если меньше — острый.

— Сколько острых углов (два), где они расположены (сверху и снизу)

— Сколько тупых углов? (два), где они расположены? (слева и справа)

— Что общего у всех четырех углов? (вершина) Где она находится? (в середине, где пересекаются линии)

— Что еще, кроме вершины, у углов общего? (стороны). Эти общие стороны еще называют смежными. Сегодня мы будем выполнять только тупые углы. На лицевой стороне должен получиться такой узор (показ образца).

— Для выполнения работы нам надо подобрать цвет ниток. Так как бабочки бывают самых разнообразных цветов, то вы можете использовать любые нитки, которые вам понравятся.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел . (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Самостоятельная работа детей.

Во время работы воспитатель помогает детям, используя разные приемы одобрения, задает вопросы о правилах выполнения углов, при необходимости осуществляет индивидуальный показ, дает советы. Также, в ходе работы, проходит индивидуальная деятельность с детьми, требующими особого внимания на данный момент.

По окончании вышивки, дети фломастерами дорисовывают образ бабочки, изображают цветы для создания законченной картины.

— Работа закончена. Давайте посмотрим на наших бабочек. Я прошу всех показать свои картины. Какие они красивые и яркие. У меня даже настроение поднялось. А что чувствуете вы? (воспитатель выслушивает ответы детей, помогает высказать детям их мысли, обобщает ответы, формируем общее мнение о проделанной работе)

— Вам понравилась работа? Что было сложным? Что далось легко? (Воспитатель выслушивает ответы детей, составляет план действий для последующей индивидуальной работы)

— Мы сегодня выучили новые слова (смежные углы) и повторили те, с которыми познакомились на прошлых встречах (лицевая и изнаночная сторона образца, тупой угол, острый угол, правая и левая стороны угла, вершина угла)

Вы молодцы, у вас все прекрасно получилось, порадуйте своих близких замечательными картинами. В следующий раз я снова буду вас ждать!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Городищенский Центр детского творчества

Конспект занятия

Стартовый уровень

Любезнова Лилия Юрьевна

1. Научить детей приёму заполнения дуги и угла, дать интересную информацию о жизни бабочек.

2.Развивать абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, мелкую моторику, координацию движения рук, и технику владения иглой.

3.Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.

Тип занятия: комбинированный с элементами интеграции.

Приёмы и методы: объяснение, учебный диалог, моделирование.

Материалы и инструменты: цветной картон с разметкой изображения 11 /13, нити цветные, игольницы, ножницы, мультимедийное оборудование, диск с учебным материалом, схемы, образец работы, магнитофон, поролон для прокалывания отверстий, булавки, кроссворд, медали поощрительные.

План занятия:

1.Оргмомент – 2 мин.

2.Основная часть занятия: 34 мин.

а) теоретическая – 10 мин.

б) практическая - 23 мин.

в) оздоровительно-динамичная пауза – 1 мин.

3.Рефлексия – 2 мин.

4.Подведение итогов - 2мин.

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Здравствуйте ребята! Очень рада видеть вас снова для совместной работы. Усаживайтесь поудобней и начнём наше творческое занятие.

На предыдущих занятиях мы с вами работали с пеньковой верёвкой, с пряжей, учились делать помпоны и аппликацию из нитей. Сегодня мы познакомимся с новой техникой.

2.Основная часть занятия.

Все вы, наверное, любите и по-своему умеете рисовать. Вы рисуете карандашом и красками, палочкой на снегу, мелом, углём и многими другими материалами и инструментами. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Как же называется эта интересная техника? Чтобы это узнать, давайте разгадаем кроссворд. (Читаются загадки, заполняется кроссворд.)

1.Маленького роста я

Тонкая и острая

Носом путь себе ищу

За собою хвост тащу

2.Нитку держит, закрепляет,

Из иголки не пускает

Не большой, не малый

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт

4.Пищал мышонок на всю норку

Хвалился братьям, сёстрам

5.Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней

По шёлку да по ситцу

Очень мал её шажок

7.Хранит она иголки,

Чтоб не было нам колко.

Итак, эта техника называется – изонить.

Изонить (ниткография) – способ натяжения в определенном порядке ниток на твёрдой основе (картоне, бархатной бумаге).

Для её освоения достаточно знать несколько основных приёмов, главными из которых являются заполнение (прошивание) угла и заполнение окружности. Научиться прошивать изонитью углы легче, чем окружности, поэтому начнём именно с углов.

Из двух углов мы сделаем вот такую бабочку (показывается образец работы).

Тем более, что все мы ждём весну, тепла и ярких красок.

- А знаете ли вы, к какому классу животных относятся бабочки? Конечно к классу насекомых. От всех других крылатых насекомых они отличаются тем, что их крылья покрыты мелкими как пыль чешуйками. Поэтому учёные называют бабочек чешуекрылыми. А учёные, изучающие насекомых, называются энтомологами.

- Каждой бабочке отведён свой век. Лимонница живёт 11 месяцев. Некоторые виды живут 3-5 недель. А, скажем древоточцы лишь несколько дней. А жизнь самуи – всего несколько минут.

- Отчего бабочки такие яркие? В брачный период самцы и самки по окраске находят друг друга. Иное назначение окраски - испугать, предупредить или обмануть врагов.

- Есть ли польза от бабочек, как вы думаете? Конечно, это шёлк. Делать шёлк научились в Китае. Согласно легенде, однажды императрица Си Ли - шин пила чай и ей в чашку с тутовника упал кокон шелкопряда. В горячем чае кокон размок, поэтому пытаясь достать его, императрица вытянула шёлковую нить. Взрослые гусеницы выделяют тончайшую нить и плетут из неё шёлковый кокон. С каждого кокона разматывают примерно 900 м нити. Так получают шёлк-сырец, из которого делают шёлк.

-Есть ли от бабочек вред? Иногда, при благоприятных условиях, насекомые чрезвычайно быстро размножаются и набрасываются на растения, которые человек посадил для своих потребностей. В 20-ых годах, в Германии в катастрофически больших количествах размножилась гусеница совки-гаммы. Голодные гусеницы пошли по земле сплошной массой, из-за которой приходилось останавливаться поездам. После них поля оставались голыми.

-Бабочки бывают самых разных размеров. Размах крыльев величайшей бабочки на свете - южноамериканской ночницы – около 30 см.

Самые мелкие виды бабочек относятся к семейству молей-малюток. Размах их крыльев всего лишь 3 мм. Некоторые бабочки способны преодолевать огромные расстояния. Отдельные виды способны пересекать даже Атлантический океан. О бабочках ещё много можно рассказать интересного, но нас конечно, больше всего поражает необыкновенная красота этих насекомых.

б) практическая часть занятия:

Итак, начнём нашу работу.

Внимание на экран. Давайте посмотрим порядок разметки отверстий и заполнения угла.

Вы получили картонки с разметкой. Стороны углов разделены на равное количество отрезков.

Расположив на кусочке поролона картон, с помощью булавок проколите отверстия в размеченных точках. Введите иглу в отверстие, соответствующую точке 1 с изнаночной стороны и протяните нитку до упора. Определите отверстие на другой стороне угла, соответствующую точке 2. Вколите иголку в это отверстие с лицевой стороны и сделайте стежок между точками 1 и 2 на лицевой стороне. По изнаночной стороне сделайте короткий стежок в точку 3, затем в точку 4 на лицевой стороне и так далее . . .

(Детям показывается схема)

( Звучит фоновая музыка)

Второй угол делаем также и получаем крылья нашей бабочки. А туловище с усиками можно сделать другим цветом, прокладывая стежки по контуру рисунка.

в) Оздоровительно-динамическая пауза.

В процессе практической работы проводится оздоровительно-динамическая пауза.

- Ребята, давайте на минуту отвлечёмся от работы и сделаем знакомое вам упражнение из американской гимнастики для мозга, для сосредоточения внимания. Найдём точки под ключицами и помассируем их.

4.Анализ работы.

Итак, мы закончили нашу работу. Давайте посмотрим на результаты. И давайте ещё раз вспомним, как же называется техника, в которой мы выполнили данную бабочку. Молодцы, техника называется – изонить.

5.Подведение итогов.

Скажите ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Понравилась ли вам новая техника?

Итак, сегодня мы познакомились с новой техникой изонить, освоили приём заполнения угла, узнали много интересного из жизни бабочек, и изготовили небольшое панно.

На следующих занятиях мы продолжим освоение других приёмов данной техники.

Изонить - это очень красивое рукоделие, которым могут заниматься как взрослые, так и дети. Развивается творческое и абстрактное мышление, воображение и фантазия; способствует усидчивости, появляется больше терпения и внимательности.

Цель: познакомить детей с техникой изонить; Научить детей отличать лицевую сторону и изнаночную сторону изделий; обучать практическим навыкам шитья, развивать глазомер, ловкость рук, пальцев. Упражнять вдевать нитку в иголку.

Для работы нам понадобится:

- плотный картон, заготовка рисунка бабочки;

- иголки для вышивания в технике "изонить".

Для начала нужно нарисовать шаблон на плотном картоне. Затем по контуру рисунка прокалываем нужное количество дырочек толстой иголкой (это лучше сделать взрослому)


Подписываем дырочки цифрами (направление шитья)


Затем дети начинают шить.




Шитье начинается с цифры один и, продолжая счет, дети создают образ.

Бабочку дети начали шить с усиков


Затем перешли к шитью крылышек. Их можно было создать из одного цвета, но девочки решили сделать их разноцветными.






Читайте также: