Право лево конспект для дошкольников

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
konspekt_po_matimatike.docx 23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 4 города Балтийска.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП

Цель: Развивать пространственные представления: справа – слева, сзади – спереди. Упражнять детей в определении расположения предметов – на , под. Повторение, и закрепление знаний о геометрических фигурах.

Математические задачи: Развивать внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию на листе.

- Повторение и закрепление геометрических фигур.

- ориентация во времени (сезонные изменения в природе).

- Закрепление предлогов на, под.

- Овощи (классификация и обобщение)

- Признаки зимы (холодно, лед, мороз, снег)

- Признаки весны (тепло, солнце пригревает, все тает)

Фланелеграф, пособие для наглядности воспитателя из геометрических фигур, конверты с раздаточным материалом для каждого ребенка, листы бумаги формата А-4. Рисунки с веселыми и грустными смайликами круглой формы. Рисунки с овощами для игры.

Тому, кто справа, улыбнись.

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа руку дай

Тому, кто слева руку дай

Теперь на месте ты шагай

Тот, кто справа обними

Тот, кто слева обними

Ну вот и все закончилась игра

На математику пора

Тут затеи и задачи

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу в добрый час.

- А вы знаете, как определить, где правая сторона, а где левая?

Посмотрите на свои руки и скажите, которая из них левая, а которая из них правая? (дети показывают, где левая рука, а где правая).

Воспитатель: дети вы молодцы правильно определили, какая сторона левая а какая правая.

Воспитатель: Давайте все вместе встанем в одну линию и посмотрим с какой стороны находится дверь?

Воспитатель: С какой стороны находятся окна в нашей группе?

Дети: Сзади, спереди.

Воспитатель: А теперь немного вас запутаю ребята, давайте дружно все встанем вдоль стола. Дверь у нас оказалась с какой стороны?

Воспитатель: А окна теперь с какой стороны оказались?

Дети: Справа и слева.

Воспитатель: Молодцы ребят, ловко вы решили трудную задачу!

К нам сегодня в гости пришли новые слова: на, под. Мы сейчас с этими словами поиграем.

Воспитатель: Ребята вы молодцы! Поиграли мы на славу! А кто мне скажет, какое сей час время года?

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на две избушки? Может кто -то из вас знает из какой сказки они?

Воспитатель: Да верно вы угадали, посмотрите, пожалуйста, из чего построена лисья избушка?

Дети: Из снега и льда.

Воспитатель: Правильно ребята. А из чего построена заячья избушка?

Дети: Из дерева и досок.

Воспитатель: Молодцы ребята! А кто мне скажет, после зимы, какое время года придет к нам?

Воспитатель: Верно. А что случится с лисьей избушкой?

Дети: Она растает и превратится в лужу.

Воспитатель: Да это точно. Весной лисья избушка исчезнет с первыми весенними теплыми деньками. Ребята посмотрите вот на это панно, совсем пустое оно. Какого оно цвета?

Воспитатель: Правильно. А панно не простое, а волшебное, сказочное. Оно нам с вами поможет построить заюшкину избушку из геометрических фигур. Я вас всех приглашаю к столу на понравившиеся места. Для каждого из вас я приготовила конвертик с заданьем и лист бумаги, на котором вы будете выкладывать геометрические фигуры. Для того чтобы начать работу мы с вами сначала разомнем наши пальчики.

На пенечке зайка спит (ладошки вместе под щечку положили)

И ушами шевелит (ладошки над головой, изображение заячьих ушей)

Тут он вдруг поднялся (руки вверх)

И проголодался (погладили живот)

Съел капустный он листок, (загибаем мизинец)

Съел морковки сладкой, (загибаем безымянный палец)

И погладив свой живот, поскакал вприсядку (пальчиками поскакали по поверхности стола)

Воспитатель: Ребята, а кто мне из вас скажет, из каких геометрических фигур можно построить домик? Давайте все вместе подумаем. На какую геометрическую фигуру похожи стены?

Воспитатель: Правильно, положите, пожалуйста, квадрат в середине вашего листа. На какую геометрическую фигуру похожа крыша?

Воспитатель: Молодцы! Теперь возьмите, пожалуйста, треугольник и положите его над квадратом. Дети, что у вас получилось?

Воспитатель: Теперь возьмите, пожалуйста, круг и положите в правый верхний угол. На что похож этот круг?

Дети: На солнышко.

Воспитатель: Верно. (Еще раз воспитатель повторяет с детьми геометрические фигуры, которые использовались при выкладывании домика). Дети, а из каких геометрических фигур можно составить елку?

Воспитатель: А сколько нужно поставить треугольников, чтобы получилась красивая елка?

Дети: Можно два, а можно три треугольника. Кто мне покажет, как правильно расположить елку? (выходит ребенок и показывает всем)

Воспитатель: Правильно. Теперь ребята, вы у себя на листочках расположите елку точно так же, как нам показал Дима. Поставим один треугольник слева от домика, над ним сверху поставим еще один треугольник, а потом еще один и получилась красивая высокая елка. Но нашей елке чего то не хватает? Посмотрите внимательно, не хватает ствола. На какую геометрическую фигуру он похож. У вас есть несколько вариантов ствола. На ваш выбор, какой ствол больше нравится? (дети кладут выбранную фигуру). Вот какой замечательный ствол получился у вашей елки. А теперь расставим животных. Зайца положим в нижний левый угол, а лису в правый нижний угол. Что, то глазки наши устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Мы гимнастику для глаз, (смотрим вдаль)

Повторяем каждый раз (моргаем глазами)
Укрепляем мышцы глаза, (круговые движения глазами)

Чтобы лучше видеть сразу (смотрим вверх, вниз, вправо, влево)

С заданьем все справились, молодцы ребята.

Посмотрите, что-то зайка задрожал от холода, давайте ребята все вместе поможем ему согреться.

Зайке холодно сидеть (присели на корточки)

Нужно лапочки погреть (греем ладони)

Лапки вверх, лапки вниз (ладони поднимаем вверх, опускаем вниз)

На носочки подтянись (встаем, подтягиваемся на носочки)

Лапки ставим на бочок (ладони ставим на поясе)

На носочках скок-скок-скок, (прыгаем на месте на носочках)

А затем в присядку, чтоб не мерзли лапки ( приседаем, каблучок).

(Все остаются на своих местах в кругу, воспитатель на подносе предлагает детям взять смайлик круглой формы с улыбкой и несколько смайликов с грустным выражением лица, дети выбирают себе смайлик по настроению, которое сложилось в течение всей непосредственной образовательной деятельности, воспитатель подводит итог занятия, задавая вопросы детям).

Воспитатель: Мы сегодня с вами научились ориентироваться в нашей группе, а также мы научились распознавать, в какой стороне у нас находится дверь, окно, мебель. Узнали где левая сторона, и где правая , где сзади , где спереди.

С какими новыми словами мы с вами познакомились? (ответы детей).

Какие геометрические фигуры нам сегодня с вами помогли сделать такую красивую картину?

Дети: Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель: Все вы ребята сегодня хорошо потрудились, теперь вы можете присесть за стол и разукрасить веселые смайлики в понравившиеся вам цвета.

Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Задачи:

- формирование знаний и умений различать лево и право;

- развитие моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

- формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе).

Барабанит
Полтора часа
Подряд!

("Весёлые картинки", 1981, №11)

Воспитатель и дети останавливаются.

Воспитатель: Дети, мне кажется, чтобы нам маршировать было веселее нам нужен барабан. Как вы думаете?

Воспитатель: А где же нам взять барабан?

На полу лежит бумажка, воспитатель обращает внимание детей на это. Затем поднимает эту бумажку.

Воспитатель говорит, какую руку поднять и поправляет ребят, которые показывают руки неправильно.

Воспитатель: Нет, так нам не найти барабан. Надо чтобы мы все знали, где лево, а где право. Давайте будем учиться различать лево и право. Подойдите ко мне, я каждому навяжу на правую руку ленточку.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Теперь поднимите правую руку.

Дети поднимают руки.

Воспитатель: Запомните, сторона, с которой у вас находится ленточка, правая. На этой стороне у вас – правая рука и нога, а где нет ленточки – это левая сторона, левая рука и левая нога.

Воспитатель: Давайте споем песню про левую и правую ногу. Смотрите на меня, повторяйте движения и следите, за тем, какой рукой вы делаете движения.

Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу).
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые холодные
Идут они едва (медленно ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Вдруг левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе).
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит ( то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая (ударить левой рукой по колену) бежит домой
И правая (ударить правой рукой по колену) бежит.
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им (воспитатель вытягивает две руки вперед и обращается к детям за помощью)!

Дети сначала показывают, где у них левая и правая руки, потом помогают воспитателю.

Воспитатель говорит, какую руку поднять, затем усложняет задание, просьбой показать еще и правую и левую ноги. Когда все ребята перестанут путаться, воспитатель останавливает игру.

Дети показывают путь.

Пройдя путь по инструкции, дети с воспитателем находят коробку с барабаном.

Воспитатель: Молодцы! Давайте каждый попробует поиграть на барабане, а потом я возьму барабан, и мы с вами под его звук снова будем маршировать.

Тема Пространственные отношения, слева, право.

Цель Создание социальной ситуации развития детей в позновательно исследовательской деятельности по средствам закрепления пространственных отношений, с лева и право.

Задачи Создать условия для упражнения детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.

-Создать условия для закрепления навыков ориентировки в пространстве, решении простых задачь.

- Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

- Создать условия для развития речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

- Закрепить словообразование (образование прилагательных).

- Повторить геометрические фигуры.

- Создать условия для воспитания у детей самостоятельности, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

Организация рабочего пространства Деятельность педагога Деятельность детей Условия социальной ситуации развития

В группу к нам вошла Маринка,

А за ней зашла – Иринка,

А потом вошел – Игнат.

Сколько было всех ребят?

- В каком порядке ребята входили в группу?

- Сколько девочек, мальчиков?

Садятся на стулья.

Подошли к воспитателю

Подошли к магнитной доске.

Стоят в рассыпную.

1. Пространственные отношения : правый, левый.

При обсуждении этого задания помою каждому ребенку уточнить для себя, какая рука у него правая, а какая – левая. (Для левши «главная рука – левая.)

- Оглянитесь вокруг себя. Что находится справа от вас, слева от вас?

Зову ребенка он выходит ко мне, поворачивается к группе спиной и по моей команде поднимает правую руку, затем левую руку. Остальные дети, сидя на своих местах, выполняют те же команды.

Зову др ребенка он поворачивается лицом к группе, и все выполняют те же команды.

- Что вы заметили?

2. Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Моргать обоими глазами

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторять ты не ленись.

Движения глаз в соответствии с текстом

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше буем сразу.

Широко открыть глаза.

- Какое сейчас время года? (Зима).

-Что медведь и ёжик делают зимой? (Спят)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Хвост пушистый – краса!

Летом ульи ворошит.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Вот и все готово для нашей картины. Давайте на магнитной доске составим картину. Я буду говорить, что где находится, а вы по очереди расставлять элементы картины.

Посередине лесной опушки растет ёлка. Заяц сидит слева от ёлки. Норка ежа справа от ёлки. Белка сидит прямо на ёлке. Лиса идет к ёлке справа, а волк идет от ёлки с лева. Берлога медведя находится за ёлкой.

Молодцы, справились заданием.

4. Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

пальцы рук ритмично соединяются в замок

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять,

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.

У каждого ребенка на столе лежат счетные палочки. Воспитатель предлагает выложить из них геометрические фигуры: треугольник, квадрат и прямоугольник.

- А теперь из построенных геометрических фигур выложите домик, поменяв две палочки местами.

- Мишка, мишка - косолапый

Покажи дорогу нам.

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Хлопай правою рукой,

Хлопай левою рукой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

У каждого ребенка на столе геометрические фигуры – красный круг, синий треугольник, зеленый квадрат, желтый овал.

- Рассмотрите фигуры, которые лежат на столе. Назовите их.

- Из чего сделаны круг и треугольник? (Из картона). Значит они какие? (Картонные). А квадрат и овал (Бумажные)

- Положите перед собой желтый овал, справа от него – синий треугольник, а слеваот овала – зеленый квадрат.

- Какая фигура осталась? Выберите для нее место и назовите, где она лежит.

В это время можно оценить уровень усвоения каждым из них пространственных отношений левый, правый.

Выполняют поручение воспитателя

Отвечают на заданное задание

Играют, выполняют задания.

Выходят поочередно расставляют картинки.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Играют, выслушивают задание.

Выполняют задание самостоятельно.

8. Итог занятия.

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями, и я приготовила для вас сюрприз, но чтобы его найти, до него надо дойти!

Шаг направо,

Три на лево,

Пять шагов пройди вперед,

Оглядись по сторонам

И сюрприз отыщешь сам!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : закрепить пространственные представления : справа – слева , сзади – спереди. Упражнять детей в определении расположения предметов – на, под.

Образовательные : у чить различать и называть пространственные отношения: справа – слева, упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные: в оспитывать интерес к математике.

Оборудование : Листы картона, формата А4 с наклеенным облаком по середине. Заготовки геометрических фигур. Конверты с раздаточным материалом на каждого ребёнка.

Тому, кто справа , улыбнись.

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа руку дай

Тому, кто слева руку дай

Теперь на месте ты шагай

Тот, кто справа обними

Тот, кто слева обними

Ну вот и все закончилась игра

На математику пора

Тут затеи и задачи

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу в добрый час.

Воспитатель:

- Ребята к нам в гости пришли Незнайки и Буратино, они у нас неслучайно, эти сказочные герои пришли к нам за помощью. Буратино и Незнайка решили навестить своих друзей из других сказок и заблудились, так как совсем не знают, где правая, а где левая сторона. Незнайке нужно поехать направо на автомобиле, а Буратино решил полететь налево на самолёте.

- А вы знаете, как определить, где правая сторона , а где левая?

Посмотрите на свои руки и скажите, которая из них левая, а которая из них правая ? (дети показывают, где левая рука, а где правая ) .

Послушайте стихотворение В. Берестова:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал,

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

“ Победа!”-раздался ликующий крик:

Где право, где лево – узнал ученик.

- Ребята, но не всем в нашей группе удобно всё делать правой рукой Семён и Кирилл у нас всегда пользуются левой рукой, поэтому вам ребята нужно запомнить, что вы пишите и кушаете левой рукой, а не правой.

А мы с вами вспомнили сегодня, где право, где лево? Как вы думаете, наши сказочные герои теперь не заблудятся? Еще раз поднимите правую руку, левую руку.

Игра на внимание.

- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т.д. ( темп можно убыстрять).

Воспитатель : дети вы молодцы правильно определили , какая сторона левая а какая правая .

Воспитатель : Давайте все вместе встанем в одну линию и посмотрим с какой стороны находится дверь?

Дети : Справа .

Воспитатель : С какой стороны находятся окна в нашей группе ?

Дети : Сзади, спереди.

Воспитатель : А теперь немного вас запутаю ребята, давайте дружно все встанем вдоль стола. Дверь у нас оказалась с какой стороны?

Воспитатель : А окна теперь с какой стороны оказались?

Дети : Справа и слева .

Воспитатель : Молодцы ребят, ловко вы решили трудную задачу!

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

А теперь давайте отправим наших гостей Незнайку и Буратино к своим друзьям, для этого я вам раздам заготовки, а вам нужно будет приклеить транспорт в нужном направлении. Обратите внимание, посередине листа у нас с вами приклеено облако, ориентироваться нужно на него. Напоминаю, Незнайке нужно поехать направо на автомобиле, а Буратино решил полететь налево на самолёте.

Воспитатель : Молодцы ребята! Помогли друзьям. А расскажите какой ещё вы воздушный транспорт знаете? Наземный? А какие ещё виды транспорта бывают?

Какие геометрические фигуры нам сегодня с вами помогли сделать такую красивую картину?

Принципы формирования у дошкольников пространственных представлений

Моделирование полной и адекватной картины мира в сознании ребенка невозможно без формирования знаний о пространстве, взаимосвязи предметов между собой и о своем месте в этом самом пространстве. Помимо представлений о величине и форме, дети осваивают способы ориентирования с помощью определения направления: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади и т.п.

Самую большую путаницу вызывает необходимость определить право-лево. На первый взгляд, просто. В чем проблема, спросите вы? Научится различать со временем. Но скажу как педагог, если не уделить этому вопросу достаточно времени до школы, то в первом классе ребенок будет испытывать сложности на уроках по математике, физкультуре, хореографии. Необходимость сообразить, где правая рука или нога, вызовет задержку с ответом или действием.

левая и правая

И вот день за днем это отставание станет причиной тревожности, закомплексованности и т.п. Напугала вас? Простите, но без нормального освоения предметного и социального пространства трудно чувствовать себя уверенно. Сделайте это для своих детей – научите их без запинки определять правое и левое направление.

Ориентировка формируется у малышей поэтапно: сначала на себе, своем теле ребенок учится различать эти понятия. Затем осваиваются пространственные представления по ориентирам из окружающей среды. Дальше ребенок начинает воспринимать вербальные определения по направлениям, а потом наступает этап применения полученных знаний в реальном пространстве и на плоскости.

Итак, становится понятно, почему обучение двум основным направлением начинается с определения, где рука правая, а где – противоположная. Затем тренируемся определять месторасположение предметов относительно других предметов или ориентиров (справа от стола, налево от двери), попутно учимся отражать пространственные представления в речи.

Задания по теме

А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании где право, а где лево:

1. Игра с лягушкой — здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета — правые в синий, левые в красный.



2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.



3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.


4. Здесь нужно определить какие живут в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.


5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.


6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.


7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.


8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?


9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.


10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий ПРАВО и ЛЕВО.


11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.


Приемы обучения ориентировке

Начиная с самого раннего возраста, можно и нужно декламировать потешки при выполнении массажа, зарядки. И уже сейчас акцентировать внимание на правой ручке, левой ножке. Это отложится в памяти малыша. Годам к двум ребеночек готов к тому, чтобы научиться определять по своим ручкам и ножкам эти два направления. Самое логичное: во время любых ежедневных дел проводить небольшие тренировки.

дети

Примерно так: возьмем ложечку в правую ручку, хлебушек – в левую. Ушибся? Какая ножка болит: правая или левая? Сейчас поцелую правую щечку, теперь левую и т.п. Если спонтанное обучение не дало реальных результатов к среднему дошкольному возрасту, займемся целенаправленно.

Повяжем ленточку на правую руку и проведем серию обучающих мероприятий:

Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,

И опять ее – вперед, и немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги! По-во-ра-чи-вай-ся!

В этой песенке хорошо то, что можно подставлять слова: противоположную ручку, затем нога пойдет в пляс.

Вот – левая и правая (протягиваем по очереди ручки вперед ладошками вверх)

Их только так зовут (поднимаем обе ручки вверх)

Подружки неразлучные всегда вдвоем идут (шагаем на месте)

Вот правая и левая вдвоем гулять пошли (шагаем, высоко поднимая колени и хлопая ладошками по коленкам)

И вдруг ужасного зверька нашли (остановились)

Вот левая и правая домой рванули вмиг! (машем ладошками)

Смотрите: обе тут (протягиваем руки вперед)

Но только позабыли, как их теперь зовут (пожимаем плечиками)

Где правая, где левая, не разобрать самим (протягиваем поочередно руки вперед)

Скорее посмотрите и подскажите им! (теперь дети самостоятельно называют).

Упражнения

Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?

Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми. До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется. Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.

Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.

Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.

Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.

И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок. Играйте, ведь мир познается человеком в игре, — так говорили древние!

Дидактические игры на ориентировку

С детками среднего и старшего возраста нужно проводить дидактические забавы на закрепление умения без запинки определять противоположные руки-ноги, а также органы на обеих половинах тела (правое плечо, левое ухо и т.п.) Кроме того, приступаем к пространственному ориентированию и определению направления по отношению к предметам.

ходилки

Нравится детям такая забава: закрываем глаза, ведущий звонит колокольчиком, а дети определяют, откуда слышен звук и называют сторону направления.

Для старших дошкольников также полезной будет работа со схемами-инструкциями. Нарисуйте схему комнаты и стрелочками укажите, куда двигаться в поисках загаданного предмета.

Кроме того, стоит использовать на пользу развивающие возможности планшетов и других гаджетов: вместо пустых игр найдите ребенку забавки на пространственную ориентировку.

Итак, надеюсь, ваши детки легко и просто научатся различать направления и ориентироваться в пространстве. А вас попрошу выполнить мою стандартную просьбу: поделитесь, знаете, чем и подпишитесь, известно, на что…

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево.

Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:

  • надеваем сапожок на правую ножку,
  • надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Запоминание

Визуальные подсказки

Большой и указательный пальцы левой руки образуют букву L.

Кинестетические подсказки

Самое простое — предложить ребёнку вспомнить, какой рукой он держит вилку или карандаш. Если вам нужно щёлкнуть пальцами, какой рукой вы это сделаете? Какую руку протянете, чтобы поздороваться? Кстати, такого рода мысленные действия развивают проприоцептивную дифференциацию (этим красивым выражением называется способность отличать вещи с помощью внутренних телесных ощущений). Со временем в воображаемых действиях может отпасть необходимость — человек просто сразу будет чувствовать, где у него лево, а где право.

Ребёнок рисует карандашом.

Логические подсказки

Если ребёнок уже умеет читать, то поможет ещё такой приём: первая буква любого слова на русском языке всегда слева, а последняя — всегда справа. Запомнив это, можно представлять себе любое слово и быстро сориентироваться, с какой стороны у него первая буква, а с какой — последняя. То же самое можно делать с письмом: пишем мы тоже всегда слева направо.

Ребёнок читает книгу.

Постепенно научиться определять лево и право без подсказок помогают разные практические занятия:

Читайте также: