Конспект занятия по экологии овощи и фрукты

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект экологического занятия

Цель: дать детям знания об овощах и фруктах , витаминах, об их свойствах и роли в организме человека.

Задачи: - систематизировать и обобщать представление детей о пользе овощей и фруктов;

- закреплять и углублять знания детей о значении витаминов;

- воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

Материалы и оборудование:

Ход занятия

Педагог: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в удивительную страну, которая называется Витаминия. Если вы будите очень внимательными, постарайтесь побольше узнать и запомнить, эти знания пригодятся вам, чтобы быть здоровыми.

Витаминия – волшебная страна и попадем мы туда на волшебном ковре самолёте.

– Ребята, усаживайтесь удобнее и приготовьтесь к полету. Расслабьтесь, закройте глаза. Мы летим высоко. Приятно греет солнышко, ветер обдувает наши лица. Мы летим. Я теперь открывайте глаза.

- Мы с вами попали в страну Витаминию. Витамины это такие вещества, которые помогают детям, расти крепкими и здоровыми. И растения и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек делать не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей. Очень много витаминов содержится во фруктах и овощах, а так же в других продуктах питания, которыми питаются люди. И если ребенок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растет.

- Где живут витамины? (В продуктах питания.)

Прикрепить к доске картинку с продуктами.

- Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт. А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? ( Летом и осенью ). Почему? ( Потому что летом и осенью растут ягоды, фрукты, овощи ).

- А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах, витамины – таблетки продаются в аптеках. ( Показ ).

- Особенно богаты витаминами овощи и фрукты. ( Прикрепляется картинка с овощами и фруктами к доске ).

- Назовите овощи и фрукты, которые вы знаете и любите. ( Дети перечисляют ).

- У каждого витамина есть свое имя. Хотите познакомиться с ними. ( Да )

Растет краса – зеленая коса,

В земле вся рыжая сидит,

Когда жуешь ее, хрустит. ( Морковка ).

( Помидор, вишня, яблоко, облепиха, морковка, персик, абрикос, тыква ).

- Молодцы. Ребята, а вы умеете определять на вкус, фрукты и овощи. ( Да ).

В коричневом кафтане,

В земле сижу с друзьями.

Кто лопатой копнет –

Меня найдет. ( Картофель )

( Горох, гречка, овсянка, сыр, картофель, рыба. Черный хлеб и в грецких орехах ).

Физ. минутка.

Пейте все томатный сок, Ходьба на месте

Кушайте морковку! Руки к плечам, руки вверх.

Все ребята будете руки на пояс, наклоны в сторону

Крепкими и ловкими руки на пояс, приседания.

Грипп, ангину, скарлатину - руки на пояс, прыжки

Все прогонят витамины! ходьба на месте.

- Ребята, фрукты приготовили для вас задание. Но сначала давайте подумаем, как отличить фрукты от овощей? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи – в огороде. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи – нет, хотя сладковатая морковь – овощ.)

- Фрукты приготовили для вас кроссворд. Давайте вместе его разгадаем.

hello_html_m350f385.jpg

1. Ягода известная
Прозрачная, полезная
Этой ягоде я рад,
Это вкусный… (Виноград)

2. Младший брат апельсина (Мандарин)

3. Маленькая печка с красными угольками (Гранат)

4. Какой плод человеческим именем величается? (Груша)

5. Яркий, кислый, налитой,
Весь в обложке золотой (Лимон)

6. Желтый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин)

7. Диковинка заморская
С зеленым хохолком.
Не растет у нас
Полезный… (Ананас)

8. Как назвать это все одним словом? (Фрукты)

Дети вписывают слова и получают слово "ВИТАМИНЫ".

- Вот и подходит к концу наше путешествие и нам пора возвращаться.

- Ребята, вот мы и прилетели. В стране Витаминия мы увидели и узнали много интересного.

Цель: формировать у детей умение различать овощи и фрукты.

1. Формировать представление детей об овощах и фруктах, умение их классифицировать.

2. Дать представления о способе произрастания овощей и фруктов.

3. Продолжать знакомить с элементами русского народного фольклора – загадками.

4. Развивать у детей речь, внимание, память, мелкую и общую моторику.

5. Поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний.

6. Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

7. Воспитывать интерес к выращиванию овощей и фруктов, желание помогать взрослым на огороде.

8. Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

9. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребятки, какое сегодня доброе утро! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, предлагаю поздороваться!

Здравствуйте, ладошки! (Хлоп-хлоп-хлоп)

Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)

Здравствуйте, щечки! (плюх-плюх-плюх)

Здравствуйте, губки! (чмок-чмок-чмок)

Здравствуйте, зубки! (щелк-щелк-щелк)

Здравствуй, мой носик! (бип-бип-бип)

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Воспитатель: Молодцы! А теперь, ребята, скажите мне, пожалуйста, а какое сейчас время года?

Ведущий: А как вы это узнали? Что изменилось в природе (на улице?

Дети: Листья опали, цветы завяли, идут дожди часто, снег падает, на улице холодно.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а что люди делают в огороде осенью?

Дети: собирают овощи.

Воспитатель: На огороде, в саду растут овощи и фрукты, и люди осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Ребята! А я знаю, Аделина приготовила для нас стихотворение про фрукты. Расскажи нам, пожалуйста.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Рома, расскажи свое стихотворение.

Баба Таня чистит лук

Убежал из кухни внук

Он хоть мал, но твердо знает

Лук за глазки покусает.

У морковки красный носик,

Сочный, вкусный, сладкий плод.

А зелёный пышный хвостик

Кто лежит такой пузатый

И в рубашке полосатой?

Это вам не пустячок,

Это чудо — кабачок!

Это барыня — капуста

Завернула листья в шар.

Так сказал нам кулинар.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, мне сегодня утром пришло говорящее письмо. Давайте послушаем (включаю аудио).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь бабушке Клавдии? (да) Какие добрые дети! А как мы можем ей помочь?

Дети: Поможем найти и разделить по корзинкам овощи и фрукты.

Воспитатель: А на чем мы можем поехать в гости к бабушке Клавдии? (Поезд, самолет, автобус, машина). Ребята, предлагаю Вам сегодня поехать на поезде. Вставайте друг за другом, держите друг друга за талию, построились и поехали! Я буду машинистом. Посмотрите, какой у нас длинный поезд получился. Ну что, заводим мотор-р-р. (Включаю аудио поезда).

Становитесь длинной змейкой,

Пойдем по узенькой дорожке,

По извилистой тропинке

мы идем в осенний огород.

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

Ведущий: Здравствуй, бабушка! Вот мы и приехали тебе помочь. Ой, ребята, посмотрите, а вот и огород!

Урожай удался на славу, только все перепутано! Здесь и овощи и фрукты! Ребята, а Вы знаете, чем отличаются овощи и фрукты? А знаете ли Вы, на чем растут овощи и фрукты? А вы все названия овощей и фруктов знаете? Проверим?

(Слайды на ноутбуке) А это что? А это? Фрукт или овощ?.

Молодцы. А теперь проверим, чья команда правильнее выполнила задание. Вы большие молодцы.

Воспитатель: А вот еще одно задание от бабушки Клавдии. Загадки! Поможем отгадать? (слайды на ноутбуке).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, и с этим заданием справились!

Ребята, мы же с вами знаем огородно-хороводную игру, предлагаю повеселиться и бабушку Клавдию пригласим на танец!

Раз, два, три, в круг скорее выходи.

Воспитатель: Молодцы! Похлопаем друг другу.

Воспитатель: Как мы красиво пели и танцевали. А что же нам скажет бабушка Клавдия?

Воспитатель: А теперь нам пора вернуться в детский сад. Возвращаемся на нашем поезде.

(аудио поезда).

Воспитатель: Ребята, вы многому сегодня научились и осталось нам раскрасить картинки, которые подарила вам бабушка Клавдия. Садитесь на свои места, Раскрашивайте мелками аккуратно, старайтесь не выходить за контур. Что раскрашивает Влад, а что раскрашивает Амирхан, а Аделина? А это фрукт или овощ? Каким цветом?

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы меня сегодня очень порадовали. Ребята, а что мы сегодня с Вами делали? А во что мы играли сегодня? Что вам больше всего понравилось? А что Вам было трудно?

Дети: ездили на поезде, играли с овощами и фруктами, танцевали, раскрашивали.

Воспитатель: Все у нас сегодня хорошо занимались. ВЫ научились различать фрукты и овощи. А теперь давайте уберем на место мелки, а Ваши раскрашенные картинки мы сможем разрезать на аппликации и сделать из них поделку. А вечером Вы сможете рассказать своим родителям о нашем путешествии к бабушке Клавдии.

Всем большое спасибо!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представлений о фруктах и овощах.

Задачи: Закрепить понятия, что фрукты растут в саду, а овощи в огороде;

- Учить описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма, вкус, где растет, какой на ощупь, что можно приготовить?

- Формировать познавательный интерес;

- Развивать мелкую моторику рук.

Словарная работа: огурец- ?ияр, груша- алм?рт

Ход занятия:

Воспитетель вместе с детьми выходят в центр группы и встают в круг.

В: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло чтобы посмотреть как мы умеем работать на занятии. Давайте поприветствуем наших гостей:

Станем рядышком по кругу

Нам здороваться ни лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

- Ребята, когда я шла в детский сад, встретила почтальона Печкина и он вам передал посылку. Но я даже не могу представить что же там внутри?

Воспитатель выставляет в центр круга стул с сундуком накрытый расписным платком. Затем убирает платок и рассматривают вместе с детьми сундук.

- Эта посылка необычная….(включается музыка волшебная). Открывается сундук а внутри конверты разноцветные в которых находятся картинки овощей и фруктов. Воспитатель загадывает детям загадки, а отгадки показывает ребятам. Конверты определенного цвета, соответствующего фрукта или овоща.

1) Круглое румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (Яблоко) красный цвет конверта

2) Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож (груша ) зеленый цвет конверта

3) С оранжевой кожей

На мячик похожий

Но в центре не пусто

А сочно и вкусно (Апельсин) оранжевый цвет конверта

4) Растут на грядке

И зовут их (огурцы) зеленый цвет конверта

5) Над землей зеленый хвост

Под землею красный нос

Зайчик уплетает ловко

Как зовут ее? (морковка) оранжевый цвет конверта

6) Ярко-красные томаты

На кустах ведут дозор

Приготовим мы салат

Скажем вкусный….(помидор) красный цвет конверта

- Молодцы! Умеете отгадывать загадки. Теперь мы положим наши картинки в сундук и посмотрим что с ними произойдет. Воспитатель ложит картинки и играет волшебная музыка. Открывают сундук и картинки превратились в настоящие овощи и фрукты. Все это выкладывается на тарелку.

Почтальон еще придумал нам задания, но для этого нам необходимо разделиться на центы: огурцы и груши. Воспитатель проходит с тарелкой к детям, где вырезанные груши и огурцы из цветного картона. Ребята сами выбирают что им больше нравится и затем глазами ищут где их цент и проходят к нему.

Центр Груши (самостоятельный )

На столе рамка в центре картинка груша

Дети украшают эскизы огурцов и груш облепленных пластилином цветными макаронами. Зелеными макаронами украшают огурец и желтыми украшают груши. В конце своей прищепкой прикрепляют к готовой работе и кладут на поднос.

Центр Огурцы (основной)

На столе в центре рамка с картинкой огурца

Дети работают по схеме, ребята выбирают по желанию себе овощ или фрукт и по образцу воспитателя рассказывают про него.

Образец. Воспитатель рассказывает про яблоко: Это яблоко. Оно красного цвета. Яблоко круглой формы. На вкус яблоко сладкое. Оно растет на дереве, значит это фрукт. На ощупь яблоко твердое. Из яблока можно приготовить яблочный пирог.

Затем дети меняются центрами, когда воспитатель звонит колокольчиком.

Когда воспитатель провела работу со второй половиной детей, звонит в колокольчик. Ребята задвигают стульчики и проходят на рефлексию к другому столу где наклеены картинки сада и огорода. Ребята берут все свои работы ищут по прищепкам. У каждого ребенка своя картинка.

- Вы такие молодцы! А вы хотите показать свои работы родителям? (Да!)

Я для вас приготовила необычную выставку. Сейчас вы свои работы поместите в нужное место.

Куда мы груши поместим? (в сад на дерево – это фрукт). Куда вы поместите огурцы? (в огород на грядку – это овощ)

Что еще может расти на дереве? (ответы детей)

Что еще может расти в огороде? (ответы детей)

Ребята, за то что вы так хорошо поработали на занятии вам почтальон Печкин прислал подарок фруктовое дерево. Теперь это дерево необычное будет стоять у нас в группе и радовать нас!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширить представления об овощах, воспитание к своему здоровью. Создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

- расширить представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и варёном виде, из них можно изготовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья;

- рассказать про овощи – какие они (по цвету, форме, вкусу), почему их нельзя спутать с другими овощами;

- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста овощей, их пользе (источник, витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания).

Развивающие задачи:

- развивать память, мышление, формирование навыков учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей- овощами;

- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Материал: Корзина средних размеров, натуральные сырые мытые овощи: по 1-2 плода картофеля, моркови, свёклы, маленький кочан капусты, петрушка, лук, чеснок, перец, баклажан, кукуруза; плакат с изображением овощей; фартуки.

Методика проведения:

Ритуал начала занятия. (музыкальное сопровождение).

Цель: Создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Хочу сообщить вам, что к нам в гости едет Русская Барыня с ярмарки. В дверь стучат, появляется Русская Барыня с полной корзиной овощей.

Русская барыня. Здравствуйте, дети! Я приехала к вам, чтобы подарить вам целую корзину разных овощей. Я хочу, чтобы вы были здоровы. Ведь они очень полезные для здоровья!

Воспитатель. Каждый из этих овощей не только вкусный, но и очень полезный для нашего организма. Чем же полезны овощи? Давайте вспомним.

Дети. В них много витаминов и других полезных веществ, которые помогают быть нам сильными и здоровыми.

Воспитатель. Овощи - это плоды растения. Овощей много и все они разные.

Воспитатель. Ребята, скажите, а где растут овощи?

Дети. Овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке.

Воспитатель. Молодцы ребята!

Воспитатель. А сейчас ребята, давайте узнаем какие овощи нам хочет подарить Русская Барыня.

Русская Барыня. Но, чтобы узнать, вам нужно ребята отгадать загадки (загадывает загадки).

Русская Барыня. Слушайте внимательно загадку.

Летом в огороде,

А зимою - в бочке,

Дети. Это огурец.

Русская Барыня. Достаёт из корзины отгаданный овощ. Дети рассматривают и кладут овощ на стол.

(Воспитатель одевает на головы ребят шапочки овощей).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, а какого цвета огурец?

Дети. Огурец зелёного цвета.

Воспитатель. А какой он формы?

Дети. Он овальный, вытянутый.

Воспитатель. Ребята, какая поверхность у огурца, как вы думаете? Гладкая или шершавая? Потрогайте

Дети. Гладкая поверхность у огурца.

Воспитатель. Огурец твердый или мягкий?

Дети. Твердый

Воспитатель. Как вы думаете, огурец - овощ или фрукт?

Дети. Это овощ, он растет на грядке.

Воспитатель. Ребята, а как его можно есть?

Дети. В сыром виде, в салатах, можно засолить, замариновать. Воспитатель. Чем полезен огурец?

Дети. Огурец - помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит. Огурцы – кладезь витаминов и полезных свойств.

Русская Барыня. Слушаем следующая загадку:

Лето целое старалась –

А как осень подошла

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок сложим мы в бочонок.

Дети. Это капуста.

Воспитатель. Ребята, а какого цвета капуста?

Дети. Она светло-зелёная.

Воспитатель. А какого она размера, по сравнению с морковью и огурцом?

Дети. Она большая.

Воспитатель. Какой формы?

Дети. Капуста круглая.

Воспитатель. Ребята, скажите, а чего много у капусты?

Дети. Листочков.

Воспитатель. А чтобы узнать какие листочки на ощупь, потрогайте.

Дети. Гладкие с прожилками, твердые, сгибаются.

Воспитатель. Скажите ребята, а капуста, это овощ или фрукт?

Дети. Это овощ.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети. Овощи растут на грядках.

Воспитатель. Ребята, скажите, а как можно использовать капусту?

Дети. Ее можно есть в салате, варить, квасить.

Воспитатель. Чем полезна капуста?

Дети. Потому что, в ней много витаминов, полезных для нашего организма.

Воспитатель. Капуста ещё обладает целебными свойствами.

Русская Барыня. Слушаем следующая загадку:

Сидит в темнице

А коса на улице.

Дети. Это морковь.

Воспитатель. Скажите ребята, морковь твердая или мягкая?

Дети. Морковь твёрдая.

Воспитатель. А как вы думаете ребята, морковь - это овощ или фрукт?

Дети. Это овощ, потому что растет на грядке в огороде.

Воспитатель. Чем полезна морковь?

Дети. Она нужна организму для роста и для зрения.

Воспитатель. Как можно есть морковь, что из нее можно приготовить?

Дети. Можно есть в сыром виде, в салате, можно сварить в супе.

Русская Барыня. Ребята, какие вы все молодцы, все мои загадки отгадали. А теперь давайте посмотрим, как овощи могут менять форму на примере моркови.

Мы сейчас с вами проведём эксперимент с морковью.

(дети подходят к столу), натёрли морковь на тёрке в тарелку и с помощью марли выжили сок в стакан. Дети рассматривают сок, описывают цвет, пробуют на вкус.

Дети. Морковный сок, это жидкость оранжевого цвета, имеющая сладкий вкус.

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Русская Барыня. Я скажу вам ребята, что для здоровья очень полезно есть сырые овощи, так как в них много витаминов.

Воспитатель. Прежде, чем мы продолжим, проведём небольшую физкультминутку. Ребята, выходите на середину группы.

Цель: координация слов с движением.

Летом в огород пойдём,

Урожай там соберём.

1, 2, 3, 4, 5 начинаем собирать

Мы картошки накопаем.

Срежем мы качан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

Какой замечательный собрали урожай!

Воспитатель. Молодцы!

А сейчас давайте мы с вами поиграем.

Воспитатель. Ребята, вы должны отобрать те плоды, которые можно есть в сыром виде. (Воспитатель делит группу пополам). Итак, под музыку приступаем. Приготовились, начали!

Воспитатель обращает внимание детей на ботву. Показывает, что называется вершками, а что корешками. Воспитатель уточняет, что для здоровья очень полезно есть сырые овощи, так как в них много витаминов.

Воспитатель. А теперь давайте проверим, все ли справились с заданием.

Русская Барыня. Ребята, вы отгадали все мои загадки. Молодцы! Вы узнали, какие вкусные и полезные сырые овощи. Попросите своих мам почаще готовить вам салаты из сырых овощей. Овощи очень полезны, в них много витаминов, употреблять их можно, как в сыром виде, так и в варёном. Их можно консервировать. (Русская барыня прощается с детьми, желает им здоровья, обещает прийти ещё)

Воспитатель. Ребята давайте попрощаемся (звучит музыка).

Воспитатель. Молодцы ребята! Вы все меня очень порадовали своими знаниями, правильно отвечали на мои вопросы. На этом наше занятие ребята окончено. Всем спасибо!


В гостях Русская Барыня

Читайте также: