Право и закон конспект урока

Обновлено: 25.07.2024

3. Воспитывать правовую культуру, гражданско-патриотические чувства учащихся.

Оборудование: Карточки с заданиями, проблемными ситуациями, тестовыми заданиями.

Класс делится на 2 группы. Каждая команда представляет себя, выбирает капитана.

П. Мозговой штурм (тест, презентация, команды выполняют по очереди, за правильный ответ 1 балл).

1. Приведите в соответствие группы и конкретные права и
Свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ:

Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так

Каждый имеет право на образование;

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновен­ность;

Труд свободен; каждый имеет право свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

Каждый имеет право на жилище;

Каждый имеет право на жизнь;

Право частной собственности охраняется законом;

8) каждому гарантируется социальное обеспечение по воз­расту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для вос­питания детей и в иных случаях, установленных законом.

A. Гражданские права и свободы.

Б. Политические права и свободы.

B. Экономические права и свободы.

Г. Социальные права и свободы.

Ответ: А-3,6. Б-1.В-4, 7. Г-2,5, 8.

2. Закончите высказывание: “Комплекс отраслей права, регу­лирующих имущественные и иные отношения граждан и юридиче­ских лиц, защиту их индивидуальных интересов, называется…”

Ответ: частным правом.

3. К вопросам, определяемым трудовым договором, не отно­сится:

A. Срок действия трудового соглашения.

Б. Размер оплаты.

B. Взаимная ответственность сторон за выполнение соглашения.

Г. Гарантия неприкосновенности личности работника, ука­занная в законе.

4. Из перечисленного под понятие “административный про­ступок” подпадает:

А. Самовольное пользование водой из озера в промышлен­ных целях.

Б. Кража общественного имущества.

В. Неявка на госэкзамен.

Г. Плохое выполнение служебных обязанностей.

5. Из перечисленного к юридическому определению понятия
“преступление” не относится:

A. Общественно опасное деяние.

Б. Деяние, осуждаемое общественной моралью.

B. Деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

Г. Деяние, за которое Уголовным кодексом предусмотрено наказание.

6. Из перечисленного примером правонарушения является:

A. Отказ одного из супругов от совместного проживания в семье.

Б. Ложное свидетельство в процессе уголовного расследования.

B. Досрочный уход ученика из школы.

Г. Отказ избирателя от голосования.

7. Из перечисленного к трудовому праву не относится вопрос:
А. О продолжительности рабочего времени и времени отдыха.

Б. О разделе трудовых сбережений между разводящимися супругами.

8. Об определении порядка заключения договора о найме на работу между работодателем и наемным рабочим.

Г. О мерах взыскания к нарушителю трудовой дисциплины.

8. Из перечисленного к семейному праву не относится вопрос:

A. О правонарушении, допущенном совершеннолетним сы­ном главы семейства.

Б. О разделе трудовых сбережений между разводящимися супругами.

B. Об условиях заключения брака.

Г. Об ответственности родителей за воспитание ребенка.

9. Отрасль права, в которой определяется конкретный состав преступлений и наказание за них:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока обществознания в 9 классе

Учителя истории МБОУ Ёлкинской СОШ

Яковлевой Елены Викторовны

1. Образовательная: Формирование базисных знаний о государстве, праве, правах человека; познакомить учащихся с понятием , что такое юридическая ответственность и каковы её виды. правонарушение и преступление, выяснить их особенности.

2. Развивающая: продолжить работу по формированию умений анализировать предложенные ситуации, сопоставлять и соотносить их по категориям; навыков решения учебно -познавательных задач, а также ведения дискуссии и отстаивания собственной позиции.

3. Воспитательная : показать неотвратимость ответственности за совершение преступлений; сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Словарь урока : право, правонарушение, проступок, преступление, вина, юридическая ответственность, уголовная ответственность, презумпция невиновности.

План урока (40 мин.):

2. Юридическая ответственность: признаки понятия.

3. Виды юридической ответственности.

4. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Приветствие учащихся. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня эпиграфом к уроку будут слова Эпикура

Сегодня мы поставим перед собой вопросы, на которые постараемся дать ответы.

Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

1. Образовательная: Формирование базисных знаний о государстве, праве, правах человека; познакомиться с понятием, что такое юридическая ответственность и каковы её виды, правонарушение и преступление, выяснить их особенности.

2. Развивающая: продолжим работу по решения учебно -познавательных задач и предложенных ситуаций,

3. Воспитательная : показать неотвратимость ответственности за совершение преступлений; сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

2. Юридическая ответственность: признаки понятия.

3. Виды юридической ответственности.

4. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

6. Домашнее задание

Не смотря на то, что существуют юридические консультации, профессиональные юристы, к которым можно и нужно обращаться за помощью и советом. Законы надо знать! Не знание – приводит к правонарушению.

Ссылка на правовую неграмотность не смягчает вину.

Невежество в правовой области приводит к весьма печальным последствиям, как для личности, так и для государства.

Вернемся в наше время.

Вопрос: В каких основных документах изложены ваши на данный момент права и

обязанности школьников? ( в Уставе школы, Правилах для учащихся.)

В масштабе нашей страны. Что является законом и подлежит исполнению всеми гражданами

Конституция РФ (да)

Решение классного собрания (нет)

Указ Президента РФ (да)

Приказ директор завода (нет)

Постановления и распоряжения министерств РФ (да)

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на_________(личную неприкосновенность).

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на_________(получение бесплатного образования).

3.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ________(пользоваться учреждениями культуры).

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино________(иметь имущество в собственности).

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на_________(неприкосновенность жилища).

6.Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом________(уехать из своей страны и вернуться на родину).

Учитель: Я сейчас приведу вам примеры жизненных ситуаций

Группа подростков прогуливалась вечером. Развлекаясь, сломали телефон – автомат.

Пятнадцатилетняя Маша Сидорова и её мама опаздывали на электричку. Для того, чтобы успеть на неё. Маша решила позвонить на вокзал и сообщить о том, что в электричке заложена бомба.

Костя Михайлов, ученик 8 класса, вошёл в класс. На одном из столов лежал сотовый телефон, забытый учеником из параллельного класса Женей Петровым. Костя был очень сердит на Женю и разбил его телефон

. К сожалению, ситуация взята из реальной жизни, а кто прав и виноват будет решать суд.

Каждый из вас, приходя домой, включая телевизор или Интернет, в разговорах с родителями слышит о таких происшествиях, а может быть, знает о них не по наслышке. Кроме того, если вы проанализируете свое поведение за последний месяц, то обнаружите, что мы сами можем оказаться в ситуациях, когда совершаем противоправные деяния, мелкие проступки, которые можно было бы предотвратить . Вот почему необходимо знать о юридической ответственности за неправомерное поведение, а также основы законодательства о правонарушениях.

Учитель: Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Запись понятия: правонарушение – это виновное поведение дееспособного лица, носящее общественно опасный характер.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

• преступление

В чем их отличия?

Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебегал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход.

2. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении. От полученных травм Сергей скончался в больнице.

Преступление отличают от проступка три признака:

1 . Совершенное должно быть очень опасным для человека, общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном.

Без вины нет преступления. Вина - это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям . Рассмотрим ситуации:

1. Преступная группа лиц занималась перепродажей оружия за рубеж, о чем стало известно одному из журналистов. Он хотел сделать сенсационный репортаж, но был замечен одним из членов банды. По договоренности с руководителем банды киллер убивает журналиста.

2. У подъезда завязалась драка парней, которые не смогли разрешить возникший спор. Желая проучить неприятеля, один из них сильно ударил другого. Случилось непредвиденное: от ударов его бывший друг скончался.

3 . Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.

(ответы учеников) Вина может быть выражена в форме:

а) прямого умысла;

б) косвенного умысла;

в) неосторожности.

Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (1) и преступления (2): Грабеж(2), торговля с рук в неустановленных местах(1), кража(2), невыполнение договора(1), неоплаченный проезд в транспорте(1), вымогательство(2), повреждение телефона-автомата(1), мошенничество(2), опоздание на уроки(1),

Преступления могут совершаться в форме действия и бездействия. Приведите пример преступного действия и бездействия.

3. Проблемный вопрос: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

Учитель: эта проблема волновала человечество издавна. Существуют различные точки зрения по этому вопросу.

Класс делится на три группы для обсуждения причин преступности.

1) Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии, расстройства и другие патологии.

2) На преступность влияет воспитание человека и его окружение, социальная среда.

Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.

(от каждой группы выступают ученики и излагают свои идеи и доказательства)

4. "Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Какие из перечисленных качеств личности могут препятствовать, а какие способствовать правонарушениям?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: знакомство с правилами, регулирующими жизнь человека в обществе: право, закон, мораль, устав, права ребёнка, обязанности, Конвенция о правах ребёнка. Знакомство с квалификацией видов нарушений и видов наказаний.

Коррекционные: развивать умение оценивать поступки людей и собственные действия, в том числе и с правовой точки зрения, прогнозировать возможные последствия поступков, умение контролировать своё поведение, понимание необходимости правил, законов.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за поступки, уважительное отношение к закону, представителям закона и правам других людей, законопослушность.

Возраст детей 11-13 лет.

Автор составитель: воспитатель Карамышева Елена Александровна.

Цель: формирование правовой культуры

Задачи:

Образовательные: знакомство с правилами, регулирующими жизнь человека в обществе: право, закон, мораль, устав, права ребёнка, обязанности, Конвенция о правах ребёнка. Знакомство с квалификацией видов нарушений и видов наказаний.

Коррекционные: развивать умение оценивать поступки людей и собственные действия, в том числе и с правовой точки зрения, прогнозировать возможные последствия поступков, умение контролировать своё поведение, понимание необходимости правил, законов.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за поступки, уважительное отношение к закону, представителям закона и правам других людей, законопослушность.

Ход занятия.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о драках.

Человек создал три способа поведения: обычай, мораль, право. Самые древние обычаи-табу (запрет). Люди исполняют их не задумываясь, так заведено (свадьба, праздники и т.п.). Мораль, нравственность-человек непросто механически повторяет то, что до него исполняли испокон веков, а делает выбор, как поступить на основании совести и чувства долга. Затем появилось государство, которое при помощи изданных законов (правила взаимоотношений) закрепило права и обязанности людей, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

-Ребята, представим, что на нашем жизненном пути два указателя. Один из них показывает путь в страну Правопорядка, а в другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?

Если дети выбирают страну, то воспитатель, предупреждает, что путь в эту страну лежит через страну, в которой нет никаких правил.

-А теперь поспешим в страну Правопорядка. В ней царствуют Право, Закон, Мораль. Они учат граждан своей страны, на что они имеют право и на что не имеют, что обязаны делать, а чего нельзя. Учат не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят мир и доброта. Люди здесь живут законопослушные, то есть подчиняются законам.

Выполнение правил морали привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению, неко­торые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.

Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.

Учащиеся говорят о грубости и хамстве, вызывающем поведении, о неуважении к стар­шим, о замусоривании территории, о неприличных выражениях, жестах и так далее.

Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами.

-А сейчас внимательно посмотрите видеоролик о правах и обязанностях

Право-есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. Право-это узаконенная возможность что-нибудь-делать, осуществлять, требовать соблюдения этих прав, а обязанность-это действия, которые граждане обязаны выполнять.

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав". Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводит к беспределу, а обязанности без прав-к произволу.

-Сейчас вам на обсуждение предлагаются ситуации.

Мама: «Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты разбудишь весь дом!

Помогите разобраться, кто здесь не прав.

Объясните Оле, в чём она не права.

Вот какой борец за права ребёнка! Может быть он прав?

Классный руководитель: «Иванов, ты опять разрисовал парту! Ведь дети её только что помыли!

Разъясните Иванову его права и обязанности.

Правильно ли рассуждает Петров?

- Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".

- Скажите, вы будете правы?

- Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.

-Ребята, как вы думаете, права и обязанности, где-нибудь записаны? Да, эти права записаны в документе, который называется закон.

Закон – документ, принятый государственной властью и устанавливающий обязательные для всех правила поведе­ния, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

-Как называется основной закон государства? Конституция.

Права ребёнка записаны в Конвенции о правах ребёнка (20 ноября 1989г.) – международный документ, который обязывает все государства мира соблюдать права ребенка. Конвенция даёт право требовать уважение к себе, соблюдения прав и защищает достоинство личности.

-Для тех, кто не соблюдает нормы морали, существует закон. Что произойдёт, если человек нарушит закон?

-За нарушение законов человек подвергается различным видам ответственности и наказания.

- Что вы понимаете под словом ответственность? (необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, слова)

Проступок, правонарушение, преступление-это нарушение каких либо правил или законов.

Проступок-это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение- это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и подростков с 16 лет.

Преступление-это общественно опасное действие нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

-С какого возраста лет наступает уголовная ответственность? С 14 лет.

-Какое наказание может понести несовершеннолетний за совершение преступления?

-Лишение свободы на определённый срок с отбыванием в воспитательной колонии за тяжкие и особо тяжкие преступления.

-Какие преступления являются тяжкими и особо тяжкими? (Убийство, умышленное причинение тяжкого и средней степени тяжести вреда здоровью, кража и др.)

-Освобождает ли от ответственности незнание законов?

-Зачем нужны правила, законы?

-Законы защищают нас от беспредела, произвола, насилия, от беспорядка.

-Кто и что представляют законы? Органы власти, полиция, суд…

-Что для вас в школе является законом?

-Ваши права и обязанности как учеников прописаны в главном документе школы, который называется Устав школы. Назовите их.

Получение бесплатного общего образования. Участвовать в занятиях, мероприятиях. Обращаться за помощью и разъяснениями к преподавателям.

Бережное отношение к школьному имуществу.

Поддерживать чистоту и порядок в школе и на территории.

Следить за своим внешним видом.

Добросовестно учиться. Не опаздывать на урок.

Выполнение требований сотрудников школы.

Уважение человеческого достоинства.

Вне школы вести себя так, чтобы не уронить честь и достоинство школы.

-Не драться. Толкать друг друга, бросать предметы и применять физическую силу. Бегать по лестнице. Совершать действия опасные для здоровья, ведущие к травмам.

-Грубо выражаться, сквернословить, употреблять непристойные выражения и жесты.

- Не шуметь и не мешать отдыхать.

-Не нарушать дисциплину в школе, не допускать пропусков занятий без уважительной причины.

- Вы соблюдаете Устав школы?

-Люди по-разному поступают и мы должны уметь оценивать свои поступки и поступки других.

-Были случаи, когда вы понимали, что так делать нельзя, но делали?

Я так сделал, потому что…не успел подумать, не думал об этом, не знал как правильно, от обиды, не смог удержаться, нарочно, назло или нечаянно.

-Чтобы вы посоветовали, тем, кто поступает плохо?

-Учиться сдерживать себя от плохого поступка, действия. Бог указал нам путь исправления дурного

поступка: понимание-покаяние-исправление. Кайся, да опять за старое не принимайся.

- Если вам стыдно за совершённое действие, вы признаёте свою вину, значит вы действительно хотите научиться сдерживаться. Есть слёзы-есть и совесть. Повинную голову меч не сечёт.

-Были случаи, когда вы понимали, что так делать нельзя и не делали? Что вам мешало сделать

плохо? Страх наказания. Так нельзя, неправильно. Угрызения совести. Злая совесть стоит палача.

-Что вы чувствуете, когда поступаете хорошо? Когда плохо?

-А если кто-то из сверстников ведёт себя неприлично, ка вы поступите?

-Нужно не только самому вести себя хорошо, но и других отговаривать от дурных поступках, осуждать плохое поведение. Молчание, хихиканье, улыбка-только поддерживают нарушителя. Если в классе кого-то дразнят. Мальчик толкнул девочку в лужу и смеётся. А ты как поступишь? Попытаешься защитить? Или тоже будешь дразнить и смеяться? Почему?

Ситуация. Ты заходишь в магазин с другом в магазин. Он предлагает тебе украсть шоколадку. Он убеждает, что никто не увидит. Как ты поступишь?

-Правила нужно выполнять всегда или только когда тебя кто-то видит?

ты знаешь, что такое право и закон;

ты знаешь права и обязанности;

ты выполняешь обязанности;

ты умеешь пользоваться своими правами;

ты уважаешь права других людей;

ты подчиняешься законам и моральным нормам:

ты умеешь отвечать за свои поступки;

ты имеешь право на защиту…..

-Почему нужно соблюдать правила и законы?

Каждый человек выбирает свой жизненный путь. Что же вы выберете? Закон и правопорядок или хаос и анархию?

Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. От ваших поступков зависит то, как к вам будут относиться окружающие. Чтобы о вас сложилось хорошее мнение надо вести себя правильно, совершать добрые и полезные поступки.

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии, мероприятий.3-4 классы/Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина.-М.:ВАКО,2008.

Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы.-М.: ВАКО, 2008.-224с.- (Педагогика. Психология. Управление).


Материал создаст условия для усвоения знаний учащихся о правовом государстве, о признаках правового государства. Даст краткую характеристику правового государства и расскажет о мерах, осуществляемых в настоящее время по формированию правового общества в Казахстане.

Описание разработки

Цели:

а) Создать условия для усвоения знаний учащихся о правовом государстве, о признаках правового государства. Дать краткую характеристику правового государства и рассказать о мерах, осуществляемых в настоящее время по формированию правового общества в Казахстане

б) Развивать мыслительную деятельность учащихся, умение работать в коллективе и индивидуально, умение работать с текстом, документом. Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

в) Создать условия для воспитания у учащихся чувства патриотизма, ответственности, гордости за историю своего народа, своей страны. Способствовать формированию правовой культуры.

Оборудование: Всеобщая декларация прав граждан. Конвенция о правах ребенка. Конституция РК.

Ход урока.

I Орг. момент: объявление темы, психологический настрой.

Сейчас мы проверим ваши знания по Основам права.

Проступки:

- в кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались;

- 14 - летний мальчик перебежал улицу в неположенном месте. Всем машинам пришлось резко затормозить;

- 16 летние ребята сломали несколько деревьев в городском парке;

- группа подростков ловила рыбу запрещенными средствами;

- девятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона.

Преступления:

- 16 летний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба;

- десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего, на балконе человека, который умер в больнице.

- двое подростков угнали машину, чтобы съездить на пляж;

- девочка оскорбила своего 15 - ти летнего одноклассника, а тот в отместку ударил ее и сломал челюсть;

- подросток, чтобы заработать деньги, согласился продать в школе несколько доз героина;

3. Игра Полиглот.

Туцияконсти (Конституция) – это Ворап (Что такое право) ? Конза (Что такое закон)? Ствогосурад (Государство) – это

4. Правовой диктант (уровень А)

Приведи в соответствие: (уровень В)

3. 1 марта 1992 года –

6. статья 10, статья 11

9. Гражданин РК ни при каких условиях

Б – гражданство ребенка зависит от гражданства родителей независимо от места его рождения.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

а) Создать условия для усвоения знаний учащихся о правовом государстве, о признаках правового государства. Дать краткую характеристику правового государства и рассказать о мерах, осуществляемых в настоящее время по формированию правового общества в Казахстане

б) Развивать мыслительную деятельность учащихся, умение работать в коллективе и индивидуально, умение работать с текстом, документом. Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

в) Создать условия для воспитания у учащихся чувства патриотизма, ответственности, гордости за историю своего народа, своей страны. Способствовать формированию правовой культуры.

Оборудование: Всеобщая декларация прав граждан. Конвенция о правах ребенка. Конституция РК.

I Орг.момент: объявление темы, психологический настрой.

(Сухомлинский)

Сейчас мы проверим ваши знания по Основам права.

Проступки:

- в кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались;

- 14-летний мальчик перебежал улицу в неположенном месте. Всем машинам пришлось резко затормозить;

- 16 летние ребята сломали несколько деревьев в городском парке;

- группа подростков ловила рыбу запрещенными средствами;

- девятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона.

Преступления:

- 16 летний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба;

- десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего, на балконе человека, который умер в больнице.

- двое подростков угнали машину, чтобы съездить на пляж;

- девочка оскорбила своего 15-ти летнего одноклассника, а тот в отместку ударил ее и сломал челюсть;

- подросток, чтобы заработать деньги, согласился продать в школе несколько доз героина;

3.Игра Полиглот.

Туцияконсти (Конституция) – это Ворап (Что такое право) ? Конза (Что такое закон)? Ствогосурад (Государство) – это

4. Правовой диктант (уровень А)

Приведи в соответствие: (уровень В)

3. 1 марта 1992 года –

6. статья 10, статья 11

9.Гражданин РК ни при каких условиях

Б – гражданство ребенка зависит от гражданства родителей независимо от места его рождения.

В – решает вопрос о гражданстве РК.

Г – человек, имеющий двойное гражданство.

Д – устойчивая политико-правовая связь физического лица с государством.

Е – гражданство обусловливается место рождения и не связано с гражданством родителей.

Ж – не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана.

И статьи Конституции РК о гражданстве.

Приведи в соответствие: (ответы)

1 . Гражданство – Д – устойчивая политико-правовая связь физического лица с государством.

2. Бипатрид – Г – человек, имеющий двойное гражданство.

5. Президент РК – В – решает вопрос о гражданстве РК.

6. статья 10, статья 11

Конституция РК – И -статьи Конституции РК о гражданстве.

9.Гражданин РК ни при каких условиях- Ж – не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана.

5. Задание: Охарактеризуйте РК по статье 1 Конституции.

Государство РК










работа с документом Конституцией РК

6.Составьте схему: Признаки правового государства.

Правовое государство – государство, в котором сформулирована правовая система , незыблемо верховенство закона, требования законов обязательны для всех субъектов и работа всех государственных органов , должностных лиц регулируется законами.

Признаки правового государства:

требования законов обязательны для всех субъектов

неукоснительное соблюдение законов гражданами

7. Перечислить права и обязанности гражданина РК.

Ситуация № 2. «В июле 2005 г я женился, но вскоре понял, что мое решение было ошибочно, я разочаровался в своей избраннице. В сентябре месяце того же года я подал заявление в суд на развод. Родители жены обратились в суд с иском и потребовали от меня возместить расходы на свадьбу. Имеют ли они на это право? (Нет. Никакие имущественные обязательства из заключения или расторжения брака не возникают).

Ситуация № 6. «Мой друг учится в 10 класс. Как-то вечером мы сидели в гостях, делать было нечего и он предложил позвонить ради шутки в полицию

команды должны вписать пропущенные слова. За каждый правильный ответ назначается очко.

- в случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны … (немедленно сообщить об этом родителям или лицам, их заменяющим);

- при задержании, как правило проводится личный досмотр. При этом обязательно должны присутствовать … (понятые) и оформляться…(протокол);

- закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в … (ночное) время;

- с момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Защиту обеспечивает… (адвокат);

- несовершеннолетний, подозреваемый в совершении уголовного преступления, может быть задержан на… (3) суток.

Подведение итогов урока. Награждение лучших знатоков права.

Учитель: Сегодня вы показали хорошие знания норм права. Надеюсь, что они окажутся очень полезны вам в вашей дальнейшей жизни.

Читайте также: