Понятие вектора 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: — ввести понятие, термин, определение вектора, его обозначение, изображение. Понятие длины вектора, коллинеарных векторов, сонаправленных, противоположно направленных, равных векторов. Закрепить данные знания в процессе устного решения задач;

— развивать связную математическую речь, математическое мышление;

— воспитывать мотивацию к учению.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа.

Оборудование: учебник Геометрия 7-9 Л. С. Атанасян, плакаты с заданиями (векторы, коллинеарные векторы, сонаправленные, противоположно направленные, равные) и с основными понятиями, векторный дом.

План проведения урока

— Сегодня мы начинаем новую главу, которая называется векторы . Ребята вы уже раньше встречались с понятием вектора.

— Изучая физику, вы работали с такими величинами, которые характеризуются не только числовым значением, но и направлением. Назовите величины, которые характеризуются только числовым значением.

— Хорошо. Теперь назовите величины, которые характеризуются ещё и направлением.

(пример из физики)

— Такие величины называются векторными величинами. Это понятие вектора в курсе физики, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием вектора в курсе геометрии. Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

— Ребята, скажите, а что бы вы сегодня хотели узнать на уроке о векторе.

— Всё что вы назвали это верно. Но чтобы нам было легче работать на уроке, я составила вам вот такой план работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить изображать и обозначать вектор, различать начало и конец в записи и на чертеже, распознавать, изображать и записывать сонаправленные и противоположно направленные векторы, откладывать от любой точки вектор, равный данному, применять полученные знания при решении задач.

Изучение нового материала.

Многие физические величины характеризуются не только числовыми значениями, но и направлением (перемещение, скорость,…). Такие физические величины называются векторными величинами (или векторами).

Пусть на тело действует сила 8 Н.

Как на рисунке обозначают силу?

Стрелка показывает направление силы, а длина отрезка соответствует в выбранном масштабе числовому значению силы. (рис.240) – 1 Н - 0,6 см(на рисунке),  8 Н – 4,8 см.

Рассмотрим отрезок произвольной величины. Его концы – граничные точки отрезка. На данном отрезке можно отметить 2 направления.

Чтобы выбрать одно из направлений, одну граничную точку отрезка назовем началом, другую – концом. Теперь будем считать, что отрезок направлен от начала к концу.

Опр.: Отрезок, для которого обозначены начало и конец, называется направленным отрезком или вектором.


На рисунке вектор обозначается отрезком со стрелкой, показывающей направление вектора. Обозначается вектор двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними, например , где А – начало вектора, В – конец вектора.

Также любая точка плоскости – вектор. В данном случае вектор называется нулевым, т.е начало вектора совпадает с его концом. Обозначается такой вектор двумя одинаковыми заглавными латинскими буквами - или .

Длиной или модулем ненулевого вектора называется длина отрезка АВ. Длина вектора обозначается (). Длина нулевого вектора считается равной нулю: =0. Рассмотреть рис. 243(а,б).

Рассмотрим движение тела, при котором все его точки движутся с одной и той же скоростью и в одном и том же направлении. Скорость каждой точки М тела является векторной величиной = можно изобразить эту точку в виде направленного отрезка, начало которого совпадает с точкой М. Так как все точки данного тела движутся одновременно и с одной скоростью, то все они направлены и имеют одинаковые направления.

Опр.: Ненулевые векторы называются коллинеарными, если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых; нулевой вектор коллинеарен любому вектору.

Если два вектора и коллинеарны, то они могут быть направлены либо одинаково, либо противоположно. В первом случае векторы называются сонаправленными (), а во втором – противоположно направленными ().

Т.к. у нулевого вектора начало и конец совпадают, поэтому определенного направления он не имеет.

Свойства нулевого вектора:

Если ,(≠0), то .

Если ,, то .

Если ,(≠0), то .

Опр.: Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны.

Пусть дана точка А и А – начало вектора . Тогда вектор отложен от точки А


Опр.: От любой точки М можно отложить вектор, равный данному вектору , и притом только один.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю на уроках геометрии в 8 классе при рассмотрении тем "ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА", "РАВНЫЕ ВЕКТОРЫ". Презентация может быть использована при объяснении нового материала по геометрии в 8 классе, либо в 9 классе (учебник Геометрия 7-9, автор Л.С.Атанасян).

Понятие вектора

Геометрия, 8 класс

К учебнику Л.С.Атанасяна

Автор: Софронова Наталия Андреевна,

учитель математики высшей категории

Оршанского района Республики Марий Эл

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Термин вектор (от лат. Vector – “несущий“ ) впервые появился в 1845 г. у ирландского математика Уильяма Гамильтона (1805 – 1865) в работах по построению числовых систем.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Термин вектор (от лат. Vector – “несущий“ ) впервые появился в 1845 г. у ирландского математика Уильяма Гамильтона (1805 – 1865) в работах по построению числовых систем.

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА Многие физические величины характери-зуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве. Их называют векторными величинами. Скорость - векторная величина

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА

Многие физические величины характери-зуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве. Их называют векторными величинами.

Скорость - векторная величина

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА Сила - векторная величина

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА

Сила - векторная величина

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА На рисунке векторную величину изображают отрезком со стрелкой

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА

На рисунке векторную величину изображают отрезком со стрелкой

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА А В Точку А назовем началом отрезка, точку В – концом отрезка и будем считать, что отрезок направлен от начала к концу. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Отрезок, для которого указано начало и конец, называется направленным отрезком или вектором . В А

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА

Точку А назовем началом отрезка, точку В – концом отрезка и будем считать, что отрезок направлен от начала к концу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Отрезок, для которого указано начало и конец, называется направленным отрезком или вектором .

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА Условимся, что любая точка плоскости также является вектором, у которого начало и конец совпадают. В этом случае вектор называется нулевым. А В С

ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА

Условимся, что любая точка плоскости также является вектором, у которого начало и конец совпадают. В этом случае вектор называется нулевым.

 Назови векторы и запиши их обозначения S F А Е T С В М К Проверь себя:

Назови векторы и

запиши их обозначения

Проверь себя:

ДЛИНА ВЕКТОРА В А К

ДЛИНА ВЕКТОРА

Найдите длину векторов Примечание: длина отрезка на рисунке - 1 см Проверь себя:

Найдите длину векторов

длина отрезка на рисунке - 1 см

Проверь себя:

КОЛЛИНЕАРНЫЕ ВЕКТОРЫ Ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых . К Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.

КОЛЛИНЕАРНЫЕ ВЕКТОРЫ

Ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых .

Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.

НАЗОВИТЕ КОЛЛИНЕАРНЫЕ ВЕКТОРЫ В С К М O D А

НАЗОВИТЕ

КОЛЛИНЕАРНЫЕ ВЕКТОРЫ

НАЗОВИТЕ КОЛЛИНЕАРНЫЕ ВЕКТОРЫ С В М О O D А К

НАЗОВИТЕ

КОЛЛИНЕАРНЫЕ ВЕКТОРЫ

СОНАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ Два ненулевых коллинеарных вектора, называются сонаправленными , если они одинаково направлены

СОНАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ

Два ненулевых коллинеарных вектора, называются сонаправленными , если они одинаково направлены

 СОНАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ Нулевой вектор не имеет направления. Условимся считать, что нулевой вектор сонаправлен с любым вектором. В К А М С

СОНАПРАВЛЕННЫЕ

ВЕКТОРЫ

Нулевой вектор не имеет направления. Условимся считать, что нулевой вектор сонаправлен с любым вектором.

НАЗОВИТЕ СОНАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ В С К М O D А

НАЗОВИТЕ

СОНАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ

НАЗОВИТЕ СОНАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ С В М О O D А К

НАЗОВИТЕ

СОНАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ

ПРОТИВОПОЛОЖНО НАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ Два ненулевых коллинеарных вектора, называются противоположно направленными , если они направлены в противоположные стороны

ПРОТИВОПОЛОЖНО

НАПРАВЛЕННЫЕ

ВЕКТОРЫ

Два ненулевых коллинеарных вектора, называются противоположно направленными ,


3 Научить строить сумму двух данных векторов, используя правило треугольника и параллелограмма.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задач урока.

III. Первичное изучение нового материала (лекция с применением презентации).

1. Многие физические величины, например сила, перемещение материальной точки, скорость, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве. Такие физические величины называются векторными величинами (или коротко векторами).

2. Примеры векторных величин, известных учащимся из курса физики: сила, перемещение материальной точки, скорость и другие (рис. 240 учебника).

3. Определение вектора. Отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой – концом, называется направленным отрезком или вектором. (рис. 241, 242). (слайд 3)

Разработка урока по геометрии по теме Понятие вектора

4. Обозначение вектора – двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними, например, или часто обозначают одной строчной латинской буквой со стрелкой над ней:

5. Понятие нулевого вектора: любая точка плоскости также является вектором; в этом случае вектор называется нулевым; обозначают:

6. Определение длины или модуля ненулевого вектора. Обозначение: Длина нулевого вектора. (слайд 4)

7. Найти длины векторов, изображенных на рисунках 243, а и 243, б.

8. Понятие коллинеарных векторов (слайд 5 – 6).

Ненулевые векторы называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой, либо на параллельных прямых; нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Урок геометрии в 9 классе

Тема: Понятие вектора. Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.
Правило параллелограмма

Цели: 1. ввести понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; научить учащихся изображать и обозначать векторы;

2. Рассмотреть законы сложения векторов;

3 Научить строить сумму двух данных векторов, используя правило треугольника и параллелограмма.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задач урока.

III. Первичное изучение нового материала (лекция с применением презентации).

1. Многие физические величины, например сила, перемещение материальной точки, скорость, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве. Такие физические величины называются векторными величинами (или коротко векторами).

2. Примеры векторных величин, известных учащимся из курса физики: сила, перемещение материальной точки, скорость и другие (рис. 240 учебника).

3. Определение вектора. Отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой – концом, называется направленным отрезком или вектором. (рис. 241, 242).( слайд 3)

4. Обозначение вектора – двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними, например, , или часто обозначают одной строчной латинской буквой со стрелкой над ней: (рис. 243, а, б).

5. Понятие нулевого вектора: любая точка плоскости также является вектором; в этом случае вектор называется нулевым; обозначают:


(рис. 243, а).

6. Определение длины или модуля ненулевого вектора . Обозначение: . Длина нулевого вектора = 0. ( слайд 4)

7. Найти длины векторов, изображенных на рисунках 243, а и 243, б.

8. Понятие коллинеарных векторов (слайд 5 – 6).

Ненулевые векторы называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой, либо на параллельных прямых; нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.

9. Определение понятий сонаправленных векторов и противоположно направленных векторов, их обозначение (рис. 246). Нулевой вектор сонаправлен с любым вектором.

10. задача № 1( слайд 7)

11. Определение равных векторов (слайд 8):

Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны.

и , то

12. Задача № 2 ( слайд 9)

Записать:.

13. Сложение векторов. Правило треугольника.( слайд10)

; - правило треугольника


14. Выполнить практическое задание № 753.

15. Правило параллелограмма (слайд 11) и частное использование этого правила в физике, например при сложении двух сил.

16. Рассмотреть законы сложения векторов.( слайд 12)

18. Сложение векторов. Правило многоугольника.

IV. Первичное выполнение практических заданий и упражнений.

Слайд 13. Начертите попарно неколлинеарные векторы . Постройте векторы .

– Какие из построенных векторов равны друг другу?


2. Решите № 759 (а) без помощи чертежа. Докажите, что .


, равенство верно.

3. Упростите выражения:

1) ; 2) .

Используем законы сложения векторов:


1) ;



2) .


4. Найдите вектор из условий:


1) ; 2) .

Используем законы сложения векторов:

5. Докажите, что четырехугольник ABCD – параллелограмм, если , где Р и х – произвольные точки плоскости.

, получим, что векторы и равны, а это значит, что и , тогда по признаку параллелограмма ABCD – параллелограмм.

V. Рефлексия.

VI. Информация о домашнем задании: изучить материал пунктов 79 и 80; ответить на вопросы 7–10, с. 214; решить задачи №№ 754, 759 (б) (без чертежа), 763 (б, в).


-75%

Читайте также: