Конспект урока по природоведению свойства воды 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящен воде и называется “Ее величество – вода”. На уроке мы расширим свои знания о воде, познакомимся с ее свойствами, а также водой как растворителем веществ. Узнаем, что такое раствор и, что такое взвесь.

Открываем тетради, в которых записываем тему урока “Ее величество – вода”.

Каждый человек пользуется водой для приготовления пищи и других бытовых нужд, для промышленных предприятий, для выращивания растений и животных. Что же такое вода расскажут нам капельки.

Капелька 1: Вода – вещество привычное и необычное. Ученые абсолютно правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода. Почти три четверти поверхности нашей планеты занято морями и океанами. Твердой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши. От воды зависит климат нашей планеты. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный камень, если бы не вода. Нагреваясь вода забирает тепло, а остывая отлает его. От космического холода предохраняет Землю та вода, которая рассеяна в атмосфере – в облаках в виде пара.

Капелька 2: У воды много удивительных свойств, которые делают ее не похожей на все другие вещества. Но среди них есть одно необычное - это ее бессмертие. Примерно один миллиард тонн воды расходуется человечеством за сутки. Но общее количество воды не уменьшается. Сколько ее было миллионы лет назад, столько же ее и в наше время.

Капелька 3: Велика роль воды в жизни на Земле. Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку, к жаре и холоду. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды. Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на три четверти состоит из воды. Знаете ли вы, что при потере человеком 1 литра воды (это примерно 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При потери 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации. А потеря более 12% человек погибает.

Учитель: Так что же такое вода? (Ответы детей) Вода – это химическое вещество, которое имеет свои свойства. В тетрадях записываем: Свойства воды.

С некоторыми свойствами воды вы уже знакомы. Давайте вспомним их, а поможет нам в этом наш учебник (работа с учебником).

  • прозрачна;
  • бесцветна;
  • без вкуса и без запаха;
  • текуча;
  • может находиться в трех агрегатных состояниях;
  • может переходить из одного агрегатного состояния в другое.

(Свойства воды записываются в тетрадь)

А теперь давайте познакомимся еще с некоторыми ее свойствами. В этом помогут нам опыты.


  • 2 колбы с газоотводной трубкой,
  • 2 кристаллизатора.

Посмотрим, что произойдет, если мы возьмем две одинаковые колбы с водой, уровень воды отметим меткой. Одну опустим в лед, а другую в горячую воду. Что происходит?

Мы наблюдаем, что в горячей воде, вода находящаяся в колбе поднимается выше метки, а в колбе, которую опускаем в лед, наоборот опускается.

Делаем вывод, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Давайте посмотрим другой опыт.

ОПЫТ 2:


(Опыт демонстрируется учеником как выполненное домашнее задание)

Ученик: Я взял стеклянную бутылку, налил воды, плотно заткнул пробкой и вынес на мороз. Когда вода замерзла, бутылка лопнула и раскололась на куски. Это произошло потому, что при замерзании вода расширяется.

Однажды ученые поставили опыт, подобный этому, но вместо бутылки взяли чугунный шар, наполнили его водой, завинтили отверстия и поставили на сильный мороз. Вода, замерзая, разорвала шар. Так велика сила расширяющейся воды.

Учитель: Ребята, после демонстрации опытов какой можно сделать вывод? Какими свойствами наряду с теми которые мы записали обладает вода? (Ответы детей)

  • вода при нагревании расширяется;
  • вода при охлаждении сжимается;
  • вода при замерзании расширяется.
  1. Если в чайник или кастрюлю налить воду до краёв и начать нагревать, то через некоторое время вода начинает выплескиваться через край. Почему это происходит? (Вода при нагревании расширяется)
  2. Почему садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду с труб на садовом участке? (При замерзании вода расширяется и поэтому чтобы трубы не лопнули садоводы сливают воду)
  3. Вода попадает в мельчайшие трещины скал, от чего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связанно? (Разрушение горных пород связано с расширением воды при замерзании)
  4. Известно, что при длительном нагревании вода закипает. Температура кипения равна сто градусов. Кипящая вода используется в быту и на производстве. Где в природе можно встретить горячую воду? (В гейзерах).

Закрепив полученные знания мы следуем дальше, знакомясь с удивительным веществом природы – водой.

При нагревании и кипячении над водой поднимается пар – происходит испарение. Давайте в своих тетрадях запищим определение (работа с тетрадями).

Испарение – это превращение жидкой воды в газообразную.

Испарение происходит при любой температуре, но при более высокой испарение протекает более быстрее. Например: лужи после дождя высыхают и жарким летом и холодной осенью, но летом высыхают быстрее чем осенью.

ОПЫТ З:

(Опыт демонстрируется группой учеников как выполненное домашнее задание)

Оборудование: мерный стакан, 3 чашки, 4 одинаковых стакана.

Ученик: Мы взяли мерный стакан и отмерили в каждую чашку по 100 мл воды. Чашки с водой поставили одну на подоконник, другую на стол, третью возле батареи. На следующий день сравнили результаты. Взяли одинаковые стаканы в первый налили 100 мл воды (контроль), а в три остальные вылили воду из чашек. Сравниваем полученные результаты: вода из чашки стоявшей на подоконнике испарилась на одну треть, в чашке, которая стояла на столе - на половину, а чашка, стоящая у батареи была вообще сухая – вода испарилась полностью. Сделаем вывод: чем больше температура окружающей среды, тем испарение происходит быстрее.

Учитель: Со значением испарения в жизни человека и животных мы познакомимся на страницах учебника (работа с учебником).

  1. Что такое испарение воды? (Превращение жидкой воды в газообразную)
  2. Как влияет температура и ветер на испарение воды? (Чем выше температура и сильнее ветер, тем испарение происходит быстрее)
  3. Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную погоду? (В ветреную)

Посмотрим еще один опыт.

ОПЫТ 4:

  • спиртовка,
  • штативы,
  • колба с газоотводной трубкой,
  • металлическая пластина.


Колбу с водой нагреваем на спиртовке так, чтобы вода закипела, к газоотводной трубке подносим холодную пластину. Пар оседает на пластине в виде капелек.

Вывод: происходит превращение газообразной воды в жидкую.

Этот процесс называется конденсация.

(В тетрадях записываем)

Конденсация – это превращение водяного пара в воду.

Где мы встречаемся с этим явлением? Узнаем из рассказа.

Ученик: С конденсацией водяного пара мы встречаемся в повседневной жизни. Летним вечером или ранним утром, когда воздух холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находящийся в воздухе, при охлаждении оседает на траве, листьях и других предметах в виде маленьких капелек воды. Облака также образуется в результате конденсации водяного пара. Поднимаясь над землей и водоемами в верхние, более холодные слои воздуха, этот пар и образует облака, состоящие из маленьких капелек воды. Если температура воздуха достаточна низкая, то капельки воды замерзают. Из таких облаков выпадает снег, а иногда и град.

А сейчас давайте проведем не большую лабораторную работу. На столах у вас находиться все необходимое для работы: химическая посуда и вещества: вода, мел, соль.

Возьмите соль и растворите в воде. Что наблюдаете? (Соль растворилась). Мы получили раствор соли.

Это можно записать схематично так:

растворитель + растворимое вещество = раствор

А теперь возьмем мел, растворим его в воде и сравним с раствором соли. Что мы наблюдаем? (Раствор мела мутный). Профильтруем полученный раствор. Что наблюдаем? (Фильтрат прозрачный, а на фильтре остался осадок). Исходная жидкость называется взвесь.

  • если частицы вещества не видимы в воде и вместе с водой проходят через фильтр, то такое вещество называют растворимым, а состояние раствором.
  • если вещество плавает в воде, задерживается на фильтре, то это вещество не растворимое, а состояние взвесью.

Вода настолько уникальный растворитель, что имеет самое почтительное уважение.

Сегодня мы познакомились со свойствами воды. Теперь вы знаете, что вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, при замерзании расширяется. Вы также знает, что такое испарение и конденсация и какое значение они имеют, что такое раствор и взвесь. А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.


Цель: Познакомить обучающихся с основными свойствами воды.

Задачи:

Общеобразовательные:

- Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека.

Коррекционно-развивающие:

- Способствовать развитию любознательности, памяти, логического мышления;

- Развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к природе.

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке!

- Итак, начинаем наш урок природоведения:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Девизом нашего урока будут следующие слова “Знаешь – говори, не знаешь – слушай!” (вывешивается на доске)

- Как понимаете эти слова?

- А кого нужно слушать?

- Если знаешь ответ, что нужно делать?

2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что было задано на дом? (наизусть отвечают 2-3 ученика).
– Из ряда перечисленных на доске предметов выберите только полезные ископаемые (ткань, песок, кирпич, гранит, пластмасса, торф, уголь, глина, ложка) и разделите их на группы: твердые, жидкие, газообразные

3. Изучение нового материала
I. Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по удивительному миру, который нас окружает.

Надели кеды, взяли рюкзаки,

В глазах огонь и на щеках румянец.

Куда спешите вы, озорники?

"Идём за знаньями в поход!" - ребята прокричали. – слайд 1.

- Ребята, путешествуя по земному шару, мы шагали с вами по ровной земной поверхности, которая называется… (равнина) – слайд 2

- На равнинах нам встречались небольшие возвышения… (холмы) – слайд 3

- Пробирались через глубокие ….. (овраги) – слайд 4

- На пути встречались высокие и низкие… (горы) – слайд 5

- А что там виднеется вдали? Мне бы хотелось, чтобы вы определили тему нашего урока, отгадав ребус, а отгадка спрятана у меня в волшебной шкатулке:


- Слово вода будет главным в теме нашего урока.

-Ребята, на нашей доске вы видите капельки воды.

- А какова будет цель нашего урока? (узнать о свойствах воды). Откройте тетради, поставьте число, запишите тему урока.

II. Объяснение педагога:

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Посмотрим на глобус. Такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный (вращаю). Какого цвета? Почему? Что изображено голубым цветом?

Верно, голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает большую часть поверхности земного шара.

- Где встречается вода?

- Верно, под землей вода есть в почве и даже образует подземные реки – слайд 7

- В воздухе вода встречается в виде облаков, туч, дождя – слайд 8

- На суше вода встречается в виде ручьев, рек, озер, морей, океанов, бывает в горах в виде снега и льда – слайд 9

- Вода есть в растениях, животных, человеке – слайд 10.

- Вода – это жидкость и у нее есть свойства.

- И чтобы убедиться в этом, мы сегодня проведем опыты, а помогать в этом мне будете вы ребята. Работать мы будем по плану (вывешивается на доске):

- Проведем опыт.

- Узнаем новое.

- Сделаем вывод.

- Заполним таблицу.

- Таблицы у каждого из вас вклеены в тетрадях.

- Познакомимся с первым свойством, а кто отгадает о каком свойстве идет речь, будет помогать мне проводить первый опыт:

Льется пресная из крана

Из реки и океана,

Может течь и в ручейках,

На равнинах и в горах.

- Как вы думаете, о каком свойстве идет речь? (текучесть – словарная работа, подберем родственные слова)

- Возьмите стакан с чистой водой и перелейте ее в пустой стакан. (Учащиеся переливают воду из стакана в стакан и наблюдают, что она течет. Делают вывод) – записывают знак в таблице и на доске вывешивается картинка.

- Давайте откроем учебники на странице 32 и прочитаем первое свойство воды, в самом верху оно записано жирным шрифтом (ученик зачитывает).

- Воду в банку перельем,

Ее займет она объем,

Перельем ее в стакан,

В нем объем ей новый дан!

- Как вы думаете, о каком свойстве идет речь? (вода не имеет своей формы).

- Возьмите стакан с чистой водой и перелейте ее в колбу (Учащиеся переливают воду из стакана в колбу и видят, что вода принимает ее форму. Делают вывод) - записывают знак в таблице и на доске вывешивается картинка.

- Давайте прочитаем о втором свойстве воды.

Запах есть у лепестков

Розы и других цветков,

Чистой запаха воды

Не почувствовали мы!

- Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте, есть ли у воды запах? А теперь понюхайте, есть ли запах у флакончика с духами? (Учащиеся определяют, откуда идет запах, от стакана с чистой водой или от флакончика с духами. Делают вывод) - записывают знак в таблице и на доске вывешивается картинка.

- Давайте прочитаем о третьем свойстве воды.

В чистой речке видим дно

Хорошо видно оно,

Раки пятятся назад

Осторожно, не спешат…

- В стакан с молоком опустите ложку, будет ли она видна? Опустите ложку в стакан с чистой водой. Что вы наблюдаете? (Учащиеся опускают ложку в стакан с молоком, затем в стакан с чистой водой. Делают вывод, в каком случае ложка хорошо была видна?) - записывают знак в таблице и на доске вывешивается картинка.

- Давайте прочитаем о четвертом свойстве воды.

Чай, напитки и компот -

Это очень вкусно, вот!

Ну а чистая вода,

Вкуса нет, а польза – да!

- Попробуйте чистую воду на вкус, есть ли у воды вкус, а теперь чай? (Учащиеся пробуют чистую воду, определяют, есть ли у нее вкус. Делают вывод) - записывают знак в таблице и на доске вывешивается картинка.

- Давайте прочитаем о пятом свойстве воды.

Если в воду чистую

Сахар мы положим,

Размешаем быстренько

А найти не можем,

Значит сахар растворился,

В невидимку превратился..

Возьмем посуду, как она называется? (сахарница, солонка – словарная работа). В стаканы с чистой водой положите ложку сахара и соли и размешайте, что произошло с сахаром, видим ли мы их в воде? А в третий положим мел? Видим мы его? (Учащиеся кладут ложки сахара, соли и мел в стаканы с чистой водой, размешивают их). Делают вывод) - записывают знак в таблице и на доске вывешивается картинка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : познакомить учащихся со свойствами воды.

- обучающие : создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о воде и её свойствах;
- развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
- воспитательные: прививать любовь к окружающему миру, воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу .

Тип урока: урок–исследование.

Форма проведения урока: групповая.

Оборудование :

Лоток с лабораторной посудой;

Полоски цветной бумаги (голубая, белая, зеленая, желтая);

Соль, толчёный мел;

Индивидуальные карточки для работы в группах;

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

У: – Сегодня мы продолжим путешествовать по удивительному миру, который нас окружает. (слайд)

Проверка домашнего задания.

Работа в группах по карточкам.

Какие оболочки существуют у планеты Земля

Какие оболочки мы изучили?

Какими свойствами обладает воздух?

Из смеси каких газов состоит воздух?

Как называется верхний слой земли?

Почему землю называют кормилицей?

Что люди добывают из недр земли?

Где люди используют полезные ископаемые?

У: Молодцы! (слайд)

Надели кеды, взяли рюкзаки,

В глазах огонь и на щеках румянец.

Куда спешите вы, озорники?

"Идём за знаньями в поход!" - ребята прокричали. (слайд)

У: Ребята, путешествуя по земному шару, мы шагали с вами по … (Слайд)

У: На равнинах нам встречались ….(Слайд)

У: Пробирались через глубокие … (Слайд)

У: На пути встречались высокие и низкие …(Слайд)

У: Посмотрите (Слайд) в дали что-то синеет, и загадывает нам загадку. Давайте подумаем, что это может быть? (Слайд).

Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

У: Правильно. (Слайд). Какую оболочку образует вода на нашей планете?

У: Ничто не знакомо нам так хорошо, как эта жидкость. Нам каждый день приходится сталкиваться с водой: умываемся, пьём, готовим пищу. Но при всей своей кажущейся простоте вода до сих пор преподносит нам загадки, причем, одна сложнее другой.

Цель урока: Изучить свойства воды. (слайд)

Изучение нового материала. Практическая работа.

У: Итак, следопыты, в путь за знаниями! Постараемся найти ответ на наш вопрос.

У: Для того, что бы узнать какими свойствами обладает вода, мы проведём опыты. Посмотрите, что у вас на столе?

У: Да, посуда. Но она не простая, а лабораторная. И мы с вами будем проводить эксперименты. Свои наблюдения мы будем записывать в дневник наблюдений, который лежит у вас на столе. (приложение № 1)

В таблице вы будете отмечать знаком – или + свойства воды. Если не согласны знак – , если согласны знак +.

У: Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

У: О каких свойствах воды говорится в стихотворении?

Д: У воды нет вкуса, запаха. Она прозрачна.

У: Верно. У: Попробуйте воду из стакана. Определите у неё вкус. Какой у воды вкус? Сладкий, горький, солёный, кислый? (слайд)

Д: У воды нет вкуса.

У: Правильно, вода не имеет вкуса . Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

У: Понюхайте воду в стакане. Определите её запах. Какой вы ощущаете запах? Хлеба, варенья, духов, цветов? (слайд)

Д: У воды нет запаха.

У: Молодцы, вода не имеет запах. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

У: Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

Демонстрация опыта: прозрачность воды.

У: (слайд) Налейте в стакан воды, опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Д: Вода прозрачна.

У: Верно, вода прозрачная. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

Физминутка. (слайд)

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это – кроль.
Все плывем мы как дельфины.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Мы говорим: она течёт
Мы говорим: она играет.
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

У: В этом стихотворении говорится об удивительном свойстве природной воды, с этим свойством мы сталкиваемся с вами каждый день. Вода текуча.

Демонстрация опыта: текучесть воды.

У: Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

Д: Она растекается в разные стороны.

У: (слайд) Возьмите стакан с водой и пустой стакан. Перелейте чуть-чуть воды в пустой стакан. Наблюдайте за водой.

У: Что будет происходить с этой водой на дне стакана, если наклонить его?

Д: Вода стекает под уклон.

У: Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

У: Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство – вода текуча.

Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

У: Что такое вода?

Минерал, не имеющий цвета и формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

У: О каких ещё двух свойствах воды вы узнали из этого стихотворения?

Д: Предположительные ответы.

Демонстрация опыта: вода не имеет формы.

У: (слайд) У вас на столах стоят 2 колбы, одна маленькая, другая большая. Налейте воду в эти колбы. Что произошло?

Д: Вода заполнила эти колбы.

У: Что можно сказать о форме воды.

Д: Вода принимает форму того сосуда в который его наливают.

У: Правильно, вода не имеет формы. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

Демонстрация опыта: вода не имеет цвета.

У: Возьмём цветные полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложим и сравним цвет воды и цвет каждой полоски. (слайд)

У: Можно ли сказать, что вода голубая? Зеленая? Желтая? Белая?

У: Правильно. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды?

Д: вода бесцветна.

У: Совершенно верно, вода не имеет цвета. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

Демонстрация опыта: вода растворитель.

У: (слайд) Продолжаем знакомиться с удивительными свойствами воды. В одну из колб с водой положите ложку соли, а во вторую толчёный мел и перемешаёте. Что мы видим?

Д: Сахар и соль растворились, а мел нет.

У: Какой можно сделать вывод?

У: В дневнике наблюдений найдите правильный вывод, и подчеркни его. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются. (слайд)

У: Изменились свойства воды в первом стакане? Если изменились, то какие?

У: Правильно, при растворении веществ меняется свойство воды - вкус.

У: Вот и подошло к концу наше путешествие. (слайд)

Ну, вот и вышло время,
Домой идти пора.
Не мало впечатлений
Природа нам дала.

У: Ребята, давайте вспомним, с какими свойствами воды мы познакомились.

Дети читают свойства воды.

Закрепление .

У: Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается с эти удивительным веществом.

У: какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё и готовит чай?

Д: Предположительные ответы детей.

У: Если из крана течёт вода, и она имеет вкус и цвет о чем это говорит?

Д: Предположительные ответы детей.

У: Почему видны водоросли и рыбки в аквариуме?

Д: Предположительные ответы детей.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Лестница успеха. (приложение № 2)
У: Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на лестнице успеха!
- Ребята, спасибо вам за работу на уроке!

Формировать у обучающихся знания о свойствах воды и развивать у обучающихся исследовательские навыки.

Развитие и коррекция наблюдательности, любознательности, внимания; умственных операций: сравнение, анализ, синтез; коммуникативных навыков; формирования умения делать выводы.

Воспитание умения работать в группе, самоконтроля; мотивации к предмету; бережного отношения к водным ресурсам.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследования.

Оборудование:

Листочки с заданием для проверки д/з (2 шт.) (Приложение 1).

Оборудование для опытов (Приложение 2).

Проверка д/з.

-С каким объектом неживой природы мы познакомились на прошлом уроке? (почва).

-Что такое почва?

-Мы также изучали состав почвы. Предлагаю проверить ваши знания.

-Делимся на 2 группы (по рядам).

-Ваша задача на листочках с заданием (Приложение 1)зачеркнуть объекты, которые не принадлежат составу почвы. Затем одному ученику из команды выйти и повесить листок на доску. При оценивании задания оценивается правильность и быстрота.

Введение в тему, мотивация.

-Сегодня у нас необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. А Вам я предлагаю стать маленькими учеными.

-Чем занимаются учёные? (задают вопросы, ищут ответы, наблюдают, проводят опыты).

-Для того что бы узнать, что мы будем изучать, посмотрите на экран (слайдовая презентация – фотография увядшего цветка).

-Что произошло с цветком?

-Как Вы думаете, почему завял цветок?

-Я согласна с Вами, цветы не могут жить без воды, как и любое живое существо на Земле.

-Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами этого удивительного вещества - воды. Итак, мы – исследователи воды

Актуализация знаний.

-Откуда люди берут воду?

-В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся над ней.

-Посмотрите на глобус. Если его вращать, то он покажется одноцветным - голубым. А всё потому, что голубого цвета больше всего. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности Земли. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой заводи рек, в глубине озёр, бескрайних просторах морей и океанов.

-Где человек использует воду?

-Да, без воды не замесить тесто, не построить дом, не сделать бумагу, лекарство, конфеты, не чего. Но всё это стало доступно человеку только после того как он изучил свойства воды.

-Узнаем и мы какими же свойствами обладает вода.

Изучение нового материала. (На партах у детей - оборудование для опытов (Приложение 2); перед началом работы учитель сообщает правила ТБ).

Практическая работа.

Инструкция: в стакан с водой опустите цветную палочку. Скажите, видна ли она? (учитель одновременно делает то же самое, а затем опускает полочку в стакан с молоком). А в молоке?

-Как вы думаете о каком свойстве воды – это говорит? Вывод:

-Вода - прозрачна. (запись в тетрадь).

Инструкция: поднесите цветные полоски по очереди к стакану тс водой. Имеет ли цвет вода? Вывод:

-Вода – бесцветна. (запись в тетрадь).

Инструкция: понюхайте мандарин, затем воду. Сравните. Вывод:

-Вода не имеет запаха. (запись в тетрадь).

-Представьте вкус сладкого чая, солёного рассола. Попробуйте воду. Какой вкус? Солёный, сладкий? Есть вкус у воды? Вывод:

-Вода не имеет вкуса. (запись в тетрадь).

-В стакан с водой бросьте кусочек сахара, размешайте. Что произошло? Вывод:

-Вода – растворитель. (запись в тетрадь).

-Какие ещё вещества растворяются в воде?

6. Первичное закрепление.

-Итак, какие свойства вода мы сегодня изучили? Прочтите в тетрадях (самостоятельно).

-А какие ещё свойства мы сегодня изучили?

7. Итог урока, рефлексия.

-Вы сегодня были сотрудниками лаборатории, понравилось ли Вам?

-Что нового узнали о воде?

-Все ребята хорошо поработали…(оценки за урок)

Приложение 1

Задание: Зачеркните объекты, которые не принадлежат составу почвы.

Состав почвы.

ВОДА
МУСОР
ВОЗДУХ
ПЕРЕГНОЙ
ПАЛОЧКИ
МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ
ПЕСОК И ГЛИНА

Приложение 2

Оборудование для опытов

Стаканы с водой для каждого ученика и для учителя.

Стакан с молоком для учителя.

Цветные палочки (можно счётные).

Цветные полоски бумаги.

Дольки мандарина для каждого ученика.

Приложение 3

Притча о воде

Читайте также: