Правила поведения в общественном транспорте конспект по обж

Обновлено: 05.07.2024

Данная разработка подготовлена для воспитанников постинтернатной группы (студентов колледжа), но может подойти и для будущих выпускников общеобразовательных школ.

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

Задачи:

Ход занятия

Мы с вами, как настоящие горожане, так привыкли пользоваться общественным транспортом города, что уже не задумываемся о том, правильно ли мы им пользуемся.

Для начала давайте вспомним, что является общественным транспортом? Перечисляют.

2 слайд. Ответ: Общественный транспорт - это автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.

А кто такой пассажир? Дают определение.

3 слайд. Ответ: В Правилах дорожного движения пассажир - это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит, пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент, когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким-либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

4 слайд. Какие правила поведения пассажиров в общественном транспорте вам известны? Перечисляют известные им правила.

А теперь давайте проверим себя. Я напомню вам правила поведения в общественном транспорте, а вы постарайтесь определить, правильно ли вы ответили.

5 слайд.

Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, не выходя на проезжую часть. При отсутствии специальных площадок ожидать общественный транспорт следует на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки. На остановке нельзя устраивать подвижные игры, бе­гать. Эти действия могут повлечь за собой падение на проезжую часть и попадание под колеса.

6 слайд.

Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.

Задание. Вы наверняка заметили, что остановки городского общественного транспорта обычно располагаются близ пешеходных переходов. Как вы думаете, с чем это связано? Высказывают предположения.

Ответ: Остановочные комплексы располагаются рядом с переходами для безопасности выходящих из транспорта и подходящих к остановке пассажиров.

  • Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропустите выходящих пассажиров.
  • Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон.
  • Обязательно оплатите проезд.

Полагаю, стоит проверить себя в импровизированном театральном действии - ведь все мы немного актеры в жизни. Представьте, что часть аудитории, где находятся ваши стулья, это салон маршрутного такси - наиболее популярного в нашем городе вида транспорта.

Задание. У Вани и Глеба сегодня в колледже физкультура. На спине - рюкзак с формой. Свободных мест в маршрутке нет. Покажите, ребята, как вы будете заходить в маршрутку. (Демонстрируют свои действия).

7 слайд.

  • Не входите в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон не полон, при резком толчке или тор­можении вы рискуете испачкать других пассажиров.

Часть правил составлена для безопасного проезда пассажиров.

  • В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.
  • Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
  • Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
  • Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
  • Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств (почему?)
  • Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
  • При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.

Как вы думаете, как лучше ехать пассажиру в транспорте? (Сидя). Это связано с тем, что стоящему человеку легче упасть. Но и для сидящего пассажира есть опасности в транспорте.

8 слайд

  • Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
  • При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком, не держась за двери.
  • Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
  • Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями. Их нужно перевозить завернутыми в плотную ткань или бумагу.
  • Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.

9 слайд.

Задание: Определите ошибки юных пассажиров, которые изображены на рисунке.

То есть, получается, что они нарушают основные правила безопасного проезда в общественном транспорте.

Задание: Обозначьте эти места на схеме расположения мест в маршрутном такси.

Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, человеку с нарушением зрения.

В салон заходит ребенок с огромным ранцем. Ваши действия? (Ребенку с тяжелым грузом лучше уступить место или предложить подержать ранец).

  • К выходу необходимо подготовиться заранее, по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. В ваших силах, например, помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
  • Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.
  • Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!

Задание: Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу сзади, двое пошли обходить автобус спереди, а один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно правилам ПДД?

Ответ: Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить улицу. 10 слайд.

Итак, давайте повторим:

1. Какая тема была затронута сегодня?

2. Что вы ранее не знали?

3. Действительно ли нужно соблюдать правила проезда в общественном транспорте? Насколько они оправданы?

4. Какое правило вы добавили бы от себя?

5. Какое правило вы считаете лишним?

6. А сейчас проверим ваше внимание и память. Я раздам вам памятки. Задание: Проверьте, какое довольно важное правило, которое необходимо выполнить в начале поездки, здесь не упомянуто?

А теперь - небольшое видеорезюме:

11 слайд. Видеоролик.

Как видите, и здесь - ничего нового, вам просто вкратце повторили все, что было уже сказано. Это связано с тем, что такая прослойка населения, как пассажиры, появилась одновременно с транспортом, и общность его использования определяет соблюдение определенных правил для комфортного и безопасного проезда.

Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы не только создаете неудобство, но и ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

При пользовании общественным транспортом следует всегда помнить правила личной безопасности.

Не отвлекайте водителя разговором во время движения.

Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни. Сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, руками – в переднее сиденье, наклонить голову вперед.

Выходя из общественного транспорта, смотрите по сторонам во избежание попадания под движущиеся автомобили.

Если Вы обнаружили в салоне подозрительные предметы (бесхозные сумки, коробки, пакеты, свертки и т.д.), незамедлительно сообщите об этом водителю или сотрудникам полиции.

При возникновении пожара в наземном транспорте немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам. Вызовите пожарных по телефону – 112.

Водитель должен остановиться и открыть двери. Главное для пассажиров - быстро и без паники покинуть салон. Пропустите вперед детей, пожилых людей, женщин. При блокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства используйте аварийные люки и выходы через боковые окна.

Если очаг возгорания небольшой и находится в салоне транспортного средства, можно попытаться потушить его самостоятельно. Для этого воспользуйтесь огнетушителем, который должен находиться у кабины водителя, другими подручными средствами, например, верхней одеждой.

Помните! В троллейбусе металлические части могут оказаться под напряжением. Покидая салон, не прикасайтесь к ним.

Выбравшись из салона, окажите первую помощь пострадавшим. При необходимости вызовите скорую помощь.

Общественный транспорт становится частой мишенью для террористических актов.

В случае захвата транспортного средства террористами, эксперты советуют выбрать тактику пассивного сопротивления, не рисковать. При захвате необходимо выполнять все указания террористов, определив для себя, кто из них наиболее опасен, отдать все вещи, которые требуют террористы.

Не повышать голоса, не делать резких движений. Как можно меньше привлекать к себе внимание. Не реагировать на провокационное и вызывающее поведение. Прежде чем передвинуться или раскрыть сумку, спросить разрешения. Не смотреть в глаза террористам.

Следует осмотреться в поисках наиболее укромного места, где можно укрыться в случае стрельбы. Если с вами ребенок, постараться быть все время с ним рядом, устроить его как можно более удобно и безопасно. При стрельбе лечь на пол и укрыться за сиденьем, никуда не бежать.

В случае, если спецподразделения предпримут штурм общественного транспорта, старайтесь держаться подальше от окон, чтобы не мешать снайперам стрелять по террористам. При штурме главное лечь на пол и не шевелиться до завершения операции. При освобождении выходите из салона транспортного средства после соответствующего приказа, но как можно скорее. Не теряйте времени на поиски своих вещей и одежды. Помогите детям, женщинам, больным, раненым.

Цель: Формирование навыков безопасного поведения в транспорте, знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.

- научить детей, правилам поведения пассажиров в общественном транспорте;

- закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу, и закрепить правило светофора;

- разъяснить детям, как важно не только знать, но и выполнять правила дорожного движения;

-закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.

- развитие связной речи, умение отвечать на вопросы;

- развивать познавательный интерес, воображение;

- развивать мыслительную активность, любознательность.

-воспитывать осознанное безопасное отношение к поведению в транспорте;

-воспитывать дружеское взаимоотношение, доброжелательность;

- способствовать радостному эмоциональному настрою детей.

Работа над словарё м: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, зебра, светофор, подземный переход.

Материалы к занятию :

Демонстрационный – иллюстрации с изображением транспорта, макеты транспортного и пешеходного светофора, стулья, зебра, конверт с письмом, загадки, мягкая игрушка Ёжик.

Раздаточный – белые листы бумаги, цветная бумага, ножницы, клей.

Приё мы руководства деятельностью детей:

1. Приёмы руководства цели и мотивации деятельности детей

- в группу пришло письмо из лесной школы

2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД.

3. Приёмы организации практической деятельности

4. Приёмы поддержания интереса у детей

5. Приёмы оценки и самооценки

- словесное поощрение, похвала в ходе ОД

Создание среды для организации и проведения ОД

-в центре продуктивной деятельности презентация, картинки о транспорте, сундучок с дорожными знаками, раскраски.

Виды деятельности в ОД:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, продуктивная.

Личностные: вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, инициативен в общении, знает различные источники информации и владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов.

Интеллектуальные: сформированы умения и навыки необходимые для жизнедеятельности и осуществления различных видов детской деятельности, умеет наблюдать, анализировать, делать выводы, решать интеллектуальные задачи.

Физические: сформированы физические качества и потребность в двигательной активности, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни,

Критерии оценки деятельности в ОД

- ребенок активен, задает вопросы, проявляет самостоятельность;

- ребенок активно общается со взрослым, сверстниками, проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому;

-проявляет доброжелательное отношение к окружающим;

Организация ОД: Дети располагаются в центре группы

I часть Вводная

1. Организационный момент -1 мин.

2. Игровая мотивация – 2 мин.

II Часть Основная

III часть Заключительная

Рефлексия – 3 мин

Ход ОД:

1. Вводная часть

Воспитатель: Шире шаг чудесный круг, я твой друг и ты мой друг

Крепче за руки возьмись, и друг другу улыбнись

Воспитатель: Здравствуйте ребята, к нам в группу пришло письмо из лесной школы (показать детям конверт). Как вы думаете, от кого оно и что в нем написано (ответы детей).

Воспитатель: сейчас я открою конверт, и мы узнаем, что в письме написано и от кого это письмо (прочитать письмо).

Воспитатель: в письме, учитель лесной школы, Ёж и его ученики, приглашают нас приехать к ним в гости.

Воспитатель: А вы хотели бы побывать в лесной школе?

- Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком (дети перемещаются по группе).

- Как мы сейчас называемся?

- Как появилось это слово? Сколько на улице пешеходов?

Дети: Вот один вышел из трамвая, другой из магазина, третий из дома, а всего – много. Остановились. Стоим

Воспитатель: Посмотрим на поток автомобилей (дети встают вокруг стола, на котором, выложены картинки с изображением транспорта : пассажирского, грузового и транспорта специального назначения, воспитатель задает вопросы).

Воспитатель: как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? Дети: автомобили

Воспитатель: на какие группы можно разделить все автомобили?

Дети: грузовые, пассажирские, автомобили специального назначения

Воспитатель: почему они так называются – пассажирский транспорт, грузовой, специального назначения?

Воспитатель: все автомобили разные, но почему их всех назвали одним словом – автомобили?

Воспитатель: что у них общего? какие части есть у каждой автомашины?

Дети: колеса, руль, мотор

Воспитатель: на каком транспорте мы с вами поедем, вы узнаете отгадав загадку.

Что за чудо этот дом,

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Дети из разрезных картинок собирают картинку целую - автобус

Дети: нужно ехать в автобусе.

Воспитатель: давайте ждать автобус. А где его ждут?

Дети: на остановке.

Воспитатель: А как нам определить, где автобусная остановка?

Воспитатель: Правильно, дети! Вот знак автобусной остановки, а вот и автобус. Проходите в автобус. Садимся по удобнее, занимаем места.

(Дети проходят в автобус, построенный из стульчиков).

Воспитатель: расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте.

Дети: во время движения нельзя руками трогать двери, нужно ждать пока их откроет водитель, у него есть специальная кнопочка. Держаться за поручни.

Взрослые, уступают места пожилым людям.

Воспитатель: а можно разговаривать с водителем во время движения?

Дети: нельзя, водитель отвлекается.

Воспитатель: можно ли громко разговаривать в автобусе?

Дети: нет, это мешает другим пассажирам.

Воспитатель: молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете, вести себя в общественном транспорте, и никто вам не сделает замечания ни в автобусе, ни в трамвае.

«Есть у меня братишка, смешной такой мальчишка!

Мне во всем он подражает и ни в чем не уступает –

Если мы играем в мячик, я скачу, он тоже…. (скачет)

Я сижу и брат (сидит). Я бегу и он (бежит)

Мяч беру, и он (берет, мяч кладу и он (кладет)

Куст стригу и он (стрижет, жгу костер, он тоже. (жжет)

Птица хлеб щиплю, он (щиплет.)сыплю корм, он тоже. (сыплет)

Еду на велосипеде, он со мною вместе….(едет)

Хохочу и он….(хохочет). Есть хочу, он тоже (хочет)

Маслом хлеб я мажу (мажет, я рукой машу, он….(машет)

Воспитатель: запомните, стоящие автобус, троллейбус и другие машины, нужно обходить сзади, потому что так лучше видеть те машины, которые объезжают их. А трамваи обходить спереди, что бы не попасть под встречный трамвай.

Воспитатель: посмотрите, как много на улице машин. Так пешеходу не долго и растеряться. Но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся ни на одной даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило?

Дети: высказывают свои варианты

Воспитатель: вот оно правило – проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов.

Воспитатель: для чего машинам широкие дороги?

Дети: машины большие, ездят быстро.

Воспитатель: а нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. А если мы в деревне, там нет тротуаров, как быть?

Воспитатель: здесь наше правило звучит немного по-другому: дорога – для машин, обочина – для пешеходов.

Воспитатель: а что такое обочина?

Дети: обочина сбоку.

4. Просмотр презентации

Дети: нет, только там, где это разрешено

Воспитатель: а как узнать это место, где разрешено переходить улицу?

Дети: по полоскам

Воспитатель: что это за полоски, для чего они нужны и как они называются?

Дети: зебра; чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел из далека: здесь может появиться пешеход.

Воспитатель: где еще можно переходить улицу? (подземный переход)

Вот мы подошли к зебре, можно ли сразу переходить улицу?

Дети: нет – внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим налево – машины едут оттуда, потом на право. Если машин нет - тогда иди. Быстро, но не беги.

Воспитатель: но бывают улицы, где машин очень много можно так стоять и до вечера. Что нам поможет на таких улицах?

Садимся на ковер. Берем с собой светофор.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках два светофора. Скажите, чем они отличаются?

Дети: светофоры бывают транспортные и пешеходные. Светофор, состоящий из трёх цветов, управляет движением машин. (Показать макет светофора)

Физкультурная разминка с веселым светофором:

Накачаем вместе шины, Сядем дружно на машины, Стоп машина! Стоп шофер! На дороге светофор! Красный цвет – хода нет, Желтый осторожно! А зеленый свет горит, Значит, снова путь

Воспитатель: давайте вместе попробуем отгадать загадки.

1. У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглазка.

Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает (Светофор)

2. Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)

3. Коль бензину дашь напиться,

Вмиг помчится колесница. (Автомобиль)

4. Что за чудо синий дом, окна светлые кругом,

Носит обувь на резине, а питается бензином. (Автобус)

5. Две дорожки так узки, две дорожки так близки.

И бегут по тем дорожкам домики на круглых ножках. (Трамвай)

6. Дом на улице идет, на работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

(Автобус, троллейбус)

7. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)

8. Я в любое время года и в любую непогоду

Очень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро)

9. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути

Помогает улицу людям перейти. (Светофор)

Воспитатель: молодцы, умеете отгадывать и дружно.

Воспитатель: помогите, пожалуйста, сделать для моих лесных учеников светофоры.

7. Продуктивная деятельность

(Дети проходят за столы). Мальчики рисуют транспортные светофоры, девочки – пешеходные светофоры.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Вы показали отличные знания!

Не оставили без внимания

Эти правила, самые важные!

Путь домой будет не страшен вам,

Если точно и без сомнения

Соблюдать вы будете правила движения.

И нам пора возвращаться в группу. (Дети проходят в автобус и едут в группу).

Воспитатель: о чём расскажите родителям?

Воспитатель: о каких правилах расскажите знакомым?

Воспитатель: если вам понравилось путешествие в лесную школу покажите это смайликом.

Беседа о правилах пожарной безопасности для детей старшей и подготовительной групп Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

В мегаполисах крайне трудно обойтись без общественного транспорта. Он предназначен для перевозки людей по заранее проложенным маршрутам с остановками в определенных местах. К такому транспорту в крупных городах относят: трамвай, автобус, троллейбус, такси, метрополитен, поезда и электрички.

Обеспечение безопасности в общественном транспорте, как правило, ложиться на самого пассажира. Для этого следует знать, как правильно себя вести при поездке в том или ином виде транспорта и что нужно делать, если произошла экстремальная ситуация (пожар, захват, взрыв или авария).

Наземный городской транспорт

Безопасность людей в автобусе

Безопасность людей в автобусе

Во время ожидания на остановке общественного транспорта не подходите слишком близко к проезжей части дороги. Не торопитесь. Не забегайте и пытайтесь запрыгнуть в автобус на ходу. Лучше дождаться следующего, чем оказаться с переломом в травмпункте. Выходить также следует осторожно, не торопясь и никого не толкая. Человек может поскользнуться на подножке и упасть под колеса либо получить травму ноги.

В салоне будьте бдительны и следите за своими вещами. Сумка не должна находиться сзади вас или внизу. Повесьте ее на плечо и прижмите спереди, обхватив рукой. Обязательно пользуйтесь поручнями. Если вы обнаружили бесхозный предмет, сообщите об этом кондуктору или водителю.


Как бы вам не хотелось, нельзя спать в транспорте. Во время резкой остановки или столкновении, вы не сможете должным образом среагировать. При возникновении опасной ситуации слушайте указания водителя.

Во время движения разговаривать с водителем или задавать ему вопросы запрещено. Не заходите в автобус или троллейбус с продуктами питания и или алкогольными напитками. В случае захвата, согласно правилам безопасности в общественном транспорте нужно выполнять все требования преступников, не спорить и не перечить им.

В начале операции по освобождению следует держаться подальше от стеклянных вещей и окон. Лягте на пол, прикрыв голову руками, и старайтесь не шевелиться. Ждите окончания штурма. Большой ошибкой будет взять брошенное преступниками оружие. В этом случае, группа захвата вас запросто примет за одного из них.

Подземный транспорт (метро)

Спуск в метрополитен

Спуск в метрополитен

Метрополитен одно из наиболее удобных средств передвижения в густонаселенных городах. Однако опасности могут подстерегать и там.


  • Если упавший не может быстро сам выбраться, но в состоянии передвигаться следует ему сообщить, что наиболее безопасным вариантом будет лечь прямо, лицом вниз между рельсами. Сохранять неподвижность следует до отхода поезда.
  • Находясь на эскалаторе, не отвлекайтесь, не пытайтесь по нему бежать или перепрыгивать через ступени. Следует крепко держаться за поручень.

При возникновении взрыва или аварии в тоннеле прислушивайтесь к рекомендациям машиниста. Прежде чем выходить из вагона, нужно дождаться, когда с контактного рельса будет снято напряжение. При задымлении закройте органы дыхания платком, салфеткой или шарфом. Остерегайтесь металлических частей вагона, к ним лучше не прикасаться. Машинист должен указать направление, в котором следует двигаться, чтобы выйти из тоннеля. Если опасность для жизни отсутствует, то лучше дождаться помощи спасателей.

Железнодорожный транспорт

Поезд с пассажирскими вагонами

Поезд с пассажирскими вагонами

При обеспечении безопасности в общественном транспорте таком, как поезд следует придерживаться следующих рекомендаций:


  1. Запрещено во время движения транспорта пытаться открыть двери вагона, стоять на подножках или высовываться в открытые окна.
  2. Стоп-кран следует использовать только в очень серьезных ситуациях. В случае ее возникновения не рекомендуется останавливать поезд в местах, где эвакуировать людей будет сложно (тоннель, мост).
  3. В багаже не должно быть легко воспламеняющихся предметов, ядовитых или химических веществ.
  4. Почувствовав запах гари или непонятного задымления следует сразу же об этом сообщить проводнику.

При резком торможении крепко возьмитесь за поручни и для фиксации тела обопритесь ногами в сиденье или стену. Лучше лечь на пол салона. Переждав один удар, не стоит менять положение, возможны последующие удары, более сильные. Только когда станет понятно, что поезд окончательно остановился, можно встать.

Необходимо сразу покинуть салон поезда, т.к. велика вероятность возникновения возгорания. Если вы приняли решение покинуть вагон через аварийное окно, то делайте это на полевую сторону, т.е. где отсутствуют железнодорожные пути.

Правила безопасности при возгорании

Пожар в общественном транспорте опасен тем, что большое количество людей находится в закрытом небольшом помещении. Кроме того, при горении частей транспорта выделяется довольно токсичные вещества, которые представляют опасность для человека.


Почувствовав в салоне дым и соответствующий запах, сообщите об этом водителю и потребуйте остановки для выяснения обстоятельств. В транспортах, которых ходят с помощью подачи электричества, в случаи аварии возможно нарушение защитной изоляции и металлические элементы могут попасть под напряжение.

Для эвакуации используются люки на крыше либо боковые окна. В случае взрыва или сильного задымления обязательно закройте нос и рот чем-то из элементов одежды. Внизу скопления дыма минимально, поэтому следует лечь на пол, чтобы избежать отравления.

Когда вы смогли выбраться из салона транспорта, немедленно уйдите на безопасное расстояние. Есть возможность взрыва баков с горючим или замыкания в электросети.

При пожаре на железнодорожном транспорте действовать нужно немного иначе. Окна следует закрыть, чтобы попадающий в вагон ветер еще больше не распылял пламя. Попытайтесь уйти через соседние вагоны. При этом двери крепко за собой закрывайте. Защищайте органы дыхания и глаза.

Оказавшись в относительной безопасности, включайтесь в спасательные работы. Окажите другим посильную помощь.

Читайте также: