Правила этикета диалог конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование представлений о правилах этикета.

Формировать представление о правилах поведения за столом, в гостях.

Закреплять знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной ситуации.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивать связную речь, обогатить словарь детей (благодарю, доброго пути, только после вас,

Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в обществе, любознательность, дружбу,

Методические приё мы:

Игровая ситуация,беседа-диалог,разгадывание загадок.

Интеграция образовательных областей:

Ход непосредственно образовательной деятельности

- Ребята, в наш детский сад пришёл добрый волшебник. Он тайно, надев шапку-невидимку, чтобы его никто не видел, ходит и наблюдает за всеми детками, которые ходят в наш садик. Очень любознательный этот волшебник, он всё умеет, может сделать любое волшебство, вот только он старый стал и всё время всё забывает. Давайте поможем волшебнику.

Что нужно говорить человеку при встрече?

(ответы детей)

(рассуждения детей)

- Ребята, добрый волшебник узнал, что вы очень вежливые и культурные детки и решил прийти к нам в группу. Давайте поздороваемся с ним.

- Правильно, а какие ещё вежливые слова вы знаете? Я их немного забыл. Напомните?

(Ответы детей)

Волшебник загадывает детям загадки.

Встретив зайку, ёж - сосед

А его сосед ушастый

К осьминожке комбала

В понедельние заплыла.

(До свидания)

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик

Поругались бы они

Бегемот и слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей сейчас

- Какие же вы молодцы, детки, всё отгадали.

Ребята, волшебник забыл, как правильно вести себя за столом. Я предлагаю вам поиграть.

- За столом надо сидеть прямо и красиво. (Да)

- Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно. (Да)

- Можно громко чавкать и сопеть. (Нет)

- Молодцы, вы умеете вести себя за столом. А наш волшебник всё вспомнил вместе с нами. Давайте угостим нашего гостя, накроем для него стол. (Дети сервируют стол игрушечной посудой и приборами.

Волшебник напоминает детям правила поведения за столом : нельзя разваливаться на стуле, руки и рот нужно вытирать бумажными салфетками, нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, облизывать пальцы,не нужно есть слишком быстро, брать в рот слишком много еды и говорить с полным ртом.)

- Как красиво вы накрыли на стол, спасибо.

- Разгадайте ещё загадку.

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке

Плошки, расставив, скажет им Рита

Ребята, а когда вы идёте в гости, там вы не должны без разрешения трогать руками те вещи, которые вас заинтересовали. Нельзя разбрасывать игрушки, а надо класть их на место. Берегите свои игрушки, не ломайте их, если игрушка сломалась, умей вежливо попросить взрослых починить её. Делись игрушками с другими ребятами. Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается. Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно. Умейте принять помощь, совет и замечание друга.

Правила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью

Правила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Долгое время в нашей стране, не было правил культурного общения с инвалидами, скажу.

Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

- Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

- Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

- О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

- Довольны ли вы сегодняшним днем?

- Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

- Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

- Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

- Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

- Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)

- Одежда должна быть чистой.

- Волосы должны быть уложены в прическу.

- Одежда должна быть аккуратной.

- Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

- как только вошли в комнату.

- только после того, как сядут хозяева.

- после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и .

- заправляете за воротник.

- кладете на колени +

- кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

- отказаться, назвав причину отказа.

- взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

- о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

- чтобы отделять мясо от костей +

- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

- те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

- в правой руке – вилка, в левой – нож.

- в правой руке – нож, в левой – вилка +

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

- поднять и продолжать есть.

- попросить другой прибор.

- извиниться и попросить подать другой прибор +

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

1. Чего в другом не любишь, - а честь смолоду
2. Береги платье снову, - того и сам не делай.
3. В чужой монастырь - со своим уставом не ходят.
4. Мил тот гость, - а думай быть опрятным.
5. Не думай быть нарядным, - что недолго гостит.

Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет.

С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

  • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”? Нет. Пожелание “Будьте здоровы” приемлемо только в отношениях между самыми близкими людьми в неформальной ситуации, например, в семье. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на проявлениях физического недомогания у кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили.

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

( Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ БекетоваОА-приложение.doc.docx

Карточка № 1.

Человек должен знать:

- о чём (тема беседы)

КТО - где (место действия) говорит

Карточка № 2.

- А кто его спрашивает?

- А твоё какое дело? Мне нужен Серёга.

Карточка № 3.

Заполните таблицу.

Карточка № 4.

1) - Алло. Позовите Серёжу.

1) - Здравствуй! Будь добра, позови, пожалуйста, Серёжу.

1) - Здравствуй! Это говорит одноклассник Серёжи – Антон Рыбкин (Вася Петров. )

2) - Здравствуй, Антоша (Вася, Алёша)!

3) - Позови Серёжу.

3) - Извини, пожалуйста, за беспокойство. Можно Серёжу?

3) - Пригласи, пожалуйста, Серёжу!

4) - Подожди, пожалуйста, сейчас приглашу..

4) - Одну минутку.

Карточка № 5

Проинсценируйте диалог ( строго (мама) – развязно (сын)) .

- Ваня, будь любезен, иди обедать!

- Почему не идёшь, Ваня? Всё остынет!

Карточка № 5

Проинсценируйте диалог (тактично, вежливо, деликатно (с обеих сторон) .

- Ваня, будь любезен, иди обедать!

- Почему не идёшь, Ваня? Всё остынет!

Карточка № 5

Проинсценируйте диалог (спокойно, доброжелательно (мама) – резко, грубо (сын) .

- Ваня, будь любезен, иди обедать!

- Почему не идёшь, Ваня? Всё остынет!

Домашнее задание.

Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить

Мой друг, подумай – не спеши. И людям радость отравить.

Оно бывает то сурово, Им можно лёд зимой расплавить

То рождено теплом души, И камень в крошку раздолбить.

Оно то жаворонком вьётся, Оно одарит иль ограбит,

То медью траурной поёт. Пусть ненароком, пусть шутя.

Покуда слово сам не взвесишь, Подумай, как бы им не ранить

Не выпускай его в полёт. 4. Того, кто слушает тебя.

Выполните одно задание по выбору:

1. Выпиши из текста ключевое предложение и объясни, почему ты считаешь его ключевым.

2. Выпиши предложение с обращением. Выполни его пунктуационный разбор.

3. Подумай, какое грамматическое задание к тексту можешь предложить ты. Выполни это задание.

Домашнее задание.

Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить

Мой друг, подумай – не спеши. И людям радость отравить.

Оно бывает то сурово, Им можно лёд зимой расплавить

То рождено теплом души, И камень в крошку раздолбить.

Оно то жаворонком вьётся, Оно одарит иль ограбит,

То медью траурной поёт. Пусть ненароком, пусть шутя.

Покуда слово сам не взвесишь, Подумай, как бы им не ранить

Не выпускай его в полёт. 4. Того, кто слушает тебя.

Выполните одно задание по выбору:

1. Выпиши из текста ключевое предложение и объясни, почему ты считаешь его ключевым.

2. Выпиши предложение с обращением. Выполни его пунктуационный разбор.

3. Подумай, какое грамматическое задание к тексту можешь предложить ты. Выполни это задание.

Выбранный для просмотра документ БекетоваОА-сценарий.doc.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Алексина Тульской области

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

учитель русского языка и литературы

формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Задачи урока:

Образовательные :

- учить применять полученные знания лексического и синтаксического характера при построении диалога;

- учить вести диалог;

- формировать представление о правилах речевого этикета.

Познавательные:

- формировать умения произносить реплики с разной эмоциональной окраской и использовать различные языковые средства при создании диалога.

Развивающие :

- создание условий для активной мыслительной и аналитической деятельности;

- развитие умения работать в группе, слушать и слышать друг друга.

Воспитательные :

- воспитание культуры речевого поведения, этики взаимоотношений;

- создание атмосферы сотрудничества.

Форма работы: групповая

Оснащение урока:

- презентация “Диалог. Правила речевого этикета”, сделанная в приложении Power Point 2003

- учебник русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростнецова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский – М: Просвещение, 2011г.)

. Под звёздочкой предлагаются альтернативные вопросы, вопросы-помощники.

I . Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Садитесь. Начнём работу.

II . Проверка домашнего задания.

* - Кто может что-то добавить? (А по содержанию что представляла собой ваша работа?)

- Какую же часть диалога вы выписали?

- А почему вы решили, что именно эта часть диалога соответствует данной схеме?

III . Работа по теме.

1. Проблемная ситуация.

В квартире зазвонил телефон.

- В квартире зазвонил телефон. Представьте себе, что разговаривают два ваших сверстника: мальчик и девочка.

- Предлагаю сыграть эту ситуацию, при этом отразив характер и поведение собеседников. За мальчика будет читать N …, а за девочку – N …

Чтение диалога.

- А кто его спрашивает?

- А твоё какое дело? Мне нужен Серёга.

На другом конце бросили трубку.

- На другом конце бросили трубку. Почему? (Что же случилось?)

- Думаю, что у нас достаточно прозвучало мнений, чтобы прийти к какому-то общему выводу. Так что же должен знать человек, чтобы с ним разговаривали, от него не отвернулись, его выслушали?

- Вот здорово! Я тоже об этом думала. Мне очень приятно, что ваши мысли совпали с моими. Я даже придумала закон собеседника о том, как вести себя в подобной речевой ситуации. Хотите с ним познакомиться?

- Давайте его озвучим, чтобы запомнить.

Человек должен знать:

КТО - где говорит

- Здесь всё отражено необходимое? Ничего не хотите добавить?

* Если будут предложения.

- Примем это предложение?

- У вас в рабочих материалах к сегодняшнему уроку на 1-ой карточке этот закон есть. Давайте запишем то, что предложил N …

2. Составление правил этикета телефонного разговора.

- А что такое «речевой этикет?

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.

- Сравните два понятия. Что их объединяет?

- А что разграничивает?

Групповая работа (5 минут)

- Вернёмся к заданию. На работу отвожу 5 минут. В процессе выполнения задания решите, кто будет отчитываться по результатам работы.

13 СЛАЙД (показать только заголовок)

- Время вышло. Предлагаю заслушать отчёт групп. Начинает группа … Но помните, что во время отчёта действует закон: СЛУШАТЬ – СЛЫШАТЬ – НЕ ПОВТОРЯТЬ.

- Первая группа отчиталась. Были ли такие же правила у других групп?

- Спасибо. Слушаем отчёт следующей группы.

- Кто согласен с дополнениями?

- Спасибо. Послушаем 3-юю группу.

- Сколько дополнений сделали обе группы! Давайте поблагодарим друг друга за работу.

Правила этикета телефонного разговора

1. Важное в телефонном разговоре – краткость при вежливости и уважении к тому, с кем говорите.

2. Ещё до того, как вы наберёте номер, следует подумать:

будет ли ваш звонок приятен?

не побеспокоите ли вы того, кому звоните?

заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить в данное время.

3. Прежде чем начать непосредственный разговор по телефону, скажите слова приветствия.

4. Затем представьтесь (даже если предполагаете, что вас узнают по голосу), а потом сделайте паузу для возможного ответного приветствия.

5. В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел.

7. В телефонном разговоре одинаково недопустимы как грубый, так и снисходительный тон.

9. Не звоните без крайней необходимости на работу вашим знакомым по личному делу.

10. Во время разговора ведите себя корректно.

11. Без предварительной договорённости не звоните утром до 9 часов или вечером после 22.

12. По окончании разговора не забудьте попрощаться.

- Как считаете, приблизились?

- Что мы упустили?

3. Групповая работа по исправлению диалога.

- У меня возникла мысль, что нам с вами просто необходимо вернуться к диалогу, прозвучавшему в начале нашего урока. Согласны вернуться? Можете воспользоваться карточкой №2.

- А кто его спрашивает?

- А твоё какое дело? Мне нужен Серёга.

- А с какой целью я предлагаю вернуться к диалогу?

- Мне нравится задание, которое вы предложили!

* - А ещё ничего не хотите предложить?

* - Разрешите мне?! Думаю, что было бы интересно диалог этот ещё и инсценировать. Как считаете?

- Тогда за работу! Если вам нужна подсказка, вы можете к ней обратиться. Карточка № 4 в ваших рабочих материалах. Но попробуйте работать самостоятельно.

- Что же у вас получилось? Послушаем? По ходу прослушивания заполните, пожалуйста, таблицу в карточке № 3.

Отчёт групп

- Что вы можете сказать? (Что скажете?)

* - Соответствуют ли диалоги правилам этикета телефонного разговора?

- В чём же сила речевого этикета?

Знакомство с формулами речевого этикета.

- Какие же слова помогают поддержать общение, наладить контакт, расположить к себе?

- Знаете, как их ещё называют?

- Их называют формулами речевого этикета.

Формулы речевого этикета

Слова и обороты, смягчающие просьбу

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

Здравствуйте!

Будьте добры

Будьте любезны

Если вас не затруднит

Если тебе не трудно

Будь другом

До свидания!

Всего хорошего!

Всего доброго!

- Формулы… Встречались ли вы где-нибудь с этим словом?

- А что это такое? (1. Краткое и точное словесное выражение, определение. 2. Комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение / образец, краткая запись)

- А для чего нужна формула с точки зрения речевого этикета? (это образец речевого общения)

4. Инсценирование одного и того же диалога с различными установками.

- Предлагаю вам проинсценировать диалог, свидетелем которого я однажды оказалась. Найдите его в карточке № 5. На подготовку даю 2 минуты.

- Почему не идёшь, Ваня? Всё остынет!

1 группа: строго (мама) – развязно (сын)

2 группа: тактично, вежливо, деликатно (с обеих сторон)

3 группа: спокойно, доброжелательно (мама) – резко (сын)

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

- Что вы можете сказать по поводу услышанного?

* - А как вы думаете, почему один и тот же диалог я попросила проинсценировать 3 раза?

- Отвечает ли данная ситуация правилам речевого этикета?

- А что же не так?

- Только ли слова вежливости помогают людям в общении?

- А что ещё важно?

- Формальное использование слов вежливости ещё не ведёт к взаимопониманию и комфортному общению. Очень важен и тон, которым мы произносим слова.

IV . Формулирование темы и целей урока.

- Ребята, мы сегодня с вами прекрасно работали. А кто назовёт тему урока? (*Что такое тема? Так, о чём же?)

Правила речевого этикета.

- А какую цель мы преследовали?

* - Зачем мы это делали?

- Когда и где вам это может пригодиться ?

V . Домашнее задание.

Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить

Мой друг, подумай – не спеши. И людям радость отравить.

Оно бывает то сурово, Им можно лёд зимой расплавить

То рождено теплом души, И камень в крошку раздолбить.

Оно то жаворонком вьётся, Оно одарит иль ограбит,

То медью траурной поёт. Пусть ненароком, пусть шутя.

Покуда слово сам не взвесишь, Подумай, как бы им не ранить

Не выпускай его в полёт. Того, кто слушает тебя.

- Спасибо за сотрудничество! Урок окончен.

Выбранный для просмотра документ БекетоваОА.ppt.ppt

Урок русского языка в 5 классе Составитель Бекетова Ольга Александровна, учит.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 5 классе Составитель Бекетова Ольга Александровна, учит.

* Пятнадцатое декабря. Классная работа.

* Пятнадцатое декабря. Классная работа.

 В квартире зазвонил телефон. *

В квартире зазвонил телефон. *

*

- Алло! *

- А Серёгу можно? *

- А кто его спрашивает? *

- А кто его спрашивает? *

- А твоё какое дело?! Мне нужен Серёга. *

- А твоё какое дело?! Мне нужен Серёга. *

 На другом конце бросили трубку. *

На другом конце бросили трубку. *

Закон собеседника Человек должен знать: - кому - о чём (тема беседы) - где (м.

Закон собеседника Человек должен знать: - кому - о чём (тема беседы) - где (место действия) КТО - когда (время) говорит - почему (мотив) - зачем (цель) *

 Этикет – ? Речевой этикет – ? *

Этикет – ? Речевой этикет – ? *

* Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Речево.

* Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.

Правила этикета телефонного разговора 1. Важное в телефонном разговоре – крат.

Правила этикета телефонного разговора 1. Важное в телефонном разговоре – краткость при вежливости и уважении к тому, с кем говорите. 2. Ещё до того, как вы наберёте номер, следует подумать: будет ли ваш звонок приятен? не побеспокоите ли вы того, кому звоните? заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить в данное время. 3. Прежде чем начать непосредственный разговор по телефону, скажите слова приветствия. 4. Затем представьтесь (даже если предполагаете, что вас узнают по голосу), а потом сделайте паузу для возможного ответного приветствия. 5. В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел. *

* - Алло! - А Серёгу можно? - А кто его спрашивает? - А твоё какое дело?! Мне.

* - Алло! - А Серёгу можно? - А кто его спрашивает? - А твоё какое дело?! Мне нужен Серёга.

Формулы речевого этикета * Формы приветствия Слова и обороты, смягчающие прос.

Формулы речевого этикета * Формы приветствияСлова и обороты, смягчающие просьбуФормы прощания Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте! Здорово! Привет!Будьте добры Будьте любезны Если можно Если вас (тебя) не затруднит Если вам (тебе) не трудно Пожалуйста Будь другом Ты уж Не можете (можешь) ли вы (ты) Можно ли вас (тебя) попросить Я прошу вас (тебя)До свидания! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощай (-те)! Счастливо! Пока! Всего! Бывай! Будь!

*  Справка  Формула – краткое и точное словесное выражение, определение.

*  Справка  Формула – краткое и точное словесное выражение, определение.

* - Ваня! Будь любезен, иди обедать! – слышится голос мамы. - Иду! – отвечает.

* - Ваня! Будь любезен, иди обедать! – слышится голос мамы. - Иду! – отвечает сын не в силах оторваться от компьютерной игры. - Ну ты идёшь? - Иду! - повторяет Ваня, продолжая интересную игру. - Почему не идёшь, Ваня? Всё остынет! - Иду! Иду!

* Диалог. Правила речевого этикета.

* Диалог. Правила речевого этикета.

Слово о словах. Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить Мо.

Слово о словах. Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить Мой друг, подумай – не спеши. И людям радость отравить. Оно бывает то сурово, Им можно лёд зимой расплавить То рождено теплом души, И камень в крошку раздолбить. Оно то жаворонком вьётся, Оно одарит иль ограбит, То медью траурной поёт. Пусть ненароком, пусть шутя. Покуда слово сам не взвесишь, Подумай, как бы им не ранить Не выпускай его в полёт. Того, кто слушает тебя. В. Солоухин *


Постановка учебной задачи

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Закрепление изученного материала

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Планируемые результаты:

- развитие умения формулировать определение понятий;

-формирование первичного представления о диалоге;

- формирование умений находить диалог в тексте и составлять его;

- совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой речи;

- обогащение словарного запаса учащихся.

Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала; анализировать сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; формировать умение формулировать тему урока, цели урока; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Коммуникативные: строить связное монологическое и диалогическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности работы в паре; правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения с помощью диалога, составление и ведение диалога, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивации к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности; способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге.

Основные понятия: диалог, монолог, реплика, слова автора, тире.

Решаемые проблемы: Что такое диалог? Как отличить диалог от прямой речи? Как ставить знаки препинания при диалоге?

Методы и приемы

Ожидаемый результат по каждому этапу

Организационный момент (3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Романовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Сейчас я попрошу вас подготовиться к уроку. Проверьте вашу парту, на ней должны лежать: дневник, учебник, тетрадь, пенал. Рюкзак должен быть закрытым и висеть на крючке.

Спасибо, садитесь. Запишите в ваших тетрадках число и классную работу.

Приводит парту в порядок, приветствует учителя, садится. Записывает число и классную работу в тетрадь.

Учащиеся настраиваются на урок.

Актуализация знаний (7 минут)

Текст упражнения на доске.

- Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену.

- Привет, Лена. Ты почему не была в школе?

- Мы бы хотели тебя навестить,- сказала Маша.

- Спасибо, но доктор пока не разрешает.

- Выздоравливай. До свидания.

1. Прочитайте текст.

2.Давайте вспомним, какие бывают стили речи и попробуем определить стиль речи этого текста. Напоминаю, что есть книжный стиль, который делится на художественный(книжки) и публицистический (газеты, журналы), и есть разговорный стиль, который мы используем для общения. Какой это стиль речи? Выпишите в тетрадь этикетные слова, используемые в тексте, и подумайте, зачем они нам нужны? Правильно, для того, чтобы люди нас понимали, чтобы мы были вежливыми. С использованием этикетных слов наша речь становится более эффективной.

Отвечают, сколько человек разговаривают по телефону; находят в тексте этикетные формы.

Постановка учебной задачи

Посмотрите на доску и сравните тексты:

Сегодня я проснулся рано. Мама приготовила мне завтрак. Я поел, проверил портфель, оделся. По пути в школу я встретил Сашу, мы всю дорогу до школы говорили о сегодняшнем конкурсе по истории.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

- Ого! Где достал? Дашь мне его домой? - спросил Мишка.

- Нет, домой не дам. Подарок.

След.слайд – определение понятий: Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?

Диалог, монолог, реплика. (слайд)

Диалог (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь)

Реплика (от лат. replico — возражаю) Ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.

Давайте теперь откроем учебник на странице 116 и прочитаем диалог по ролям (спрашиваю кого-либо из детей). Давайте подумаем, сколько человек участвуют в этом разговоре? Что необычного вы заметили в записи этого текста?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, что нового мы сегодня узнаем?

Задача урока: научиться отличать диалог от прямой речи и ставить знаки препинания при диалоге. (Сегодня мы познакомимся с особенностями диалога(цель)).

Читайте также: