Права ребенка и их защита 7 класс обществознание конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: Сформировать у учащихся навыки работы с различными источниками информации.

Задачи:

  1. формировать умение извлекать необходимую информацию из исторического источника;
  2. учить логически излагать свои мысли, делать выводы на примере работы с документом;
  3. дать характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка.
  4. ознакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Тип урока: комбинированный.

УМК: учебник обществознания А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прежде чем преступить к изучению нового материала, мы с вами повторим домашнее задание.

II. Повторение ранее изученного:

На прошлом уроке мы с вами узнали, что взаимоотношения гражданина и государства определены Конституцией. Дети и подростки до достижения совершеннолетия не имеют полного статуса гражданства и не обладают правом голосовать и избираться в государственные органы управления. Во всем остальном, они в полной мере пользуются предоставленными им правами и выполняют конституционные обязанности. Права человека охраняются и закреплены в ряде международных документов.

Сейчас приступаем к выполнению заданий:

  1. Заполните пропуски в схеме (Слайд 2)
  2. Установите соответствие: (1В3, 2А1, 3Б2) (Слайд 3)
  3. Соотнесите виды прав человека и их проявление: (Слайд 4)
  • ГРАЖДАНСКИЕ …имеет право на жизнь (ст.20)
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ …имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации…(ст.32)
  • КУЛЬТУРНЫЕ …имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры…(ст.44)
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ …право частной собственности охраняется законом (ст.35)
  • СОЦИАЛЬНЫЕ …имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…(ст.41)

III. Изучение нового материала:

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Итак, на предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.

Почему? Как вы думаете?

А теперь подумайте, какая у нас будет сегодня тема урока?

А кто знает, с каким документом мы будем работать?

Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока: "Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка" (Слайд 5)

Цель нашего урока: Научиться работать с различными источниками информации, применять знания на практике. (Слайд 6)

Мы должны с вами сегодня:

  • познакомиться с Конвенцией о правах человека;
  • выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
  • продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы

2. История принятия Конвенции о правах ребенка. (Слайд 7)

Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом…

Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 гг. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.

Ребята, а вам знакомо понятие ратификация?

Ратификация — процесс придания юридической силы документу (например, договору).

Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.

А что же такое конвенция?

Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.

Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права.

3. Изучение Конвенции о правах человека.

У вас на парте лежат выдержки из конвенции о правах ребенка, скажите из каких частей она состоит?

Конвенция о правах ребенка состоит из: (Приложение 1)

Преамбулы (вступительная статья к документу)

  • Часть I (собственно статьи)
  • Часть II
  • Часть III (специальные статьи для стран участниц Конвенции).

Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком?

Какие же виды прав содержит в себе Конвенция?

Работа с текстом Конвенции. Данные заносим в таблицу. (Слайд 8) (Приложение 2)

А сейчас давайте поможем литературным героям которые попали в трудные ситуации. Перед вами задача ее нужно решить, опираясь на статьи конвенции о правах ребенка.

IV. Закрепление изученного на уроке:

Литературно-правовая викторина.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное проходило в наши дни? (Слайд 12)

(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Слайд 13)

3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью конвенции он нарушает? (Слайд 14)

(Ст.16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию”)

4. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право нарушено? (Слайд 15)

(Ст11. Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается ст. и 16, выдержка из которой цитировалась ранее)

  1. Познакомьтесь с сокращенным перечнем прав ребенка (по Конвенции о правах ребенка)
  • Право на равенство ст.2.
  • Право иметь семью ст.5.
  • Право на получение информации ст. 13.
  • Право на свободу мнения ст.14.
  • Право на защиту от всех форм насилия ст.19.
  • Право на образование ст.28.
  • Право на отдых и досуг ст.31.
  • Право не принимать участие в военных конфликтах ст38.

Результаты занесите в таблицу.

1 2 3 4 5 6 7 8

Вывод: таким образом, подводя итог нашему уроку, мы можем сделать вывод: что подросток является гражданином своего государства, обладает неотъемлемыми правами, закрепленными за ним Конституцией государства и международными правовыми актами. В нашей стране международная Конвенция о правах ребенка закреплена в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.

V. Домашнее задание (Слайд 16)

Ребята обычно оценки за урок ставлю вам я, сегодня попробуйте сами оценить свою деятельность (листы самооценки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ковтун Ксения Сергеевна

Конспект урока по курсу обществознание 7 класс

Права ребенка и их защита. ( урок№3)

Тип урока – комбинированный.

3. Цели урока:

создать условия для ознакомления обучающихся с международными документами о правах ребёнка;

создать условия для ознакомления обучающихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;

научить распознавать свои права;

воспитывать у обучающихся осознанное отношение к своим правам;

развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни;

научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не нарушать права другого человека;

развивать творческие способности обучающихся.

Основные вопросы урока:

права ребёнка, закреплённые в международных документах;

личные и имущественные права ребёнка;

реализация и защита прав ребёнка.

Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

работа с текстом учебника, словарём (над основными понятиями темы) и документами (Конвенция о правах ребёнка, статьи СК РФ и ГК РФ);

составление схем (личные и имущественные права ребёнка, дееспособность несовершеннолетних; осуществление защиты прав несовершеннолетних);

умение выбрать главное и правильно формулировать выводы;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий).

Основные понятия урока: декларация; конвенция; национальные меньшинства;

Внутрипредметные связи: обращение к понятиям – государство, суд, прокуратура, дееспособность, эмансипация, договор, сделка, несовершеннолетние.

4.Оборудование: сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека, сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, выборка статей СК РФ и ГК РФ, подборка заданий, ватман, маркер.

5.Оформление доски:

Тема: Наследственность

Цель: Познакомится с правами и обязанностями ребенка.

План:

Конвенция по правам ребенка.

Права ребенка.

Новые возможности после исполнения 14 лет

Каждый гражданин помимо прав имеет обязанности.

Термины: декларация; конвенция; национальные меньшинства;

6. Ход урока

Этапы урока

Методическая деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (2мин)

Работа по журналу

Повторение домашнего задания (5мин)

Как вы считаете, какое из прав, определённых Конвенцией, является самым важным для ребёнка?

Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас?

Взять из Конвенции 1 – 2 права. Что могло бы произойти, если бы их отняли у ребёнка?

Инсценизация учащимися конфликтной ситуации (опережающее задание – см. приложение 1)

Вопросы к ситуации:

Как произошёл этот конфликт? Почему?

Что чувствовали действующие лица?

Счастливый ли был конец?

Как этот конфликт мог быть предотвращён?

Какие другие концовки могли бы быть?

Какие и чьи права были проигнорированы? (См. Конвенцию).

Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.Выход из конфликта – совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала (20 мин)

- Так записано в ст. 2 Конституции РФ. На прошлом уроке мы рассматривали права и обязанности гражданина, сегодня мы поговорим о маленьких гражданах. Попытайтесь смотря на план сегодняшнего урока самостоятельно сформулировать записать тему урока.

- Знакомство обучающихся с основными правами ребёнка, закреплёнными в СК РФ и ГК РФ (см. приложения 2 и 3).

- Я предлагаю вам вместе составить схему со статьями вышеуказанных кодексов. Организация работы со статьями вышеуказанных кодексов (вместе с учителем составить в тетради схему).

Личные права детей

СК РФ, ст. 54 – 59

Имущественные права ребёнка

СК РФ, ст. 60

Право жить и воспитываться в семье;

Право знать своих родителей;

Право на их заботу, на совместное с ними проживание;

Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие;

Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками;

Право на защиту своих прав и законных интересов;

Право выражать своё мнение;

Право на имя, отчество и фамилию;

Право на изменение имени и фамилии.

Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих;

Право на имущество, полученное в дар;

Право на имущество, полученное в порядке наследования;

Право на распоряжение собственными доходами;

Право на распоряжение имуществом, приобретённым на собственные средства.

Дееспособность

ГК РФ, ст. 26 – 28

Несовершеннолетних

С момента рождения до 6 лет

От 14 до 18 лет

Полностью лишены гражданской дееспособности;

Все правовые действия от их имени могут совершать только их родители или опекуны.

Вправе самостоятельно совершать:

Мелкие бытовые сделки;

Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

Сделки по распоряжению средствами, полученными ими от законных представителей или с их согласия от третьих лиц.

Ответственность по сделкам несут родители, усыновители, опекуны. Они же отвечают за вред, причинённый малолетними.

Вправе самостоятельно совершать:

Все сделки, которые могут совершать малолетние, распоряжаться своими доходами;

Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

С 16 лет – членство в кооперативе;

Самостоятельно несут имущественную ответственность и за причинённый ими вред.

Полная дееспособность может наступить до 18 лет: при вступлении в брак. Эмансипация (ГК, ст. 27).

- Из предыдущих курсов изучения обществознания вы знаете права ребенка до 13 лет. Давайте посмотрим какие же права наступают у ребенка с 14 лет. Слайд 16-17.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Права ребенка.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

20 ноября 1959 г. Декларация прав ребенка 1989 г. Конвенция о правах ребенка.

20 ноября 1959 г. Декларация прав ребенка 1989 г. Конвенция о правах ребенка 10 принципов 54 статьи Декларация (от лат. – провозглашение) Конвенция (от лат.-соглашение) Образец, призывДоговор, обязательный для выполнения

Причины разработки и принятия законов, защищающих права ребенка: У ребенка ме.

Причины разработки и принятия законов, защищающих права ребенка: У ребенка меньше возможностей защитить себя; Ребенок отличается физической и психологической незрелостью; Ребенок отличается ранимостью; Ребенок зависит от опеки старших.

10 мешков с правами: 1. Право на образование; 2. Право на жилище; 3. Свобода.

10 мешков с правами: 1. Право на образование; 2. Право на жилище; 3. Свобода слова; 4. Право на равенство перед законом; 5. Право на жизнь; 6. Право на свободу передвижения; 7. Право на охрану здоровья; 8. Право на доступ к информации; 9. Право на неприкосновенность личности; 10. Право на социальное обеспечение.

Работа с иллюстрациями 1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию, прочитайте те.

Работа с иллюстрациями 1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию, прочитайте текст к ней. 2. Определите, какое право ребенка отражено на иллюстрации. 3. Назовите статью Конвенции, в которой зафиксировано данное право.

Цель урока : сформировать представления о человеческих правах как естественных и неотъемлемых.

Показать ценность прав личности;

Познакомить с содержанием Конвенции о правах ребенка;

Показать необходимость соблюдения норм права;

Показать ценность идей гуманизма, уважения прав личности.

При изучении материала можно использовать технологию критического мышления.


Стадия вызова: на этой стадии можно обсудить с ребятами следующие вопросы:

Кого мы считаем ребенком?

Чем ребенок отличается от взрослого

Какие существуют права у человека?

Должны ли быть какие-то специальные права у ребенка? Какие Вы можете выделить?

Задание .

Подумайте о значении слова право. Составьте с ним несколько фраз. Задание выполняется в парах, затем учащиеся произносят их перед классом.

В 1989 году ООН была принята Конвенция о правах ребенка. ООН-это всемирная международная организация. А конвенция-международно-правовой документ. Россия сразу его признала.

Что, по Вашему мнению это означает?

Стадия осмысления: учитель предлагает познакомиться с основными положениями конвенции, используя методический прием "инсерт".
Условные обозначения для маркировки текста:

Что уже знали ( V )

Что нового узнали (+ )

О чем думали иначе (-)

Не поняли, есть вопросы (?)

Ребята работают группами с выдержками основных прав ребенка , зафиксированных в Конвенции:

Право на жизнь, выживание и здоровое развитие;

Право на имя и приобретение гражданства;

Право знать своих родителей и право на их заботу;

Право не разлучаться с родителями вопреки желанию ребенка;

Право на свободное выражение своих взглядов;

Право на свободу мысли, совести и религии, на образование.

Стадия рефлексии: соотнесение "новой" информации со "старой".

Каждый человек должен уметь пользоваться своими правами, отстаивать их.

Далее организуется работа с заданиями пособия для учащихся Я-Гражданин России Я.В. Соколов (книга 14 п. 3)

Ребята работают группами по 4-5 человек , нужно выполнить следующие задания:

А) ознакомиться с ситуацией;

Б) определить права, которые были нарушены;

В) попытаться дать совет героям историй.

стр.23 история о Павлике

стр. 23 история о Дон Кихоте

стр 24. несовершеннолетний Н, который был задержан за кражу

Закрепление изученного: создание синквейна на тему "Права ребенка"

Читайте также: