Права человека конспект урока 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Мазуренко Елена Александровна

учитель истории и обществознания МБОУ гимназии № 3

г. Пролетарск Ростовской области

- формирование навыка работы с информацией и ее систематизации;

- формирование навыка практического применения полученных знаний.

- развивать умение анализировать, исследовать, сравнивать, делать выводы;

- развивать логическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.

- воспитывать уважительное отношение к правам и свободам человека;

- формировать основы правовой культуры.

- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

- воспитание чувства само- и взаимоуважения;

- развитие сотрудничества при работе в группах.

- умение моделировать жизненные ситуации, используя свой социальный опыт;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем.

- овладение обществоведческими понятиями: Конституция, Всеобщая декларация прав человека, права и свободы человека и гражданина, омбудсмен;

-совершенствование умений и навыков работы с правовыми документами (Конституция, Всеобщая декларация прав человека);

Технологии: За основу я взяла кейс – технологию.

Этапы работы с кейсом:

1. Описание практической ситуации по теме. Вопросы и задания, решаемые при работе с кейсом.

2. Навигатор решений. Учитель: инструкции по решению кейс - заданий. Подсказки в случае затруднений.

Деятельность учащихся: работа с документами, решение практических задач.

3. Продукт деятельности – заполненный аттестационный лист.

Методы обучения:

- частично-поисковый (поиск информации);

- наглядно – иллюстративный (для создания ярких образов);

- практический (формирование умений по дальнейшему использованию полученных знаний);

Формы организации учебной деятельности:

Структура занятия была построена таким образом, чтобы вызвать у ребят интерес и необходимость изучения новых знаний по теме. Объем материала занятия и сложность информации учтены с учебными возможностями обучающихся, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.

Ребята были вовлечены во все этапы занятия.

Развивающий потенциал занятия связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу с последующим практическим применением в жизненных ситуациях.

Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др.)

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, гражданство, пол и т. д.)

- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, это основной закон страны – Конституция)

- Какие основные сведения содержит Конституция? (об общественном и государственном устройстве, порядке и принципах образования представительных органов власти, об избирательной системе, о правах и свободах человека и гражданина)

- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.

- Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего занятия? ( Тема занятия: права и свободы человека и гражданина).

Целеполагание. Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.

Актуализация знаний. Какие же права и свободы есть у граждан нашей страны?

- Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.

- Личные (гражданские)

Являются правами каждого и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

- Политические

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

- Экономические права – определяют статус человека как участника предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Например, они дают каждому человеку возможность позаботиться о своём материальном благополучии и благополучии своей семьи, а также удовлетворить свои жизненные потребности.

- С экономическими правами неотрывно связаны социальные права – это права, которые позволяют человеку надеяться на помощь государства в определённых жизненных ситуациях. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость.

- Немаловажную роль среди других прав российских граждан играют культурные права. Они представляют собой гарантированные законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Без полной реализации этих прав человек не может развиваться как полноценная и всесторонне развитая личность.

Этапы осмысления. 1 этап (Углубление знаний) . Для того, чтобы углубить знания о правах и свободах человека и гражданина и научиться применять их на практике, мы откроем с вами юридическую консультацию. Юридическая консультация будет состоять из четырёх отделов: отдел по гражданским правам, отдел по политическим правам, отдел по социально-экономическим правам и отдел по культурным правам. Но чтобы занять достойную нишу в этом сегменте рынка, мы должны получить лицензию на право заниматься данным видом услуг. Для этого вы должны пройти аттестацию в форме квалификационного экзамена. Экзаменационная работа будет включать в себя 3 задания: 1. Работа с документом; 2. Составление сравнительной таблице; 3. Решение жизненных ситуаций. Время на их выполнение строго регламентировано. После выполнения каждого задания следует обсуждение. Работать будем в группах, поэтому важно участие в аттестации группы каждого.

2 этап. Работа с кейсом.

Задание № 1. Выписать из главы 2 Конституции РФ примеры прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со своей специализацией) с указанием статьи основного закона. Используя свой социальный опыт, приведите примеры жизненных ситуаций, как реализуются конституционные права и свободы.

- право на жизнь (ст.20)

- достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21)

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23)

- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24)

- право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

- право на определение и указание национальной принадлежности, и пользование родным языком (ст. 26)

- право на свободу совести ᅠ и ᅠ вероисповедания (ст. 28)

- право на свободу ᅠ передвижения (ст. 27)

Пример: ( Гражданин Н. потребовал от редакции газеты опровержения не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений, которые были распространены в этой газете (ст. ст.21). Гражданин Н. дал согласие на обработку персональных данных при условии обеспечения их конфиденциальности (ст.34 ).

- право на свободу мысли и слова, убеждений, информации (ст. 29)

- право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)

- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32)

- право на равный доступ к государственной службе (ст.32)

- право участвовать в отправлении правосудия (ст.32)

- право на обращение в государственные органы (ст.33)

- право на объединение (ст.30)

- право на собрания и демонстрации (ст.31)

Примеры: (Устроившись на работу, гражданин А. вступил в профсоюзную организацию для защиты своих прав и интересов (ст.30). Когда гражданину П. исполнилось 16 лет, он принял участие в выборах президента РФ(ст. 32)

- право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст.34)

- право на частную собственность (ст.35)

- Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36)

- право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)

- право на социальное обеспечение (ст. 39)

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст.42)

Примеры: (Гражданка К. 1960 г. рождения вышла на пенсию. Каждый месяц она получает денежное пособие по старости (ст. 39). В собственности гражданина М. находится земельный участок, который он сдаёт в аренду гражданину И. и ежемесячно получает ренту(ст. 36.)

- право на образование (ст. 43)

- право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст.44)

Примеры: (Выпускник 11 класса, успешно сдав ЕГЭ, прошёл конкурсный отбор и поступил на бюджетной основе в ВУЗ (ст.43). Я каждый год со своим классом езжу на экскурсии в разные города, где посещаю музеи, театры ( ст. 44)

Задание №2. Докажите, что гл.2 Конституции РФ соответствует международным правовым нормам.

-Что для этого нужно? (сравнить гл. 2 Конституции с международным правовым документом.)

- Давайте рассмотрим Всеобщую декларацию прав человека и сравним её с основным законом нашего государства.

Работа в мини-группах и составление сравнительной таблицы.

Основные права

Конституция РФ

Всеобщая декларация прав человека

- право на жизнь (ст.20)

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. (ст. 3)

- право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. (ст.21)

- право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. (ст.23)

- право на образование (ст. 43)

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. (ст. 26)

- Можно ли утверждать, что Конституция РФ правовой документ, отвечающий основным требованиям международного права? Почему?

Задание № 3. К сожалению, права граждан в нашей стране соблюдаются не всегда. Давайте рассмотрим такие ситуации. Определим, какие права были нарушены, ссылаясь на статьи Конституции РФ.

- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции (ответ учащихся: нарушены личные права граждан ст. 22 (2) Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.).

На избирательном участке №45 в Москве в день выборов президента России произошел скандал. Одна из избирательниц пришла проголосовать, однако ей отказали в праве волеизъявления, сославшись на то, что она уже отмечена как проголосовавшая. Пока председатель комиссии проверял эту информацию, женщине поступил звонок от неизвестного, который заявил, что "ей лучше уйти с избирательного участка".

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(Ответ учащихся: - нарушены политические права граждан (ст.32.2). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме).

Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.

- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.

- Но я с понедельника должен быть в отпуске!

- Ничего, с отпуском можно подождать.

- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.

- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.)

Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: Нарушены культурные права. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4))

- Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

Прежде всего следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В нашей стране это:

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;

· Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;

· Уполномоченный по правам студентов в России.

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.

Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.

Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

3-й этап. Рефлексия. И так, подведём итог нашему занятию. Какая цель стояла перед нами в начале урока?

- Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.

- Как вы думаете, наша цель достигнута?

- Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Урок №8. Трудовое право в жизни людей. Порядок взаимоотношений работников и работодателей

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие отношения регулируются нормами трудового права;

2. Где закреплены правила, защищающие труд

Глоссарий по теме:

Трудовое право – отрасль права, которая регулирует процесс трудовой деятельности, возникающие трудовые отношения и связанные с ними иные отношения.

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работник – лицо, работающее по трудовому контракту, подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку предприятия.

Работодатель – физическое лицо либо организация, осуществляющие прием на работу.

Принудительный труд – выполнение работы под угрозой применения наказания.

Минимальный размер оплаты труда – гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Трудовое соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Ключевые слова: Трудовое право; трудовые отношения; трудовые правоотношения; работник; работодатель; принудительный труд; минимальный размер оплаты труда; коллективный договор; трудовое соглашение.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, какие отношения регулируются нормами трудового права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ, касающихся вопросов трудового права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Трудовое право РФ – это трудовые отношения граждан, возникающие на основании правового прецедента и существующие, развивающиеся в рамках номенклатурного производства трудового права.

Принципы трудового права:

1.Экономико-политическая обусловленность, так как трудовые отношения определяются экономическим и политическим контекстом общества, в свою очередь, влияя на его содержание.

  1. Общность содержания, включаясь в систему правового регулирования общественных процессов.
  2. Государственная нормативность, связанная с руководящей политикой государственной системы.
  3. Системность, отражающая системный характер существования, развития и взаимодействия внутри государственной и международной правовой системы.
  4. Целенаправленность, выражающаяся в деятельном характере трудового права.
  5. Стабильность сущностных правовых норм.

Система трудового права в РФ опирается на общепризнанные нормы международного права, а также на основные положения Конституции РФ, где право на труд для каждого гражданина является его незыблемым правом.

Принципы правового регулирования отношений в сфере труда.

  • Запрет на принудительный труд и любые виды дискриминации. Принудительным трудом называют выполнение работы под угрозой наказания. Есть показатели, когда работник принуждается к такому труду, но по закону может от него отказаться. Это возможно, если: сроки выплаты заработной платы нарушены, или она была выплачена не в полном размере, есть угроза для жизни и здоровья сотрудника, в особенности, отсутствие безопасных условий труда, которые должен быть обеспечить работодатель или работа выполняется в условиях чрезвычайных обстоятельств.
  • Право на выбор труда, включая право свободного выбора профессии и рода деятельности.
  • Оказание помощи в трудоустройстве и защита от безработицы. Государство берет на себя обязательства оказывать бесплатное содействие в поиске работы, в ее выборе и помощь по трудоустройству. В случае, если гражданина признают безработным, ему полагается пособие. Когда граждане проходят переподготовку профессионального характера, им полагается стипендия.
  • Обеспечение равенства в правах и возможностях всем сотрудникам.
  • Обеспечение прав каждого гражданина на защиту всех его прав.
  • Наличие права на забастовку и решение коллективных споров.
  • Право на обязательное социальное страхование каждого сотрудника.

Главным институтом трудового права является трудовой договор.

Трудового договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка.

Субъектами, действия которых направлены на установление взаимных трудовых прав и обязанностей , выступают, с одной стороны, лицо, желающее реализовать свою способность к труду (нанимающийся), а с другой — лицо, желающее использовать эту способность в своих интересах и имеющее возможность обеспечить контрагента работой (наниматель).

Условия трудового договора в теории трудового права с точки зрения механизма их формирования традиционно разделяются на две группы:

  1. непосредственные (договорные), которые формулируются сторонами трудового договора в ходе взаимных переговоров;
  2. производные (внедоговорные), которые предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями и распространяющиеся на стороны в связи с заключением трудового договора

Виды трудового договора по сроку его действия можно определить следующим образом:

  1. на неопределенный срок;
  2. на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен федеральными законами.

Виды трудового договора по характеру трудовых отношений:

  1. трудовой договор по основному месту работы;
  2. трудовой договор на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
  3. трудовой договор о временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
  4. трудовой договор о сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
  5. трудовой договор о работе у работодателя — физического лица (гл. 48 ТК РФ);
  6. трудовой договор о работе на дому (гл. 49 ТК РФ);
  7. контракт о государственной (муниципальной) службе.

Существенными условиями (обязательными условиями) трудового договора являются (ст.57 ТК РФ):

  1. Место работы является существенным условием трудового договора. В текст договора необходимо указать наименование и местонахождение организации, куда принимается работник. Если структурные подразделения организации расположены в различных местностях и административных районах, то место работы при заключения трудового договора уточняется применительно к этим структурным подразделениям. Поскольку место работы является обязательным условием трудового договора, его изменение возможно только по взаимному согласию сторон.
  2. Трудовая функция - род работы в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник. В тексте трудового договора необходимо указать обязательное условие о роде работы, а также то, что он остается неизменным на все время действия трудового договора. Работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.
  3. Дата начала работы (и дата ее окончания). Время начала работы является существенным условием трудового договора и имеет важное значение, поскольку с этого момента на работника распространяется законодательство об оплате труда. Обычно начало работы следует непосредственно за заключением трудового договора. Однако стороны могут договориться и о некоторой отсрочке этого момента.
  4. Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При заключении трудового договора существенное условие об оплате труда также должно рассматриваться в качестве существенного, и если стороны по нему не пришли к соглашению, трудовой договор не может считаться заключенным. В соответствии сост.129 ТК РФ при оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если организация сочтет такую систему наиболее целесообразной.

Рабочее время – это время в течение, которого работник должен выполнять свои трудовые обязанности, подчиняясь внутреннему трудовому распорядку.

Трудовой кодекс РФ закрепляет такие виды рабочего времени как:

  1. Нормальная продолжительность рабочего времени – это такая его продолжительность, которую должен отработать работник в течение определенного периода. Она не может превышать 40 часов в неделю.
  2. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для следующих категорий работников:
  • для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
  • для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю;
  • для работников, являющихся инвалидами I или II группы – не более 35 часов в неделю;
  • для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда – не более 36 часов в неделю;

Время отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Трудовой кодекс РФ выделяет следующие виды времени отдыха:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни;
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Наиболее значимым временем отдыха являются отпуска, т.е. время непрерывного ежегодного отдыха.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск – это время непрерывного ежегодного отдыха, предоставляемого всем работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Его продолжительность составляет 28 календарных дней. Некоторым категориям работников предоставляется удлиненный основной отпуск, т.е. отпуск продолжительностью более 28 календарных дней.

Разбор типового тренировочного задания

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите виды трудовых соглашений с их содержанием.

устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне

устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования

определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли

Оборудование урока: текст Всеобщей декларации прав человека; учебники: Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека (10–11-й кл.). – М.: Русское слово, 2008; Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (10–11-й кл.). – М.: Русское слово, 2008; листы бумаги, ватман, ручки.

Основные понятия: права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация; Всеобщая декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус личности.

Ход урока

I. Вступительный рассказ учителя.

История создания Декларации и ее значение в современном мире.

Учитель начинает урок и поясняет, что испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

Учитель рассказывает о том, что вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Тест документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

Необходимо отметить, что в 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

Учитель может упомянуть, что 10 декабря 2008 года заканчивается кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Рассказ учителя может иллюстрировать фрагмент документального фильма об истории создания Декларации прав человека (3–4 минуты).

II. Мини-беседа по вопросу: Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

При ответах на поставленные во время урока вопросы обучающиеся пользуются следующей формулой:

  1. Говорят о своей позиции (Я считаю, что…);
  2. Объясняют ее (Потому что…);
  3. Приводят примеры (Я могу подтвердить примерами…);
  4. Делают выводы (Таким образом, мой вывод…).

Вопрос: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Учитель поясняет, что на схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юридической науке и документах, защищающих права человека.

Вопросы и задания:

III. Работа в группах.

Работа в группах проводится по тексту Декларации.

Класс делится на 4 группы по 6–7 человек. Каждая группа размещается за отдельным столом и снабжается текстом документа. Всем ученикам предлагается прочитать текст Преамбулы.

Установочные вопросы: Какие цели выдвигает Декларация перед мировым сообществом? К кому обращена Декларация? Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашенных в ней прав и свобод?

Задания для самостоятельной работы в группах:

  1. Ознакомиться с текстом Декларации.
  2. Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав человека.
  3. Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить основания систематизации.
  4. Защитить свой мини-проект.
  1. Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.
  2. Определить сущность этих прав.
  3. Выделить, выписать и систематизировать политические права человека, обозначить основания систематизации.
  4. Защитить свой мини-проект.
  1. Ознакомиться с текстом Декларации о социально-экономических правах.
  2. Определить их сущность.
  3. Выделить, выписать и систематизировать социально-экономические права человека, обозначить основания систематизации.
  4. Защитить свой мини-проект.
  1. Ознакомиться с текстом Декларации об ограничениях прав и обязанностях человека.
  2. Определить их сущность.
  3. Выписать и систематизировать отмеченные ограничения прав и обязанности человека, обозначить основания систематизации.
  4. Защитить свой мини-проект.

Защита мини-проектов (кластеров). Для презентации каждой группе отводится 2 минуты. Участники других групп слушают объяснение и переносят кластеры себе в тетрадь.

Можно для работы в группах предложить не весь текст, а только обсуждение принципов Декларации и их последующего внедрения в международную и национальную систему.

Проводится в стиле телевизионного ток-шоу с целью проверки усвоения знаний. Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права:

  1. хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
  2. учитель на уроке обозвал ученика;
  3. два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
  4. неизвестные ограбили квартиру;
  5. милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
  6. вас не приняли на работу без объяснения причины;
  7. в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;
  8. вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.

Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Необходимо назначить по одному представителю от группы, кто будет вести дискуссию о способах защиты прав человека в государстве. Зрители (другие обучающиеся) вступают в обсуждение позже: они или высказывают свое мнение, или задают вопросы участникам беседы. Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу дает возможность выразить разные точки зрения по заданной теме. Однако не следует забывать, что основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе (лучше, если обучающиеся будут заранее подготовлены по вопросу о защите прав человека, используя знания по праву и обществознанию). Важно также, чтобы личные качества выступающих не отвлекали внимания от темы дискуссии и чтобы все участники имели равные возможности высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3-х минут).

Первыми выступают основные участники. Их выступления продолжаются не более трех минут, после чего учитель приглашает остальных школьников приступить к обсуждению. Учитель должен следить за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 20 минут. По окончании дискуссии учитель подводит итоги, дает краткий анализ высказываний основных участников.

V. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока и формулирует выводы: «Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

При подведении итогов урока возможно выделить механизмы защиты прав человека, применяемые в Российской Федерации. В таком случае целесообразен краткий анализ проблем современного российского гражданского общества. Следует подчеркнуть, что процесс становления зрелого гражданского общества не может быть завершен без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Декларации. То есть, необходимо понимание значения образования и просвещения в области прав человека как системообразующей составляющей формирования гражданского общества.


Учащееся узнают о том, что такое права человека и права гражданина, а также познакомятся с тем, как осуществляются на практике права и обязанности граждан Российской Федерации.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Права и свободы человека и гражданина"

Ежегодно 10 декабря во всех странах мира отмечается международный день защиты прав человека.


В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.

В 1966 г. Декларация была дополнена двумя международными документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые неофициально принято называть Международным биллем о правах человека.

Какие же права и свободы гарантируют нам эти международные документы?

К ним можно отнести личные (гражданские), политические, культурные, а также экономические и социальные права и свободы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

К личным (гражданским) правам и свободам относятся следующие права и свободы:

· право на личную неприкосновенность;

· право на личную и семейную тайну;

· свобода совести и вероисповедания;

· свобода от пыток и жестокого обращения;

· свобода выбора места жительства.

К политическим правам относятся:

· право на гражданство,

· право на участие в управлении делами государства.

Политические свободы – это свобода выражения мнения и свобода мирных собраний и ассоциаций.

К экономическим и социальным правам можно отнести:

· право на собственность;

· право на труд и достойное вознаграждение за него;

· право на социальное и медицинское обеспечение;

· право на достойный уровень жизни.

К культурным правам и свободам относятся:

· право на участие в культурной жизни;

· право на образование;

Но в чём же разница между правами и свободами?

Можно говорить о том, что права и свободы – понятия если не идентичные, то очень близкие.

Права – это установленная законом возможность осуществлять конкретные действия, направленные на реализацию интересов человека (жить, работать, учиться, пользоваться услугами здравоохранения и так далее).

Большая часть прав принадлежит человеку от рождения, а некоторые, например, избирательное право, приобретаются по достижении определённого возраста.

Свободы – это закреплённая законодательством возможность отсутствия ограничений в той или иной области (например, исповедование религии, объединение в ассоциации, критика власти и так далее.)

При этом и права, и свободы могут быть ограничены только по решению суда или в экстренных обстоятельствах.

В нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Основными из этих принципов являются:

· признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

· осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц – равенство всех перед судом и законом;

· равенство мужчины и женщины;

· приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

· строго определённые условия, допускающие ограничение прав законом;

· запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

И это лишь малая часть наших с вами прав и свобод, с остальными мы обязательно познакомимся на следующих уроках.

Нужно заметить, что уже более двух столетий всеобщие права и свободы личности как бы разграничиваются на права человека и права гражданина. На чем основано такое разграничение? В чем его смысл и значение? Прежде всего оно основано на различии таких двух разных субъектов этих прав и свобод, как человек и гражданин.

Сегодня мы можем с вами говорить о том, что права человека – это неотъемлемые, неразделимые и гарантированные государством возможности человека обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

А права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Это своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку данных прав лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. В основном это касается политических прав и свобод.


Но, несмотря на эти различия, права человека и права гражданина действуют в общей связке и оставляют единое целое. Ведь большинство гражданских прав являются всеобщими.

Но что делать, если права человека и гражданина всё-таки были нарушены?

К кому идти за помощью?

Прежде всего, следует помнить о том, что во многих государствах мира есть специальные чиновники, которые следят за соблюдением прав и гражданина, и человека. Их принято называть омбудсменами.


Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления и случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В нашей стране, это уполномоченный по правам человека и уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. И такие чиновники есть во всех регионах нашей страны.

Их деятельность способствует:

· восстановлению нарушенных прав;

· совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

· развитию международного сотрудничества в области прав человека;

· правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Но как можно обратиться к таким уполномоченным?

Уполномоченный по правам ребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей где бы ни было: в семье, в школе, на улице и даже в колонии для несовершеннолетних нарушителей закона.

Аналогичные действия вы сможете проделать и на сайте уполномоченного по правам человека, просмотрев перед этим видеоинструкцию.

Но если вам кажется, что в национальных судах вы не добились правды, то смело можете обращаться в международные судебные организации по защите прав человека. Например, в Европейский Суд по правам человека, который находится во французском городе Страсбург. Следует отметить, что жалобы против частных лиц и организаций Европейским Судом не принимаются к рассмотрению.

Но несмотря на то, что права человека принадлежат вам с момента рождения и являются высшей социальной ценностью для общества и государства, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства, следует помнить и о том, что ваши права не должны нарушать прав других людей – это непременное и самое важное условие для реализации прав человека.

То есть необходимым условием для реализации прав и свобод человека является исполнение им обязанностей перед обществом в целом.

Обязанности – это закреплённые в законодательстве виды и меры необходимого поведения.

Возможно у вас уже возник вопрос о том, чего же больше у граждан – прав или обязанностей? Если ответить на этот вопрос формально, например, открыть текст Конституции и просто пересчитать количество закреплённых там прав и обязанностей, то выясниться, что прав намного больше. Но такова ли реальная ситуация?

Конституция Российской Федерации устанавливает следующие основные обязанности:

· соблюдать Конституцию РФ и законы;

· платить законно установленные налоги и сборы;

· сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

· защищать Отечество, в том числе нести военную службу;

· заботиться о детях;

· заботиться о нетрудоспособных родителях;

· получить основное общее образование;

· заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

При этом никто не вправе заставить граждан, исполнять какие-либо обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Вам также следует помнить о том, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. То есть реализация ваших собственных прав и свобод не может приводить к нарушению прав и свобод других людей и нарушению стабильности общественного развития.


Более того, как и у любой медали есть обратная сторона, так и за каждым правом человека стоит обязанность очень многих людей обеспечить это право. Например, за вашим правом на получение образования стоит обязанность строителей отремонтировать школу к первому сентября.


Учитель обязан преподавать свой предмет понятно и увлекательно, государство вовремя платить зарплату и учителям, и строителям, чтобы они выполняли свою работу хорошо и так далее. Поэтому общее благо возможно лишь тогда, когда все мы будем делать то, что должны.

Читайте также: