Обезьяний язык зощенко скачать конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

1.Составьте план статьи учебника, посвящённой М.М. Зощенко. Подготовьте рассказ о писателе.

Темы творчества. Тип героя

Жанры. Художественные особенности

Курьёзы быта, беспорядки на транспорте и в общежитиях, гримасы нэпа и быта, мещанство и обывательщина.

Тип героя – советский человек, не получивший образования, не обладающий культурным багажом, но стремящийся стать полноправным участником жизни

Сатирический рассказ, комическая новелла и сатирико-юмористическая повесть. Манера непринуждённой беседы с читателем, публицистическая направленность произведений

Военные и послевоенные годы

3.Познакомьтесь с афоризмами о смехе. Дополните список 2 – 3 примерами. Объясните значение афоризмов.

1.Запишите лексическое значение слов.

2.Выпишите из текста фразы рассказчика и нарисуйте его устный словесный портрет.

3.Заполните вторую часть таблицы цитатами из текста и сделайте вывод об уровне культуры и образования героев.

Речевые ошибки и недочёты в речи героев

Употребление слова в несвойственном ему значении

Нарушение лексической сочетаемости

Неоправданное употребление просторечных слов

Необоснованное смешение слов различной стилистической окраски

Неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений

Нарушение порядка слов

Необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений

Ошибки в построении синтаксических конструкций

4.Запишите лексическое значение слова.

5.Какова позиция автора рассказа?

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Как в литературоведении называется совокупность:

а)признаков, характеризующих искусство определённого времени или направления или индивидуальную манеру художника;

б)использования средств языка, характерная для какого-либо писателя или литературного произведения, направления, жанра;

в)особенностей в построении речи, словоупотребления, манеры словесного изложения?

3.Прочитайте самостоятельно произведение М.М. Зощенко, написанное в жанре художественно-публицистической литературы, представленном преимущественно в газетах и журналах и имеющем сатирическую направленность. Укажите название литературоведческого термина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интегрированный урок русского языка и литературы

способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

выяснить функциональное значение заимствованных слов как выразительно-изобразительного средства в рассказе М.Зощенко;

закрепить знание лингвистических и литературоведческих терминов (заимствованные слова, просторечные слова, канцеляризмы, рассказчик, комическое в литературе, юмор, ирония, заглавие произведения, стили речи и т.д.);

способствовать развитию культуры читателя, бережному отношению к слову, интереса к художественному тексту.

Люди делятся на человеко подобных и Человека. Первых большинство, а потому они нормальны в жизни. Человек – не-нормален. Во всем. Идите к этой ненормальности. Это огромное, к чему должен подойти человек. Это не парадокс.

1. Слово учителя

- Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Зощенко(зачитать).

- И странным кажется то, что этот печальный человек обладал удивительной способностью заставлять смеяться других.

2.Судьба писателя была нелегкой. После невероятной популярности его ожидало публичное унижение, нищета и предательство.

4. Аналитическая беседа.

- Перед началом анализа рассказа давайте прочитаем определение понятий, которые записаны на доске: они нам понадобятся в работе над произведением. (Заимствованные слова, канцеляризмы, юмор, просторечие, сатира, ирония).

- Понравился рассказ? Какие чувства вызвал? Какое произвел впечатление? ( Смешно, много юмора; задумывались, правильно ли мы говорим?).

- Какая из проблем современного писателю общества поставлена в рассказе? (Автор ставит проблему засорения русского языка заимствованными словами и канцеляризмами).

- Рассказ был написан в 1925 г. Почему именно в это время проблема чистоты русского языка была так актуальна? (Это время больших перемен в общественной жизни, в том числе и в языке. Герои Зощенко – это исторический персонаж, оказавшийся главным в жизни после революции, но сбитый с толку новыми порядками, он не совсем понимает суть событий. Он мечется, суетится, не поймет, что к чему и как ему в этом неприветливом мире ужиться).

- От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика, недовольного состоянием русского языка: Трудный этот русский язык!).

- В чем, по мнению рассказчика, заключается трудность русского языка? (…иностранных слов в нем до черта).

- Найдите и зачитайте строчки доказывающие, что проникновение в русскую речь слов из других языков вызывает у рассказчика явную неприязнь? (А ну-ка, сунься теперь с русской фразой – беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание).

- Известно, что заимствование слов явление прогрессивное. Против чего выступает М.Зощенко? (Против чрезмерного и безграмотного использования в речи чужих слов).

- Какими Вам представляются рассказчик и герои повествования? (Недалекие, невысокой культуры, безграмотные, пытающиеся казаться политически развитыми, а выглядят смешными и жалкими).

- Докажите примерами из текста.

- Выпишите из реплик героев заимствованные слова и объясните их значение. Составьте предложения с ними.

Таким образом, в языке зощенковских героев сконцентрировано самое характерное и самое яркое из речи его современника: невежество, примитивность, грубость, косноязычие при соблюдении внешних форм уважения.

- Какие приемы комического помогли автору остро и весело рассказать о таких серьезных проблемах, как неумение пользоваться иноязычной лексикой?9

- С какой целью автор использовал в рассказе заимствованные слова? (Для более точной и яркой речевой характеристики персонажей, для создания сатирического эффекта).

5. Вывод. Писателя интересовало новое языковое сознание, становившееся достоянием самых широких слоев, сознание сумбурное, отраженное в комически искривленной речи с обилием штампов, канцелярских оборотов, незнанием значений слов.

Творчество М.Зощенко пронизано иронией по адресу представителей новой жизни и культуры, их уродливых идеалов, исковерканного языка и косноязычия, когда слова непослушны мыслям и выражают прямо противоположное сказанному.

Своими рассказами М.Зощенко стремился воздействовать на человеческие нравы, помочь людям стать умнее, добрее, благороднее, надеясь, что искусство может сделать их лучше. Средствами юмора и сатиры он хотел возродить в человеке духовность, а не порочил советскую действительность.

Оценить 4816 0


Урок по литературе в 8 классе

Образовательные: помочь увидеть читателям-школьникам мастерство писателя в создании сатирического рассказа;

Развивающие: развивать работу по формированию умения анализировать и исследовать текст; развивать коммуникативные способности и нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слов

Воспитательные: формирование личностных качеств как активность, самостоятельность; учить видеть красоту, меткость писательского слова, авторское отношение к бюрократизму, пустословию и невежеству.

На каком языке герои говорили? (На непонятном, на несуразном, на непривычном языке, на обезьяньем языке)

А почему нам непонятны слова? (потому что не понимаем, о чем идет речь, речь слишком заполнена молодежным сленгом).

3. Актуализация. Вы прочитали рассказ дома, познакомились с биографией писателя. Как вы думаете, почему М.Зощенко назвал свой рассказа именно так? (раскрытие смысла названия рассказа: в названии рассказа автор выразил отрицательное отношение к безграмотным людям. Он сравнивал с кривляющейся обезьяной человека, который старается выглядеть более образованным, умным, авторитетным, чем он есть на самом деле, для чего использует в своей речи иностранные слова).

4. Работа над новым материалом

Итак, ребята, мы с вами подумали над названием рассказа, а теперь обратим наши взоры к рассказу и поработаем с текстом. Я вас разделила на три группы, для работы с текстом. Вы получаете задания, у каждой группы свое особенное задание. Но, прежде чем перейти к рассказу, нам нужно понять то время в какое жил и творил писатель. Мы сделаем маленький экскурс в ту эпоху.

Рассказ был написан в 1925 году. Это время, когда прошла революция 1917 года и Гражданская война. И, конечно же, наша страна претерпевала огромные изменения. Была царская Россия, стала новая Россия под названием СССР. Множество новых явлений, где появляются люди, которые не имеют образования, малограмотные. Отовсюду вылезли мещане, которые цепко присосались к новому строю и стремились быть на уровне времени.

1.Составьте план статьи учебника, посвящённой М.М. Зощенко. Подготовьте рассказ о писателе.

Темы творчества. Тип героя

Жанры. Художественные особенности

Курьёзы быта, беспорядки на транспорте и в общежитиях, гримасы нэпа и быта, мещанство и обывательщина.

Тип героя – советский человек, не получивший образования, не обладающий культурным багажом, но стремящийся стать полноправным участником жизни

Сатирический рассказ, комическая новелла и сатирико-юмористическая повесть. Манера непринуждённой беседы с читателем, публицистическая направленность произведений

Военные и послевоенные годы

3.Познакомьтесь с афоризмами о смехе. Дополните список 2 – 3 примерами. Объясните значение афоризмов.


Описание разработки

Книги произведений М. Зощенко

Иллюстративный материал к рассказам М. Зощенко

Распечатки материалов для учащихся

Интерактивная доска, мультимедийный проектор для презантации по теме урока

Цели и задачи урока:

Определить авторскую позицию М. Зощенко в рассказах 20 - ых годов

Совершенствование навыков анализа художественного текста, формирование литературоведческих компетенций

ХОД УРОКА

презентация обезьяний язык Зошенко М.М.

Правильная литературная речь

Знание фактического материала и полнота ответа

Интонационная выразительность при чтении по ролям

Умение мыслить и делать обобщающие выводы

Манера держаться при ответе

7. Что отражает речь персонажа? Язык отражает и время, эпоху. Дайте краткую характеристику эпохи (1 группа)

Это время постреволюционное, время маргиналов, людей, отрекшихся от прошлого, но еще не шагнувших в будущее и не прижившихся в настоящем. Они – жертвы культурной революции.

Вспоминаем, что такое речевая характеристика героя, речевой портрет личности.

Язык отражает уровень развития личности. Какой же он, герой Зощенко? Почему он говорит на так называемом обезьяньем языке? Что имеется в виду под обезьяньим языком (выражение самого Зощенко, название его одноименного рассказа 1925 года). Прилагательное обезьяний в названии рассказа – это эпитет, метонимия или метафора? Аргументируйте свой ответ.

Обезьяний язык – подражательный. Кому подражают герои Зощенко? Почему? С какой целью?(3 группа)

8. Социализация. Чтение фрагментов статьи литературоведа В. Акимова, признаний М. М. Зощенко, высказываний В. Шаламова, И. Сухих и др.

Как художник, Зощенко нашел свою тему в культурной катастрофе, которую в послереволюционные годы по - своему переживает массовый человек, вдруг оказавшийся в совершенно переменившейся действительности. Стремясь приспособиться к новой жизни, его герой попадает в нелепые ситуации: его поведение создает остро комические эффекты.

Это не могло не сделать писателя неприемлемым и легко уязвимым в условиях декоративного социализма. ( В. Акимов)

Пародия была одним из его любимых жанров. В этой игре он показал редкий дар свободного воспроизведения любого стиля.

Его манера в любом воплощении была основана на устной речи героя.

Ирония. Иронический стиль. Сочетание иронии с правдой чувства.

10. Домашнее задание: миниатюра (письменно):

а) Как вы думаете, почему эпоха 20 - ых годов сформировала представленный Зощенко человеческий тип?

Либо (на опережение, выше баллом)

в) В чем отличие языка Зощенко от языка, например, И. Бабеля, Е. Замятина, других авторов – современников писателя?

11. Выставление отметок друг другу, рефлексия.

Задание 1 группе

Что отражает речь персонажа? Язык отражает и время, эпоху. Дайте краткую характеристику эпохи.

Вспомните начало года, уроки о переходном периоде в истории страны.

Задание 2 группе.

Вспоминаем, что такое речевая характеристика героя, речевой портрет личности.

Задание 3 группе (3 минуты)

Язык отражает уровень развития личности. Какой же он, герой Зощенко? Почему он говорит на так называемом обезьяньем языке? Что имеется в виду под обезьяньим языком (выражение самого Зощенко, название его одноименного рассказа 1925 года). Прилагательное обезьяний в названии рассказа – это эпитет, метонимия или метафора? Аргументируйте свой ответ.

Обезьяний язык – подражательный. Кому подражают герои Зощенко? Почему? С какой целью?

О речевом портрете

Е. В. Осетрова отмечает большую роль речевого портрета как составляющей облика говорящего в формировании целостного образа личности.

Также Г. Г. Матвеевой отмечается, что, как и языковая личность, речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным. В центре внимания индивидуального речевого портрета находится индивидуальный стиль, отражающий особенности конкретной языковой личности. Такой портрет составляется чаще всего при исследовании личности неординарной, элитарной, которой свойственно творческое отношение к языку.

Читайте также: