Практикум учимся узнавать и оценивать себя 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

ЦЕЛИ: 1. Знакомимся с новыми определениями: познание, самопознание, критика и самооценка. Понять, что каждое из них значит. 2. Учимся познавать и оценивать себя. 3. Делаем выводы.

Задание №3 знакомимся с новыми определениями: Познание - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Взаимодействие человека с окружающим миром.

Самопознание – это потребность понять и узнавать себя. Критика – это объективный анализ, в котором отмечаются как отрицательные, так и положительные стороны человека. Самооценка – это оценка человеком себя: своих качеств, возможностей, своего места в обществе.

Задание №7 Поработаем с документом. (Проанализируйте притчу "Пятьдесят лет вежливости" и дайте характеристику героев притчи). Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу."Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне". Жена намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ее руку и сказал:"Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь". Ответьте на вопрос: Какое отношение имеет данная притча к теме "Самопознание"?

Задание №9 Подводим итоги нашего урока.

Закончи фразы: Мне было интересно… Теперь я могу… Я почувствовал, что я… У меня получилось… Урок мне дал для жизни… Материал урока мне был… Своей работой на уроке я…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 5. Учимся познавать и оценивать себя. Урок-практикум.

Тип урока: Урок-практикум.

Цель учителя: познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

1.Образовательные: - продолжить в ходе урока усвоение следующих основных понятий: познание, самопознание, самооценка; формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в самооценке, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

2.Развивающие: - развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности; развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к своим способностям; развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности;

развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в обучении используя для этого проблемные ситуа­ции, творческие задания, дискуссии.

3.Воспитательные: обеспечить нравственное воспитание учащихся; воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; воспитывать ответственность за результаты учебного труда, пони­мание его значимости; воспитание интереса к предмету, к учению;

воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к дру­гу.

Планируемые результаты:

Учащийся должен научиться оценивать себя и окружающих себя людей (оцени себя, свои способности, личностные качества, объяснять самому себе: что хорошо во мне, а что плохо. Что я могу?)

Метапредметные:

- регулятивные УУД (учащиеся учатся работать по заданному плану, определять и формулировать цель

урока, составление плана действий по решению задачи, умение оценивать себя на основе критериев

успешности, умение давать себе оценку и понимать причину своего неуспеха.)

-познавательные УУД (осознание того, что уже усвоено, а что нужно повторить, осознание необходимости нового знания, переработка информации, преобразование информации из одной формы в другую.)

- коммуникативные УУД ( умение выражать свои мысли, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Понять другие позиции, взгляды, договариваться с другими людьми, для того чтобы сделать что–то сообща).

Предметные: знать определение терминов: самооценка, способности, самосознание.

Оборудование: учебник по обществознанию, таблицы со схемами и словарем.

Технологии: здоровьесберегающая, технология личностного роста, развивающего обучения.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия: Познание, Самосознание, Самопознание, Самооценка, Способности, Талант, Гениальность

1.Что такое самооценка.

2.Что я знаю о себе: мои способности, мои поступки (мои сильные и слабые стороны).

4.Подведение итогов. Рефлексия.

1.Организпционный момент. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.

Вопрос: Что мы узнали на прошлом уроке? Для чего человек познает себя и мир?

Учитель: Как можно познавать себя? Что для этого нужно знать и уметь? – отвечают.

Учитель: чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

- Что лучше: переоценить или недооценить себя?

- Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

Самонаблюдение вы можете начать с сегодняшнего дня, каждый день отмечая свои достижения, свою работу над собой. Например: сегодня я без напоминания помыла посуду, сходила в магазин, слушалась маму и папу с одного раза, правда с подругой была несдержанной. На следующий день вы можете добавить, например, что внимательно выслушивали подругу и помогали ей советом. Т.е. ваша работа над собой принесла первые результаты.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

III. Проверка домашнего задания.

1.Учащиеся должны были заполнить схемы, стр.24. Учащиеся зачитывают. Подводятся итоги.

2.Сведения о вундеркиндах-детях.

IV. Что такое самооценка? Какая бывает самооценка?

Учитель. Давайте попробуем себя оценить.

Я – ученица 6 класса;

Я – отличница (хорошистка)

Я – голубоглазая, рослая, с длинными волосами

Я – симпатичная , веселая, добрая девочка

Я – иногда вспыльчивая, стеснительная

Я – неуверенная в своих силах

Я – не боюсь браться за незнакомое дело

Я – люблю дружить, не люблю ссориться, не боюсь работы

Я – послушная дочка, помогаю всегда своим родителям, уважаю старших.

Учитель: А теперь прочитайте свои ответы соседу по парте, но так, чтобы получился активный рассказ.

Учитель: как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Учитель: какой бывает самооценка? (отвечают: завышенная, заниженная, правильная)

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

Нарисуйте в тетради 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учимся узнавать и оценивать себя

Познакомить учащихся с самооценкой и её разновидностями: самоуважение и самоуничижение

Формировать умение самостоятельно оценивать себя и свои поступки.

формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Способствовать развитию познавательных интересов.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Тип урока: урок-практикум.

Организационный момент

Мотивационно – целевой этап

- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Когда все учиться перестанут

Пришел Леня из школы расстроенный, сел на диван и загрустил.

- Опять эти уроки противные делать надо. Полдня в школе учат, а потом еще и дома взрослые поиграть спокойно не дают. И кто вообще эти школы придумал, лучше бы их на свете не было. Если родители сами не учились в школе, то они, наверное, и детей своих учиться не заставляли бы. Они и не знали бы, что такое школа, - думал Леня.

Он стал представлять, как хорошо и весело жилось бы людям без уроков и школы.

- Вот жизнь настала бы тогда! Целый день играй, веселись, отдыхай, и никакой учебы.

Вдруг все потемнело, голова Лени закружилась, а через полминуты все прошло и опять светло. Посмотрел Леня вокруг себя и чуть не ахнул от удивления. Учебник по математике, ранец с тетрадками ручки, книги – все это куда – то исчезло, а в комнате остались одни только игрушки. Взглянул в окно и от радости запрыгал. Там, где сегодня с утра стояла школа, теперь только деревья росли.

- Неужели моя мечта сбылась?! – подумал Леня.

В соседней комнате послышались звуки возни и крики. Выглянул Леня из – за двери, а там папа, мама, бабушка и дедушка побросали все свои дела и собираются играть. Папа набрал целые карманы Лениных машинок, а дедушка нашел рогатку, мама с бабушкой взяли мячик и детское ведро с лопаткой, и через минутку все убежали играть во двор.

- Ура! Это все по – настоящему, - закричал Леня, - вот жизнь – то теперь настанет!

Выбежал Леня вслед за родителями во двор и не поверил своим глазам. Двор было не узнать. Целая толпа взрослых играет, катается, носится. Мамы в догонялки играют, дедушки по деревьям и по гаражам лазают. Бабушки через скакалки прыгают и на качелях катаются, а папы в песочницы залезли и там машинки катают.

- Вот это да, - подумал Леня, - вот здорово, неужели теперь всю жизнь с утра до вечера можно будет во дворе играть и уроки никто не заставит делать?!

Побежал Леня со своими приятелями – одноклассниками в песочницу играть. Да какое там! Папы толкаются, песком кидаются, машинок не дают и говорят, что им и так места слишком мало. Решил Леня с мамами в догонялки поиграть, а они оказывается, малышей в свою игру не принимают. Что делать, чем заняться ? На деревья не залезешь – там кругом дедушки все места заняли. В мяч не поиграешь – все мячи бабушки себе забрали. Весь двор эти взрослые заняли, места так мало стало, что сплошная толкотня получается.

До самого вечера никто домой не собирался со двора уходить. Наконец, проголодавшись, Леня отыскал во дворе бабушку и попросил его накормить. Бабушка обрадовалась, три пирожка слепила из травы и мокрого песка и говорит:

- На, Ленечка, покушай.

- Ну, вообще уже эта бабушка заигралась, - подумал Леня. – Неужели она все забыла и не знает, чем надо детей кормить?

Побежал Леня к маме и стал ее просить дать ему деньги на булочку на мороженное. Но у мамы денег не оказалось, а все карманы жвачками доверху набиты. Достала мама три жвачки и пожевать предложила.

- Вот тебе и на, - подумал Леня, - о чем думают эти взрослые, неужели жвачками наесться можно?

Пошел Леня голодный домой. Открыл холодильник, налил себе молока, отрезал хлеба, только успел он поесть, как в квартиру наперегонки взрослые ворвались. По комнатам с криками носятся, какую – то старую игру вспомнили, а Леню в игру не принимают, он правил не знает.

- Когда же они наиграются и беситься перестанут, скоро всю квартиру вдребезги разнесут, хоть бы кто – нибудь из них не об игре, а о голодном ребенке подумал, - грустит Леня, сидя на кухне.

Когда стало совсем поздно, Леня захотел спать и лег в кровать. Но разве тут заснешь! Соседи вверху топочут, за стеной шумят. А дедушка с папой решили в войну поиграть – то дедушка с автоматом под кроватью спрячется, то папа в комнату со стрельбой ворвется.

Леня уже мечтает о том, чтобы все стало как прежде. Незаметно он заснул и упал с кровати, а когда открыл глаза и поднялся с пола, то увидел, что рядом на диване учебник по математике и ранец с тетрадками валяются, а за окном на прежнем месте школа стоит.

- Так это был всего лишь сон, - обрадовался Леня. – Да, все – таки хорошо, что люди школы придумали и что все учиться должны, чтобы стать умными папами и мамами. Тогда и одетым, и накормленным будешь, а то с глупыми людьми долго не проживешь.

Вопросы к классу

- Как вы поняли смысл этой притчи?

- Какое отношение она имеет к теме наших уроков?

Сегодня у нас необычные уроки – мы будем вырабатывать практические умения и навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

III. Введение в новый материал

Человек покоряет космос, опускается в глубины океана и разгадывает его тайны, ищет и находит ответы на загадки прошлого, но сам себя до конца так и не знает. Хотите убедиться в этом?

Совершим виртуальную экскурсию в загадочный мир человека.

Рабочий материал

Способность краснеть от стыда. Ученые считают одним из величайших пробелов в теории эволюции отсутствие внятного объяснения того, почему люди, попав в неловкое положение или будучи уличенными во лжи, начинают краснеть. Тем самым они посылают очевидный сигнал окружающим: вот я перед вами – лгун, подлец, обманщик. Но зачем?

Есть лишь смутное предложение. Мол, такое свойство заставляет людей меньше врать, а покрасневший лжец демонстрирует готовность принести извинения. Это снижает уровень агрессивности и заставляет других людей скорее прощать провинившегося. Возможно, способность краснеть помогала людям на заре эволюции уменьшить агрессию в обществе. Кто знает, вдруг и сейчас помогает?

Суеверие. Рационального смысла в суевериях нет. Но сами они есть. Парадокс? Предположение ученых: живучесть примет основана на запоминании удач и забвении неприятностей. Мы становимся особенно суеверными, когда у нас какие – то трудности. Из – за мрачных мыслей мы хуже контролируем свои действия и совершаем новые оплошности. А затем все списываем на черного кота. Если же человек обходит кота, то дает себе установку на то, что все будет хорошо.

Поцелуй . Как и почему возникла традиция целоваться, точно никто не знает. Предположение ученых: возможно, поцелуй – это своеобразный способ вакцинации, придуманный природой. Ведь слюна содержит различные бактерии. 80 % из них одинаковы у всех людей, а 20 % индивидуальны. При поцелуе эти бактерии передаются от человека к человеку. Во рту они вызывают оживление других микроорганизмов, давая импульс иммунной системе и запуская процесс образования антител.

Сны. У наших далеких предков существовало твердое убеждение: во время сна душа человека временно покидает его тело, чтобы побродить по свету, а ему снится то, что душа видит в своих путешествиях. Позже Зигмунд Фрейд утверждал, что сны являются отражением нашего бессознательного желания. Но сегодня большинство исследователей это отвергает. Зачем нужны сны? Предположение ученых: сновидения, вероятно, способствуют переходу полученной за день информации из кратковременной в долговременную память. В наступлении сна и его поддержании большую роль играют нейрофизиологические процессы, происходящие в столовой части мозга. Каждые 90 мин наступает фаза быстрого сна, во время которой стволовая часть мозга рассылает электрические импульсы в хаотичном порядке. Передний мозг, который отвечает за аналитическую деятельность человека, пытается разобраться в этих сигналах. В итоге возникает фантастическая картинка в виде сновидений.

IV. Работа по теме уроков

Мы будем на практике отрабатывать наши умения и навыки, приобретая тем самым дополнительные сведения о себе.

Учимся узнавать и оценивать себя

- Как вы думаете, какую роль в жизни главного героя играли знания и умения?

Чтобы лучше оценить свои возможности, выполним несколько заданий.

Рабочий материал

Внимательно прочтите слова, характеризующие определенные черты характера: аккуратность, трусость, зависть, настойчивость, пунктуальность, неряшливость, равнодушие, отзывчивость, грубость, ответственность, заботливость, искренность, обидчивость, смелость, беспечность, вспыльчивость, самообладание, необязательность, целеустремленность, застенчивость, чувство юмора, преданность, медлительность, развязанность, сострадательность, холодность

Заполните таблицу, поместив в первый столбик из вышеперечисленных слов, которые характеризуют идеального человека, во второй – те из указанных в перечне качеств, которыми идеальный человек обладать не должен.

Черты идеального человека

Черты неидеального человека

Из первого и второго столбца выберите и подчеркните те черты характера, которыми вы обладаете. Затем число положительных черт, которыми вы себя наделили, поделите на число слов, помещенных в столбике 1.

Ключ к тесту . Результат близок к 1 – человек, скорее всего, себя переоценивает.

Результата близок к 0 – свидетельство повышенной самокритичности.

При результате, близком к 0, 5 – нормальная самооценка.

Аналогично сравните свои отрицательные качества с качествами помещенными в столбец 2.

Результат, близкий к 0, - завышенная самооценка.

Результат, близкий к 1, - заниженная самооценка.

Результат, близкий к 0, 5 – нормальная самооценка.

Тестирование показало, что в нашей группе есть люди как с завышенной самооценкой, так и с заниженной. Напомню, что люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не уверены в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, они видят в себе больше недостатков, чем достоинств. Люди с завышенной самооценкой уверены в своей непогр ешимости, с ними очень сложно взаимодействовать, так как они не готовы слышать других.

- Почему вы ассоциировали себя с этим изображением? Объясните.

- Что нового вы узнали о себе?

Учитель подводит итоги работы, акцент при обсуждении делается на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.

V. Подведение итогов урока.

- Была ли вам интересна тема познания себя?

- Что нового узнали вы сегодня о себе?

- Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

- Понравился ли вам урок?

Домашнее задание:


Данная тема направлена на то, чтобы раскрыть учащимся роль знаний о собственных способностях и возможностях, воспитывать формирование правильной самооценки для успешной самореализации личности; способствовать развитию у учащихся способности работы с учебником.

Содержимое разработки

Цели: способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических особенностей и потребностей.

Задачи: раскрыть учащимся роль знаний о собственных способностях и возможностях, воспитывать формирование правильной самооценки для успешной самореализации личности; способствовать развитию у учащихся способности работы с учебником.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия и термины: знание, познание, возможности, самосознание, самопознание, способности, самооценка.

Постановка цели урока.

Что означает найти себя?

Изучение нового материала

1.Познание мира и себя.

2.Что такое самосознание.

3.На что ты способен.

Рассказ учителя: Ты уже знаешь, что человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности (труд, учеба, общение, игра), активно познает его.

Работа с учебником § 2 стр. 18. (Ознакомиться с пунктом познание мира и себя).

-Больше всего я люблю…

- Я хотел бы быть…

- Я чувствую себя счастливым когда…

- Я надеюсь, что когда-нибудь …

- Я хотел бы быть более…

- Мне очень грустно, когда…

- Я хочу познакомиться с…

- Я хотел бы больше узнать о…

(Физкультминутка)

Составь небольшой рассказ о себе для участия, в каком либо кастинге. (Тему кастинга ребята придумывают сами.)

Мои сильные стороны

Мои слабые стороны

Я хочу изменить в себе

Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.

Закрепление.


-80%

Разработка урока.

Дать представление ученикам, что такое самооценка и какие разновидности существуют: самоуважение и самоуничижение.

Развить умение самостоятельно оценивать себя и свои поступки.

Выработать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой. Способствовать формированию адекватной самооценки, побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Тип урока: урок-практикум.

Учитель: Здравствуйте дети!

- Как вы думаете, какую роль в жизни главного героя играли знания и умения?

Для того чтобы нам с вами научиться лучше оценить свои возможности, давайте выполним несколько заданий?!

Древние мудрецы говорили, что, изучая себя, мы изучаем мир. Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный момент обойти препятствия, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т. д. Напишите все, что знаете о себе, на листке бумаги. Сохраните эти записи. В конце каждого месяца возвращайтесь к списку. Добавляйте новые сведения. Обратите внимание на интересный факт: знания о себе меняются в зависимости от настроения, становятся глубже с приобретением жизненного опыта, забываются, если их не фиксировать и не корректировать.

Необходимо нарисовать рисунок, где представлена ассоциация себя с гаммой цветов, с каким-то предметом или явлением.

- Почему вы ассоциировали себя с этим изображением? Объясните.

Каждый ученик на листе бумаги сверху пишет своё имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо, свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем рисунки пускают по кругу и другие ученики между пальцев могут написать новые качества, которые присущи хозяину ладошки.

Читайте также: