Повторение фонетика графика орфография 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Закрепление знаний по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии. Знакомство с учебником.

Задачи:

  1. Создание условий для проявления интереса к теме урока.
  2. Обеспечение исследовательского характера учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение.
  3. Обогащение словарного запаса учеников, отработка правописания.

Оборудование:

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Рада всех видеть на занятии. Повторим материал, пройденный ранее, и узнаем кое-что новое.

1. Формулирование темы урока. (Самоопределение к деятельности)

2. Актуализация знаний. Вспомним терминологию (работа в парах):

  • 1. Назовите самую малую единицу языка?
  • 2. На какие группы делятся звуки речи?
  • 3. В чем различие между буквой и звуком?
  • 4. Сколько букв в русском алфавите?
  • 5. Когда гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
  • 6. Приведите примеры на обозначение 2-х звуков буквами Е, Ё, Ю, Я. (слова написаны на доске)
  • 7. Каковы функции Ъ и Ь?
  • 8. Приведите примеры роли Ь и Ъ в языке. (слова написаны на доске)
  • 9. Сколько звуков [т] и [д] в выделенных предложениях? (слова написаны на доске)

Обратите внимание на примеры и на ответ в последнем задании. Какой вывод можно сделать, глядя на них? (Звуки речи не всегда записываются так, как произносятся)

3. Локализация затруднений.

В качестве доказательства рассмотрим следующие задания и выполним их. (Работа в группах по рядам)

Дана транскрипция слов, которые имеют двоякое написание. Запишите эти слова буквами. Как называются такие слова в лексикологии? (омонимы)

  • [грус’т’]
  • [сй’эст]
  • [пр’идал]
  • [абв’ивал]
  • [валы]
  • [разв’иваца]

Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:

лён, лещ, тушь, рай, тля, ель, торг, люк.

4. Выполнение задания, направленного на повторение пройденного материала с привлечением новой информации. Упр. 9 (стр.8) Замените словосочетания со связью управление синонимичными словосочетаниями со связью согласование. (вспомнить схемы СС)

  • Управление: гл./ сущ. + сущ./сущ. с предлогом, местоим.
  • Согласование: сущ./мест. + прилаг., местоим., причастие, порядк. числит.
  • Шутка без злобы – беззлобная шутка
  • ночь без сна – бессонная ночь
  • поступок без чести – бесчестный поступок
  • семья без детей – бездетная семья
  • общество без классов – бесклассовое общество
  • фильм без сюжета – бессюжетный фильм
  • работа без перебоев – бесперебойная работа
  • фигура без формы – бесформенная фигура
  • поступок без корысти – бескорыстный поступок.

Подчеркните предлоги, выделите приставки (во втором словосочетании). Какие принципы русской орфографии мы использовали при выполнении этого задания? От чего зависит правописание предлога и приставок на З/С?

В русском языке есть ещё одно правило, когда мы используем фонетический принцип при записи слова. Это написание гласных Ы и И после приставок.

  • подытожить
  • предыюльский
  • взыскать
  • межинститутский
  • контригра, субинспектор, трансиорданский, постиндустриальный
  • пединститут, спортинвентарь

Вставьте пропущенные буквы: Под…тожить, мед…нститут, пред…дущий, без…дейный, дез…нфекция, сверх…нтересный, без…нвентарный, супер…гра, меж…здательский, пред…нфарктное, от…скать.

Рефлексия. Сегодня мы повторили некоторые термины, правила, принципы. Давайте вспомним, какие принципы лежат в основе русской орфографии?

Домашнее задание. Повторить, что такое орфоэпия. Выполнить упр 12+ слова из рамок (стр.8,9). Выучить ударение в словах. Подготовиться к самостоятельной работе.

  • Обновлено: 2 августа, 2020
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Очень хороший конспект. Как его скачать?

Светлана, на сайте не предусмотрено скачивание данного конспекта. Могу выслать материал Вам на почту. Если Вы планируете использовать у себя на сайте, то придётся указать источник.

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.

Задачи:

· Систематизировать знания учащихся по разделам Фонетика. Графика. Орфоэпия, входящим в задания итогового тестирования в новой форме.

· показать значение фонетики для правописания и произношения;

· показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;

· освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование

Ожидаемые результаты:

ü соблюдать языковые нормы (орфоэпические);

ü опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

ВложениеРазмер
план-конспект урока 70.5 КБ
fonetika._grafika._orfoepiya.pptx 402.46 КБ
razdatki._foneticheskie_protsessy.docx 14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.

  • Систематизировать знания учащихся по разделам Фонетика. Графика. Орфоэпия, входящим в задания итогового тестирования в новой форме.
  • показать значение фонетики для правописания и произношения;
  • показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
  • освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование

  • Обучающиеся должны уметь:
  • соблюдать языковые нормы (орфоэпические);
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.

Тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц.

Запишите высказывание К. Паустовского и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке (слайд 1)

Слова то ш…лестят как трава то б…рмочут как родники то пер…свистываются как птицы то п…званивают как первый лед.

Слова то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то, перезваниваются, как первый лед.

Перед вами слова еще одного великого русского писателя. Прочитайте их.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи.

…Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…

Работая вместе, мы составим опорный конспект, который поможет вам при самостоятельном повторении этой темы.

1. Беседа с учащимися ( учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь )

Записи в тетради

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?

Что изучает фонетика

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.

Сколько гласных звуков в русском языке?

Гласные делятся на….

Сколько согласных звуков в русском языке?

Согласные звуки делятся на…

6 (а, о, э, и, ы, у). Буквы е, ё, ю, я звуками не являются.

Прочитайте, что у вас получилось?

Правильно. План урока

2. Беседа по плану:

- Что изучает фонетика?
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Какими бывают гласные звуки?
- Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?
- Какие пары образуют согласные звуки?
- Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?
- Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

- Какие буквы называют йотированными? (е,ё,ю,я) Почему? (Они не являются звуками. Они обозначают: 1. Один звук после мягкого согласного; 2. Два звука: -в начале слова (йама), -после Ъ и Ь (пйут), -после гласного звука (пайут)).

III. Тренировочные упражнения.

Задание 1. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Задание 2. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами. ( Каждый ученик получает карточку-информатор ).

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].
2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву ].
3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый;
здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий;
лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е;
рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

V. Тренировочные упражнения

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?

Забасто в ка, с даться, о т дома, любо в ь, ч то, ука з ка, чес т ный, сч астливый, ря б ь, моро з , ра сч ет, к берегу.

VI. ВЫВОД. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

- Что изучает орфоэпия ? ( Вопрос к классу )

Задание 4. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

VII. Произношение сочетаний ЧН, ЧТ .

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН ]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ Ч`Н ] .

В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:

1. те, в который чт произносится как [шн]: конечно, скучно, яичница, двоечник, прачечная, девичник , а также женские отчества на –чна: Ильинична, Кузьминична и др.

2. те, в который чн произносится как [ч’н]: точно, удачный, маскировочный и др.

3. те, в которых оба варианта считаются нормативными: подсвечник, булочная, горничная, порядочный и др.

Упражнение . Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН .

Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

VIII. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.

В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево) , но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.

1. Упражнение. Распределите данные слова в 2 столбца.

Согласный перед Е произносится твердо

Согласный перед Е произносится мягко

В русском языке ударение свободное.

  • Различает разные слова (мУка – мукА)
  • Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ)
  • различает формы одного слова (снЕга – снегА_

X. План фонетического разбора

1 Орфографическая запись слова.

2 Деление слова на слоги и место ударения.

3 Фонетическая транскрипция слова.

4 Характеристика всех звуков по порядку:

а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;

б) гласный: ударный – безударный.

5 Количество звуков и букв.

XI. Сделайте фонетический анализ слов: Сеять, настроение, образ, вправо, низкий, скучный, ёжиться.

XII. Контроль усвоения знаний.

Учащиеся работают с тестом. Полученные отметки выставляются в личный Лист достижений.

XIII. Подведение итогов урока.

1. - Чем полезен был для вас сегодняшний урок?

2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения) ?
3. Какие умения и навыки совершенствовали?

Домашнее задание: Упр. 9// или//

Фонетический разбор слов: сеять, яичница, ложь.

Выписать все формы указанных глаголов прошедшего времени (м.р, ж.р., ср. р.) и расставить в них ударение:

Начать, брать, сеять, класть, винить.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фонетика. Графика. Орфоэпия Фонетический анализ слова

Запишите высказывание К.Паустовского . Вставьте буквы и знаки препинания. Слова то ш… лестят как трава то б… рмочут как родники то пер… свистываются как птицы то п… званивают как первый лед.

Проверяем Слова то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то, перезваниваются, как первый лед.

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон? Фонетика

Что изучает фонетика? Звуки речи

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий. Гласные звуки

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия. Согласные звуки

Сколько гласных звуков в русском языке? Гласных звуков шесть: [ и], [ы], [у], [э], [о], [а].

Гласные делятся на …. Ударные Безударные

Сколько согласных звуков в русском языке ? 36

Согласные звуки делятся на… Глухие Звонкие

Какие буквы называют йотированными?

Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов? Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов . Лён, лей, люк, ток, шёл, шей ноль ель куль кот ложь ешь

Фонетические процессы В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами. Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 1. Оглушение звонких парных на конце слова : Род [ рот ], флаг [ флак ]. 2 . Оглушение звонких парных перед глухими : Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву ]. 3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [ каз`ба ], к дереву [ гд`эр`иву ]. 4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [ гк ` ] произносим сочетание [ хк ` ], что облегчает произношение слова. 5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится: снт – [ сн ]: устный – у[ сн ] ый ; здн – [ зн ]: поздний – по[ зн ] ий ; лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е; рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах? Забасто в ка, с даться, о т дома, любо в ь, ч то, ука з ка, чес т ный, сч астливый, ря б ь, моро з , ра сч ет, к берегу.

Орфоэпия — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения , их обоснованием и установлением. звОнит // звонИт

Произношение сочетаний ЧН, ЧТ В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы: 1. те, в который чт произносится как [ шн ]: конечно, скучно, яичница, двоечник, прачечная, девичник , а также женские отчества на – чна : Ильинична, Кузьминична и др. 2. те, в который чн произносится как [ ч’н ]: точно, удачный, маскировочный и др. 3. те, в которых оба варианта считаются нормативными: подсвечник, булочная, горничная, порядочный и др.

Упражнение. Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН . Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

Произношение согласных перед Е в заимствованных словах Сравните: Тень, дерево, песок, месяц, век, мелочь, академия, бассейн. Бизнес, Шопен, безе, мате, латте , рейтинг.

Ударение В русском языке ударение свободное. Роль ударения: Различает разные слова ( мУка – мукА ) Различает некоторые формы разных слов ( ношУ – нОшу , крУжки – кружкИ ) различает формы одного слова ( снЕга – снегА )

План фонетического разбора 1 Орфографическая запись слова. 2 Деление слова на слоги и место ударения. 3 Фонетическая транскрипция слова. 4 Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный. 5 Количество звуков и букв .

Сделайте фонетический анализ слов Сеять, настроение, образ, вправо, низкий, скучный, ёжиться.

Домашнее задание Фонетический разбор слов: сеять, яичница, ложь. Выписать все формы указанных глаголов прошедшего времени ( м.р , ж.р ., ср. р.) и расставить в них ударение: Начать, брать, сеять, класть, винить.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Соколова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель уро ка: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.

Задачи урока:

воспитание интереса и уважения к русскому языку;

воспитание чувства ответственности за свою работу.

закрепление навыков фонетического и орфоэпического разбора.

развитие связной речи учащихся;

совершенствование навыков работы с орфоэпическим словарём;

развитие умения быстро реагировать на поставленные перед учеником задачи за короткое время при выполнении тестовых заданий.

Оборудование и материалы :

учебник, рабочие тетради, письменные принадлежности, классная доска, карточки с тестовыми заданиями, опорные карты,карточки-информаторы; материалы презентации, выполненные в программе Power Point;

мультимедийный проектор, компьютер, экран.

словари, сборники ОГЭ.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование

Межпредметные связи:

Внутрипредметные связи:

фонетика, орфоэпия, орфография;

Ожидаемые результаты:

Обучающие должны знать:

языковые нормы и их разновидности;

признаки и особенности правильной речи;

виды ошибок и недочетов

Обучающиеся должны уметь:

соблюдать языковые нормы (орфоэпические);

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

Используемое оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, экран.

I .Организационный момент.

Приветственное слово учителя.

II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.

На доске написан текст.

Задание: прочитайте выразительно отрывок из стихотворения И. Бунина, какую картину вы представляете?

Спят поляны луговые, спит безмолвно тёмный лес,

Только звёзды золотые смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зелёный зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный серебристою струёй.

- ответы детей

- Миллионы звуков окружают нас в этом мире: шелест листьев, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц. А если этих звуков нет, то наступает тишина.

Перед вами слова великого русского писателя. Прочитайте их.

Эпиграф урока:

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…

О чем мы сегодня будем с вами говорить на этом уроке?

Сейчас мы с вами составим опорный конспект, который поможет вам при подготовке к ОГЭ.

Беседа (учащиеся записывают ответы в тетрадь)

Что изучает фонетика?

Чем отличаются звуки и буквы?

• На какие две группы делятся звуки речи?

• В чём отличие в образовании гласных и согласных звуков?

• Чем отличаются гласные звуки от согласных?

• Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв?

• Назовите гласные звуки и гласные буквы.

• Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? Приведите примеры. В каких случаях эти же буквы обозначают по два звука? Приведите примеры.

• Сколько в русском языке согласных звуков и согласных букв?

• На какие группы делятся согласные звуки?

По ходу беседы один из учащихся заполняет на доске таблицу, остальные учащиеся — в тетрадях.

Гласные звуки (6)

Согласные звуки (36)

Прочитайте, что у вас получилось?

I II . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

а) Правописание гласных в корнях слов

http://compendium.su/rus/9klass_1/9klass_1.files/image035.jpg

Повторим давайте правописание ударных и безударных гласных после шипящих и ц

1. Буквы ё — о после шипящих: шелк; крыжовник; шоссе

2. Буквы а, у, и после шипящих: чаща, чудо, живой, брошюра

3. Буквы и — ы после ц: циркуль, цыпленок

-А сейчас мы с вами побеседуем:

• Назовите три вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в корне.

• Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются?

• Как определяются непроверяемые безударные гласные в корне?

• Какому правилу подчиняется написание проверяемых гласных в корне?

• Как проверяются чередующиеся гласные в корне?

• Назовите три группы корней с чередующимися гласными, различные по способу проверки.

• Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после шипящих и ц. Объясните примеры, данные в таблице.

б) Правописание согласных в корне слова

Проверяемые глухие и звонкие согласные

Проверяемые непроизносимые согласные

но: ужасный — ужас

• Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами?

• В каких случаях это бывает? Приведите примеры.

• Что называется непроизносимой согласной?

• Почему возникает эта орфографическая трудность? Приведите примеры.

3. Повторение обозначения мягкости согласных на письме

Беседа с детьми

• Что значит твердость и мягкость согласных?

• Как обозначаются мягкие согласные на письме?

• Когда мягкость согласных не обозначается специальными буквами?

• Почему в сочетании букв чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется мягкий знак?

б) Фонетико-орфографический комментарий

Он очень вежлив, мягкий знак!

Не любит споров он и драк:

Он всем старается помочь!

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

• Выпишите слова с мягким знаком в такой последовательности:

1) обозначение мягкости согласных: мать, огорчить и т. д.;

2) обозначение грамматических форм слов: помочь, дочь, ночь, отрежь и т. д.

• О какой роли мягкого знака вы еще знаете? (ь разделительный) Запишите примеры.

• В чем сходство и в чем различия в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах.

4. Практическая работа

а) Спишите словосочетания, распределив их по четырём группам в зависимости от вида корня с чередующейся гласной в корне.

Прит..жательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предп..л..жение, разг..ревше..ся пламя, возл..гать надежды, выб..рать пр..зидиум, пр..кл..няться перед авт..ритетом, бл..стательное достижение, пор..внят(?)ся с к..ло(н,нн)ой, сопр..к..сновение проводов, (тёмно)зелёные водор..сли, ср..щение костей, беспр..дельная р..внина, полыха.. т з..рница, пов..лительное накл..нение, (не)принуждё(н, нн)о покл..нит(?)ся, (чисто)кров- ный ск..кун, (не)пром..каем.. (плащ)пальто, расст..ла..щаяся пустыня, зар..сли бур(?)яна, ра(с, сс)ч..тать конструкцию.

б) Продолжите запись, приводя по два-три своих примера.

1) Существительные 3-го склонения: мышь, чушь, . .

2) Глаголы: беречь — беречь(ся); режь — режьте, . ; несёшь — несёшься, . .

3) Наречия: прочь, . .

Глядя на запись, письменно ответьте, в словах каких частей речи употребляется ь после шипящих в конце слов. Приведите примеры.

Примечание для учителя

Исключения среди наречий — уж, замуж, невтерпёж — оговорите.

5. Самостоятельная работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

Обращение к записи на доске. Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей и дополняя её своими примерами.

1) Проверяемые безударные гласные

2) Непроверяемые безударные гласные

3) Корни с чередованием гласных

4) о-ё после шипящих в корнях слов

Заполнив таблицу данными словами, расскажите о правилах употребления букв ы — и после ц.

в словах на -ция

Демонстрация, революц..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы,и), акац..я, отличниц(ы,и), ц..ркуль, сестриц. репетиц..я, ц..рк, ц..ганский, ц..плёнок.

IX. Контроль усвоения знаний.

Учащиеся работают с тестом. Полученные отметки выставляются в личный Лист достижений.

X. Подведение итогов урока.

1. - Чем полезен был для вас сегодняшний урок?

2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
3. Какие умения и навыки совершенствовали?

VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

4. Практическая работа

а) Спишите словосочетания, распределив их по четырём группам в зависимости от вида корня с чередующейся гласной в корне.

Прит..жательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предп..л..жение, разг..ревше..ся пламя, возл..гать надежды, выб..рать пр..зидиум, пр..кл..няться перед авт..ритетом, бл..стательное достижение, пор..внят(?)ся с к..ло(н,нн)ой, сопр..к..сновение проводов, (тёмно)зелёные водор..сли, ср..щение костей, беспр..дельная р..внина, полыха.. т з..рница, пов..лительное накл..нение, (не)принуждё(н, нн)о покл..нит(?)ся, (чисто)кров- ный ск..кун, (не)пром..каем.. (плащ)пальто, расст..ла..щаяся пустыня, зар..сли бур(?)яна, ра(с, сс)ч..тать конструкцию.

б) Продолжите запись, приводя по два-три своих примера.

1) Существительные 3-го склонения: мышь, чушь, . .

2) Глаголы: беречь — беречь(ся); режь — режьте, . ; несёшь — несёшься, . .

3) Наречия: прочь, . .

Глядя на запись, письменно ответьте, в словах каких частей речи употребляется ь после шипящих в конце слов. Приведите примеры.

Примечание для учителя

Исключения среди наречий — уж, замуж, невтерпёж — оговорите.

5. Самостоятельная работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обращение к записи на доске. Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей и дополняя её своими примерами.

1) Проверяемые безударные гласные

2) Непроверяемые безударные гласные

3) Корни с чередованием гласных

4) о-ё после шипящих в корнях слов

Заполнив таблицу данными словами, расскажите о правилах употребления букв ы — и после ц.

в словах на -ция

Демонстрация, революц..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы,и), акац..я, отличниц(ы,и), ц..ркуль, сестриц. репетиц..я, ц..рк, ц..ганский, ц..плёнок.

III. Тренировочные упражнения.

Задание 1.Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Задание 2. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.

Перелистаем страницы учебника. Обратим на фамилии авторов: по учебникам, написанными этими авторами, учится уже несколько поколений, учебник выдержал более двадцати изменений. Рассмотрим условные обозначения на с. 2, а также те, которые вынесены на форзацы. Бегло ознакомимся с содержанием ученика: поймем, что нам предстоит изучать и закрепить. Обязательно просмотрим приложение. В нем находятся подсказки: как сделать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать отдельные слова, помещенные в тексте учебника в рамки.

Проверим упражнение 5: ученики по очереди читают предложения, объясняя правописание слов и пунктуацию.

1. Вопросы на повторение теории фонетики.

Назовите самую малую единицу языка (Звук)

Какой раздел лингвистики изучает звуки речи? (Фонетика)

На какие группы делятся звуки речи? (гласные/согласные, ударные/безударные, глухие/звонкие, твердые/мягкие).

В чем различие между звуками и буквами? (Буквы – это знаки, графически изображающие звуки, подобно тому, как цифры – это знаки, с помощью которых изображаются числа).

Сколько звуков в русском языке (количество звуков подсчитать невозможно)

Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я? (эти буквы состоят из двух звуков)

2. Практические задания.

Решим несколько фонетических задач. (в сильных классах задания готовят ученики.)

Сделать фонетический разбор слов счастье, дождь, чувство, сберечь.

Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов: лёд, торг, лес, лещ, куль.

3.Объяснительный словарный диктант:

Сдача, нянчить, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, лестница, фотосъемка, вечный, невтерпеж, исподлобья, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, мощность, мужчина, женщина, вскрикнуть, взлететь, сжечь, просьба.

Дополнительное задание: подчеркнуть слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.

В чем заключается необычность стихотворения В.Я.Брюсова?

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

III . Домашнее задание

Вспомните, по какому принципу выбираются буквы О и Е после шипящих и Ц. Составьте предложения со словами, подчиняющимися этому правилу, или составьте словарный диктант из 15-20 слов или словосочетаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии.

3.Совершенствовать орфоэпические навыки.

4.Закрепить навыки фонетического разбора.

5. Вести подготовку к итоговой аттестации.

Учебные материалы: Презентация, карточки, тест, текст, словарь

Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим имеющиеся знания о фонетике, графике, орфоэпии; систематизируем представления об основных фонетических процессах и звуковых значениях букв, совершенствуем навыки фонетического разбора слова. В конце урока подведем итог нашей работы, поработав с тестом на оценку. (Запись числа и темы урока – Слайд)

Эпиграфом к уроку возьмем слова Н. В. Гоголя:

Что называется фонетикой (после ответа учеников показываю определение на слайде)

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Что называется орфоэпией? (слайд)

Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов.

Что изучает графика?(слайд)

Графика устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, изучает соотношения между буквами и звуками.

Учитель: Сколько букв в русском алфавите?

Ученики: 33

На какие 2 большие группы делятся все звуки?

Ученики: Согласные и гласные.

Перечислите звуки гласные. (слайд)

6. Перечислите некоторые согласные звуки.

7. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая каких-либо преград. Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает какие-либо преграды. Согласные состоят из одного шума или шума и голоса.

Мы знаем, что большинство согласных звуков образуют пары по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. (слайд)

Согласные звуки

твердые мягкие звонкие глухие

Назовите согласные звуки, которые бывают только твердые, только мягкие, только звонкие, только глухие.(слайд продолжается)

[ж] [ш] [ ц] [ч] [й] [щ] [й] [р] [л] [м] [н] [х] [ц] [ч] [щ]

9. Какие буквы имеют два звука?

Ученики: Е Ё Ю Я

10.Когда буква Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука? (слайд)

Е Ё Ю Я дают два звука:

1. В начале слова ЯМА - [ йа]ма

2. После разделительных Ъ и Ь ВЬЮГА – в[йу]га

3. После гласных АРМИЯ – арми[йа]

Итак: Мы повторили изученные правила по теме урока, а теперь мы закрепим эти знания в практических упражнениях.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Предлагаются задания на карточках двум ученикам – они работают на доске.

Задание: Выпишите слова

1 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 1 звук

2 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука

Слова: Петли, полет, скамья, язык, ругаться, льет, любить, влево, длинная, слушают, весь, молодая.

Весь класс работает над заданием на слайде: Написание какого слова расходится с произношением?

Жизнь, счастье, мир, победа, школа, праздник, радость, салют.

Запишите выделенные слова в столбик, укажите количество букв и звуков в выделенных словах. Проверьте со слайда.

Жизнь – 5 букв, 4 звука

Счастье – 7 букв, 6 звуков

Победа – 6 букв, 6 звуков

Праздник – 8 букв, 7 звуков

Радость – 7 букв, 6 звуков

Салют – 5 букв, 5 звуков

Проверка задания ребят, которые работают у доски.

Итак: Мы видим, что написание слова часто не совпадает с его произношением. Чтобы правильно написать слово, необходимо знать соответствующие орфографические правила, но оговаривать изученные правила написания орфограмм мы будем на следующих уроках.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое ударение и какой характер оно имеет в русском языке.

Ученик: Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. (слайд) Русское ударение свободное, разноместное. Подвижное. Например: Лист- листа, возможны два варианта постановки ударения: По средАм- по срЕдам.

Учитель: А теперь я предлагаю следующее задание(слайд):

Поставьте ударение в словах, сгруппировав их по следующему принципу:

1 вариант: с ударением на первом слоге.

2 вариант: с ударением на последнем слоге.

3 вариант: с двумя равнозначными вариантами.

Слова на слайде: Вертит, облегчить, на двери, силос, звонишь, компас, каталог, ржаветь, средства, жалюзи, кулинария, кремы, диспансер, колледж, начал, щавель, по средам, памятуя, столяр, свекла, дефис, творог, движимый, досуг, понял, заняла.

Проверка со слайда:

1 вариант: вЕртит, сИлос, кОмпас, срЕдства, крЕмы, нАчал, пАмятуя, свЁкла, двИжимый, пОнял.

2 вариант: облегчИть, звонИшь, каталОг, жалюзИ, диспансЕр, щавЕль, столЯр, дефИс, досУг, занялА.

3 вариант: на дверИ, на двЕри, ржАветь, ржавЕть, кулинАрия, кулинарИя, коллЕдж, кОлледж, по срЕдам, по средАм, твОрог, творОг.

Учитель: Ребята, к какому источнику знаний мы должны обратиться, если мы затрудняемся поставить ударение в слове? Напомню, в случае затруднения при постановке ударения в словах, необходимо обратиться к Орфографическому словарю, например автора Д.Н. Ушакова. Показываю словарь. А теперь откроем лингвистическую страничку.

(Слайд с фотографией Ушакова и текстом) – читает ученик

IV. Учитель: Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Подумайте, какова основная мысль высказывания Н.В Гоголя. Приведите аргументы, подтверждающие высказанную автором мысль.

Ученик: У каждого поэта свой стих, свой особенный стиль, можно сказать свой особенный звон. Нас порой заставляет содрогнуться суровый стих Державина, пленяют слух читателя удивительные, чарующие строки Пушкина, полны боли, негодования многие стихи М.Ю Лермонтова. Все они, точно разнозвонные колокола разнесли благозвучие по русской земле.

Учитель: На слайде вы видите стихотворение А.Т. Твардовского (поэт, писатель, публицист 20 века – 2 1 июня ему исполняется 100 лет со дня рождения) Прочитайте его и пронаблюдайте, каковы особенности стиля стихотворения Твардовского.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Т. Твардовский

Ученик: В этом стихотворении мы слышим призыв помнить о страшных годах войны. Первая строчка звучит торжественно, а во второй мы слышим печаль, разочарование, боль от того, что война принесла горе многим людям. Третья строчка – просьба к людям не забывать о войне.

Учитель: Ребята, а какой звук чаще всего повторяется в строчках этого стихотворения?

Ученики: [ о]

Учитель: А знаете ли вы, что прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков, называется АССОНАНСОМ? ( на доску вывешивается определение АССОНАНС –если дети не знают этого определения)

Ассонанс – это один из видов выразительного средства фонетики – звукописи.

Задание: Сделаем фонетический разбор слова война 1 ученик у доски

В-[в] – согл., зв., тв.,парн.

Й-[й]- согл., зв., мяг.. непар.

Н-[н]- согл., зв., тв., непар.

5 букв, 5 звуков

Итак: Мы повторили правило фонетического разбора слова.

Учитель: Выбор стихотворения Твардовского неслучайный – в мае 2010 года вся наша страна отмечает 65-летие Дня Победы в ВОВ.

Запишите домашнее задание в тетрадь:

Упр. 284 –списать, расставить знаки препинания, сделать фонетический разбор 2 слов.

Кто хочет получить оценку дополнительно, то сделайте тест по фонетике подобный тому, который мы будем делать сейчас.

V. ТЕСТ ( на слайде и карточках)

1. В каком ряду слов расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

А. рать, юг, мир Б. тест, люди, баян

В. слёт, еда, время Г. счет, кровь, друг

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

А. царевна Б. лавка В.везде Г. герб

3. В каком слове произносится звук [о]?

А. зажёг Б. подарок В. шоколад Г. дрова

4. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

А. дешева Б. принят В. без вести Г. цыган

5. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные?

А. дефицит, дирижер, деликатесы;

Б. дешифровать, детектив, декольте;

В. делегировать, детализировать, демократизация;

Ответы: 1. А 2. В 3. А 4. Б 5. В

Взаимопроверка. Ответы на слайде. Выставление оценок.

Учитель: Какие понятия мы сегодня повторили? Какие практические навыки развивали или приобрели? К словам каких русских писателей обращались? Что особенно запомнилось на уроке?

Задание: Выпишите слова

1вариант: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 1 звук

2 вариант: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука

Слова: Петли, полет, скамья, язык, ругаться, льет, любить, влево, длинная, слушают, весь, молодая.

2. Весь класс работает над заданием на слайде: Написание какого слова расходится с произношением?

Жизнь, счастье, мир, победа, школа, праздник, радость, салют.

Запишите выделенные слова в столбик, укажите количество букв и звуков в выделенных словах.

следующее задание:

Поставьте ударение в словах, сгруппировав их по следующему принципу:

1 вариант: с ударением на первом слоге.

2 вариант: с ударением на последнем слоге.

3 вариант: с двумя равнозначными вариантами.

Слова: Вертит, облегчить, на двери, силос, звонишь, компас, каталог, ржаветь, средства, жалюзи, кулинария, кремы, диспансер, колледж, начал, щавель, по средам, памятуя, столяр, свекла, дефис, творог, движимый, досуг, понял, заняла.

Прочитайте его и пронаблюдайте, каковы особенности стиля стихотворения Твардовского.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Т. Твардовский

1. В каком ряду слов расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

А. рать, юг, мир Б. тест, люди, баян

В. слёт, еда, время Г. счет, кровь, друг

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

А. царевна Б. лавка В.везде Г. герб

3. В каком слове произносится звук [о]?

А. зажёг Б. подарок В. шоколад Г. дрова

4. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

А. дешева Б. принят В. без вести Г. цыган

5. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные?

Читайте также: