Повествование 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Повествование - последовательные, сменяющие друг друга действия, события.

Тема "Памятный день моей жизни".

В повествовании рассказывается о действиях, последовательно сменяющих друг друга. Как бы создается лента кадров. Мир в таком тексте предстает динамичным/ насыщенным действием, быстротой развития событий/, в движении.

Чтобы подчеркнуть последовательность действия, используются слова и словосочетания, обозначающие время/ потом, через час-другой, через некоторое время/, глаголы движения, обычно прошедшего времени…

3. Работа над сочинением.

4. Написание сочинения после рассмотрения структуры текста.

5. Подведение итогов урока и задание на дом: завершить творческую работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Название предмета: русский язык

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок

Цель: получение продукта речевой деятельности – сочинение-повествование с элементами описания.

1. Отбирать речевые средства для цельного высказывания; обучать различным речевым умениям (определение типа текста, темы, главной мысли; структурирование текста – составление плана, деление на части; отдельные речевые умения – редактирование текста).

2. Развивать грамматический строй речи - обучение построению предложений различных типов, грамматические связи внутри предложения.

3. Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: с формировать умение написания сочинения-повествования с элементами описания.

Техническое обеспечение урока: тетради, учебники.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Личностные: формирование навыков самоорганизации

Подготовка класса к работе.

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для написания изложения, выявление затруднений в деятельности каждого учащегося.

Тип речи повествование и описание

Дают определение типам речи

повествование и описание

Повествование – что делает предмет; описание – какой предмет.

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: р азвитие памяти и логического мышления

II I . Открытие нового

Цель этапа: : учить самостоятельно определять тему и цели урока, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность, обеспечение восприятия текста

Постановка целей и задач урока

РабРабота с упр. 353 на стр. 145

1.Вступление (о времени года) – 1 – 2 предложения.

2. Основная часть (Признаки наступления весны)

3.Заключение – 1 – 2 предложения.

Регулятивные: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; развитие логического мышления

Познавательные: умение делать выводы на основе посылок; умение кратко формулировать мысль.

Коммуникативные: формирование умения владения монологической и диалогической речи

Цель: психологическая и физическая разрядка

- Кому надо отдохнуть встаньте, разомнитесь.

Учащиеся, которым необходимо отдохнуть встают, выполняют различные упражнение

IV. Осмысление материала через групповую, индивидуальную или самостоятельную работу.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; провести коррекцию

2. Создание текста по плану

3. Написание сочинения

Составляют плана сочинения

Создают текст по теме.

Несколько уч-ся читают созданный текст, остальные корректируют, поправляют, добавляют.

Регулятивные: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Познавательные: умение делать выводы на основе посылок; умение кратко формулировать мысль.

Коммуникативные: формирование умения владения монологической и диалогической речи

V . Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Оцените свою работу на уроке. Оцените работу класса.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы

Личностные : самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные: Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

VI . Домашнее задание. Параграф 56, порядок разбора предлога.

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

Первые весточки весны появляются еще в марте, когда с крыш домов начинают плакать сосульки, когда на поле за деревней появляются проталины, а дороги превращаются, как у нас говорят, в жидкий асфальт, пройти совсем не просто.

Настоящая весна приходит к нам вместе с водой. После обильных снегопадов на поле образуются глубокие сугробы, которые быстро тают и не впитываются в землю, а растекаются по полям.
Маленькие озера на полях появляются не только благодаря сугробам, но и из-за того, что Мочегай выходит из своих берегов. На выезде из деревни иногда можно увидеть, как вода переливается через дорогу. В такие дни транспорт почти не ходит по дороге, и у нас начинаются каникулы.

Весна радует нас своими изменениями. Природа пробуждается ото сна: пробивается зеленая травка, набухают почки на деревьях, прилетают глашатаи весны: грачи, жаворонки. Вот какая весна у нас в деревне!

М. Волошин
“Сквозь сеть алмазную зазеленел восток”.

  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста;
  • творческая работа учащихся;
  • умение работать в коллективе;
  • развитие наблюдательности;
  • через восприятие текста воспитывать умение понимать (чувствовать) внутренний мир (душевное состояние) героя.

Оборудование: тетради, черновые листы, ручки, карандаши, тексты (по количеству учащихся) с отрывком из главы “Зима в Уфе” повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова – внука”. Фотографии из различных журналов и настольных календарей, иллюстрации картин: Б .Щербаков “Приход весны”, “Разлив реки Сороть”, И. Левитан “Март”, “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасов “Весенний день”, “Грачи прилетели”, “Ранняя весна. Дали” 1870- е г., “Ранняя весна”1880- е г., “Начало весны”. А. Уткин иллюстрации к книге “Весна”. Стихи русских поэтов, К. Соколов иллюстрации к очеркам М. Пришвина “В краю непуганых птиц”, иллюстрации В. Костицына к книге И.З. Сурикова “Стихотворения”; фонограмма с записью музыки П.И. Чайковского “Времена года” (“Весна”). “Словарь русского языка” С.И Ожегова.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

(Эпиграф и тема урока пишутся на доске)

Читаю отрывок из стихотворения И.З. Сурикова “Весна”

Над землёю воздух душит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.

Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.

Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
У хат играют дети, -
Веселятся, крошки!

Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле.

Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;

Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалека.

- О каком времени года идет речь в стихотворении?

Ответ: о весне…(объясняют почему)

Запишите на черновых листах:

- Каковы ваши представления об этом времени года?

(Ученики записывают, затем зачитывают свои записи)

Эмих Юлия: “День ото дня все теплее, журчат ручьи, солнце выше, воздух чист и свеж, все оживает, появляются проталины, зеленеют деревья, теплый ветер, дождь”.

Тупяков Дима: “Солнечные дни, тающий снег, проталинки, ручьи, реки освобождаются от льда, пение птиц, свежесть, набухание почек на деревьях, оживление на улицах”.

Гоглоев Шота: “Светло, тепло, шумно, зелено, ледоход, много воды, солнце припекает, отличное настроение”.

Абадзе Малика: “Тепло, солнце припекает, тает снег, бегут ручьи, по реке плывут льдины, зеленеют деревья, появляется травка, пение птиц” и т.д.

- Многие русские поэты воспевали приход весны в своих стихах. Алексей Николаевич Плещеев о весне писал так:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

- А какие стихи о весне знаете вы?

(Проверка домашнего задания. Учащиеся читают стихи или строчки из стихотворений).

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Е. Баратынский.

Гонимый вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга

Скоро проснуться деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз неторопливо ждет.
Все весны дыханием согрето.
Все кругом и любит и поет.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

(Далее звучат стихи В. Жуковского “Жаворонок”, И. Никитина “Полно, степь моя, спать”, стихи А. Фета, И. Бунина, А. Блока, С. Есенина, Н. Некрасова).

Читаю четверостишие из стихотворения Е. Баратынского.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

- О чем прочитанное мною стихотворение?

Ответ: о ледоходе; о бушующей весной реке.

- Как в народе называют период, когда лед на реке начинает трескаться и приходит в движение?

Ответ: река вскрывается; река трогается; ледоход.

- Я вижу, что вы очень наблюдательны. Как вы уже подтвердили стихам, прочитанным вами, все в природе весной оживает, меняется и настроение человека.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней.

- Напишите, какими бы словами вы хотели передать свои чувства, которые испытываете весной.

“Восторг, радость, бодрость, легкость, счастье, желание весь день быть на улице”. Татаринцев Саша.

“Радость, хорошее настроение, Хочется петь, летать, танцевать”. Явнова Яна.

“Нежность, ласку, одухотворенность, прилив сил”. Соловьева Ира.

- Запишите в черновики “река вскрылась”, составьте из данного сочетания слов новые слова.

(Работа в группах)

Ответы: Ласка, слава, леска, сера, весна, века, карась, канва, рак, рвал, рыл, крыса, лак, ларь, сыр, высь, рысь, сел, рвалась, Влас, Валера, Лера и т. д.

- Вы, конечно, догадались, что сегодня мы будем работать с текстом, в котором говорится о том, что происходит весной с рекой.

I. Знакомство с текстом.

(говорю: из какого произведения взят текст, что мальчика зовут Сережа; читаю текст, а учащиеся слушают).

Текст

С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: “Когда же мы поедем в Сергеевку?” - обыкновенно отвечали: “А вот как река пойдет”.

И наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно – радостным голосом сказал: “Белая тронулась!” Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда….

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а прыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и сам смеялся вместе с другими Собаки не замедлили оправдывать общее ожидание и скоро перебрались на берег. Лед все еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: “Пойдем, соколик, в горницу; река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться”. Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня.

В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей…

С.Т. Аксаков “Детские годы Багрова - внука”

II. Задание.

1. Прочитать текст самостоятельно.

2. О чем этот текст?

Ответы: Этот текст о ледоходе на реке Белой. В тексте говорится о том, как Сережа наблюдал картину вскрытия реки, какое впечатление произвело на него это событие.

3. Определить стиль и тип текста.

(работа в группах).

Ответы: Текст художественного стиля, так как взят из повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова – внука”.

В тексте дана словесная картина вскрытия реки Белой.

В тексте автором использованы изобразительно – выразительные средства языка и различные стилистические фигуры:

эпитеты: “шла полоса синего, темного льда”, “они набегали одна на другую”, “Белая тронулась”, “река вскрылась”;
сравнение: “шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон”;
оксюморон: “глухой шум”, “величественным и страшным зрелищем”, “тревожно – радостным голосом”;
градация: от слов “лед трескался, ломался на отдельные глыбы….” до “разрушались на мелкие куски”.

По типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи.

В построении этого текста различаются части, связанные с развитием события: завязка, кульминация, развязка.

В тексте дано подробное описание вскрытия реки, до движения по ней льда.

4. Как можно озаглавить текст?

(Записывают различные варианты).

“Начало ледохода на Белой”, “Ледоход”, “Река вскрылась”, “Вскрытие реки Белой”, “Необычное зрелище”, “Белая тронулась”.

5. Найдите в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова толкование слов: вскрыться, ледоход. (Работа в группах).

1. Прорваться наружу, лопнуть.
2. Очиститься весной ото льда (о реках).
3. перен. Стать явным, обнаружиться.

Ледоход – Движение льда по течению (во время таяния или в начале замерзания рек).

С.И. Ожегов “Словарь русского языка”
М. “Русский язык”1988 г. С.86,258.

- Как же сказать о реке, что с ней происходит весной? (По тексту).

Ответ: Река вскрывается и начинается ледоход.

6. Найдите в тексте слова, которые на ваш взгляд, так же требуют объяснения в правильном написании, выпишите их.

Река Белая, Евсеич, желанный, суетливый, всплескивалась, явственно, путешественницы, тревожно радостным голосом, на крыльце, горница, полюбовавшись, не виданную мною картину, жёлтого, отдаленный.

(объяснение орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов)

7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь).

План I

1. Мой вопрос отцу.
2. “Белая тронулась!”
3. Неожиданные пассажиры.
4. Ледоход.

План II

1. Нетерпеливое ожидание.
2. Желанный день и час.
3. Собаки на льду.
4. Река вскрылась.
(возможны различные варианты).

III. Беседа по содержанию текста.

- Что с нетерпением ожидал мальчик?

Ответ: когда река вскроется, и он поедет с отцом в Сергеевку.

- Какое радостное известие получил мальчик от Евсеича?

Ответ: Белая тронулась, и ему первый раз в жизни разрешили посмотреть это зрелище.

- Какую неожиданную картину увидел мальчик на льду?

Две собаки прыгали с льдины на льдину. Вскоре их путешествие закончилось благополучно, они перебрались на берег.

IV. Подробно передайте устно, а затем письменно (записать в тетрадь) картину ледохода.

“Белая тронулась. Между неподвижных берегов шла огромная полоса синего, темного, а иногда желтого льда. Лед шел крепкою, сплошною, бесконечною глыбою; затем он стал трескаться, ломаться на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с трескам погружались в воду.

Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей”.

- Какое впечатление произвело увиденное на мальчика?

Он любовался несколько времени этим величественным и страшным зрелищем.

V. Прошу рассмотреть иллюстрации (картинки).

Приложение 1. [часть иллюстраций, предложенных в “оборудовании урока”]

- Соответствуют ли эти иллюстрации описанному в тексте времени года?

- Какие строчки стихотворений русских поэтов вам припомнились, глядя на эти иллюстрации?

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно;
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно

И. Бунин.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не мокнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторят весело громам.

Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий.
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…

Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.

В лес весна нагрянула в апреле,
Шумная – от птичьей кутерьмы.
И стоят в весенних платьях ели,
Будто бы и не было зимы.
И ручьи, ожив от ветров вешних,
Песни разнесли по всем концам.
Воробьи покинули скворешни,
Чтобы сдать их на лето скворцам.

Вывод. Прошу учащихся вновь вернуться к тексту и дать письменный ответ на вопрос:

- Как вы думаете, что чувствовал герой нашего рассказа, наблюдая картину ледохода?

(Ученики дают письменный ответ под фонограмму музыки П.И. Чайковского “Времена года”).

Творческие работы учащихся:

“Мальчик оделся и выскочил на крыльцо, с которого была видна река Белая. Наконец – то пришел этот желанный день и час. Белая тронулась. Сережа первый раз увидел это величественное и страшное зрелище. Он жадно следил глазами за тем, как проносился лед, как трескались и крошились льдины. Тревога и радость смешались в его душе. Да разве такое забудешь! ”

“Наблюдая картину вскрытия реки, каким бы страшным и величественным оно ни казалось, Сережа чувствовал радость, и какое – то нетерпение, он так долго ждал этого момента. Счастье увиденного ледохода и того, что он скоро поедет в Сергеевку, переполняло его”.

“Сережа почувствовал, что наступила весна. На улице было холодно, а на душе тепло. Радость и восторг переполняли мальчика. Ему было очень интересно наблюдать за рекой: как трескался и ломался лед, как льдины громоздились одна на другую, с каким страшным шумом проносились они по реке.
Чувство тревоги уходило, на душе становилось спокойно.Скоро в Сергеевку!”.

Конспект
Текст и его признаки
Текст – это группа предложений, объединённых темой и основной мыслью.
• текст состоит из нескольких предложений (членимость текста);
• предложения тесно связаны между собой по смыслу, т. е. объединены общей темой и основной мыслью;
• в тексте предложения располагаются в определенном порядке;
• текст имеет начало и конец, т. е. это относительно законченное высказывание.
Тема текста
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Тема текста часто отражается в заголовке.
Основная мысль текста
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.
Типы речи
Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, человека – какой?
Повествование – это смысловой тип текста, в котором описываются события определенной последовательности – что делает?
Рассуждение – это смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие – почему?

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: