Потребности человека конспект 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Выяснить, почему у человека есть потребность в проявлении своих интересов.

2. Познакомить с проявлениями самовыражения человека.

3. Рассмотреть логику удовлетворения разнообразных потребностей.

4. Повторить и обобщить изученное.

Оборудование: игрушка Чебурашка, фрагменты из мультфильмов “Крокодил Гена”, “Чебурашка”, “Чебурашка идет в школу”, карточки с названиями потребностей.

Основные понятия и категории. Интерес, самовыражение.

Определения для учителя. ИНТЕРЕС — особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. САМОВЫРАЖЕНИЕ - выражение своих интересов и склонностей, своей индивидуальности.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

- Ребята, какой у нас сейчас урок? (Урок экономики.)

- Сегодня к нам на урок пришел один сказочный герой. Отгадайте, кто?

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
Что зовется … (Чебурашка.)

- Ребята, Чебурашка, как и вы, учится в первом классе. Он учится читать и писать, рисовать, петь, изучает математику. Но в его школе нет урока, который называется экономика. Чебурашке очень хочется узнать, что это такое и чему вы уже научились. Поэтому он будет задавать вопросы, а вы отвечайте.

Чебурашка “задает” вопросы:

- Что такое экономика? (Экономика – это ведение хозяйства по правилам.)

- Зачем вы изучаете экономику? Когда она вам пригодится в жизни? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечает экономика? (Что? Для кого? Сколько? Как?)

- Я слышал, что на предыдущих уроках вы говорили о потребностях. Что такое потребности? (Потребность – это все то, что человек хочет иметь в жизни.)

- Какие существуют потребности?

- Я зачитываю стихотворный отрывок, а вы называете потребность, о которой идет речь. (В процессе работы на доске вывешиваются карточки с названиями потребностей.)

Потребность в пище (физиологическая потребность)

Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.)

Потребность в образовании

Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.)

Потребность в уважении

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: - Дверь открыта!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: - Сам закрой!
(С. Михалков. Лапуся.)

Потребность в безопасности

У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(С. Михалков. Светлана.)

- Чебурашка, ты понял, какие бывают потребности? (Чебурашка отвечает неуверенно.)

- Ребята, давайте на примерах из жизни Чебурашки и его друзей еще раз расскажем, какие бывают потребности.

Учащиеся смотрят фрагменты из мультфильмов “Крокодил Гена”, “Чебурашка”, “Чебурашка идет в школу”, где встречаются потребности в пище, общении, безопасности, образовании.

- Теперь я понял, какие бывают потребности. Но как все перечисленные вами потребности связаны с экономикой?

(Если не будут удовлетворены физиологические потребности, человек вообще не сможет существовать, не говоря уже о том, чтобы работать. Здоровый человек успевает работать, учиться, путешествовать и заниматься другими интересными делами. Здоровые люди живут дольше, работают лучше. Образование помогает людям правильно пользоваться оборудованием, инструментами, творчески относиться к делу, повышать результаты своего труда. Люди, выполняющие общую работу, не многого добьются, если у них будут отсутствовать взаимопонимание и уважение друг к другу. Они все переругаются и развалят любое дело. А экономика их за это здорово накажет.)

III. Изучение нового.

- Если удовлетворены потребности в еде и одежде, здоровье и безопасности, образовании, общении, уважении, существуют ли у человека какие-то еще потребности? (Мнения детей.)

Как правило, первоклассникам трудно ответить на этот вопрос сразу.

Игра “ Что я люблю делать…”

Дети встают в круг. Чебурашка говорит о том, что он любит делать. Если кому-то из играющих тоже нравится это дело, он делает шаг вперед и говорит: “Я тоже”.

- Я люблю вместе с Геной мастерить скворечники.

Далее каждый желающий может выступить в качестве водящего.

- Сейчас вы называли то, что вы любите делать. Значит, эти дела вам интересны? (Да.)

- Другими словами можно сказать, что это ваши интересы.

- Одинаковые ли у вас интересы?

- Может ли быть у одного человека несколько интересов?

Работа в тетради

1) Стр. 21 задание 2.

- Рассмотрите рисунки. Подумайте, какой интерес позволяет удовлетворить нарисованный предмет.

Вывод: интересы у людей могут быть самые разнообразные. Каждый человек стремится выразить свои интересы: художники выставляют свои картины на выставках, модельеры демонстрируют свои достижения на показе мод, музыканты выступают с концертами, архитекторы, строители, конструкторы и представители других профессий участвуют в различных конкурсах. Следовательно, у всех людей есть потребность в проявлении своих интересов.

2) Стр. 20, задание1.

Для выяснения того, какие предметы помогут выразить интересы первоклассников и их друзей, следует выполнить задание 1 на с. 20: отметить буквой “Я” рисунки, на которых изображены предметы, помогающие выразить личные интересы, буквой “Д”— предметы, помогающие лучшему другу проявить его интересы.

- Представьте следующую ситуацию. Все ваши потребности удовлетворены полностью. Вы сыты, одеты, ходите в школу, и вас уважают одноклассники и учителя. Но при этом вам запретили гулять с друзьями, читать любимые книжки, смотреть телевизор, пользоваться компьютером, собирать марки, ходить в различные кружки, спортивные секции и вообще заниматься любимыми делами. Как вы будете чувствовать себя? (Мнения детей.)

Вывод: у каждого человека есть потребность в проявлении своих личных интересов: кто-то в свободное время коллекционирует марки, кто-то плетет макраме, кто-то занимается спортом, кто-то - музыкой, кто-то любит читать, а кто-то — гулять по лесу. Все люди разные, и интересы у них разные, но у всех людей есть общая потребность — в проявлении своих интересов.

- Я понял, что у человека есть разные потребности, в том числе и в проявлении интересов. Но я никак не могу понять, как потребность в проявлении интересов связана с экономикой? А вы, ребята, поняли? (Мнения детей.)

В случае затруднения учитель оказывает помощь, задавая вопросы:

Кем в будущем может стать ребенок, если у него есть следующие интересы:

- занимается в секции футбола (футболистом);

- занимается в музыкальной школе (музыкантом);

- любит придумывать и записывать различные истории (писателем);

- любит животных, заботится о них, лечит (ветеринаром);

- придумывает и шьет одежду для своих кукол (модельером, швеей);

- готовит разные блюда (поваром).

- При каком условии человек может стать тем, кем он хочет: поваром, музыкантов, летчиком и т.д.? (Если дело действительно ему очень нравится, если он стремится к своей цели, если он старается.)

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое интерес?

- Может ли быть у человека несколько интересов?

- Одинаковы ли интересы у людей?

- Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за то, что рассказали мне, что такое экономика, потребности, какие бывают потребности и как они связаны с экономикой. Я обязательно обо всем расскажу в своей сказочной школе.

Цель: закрепить сформированные представления о потребностях; подвести детей к пониманию иерархии потребностей ;

Формировать : регулятивные УУД (целеполагание, ,прогнозирование, контроль и оценку своих действий)

познавательые УУД общеучебные (отвечать на простые вопросы, определять круг своего незнания)

логические (сравнивать предметы, находить общее и различие, группировать предметы на основе существенных признаков, через рассуждения, доказательства решать проблемы поискового характера)

коммуникативные УУД ( слушать и принимать речь других детей, участвовать в работе группы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения)

личностные УУД (формирование интереса к учению, уважительного отношения к труду окружающих людей, его результатам)

Определение темы и цели занятия.

Учитель: (слайд 1) Ребята, Буратино хотел вам объявить тему занятия, но рассыпал все слоги. Помогите ему прочитать название темы нашего занятия.

Дети: Потребности (Слайд 2)

Учитель: Как вы думаете , о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: О потребностях.

Учитель: Это будет занятие открытия новых знаний, или занятие на котором мы будем повторять изученный материал?

Дети: повторять полученные знания

Учитель: Итак, цель нашего занятия повторение знаний о потребностях. Какие вопросы мы должны повторить?

Дети: Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

От чего зависят потребности?

(открываются на доске)

Посмотрите на свои листочки, прочитайте вопросы и поставьте ! , если вы знаете ответ на этот вопрос,

?, если не знаете ответ, но хотите узнать.

У кого есть вопросы? Это и будет вашей личной задачей урока для каждого из вас.

Учитель: А сейчас представьте такую ситуацию…Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Возможна ли такая ситуация? (нет) Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Учитель обобщает ответы ребят : Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. Так что же такое ПОТРЕБНОСТИ?

Дети: Потребности - это все то, что человек хочет иметь в жизни. (слайд)

Учитель: - 1 вопрос: Какие существуют потребности?

Чтобы вы могли ответить на этот вопрос, я зачитаю стихотворный отрывок, а вы скажете о какой потребности идет речь. (В процессе работы на экране открываются слайды с названиями потребностей.)

1.Ест на завтрак яйца всмятку,

Пять картофельных котлет,

Два стакана простокваши

И тарелку манной каши –

Каша тоже не во вред!

(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.)

Дети: Потребность в пище (физиологическая потребность)

2. Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Скажет папа: - Дверь открыта!

Притвори ее, герой! –

Я ему в ответ сердито

Отвечаю: - Сам закрой!

(С. Михалков. Лапуся.)

Дети: Потребность в общении и уважении.

3 . Вот уже стоит Егорка

У доски с мелком в руке,

Вот и первая пятерка

У Егорки в дневнике…

(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.)

Дети: Потребность в образовании

4. Любят дети в нашем классе

Петь, плясать и рисовать!

А еще призеры в спорте

Никому нас не догнать!

Дети: Потребность в проявлении интересов.

Часовой в лесу не спит.

Над ним зарницы,

Он глядит на облака:

Над его ружьем границу

(С. Михалков. Светлана.)

Дети: потребность в безопасности.

Учитель: молодцы, а сейчас вы должны вспомнить, что обозначает каждая из потребностей и выполнить задания. От каждой группы подходит капитан и выбирает карточку с названием потребности.

1 физиологические: Что относится к физиологическим потребностям?

Дети: еда, вода, воздух, солнце, тепло, сон, дом.

Задание: Перечислите, какие предметы не являются необходимыми в хозяйстве любого человека?

Дети: Лак для ногтей, цепочка, кассовый аппарат.

Какие потребности удовлетворяют остальные предметы?(Фрукты -потребность в пище, кастрюля –потребность в пище, диван-потребность в отдыхе, спички -в тепле, в приготовлении пищи)Что еще относится к физиологическим потребностям? (тепло, воздух, вода-это все то без чего человек не может жить)

2 Потребность в проявлении интересов : Что такое интересы? Какие бывают интересы ? Назовите свои интересы.

Все люди разные, и интересы у них разные, но у всех людей есть общая потребность — в проявлении своих интересов.

Задание: Какой общий интерес объединяет героев мультфильма?

Дети: это бременские музыканты , их объединяет интерес к игре на музыкальных инструментах.

Папе подарили….(дети называют , например, бритву.Все показывают, как папа бреется)

Маме подарили…(например, расческу)

Сыну подарили….(например, велосипед)

Дочке подарили…(куклу, которая крутит головой и моргает глазами)

Показывают все одновременно.

3. Потребность в безопасности и сохранении здоровья

– Дети, как вы считаете, у всех ли людей есть потребность в безопасности и сохранении здоровья? Все ли люди хотят быт здоровыми?

– Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Кто помогает людям в сложных ситуациях?

Дети: Это пожарная помощь, милиция и скорая помощь.

Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. 01 – пожарная помощь (служба спасения), 02 – милиция, 03 – скорая помощь.

Дети :швея , она должна шить одежду людям , а не обеспечивать им безопасность и сохранение здоровья.

4. Потребность в образовании Как вы понимаете, что такое потребность в образовании?

Каждый человек учится чему- нибудь

Учитель . Скажите, зачем каждый из вас пришел в школу?

Дети. – Хочу получить знания, чтобы стать ученым (коммерсантом, летчиком, банкиром, парикмахером).
– Все ходят в школу .

- Чтобы много знать.
– Чтобы уметь писать, считать, рисовать, танцевать.
– Чтобы быть умным.
– Чтобы получить потом хорошую работу и зарабатывать много денег.

Задание: Что из перечисленного является лишним?

Дети: театр, здесь не получают образование.

5. Потребность в общении и уважении.

Как вы объясните, что это за потребность? Докажите, что у вас есть потребность в общении.

Дети: мы общаемся с родителями, друзьями одноклассниками…

Может ли человек находиться долгое время без общения?

Дети: человек не может долгое время находиться без общения. Мы все хотим иметь друзей, …

А когда вы будете иметь друзей?

Дети: Если человек умеет общаться, добрый,….знает вежливые слова…

Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь (здравствуйте)

И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания) .

(на слайде открылись все названия потребностей)

Учитель: Мы вспомнили все потребности, а сейчас наш следующий вопрос: От чего зависят потребности?

Учитель: Найдите пары предметов и попробуйте объяснить, от чего зависят потребности?

(у детей карточки с изображениями :погремушка, ножницы, кукла, робот, велосипед, лыжи, трость, парикахер)

Погремушка-трость Вывод, что потребности зависят от возраста.

Кукла-машинка - от пола

Лыжи –велосипед --от времени года

Парикмахер- ножницы -от вида занятий

Учитель: От чего зависят потребности?

Дети: потребности зависят от возраста, пола, времени года, места, вида занятий .

Учитель: А потребности являются постоянными или они меняются?

Дети: они растут, меняются, на смену одним приходят другие.

Учитель: Остался последний вопрос, на который мы должны ответить:

Учитель: Перед вами полоски, на которых написаны названия потребностей, вы должны расположить их в таком порядке, чтобы самая первая была наиболее важная для всех людей группа потребностей без которых никто не сможет прожить , затем подумайте, какие потребности являются важными для каждого человека, а самая последняя будет такая потребность, которая появится только после удовлетворения всех предыдущих.

Учитель: -Где возникло затруднение?

Проверим,( дети называют, появляется на экране часть пирамиды.)

Потребность в проявлении интересов.

Потребность в образовании.

Потребность в общении и уважении.

Потребность в безопасности и сохранении здоровья.

Учитель: Чтобы проверить насколько вы правильно выполнили задание , я предлагаю перевернуть ваши полоски. Если у вас получился такой же треугольник как у меня, значит вы правильно составили пирамиду потребностей. Какая группа ошиблась, с чем была связана ошибка?

Закрепление. Индивидуальная работа.

Учитель: Учитель: я предлагаю поиграть в буквы.

Я зачитываю вопрос, вы на листочке обозначаете с помощью первой буквы о какой потребности идет речь:

1 Какая потребность не была сформирована у колобка? Безопасность

2.О какой потребности говорится в пословице: Век живи, век учись? Образование

3. Какая потребность самая главная у кота Леопольда? Уважение

6. “ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” Безопасность и сохранение здоровья

Самопроверка: Б, О, У, Ф, И., Б.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель: Что было целью нашего занятия ?

Дети:Повторение знаний о потребностях.

Учитель: Давайте вернемся к вашим листочкам.Смогли вы получить ответы на свои вопросы?

-, если не узнали ответ,

- Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответ?

- Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета. Кто считает, что он хорошо работал на занятии?

- Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.

- Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.

- Какое задание на уроке вам понравилось, и вы его хотели бы повторить снова ?

Цель: Формирование представлений о нуждах человека.

-Знакомить ребенка с ежедневными потребностями человека

- Стимулировать использование речевых и жестовых форм взаимодействия для установления контактов

-Учить узнавать и использовать атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка)

Учить умению обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки, заботиться о себе (надевать одежду)

Ход урока

Прозвенел и смолк звонок

Мы за парты дружно сели

На меня все посмотрели.

Покажите пожалуйста, как должны сидеть ученики?

Ребята, на улице наступила зима. Это значит нужно теплее одеваться. Что бы нам не было холодно, давайте скорее потрем руки, уши.

Готовы встречать гостя?

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут кукла Маша! Мне все говорят, что я очень похожа на людей. Это так! Помогите мне разобраться.

Учитель вместе с детьми выделяет ее характерные особенности.

Я пришла рассказать вам о нуждах человека, т. е. о тех потребностях, в которых человек нуждается каждый день.

Посмотрите на человека на доске. Снизу указаны ежедневные потребности человека.

Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

Все ребята кушают дома, а когда приходят в школу, то еще и в столовой. Сегодня повар будет готовить капусту для нас. Поможем ему? Покажем как ее нужно готовить

Мы капусту режем, рубим, мнем, солим, трем.

2. Сейчас проверим, знаете ли вы как правильно принимать пищу. Возьмем тарелочки, и ложечки и покормим Машу. Представим, что на тарелочке приготовленная нами капуста.

3. Выполним задание, связанное с едой. (тесты д. детей 2 часть стр. 4) Попробуем показать те овощи, которые я назову на картинке и найти их в нижней части листа.

Ваня перекладывает овощи из одной корзины в другую

Закончили выполнять задание, похлопали в ладоши.

Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

1. Давайте напоим куклу. Из чего нужно пить? (предлагаю тарелку или стакан игрушечный на выбор)

2. Покажем, как мы сами пьем. (Дети наливают немного воды в пластик. стакан из бутылки, пьют)

Ребята, а вы знали, что движенье – это жизнь!

Ну что то мы засиделись. Давайте немного разомнемся под музыку.

ФМ (Движенье жизнь)

Человек не может прожить без воздуха.

1. Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха. (Зажимают нос)

2. Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание.

Уже выпал первый снег. И к нам в класс залетели три снежинки. Давайте на них сильно сильно подуем, что бы они привели нас к нашим рабочим местам.

На снегу блестят снежинки.

Это очень весело!

Мы спросили их тихонько:

А они молчат, кружатся,

Но на землю не ложатся…

У человека есть потребность в одежде

Предм. картинка человек зимой катается.

Наступила зима, на улице очень холодно, это значит, что нужно одеваться теплее, что бы не замерзнуть.

Давайте оденем Лизу так, что бы она смогла пойти гулять на улицу. Перед вами девочка Лиза.

Ване даю куклу. Он надевает шапку, шарф

Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.

2. Построим дом из кубиков

3. (тесты д. детей 2 часть стр. 8) Найти такой же домик, как и в рамке.

Сегодня мы узнали, что такое нужды человека и какими они бывают. Посмотрим на доску и повторим.

Человек нуждается в еде, воде, воздухе, одежде, доме.

Рефлексия: Кидаю кубик, а ребенок забирает себе картинку с изображением еды, воды, воздуха, дома, одежды и прикрепляет к доске.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека; показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности; обсудить проблему духовного мира человека; выделить характерные черты мыслительного и чувственного процессов.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы и дополнительный текст и вопросы; приобрести умения и навыки анализа проблемы, проведение дискуссии и участия в эвристической беседе; работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: различать виды потребностей; классифицировать в соответствии с собственными ошибками; применять полученные знания, умения;

Метапредметные1) коммуникативные: планировать учебное сотрудничество достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

Организационный момент

Мотивационно – целевой этап

Вопрос к классу

- Как вы поняли смысл этого рассказа?

Повторим то, о чем говорили на прошлых уроках.

Тестовые задания

Отличия человеческой деятельности от поведения животных:

Взаимодействие с окружающим миром;

Приспособление к окружающей среде;

Наличие продуманной цели;

Потребностям организма человека;

Способам получения заработка.

Не планирует свою деятельность;

Не анализирует результат деятельности;

Неверно подбирает средства для достижения цели;

Неверно ставит цели.

Являются деятельностью следующие действия:

Девочка занимается спортивной гимнастикой;

Пчелы делают мед;

Бабушка выжжет носки;

Дети играют в футбол во дворе;

Бобры строят плотину;

Малыш собирает пирамидку;

Постовой регулирует уличное движение;

Мальчик играет в компьютерную игру.

Проблемные задания

Игра и труд являются видами человеческой деятельность. Сравните трудовую и игровую деятельность. Запишите в таблицу одну общую черту и три различия:

Можно ли считать компьютерные игры видом деятельности? Какова цель игры в компьютер, ее средства, результаты?

Как вы думаете, почему многие ученые считают общение важным видом деятельности? Обоснуйте свою точку зрения.

- Предположите, о чем мы будем говорить.

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

План урока

Какие бывают потребности.

Проблемный вопрос урока

- Почему человек должен стремиться обогатить свой внутренний мир?

III. Введение в новый материал

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Ответ детей: так не бывает, человек всегда что-то делает и т.д

Ситуация фантастическая, потому что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. Именно они составляют основу его действий и поступков. Что такое человеческие потребности? Поговорим об этом на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

Какие бывают потребности

Человеку постоянно чего – то не хватает, т. е. люди испытывают постоянно потребности в чем – то. Потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Вопрос к классу

- Как вы думаете, отчего у человека появляются потребности?

(Во время ответа на вопрос на доске составляется схема.)

Человеческие потребности

Состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования


С остояние нужды вызывает

Психологическое чувство неудовлетворенности

Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состоянии равновесия, комфорта

- Вспомните и назовите потребности современного человека в чем – либо, о которых в прежние времена никто и мечтать не мог (например, потребности в мобильном телефоне, компьютере, авиаперелетах и т. д.).

- Как вы думаете, будет ли человек удовлетворен теми достижениями, которые у него имеются?

Мы, выяснили, что меняется мир, меняются и потребности людей. Потребности заставляют человека действовать.

Предположим, вы узнали о новой модной компьютерной игре. Что вы предпримите, чтобы стать ее участником ?

- А какие потребности есть у вас?

(Ученики отвечают на вопрос, учитель записывает их ответы на доске.)

Этот небольшой опыт убедил нас в том, что потребностей у человека огромное количество. Но обществоведы пришли к выводу, что их необходимо классифицировать, т. е. распределить по группам.

Задание: работая с текстом п. 1 §4 учебника, выделите эти группы, назовите и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу.

Виды потребностей

Потребности

Характеристика

Самыми базовыми, самыми мощными обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде укрытии (жилище), защите от неблагоприятных воздействий климата, отдыхе и сне, кислороде и т. д.

Свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет дружбы, привязанности и общения, любви и заботы, помощи близких, принадлежности к сообществу и участия в организациях и т.д.

Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

Потребности в познании мира, получение знаний и умений, достижении гармонии и красоты. Это стремление выразить творческую активность, т. е. самореализоваться.

Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека

(Проверка выполнения задания.)

Творческое задание. Предлагаю сыграть в игру, которая поможет нам понять, насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.

Рабочий материал

Я лежу, болею,

Сам себя жалею!

(Потребность в медицинской помощи – социальные потребности.)

В коридоре, в классе ли

Всюду стены красили,

Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел.

(материальные потребности.)

Вот уже стоит Егорка

У доски с мелом в руке,

Вот и первая пятерка

У Егорки в дневнике.

(духовные потребности.)

Муха, Муха – цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла.

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

К. Чуковский

(материальные потребности.)

Ест на завтрак яйца всмятку,

Пять картофельных котлет,

Два стакана простокваши

И тарелку манной каши –

Каша тоже не во вред!

(биологические (материальные) потребности.)

Часовой в лесу не спит.

Над ним зарницы,

Он глядит на облака:

Над его ружьем границу

Переходят облака.

( социальные потребности.)

Сделать хотел грозу,

А получил козу,

Розовую козу

С желтой полосой.

( духовные потребности.)

(Проверка выполнения задания.)

(Проверка выполнения задания.)

Задание: внимательно рассмотрите предложную схему и прокомментируйте ее.

Общество порождает определенные потребности человека




Потребности человека оказывают влияние на развитие самого общества

(Проверка выполнения задания.)

У всесторонне развитого человека представлены все потребности. На основе потребностей возникают интересы. Когда у человека есть интересы, он испытывает полноту и счастье жизни. Известный физиолог И. П. Павлов рассматривал интерес как побудительную причину к действию, так как интерес активизирует состояние коры головного мозга.

Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Даже действия, на первый взгляд не приносящие никакой пользы человеку, на самом деле имеют причины. Например, милостыня для того, кто ее дает, является удовлетворением его высших духовных потребностей в помощи и сострадании. Человек без потребностей мертв.

(Проверка выполнения задания.)

Многие из вас расположили духовные потребности на верхнем этаже, объясняя это тем, что путь к ним долгий и трудный. В наши дни многие люди материальные интересы ставят выше духовных. Но правильно ли это?

- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Самое главное

Жил – был человек, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?

Думал человек: знай я ответ на три вопроса – весь мир покорю, самым богатым стану, все, что ни пожелаю, свершу, и станет народ за великого меня почитать.

Многих людей опросил этот человек, беседовал с целым сонмом ученых мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли до человека слухи, что живет в отдалении некий отшельник и славен он мудростью во многих землях. Пошел человек отшельника разыскивать. Идет он чащобою лесною и видит: стоит ветхая лачужка, а подле нее старичок землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает. Подошел человек и поклонился старцу.

- Приехал я к тебе, чтобы ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самый главный человек? Какое самое главное дело?

Выслушал его старый отшельник и, ничего не сказав в ответ, вернулся к своему занятию.

- Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, - предложил человек. Взял у отшельника мотыгу и принялся работать.

Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтобы мотыгу вернул. Обиделся человек, но виду не подал. Пришел к мудрому старику на следующий день. Смотрит – тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил.

- Мудрый отшельник, - взмолился человек, - неужели так и не ответишь на мои вопросы?

-Полно тебе, - молвил тот, - ты на них уже сам ответил.

- Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь, поэтому самая главная пора та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек – я, а твоя помощь – самое главное дело.

Мало – помалу человек уразумел смысл слов отшельника.

- Помни же, - сказал старец ему на прощание, - самая главная пора – сегодня, самый главный человек – тот, кто рядом в эту пору. А самое главное дело – вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены. Только духовное богатство делает человека поистине великим.

Вопросы к классу

- О чем эта притча? Почему она так называется?

- О чем вы узнали из этого отрывка?

(Проверка выполнения задания.)

V. Рефлексия

VI. Подведение итогов уроков

Проверим себя и выполним несколько заданий.

- С чем вы согласны и почему?

- С чем вы не согласны и почему?

- Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи.

- Перечислите, какие потребности не возникли.

- Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?

(Проверка выполнения задания.)

Учитель подводит итоги работы на уроках, используя ответы учеников на задания.

Домашнее задание

Прочитайте § 4 учебника.

Выполните задание на выбор в рабочей тетради к § 4 учебника (задание 5, 6 или 8).


Во время урока учащиеся узнают о том, что такое потребности, и о том, что ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда, поскольку потребности возникают снова и снова, развиваются, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для собственного удовлетворения, и, в конечном счёте, тоже развиваться.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Потребности человека"

Давайте представим себе, что живёт на свете человек, назовём его Сашей. У него всё есть, его всё устраивает, и он ни о чём не мечтает и ни к чему не стремится. Он просто живёт в своё удовольствие и ничего не делает.

Не кажется ли вам, что наш Саша слишком уж фантастический персонаж?

И действительно, ситуация фантастическая хотя бы потому, что человеку всё время чего-то хочется и он не может сидеть на месте, пока не удовлетворит свои потребности.

Не верите? Тогда вот вам пример: сегодня в интернете можно найти очень много обзоров на различные фильмы. Представьте себе, что, посмотрев один из них, вы захотели увидеть это кино. Но что вы будете делать?

Вы можете пойти в кинотеатр на премьеру, купить диск с фильмом или попросить его у друзей, да и просто посмотреть понравившееся вам кино онлайн в интернете. В любом случае вы не будете сидеть на месте, а предпримите определённые действия для удовлетворения возникшей потребности в просмотре фильма.

То есть потребность – это нехватка чего-либо, нужда в чём-либо.

Именно потребности человека служат мотивом к началу любой деятельности. Например, если вы хотите пить, то как минимум вам нужно открыть кран и налить стакан воды, максимум – выкопать колодец. В любом случае выбор решения этой задачи остаётся за вами.

Обычно принято выделять следующие виды потребностей: биологические, социальные и духовные.


Биологические потребности человека также называют естественными, врождёнными, физиологическими, органическими или природными.

Прежде всего это потребности в нормальных условиях существования, необходимых для жизни человека и продолжения его рода. Неудовлетворение таких потребностей может привести к довольно печальным последствиям, в том числе и к смерти человека.


К числу биологических потребностей относят потребность в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, тепле и так далее.


Примером реализации биологических потребностей могут послужить стихи детского поэта Сергея Михалкова:

Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!

Удовлетворению любых биологических потребностей служит деятельность человека, которая направлена на создание материальных благ и благоустройство быта.

Прежде всего они отличаются тем, что человек может самостоятельно производить то, что ему необходимо. Например, выращивать пищу, чтобы не голодать, или шить тёплую одежду, чтобы не мёрзнуть. Согласитесь, что наши братья меньшие всего этого не умеют и довольствуются дарами природы.

Реализация социальных потребностей связана с жизнью человека в обществе. К ним принято относить потребности во взаимоотношениях с другими людьми, в социальной активности, признание в обществе, самоутверждение, потребность в труде и так далее.

Смысл духовных потребностей в том, что человеку необходимо познавать окружающий мир и осознавать своё место в нём. То есть духовные потребности направлены на самосовершенствование человека. Уверен, вы не раз задумывались над тем, для чего вы существуете в этом мире, для чего пришли в него, какова ваша цель, чего вы хотите добиться в этом мире. То есть духовные потребности направлены на самосовершенствование человека.

Например, древнегреческий философ Фалес Милетский всегда говорил о том, что человеку нужно самосовершенствоваться, познавать окружающий мир, что ему нужны мудрость, а не деньги. Жители Милета смеялись над ним, говоря о том, что нельзя поучать людей, живя в такой бедности. Тогда философ одолжил денег и скупил все мас­лобойни в городе.

По его прогнозу должен был быть не­обычайно большой урожай маслин, а именно из этих плодов древние греки делали масло.

Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние.

Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом, то есть реализованными духовными потребностями, мог бы стать бо­гатейшим человеком не только Милета, но и всей Греции.

Кстати, некоторые учёные выделяют ещё один вид потребностей. Это так называемые ложные потребности. Это искусственные потребности, которые оказывают негативное влияние на человека. К ложным потребностям, как правило, относят различные вредные привычки: курение, алкоголизм, зависимость от интернета или компьютерных игр.

Ложные потребности усваиваются людьми очень быстро, а вот избавиться от них, как правило, нелегко.

Согласно идее этого американского социолога, нижний уровень пирамиды составляют физиологические потребности, затем идёт потребность в безопасности, выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самореализации.

Самореализация человека – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.


Хотя сами люди далеко не всегда осознают это. Маслоу отмечал, что в США в середине шестидесятых годов потребность в самореализации удовлетворяли около 10 % людей.

Группы потребностей человека не отделены друг от друга. Так если, например, человек голоден, то вполне вероятно он будет думать о поиске пищи, а не о признании обществом или самореализации. Но и в большинстве случаев он не станет удовлетворять голод чем попало.

Например, мусульманин, как бы он не был голоден, не станет есть свинину, а индуист – говядину, потому что это противоречит их религиозным взглядам.

Кстати, по мнению учёных, в момент самореализации и творческого подъёма голод может на время оставаться неудовлетворённым.

Любые потребности человека индивидуальны.

И потребности, и способ их удовлетворения зависят от условий, в которых живут люди, и изменяются со временем.

Внимательно посмотрите на предметы, которые вас окружают. Мобильный телефон, телевизор, компьютер, планшет ну и так далее. Все те предметы, которые удовлетворяют потребности современного человека. Всё это когда-то было в диковинку, а заяви вы, например, в средние века о том, что люди могут общаться друг с другом, находясь в тысячах километрах друг от друга и писать друг другу письма, не используя бумаги, в лучшем случае вас посчитали бы сумасшедшим.

Ещё в начале двадцатого века такое привычное нам электричество было доступно не в каждом доме. И дело даже не в цене на эту услугу, а в том, что у большинства людей не было необходимости им пользоваться, ведь не было такого большого количества электроприборов, а проблему освещения прекрасно решали более дешёвые свечи. То есть у человека попросту отсутствовала потребность в использовании электроэнергии.

Но постепенно, с развитием технической мысли, электроприборы, различные транспортные средства, поезда и самолёты, компьютеры и мобильные телефоны захватили мир. Так как человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему более необходимыми.

Потребности возникают снова и снова, развиваются, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для самоудовлетворения, и, в конечном счёте, тоже развиваться.

Читайте также: