Потребности человека экономика конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

Методическая разработка

Разработала: преподаватель экономики высшей категории

Шастина Александра Даниловна

Цель урока: Изучение понятий потребностей, основных видов.

Обучающие: Рассмотреть спектр потребностей человека, определение вида.

Развивающие: Развитие словесно-логического мышления, активизация понятий, связанных с темой, умения анализировать, обобщать материал.

Воспитательные: Показать связь учебного материала с жизнью. Формирование познавательной потребности интересы, умение сотрудничества и коммуникабельности.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая, парная, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, информационно-поисковый, репродуктивный, словесно-наглядный.

3.Изложение нового учебного материала.

Предполагаемый результат: развитие ключевых компетентностей: предметная, информационная.

На основании данного урока будут достигнуты цели:

- экономический образ мышления;

- потребность в получении новых экономических знаний;

- овладение умения получать и оценивать экономическую информацию;

-анализировать, систематизировать полученные данные;

- умение обосновывать суждения, давать определение;

Время проведения урока составляет – 45 минут.

Данный урок легко запоминается и хорошо используется при изучении других тем.

Данный урок связан с другими учебными темами.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : комбинированный.

Цель урока: Изучение экономических понятий потребностей человека, основных видов.

Задачи урока:

Обучающие : Рассмотреть спектр потребностей человека, определение вида.

Развивающие: Развитие словесно-логического мышления, активизация понятий, связанных с темой, умения анализировать, обобщать материал.

Воспитательные: Показать связь учебного материала с жизнью. Формирование познавательной потребности интересы, умение сотрудничества и коммуникабильности.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая, парная, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, информационно-поисковый, репродуктивный, словесно-наглядный.

Средства обучения: учебник по экономике, доска, компьютер преподавателя, раздаточный материал. ( Рисунки 1-2 .Пирамида потребностей по Маслоу)

Оформление доски: дата, тема урока, рисунок 1-2 Пирамида потребностей по Маслоу.

3.Изложение нового учебного материала.

1.Организационный момент. Создание хорошего микроклимата в группе.

Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.

3.Изложение нового материала:

Экономические потребности:

Первичные – удовлетворяют жизненно важные потребности человека.

Например: вода, еда, одежда.

Вторичные – удовлетворяют все остальное.

Например: яхта, путешествие, драгоценности.

Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности.

Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении.

Человек, как правило, осознает свои потребности, понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т.д. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его души, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потребности наружу. Если какие-то потребности не удовлетворены, то этот недостаток (неудовлетворенность желаний) становится побудительным мотивом активности, направленной на изыскание возможностей достичь поставленной цели.

Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.

1. По субъектам (носителям потребностей):

а) удовлетворяемые индивидуально (лично);

б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом).

Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. удовлетворяются коллективно.

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;

б) духовные потребности;

в) этические потребности (относящиеся к нравственности);

г) эстетические потребности (касающиеся искусства)

3. По степени удовлетворения потребностей:

а) конечные потребности;

б) промежуточные потребности.


Пирамида потребностей по Маслоу

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/3/7a826645c4.jpg

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Физиологические (голод, жажда, воспроизводство рода . );

Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха. );

Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченно.

Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:

Духовные потребности - это познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Потребности в уважении со стороны других, в самоуважении. В общественном признании и высокой оценке достижений человека.

Социальные потребности - необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность.

Экзистенциальные - обеспечение безопасности и комфорта существования человека, постоянство условий и качества жизни.

Физиологические (они же биологические и органические), удовлетворение потребности в пище, одежде, сне, голод, жажда, половое влечение и т. д.

Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

Преподаватель: Предлагаю Вам выполнить самостоятельную работу.

Прошу Вас проверить ваши знания и сверить конспект, рисунок 1с рисунком 2.

Проходной балл 2014 духовные потребности человека примеры Поступаем вместе!

??

4. Закрепление нового материала: Совместная деятельность обучающихся и педагога.

Преподаватель: « Потребности это осознание человеком нужд, в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Урок можно закончить словами Л. Питера:

Домашнее задание. ( Самостоятельный поиск информации по теме «Экономические блага).



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Потребности и ресурсы"

В одном из задачников по экономике авторы предложили школьникам решить такую задачу: «Исследовав свою бороду, старик Хоттабыч обнаружил, что волоски, которые он вырывает для исполнения своих желаний, тут же отрастают заново

Позже мы с вами ответим на этот вопрос. Но прежде давайте разберёмся, что такое экономика.

Экономикой называют сферу общественной жизни, которая связана с производством, обменом и потреблением благ, необходимых человеку и обществу для жизни.

Часто под экономикой понимают народное хозяйство той или иной страны, региона. Мы можем говорить, например, об экономике России, США, Японии или, скажем, Западной Европы.

Какие же потребности есть у людей, и какими ресурсами они располагают?

Потребности и ресурсы

Потребность – это нужда человека в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни. Потребности бывают разные: материальные, духовные, социальные. Вы уже, вероятно, слышали об американском психологе Абрахаме Маслоу, который составил так называемую пирамиду потребностей. Он считал, что их можно разделить на пять основных категорий:

· физиологические потребности: голод, жажда, стремление к продлению рода;

· потребность в безопасности: комфорт, защищённость, свобода от страха и неудач;

· социальные потребности: общение, привязанность, совместная деятельность, забота о других и внимание к себе;

· потребности в признании со стороны других, уважении к себе и самоуважении;

· потребности в самовыражении и самореализации.

Пирамида потребностей


Потребности людей зависят от тех условий, в которых они живут. Вряд ли жители жарких тропиков испытывают такую же острую нужду в шубах и тёплых сапогах, как россияне, живущие за Полярным кругом. Потребности меняются и со временем. У ваших бабушек и дедушек, например, когда они были в вашем возрасте, не было потребности в телефонном аппарате, который поддерживает две сим-карты, технологию GPRS/WAP и звонки на Скайп. Наверное, они даже и представить не могли, что когда-нибудь такие потребности в принципе возникнут.


В принципе, в росте потребностей нет ничего плохого. Если бы этого роста не было, общество бы не развивалось, застыло на одном уровне. Следом за возникновением новых потребностей начинают появляться идеи, как их удовлетворить.

Проблемы связаны с тем, что для удовлетворения растущих потребностей надо использовать больше ресурсов.

Ресурсы – это всё то, что необходимо для производства жизненных благ.

Виды ресурсов


· Труд – способность человека производить те или иные жизненные блага.

· Земля – природные ресурсы: почва, вода, воздух, леса, полезные ископаемые.

· Капитал – средства, которые используются для производства какой-либо продукции: техника и оборудование, электро- и газопроводы, или деньги, на которые всё это можно купить.

Иногда добавляют ещё 2 вида ресурсов:

· предпринимательство – организаторские способности людей, необходимые для управления производством;


· информация – знания, накопленные человечеством; в последнее время особую роль в производстве играет научная информация.


Ограниченность ресурсов и экономический выбор

Все виды ресурсов не бесконечны. Общество всегда сталкивается с проблемой их ограниченности. И ему всегда приходится делать выбор, каким образом их выгоднее всего использовать, какие потребности стоит удовлетворить в первую очередь.

Например, на одном и том же участке земли можно вырастить фруктовый сад, или заняться земледелием, или использовать эту землю как пастбище для скота. А можно построить дом или, скажем, базу отдыха. Но нельзя всем этим заниматься одновременно на одном участке.

Когда дома вы планируете расходы вашего бюджета, вы понимаете, что на конкретную сумму денег можно приобрести одну конкретную вещь. Ну, или две конкретные вещи подешевле, вместо первой.

То же самое происходит, когда вы решаете, как потратить такой драгоценный ресурс, как ваши время и силы. Учиться на инженера или врача, а может быть стать строителем? Потратить свободное время на лыжную прогулку, поход с друзьями на премьеру фильма или поиграть в компьютерные игры? Как иногда бывает обидно, что нельзя раздвоиться и успеть повсюду.

Свободные и экономические блага

Ресурсы необходимы для производства жизненных благ. Под этим термином экономисты понимают средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности. Жизненные блага человек может получить от природы или произвести сам.

Длительный период человеческой истории был связан с присваивающим хозяйством, когда человек брал у природы в готовом виде то, что помогало ему выжить. Или почти в готовом. Добытое на охоте мясо люди, в отличие от животных, могли поджарить на костре. И копья, с помощью которых они добывали, например, мамонта, в готовом виде тоже в природе не встречаются.

Но после неолитической революции, с переходом к производящему хозяйству, доля потребляемых природных благ стала сокращаться. Люди производили всё больше продуктов, которых в готовом виде не существует. Разумеется, это не означает, что значимость природных ресурсов для человека уменьшилась. Всё, что мы используем, в конечном счёте, изготавливается из сырья, получаемого нами от природы.

Свободные и экономические блага


Те блага, которые имеются в ограниченном количестве, для производства которых необходимы ресурсы, называют экономическими. Их можно разделить на предметы потребления – то, что люди используют для удовлетворения личных потребностей – пища, одежда, жильё, предметы быта, те же мобильные телефон; и средства производства – то, что используется для производства других благ – сырьё, техника и оборудование, транспорт, здания заводов, фабрик.

Альтернативная стоимость (цена выбора)

Поскольку мы вместе со своими растущими потребностями живём в мире ограниченных возможностей, нам нужно научиться делать рациональный, то есть разумный, осознанный, выбор. Что он был правильным, необходимо сравнить наши возможные приобретения с нашими возможными потерями. Например, ваши родители предложили в качестве подарка на ваш день рождения планшет, велосипед или модный костюм.


Конечно, хотелось бы и то, и другое, и третье. Но нужно выбрать что-то одно. Планшет даст вам возможность погружаться в виртуальный мир в любое свободное время, где бы вы ни находились, но тогда придется отказаться от возможности щегольнуть в новом костюме на дискотеке или, может быть, перед той самой девочкой. Также придется отложить мечту стать в своим в компании велобайкеров. Вы выберете то, что для вас наиболее важно в данный момент, выстроите так сказать иерархию ценностей. Допустим, байк – это самое желанное, планшет – на втором месте, ну а модный костюм – на последнем. В конце концов, не одежда красит человека. Велосипед стал тем благом, который вы получите. Но за каждый выбор приходится платить свою цену. Экономисты называют эту цену альтернативной стоимостью. В описанном нами случае ею станет планшет, как самый лучший, самый предпочтительный для вас из невыбранных вариантов.

Подведем итог.

· Экономическая наука изучает способы эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

· Потребность – это нужда человека в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни.

· Ресурсы – это всё то, что необходимо для производства жизненных благ. Основные виды ресурсов – труд, земля и капитал.

· Свободные блага – те, которыми человек может пользоваться бесплатно, которые доступны для всех.

· Экономические блага – те, для производства которых нужно нести затраты.

· Альтернативная стоимость – это лучшая из упущенных выгод. (Та выгода, которую мы могли бы получить от лучшего из невыбранных вариантов расходования ресурсов)

Мы живём в условиях ограниченных ресурсов. Поэтому, в отличие от старика Хоттабыча, чьи ресурсы неисчерпаемы, нам надо учиться делать выбор, на что именно их потратить. Хоттабыч может изучать экономику из чистой любознательности, а нам экономические знания жизненно необходимы.

Человек Да Винчи

Что такое потребности?

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека проявляются следующим образом:

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

  • Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
  • Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
  • Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

  • Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
  • Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
  • Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Научные теории о потребностях человека

Теория Абрахама Маслоу

Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:

Пирамида Маслоу

1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.

2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.

3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.

5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.

Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.

Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:

В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.

Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.

Теория ERG Альдерфера

Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):

  1. Existence (существование, жизнь).
  2. Relatedness (отношения, общение).
  3. Growth (личностный рост, развитие).

Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).

Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).

Теория Фромма

Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:

  1. Межличностные связи (любовь, дружба).
  2. Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
  3. Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
  4. Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
  5. Познание мира (духовное совершенствование).

Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда

Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

  1. Причастность. Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении.
  2. Власть. Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы.
  3. Успех. Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.

Заключение

Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.

Читайте также: