Популяция как единица эволюции 11 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: создать условия для осмысления процессов, происходящих в популяции как единице эволюционных преобразований; выявления причинно-следственных связей, выявления причин и определения последствий.

образовательные:

- сформировать знания о популяциях; изучить их свойства, структуру, демографические показатели;

- обобщить знания о процессах, происходящих в популяции как единице эволюционных преобразований ;

- отрабатывать умения решения заданий ЕГЭ

развивающие:

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;

-развитие навыков смыслового чтения и работы с учебным и источниковым текстом

-формировать информационную культуру.

воспитывающие:

-сформировать бережное отношение к окружающей среде;

-воспитание биологической грамотности

Методы обучения:

1. словесные – рассказ, объяснение.

2. наглядные – демонстрация презентации, слайд шоу.

3. проблемные – постановка проблемных вопросов

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Планируемые результаты:

-Обучающиеся должны называть параметры популяции как единицы эволюции;

-Уметь характеризовать процессы, протекающие в популяции;

-Делать выводы о популяции как единице эволюции.

Обеспечение урока:

учебник Сивоглазов В.И. Общая биология . Базов ый уровень.11кл / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т..Захарова. – М.: Дрофа, 2018.

I . Организационный этап.

II . Актуализация знаний

Цель: повторение основных понятий и закономерностей

Учитель приветствует, организует и настраивает учащихся на активную работу на уроке.

Борьба за существование

2.Опишите систематическое положение вида на примере кошки

3.Объясните с позиции Дарвинизма и СТЭ

Задание 15 ЕГЭ

Какие факторы являются движущими силами эволюции?

1) модификационная изменчивость

2) мутационный процесс

3) естественный отбор

4) приспособленность организмов к среде обитания

5) популяционные волны

6) абиотические факторы среды

Верно ли утверждение?

1.Вид — это группа особей, проживающих на одной территории и взаимодействующих друг с другом.

2. Вид состоит из совокупности популяций.

3. Сохранению генофонда вида способствуют морфологические особенности особей, сезонная изоляция, поведенческая изоляция.

4. Группа особей одного вида, проживающих на одной территории, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, образует популяцию.

5. Среди всех критериев вида самый достоверный — морфологический критерий.

6. Генетический критерий вида — это характерный для каждого вида набор хромосом.

7. Единицей вида является отдельная особь, относящаяся к данному виду.

8. Группа особей, сходных по морфологическому, генетическому, эколого-географическому критериям, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется видом.

Называют системат. положение

Царство – животные
Тип – хордовые
Класс- млекопитающие
Отряд – хищные
Семейство – кошачьи
Род – кошки
Вид – лесной кот

Движущие силы эволюции: мутационный процесс, естественный отбор, популяционные волны.

Движущие силы эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В синтетической теории эволюции к факторам эволюции относятся: популяционные волны (численность популяций), поток генов и дрейф генов (случайные колебания частот генов в малых популяциях), изоляция.

Выполняют в тетрадях Сл 10-11

II .

Целеполагание

Цель: Мотивация учебной деятельности и обозначение круга вопросов для изучения на уроке

В заповеднике обитает лишь небольшая популяция этого вида животных.

Как вы считаете, есть ли угроза существования популяции этого вида в заповеднике?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ популяция.docx

Учитель биологии Мишнина С.В.

Тема. Популяция- структурная единица вида, единица эволюции. 18.10.18 г. Класс 11.

Тип урока – комбинированный урок.

Цель урока: создать условия для осмысления процессов, происходящих в популяции как единице эволюционных преобразований; выявления причинно-следственных связей, выявления причин и определения последствий.

образовательные:

- сформировать знания о популяциях; изучить их свойства, структуру, демографические показатели;

- обобщить знания о процессах, происходящих в популяции как единице эволюционных преобразований ;

- отрабатывать умения решения заданий ЕГЭ

развивающие:

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;

-развитие навыков смыслового чтения и работы с учебным и источниковым текстом

-формировать информационную культуру.

воспитывающие:

-сформировать бережное отношение к окружающей среде;

-воспитание биологической грамотности

Методы обучения:

1. словесные – рассказ, объяснение.

2. наглядные – демонстрация презентации, слайд шоу.

3. проблемные – постановка проблемных вопросов

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Планируемые результаты:

-Обучающиеся должны называть параметры популяции как единицы эволюции;

-Уметь характеризовать процессы, протекающие в популяции;

-Делать выводы о популяции как единице эволюции.

Обеспечение урока:

учебник Сивоглазов В.И. Общая биология .Базов ый уровень.11кл / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т..Захарова. – М.: Дрофа, 2018.

I . Организационный этап.

I I . Актуализация знаний

Цель: повторение основных понятий и закономерностей

Учитель приветствует, организует и настраивает учащихся на активную работу на уроке.

Борьба за существование

2.Опишите систематическое положение вида на примере кошки

3.Объясните с позиции Дарвинизма и СТЭ

Задание 15 ЕГЭ

Какие факторы являются движущими силами эволюции?

1) модификационная изменчивость

2) мутационный процесс

3) естественный отбор

4) приспособленность организмов к среде обитания

5) популяционные волны

6) абиотические факторы среды

Верно ли утверждение?

1.Вид — это группа особей, проживающих на одной территории и взаимодействующих друг с другом.

2. Вид состоит из совокупности популяций.

3. Сохранению генофонда вида способствуют морфологические особенности особей, сезонная изоляция, поведенческая изоляция.

4. Группа особей одного вида, проживающих на одной территории, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, образует популяцию.

5. Среди всех критериев вида самый достоверный — морфологический критерий.

6. Генетический критерий вида — это характерный для каждого вида набор хромосом.

7. Единицей вида является отдельная особь, относящаяся к данному виду.

8. Группа особей, сходных по морфологическому, генетическому, эколого-географическому критериям, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется видом.

Называют системат. положение

Царство – животные
Тип – хордовые
Класс- млекопитающие
Отряд – хищные
Семейство – кошачьи
Род – кошки
Вид – лесной кот

Движущие силы эволюции: мутационный процесс, естественный отбор, популяционные волны.

Движущие силы эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В синтетической теории эволюции к факторам эволюции относятся: популяционные волны (численность популяций), поток генов и дрейф генов (случайные колебания частот генов в малых популяциях), изоляция.

Выполняют в тетрадях Сл 10-11

II .

Целеполагание

Цель: Мотивация учебной деятельности и обозначение круга вопросов для изучения на уроке

В заповеднике обитает лишь небольшая популяция этого вида животных.

Как вы считаете, есть ли угроза существования популяции этого вида в заповеднике?

Нажмите, чтобы узнать подробности

3.Взаимоотношения между особями внутри конкретной популяции.

4.Основные экологические характеристики популяции.

5.Сущность эволюционного процесса в популяциях.

ПОПУЛЯЦИЯ – ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕДИНИЦА ЭВОЛЮЦИИ

Задачи урока:

обучающие: сформировать у учащихся систему знаний о популяции как

элементарной единице эволюции; научить правильно

определять сущность эволюционного процесса в популяции

развивающие: развивать умения работать с литературой, анализировать,

обобщать, делать выводы ;

воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, необходимость охраны и восстановление численности популяций

План изучения нового материала:

1.Современное определение популяции.

2.Взаимоотношения между разными популяциями одного

3.Взаимоотношения между особями внутри конкретной популяции.

4.Основные экологические характеристики популяции.

5.Сущность эволюционного процесса в популяциях.

Основное учебное содержание урока:

Совокупность особей одного вида ,длительно населяющих определенное пространство, размножающихся путем свободного скрещивания, называют ПОПУЛЯЦИЕЙ. Каждая конкретная популяция относительно изолирована от других популяций того же самого вида. Это означает, что, несмотря на наличие реальной преграды, некоторые особи одной популяции могут попадать в пределы ареала другой популяции. Но это бывает редко.

Внутри популяции между особями проявляются различные формы связей, но наиболее ярко выражены мутуалистические (взаимополезные) и конкурентные отношения. Последние являются регуляторами численности в конкретной популяции, поддерживая ее на оптимальном для данных условий уровне (гомеостаз популяций).

К основным экологическим характеристикам популяции относятся:

1.Численность (общее количество особей в данной популяции)

2.Плотность (среднее число особей на единицу площади или объема)

3.Рождаемость (число новых особей, появившихся за единицу времени в

результате размножения )

4.Смертность (количество погибших особей за определенный период

5.Прирост (разница между рождаемостью и смертностью).

6.Ареал популяции (границы, в которых они существуют).

7.Половой состав (соотношение самцов и самок) .

8.Возрастной состав (соотношение между новорожденными, молодыми,

зрелыми, стареющими особями).

Сущность эволюционного процесса в популяции сводится к следующему:

1.В реальной популяции происходит стихийный мутационный процесс.

2.Новые мутации могут повышать или понижать выживаемость конкретных особей в популяции. Одни из них сохраняются, а другие устраняются естественным отбором.

3.Естественный отбор последовательно и постепенно изменяет генный состав популяции, обеспечивая ее эволюционирование в определенном направлении.

4.Наличие изоляции между популяциями приводит к сохранению и усилению генетических различий между ними.

5.Накопление различий между популяциями может привести к формированию новых видов.

ВЫВОД: исходя из вышеизложенного – популяция считается элементарной единицей эволюции.

Вопросы и задания для учащихся:

1.Дайте определение популяции.

2.Что понимается под относительной изоляцией популяции?

3.Какие контакты осуществляются между разными популяциями и между

особями внутри конкретной популяции?

4.Перечислите основные экологические характеристики популяции и

дайте им конкретную характеристику .

5.В чем сущность эволюционного процесса в популяции?

6.Оцените степень правильности следующих утверждений:

вид существует в форме популяции (да)

особи одного биологического вида вступают в свободное скрещивание и дают плодовитое потомство (да)

особи, внешне сходные, обязательно относятся к одному биологическому виду (нет)

особи, отличающиеся по некоторым внешним признакам, обязательно относятся к разным биологическим видам (нет)

популяции одного вода абсолютно изолированы друг от друга (нет)

численность особей в популяции неизменна (нет)

человек оказывает только отрицательное влияние на популяции других биологических видов (нет)

Урок по теме "Популяция - структурная единица эволюции" 11-й класс

Учитель ЦДО при ОГАОУ БИЮЛИ

Сопина Вера Владимировна

Цель: выяснение признаков и свойств популяции, которые дают ей возможность считаться структурной еденицей эволюции.

сформировать у учащихся понятие “популяция”;

сформировать умения применять показатели популяций для оценки её экологического состояния и перспектив развития и долголетия;

формировать научное мировозрение у учащихся.

Оборудование: ПК, интернет-урок, ЦОР урока,

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

1. Дать определение вида (устно).

2. Самостоятельная работа:

А) Решить биологическую задачу (написать критерий или ответить устно):

“Некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?

Б) Выберите правильный ответ. Тест “ Критерии вида”

1. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.

А) генетический критерий

Б) морфологический критерий

В) экологический критерий

Г) географический критерий

2. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида.

А) биохимический критерий

Б) генетический критерий

В) морфологический критерий

Г) физиологический критерий

3. Сходство химического состава особей одного вида.

А) морфологический критерий

Б) биохимический критерий

В) генетический критерий

Г) экологический критерий

4. Определённый набор и форма хромосом у особей одного вида.

А) биохимический критерий

Б) морфологический критерий

В) генетический критерий

Г) физиологический критерий

5. Обитание особей одного вида в сходных условиях.

А) морфологический критерий

Б) биохимический критерий

В) географический критерий

Г) экологический критерий

6. Общий ареал, занимаемый видом в природе.

А) географический критерий

Б) экологический критерий

В) морфологический критерий

Г) генетический критерий

III. Изучение нового материала.

1. Просмотр видеофильма “Структура вида”.

После просмотра фильма, ответить на вопросы:

- Что является структурной единицей вида? Почему?

- Дать определение популяции.

2. Дать определение понятия “ареал”. (Работа с учебником и интернет ресурсами, запись определений в тетрадь).

“Популюс” в переводе с латинского означает “народ”, и в точном переводе слово “популяция” означает население вида на какой-либо территории.

Найдите определение и запишите его.

Ареал (от лат ареа - площадь) – область распространения вида, рода, или другой группы живых организмов или сообществ.

3. Работа над новым материалом.

Жизнь популяции изучает “ экология” Дайте определение. (Наука о взаимодействии организмов между собой и со средой обитания.) Есть раздел экологии - “популяционная экология”. Основоположником экологии популяций является выдающийся английский эколог Чарльз Элтон (показ портрета).

Благополучное существование различных видов растений и животных требует подходящих условий и необходимых для жизни ресурсов. При перемещении особей из одной местности в другую могут меняться и условия и ресурсы. Всё это приводит к тому, что подходящие для того или иного вида условия формируются в пространстве как бы в виде отдельных островков. Виды заселяют эти подходящие им “островки”, а потому распространены не равномерно, а отдельными группами - популяциями.

Условия жизни видов в разных частях ареала могут сильно различаться. (работа с картой)

- Как взаимодействуют популяции?

А) Взаимодействие отдельных популяций.

Любой вид состоит из более мелких популяций, т.к. неоднородно распределён в пространстве. В пределах занимаемой им территории - ареала - встречаются места как более пригодные, так и малоподходящие для жизни. Поэтому возникает некоторая ограниченность одной популяции от другой. Соседние популяции сообщаются друг с другом в процессах расселения, переноса семян, пыльцы, сезонных миграций.

Использование ЦОР урока

Скорость расселения вида можно характеризовать средним расстоянием между местом рождения и местом размножения большинства членов популяции. Для ежа обыкновенного оно составляет в разных условиях от 200 до 1000 м, для крота – 170 м, зайца-беляка – 400 м, зайца-русака – 3 км, белки обыкновенной -7 км, соболя - 19км. Некоторые перелётные птицы могут размножаться за 1-1,5 тыс. км от места рождения.

У растений расселяются семена, пыльца, споры. Среднее расстояние осаждения пыльцы у лука –2 м, у сосны –100 м, у хлопчатника –1 км. За счёт постоянно протекающего расселения молодых, а у некоторых видов - взрослых особей осуществляется связь различных популяций и освоение новых территорий.

У некоторых видов такая связь соседних популяций постоянная, у других эпизодическая.

Запись схемы: (приведите пример)

Условия жизни видов в разных частях ареала могут сильно различаться.

Примеры приводят учащиеся

Например, белки в лесах Беларуси и Дальнего Востока живут в условиях разного климата, в разных типах леса, в окружении разных врагов и т.д. Каждая популяция оказывается приспособленной к своим условиям. Поэтому любой широко распространённый вид экологически неоднороден. Иными словами, популяции, как и отдельные организмы, обладают изменчивостью. Как и среди организмов, среди популяций невозможно найти полностью тождественные.

Зайцы-беляки, обитающие в районе Верхоянска, отличаются от своих собратьев из популяций, населяющих районы Средней Волги, целым рядом особенностей. У них разный состав пищи: южные грызут преимущественно лиственные породы, северные больше хвойные, ягодниковые растения и травы. Из-за более грубых кормов у них вдвое больше длина слепой кишки. В северных популяциях сокращён период размножения, самки дают только один приплод за лето, а приволжские зайцы - 2-3. Возрастной состав популяций разный.

Популяции не живут изолированно. Они взаимодействуют с популяциями других видов, образуя биотические сообщества - целостные системы ещё более высокого уровня организации.

Б) Взаимосвязь особей внутри популяции.

Как же могут взаимодействовать особи в группах?

В жизни любого живого существа большую роль играют отношения с другими представителями собственного вида. Отношения эти осуществляются в популяциях.

Всем известно, что грачи при прилёте сначала устраивают драки из-за пригодных мест для гнезда, а затем сообща защищают свою колонию и совместно кормятся на пашнях.

В стаях собак или обезьян более сильные особи имеют первое право на пищу (результат конкурентных отношений). Но они же в наибольшей мере защищают всю стаю. Приведите примеры.

одиночные (жук жужелица, некоторые виды пауков);

скопления (вместе переживают зиму, или засуху, божьи коровки);

семьи (объединяют родителей и потомство);

стада, стаи, колонии, где совершают совместные действия (защиту, миграции, добывание пищи).

В) Численность, плотность и структура популяций.

Постоянны ли популяции?

Структура – это соотношение частей в любой системе. Популяцию можно сравнить и по распределению особей в пространстве и по другим показателям. Ведя наблюдение за отдельными популяциями, мы должны уметь учитывать и рассчитывать, оценивать и прогнозировать их численность. Для чего?

Демографические показатели, дают возможность оценить, как чувствует себя та, или иная популяция (Работа со словарём).

Демографические показатели популяции (гр. “демос” - народ, население, “графо” - пишу, описываю) - наука о народонаселении.

Какие бы показатели вы взяли, чтобы описать популяцию?

Главная характеристика любой популяции - это её численность. Она сразу говорит о том, хорошо или плохо чувствует себя вид в данных условиях. Однако не всегда легко получить эту характеристику, т.к. для этого надо пересчитать всех особей популяции. Поэтому чаще используют другой показатель - плотность популяции. Плотность - это число особей, приходящихся на единицу пространства, которую мы выбираем для учёта. т.о., можно количественно сравнить разные популяции, независимо от общего размера занимаемой ими территории. Рост численности популяций любого вида в природе никогда не бывает бесконечным. Рано или поздно популяция сталкивается с ограничениями, не позволяющими ей наращивать своё обилие, ресурсы, за счёт которых существуют виды, на любой территории имеют пределы.

Назовите эти ограничения (пища, убежища, подходящие места для размножения и т.п.).

У разных видов это происходит по-разному.

Объясните, что происходит с популяцией сосны в сосновом бору? (Работа с ЦОР урока) У растений, например, с возрастанием плотности усиливается прямая конкуренция за свет, воду, минеральное питание, в результате чего происходит самоизреживание. Приведите примеры регуляции численности в природе.

У подвижных животных часть особей может выселяться (эмигрировать) за пределы занятой территории и искать новые места обитания.

Жуки-короеды, как, например, большой лиственничный короед, издаёт запах, привлекающий других особей на ослабленное дерево. Совместное нападение жуков на дерево облегчает им его освоение. Дерево ослабевает и перестаёт выделять губительную для жуков смолу. Однако слишком сильного запаха своего вида жуки не выносят, и, когда плотность популяции оказывается чрезмерно высокой, часть короедов начинает покидать дерево. Этим предотвращается перенаселение, при котором личинкам не хватило бы луба для питания и развития.

Некоторые виды саранчи существуют в двух разных формах: одиночной и стадной. При изменении плотности популяции одна форма превращается в другую. Они отличаются внешне, а так же по поведению настолько, что ранее их принимали за разные виды. В одиночной форме саранча живёт осёдло и питается умеренно. Стадная форма отличается прожорливостью, беспокойством и стремлением к перемене мест. Сначала саранча передвигается большими группами по земле, а после того, как окрылится, поднимается и летит огромными тучами на расстояния в сотни и тысячи километров от места рождения. Тем самым снижается угроза перенаселения этих мест. Размеры стайной перелетной саранчи фантастические, некоторые стаи достигали многих миллионов тонн веса. Улетевшая саранча чаще всего оседает в местах, неблагоприятных для размножения. И через некоторое время вся погибает. Нашествия стадной саранчи, таким образом, - это экологическая катастрофа не только для людей и посевов, но и для большей части самих насекомых, обречённых на гибель.

Задача. Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 160 зверьков на 1 га, выжило 80, во второй - соответственно 90 и 56. На каком участке смертность оказалась выше и чем можно это объяснить, если принять во внимание, что запас кормов, приходящихся на гектар, на обоих участках был одинаков

Ответ: смертность выше в первой популяции. Из-за сильно сократившихся размеров индивидуальных участков зверьки нагуляли меньше жира и хуже перенесли зимнюю спячку.

Факторы, влияющие на численность популяции:

односторонние. Они влияют на популяцию, но сами не зависят от её численности и плотности. Они отклоняют её в ту или иную сторону. Температура, дождь, ветер, солнечная радиация, давление и т.д.;

двустороннее взаимодействие. Чем выше становится численность вида, тем сильнее растёт противодействие. При падении численности действие регуляторов ослабевает. Хищники, паразиты, болезни.

Половая структура популяции.

Соотношение полов в популяциях определяется у некоторых видов условиями жизни или возрастом особей. У тлей, например, летом, сменяют друг друга поколения, состоящие из одних самок. При неблагоприятных условиях появляются самцы. Перезимовывают оплодотворённые яйца. У ряда брюхоногих моллюсков, многощетинковых червей, рыб, ракообразных особи меняют пол с возрастом. Чаще в начале взрослой жизни животное функционирует как самец, а с увеличением размеров – как самка, но бывает и наоборот. В разных популяциях одного вида половая и возрастная структура может быть различной.

(Работа со схемой).

Возрастная структура популяции, т.е. соотношение в ней разных возрастных групп, зависит от двух причин: от особенностей жизненного цикла вида и от внешних условий. Например , все однолетние растения весной находятся в проростках. Затем примерно в одно время зацветают, дают семена и к осени отмирают. Среди животных также есть виды с однородными по возрасту популяциями, например, многие виды саранчи весной представлены личинками, ранним летом – бескрылыми неполовозрелыми особями, затем крылатыми формами, а глубокой осенью только яйцами, запрятанными в почве в кубышки.

У таких видов представители разных поколений никогда не встречаются друг с другом. Численность их очень изменчива в зависимости от внешних условий. Если в уязвимый период развития наступают заморозки или засуха, происходит массовая гибель. В благоприятной же ситуации популяция может дать взрыв численности. Для видов с простой возрастной структурой изменения плотности популяции в сотни и тысячи раз – нормальное экологическое явление.

Сложная возрастная структура популяций возникает тогда, когда в ней представлены все возрастные группы, одновременно живут несколько поколений, взрослые особи размножаются многократно и имеют достаточно большую продолжительность жизни. В стадах слонов или обезьян- павианов, например, есть и новорождённые, и подростки, и молодые крепнущие животные, и размножающиеся самки, и самцы, и старые особи. Такие популяции не подвержены резким колебаниям численности. Критические внешние условия могут изменить их возрастной состав за счёт гибели наиболее слабых, но самые устойчивые возрастные группы выживают и затем восстанавливают структуру популяции.

Для чего необходимо знать демографические показатели популяции?

Ответьте на вопросы . (вопросы отправляются ученику)

- Плодовитость рыб обычно очень высока. Следует ли беспокоиться о том, что вылавливается крупная часть популяции, ведь даже оставшиеся немногие половозрелые особи дают много икры.

- В теории и практике лесоразведения два подхода. Первый из них – создание одновозрастных культур рядами, по типу пшеничного поля. Он требует меньше первоначальных затрат. Второй, более трудоёмкий – создание разновозрастных культур со сложной пространственной мозаикой. Какой из методов выбрали бы вы и почему?

Стоит вопрос об охране редкого вида млекопитающих на одной из двух территорий. На одной из них живут взрослые плодовитые особи, но нет молодых. На другой – существуют молодые, но погибли взрослые. Какой из двух участков вы решили бы выбрать для заповедника.

Вывод: Популяция – структурная единица вида и эволюции. Беседа.

- Что такое популяция?

- Почему биологические виды существуют в форме популяции?

- Какие свойства могут характеризовать популяцию как группу организмов?

В чём состоит практическое значение изучения популяции?

V. Домашнее задание: лекция урока, ЦОР урока, задание1

Методы определения численности и плотности популяции.

Похожие документы:

Календарно-тематическое планирование уроков по биологии в 9классе 68 часов 2 часа в неделю

Календарно-тематическое планирование уроков по биологии в 11 классе 34

. тематическое планирование уроков по биологии . урока Дата Тема урока Домашнее задание Введение (1 час) 1/1 Введение. Учение об эволюции органического мира. Тема . Популяция как структурная единица вида. Популяция как единица эволюции 8/3 Факторы эволюции .

Конспект урока по биологии. 9 класс Биология. 9 класс

. урока по биологии. 9 класс Биология. 9 класс Урок. Вид, его критерии. Цель урока . место в теории эволюции и служит предметом . процесса. Запись темы урока. Цель: сформулировать . в природе. 4. Популяция – структурная единица вида. IV Закрепление .

Рабочая учебная программа по биологии для 10-11 классов Составитель: Поликарпова С. В

Читайте также: