Поняття синтаксичної норми синтаксична помилка конспект уроку 11 клас

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ.docx

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Синтаксические нормы

I . Предложения с однородными членами

грамматических

Пример с ошибкой

Исправленный вариант

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий.

В саду растут фруктовые деревья и яблони.

В саду растут яблони и груши.

В саду растут фруктовые деревья и кустарники.

Соединение скрещивающихся понятий.

В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы.

В доме отдыха были журналисты, писатели.

Соединение логически несовместимых понятий.

Каждый из присутствующих был в осеннем пальто и приподнятом настроении.

Каждый из присутствующих был в осеннем пальто и шляпе.

Каждый из присутствующих был в приподнятом настроении.

Нарушение норм управления. Однородные сказуемые в предложении могут требовать свои дополнения.

Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога.

Давыдов хотел вникнуть в тайны Гремячего Лога и познать их.

Неправильное использование двойных союзов (не только… но и, как… так и, не столько… сколько, если не…то)

в предложении с однородными членами.

Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки.

Необходимо обратить внимание не только

на знания учащихся, а также на их практические навыки.

Необходимо обратить внимание не только

на знания учащихся, но и

на их практические навыки.

II . Нарушение в построении предложения с (не)согласованным приложением.

III . Предложения с причастным оборотом.

Определяемое слово согласуется с причастным оборотом:

Воздух пропитан испарениями земли, (какой?) смоченной дождём.

1. Смешение страдательных и действительных причастий:

Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.

Ошибочно: Задание, выполняющееся нами.

2. Совмещение конструкций а) с причастным оборотом и б) с который:

Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда.

Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

IV . Употребление деепричастного оборота.

Действие, обозначенное с помощью сказуемого-глагола, и действие, обозначенное с помощью деепричастия, должны относиться к одному исполнителю.

Поселившись в деревне, я решил разводить цветы. (Ср. Я поселился в деревне и решил разводить цветы).

Деепричастный оборот может употребляться в односоставном определенно-личном и неопределенно-личном предложениях.

Опровергая общее утверждение, приведите хотя бы один довод против.

В безличном предложении деепричастный оборот может употребляться только при сказуемом, выраженном неопределенной формой глагола.

Сидя в кресле, удобно наблюдать за играющими малышами.

V . Н арушение связи между подлежащим и сказуемым.

VI . Предложения с косвенной речью.

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.

VII . Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 11 классе.docx

Урок русского языка по теме "Синтаксические языковые нормы". 11-й класс

Тип урока: обобщение и закрепление.

1) формирование у учащихся лингвистической компетенции

повторение определения языковой нормы, ее видов, определения грамматических ошибок, их видов;

повторение некоторых синтаксических грамматических норм;

закрепление умения видеть, классифицировать, исправлять грамматические ошибки;

2) развитие умений

общеучебных (работа с теоретическим материалом),

интеллектуальных (анализ, обобщение, сравнение, построение алгоритма, выбор)

специальных умений (знание языка предмета).

3) создание условий для воспитания культуры умственного труда (развитие умения ставить цели, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения грамматических задач).

Оборудование урока: классная доска (на доске записаны термины - языковая норма, орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы, грамматическая ошибка), интерактивная доска, документкамера.

Наглядность: фотографии памятников А.М. Горькому (Приложение 1) , презентация по теме "Анализ содержания задания А-5 ЕГЭ по русскому языку (2006-2010гг.)"

Домашнее задание к уроку:

1) составить опорный конспект по теме "Языковые нормы",

2) выполнить задания в форме и по материалам ЕГЭ (задания в конспекте урока)

1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. (слайд 1)

2. Слово учителя по теме урока.

-Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы (слайд 2) лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные).

3. Актуализация знаний учащихся.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о языковых нормах, конкретную же тему урока назовем немного позже. У вас на партах лежат карточки, вы должны соотнести название нормы с определением.

Нормы произношения слов

Нормы употребления слов в соответствии с их лексическим значением и лексической сочетаемостью

Нормы образования частей речи

Нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений

-Давайте проверим, вы по очереди называете нормы с определением. Давайте сверимся с правильным ответом. (слайд 3) Молодцы.

4. Проверка домашнего задания

(Рассказ про орфоэпические нормы).

-Давайте посмотрим на доску и выполним задание .(слайд 4)

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Верный ответ: це-мЕнт

(рассказ про лексические нормы)

-Давайте посмотрим на доску и выполним задание .(слайд 5)

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.

2. На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор.

3. Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств.

4. ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке.

5. Срок ГАРАНТИРОВАННОГО ремонта окончился два месяца назад.

Верный ответ: 5 предложение гарантийного (Гарантийный — прил. к сущ. гарантия ; содержащий гарантию, служащий гарантией.
Примеры употребления: гарантийный срок, гарантийное письмо, гарантийный ремонт, гарантийный период. Гарантированный — причаст. от глагола гарантировать , обеспеченный.
Примеры употребления: гарантированный отдых, гарантированный доход)

(рассказ про морфологические нормы)

-Давайте посмотрим на доску и выполним задание (слайд 6)

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Итак, мы с вами поработали над орфоэпическими, лексическими и морфологическими нормами.

5. Формулирование темы урока .

- Итак, мы с вами поработали над орфоэпическими, лексическими и морфологическими нормами. Сейчас наша задача – разобрать более подробно Синтаксические языковые нормы. (слайд 7)

- Как вы считаете, что же такое синтаксические языковые нормы?

6. Закрепление.

6. Изучение теории о видах некоторых грамматических ошибок (опорный конспект) (Приложение 3).

7. Закрепление.

Задание 1: найдите в предложении грамматическую ошибку, запишите в исправленном виде (выполнение задания сопровождается показом фотографий памятников А.М. Горькому).

1). Памятники А.М. Горького можно встретить в различных городах России: Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

2). Памятник А.М. Горького в Нижнем Новгороде является одним из самых любимых и почитаемых.

3). Многие из тех, кто бывали в Нижнем Новгороде, восхищались памятником.

4). Открытие памятника, созданного скульптором Верой Мухиной, состоялось 2 ноября 1952 года.

5). Памятник, установленный на четырехгранном постаменте, вырастающий из гранитной скалы, поднят высоко над площадью.

6). Памятник входит в число объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенный в Нижнем Новгороде.

7). Об истории создания памятника можно прочитать в газете "Нижегородской правде".

Задание 2 : укажите номера предложений с грамматической ошибкой, из каких произведений М. Горького взяты строки (выполнение в парах).

1). Воздух был пропитан:жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченными дождем.

2). Диск луны был велик, кроваво-красный.

3). Всех, кто видели это, оковал страх, - впервые при них так убивали женщину.

4). Боясь чего-то, осторожный человек наступил на гордое сердце ногой.

5). Когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес меня в горы.

6). Луна освещала не только ее сухие, потрескавшиеся губы, а также заостренный подбородок и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы.

7). Приказывая мне молчать, старуха вдруг замолчала сама, задумалась.

8. Подведение итогов изучения материала о синтаксических нормах.

9. Проверка полученных знаний (Приложение 4). Тестирование (форма тестирования выбирается учащимися самостоятельно: компьютерное или на бумажном носителе). Самопроверка.

10. Подведение итогов урока, рефлексия.

- Достигли ли вы поставленных целей?

- Что сегодня было для вас самым главным?

- Что было самым трудным?

- Что было интересным?

9. Домашнее задание.

1. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/Рособрнадзор, ИСОП - М.: Интеллект-Центр, 2006

2. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2006-2007. - М.: Просвещение, 2007

3. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2007-2008. - М.: Просвещение, 2008

5. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2009-2010. - М.: Просвещение, 2010

6. Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену - М.: Издательство "Экзамен", 2008

Цель ресурса – повысить мотивацию учащихся при изучении материала, при повторении теории о синтаксических нормах, нормах согласования, управления, построения предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, построение сложноподчиненных предложений, умение оценивать языковые факторы с точки зрения нормативности.



Целевая аудитория: для 10 класса

Хороший, качественный материал, соответствует аннотации. Презентация довольно большая, много заданий для закрепления материала, есть также тест, небольшой, но с ответами.

Уважаемая Валентина. От ошибок никто не застрахован, но все-таки внимательно просмотрите еще раз задания, по-моему, ошибок нет.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные). На сегодняшнем уроке мы остановимся на синтаксических нормах, так как уже на уроках повторения вспомнили простые предложения, осложнённые различными синтаксическими конструкциями.

2. Текст-загадка. Начать урок я предлагаю с загадки. Текста-загадки. Внимательно прочитайте текст К. Паустовского и подумайте, о ком он. Текст читает выразительно Романова Елизавета

Как вы думаете, о ком этот текст? А почему мы сегодня обратились к тексту о М.Ю. Лермонтове?

Давайте озаглавим этот текст. Какие вы можете предложить варианты? Остановимся на варианте: К.Паустовский о М. Лермонтове. Запишем заголовок на оставленную для него строчку.

Я предлагаю вам поработать с текстом. Расставьте знаки препинания в предложениях второго абзаца. Выполните пунктуационный разбор предложений. Ученики находят грамматические основы, объясняют, чем осложнены предложения, строят схему последнего предложения на доске.

3. Актуализация знаний синтаксических норм.

Давайте с вами теперь ещё раз обратимся к первому абзацу текста и вспомним, что синтаксические конструкции часто используются писателями и поэтами как средства выразительности, средства создания художественного образа. Какие фигуры вы найдёте в предложениях первого абзаца? Сравнительный оборот, восклицательные предложения, парцелляция. Что такое парцелляция? По сути, парцелляция – это грамматическая ошибка, состоящая в нарушении границ предложения. А когда ещё в устной и письменной речи мы сталкиваемся с нарушением синтаксических норм?

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся: Дети перечисляют.

в предложениях с однородными членами;

в именах собственных в предложении;

в предложениях с причастным оборотом;

в словосочетаниях при согласовании и управлении;

при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;

при других формах согласования главных членов предложения;

при употреблении деепричастного оборота;

при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом;

при употреблении прямой и косвенной речи.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

5. Давайте ещё раз обратимся к самым распространённым ошибкам. “Типичные ошибки в построении предложений”

1) Нарушение норм управления (отсутствие зависимого слова при однородных членах, требующих разного падежа)

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам, заполнив таблицу и устно исправив ошибки.

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Текст заставил меня задуматься над умением и необходимостью сочувствия окружающим.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Проверяем исправленные ошибки (читаем по цепочке.) Учитель задаёт вопрос: были ли предложения, вызвавшие затруднения?

Проверка (каждая группа показывает свой вариант ответа на зелёных листах).

1) Нарушение норм управления (отсутствие зависимого слова при однородных членах, требующих разного падежа)

2) Употребление в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М, С

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Исправляем грамматические ошибки в предложениях.

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и делал это с увлечением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Текст заставил меня задуматься над умением и необходимостью сочувствия окружающим

Текст заставил меня задуматься над умением понимать окружающих и сочувствовать им.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

Мы узе давно выписываем журнал “Природа”

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Молодцы! Все группы поработали продуктивно. Я уверена, что с небольшой проверочной работой, задание которой полностью соответствует заданию 7 в КИМАх, вы справитесь быстро и точно.

6. Проверочная работа в формате задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Укажите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Критерии оценивания: за каждый верный ответ получаете 1 балл (по вариантам).

Если успеваем по времени, то проверяем сразу (взаимопроверка), если нет – то учитель собирает работы.

7. Рефлексия.

У меня сегодня всё получилось (красный листок с домашним заданием)

Я не совсем доволен собой . (оранжевый)

Мне было трудно (зелёный)

Мы с вами обязательно продолжим работу на следующих уроках. Мне хочется отметить работу следующих учеников: ОТМЕТКИ.

Домашнее задание я предлагаю вам выполнить в зависимости от ваших ощущений об итогах сегодняшнего урока: у кого всё получилось - задание третьего уровня на красных листах, у кого не совсем удачно сложился урок – задания второго уровня, кто столкнулся с определёнными трудностями – уровень первый. Удачи и спасибо за урок.

Разноуровневые домашние задания учитель может подготовить по своему усмотрению.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по теме "Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки" 11-й класс

Конспект урока по теме "Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки". 11-й класс

Подробно остановиться на синтаксических ошибках, являющихся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи.

Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).

Оборудование: компьютер, проектор, доска, опорный конспект.

Класс разбит на 4 группы по 2 человек.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы ( Приложение , слайд №1) лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные). На уроке мы остановимся на синтаксических нормах.

III. Работа в группах с карточками (4 варианта карточек). (Приложение слайд №2).

В каждой группе по 6 карточек одного варианта. Один из учеников читает задания (они одинаковые, только предложения у каждой группы разные).

Учащиеся коллективно выполняют задания.

Цель задания: выяснить, воспринимают ли учащиеся визуально и на слух грамматические ошибки.

Слово учителя. Сделать вывод, какие синтаксические ошибки можно отметить в выписанных предложениях (на данном этапе работы называют только те, которые могут объяснить, так как это будет домашнее задание: определить тип синтаксической ошибки).

IV. Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием опорного конспекта.

Опорный конспект даётся каждому учащемуся. Ученики знакомятся с конспектом, обсуждают его, затем по очереди по одному человеку из группы поясняют каждый из 8 пунктов. (Смотри “Опорный конспект”).

Вывод. Когда в устной и письменной речи мы сталкиваемся с нарушением синтаксических норм? Вывод делают учащиеся.

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:

в предложениях с однородными членами;

именах собственных в предложении;

в предложениях с причастным оборотом;

в словосочетаниях при согласовании и управлении;

при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;

при других формах согласования главных членов предложения;

при употреблении деепричастного оборота;

при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

V. Закрепление изученного.

1. Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения, под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.

1). Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. (Причастие ищущим относится не к существительному героев, а к числительному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед. числе и дательном падеже). Верный вариант предложения: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни…

2). Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным.) Верный вариант: Благодаря искусству Микеланджело.

3). Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога. (Нарушены нормы управления: хотел вникнуть куда? познать что). Правильный вариант: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

4). Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. (Обратился к кому? не хватает зависимого слова при управлении. Получил у кого?). Правильный вариант: Я обратился к специалисту и получил у него…

5). Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию. (В литературном языке принята беспредложная конструкция: оплатили турпутёвку и предложная уплатить за турпутёвку). Правильный вариант: Мы оплатили турпутёвку и отправились на экскурсию.

2. Упражнение. Выполнение в группах. (Приложение слайд №4).

Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Обвести в кружок.

VI. Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой. (Приложение слайд №5).

Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Читайте также: