Понятие об обособлении конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
  • раскрыть роль обособленных членов в предложении;
  • формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
  • развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

1. Целеполагание

2. Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).

Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

3. Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).

  • Наличие слов, зависящих от обособления.
  • Инверсивный порядок слов.
  • Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.
  • Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
  • Насыщает предложение экспрессивным характером.

– Какие же нам знакомы виды обособлений? Вспомним, разберем примеры и запишем их.

Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.

От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.

Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).

Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.

Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).

Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.

Члены предложения, выступающие в функции приложения.

Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.

4. Закрепление темы (СЛАЙД 9)

– Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях.
Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.

5. Творческое задание (СЛАЙД 10).

6. Итоги урока

– Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?

6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).

Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Учитель-предметник Артседи М.В

Тема: Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Цель урока : дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, интонационно правильно произносить их.

  1. Организация класса.
  2. Актуализация опорных знаний.

-Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?

-Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы.

1. Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие , тонкие , низкие тучки .

Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.

Между определениями маленькие , тонкие , низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.

-Какие члены предложения называются однородными?

Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

-Когда определения считаются однородными? Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.

II. Определение темы, цели урока.

Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.

Из жизни Обособленных членов предложения

Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?

-Научиться распознавать обособленные члены, ставить правильно знаки препинания.

III. Объяснение нового материала.

Ребята, вспомните, что такое обособление?

(Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).

-С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).

Обратимся к словарю.

Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.

Краткий справочник по современному русскому языку.

Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

II. Работа с учебником.

Чтение параграфа 47, разбор предложений.

  1. Наконец выплыл тусклый и красный месяц.
  2. Наконец выплыл месяц,/ тусклый и красный .

Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения?

Запись предложений (работа с текстом).

Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.

Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.

Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.

(По А. Перегудову).

-Что такое обособление?

-С помощью каких языковых средств обособляются члены предложения?

IV. Домашнее задание.

V. Закрепление изученного.

Задание. Из двух предложений постройте одно с обособленным членом.

  1. На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания.

На вершине гор лежали густые облака, / не позволяющие различать верхние их очертания /.

  1. Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Дующий ветер подгонял лодку. Свежий ветер,/ дувший с моря /, подгонял лодку.

VI. Подведение итогов.

- Какие члены предложения называются обособленными?

-Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

-В каких случаях обособляются определения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Данный материал содержит разработку урока по теме "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них" и раздаточный материал для учащихся.


Практико-ориентированный урок русского языка в 11 классе "Обособленные обстоятельства. Правописание НЕ и НИ".

Урок проводился в 11 классе естественно-математической профильной направленности. Место урока в си.


Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 7 классе. Она отражает все случаи постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.


Урок русского языка в 8 классе "Обособленные члены предложения"

Урок выстроен в соответствии с требованиями ФГОС.


Урок русского языка 8 класс Тема : Обособленные определения

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания.


Урок русского языка в 10 классе "Обособленные члены предложения"

Урок русского языка в 10 классе "Обособленные члены предложения" нацелен на повторение изученного по теме "Обособленные члены" в 8 классе, а также содержит материал для подготовки к ЕГЭ.

урок русского языка в 11 классе "Обособление определений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Обособление второстепенных членов предложения" - пожалуй, самая сложная тема для восьмиклассников. Правильно введение основных понятий, демонстрация посильности и создание ситуации успешности на первом занятии по этой теме - важное условие крепкого усвоения знаний на последующих уроках.

"Понятие об обособлении"

ввести понятие об обособлении, о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;

формирование умений:

выявлять грамматические условия обособления,

выделять интонационно обособленные члены предложения,

правильно ставить знаки препинания.

Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.

Воспитательная цель: воспитание интереса к русскому языку, его изучению.

Наглядность: дидактический материал, карточки с заданием, словари

Ход урока I. Организационный момент II. Синтаксическая разминка Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать. - Запишем, объясним орфографию и пунктуацию. - Выполним синтаксический разбор предложения. - Мы сказали, что предложение осложнено однородными причастными оборотами. Как влияют обороты на смысл предложения? (выделяют, заостряют внимание на отрицательных качествах человека).

III. Введение нового материала.

Предложения на доске:

Свежий ветер подгонял лодку рыбака.

Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку.

Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку.

- Какие предложения более информативны, на ваш взгляд? Почему?

- С помощью каких языковых средств достигается большая информативность? (добавлены второстепенные члены в виде оборотов и соответствующая интонация).

- Обороты выделены, т.е. обособлены (новое понятие). Обособление – наша тема.

- Подберите однокоренные слова к слову обособление: особа, особенный, обособиться, обособленный.

- послушаем учеников, работавших дома со словарями.

- Особенный, значит не такой как другие, выделяющийся, выделенный. Обособление – выделение.

IV. Уточнение образовательного объекта.

Сегодня мы будем с вами говорить об обособлении.

Задайте себе вопрос: что я хочу знать по этой теме?

Зачем мне это надо знать?

(Когда происходит обособление?

Зачем происходит обособление?

Нужно знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложении.)

- Итак, цели мы себе поставили, теперь будем стремиться к их достижению.

Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)

(Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова – добавляет образности, украшает)

Куст сирени, растущий в палисаднике, зацвел.

(Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом – добавляет информацию о том, где растет куст)

Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.

(не желая нарушать этот мираж – обособленное обстоятельство – дополнительно сообщает о чувствах рассказчика)

- Какие члены предложения могут обособляться? (второстепенные)

4. – творческая работа: составим из двух простых предложений одно с обособленными определениями,

- расскажите о знаках препинания в этих предложениях.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. (Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).

2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. (По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).

3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания. (На вершине гор лежали густые облака, не позволяя нам различать их верхние очертания)

5. – Выполните задания на карточке, эти задания очень похожи на те, которые встретятся вам на экзаменационном тестировании в 9 классе. За них вы получите оценки в журнал.

6. Дополнительное задание – упр. 288 (по заданию)

7. Дополнительное предложение для разбора.

Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, трепещущее в безветренных листьях, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

VI. Итоги урока

- Какие члены предложения называются обособленными?

- посмотрим на наши цели (Когда происходит обособление? Зачем происходит обособление?) – когда возникают определенные условия (необходимость замысла, место в предложении); обособление происходит для достижения большей информативности

сочинение: Вы – снег. Какой он? Царственный, величественный, искрящийся, сверкающий, порхающий. Или, может быть, тающий, ноздреватый, грязный, затоптанный, жалкий, осевший, пропитанный влагой.

Что чувствует снег? От первого лица напишите откровенное признание, включая в текст обособленные члены предложения – причастные и деепричастные обороты.

1. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется (знаки препинания не расставлены).

A. Плавание по реке было опасно вследствие быстроты течения.

Б. При малейшей удаче он необыкновенно обод¬рялся.

B. Угрожающе рокочет море.

Г. Неожиданно застучала крупные капли дождя заставив нас искать убежище.

2. Укажите предложения, где определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется (знаки препинания не расставлены).

A. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.

Б. Туча нависшая над высокими вершинами то¬полей уже сыпала дождиком.

B. За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

Г. Степь покрытая ярким ковром весенних цветов очаровала нас.

3. Поставьте недостающие знаки препинания.

1.Это был великий дириж..р словесного оркестра состоявшего из одних духовых инструментов.

2.Вокруг писателя существовала особая жизнь отобра..ая им самим из окружающей его действительности и украше..ая его крылатым воображением.

3.Мы ловили на дли..ые шнуры-самоловы закинутые в море бычков и барабульку.

4.Пересекать равнину нужно по меже между хлебов заросших репейником.

5.Легкий сумрак эрмитажных залов тронутый темной позолотой казался мне свяще..ым.

6.Думая о будущем не забывайте о настоящем.

7.Пр..ближался теплый фронт и облака не выдержав его натиска треснули.

1. В каком предложении нужно обособить определение, выраженное причастным оборотом?

A. Ютившаяся под деревьями полутьма была полна запахов позднего лета.

Б. Можно было видеть лежавший в широкой из¬лучине город.

B. Верблюды навьюченные тяжелыми тюками то и дело падали.

Г. Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.

2. Выберите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).

A. Ребятишки прыгали любуясь на елку.

Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.

B. Прыгающие ребятишки любовались на елку.

Г. Счастливые ребятишки любовались на елку.

3. Поставьте недостающие знаки препинания.

1.В поэме были описа..ы маски висевшие в комнате у Эйзенштейна.

2.Краски казались особе..о мягкими из-за осе..ей мглы неподвижно висевшей в воздухе.

3.Степь залитая лужами ползла навстречу.

4.Очевидно, жизнь на ветря..ой мельнице пропахшей мукой и старыми травами была удивительно хороша.

5.Что-то родное виделось нам в этом беззвучном тумане куривш..мся над прудом и в молчании близкой ночи.

6.Вернувшись в гостиницу он лег спать.

7.Сережа молчал пр..слушиваясь к чему-то.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.

2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.

Пешковский Александр Матвеевич (1878 - 1933)

А.М.Пешковский - выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф.Фортунатова, представитель русской формально-грамматической школы, разрабатывал особый взгляд на русскую грамматику. Грамматика у Пешковского абсолютно реалистична: она начинается с формы, с того, что может слышать, видеть, сопоставлять каждый. А при всяком сопоставлении основой является смысл, т.о. его грамматика подкрепляется значением и им гарантируется.

Основной труд ученого - книга "Русский синтаксис в научном освещении" - переиздавался более 10 раз (1-ое издание в 1914 г.) и не потерял своей научной значимости до сих пор. В ней А.М.Пешковский разрабатывал учение о грамматических средствах языка, о типах значения. Учение о предложении и его главном признаке - предикативности, сказуемости - выступает у ученого основой его синтаксической теории. С помощью остроумных языковых экспериментов он показывает, что к грамматическим инструментам нужно относить и интонацию и в статье "Интонация и грамматика" (1928 г.) пишет об интонационной грамматике как особом разделе грамматики общей. Общая грамматика по Пешковскому должна изучать языковые формы: морфология изучает формы отдельных слов, синтаксис - формы словосочетаний; главными считаются синтаксические категории, поскольку именно они обеспечивают связность речи в предложении.

А.М.Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что лингвист должен "активной проповедью" вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе, поскольку только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.

А.М.Пешковский много работал над созданием новых школьных учебников, выступал со статьями, посвященными изменению методики преподавания языка в школе, стремился сократить разрыв между школьной грамматикой и лингвистической теорией.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Талицкая средняя общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Урожайненской средней общеобразовательной школы

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

Автор: учитель русского языка и литературы Дроздова Наталья Викторовна

Предмет : русский язык.

Цель урока:

1) на основе имеющихся знаний о знаках препинания в простом предложении сформировать понятие об обособлении как синтаксическом явлении.

2) создать условия для формирования проектных компетенций: целеполагание, осмысление текста (работа с разного рода информацией: теорией учебного комплекса, лингвистической сказкой), а также создание продукта деятельности (таблицы)

Планируемый результат обучения

Л ичностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД :

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Ресурсы урока: проектор, ноутбук, карточки

Эпиграф к уроку ( на доске)

знать его, хорошо им владеть.

1. Мотивационный настрой на уро к.

Запишите число, классная работа.

1. Орфографическая разминка

2.Повторение ранее изученного материала. Проведение языковой разминки. (2 слайд)

Задание на доске:

1) Полный синтаксический разбор предложения.

- Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.

2) Воспроизвести морфемный разбор слов выбралась, освещала.

Итог проделанной работы. (3 слайд)

3. Формирует мотивацию учащихся, настраивает на восприятие нового материала

Прочитайте текст на рабочем листе. (4 слайд)

Усадьба состояла из двух отдельных домиков, построенных друг против друга по обеим сторонам проточного пруда. Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. Почти в уровень с ней виднелась красная крыша небольшой мельницы.

Оба домика, одинаково построенные, закрашенные одной лиловой краской, казалось, переглядывались через широкую водную гладь блестящими стёклами своих маленьких окон. Посредине каждого из домиков выдавалась круглая терраса и острый фронтон, подпёртый четырьмя тесно поставленными колоннами.

-- А теперь прочитайте и запишите этот же текст только с главными членами предложения. (5 слад)

Получился ли у вас красивый текст? (Нет. Мы прочитали нераспространённые предложения ).

-Какой можно сделать вывод? (В нашей речи должны присутствовать и главные члены предложения, и второстепенные).
- Почему? (Наша речь будет ярче, образнее, эмоциональнее, красивее).
Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова русского писателя М. Горького:

Я зык-инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

М. Горький (6 слайд)

- Как вы понимаете слова эпиграфа?
( Необходимо хорошо знать русский язык, быть культурным, образованным, грамотным человеком, чтобы красиво разговаривать с людьми.)

3. 1 Актуализация знаний. (Коллективная работа.)

1. Организует учащихся на совместную беседу, диалог.

- Вы знаете, как только слова попадают в предложения, они, выполняя в нём различную роль, становятся членами предложения?

- Какие вы знаете члены предложения? (7слайд)

- Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения.) (поможет вам информационный слайд 6)

- Сегодня вы познакомитесь с новым видом членов предложения – а каким, вы узнаете, прослушав лингвистическую сказку (см. приложение 1) Попробуем определить тему урока, прочитав грамматическую сказку. (8слайд)

Из жизни Обособленных членов предложения

Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связываются между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси их без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

- Чтение сказки и определение темы урока. Объявляет тему урока

-- Предлагает учащимся сформулировать цели (что надо знать, понимать, уметь? Какие компетенции формировать?) (9,10 слайды)

Целеполагание: знать : что такое обособление второстепенных членов предложения, как они выделяются при письме и устной речи, понимать : какую роль играют в тексте обособленные члены предложения , уметь : интонационно грамотно произносить обособленные члены предложения, находить в тексте и выделять на письме эти смысловые отрезки; строить графические схемы предложений с обособленными членами.

Формировать языковую, коммуникативную, общеучебную компетенции (слушать, аргументировано отвечать, дополнять, работать коллективно, в парах, самостоятельно)

Как спланируем работу? Как будем достигать целей урока?

3.2 Выполнение заданий .

Обособиться, то есть как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу.
Задание 2 .

Мы с вами знаем лексическое значение слова обособить. А теперь попробуйте подобрать однокоренные слова к слову обособление: особа, особенный, обособиться, обособленный. Докажите, что эти слова однокоренные. Выделяем корень -особ-.
Сформулируйте значение слова обособление (обособление – это выделение).

Что же можно обособлять в предложении? (12 слайд)

Лес открывает любителю природы, входящему в лес, свои тайны.

Снег шёл весь день, не переставая.

- Найдите обособленные члены предложения. Чем они выражены? (Они выражены причастным и деепричастным оборотами.)

Подчеркните их как члены предложения. Графически выделите границы оборотов /…../ и главное слово Х
Какую роль они играют в предложении? (Придают добавочное значение.)

Как происходит обособление в устной и письменной речи? (В устной речи обособление происходит интонационно - усилением ударения, паузами, убыстрением темпа, а в письменной – запятыми.)

Сделайте вывод: Что называется обособлением ? Какие члены предложения называются обособленными? (13 слайд)

Сравните информацию в учебнике и на слайде. Сделайте вывод (на слайде информация шире, есть примеры)

Обособленные члены предложения – это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу (придают добавочное значение) и интонационно. На письме выделяются запятыми. В устной речи – паузами.)

Что мы должны сделать далее?

- У вас на рабочем листе даны предложения

Первичное закрепление.

Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения, вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова. (15 слайд)

По пыльной дороге в..дущей к с..дам т..нулись скр..пучие арбы наполненные чёрным виноградом. (Л.Н.Толстой)

Давыдов долго б..жал держась за гр..душку саней пытаясь с..греть ноги потом вск..чил в сани и прит..ившись задр..мал. (М. Шолохов)

Извилистые д..рожки выл..женные кирпичом бежали от них в глубину сада. (И. Тургенев)

Щурясь от ветра я гл..жу в эту тёмную даль. (И.Бунин)

Самопроверка (16 слайд).
Обучающиеся по очереди объясняют, где поставили запятую и почему, а также какую безударную гласную вставили и почему. Все остальные проверяют свою работу.

По пыльной дороге, в е дущей к с а дам , т я нулись скр и пучие арбы, наполненные чёрным виноградом . (Л.Н.Толстой)

Давыдов долго б е жал, держась за гр я душку саней, пытаясь с о греть ноги , потом вск о чил в сани и, прит а ившись , задр е мал. (М. Шолохов)

Извилистые д о рожки, выл о женные кирпичом , бежали от них в глубину сада. (И. Тургенев)

Щурясь от ветра , я гл я жу в эту тёмную даль. (И.Бунин)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (17 слайд) на уроках, требующих письма.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбнись всем и садись.

Самостоятельная работа (18 слайд)

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, найдите предложения с обособленными членами предложения, расставьте запятые, подчеркните как члены предложения обособленные члены предложения.

Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.

Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе. Пусть эти запахи убитые дождями заморозками стали бледны и еле ощутимы.

Работа с тестом - отслеживание первичного усвоения материала (19 слайд)

ТЕСТ на рабочем листе (см. приложение 2)

I. Выберите верный ответ. Обособление - это

А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

2. Выберите верный ответ. Обособить –

А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

Б. выделить запятыми;

В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.

3. Укажи предложения с обособленными определениями

А. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.

Б. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.

В. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.

4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

А. Скупой теряет всё, желая всё достать.

Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

В. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

А. Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.

Б. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.

В. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.

1.Выберите верный ответ. Обособление -

А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

2. Выберите верный ответ. Обособить –

А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

Б. выделить запятыми;

В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.

3. Укажи предложения с обособленными определениями:

А. Скупой теряет всё, желая всё достать.

Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

В. Эта деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

А. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.

Б. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.

В. Дым, остывая, стелется туманом.

А. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.

Б. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.

В. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы

Самопроверка по ключам (20 слайд)

Ключи: В-1: 1-2; 2-3;3-1; 4-1,2; 5-2,3

В-2:1-2; 2-3; 3-3; 4-3; 5-1,3

Д/З записано на доске:

Параграф 47, стр. 159. Письменно выполнить упражнение 289 (слайд 21)

РЕФЛЕКСИЯ. (слайд 22)

Назовите ключевые слова урока (обособленные члены предложения, смысловой отрезок, выделительная интонация, выделительные знаки препинания).
-Задайте вопросы по теме урока.

Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?

Чем занимались мы сегодня с вами на уроке? Чему мы научились? Какие трудности в усвоении нового материала вы встретили? Вам понравился урок или нет? Почему? Учитель мотивирует уч-ся спланировать рефлексию: что необходимо сделать в конце урока?

Урок полезен, всё понятно. (слайд 23)

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.


На этом уроке мы поговорим об обособленных членах. Мы ответим на следующие вопросы: зачем обособляются члены предложения? какие члены предложения могут обособляться? чем отличаются обособленные члены предложения от не обособленных?


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении"


Сегодня на уроке мы вспомним о второстепенных членах предложения; узнаем, как выделить информацию в предложении; выясним, что такое обособление.

На уроке мы


Нам известны следующие члены предложения.

Дополнение. Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Второстепенные члены предложения


Обычно мы произносим предложения с ровной интонацией, немного выделяя новую информацию:

Счастливый мальчик побежал домой.

Но иногда нам хочется дополнительно выделить особенно важную информацию. Например, мы захотели подчеркнуть тот факт, что мальчик был счастлив.

Счастливый, мальчик побежал домой. Как нам удалось выделить нужную информацию?

Мы сделали паузу и с ее помощью как бы отделили определение счастливый от остальных слов.

Паузу мы обозначили запятой.


В результате такого выделения второстепенный член обособляется от остального предложения. Между ним и остальным текстом мы как бы выстроили стену.


Выделяться таким образом могут не только одиночные члены предложения, но и целые обороты.

Мы встретили старушку, угостившую нас пирожками. В этом предложении выделяется хорошо знакомая нам структура – причастный оборот.

Сидя за столом, Коля работал на компьютере. В этом предложении выделен деепричастный оборот.

На урок пришли все, кроме Вовочки. С уточняющими оборотами такого рода мы с вами познакомимся далее.

Первым заметил такой способ выделения русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский. Выделенные слова и конструкции он назвал обособленными членами предложения.

Выделяются не только одиночные слова, но и целые обороты


Сегодня мы попробуем ответить на следующие вопросы об обособленных членах:

Обособленные члены предложения


- Зачем же мы обособляем члены предложения?

Мы встретили старушку.

Мы встретили старушку, угостившую нас пирожками. Мы значительно уточнили информацию.

Зачем мы обособляем члены предложения?


Коля работал на компьютере. Мы получаем определенные сведения о Коле и его занятии.

Коля работал на компьютере, сидя за столом. Круг этих сведений расширится.

Зачем мы обособляем члены предложения?


Зачем мы обособляем члены предложения?


Обособленные члены предложения позволяют уточнить информацию, рассмотреть ситуацию в деталях, выделить важные элементы в речи.

Зачем мы обособляем члены предложения?


- Какие члены предложения обособляются?

Мы встретили старушку (какую?), угостившую нас пирожками. Нам хорошо известно, что причастный оборот в предложении является согласованным определением. Он даже подчеркивается как определение.

Коля работал на компьютере (как?), сидя за столом. Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством и подчеркивается как обстоятельство.

На урок пришли все (кроме кого?), кроме Вовочки. Это предложение осложнено обособленным дополнением.

Какие члены предложения обособляются


Обособляться могут только второстепенные члены. Как бы мы ни старались обособить подлежащее или сказуемое, нам это не удастся. Главные члены предложения не обособляются.

Какие члены предложения обособляются?


Обособляются дополнение, определение, обстоятельство.

Не обособляются подлежащее и сказуемое.

- Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?

Мы увидели отчаянно мяукавшего под окном кота.

Мы увидели кота, отчаянно мяукавшего под окном.

В первом случае мы получаем всю информацию сразу, а потому определение кажется нам нераздельным с объектом, которому дается это определение.

Во втором случае мы отделяем основную информацию – Мы увидели кота – от распространенного определения. Какого кота? Отчаянно мяукавшего под окном. В каком случае определение будет более самостоятельным? Конечно же, во втором.

Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?


Обособленные члены по сравнению с необособленными обладают большей самостоятельностью.

Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?


- Как обособленные члены предложения выделяются в устной речи?

Внимательно прослушаем предложения:


Обособленные члены предложения в устной речи выделяются при помощи интонации. Перед ними и после них делается пауза, они произносятся тише и медленнее.

Как обособленные члены предложения выделяются в устной речи?


- Как обособленные члены предложения выделяются в письменной речи?

Наверняка вы уже заметили, что во всех предложениях, которые мы рассматривали, обособление обозначается запятыми.

Рассмотрим еще одно предложение:

Своё задание – выучить стихотворение – Миша выполнил.

Как обособленные члены предложения выделяются в письменной речи?


Это предложение осложнено обособленным приложением – такой вид обособления мы рассмотрим на следующих уроках. В данном случае обособленное определение выделяется тире.

Обособленные члены предложения в письменной речи выделяются при помощи запятых. В некоторых случаях обособленные члены предложения выделяются при помощи тире.

Как обособленные члены предложения выделяются в письменной речи?


Подведем итог:

- Обособление – это способ выделить информацию, подчеркнуть какие-либо детали.

Читайте также: