Конспект урока правописание разделительного мягкого знака 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками.

Цели : формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком

- образовывать при помощи приставок слова с разделительным ъ

Личностные результаты: Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой

Познавательные: строят несложные рас суждения, устанавливают причинно - следственные связи,

делают выводы, формулируют их; анализируют изучае мые языковые объекты с выделением их

существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную з адач у; учитывают пра ви ло в

планировании и контроле способа реше ния; адекватно воспринимают оценку своей работы

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе ; строят монологическое высказывание,

адекватно используют речевые средства для решения разл ичных коммуникативных задач.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель урока: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи урока:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

Коррекционные:

1.Пополнять словарный запас учащихся.

2.Развивать монологическую речь.

Развивать мелкую моторику.

Совершенствовать зрительное восприятие.

Совершенствовать базовые знания и умения учащихся

3.Воспитывающие:

1.Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: компьютер, письменная тетрадь, ручка, карандаш, карточки – настроения, сюжетные картинки.

I) Организационный этап.

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

III) Актуализация знаний.

1) Проверка Д/З

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2) Минутка чистописания

Найдите одинаковый звук в словах:

ДВЕРЬ, ДРОЗД, ПОДУШКА, ПОМИДОР

Что вы можете сказать об этом звуке?

- Какая буква обозначает этот звук на письме?

- Спишите с доски, продолжив закономерность

да Д дб Д дв Д

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркни букву Д.

Сделал дело – гуляй смело.

Прочитайте еще раз пословицу. Она будет девизом нашего урока.

2) Словарная работа.

Огород, картофель, морковь, огурец, овощи, петрушка, горох. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

Обменяйтесь тетрадями проверте, написание по словарю. (работа в парах)

3) Составление предложения

Составить предложение со словами огород , овощи .

(Ученик составляет устно, учитель записывает в электронной тетради)

Запишите в тетради. На огороде выросли спелые овощи. Дайте характеристику предложению. Разобрать по составу.
II) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной̆ деятельности учащихся.

Слова собрала я здесь не зря:
Дере вья , лис тья и ска мья ,
Коло сья , бра тья и се мья
Чем слова похожи эти отвечайте быстро дети.

(Слова с разделительным мягким знаком)

– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь . Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь . И начнем мы урок с истории.

2) Немного из истории .

Сколько букв в русском алфавите?(33)

В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…

Сегодня мы поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.

IV) Первичное усвоение новых знаний.

1) Формулировка правила.

Ребята, посмотрите к нам на урок прелетел сказочный гость. Отгадайте кто?

Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне.
И пропеллер на спине!

Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)

– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)

– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье )

– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)

– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.

Прочитай слова. Спишите. Подчеркни, разделительный Ь и буквы, между которыми стоит Ь.

(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)

– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные )

– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

– А теперь попробуй сформулировать правило

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма. Давайте проверим, правы ли мы с помощью учебника. Откройте учебник на стр. 68, и прочитайте правило.

V) Первичная проверка понимания

– Молодцы, а мы с вами продолжим нашу работу. Проверим, как вы усвоили правило написания разделительного ь.

– Прочитайте слова на слайде.

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь , 2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье. ( ОЦЕНИТЕ СЕБЯ)

– Зачитай. (оценка учащихся)

– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )

Вывод: Повторим правило

Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

- Как вы, считаете какую функцию выполняет ь знак во втором случае? (обозначает мягкость предшествующего согласного) Молодцы!

VI) Первичное закрепление.

– Продолжаем наш урок. Откроем стр. 69 упр.126. Прочитайте задание.

( оцените свою работу)

- Ребята, посмотрите, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним новым словарным словом. КОМПЬЮТЕР . Что оно обозначает? Компьютер – пришло к нам из английского языка и означает оно вычисляю, считаю. Запишите слова в свои словари, выделите орфограмму.

- Давайте вспомним, что же такое орфоргамма. Прочитайте на стр. 69.

- Ребята посмотрите, к нам на урок пришел вот такой мышонок – озорник, он прогрыз в словах отверстия, давайте посмотрим, какие орфограммы спрятались здесь.( Один ученик называет орфоргамму, другой объясняет правописание, затем все вместе записываем, выделяем орфоргамму.) ( оцените, вою работу)

ЛИСТВА, СЕНТЯБРЬ, ДОЖДЬ, ОКТЯБРЬ, СНЕГ, ХОЛОДА, ВЕТЕРОК, ТРАВА, ЖЕЛТЫЙ, ЦВЕТЫ, ВЬЮГА.

- Молодцы ребята. Посмотрите, над словом вьюга стоит цифра 1, что она обозначает. (выполнить звуко – буквенный разбор слова).

Работа в группах.

Объединитесь в группы по 4 человека, и подберите еще 5 слов с орфограммами на различные правила.

- Молодцы, вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте поиграем,

Я читаю предложение, а вы заменяете его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, для девочки. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

Расскажите правило. Возьмите карточки, подчеркните слова с разделительным ь знаком.

VII) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашним заданием будет упражнение 127.

VIII) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Скажи, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали? Что ты запомнил? Возникли ли у тебя трудности в течении урока?

Сегодня за урок .

ВЫ очень старался и быстро выполнял все задания. Выбери смайлик, который сейчас соответствует твоему настроению.

познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;

коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

2.Мотивация к деятельности.

Ребята! Я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок?

С таким настроением у нас все получится!

Проверили посадку, положение тетради.

Открываем тетради, записываем число, кл. работа

Минута чистописания

Ья- начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;

- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). состоит из трёх элементов)

- (первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и почти доводим до верхней линии РС;

- (второй элемент) уходим вверх влево и пишем маленький овал, вернувшись к точке начала его написания (высота овала – до середины РС) и поднимаемся к верхней линии РС, касаясь её;

- (третий элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и третьим элементами образовался уголок (с середины РС).

Ью - начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;

- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). начинаем писать с верхней линии РС: пишем короткую наклонную линию до нижней линии РС;

- пишем овал, касаясь нижней и верхней линий РС.

3. Актуализация знаний.

2) Словарный картинный диктант. Ребенок за доской, (поставить ударение, разделить на слоги ) .

трактор, ракета, альбом, пшеница, овёс, орех, компьютер

- Да, это новое словарное слово. Давайте вместе его произнесем. На какой слог падает ударение? Какие буквы вы должны запомнить в этом слове?

Работу за доской проверяет и оценивает ( ученик).

-Проверить друг у друга с помощью словаря, нет ошибок- пять, одна четыре, две и более три.

-Кто справился без ошибок? У кого 2 ошибки?3- ошибки?

Составьте с новым словарным словом предложение.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ.

-выделите грамматическую основу

-сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?

-Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа?( простое)

-Какое это распространенное или нераспространенное предложение? (распространенное).Докажите, что это распространенное предложение. (т.к. здесь есть второстепенные члены).

-Какую роль они играют? (они поясняют главные члены)

-Ребята, у нас сегодня гость, слушайте внимательно, он подскажет вам тему сегодняшнего урока).

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - … (мягкий знак)

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (мягкий знак). Но какой мягкий знак – это вам надо определить.

4. Определение темы и целей урока.

-Посмотрите на слово компьютер. Где вы видите ь? Какие буквы он разделяет? Значит, какую работу выполняет этот ь? Как же его правильно назвать: разделительный или смягчающий?

-Да, друзья мои, мы сегодня будем говорить именно о разделительном мягком знаке) ( на доске открываю тему урока).

- А что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке по этой теме?

(Где в словах пишется мягкий знак? Для чего мягкий знак нужен? Какие функции мягкий знак выполняет? )

5. Открытие нового знания.

Сейчас вам предлагаю поработать в паре. Ваше задание: Найдите слова с разделительным мягким знаком, списать их, подчеркнуть ь.

Листья, парк, жёлуди, старый, ружьё, льют, собака, шерсть, вьюга, платье ,ведро, ручьи, метель.

-Что вы можете сказать, посмотрев на эти слова, когда пишется разделительный мягкий знак? Какой вывод сделаете? Чему вы научились выполняя этот вид работы?

-Давайте обратимся к учебнику и убедимся, правильный ли вывод сделали? познакомимся с правилом. Стр. 68. (Читает ученик правило)

- И так, на что нужно обратить внимание? ( пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками).

ФИЗМИНУТА (компьютер)

6.Закрепление нового.

перейдем к выполнению упражнения.(посмотрите глазками)

Упражнение № 127,С 69.

- Найдите ребята слова с разделительным мягким знаком ( ком/пью/тер, о/бе/зья/на , ва/ре/нье , вью/га)выписываем в первый столбик (у доски записывает ученик)

- Во второй столбик выпишем слова с мягким знаком показателем мягкости ( ма/лень/кий, ап/рель/ский, день)

- Посмотрите на слова второго столбика

-что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков ( букв больше, чем звуков)

- что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков в первом столбике

( букв столько же, сколько и звуков) мягкий знак звука не дает, а вот гласный дает два звука и занимает его место)

- У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно самостоятельно на листочках.

- В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока.

- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!

-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

На дом с. 69 №126 (р.т. стр.39 упр.94)

Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот напоследок хочу задать вопрос, в каких еще словах встречается разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объёмный отурытый урок по русскому языку в 3 классе "Разделительный ь".

Тема: Разделительный мягкий знак.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цель: формировать навык правописания слов с разделительным Ь.

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- применять правила делового сотрудничества;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на страницах учебника;

- находить ответы на вопросы.

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- организовывать совместную работу в паре, в группе;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- анализировать свою работу, находить ошибки, исправлять их причины

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, алгоритмы.

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.(дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваются обратно) (Слайд 1)

-Прозвенел уже звонок-

Мы друг к другу повернулись

И друг другу улыбнулись.

(НА ДОСКЕ появляется пословица с ошибками: (Слайд 2) Учене – свет, а неученее – тьма)

- Прочтите пословицу. На что обратили внимание? (есть ошибки) В каких словах? (УченЬе и неученЬе) (Слайд 3)

- Да. Там должен быть Ь. Какую функцию он выполняет в этих словах? (разделяет согласную и гласную)

- Как вы можете сформулировать тему нашего урока? (Разделительный Ь) (Слайд 4)

(НА ДОСКЕ появляется тема + перевернуть листок с названием темы на обычной доске, чтобы она была весь урок)

2.Актуализация и пробное учебное действие.

- Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. (17 октября)

- Понаблюдайте за буквосочетаниями: (НА ДОСКЕ) (Слайд 5) нь нья мь мья

- Какую роль выполняет Ь в буквосочетаниях: нь, мь, бь, вь? (Смягчает согласную) Приведите примеры слов с этими буквосочетаниями.

- Какую роль выполняет Ь в буквосочетаниях: нья, мья, бьи, вьи? (Разделяет согласную и гласную) Значит он…? (разделительный) Приведите примеры слов с этими буквосочетаниями.

- Запишите слова, используя данные буквосочетания, в которых есть разделительный Ь и подчеркните его.

- Проверьте свои работы. (Слайд 6) (НА ДОСКЕ появляется запись: нья, мья, бьи, вьи.)

- У вас должны быть слова с данными буквосочетаниями: нья, мья, бьи, вьи. Прочтите свои слова. (…)

- У вас на партах у каждого есть ЛИСТОК САМООЦЕНКИ. На нём изображены незаконченные смайлики. Вам после каждого задания нужно оценить свою работу, дорисовав нужный знак. Если всё правильно, то …, (Слайд 7)если немного ошибся, то …, (Слайд 8) если совсем неправильно, то … (Слайд 9) .

- Оцените свою работу на листе самооценки.

- Сейчас вам нужно по моим описаниям отгадать слова и записать их в тетрадь. (сначала отвечают, потом пишут)

Дождливая пасмурная погода (ненастье) (Слайд 10)

Домики для пчёл (ульи) (Слайд 11)

Мама, папа и дети (семья) (Слайд 12)

Очень любит есть бананы. Это точно… (обезьяна) (Слайд 13)

Чувство огромной радости (счастье) (Слайд 14)

- Что общего у всех этих слов? (есть разделительный Ь)

- Сверьте свои работы с эталоном на доске. (Слайд 15) (НА ДОСКЕ появляется запись всех этих слов) Подчеркните орфограмму.

- У кого все слова записаны верно?

- У кого были ошибки?

- Оцените свою работу на листе самооценки.

3.Локализация индивидуальных затруднений.

- Что вызвало затруднение? (забыл правило написания разделительного Ь)

- Кто готов нам напомнить правило написания разделительного Ь? (…)

- Давайте послушаем более точную формулировку. (включается запись) (2 - 2)

- Теперь давайте вспомним алгоритм грамотного письма. (на обычной доске прикреплены на магнитах полоски с пунктами из алгоритма)

- Поставьте пункты в правильную последовательность. (выходит ученик) Проверьте. (если нужно– исправьте)

Алгоритм грамотного письма.

2.Определи опасное место.

4.Вспомни и примени правило.

- Теперь давайте вспомним алгоритм действий при написании слов с разделительным Ь. (на обычной доске прикреплены на магнитах полоски с пунктами из алгоритма)

- Поставьте пункты в правильную последовательность. (выходит ученик) Проверьте. (если нужно- исправьте)


4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

- Итак, какие цели мы можем поставить перед собой на уроке? (отработать правило написания слов с разделительным Ь; тренироваться писать без ошибок слова с разделительным Ь; развивать внимание, память, речь)

- Что будем для этого использовать? (правило написания разд. Ь; алгоритм действий при написании слов с разд. Ь; эталоны – образцы; учебник)

5.Реализация построенного проекта.

- Правило вспомнили, алгоритмы вспомнили. Теперь поиграем.

- Я сейчас буду называть слова. Если вы услышали слово с разд. Ь , то издаёте один хлопок, если нет разд. Ь, то ничего не делаете. (лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, дождь, огоньки, ручьи, новоселье, колосья) Молодцы.

- Оцените свою работу на листе самооценки.

(НА ДОСКЕ: верные друзья СПРАВА КАРТИНКИ друзей

удобное жильё жилья

тёплой осенью осени

шустрые воробьи воробьёв)

- На какое правило все слова справа? (разд. Ь)

- Постарайтесь запомнить эти словосочетания. (затем пропадают правые слова и картинки) (Слайд 17)

- По первому слову каждой пары восстановите и запишите словосочетания. Подчеркните разд. Ь.

- Проверьте себя по эталону. (НА ДОСКЕ появляется запись) (Слайд 18)

- У кого нет ошибок?

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

- У кого есть ошибки?

- Оцените свою работу на листе самооценки.

- Анализируем с проговариванием. (ученики, допустившие ошибки, проговаривают по алгоритмам, которые у каждого на парте)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Теперь, ребята, вам нужно выполнить индивидуальные задания разного уровня сложности.

- Те ребята, которые ошибались при написании слов с разд. Ь, возьмите конверт с красным значком, а те, которые не ошибались – конверт с зелёным значком. На обратной стороне конверта напечатано задание. Задача всех – выполнить задание в тетради. (Слайд 19)

- Запишите слова, соответствующие данным картинкам. Подчеркните разделительный мягкий знак. Картинки: листья, деревья, перья, сосулька, печенье, деньги, муравьи, ружьё.

- Спишите словосочетания, исправив ошибки. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Жёлтые листя, подарить колцо, постирать белё, сварить варьене, поют солови.

- А теперь достаньте из конвертов эталоны для самопроверки. Сверьте свою работу с эталоном. (Слайд 20)

- Кто работу выполнил верно? Сделайте вывод (мы усвоили эту тему)

- Кто ошибался? Сделайте вывод : что нужно предпринять? (ещё потренироваться)

- Оцените свою работу на листе самооценки.

8.Включение в систему знаний и повторение.

1.Работа по учебнику. (Слайд 21)

- Теперь, ребята, откройте учебник на странице 69. Упражнение 126.

- Читаем задание. (Прочитайте. Озаглавьте текст) (дети читают по одному предложению)

- Как можно озаглавить? (Мышки)

- Что обозначает каждое выделенное слово? (…) Обратите внимание на выделенные слова. Что вы заметили? (Звучат и пишутся одинаково, а лексическое значение у них разное) К какой лексической группе относятся такого рода слова? (К омонимам)

- В каких словах употреблён разделительный Ь? (Компьютер, с помощью)

- В каких словах мягкий знак как показатель мягкости согласного звука? (маленькая)

- Спишите второе предложение. Обращаю внимание, там есть кавычки. Они пишутся … .Подчеркните в словах разделительный Ь. (один ученик работает у доски) Проверьте.

- Оцените свою работу на листе самооценки.

2.Работа со словарным словом КОМПЬЮТЕР.

- Рассмотрите картинку и прочитайте слово. (на обычной доске появляется карточка слова КОМПЬЮТЕР)

- В каком словаре можно посмотреть значение этого слова? (в толковом)

- Откройте словарь и прочитайте о лексическом значении слова. (…)

- Какую роль выполняет Ь? (разделительный)

- Какие ещё есть орфограммы в этом слове, помимо разд. Ь? (правописание непроверяемых гласных О и Е.

- Постарайтесь запомнить, как пишется это слово. Повторите вместе, проговаривая каждую букву. (…)

3.Повторение правил переноса слов с Ь.

- Теперь давайте вспомним правила переноса слов, в которых есть Ь. (дети отвечают)

- Давайте послушаем более точную формулировку. (включается запись)

- Теперь поиграем. (НА ДОСКЕ появляется задание – раздели слова для переноса.) (дети по-одному выходят к доске и передвигают чёрточку в нужное место) Молодцы.

4.Работа по учебнику.

- Посмотрите в учебник упражнение 127. Прочтите все слова. (…)

- Прочтите теперь только выделенные слова. (компьютер, самолёт, паровоз.)

- Какие изученные орфограммы есть в данных словах? (разд. Ь, Ь – показатель мягкости согласного, непроверяемая гласная в корне слова, парная согласная)

- Запишите только слова с разд. Ь, разделяя чёрточкой для переноса. (один ученик выполняет у доски)

- Взаимопроверка. Меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем работу, сверяясь с эталоном. (НА ДОСКЕ появляется верная запись) (Слайд 22) (Ком-пью-тер, обе-зья-на, ва-ре-нье, вью-га) Верните тетради друг другу. Рассмотрите свои ошибки.

- Оцените свою работу на листе самооценки.

5.Работа с пословицами.

- Теперь поиграем. Помоги гномам починить домик. (НА ДОСКЕ появляется)

- Вставь подходящие слова в пословицы. (ученики по-одному подходят и передвигают нужное слово) Объясните пословицы. (…) (Ученье – свет, а неученье – тьма. Честь лучше бесчестия. Курить – здоровью вредить. Друзья познаются в беде.)

6.Работа в группах.

- Кстати о друзьях. Сейчас мы будем работать в группах. Вы должны помогать друг другу. Объединитесь в группы.

-У вас на листках есть задание. Прочтите его. (Слайд 23) ( Исправьте ошибки в предложениях, сосчитайте их и запишите внизу число)

(Друзя нашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари – рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.)

- Сколько ошибок вы нашли? (должно быть 10)

-Проверяем. Называем слова с ошибками по очереди. (и сразу НА ДОСКЕ появляется правильная запись)

- Та группа, которая где-то не нашла ошибку – исправьте.

- Оцените свою работу на листе самооценки.

- А теперь вам предстоит выполнить небольшой тест.

- У каждого на листе напечатан тест. (Слайд 25) Ваша задача отметить в нём верные ответы и поднять руку.

Разделительный Ь пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) на конце слова;

В) в корне слова после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.

В каком ряду во всех словах пропущен разделительный Ь:

А) печен*е, руж*ё, дерев*я; Б) хлоп*я, апел*син, кол*цо;

В) друз*я, суч*я, мал*чик

Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) крылья; Б) листя ; В) перья

А) пеньки; Б) пальчики; В) соловьи

Укажи слово с правильным переносом.

А) вь – юга; Б) крыль – я; В) маль – чик

- Проверяем свою работу по ДОСКЕ. (появляются правильные ответы) (Слайд 26)

- Оцените свою работу на листе самооценки.

9.Рефлексия деятельности на уроке.

- Какие цели мы ставили сегодня перед собой на уроке? (отработать правило написания слов с разделительным Ь; тренироваться писать без ошибок слова с разделительным Ь; развивать внимание, память, речь)

- Достигли ли мы их?

- Что нам помогало? (правила, алгоритмы)

- Подведём итоги. Посмотрите на свой оценочный лист. У кого все смайлики вот такие … ?

У кого есть такие … ? У кого были такие … ?

- Теперь оцените свою работу на уроке. Поднимите соответствующий знак. (Слайд 27)

КРАСНЫЙ КРУГ --- В следующий раз все получится!
ЖЁЛТЫЙ КРУГ --- Я старался, но у меня не все получилось!
ЗЕЛЁНЫЙ КРУГ --- Я старался и у меня все получилось!

Домашнее задание. (Слайд 28)

Читайте также: