Понятие культуры формы и разновидности культуры конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Замечательное чувство - знать, что ты сам строишь мир.

Цели: ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры; закрепить умение делать выбор в условиях альтернатив.

I. Организационный момент

Учитель рассказывает об особенностях изучения модуля, называет его основные дидактические единицы и умения, которыми должен овладеть каждый учащийся в процессе изучения вопросов модуля.

II. Актуализация опорных понятий

- Назовите первую среду обитания человека. ( Природа, естественная среда обитания.)

- Назовите вторую среду обитания человека. ( Культура, искусственная среда обитания.)

- Какие две группы ценностей образуют культуру? (Материальные и духовные.)

III. Изучение нового материала

2. Виды культуры.

3. Функции культуры.

1. Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

2. Культура (cultura (лат.) - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание - исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Таким образом, культура - это все ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни.

Культура есть средство отражения окружающего человека мира, который по своей природе противоречив. Какие же противоречия есть в культуре?

1. Между традиционной культурой и новыми тенденциями ее развития, например, компьютерный дизайн во многом облегчает принятие решения по обустройству быта.

2. Между нормативностью культуры и свободой ее интерпретации (из периода матриархата дошел обычай пропускать женщину вперед. Но все ли мужчины так поступают?).

3. Между социализацией личности и ее индивидуальностью (просматривая очередной боевик, одни зрители находят лишнее подтверждение тому, что сильный всегда прав; другие становятся еще более непримиримыми ко злу и убеждаются в необходимости активно противостоять ему).

(В ходе дальнейшей беседы учащиеся должны привести для доказательства конкретные факты.)

2. Виды культуры

Культура как многоуровневая система подразделяется:

• на мировую и национальную, причем лучшие образцы национальной культуры признаются мировыми шедеврами;

• материальную и духовную;

• духовная культура включает в себя философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру.

(Учащиеся приводят примеры каждого вида духовной культуры, а затем характеризуют какой-нибудь памятник культуры с позиции всех видов. Например, творчество Майи Плисецкой - это шедевр национального и мирового уровня, культура эстетическая и художественная, в определенной степени познавательная.)

3. Функции культуры

• информационная (обеспечивает процесс культурной преемственности и проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении и хранении информации);

• познавательная (стремится создать свою картину мира);

• ценностная (аксиологическая) (показывает значимость или ценность того, что в данном обществе и на данном этапе является ценным или значимым);

• нормативная (поддерживает определенное сбалансированное отношение человека с окружающей природной и социальной средой);

• потребительская (релаксационная) (позволяет человеку, приобщающемуся к культуре, духовно отдыхать, освободиться от напряжения).

(Учащиеся комментируют каждую функцию примерами, выделяют главную функцию - человекотворческую.)

IV. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает следующие задания для обсуждения.

2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (Попустительство может быть от равнодушия, потворство всегда сознательно.)

1. § 12, с. 97-98, задания 5 и 6 как темы эссе (Кравченко).

Дополнительный материал Как умирают языки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гереева Зарема Улашевна , учитель общественных дисциплин, ППК им Расула Гамзатова, город Буйнакск, Республика Дагестан.

Тема: Культура. Формы культуры.

Эпиграф к уроку:

Цели: -усвоение студентами понятий элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура;

-развитие познавательного интереса, речи и внимания студентов, умение анализировать и сравнивать формы культуры;

-прививать студентам эстетические чувства к культуре, а так же чувства уважения ко всем формам культуры.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, видеоматериалы, рабочие тетради, учебники, раздаточный материал.

Основные понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура;

Тип урока: изучение нового материала.

Организационный этап

Создание проблемной ситуации

Объяснение нового материала

Закрепление пройденного материала

Задание на дом.

Организационный этап.

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас очередной урок обществознания, и я надеюсь, что он пройдёт в благоприятной обстановке и вы уйдёте с урока обогащённые новыми знаниями.

Создание проблемной ситуации.

Зачитываю эпиграф: Культура великий учитель того, как следует жить. Дина Дин.(подчёркиваю, что автор наш современник) (слайд №1)

- Как вы понимаете данные слова? (ответы студентов)

Я обобщаю. – культура учит нас жить. Она проявляется во всех сферах нашей жизни.

Опережающее задание.

- Я предлагала вам подобрать ещё разнообразные высказывания классиков о культуре. Давайте поделимся ими. (студенты Нюрипат, Жавгарат, Жамилят, Бийке, Шуанат и др. рассказывают разные эпиграфы цитаты афоризмы о культуре)

Объяснение нового материала.

- познакомиться с понятием культура, её видами и основными формами;

- познакомиться с понятиями субкультура и контркультура;

- выяснить как культура может влиять на развитие общества в целом и на развитие каждого человека.

Работать будем по следующему плану. Запишите план в тетради. Слайд№2

Понятие и виды культуры.

Субкультура и контркультура.

В этом мне помогут Джамиля и Марьям .

Два ангела - один молодой, другой постарше – смотрели с неба на землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.

- Зачем Бог сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.

- Чтобы он мыслил, - ответил наставник.

- Мыслил?! Зачем человеку мыслить?

- Чтобы он творил культуру.

- А что такое природа?

- Она есть Путь к Богу.

- А зачем человеку путь к богу?

- Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

- Покажи мне Культуру.

Старший ангел указал ему на один из больших городов земли.

- Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны… Всё, что в них хранится и происходит, называется искусством. Слайды № 4-8

- Искусство, - повторил младший ангел, чтоб запомнить.

- Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, интернет. Делает всё это наука… слайды № 9-14

- Наука, искусство… - повторил молодой ангел.

- В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование… слайды № 15-16

- Образование, наука, искусство…

-А вот те красивые сооружения с золотыми купалами есть храмы. В них люди молятся Богу. Это есть религия… слайды № 17-20

- Религия, образование, наука, искусство… Всё это культура?

- Да культура – она и есть путь к Богу – ответил наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.

Но в это время произошло что то страшное.

Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом провисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого неба. слайд № 21 ( видео уничтожение Сирии)

Молодой ангел ужаснулся

- Зачем человек взорвал культуру?

Ангел настаник заплакал:- Человек опять оступился.

Обсудили притчу. Опираюсь на ответы студентов.

-А теперь давайте узнаем какие виды культуры существуют. Прочитаем из учебника на стр 141 . Слайд №24

-Итак, мы узнали какие виды культуры существуют. Но есть еще одна классификация культуры. Это формы культуры.

– различают следующие формы культуры: народная, элитарная и массовая.

-Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна, т.е. мы не знаем кто её автор, кто её создал. Образцами народной культуры являются народные песни, сказки, былины, эпосы, мифы, легенды, одежда, орудия труда и быта.

В науке народная мудрость называется фольклором (от англ фольклор – это народная мудрость) слайды № 26-31. Примеры народной культуры

Давайте закрепим знания о народной культуре. Для этого зачитаем из учебника признаки народной культуры: (работа с книгой) слайд № 32

Создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, но при этом обладает большой художественной ценностью.

Не теряет актуальность со временем и является культурным наследием.

Народную культуру называют любительской.

В её создании участвуют все желающие, т.е. она является общедоступной.

- Запишем эти признаки в тетрадь.

- Следующая форма культуры – элитарная культура. Элитарная культура происходит от слова элита . это французское слово которое означает – лучшее, отборное.

Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг людей. Это высокообразованные люди – критики, литературоведы, музыканты, т.е. люди разбирающиеся в искусстве.

Примерами элитарной культуры являются: слайды № 34-46

Фильмы Федерико Фелини – итальянский кинорежиссер. Его работы – Голос луны, Город женщин, Гиблый город… Андрея Тарковского – советского кинорежиссера, его работы – Зеркало, Борис Годунов, Мне 20 лет… Акира Куросавы – японский кинорежиссер. Его работы Телохранитель, Семь Самураев, Великолепная семёрка…

Музыка таких композиторов как Игоря Стравинского, Римского Корсакова, Альфреда Шнитке и многих других.

А так же балетное и оперное искусство.

Давайте зачитаем в учебнике признаки элитарной культуры: (работа с книгой) Слайд №47

1. Создаётся профессиональными творцами;

2. Трудна для понимания неподготовленного человека

3. Опережает уровень восприятия среднеобразованного человека

4.У неё ограниченный круг её почитателей.

-Запишем эти признаки в тетрадь.

Послушаем музыку Римского Корсакова. Слайд №48

Элитарной культуре противопоставляется массовая культура.

Массовая культура – явления в истории человечества достаточно молодое. Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было изобретение во Франции братьями Люмьер кинематографа слайд №49

22 марта 1895 года в Париже прошёл первый публичный киносеанс слайд №50

Он был доступен для восприятия всем. Он не требовал умения читать, считать.

Поэтому понравился всем, т.к. в то время образованных людей было мало.

Затем появилось радио, телевидение, интернет.

На Западе массовая культура рассматривается как коммерческая. Вы согласны с этим? Почему? (Потому что массовая культура при продаже способна приносить прибыль. Она создаётся ради прибыли.)

Как в любом виде коммерции, неотъемлемой частью мировой культуры является реклама. Телевидение, радио, кинематограф существуют за счёт рекламы.

Ярчайшими примерами массовой культуры является продукция Голливуда, которая заполонила весь мир.

В своё время киноиндустрия Индии была очень развита.

Сегодня коммертизации подверглись книгопечатание, пресса, музыка, фотография и даже медицина и образование.

Массовая культура оказывает большое влияние на человека, в том числе и психическое. В результате воздействия массовой культуры человек становится как бы зомбированным, заряжённым коллективным настроением массовой культуры.

Через СМИ нам навязывают кумиров, образы мыслей, образ жизни.

Примерами массовой культуры являются: музыка, мультфильмы, пресса, фильмы, телепередачи, реклама и даже наша одежда . Слайды № 51-56

-Давайте зачитаем в учебнике признаки массовой культуры: (работа с книгой) Слайд №57

1.Обладает меньшей художественной ценностью;

2. У неё самая широкая аудитория;

3. Легко доступна для восприятия;

4. Быстро теряет актуальность и выходит из моды.

Следующим пунктом нашей темы является вопрос о субкультуре и контркультуре.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп, постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Она то и называется субкультурой.

-Давайте зачитаем в учебнике определение субкультуры: стр 146 . (работа с книгой) запишем определение в тетрадь. Слайд № 58

Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определённой социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но тесно связанная и не противоречащая ей.

Так, например, различают городскую и деревенскую, молодёжную и национальную, криминальную и профессиональную и т.д.

Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже речью.

Особую разновидность субкультуры представляет контркультура.

-Давайте зачитаем в учебнике определение конркультуры: стр 146 . (работа с книгой) запишем определение в тетрадь. Слайд № 59

Контркультура – это культура, которая не только отличается от доминирующей но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.

Например контркультура неформальных молодёжных группировок таких как панки, хиппи, эмо. Слайды № 60-64.

Если представители субкультуры хотя и не полностью, но всё же воспринимают основные нормы и ценности общества, то представители контркультуры отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

Молодёжь наиболее подвержена различного рода влияниям, как положительным, так и отрицательным. Некоторые молодые люди могут позволить себе переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться личного успеха. В этих условиях есть реальная опасность потери молодым поколением своего интеллектуального и социального потенциала.

Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать молодёжь, формировать у неё моральные ценности, идеалы и нравственные ориентиры.

Давайте посмотрим один из примеров процесса воспитания подрастающего поколения. Это пример наиболее часто встречаемый в нашей жизни.

Ералаш. Джентельмен. Слайд№ 65

Закрепление пройденного материала.

Сегодня мы с вами углубили знания о понятии культура. Познакомились с формами культуры, а так же с понятиями субкультура и контркультура.

Давайте выполним с вами тест на закрепление материала.

Культура созданная анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:

а) элитарной; б) народной; в) массовой; г) духовной.

Опера и балет относятся к произведениям:

а) народной; б) элитарной; в) массовой; г) материальной.

Какая черта характеризует исключительно массовую культуру:

а) связь с творчеством; б) сложность и противоречивость; в) недоступность; г) коммертизация.

Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков:

а) элитарная; б) народная; в)массовая; г) духовная.

а) народной; б) элитарной; в) массовой; г) культуры как таковой.

Неотъемлемой частью какой культуры является реклама:

а) народной; б) элитарной; в)массовой; г) материальной.

Отличительной чертой элитарной культуры является:

а) сложность содержания; б) традиции и обычаи; в) прибыль; г)рассчитана на широкую публику.

К какой форме культуры относится героический эпос, обрядовые песни, фольклор:

а) народной; б) элитарной; в) массовой; г) культуре как таковой.

Разновидность культуры которая отличается от основной, но не противоречит ей:

а) доминирующая культура; б) субкультура; в) контркультура.

Разновидность культуры которая не только отличается от основной, но и противоречит ей, находится с ней в конфликте:

а) доминирующая культура; б) субкультура; в) контркультура.

На доске ключи к тестам и критерии оценивания слайд № 66-67

Студенты выполняют самопроверку.

Задание на дом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В широком значении культура - 1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также 2) результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя.

В узком значении понятие культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. . Культура = духовная жизнь общества.

Слагаемые человеческой культуры – экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.

Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией. Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь.

ПОДРОБНО

В широком значении культура - 1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также 2) результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя.

Ценности – характеристика идей, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества.

Виды ценностей: 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота)
Признаки культурных ценностей:

1) устойчивость данной культурной ценности (она должна существовать на протяжении нескольких поколений);

2) признание на разных уровнях человеческого общества (уровень конкретной личности; уровень социальной группы; уровень общенациональный; уровень цивилизационный; уровень общечеловеческий);

3) культурная ценность может быть выражена только при помощи знаков и символов.
Проблемы данного подхода:
1) Существуют ли общечеловеческие ценности?
По поводу существования общечеловеческих культурных ценностей идут нескончаемые дискуссии. В настоящее время под ними чаще всего понимаются ценности европейской цивилизации. Однако из-за конфессиональных и национальных различий говорить о единых культурных общечеловеческих ценностях пока вряд ли возможно.
2) Культура: благо или зло?
Часть философов считала культуру средством закабаления людей. Ницше и Лев Толстой провозгласили тезис о том, что человек по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другие учёные (Гердер и др.), наоборот, называли культуру средством облагораживания человека.

4) Деятельностные (антропологические) определения.
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты (вторая природа).
Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям.
Артефакт культуры (от лат. аrte – искусственный + factus – сделанный) – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание.

Артефактами культуры являются: 1) созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; 2) феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.
Однако этот подход страдает существенным недостатком: получается, что . любая деятельность человека подпадает под определение.

1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);

2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления;

3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.
12.5.3. Традиции и новаторство.
Развитие культуры – процесс двуединый = 1) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства.
Традиция (от латинского traditio – передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Накопление (пути приращения) культурных ценностей:
1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий);
2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).
Культурная аккумуляция (от латинского accumulatio – собирание в кучу, накопление) – накопление культурного потенциала, наследия.

Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

12.6.6. Вестернизация и модернизация.
Модернизация (франц. moderisatio, от moderne новейший, современный) – 1) обновление, изменение применительно к новым, современным требованиям; 2) переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному.

1) Швейцер Альберт (1875-1965) – немецко-французский мыслитель, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. В 1913 организовал больницу в Ламбарене (Габон), которая стала главным делом его жизни. Исходный принцип мировоззрения – благоговение перед жизнью, ее сохранение и совершенствование как основы нравственного обновления человечества, выработки универсальной космической этики.

2) Махатма Ганди (1869-1948) – духовный основатель независимой Индии. Пытаясь противостоять дискриминации индийцев, он в 1906 впервые провел кампанию ненасильственного сопротивления, или гражданского неповиновения. Эту тактику он разработал под влиянием произведений Генри Торо, Льва Толстого, Евангелия и индусских священных книг.

Вводное слово учителя: Мы неоднократно сталкивались с понятием “культура”. В обществознании встречается около 200 определений этого понятия.

Что же подразумевают учёные – обществоведы под этим понятием? Что такое культура?

Её виды, функции.

Тема нашего урока. Работая с материалом, сравните определения термина “культура” и выделите основные признаки этого понятия.

Учитель: Понятие “культура” употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций, (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения.

Вывод: Таким образом, культура – это всё ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. Как видим, культура есть средство отражения окружающего мира. Значит, ключевым словом является слово “творчество”. Здесь уместны слова Азимова: “Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир”.

  1. Между традиционной культурой и новыми тенденциями её развития, например, компьютерный дизайн во многом облегчает принятие решения по обустройству быта.
  2. Между нормативностью культуры и свободой её интерпретации (из периода матриархата дошёл обычай пропускать женщину вперёд. Но все ли мужчины так поступают?)
  3. Между социализацией личности и её индивидуальностью (просматривая очередной боевик, одни зрители находят лишние подтверждение тому, что сильный всегда прав; другие становятся ещё более непримиримыми к злу и убеждаются в необходимости противостоять ему.)

3, Виды культуры

  • на мировую и национальную, причём лучшие образцы национальной культуры признаются мировыми шедеврами;
  • материальную и духовную;
  • духовная культура включает в себе философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру;

Задание: приведите примеры каждого вида культуры. Дайте характеристику памятника культуры с позиции всех видов.

Учитель: Духовная культура.

Духовность. Что это такое? Эту часть урока я начну с притчи

Однажды отец богатой семьи решил взять с собой своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень богатой семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец.

- И чему ты научился из этого?

- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них – четыре пса. У нас есть бассейн среди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? У отца и сына разные точки зрения. Имея любовь, друзей, семьи, здоровья, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите все! Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!

Что такое духовность?

На этот вопрос я ответила так:

Духовность – это то, что отличает нас от мира животных. И надо много трудиться, чтобы достичь её.

Порассуждаем и мы на эти сложные темы.

Ф.М. Достоевский писал: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой – то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин”.

- Как вы понимаете слова писателя?

- Что же включает в себя духовный мир человека?

Вывод: Духовность – личное качество человека, обладающего богатым духовным миром.

- Лёгок ли путь к духовности? Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:

- Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

На что Сократ ответил:

- Конечно, потому что ты их зовёшь вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.

Вывод: Таким образом, на социально – психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:

Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека.

Духовное развитие общества. Что это? Как происходит?

Послушай притчу и выскажите предположение, что такое духовное развитие общества.

Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им о пути человека к мудрости, он сказал:

- Путь человека к мудрости похож на путь шелка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шелк, человек проходит похожий путь к мудрости.

- Как это? – изумились ученики. – Расскажи нам, Учитель.

- Первый шаг – шаг рождения, - начал Хинг Ши, как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.

Второй шаг – шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице, питается он тем, что сам не собирал, совершая свой второй шаг.

Третий шаг – шаг кокона. После того как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек, же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.

Четвёртый шаг – сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек, же решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные нити познания.

Пятый шаг – шаг закрепления - заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей связывают в одну, более прочную шелковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.

Тут Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:

- Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?

- Шестой шаг – шаг соединения и гармонии, - ответил мудрец, - когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.

- Значит, на этом шестом шаге мудрость укрепляется, так же как на пятом, - сказал Янг Ли.

- Но только на шестом она начинает приносить плоды, - улыбнулся Хинг Ши.

- Как происходит духовное развитие общества?

Пути приращения духовного богатства:

1. Путь преемственности. Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом, могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы: обычаи, обряды, церемонии.

2. Путь новаторства. Культура развивается за счёт пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха, вне зависимости от материальных и иных условий существования людей, порождает новаторов – творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающие шедевры искусства. Не всегда современники могут по достоинству оценить новые явления в духовной культуре.

Закрепление изученного материала

1. Древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал:

“Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим”. Какие три книги (фильма, записи музыкальных произведений и т.д.) вы бы посоветовали взять с собой человеку, отправляющемуся в рамках испытательной программы в барокамеру на три месяца?)

2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (попустительство может быть о равнодушия, потворство всегда сознательно.)

Читайте также: