Политика советской власти в отношении казачества нэп конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Окрепнув в центральных районах страны, Советская власть провела целый комплекс сложных военных, политических, социально-экономических и культурных мероприятий на Кубани. В январе 1920 г. в Екатеринодаре состоялся Верховный круг 3-х казачьих войск – Кубани, Дона и Терека. Провозгласившей себя верховной властью по делам общим, для данных территорий. А.И. Деникина провозгласили главой южной русской власти, но после отступления белых из Екатеринодара этот договор был объявлен несостоявшимся.

Уже 5 марта 1920 г. в Екатеринодаре и Кубанской области введена в действие Конституция РСФСР. К концу марта все властные полномочия перешли к Кубанскому революционному комитету, все органы сформированные во время Гражданской войны обязаны были работу прекратить.

В начальный период политика Советской власти на Кубани носила мягкий характер. Основные преобразования касались экономической и политической сфер: были отпущены по домам пленные казаки, велась регистрация бывших чинов полиции, жандармерии и офицеров-белогвардейцев, осуществлена национализация крупных и средних промышленных предприятий, средст транспорта и связи, переведены в подчинение новый управленческих структур нефтяные фирмы. МЕТАЛЛООБРАБАТЫВЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, МАГАЗИНЫ, ЗАВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕНИЯ ЛЕЧЕБНО-КУРОРТНОГО ХАРАКТРЕРА.. На Кубани с весны 20 г. функционировали агитационные поезда, участники агитпоездов проводили митинги. Распространяли литературу пропагандистского содержания. В этих поездах бесплатно показывали фильмы. К лету 1920 г. мирная жизнь практически восстановилась. Для более успешного проведения политики Советского правительства на Кубани весной началось формирование молодежной организации, подконтрольной областному комитету партии, - Российский коммунистический союз молодежи – комсомол. Уже 1 августа 1920 г. состоялся 2ой Кубано-Черноморский съезд комсомола. С этого момента комсомольцы принимали достаточно активное участие в продвижении политики партии на Кубани. Кубань являлась наиболее благоприятным регионом для проживания, что обеспечило значительный приток населения как в города, так и в сельскую местностьУпразнение Кубанского казачьего войска способствовало проведение переделывание войсковых земель в пользу бедняков.

Развитие НЭПа на Кубани и ввод в действие Земельного кодекса РСФСР обострился земельный вопрос. В Земельном кодексе отмечалось, что частная собственная собственность на землю отменена навсегда, а владение землей допускалось только на правах трудового договора. На Кубани был разработан декрет о землепользовании и землеустройстве бывших казачьих областях. В декрете отмечалось, что целью уничтожения земельной собственности являлась ликвидация сословного неравенства пользования землей. Перераспределение земель по едокам между различными социальными группами населения, предоставления бедноте лучших и ближайших к станицам земель, подготовка кооперирования.

Зажиточное население , в первую очередь казачество выступало против политики землеустройства, проводимой представителями Советской власти на Кубани. Ситуация вызывала недовольство зажиточного казачества, которая преодолевалась с помощью репрессивного аппарата. В Адыгеи также проходили земельные реформы. Земельными паями стали наделяться и женщины, ранее не имевшие на это прав. Определенные противоречия между /Советской властью и местным населением проявились в попытках сохранения ряда норм шариата повседневной жизни, т.е. ограничения прав горских женщин.

В начале декабря 1920 г. постановление наркомата внутренних дел РСФСР г. Екатеринодар был переименован в г. Краснодар. Также переименовывались – площади, улицы в честь лидеров партий и героев гражданской войны.

Новая экономическая политика Советской власти на Кубани нашла достаточно быстро отражение в сельском хозяйстве. Увеличилось количество посевных площадей, государство выделило достаточное количество техники, поставки хлеба кубано-черноморской область составляло 30 % ко всем заготовкам по стане. Казачеству и крестьянству был снижен налог. Выдавались ссуды.

Отсутствие у Советского правительства необходимых материальных ресурсов для успешного проведения экономических преобразований привело к развитию кампании по изъятию церковных ценностей. Формальной причиной такой акции я вилась борьба с голодом, фактически целью являлась борьба с идеологическим влиянием русской православной церкви, влияние, которой было достаточно стабильной. Священиков выступающих против изъятия объявляли в контр революционных действиях и судили.

Несмотря на существующие проблемы НЭП на Кубани способствовал возрождению сельского хозяйства. К 1928 г. передел земельной собственности на Кубани был завершен на 95 %. За период с 1920 по 30 гг. Кубань несколько раз претерпевало административные изменения, а с 1937 г. – это Краснодарский край.

Развитие НЭПа на Кубани имело свои особенности, проявившиеся в политике землеустройства, развитие институтов заложничества и амнистии, общим неприятии политики НЭПа основными социальными группами – казачеством, коренными иногородними, а также старейшинами и мусульманскими священниками Адыгеи; попытки местного населения сохранить свою традиционную ментальность и конфессиональные нормы и традиции.

Задачи урока - раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа, показать отношение к НЭПу разных слоёв общества советской России.

Основные понятия: “ военный коммунизм”, гражданская война, новая экономическая политика, идея “НЭП всерьез и надолго, но не навсегда”.

Оборудование и оформление: плакат с фотографиями 20-х годов, плакаты “ Военный коммунизм” и “ НЭП”, раздаточный материал, тест.

План изучения темы.

1.Причины введения НЭПа.

3.Отношение к НЭПу.

Ход урока.

1. Закончив изучать тему “ Гражданская война”, мы переходим к рассмотрению следующего периода истории Советского государства – периода конец 1921-1927гг.- периода восстановления народного хозяйства после войны.

Этот урок является вводным в тему.

Задача урока - выяснить какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.

Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.

Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!

Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.

Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.

Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.

Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина – высокая продразверстка, засушливый 1920 год.

По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.


В.И. Ленин: “… мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России, при замедлении международной революции, нельзя, экономически нельзя.”

Исходя из этого на X съезде РКП(б ) в марте 1921 года Ленин вводит новую экономическую политику (НЭП). Цель введения НЭПа – решить продовольственную проблему и тем самым сохранить власть большевиков. Но Ленин предупредил, что “НЭП – всерьез и надолго, но не навсегда.”

2. Сущность НЭПа

Каковы основные положения НЭПа, что нового ввели большевики?

Класс делится на группы и выполняет следующие задания:

  1. группа – крестьян
  2. группа – рабочих
  3. группа – интеллигенции
  4. группа – коммунистов
  5. группа – предпринимателей.

На обсуждение 3 минуты.

После обсуждения каждая группа предлагает свои положения по изменению “военного коммунизма” и причины этих изменений.

Учитель по ходу выступления каждой группы заполняет плакат “НЭП”, а ученики делают записи в тетрадь.

  • продразверстка
  • отсутствие денег, натурализация заработной платы
  • национализация всей промышленности
  • запрещение частной торговли
  • запрещение аренды
  • введение трудовой повинности
  • централизация в снабжении и распределении.
  • продналог
  • введение твердой валюты переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг
  • денационализация мелких и средних предприятий
  • разрешение частной торговли
  • разрешение аренды
  • отмена трудовой повинности
  • развитие торговли.

Учитель продолжает, что при всех положительных моментах НЭПа, он вводился “всерьез и на долго, но не навсегда”. Поэтому в руках у государства оставались крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.

Для закрепления уже полученных знаний о НЭПе проводится тест.

  1. Цель политики – удержать власть путем экономических уступок, предполагающих ограниченное использование рыночных отношений.
  2. Создание трудовых армий, введение централизованного планирования, отмена оплаты коммунальных услуг.
  3. Проведение финансовой реформы, подавление инфляции.
  4. Сокращение Красной Армии с одновременным увеличение финансовой поддержки мировой революции.
  5. Конфискация предприятий в пользу государства.
  6. Запрещение торговли.

Тест собирается, либо сразу проверяется, если позволяет время урока.

3. Отношение к НЭПу.

Учитель говорит о том, что в январе 1922 приходит очередное письмо.

Жизнь налаживается! На углу Садовой дядя Петя открыл свою булочную. Помнишь, какие у него вкусные ванильные булочки?! А на соседней улице вновь заработал фотосалон. Вчера из деревни приехала тетка Марфа, будет на рынке продавать сметану и картофель. Отец за чаем как-то сказал: “Жить стало легче. Мне повышают заработную плату, и выдавать будут деньгами.” Все будет хорошо!

Учитель обращает внимание на плакат с фотографиями 20-х годов.

Перед учениками ставится проблемный вопрос: “Все ли слои населения также приняли НЭП, как автор письма?”

Класс делится на прежние группы с прежней социальной окраской и получает задание: “Объяснить, как отнеслись к НЭПу разные слои населения Советской России.”

Время на обсуждение 3-5минут и на выступление 2 минуты.

После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы. Примерные позиции:

Рабочие: Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
Интеллигенция: Недостаток политической свободы.
Коммунисты: НЭП – капитуляция, предательство идеалов Октября.
Городские и сельские предприниматели: Недовольны экономическими санкциями и отсутствием гарантий.

Таким образом, в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но не удовлетворила все слои населения, так как вводилась “всерьез и надолго, но не навсегда”

На последующих уроках будет проходить дальнейшая отработка положения НЭПа.

До 1926 года продолжались лишь повстанческие выступления на Кубани вблизи города Армавир, станиц Приморско-Ахтарской, Арчадинской, и на Тереке – у станиц Зольской и Змейской. Особенно активно и дерзко действовал отряд под командованием Т. Шипшева, бывшего белогвардейского офицера из дивизии А. Г. Шкуро. Этот отряд действовал на территории Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Дагестана, постоянно меняя свою дислокацию. За время своего существования этим отрядом было совершено более 200 вооруженных налетов и ограблений поездов, госпредприятий, убийства ряда советских и партийных работников.

В июле 1925 года в соответствии с требованием Президиума Северо-Кавказского крайисполкома был проведен съезд казачьего населения Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской автономных областей. Решением Кабардино-Балкарского облисполкома был образован Казачий округ из станиц Пришибской, Котляревской и Александровской. Образование Отдельного казачьего округа на территории Кабардино-Балкарской автономной области совпало с хозяйственно – административным районированием, проведенным в 1924–1925 годах, и разукрупнением сельских и станичных Советов в 1925 году. Районирование было связано с расширением прав местных органов власти в КБАО.

При районировании учитывались экономические и национальные особенности. Так, из Баксанского округа была выделена восточная часть, где преобладало русское население, и образован Прималкинский округ с административным центром в станице Прохладной. Западная часть Баксанского округа, население которого преимущественно занималось животноводством, выделялась в Нагорный округ с центром в Пятигорске. Из станиц принадлежавших ранее Мало-Кабардинскому и Прималкинскому округам был сформирован особый Казачий округ. Остальные округа – Нальчикский, Мало-Кабардинский, Урванский и Балкарский – сохранились в прежних границах определенных КБАО еще в 1922 году.

Выбор населенных пунктов вошедших в казачий округ был не случаен и имеет свою историю. Первые месяцы существования Горской республики наглядно показали, что наиболее целесообразной формой национально-государственного устройства для горских народов является не автономная многонациональная республика, а предоставление каждому народу национальной областной автономии, непосредственно связанной с РСФСР, дабы предотвратить в дальнейшем межнациональные конфликты. Первый шаг в этом направлении сделала Кабарда. В мае 1921 года по инициативе партийной организации Кабардинского округа был поставлен вопрос о выделении Кабарды из состава Горской АССР. 21 мая 1921 года он обсуждался на совместном заседании Кабардинского окружного комитета партии и окружного исполкома. Здесь было принято решение просить высшие органы Советской власти выделить Кабарду из состава Горской АССР и предоставить ей право самостоятельной автономной советской области с непосредственным подчинением органам РСФСР. Вскоре прошли сельские сходы крестьян, где трудящиеся также единогласно просили высшие органы власти выделить Кабарду в самостоятельную автономную область.

Прошедший с 11 по 13 июля 1921 года съезд Советов Кабарды постановил обратиться к высшим органам РСФСР с просьбой о выделении Кабарды в автономную область. Просьбу трудящихся Кабарды поддержало Кавказское бюро ЦК партии. 3 июля 1921 года пленум Кавказского бюро ЦК РКП(б) признал целесообразным предоставление Кабарде советской автономии.

1 сентября 1921 года ВЦИК РСФСР принял постановление о выделении из Горской АССР автономной области Кабардинского народа с непосредственным подчинением ВЦИК РСФСР, в составе Баксанского, Нальчикского, Урванского и Мало-Кабардинского округов с включением в её состав казачьих станиц Пришибской, Котляревской и Александровской с хуторами и населением в 8609 человек и земельной площадью в 26 124 десятин отторгнутой из состава Терской области.

Таким образом, именно с 1921 года станицы Пришибская, Котляревская и Александровская, а также пристанционный поселок Пришибский (в 1925 году переименованный в Майский) очутились в составе сначала Кабардинской, а с 1922 года в Кабардино-Балкарской автономной области.

Отдельный Казачий округ на территории Кабардино-Балкарской автономной области как самостоятельная территориальная единица просуществовал недолго. Округ был упразднён в 1927 году с передачей его территории и всех населенных пунктов в состав Прималкинского округа.

В Северной Осетии, в отличие от Кабардино-Балкарии, процесс создания казачьего района всячески тормозился облисполкомом, и лишь твердая позиция крайисполкома позволила объединить станицы Ардонскую, Архонскую, Змейскую, Николаевскую и хутор Архонский в отдельный округ, получивший название Притеречного[8.]. Так 16 ноября 1925 года было издано постановление за № 333 Президиума ВЦИК об организации казачьего округа в составе Северо-Осетинской автономной области.

9 декабря 1925 года состоялось заседание президиума ЦИК Северо-Осетинской автономной области, который утвердил постановление ВЦИК о создании Притеречного округа. Ранее станицы вошедшие в округ входили в разные районы: Змейская и Николаевская – в Дигорский, Архонская – в Алагиро-Ардонский, Архонская и хутор Ардонский – в Гизезельский.

Просуществовал Притеречный казачий округ как самостоятельная административно-территориальная единица до 1931 года – когда был переименован в район и тем самым полностью вошел в подчинение властям Северной Осетии. А в 1933 году Притеречный район был полностью ликвидирован, а его населенные пункты распределены по разным районам Осетии.

Однако, несмотря на решения о создании казачьих округов, двойственный подход к казачьему вопросу представителей Советской власти был явлением очевидным, и выдавливание казачьего населения из мест традиционного проживания, а так же игнорирование необходимости территориальной самостоятельности, продолжались на протяжении всего последующего Гражданской войне периода. Так, в конце 1928 года Северо-Кавказским крайисполкомом было принято постановление о ликвидации Грозненского и Сунженского самостоятельных казачьих округов существовавших со времен Терской области, с передачей их территории в состав Чеченской АО и, частично, в состав Моздокского округа.

Стараясь сгладить негативные последствия территориального передела, Советские органы власти, учитывая немалый боевой опыт казачьего населения, сделали попытку реанимировать одну из основных составляющих казачьей жизни – традиционную казачью военную службу.

В 1925 году Красная Армия состояла из 46 территориальных и 31 кадровой дивизии[5.]. К этому времени казаков в кавалерийских территориальных частях СКВО насчитывалось 57,5%, притом, что казачье население Северо-Кавказского края составляло всего 25,7%. К началу тридцатых годов в территориальных дивизиях казачья прослойка увеличилась: в стрелковых – до 57%, в кавалерийских – до 70%[7.].

На протяжении двадцатых годов казачье общественное устройство претерпело значительные перемены, но семейный уклад еще некоторое время оставался практически неизменным. За века сложился определенный статус казака – хозяина семьи, ответственного практически за всю организацию единоличного казачьего хозяйства, и в соответствии со статусом главы семьи определялись и социальные функции остальных членов казачьей семейственной, а вместе с тем и межсемейственной, общности.

Несмотря на антицерковную деятельность Советских органов власти, религиозный фактор на протяжении последующего Гражданской войне десятилетия оставался главенствующим в казачьей жизни, особенно среди представителей старшего поколения.

Исходя из этого, в казачьей среде некоторое время оставались незыблемыми нормы обычного права, посредством которых регулировались такие социальные факторы, как призрение вдов и сирот, а так же медицинская помощь. Свидетельством в пользу последнего утверждения говорит тот факт, что повсеместно в казачьих хуторах и станицах в тот период (а кое-где и вплоть до начала 50-х годов XX века) особая роль уделялась знахаркам и повивальным бабкам, к которым, по большей части, казаки и казачки обращались в случае болезни или при родах.

Иначе обстояло дело в сфере образования, регулирование которого было полностью выделено из сферы полномочий станичной общины. Так общегосударственные образовательные нормы были полностью переплетены с идеологической составляющей, и школа в этот период являлась нередко мощнейшим институтом большевистской политической системы, развивающим мировоззренческий конфликт между прошлым и будущим, между молодежью и более старшим поколением.

Этот конфликт закреплял непримиримость противоречий, появившихся в результате Гражданской войны, и пришедшие вслед за нею новые идеологические веяния только расширили трещину, разорвавшую весь казачий мир, и, в частности, монолит семейной общности. Так в ходе советизации казачьей жизни постепенно начали упрощаться и обезличиваться брачные отношения.


Коррекционно – развивающие: способствовать развитию логического мышления, запоминанию и воспроизведению нового материала.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, понимания, какие сложные этапы пережил наш народ в ходе своего исторического развития.

Содержимое разработки

Тема урока: НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.

Цель. Объяснить сущность новой экономической политики Советского

государства.

Задачи.

Образовательные:

1) разъяснить причину перехода к НЭПу;

2) познакомить с основными мероприятиями НЭПа;

3) подвести итоги новой экономической политики.

Коррекционно – развивающие: способствовать развитию логического мышления, запоминанию и воспроизведению нового материала.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, понимания, какие сложные этапы пережил наш народ в ходе своего исторического развития.

Основные знания

1921 г. - переход к новой экономической политике; продовольственный налог; свободная торговля; частная собственность на мелкие и средние предприятия; "золотой червонец"; платные услуги.

Основные понятия

Батрак, концессия, нэпман.

Оборудование и материалы

Карточки с заданиями, интерактивная доска, иллюстрации учебника.

I. Оргмомент.

II. Повторение пройденного материала.

1. Кто захватил власть в октябре 1917 года? (Партия большевиков во главе с В.И.Лениным).

2. Как отнеслись к этому представители других партий? (Требовали, чтобы в Правительстве страны были представлены все социалистические партии).

3.Какая война началась в 1918 году? ( Началась Гражданская война). Какую войну мы называем Гражданской? Докажите, что это самая жестокая из всех войн. (Война между гражданами одной страны. Брат воюет против брата, отец против сына. Пример: рассказ М.Шолохова "Родинка")

4. А где сейчас идет гражданская война? ( На Украине.)

5. Кто одержал победу в Гражданской войне? ( Красная армия под руководством большевиков).

6. Какое общество хотели создать большевики? ( Коммунистическое общество, где не будет ни бедных, ни богатых, все будут равны).

7.Как называлась экономическая политика? (Военный коммунизм) В чем суть военного коммунизма? (Учащиеся перечисляют, слева на доске проецируется:

Военный коммунизм НЭП

- обязательная трудовая - введение прод.налога;

повинность; - разрешение свободной торговли;

- запрет торговли; - передача мелких и средних

предприятий в частную собственность;

- отмена денег; - самостоятельный выбор работы;

- введение продразверстки. - проведение денежной реформы;

- отмена бесплатных услуг.

8. К чему привела экономическая политика военного коммунизма? (Она не смогла улучшить жизнь людей. Попытка построить коммунистическое общество оказалась неудачной).

9. А теперь подумайте, что помогло удержаться у власти коммунистам в тот тяжелый для страны период?

- обещание справедливой жизни;

- опора на молодежь (создание пионерской и комсомольской организаций);

10. А сейчас узнаю, кто из вас лучший математик: комсомол был создан в 1918 году. Сколько лет исполнилось комсомолу? ( 100 лет)

III. Актуализация знаний, объявление новой темы. Вводное слово учителя.

Мы еще раз уяснили, что несмотря на все благие намерения советской власти, экономическая политика военного коммунизма потерпела крах. В стране продолжался голод, разруха, нищета, заводы и фабрики стояли, крестьянские восстания и бунты не прекращались. Нужно было менять политику.

Тема урока "Новая экономическая политика"

Запись в тетради и на доске.

Задание. Внимательно послушайте мой рассказ и постарайтесь ответить на вопрос "Почему большевики ввели новую экономическую политику? В каком году?

Рассказ учителя о Крондштадтском восстании.

- Когда произошло восстание в морской крепости Крондштадт? (1921 г)

- Чего требовали солдаты, матросы и поддержавшие их рабочие Петрограда? (Требовали свободы торговли, земли крестьянам, отмены продразверстки и участия в управлении страной других партий)

- Чего испугались большевики? (Потери власти. )

Запись в тетрадях.

1921 г. - переход к новой экономической политике.

Причина перехода к НЭП - провал политики военного коммунизма, недовольство народа, страх большевиков потерять власть.

Работа с текстом учебника. Каждый абзац читают по очереди ученики, разбираем смысл прочитанного, делаем короткие записи в тетрадях.

Основные мероприятия НЭПа. Учащиеся записывают в тетрадях. На доске проецируется запись справа.

Словарная работа: батрак, концессия, нэпман.

Военный коммунизм. "Беспризорники", "Выдача продуктов по карточкам",

НЭП. "Во время НЭПа открывались небольшие частные магазины", "Продавщица папирос".

Обратить внимание учащихся на выражение лиц людей на этих фотографиях.

Вывод формулируем вместе с учащимися. ИТОГИ НЭПа.

В результате перехода к НЭПу заработали промышленные предприятия, жизнь стала улучшаться, прекратились бунты и забастовки, страну удалось вывести из кризиса. Но.

Чтение рассказа для дополнительного чтения "Нэпманы".

1. Кто такие нэпманы?

2. За что рабочие ненавидели нэпманов?

3. Как Советская власть относилась к нэпманам?

4. Сколько лет проводилась новая экономическая политика?.

IV. Закрепление знаний.

1. Почему необходима была новая экономическая политика? ( При затруднении, ответ найти в тексте учебника).

2. Кто участвовал в Кронштадтском мятеже?

3. Чем были недовольны восставшие?

4. Какие требования они выдвигали?

5. Как расправилось с восставшими советское правительство? Чего оно боялось?

6. Когда была введена НЭП?

7. Перечислить основные мероприятия новой экономической политики.

Задание 1 "Соедини стрелками даты и события"

1904 г. Октябрьский переворот

1921 г. Русско-японская война

1918 г. Введение новой экономической политики

Октябрь 1917 г. Начало Гражданской войны.

Задание 2 "Выбери правильный ответ"

Нанимался на работу к односельчанину:

Задание 3. Что характерно для:

политики "военного ком- продналог

НЭП оплата всех услуг

Задание 4. Найти в тексте и зачитать "Какие положительные результаты дал переход к НЭПу уже через год?"

V. Подведение итогов. Комментарии, объявление оценок за работу.

VI. Домашнее задание. Чтение и пересказ с.106-110, ответы на вопросы

на с.109-110. Выучить значение новых слов.


-75%

Читайте также: