Политика советской власти в отношении казачества нэп конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Окрепнув в центральных районах страны, Советская власть провела целый комплекс сложных военных, политических, социально-экономических и культурных мероприятий на Кубани. В январе 1920 г. в Екатеринодаре состоялся Верховный круг 3-х казачьих войск – Кубани, Дона и Терека. Провозгласившей себя верховной властью по делам общим, для данных территорий. А.И. Деникина провозгласили главой южной русской власти, но после отступления белых из Екатеринодара этот договор был объявлен несостоявшимся.
Уже 5 марта 1920 г. в Екатеринодаре и Кубанской области введена в действие Конституция РСФСР. К концу марта все властные полномочия перешли к Кубанскому революционному комитету, все органы сформированные во время Гражданской войны обязаны были работу прекратить.
В начальный период политика Советской власти на Кубани носила мягкий характер. Основные преобразования касались экономической и политической сфер: были отпущены по домам пленные казаки, велась регистрация бывших чинов полиции, жандармерии и офицеров-белогвардейцев, осуществлена национализация крупных и средних промышленных предприятий, средст транспорта и связи, переведены в подчинение новый управленческих структур нефтяные фирмы. МЕТАЛЛООБРАБАТЫВЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, МАГАЗИНЫ, ЗАВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕНИЯ ЛЕЧЕБНО-КУРОРТНОГО ХАРАКТРЕРА.. На Кубани с весны 20 г. функционировали агитационные поезда, участники агитпоездов проводили митинги. Распространяли литературу пропагандистского содержания. В этих поездах бесплатно показывали фильмы. К лету 1920 г. мирная жизнь практически восстановилась. Для более успешного проведения политики Советского правительства на Кубани весной началось формирование молодежной организации, подконтрольной областному комитету партии, - Российский коммунистический союз молодежи – комсомол. Уже 1 августа 1920 г. состоялся 2ой Кубано-Черноморский съезд комсомола. С этого момента комсомольцы принимали достаточно активное участие в продвижении политики партии на Кубани. Кубань являлась наиболее благоприятным регионом для проживания, что обеспечило значительный приток населения как в города, так и в сельскую местностьУпразнение Кубанского казачьего войска способствовало проведение переделывание войсковых земель в пользу бедняков.
Развитие НЭПа на Кубани и ввод в действие Земельного кодекса РСФСР обострился земельный вопрос. В Земельном кодексе отмечалось, что частная собственная собственность на землю отменена навсегда, а владение землей допускалось только на правах трудового договора. На Кубани был разработан декрет о землепользовании и землеустройстве бывших казачьих областях. В декрете отмечалось, что целью уничтожения земельной собственности являлась ликвидация сословного неравенства пользования землей. Перераспределение земель по едокам между различными социальными группами населения, предоставления бедноте лучших и ближайших к станицам земель, подготовка кооперирования.
Зажиточное население , в первую очередь казачество выступало против политики землеустройства, проводимой представителями Советской власти на Кубани. Ситуация вызывала недовольство зажиточного казачества, которая преодолевалась с помощью репрессивного аппарата. В Адыгеи также проходили земельные реформы. Земельными паями стали наделяться и женщины, ранее не имевшие на это прав. Определенные противоречия между /Советской властью и местным населением проявились в попытках сохранения ряда норм шариата повседневной жизни, т.е. ограничения прав горских женщин.
В начале декабря 1920 г. постановление наркомата внутренних дел РСФСР г. Екатеринодар был переименован в г. Краснодар. Также переименовывались – площади, улицы в честь лидеров партий и героев гражданской войны.
Новая экономическая политика Советской власти на Кубани нашла достаточно быстро отражение в сельском хозяйстве. Увеличилось количество посевных площадей, государство выделило достаточное количество техники, поставки хлеба кубано-черноморской область составляло 30 % ко всем заготовкам по стане. Казачеству и крестьянству был снижен налог. Выдавались ссуды.
Отсутствие у Советского правительства необходимых материальных ресурсов для успешного проведения экономических преобразований привело к развитию кампании по изъятию церковных ценностей. Формальной причиной такой акции я вилась борьба с голодом, фактически целью являлась борьба с идеологическим влиянием русской православной церкви, влияние, которой было достаточно стабильной. Священиков выступающих против изъятия объявляли в контр революционных действиях и судили.
Несмотря на существующие проблемы НЭП на Кубани способствовал возрождению сельского хозяйства. К 1928 г. передел земельной собственности на Кубани был завершен на 95 %. За период с 1920 по 30 гг. Кубань несколько раз претерпевало административные изменения, а с 1937 г. – это Краснодарский край.
Развитие НЭПа на Кубани имело свои особенности, проявившиеся в политике землеустройства, развитие институтов заложничества и амнистии, общим неприятии политики НЭПа основными социальными группами – казачеством, коренными иногородними, а также старейшинами и мусульманскими священниками Адыгеи; попытки местного населения сохранить свою традиционную ментальность и конфессиональные нормы и традиции.
Задачи урока - раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа, показать отношение к НЭПу разных слоёв общества советской России.
Основные понятия: “ военный коммунизм”, гражданская война, новая экономическая политика, идея “НЭП всерьез и надолго, но не навсегда”.
Оборудование и оформление: плакат с фотографиями 20-х годов, плакаты “ Военный коммунизм” и “ НЭП”, раздаточный материал, тест.
План изучения темы.
1.Причины введения НЭПа.
3.Отношение к НЭПу.
Ход урока.
1. Закончив изучать тему “ Гражданская война”, мы переходим к рассмотрению следующего периода истории Советского государства – периода конец 1921-1927гг.- периода восстановления народного хозяйства после войны.
Этот урок является вводным в тему.
Задача урока - выяснить какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.
Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.
Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!
Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.
Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.
Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.
Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина – высокая продразверстка, засушливый 1920 год.
По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.
В.И. Ленин: “… мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России, при замедлении международной революции, нельзя, экономически нельзя.”
Исходя из этого на X съезде РКП(б ) в марте 1921 года Ленин вводит новую экономическую политику (НЭП). Цель введения НЭПа – решить продовольственную проблему и тем самым сохранить власть большевиков. Но Ленин предупредил, что “НЭП – всерьез и надолго, но не навсегда.”
2. Сущность НЭПа
Каковы основные положения НЭПа, что нового ввели большевики?
Класс делится на группы и выполняет следующие задания:
- группа – крестьян
- группа – рабочих
- группа – интеллигенции
- группа – коммунистов
- группа – предпринимателей.
На обсуждение 3 минуты.
После обсуждения каждая группа предлагает свои положения по изменению “военного коммунизма” и причины этих изменений.
Учитель по ходу выступления каждой группы заполняет плакат “НЭП”, а ученики делают записи в тетрадь.
- продразверстка
- отсутствие денег, натурализация заработной платы
- национализация всей промышленности
- запрещение частной торговли
- запрещение аренды
- введение трудовой повинности
- централизация в снабжении и распределении.
- продналог
- введение твердой валюты переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг
- денационализация мелких и средних предприятий
- разрешение частной торговли
- разрешение аренды
- отмена трудовой повинности
- развитие торговли.
Учитель продолжает, что при всех положительных моментах НЭПа, он вводился “всерьез и на долго, но не навсегда”. Поэтому в руках у государства оставались крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.
Для закрепления уже полученных знаний о НЭПе проводится тест.
- Цель политики – удержать власть путем экономических уступок, предполагающих ограниченное использование рыночных отношений.
- Создание трудовых армий, введение централизованного планирования, отмена оплаты коммунальных услуг.
- Проведение финансовой реформы, подавление инфляции.
- Сокращение Красной Армии с одновременным увеличение финансовой поддержки мировой революции.
- Конфискация предприятий в пользу государства.
- Запрещение торговли.
Тест собирается, либо сразу проверяется, если позволяет время урока.
3. Отношение к НЭПу.
Учитель говорит о том, что в январе 1922 приходит очередное письмо.
Жизнь налаживается! На углу Садовой дядя Петя открыл свою булочную. Помнишь, какие у него вкусные ванильные булочки?! А на соседней улице вновь заработал фотосалон. Вчера из деревни приехала тетка Марфа, будет на рынке продавать сметану и картофель. Отец за чаем как-то сказал: “Жить стало легче. Мне повышают заработную плату, и выдавать будут деньгами.” Все будет хорошо!
Учитель обращает внимание на плакат с фотографиями 20-х годов.
Перед учениками ставится проблемный вопрос: “Все ли слои населения также приняли НЭП, как автор письма?”
Класс делится на прежние группы с прежней социальной окраской и получает задание: “Объяснить, как отнеслись к НЭПу разные слои населения Советской России.”
Время на обсуждение 3-5минут и на выступление 2 минуты.
После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы. Примерные позиции:
Рабочие: | Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья. |
Крестьяне: | Недовольны ограничениями в развитии хозяйства. |
Интеллигенция: | Недостаток политической свободы. |
Коммунисты: | НЭП – капитуляция, предательство идеалов Октября. |
Городские и сельские предприниматели: | Недовольны экономическими санкциями и отсутствием гарантий. |
Таким образом, в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но не удовлетворила все слои населения, так как вводилась “всерьез и надолго, но не навсегда”
На последующих уроках будет проходить дальнейшая отработка положения НЭПа.
До 1926 года продолжались лишь повстанческие выступления на Кубани вблизи города Армавир, станиц Приморско-Ахтарской, Арчадинской, и на Тереке – у станиц Зольской и Змейской. Особенно активно и дерзко действовал отряд под командованием Т. Шипшева, бывшего белогвардейского офицера из дивизии А. Г. Шкуро. Этот отряд действовал на территории Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Дагестана, постоянно меняя свою дислокацию. За время своего существования этим отрядом было совершено более 200 вооруженных налетов и ограблений поездов, госпредприятий, убийства ряда советских и партийных работников.
В июле 1925 года в соответствии с требованием Президиума Северо-Кавказского крайисполкома был проведен съезд казачьего населения Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской автономных областей. Решением Кабардино-Балкарского облисполкома был образован Казачий округ из станиц Пришибской, Котляревской и Александровской. Образование Отдельного казачьего округа на территории Кабардино-Балкарской автономной области совпало с хозяйственно – административным районированием, проведенным в 1924–1925 годах, и разукрупнением сельских и станичных Советов в 1925 году. Районирование было связано с расширением прав местных органов власти в КБАО.
При районировании учитывались экономические и национальные особенности. Так, из Баксанского округа была выделена восточная часть, где преобладало русское население, и образован Прималкинский округ с административным центром в станице Прохладной. Западная часть Баксанского округа, население которого преимущественно занималось животноводством, выделялась в Нагорный округ с центром в Пятигорске. Из станиц принадлежавших ранее Мало-Кабардинскому и Прималкинскому округам был сформирован особый Казачий округ. Остальные округа – Нальчикский, Мало-Кабардинский, Урванский и Балкарский – сохранились в прежних границах определенных КБАО еще в 1922 году.
Выбор населенных пунктов вошедших в казачий округ был не случаен и имеет свою историю. Первые месяцы существования Горской республики наглядно показали, что наиболее целесообразной формой национально-государственного устройства для горских народов является не автономная многонациональная республика, а предоставление каждому народу национальной областной автономии, непосредственно связанной с РСФСР, дабы предотвратить в дальнейшем межнациональные конфликты. Первый шаг в этом направлении сделала Кабарда. В мае 1921 года по инициативе партийной организации Кабардинского округа был поставлен вопрос о выделении Кабарды из состава Горской АССР. 21 мая 1921 года он обсуждался на совместном заседании Кабардинского окружного комитета партии и окружного исполкома. Здесь было принято решение просить высшие органы Советской власти выделить Кабарду из состава Горской АССР и предоставить ей право самостоятельной автономной советской области с непосредственным подчинением органам РСФСР. Вскоре прошли сельские сходы крестьян, где трудящиеся также единогласно просили высшие органы власти выделить Кабарду в самостоятельную автономную область.
Прошедший с 11 по 13 июля 1921 года съезд Советов Кабарды постановил обратиться к высшим органам РСФСР с просьбой о выделении Кабарды в автономную область. Просьбу трудящихся Кабарды поддержало Кавказское бюро ЦК партии. 3 июля 1921 года пленум Кавказского бюро ЦК РКП(б) признал целесообразным предоставление Кабарде советской автономии.
1 сентября 1921 года ВЦИК РСФСР принял постановление о выделении из Горской АССР автономной области Кабардинского народа с непосредственным подчинением ВЦИК РСФСР, в составе Баксанского, Нальчикского, Урванского и Мало-Кабардинского округов с включением в её состав казачьих станиц Пришибской, Котляревской и Александровской с хуторами и населением в 8609 человек и земельной площадью в 26 124 десятин отторгнутой из состава Терской области.
Таким образом, именно с 1921 года станицы Пришибская, Котляревская и Александровская, а также пристанционный поселок Пришибский (в 1925 году переименованный в Майский) очутились в составе сначала Кабардинской, а с 1922 года в Кабардино-Балкарской автономной области.
Отдельный Казачий округ на территории Кабардино-Балкарской автономной области как самостоятельная территориальная единица просуществовал недолго. Округ был упразднён в 1927 году с передачей его территории и всех населенных пунктов в состав Прималкинского округа.
В Северной Осетии, в отличие от Кабардино-Балкарии, процесс создания казачьего района всячески тормозился облисполкомом, и лишь твердая позиция крайисполкома позволила объединить станицы Ардонскую, Архонскую, Змейскую, Николаевскую и хутор Архонский в отдельный округ, получивший название Притеречного[8.]. Так 16 ноября 1925 года было издано постановление за № 333 Президиума ВЦИК об организации казачьего округа в составе Северо-Осетинской автономной области.
9 декабря 1925 года состоялось заседание президиума ЦИК Северо-Осетинской автономной области, который утвердил постановление ВЦИК о создании Притеречного округа. Ранее станицы вошедшие в округ входили в разные районы: Змейская и Николаевская – в Дигорский, Архонская – в Алагиро-Ардонский, Архонская и хутор Ардонский – в Гизезельский.
Просуществовал Притеречный казачий округ как самостоятельная административно-территориальная единица до 1931 года – когда был переименован в район и тем самым полностью вошел в подчинение властям Северной Осетии. А в 1933 году Притеречный район был полностью ликвидирован, а его населенные пункты распределены по разным районам Осетии.
Однако, несмотря на решения о создании казачьих округов, двойственный подход к казачьему вопросу представителей Советской власти был явлением очевидным, и выдавливание казачьего населения из мест традиционного проживания, а так же игнорирование необходимости территориальной самостоятельности, продолжались на протяжении всего последующего Гражданской войне периода. Так, в конце 1928 года Северо-Кавказским крайисполкомом было принято постановление о ликвидации Грозненского и Сунженского самостоятельных казачьих округов существовавших со времен Терской области, с передачей их территории в состав Чеченской АО и, частично, в состав Моздокского округа.
Стараясь сгладить негативные последствия территориального передела, Советские органы власти, учитывая немалый боевой опыт казачьего населения, сделали попытку реанимировать одну из основных составляющих казачьей жизни – традиционную казачью военную службу.
В 1925 году Красная Армия состояла из 46 территориальных и 31 кадровой дивизии[5.]. К этому времени казаков в кавалерийских территориальных частях СКВО насчитывалось 57,5%, притом, что казачье население Северо-Кавказского края составляло всего 25,7%. К началу тридцатых годов в территориальных дивизиях казачья прослойка увеличилась: в стрелковых – до 57%, в кавалерийских – до 70%[7.].
На протяжении двадцатых годов казачье общественное устройство претерпело значительные перемены, но семейный уклад еще некоторое время оставался практически неизменным. За века сложился определенный статус казака – хозяина семьи, ответственного практически за всю организацию единоличного казачьего хозяйства, и в соответствии со статусом главы семьи определялись и социальные функции остальных членов казачьей семейственной, а вместе с тем и межсемейственной, общности.
Несмотря на антицерковную деятельность Советских органов власти, религиозный фактор на протяжении последующего Гражданской войне десятилетия оставался главенствующим в казачьей жизни, особенно среди представителей старшего поколения.
Исходя из этого, в казачьей среде некоторое время оставались незыблемыми нормы обычного права, посредством которых регулировались такие социальные факторы, как призрение вдов и сирот, а так же медицинская помощь. Свидетельством в пользу последнего утверждения говорит тот факт, что повсеместно в казачьих хуторах и станицах в тот период (а кое-где и вплоть до начала 50-х годов XX века) особая роль уделялась знахаркам и повивальным бабкам, к которым, по большей части, казаки и казачки обращались в случае болезни или при родах.
Иначе обстояло дело в сфере образования, регулирование которого было полностью выделено из сферы полномочий станичной общины. Так общегосударственные образовательные нормы были полностью переплетены с идеологической составляющей, и школа в этот период являлась нередко мощнейшим институтом большевистской политической системы, развивающим мировоззренческий конфликт между прошлым и будущим, между молодежью и более старшим поколением.
Этот конфликт закреплял непримиримость противоречий, появившихся в результате Гражданской войны, и пришедшие вслед за нею новые идеологические веяния только расширили трещину, разорвавшую весь казачий мир, и, в частности, монолит семейной общности. Так в ходе советизации казачьей жизни постепенно начали упрощаться и обезличиваться брачные отношения.
Коррекционно – развивающие: способствовать развитию логического мышления, запоминанию и воспроизведению нового материала.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, понимания, какие сложные этапы пережил наш народ в ходе своего исторического развития.
Содержимое разработки
Тема урока: НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.
Цель. Объяснить сущность новой экономической политики Советского
государства.
Задачи.
Образовательные:
1) разъяснить причину перехода к НЭПу;
2) познакомить с основными мероприятиями НЭПа;
3) подвести итоги новой экономической политики.
Коррекционно – развивающие: способствовать развитию логического мышления, запоминанию и воспроизведению нового материала.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, понимания, какие сложные этапы пережил наш народ в ходе своего исторического развития.
Основные знания
1921 г. - переход к новой экономической политике; продовольственный налог; свободная торговля; частная собственность на мелкие и средние предприятия; "золотой червонец"; платные услуги.
Основные понятия
Батрак, концессия, нэпман.
Оборудование и материалы
Карточки с заданиями, интерактивная доска, иллюстрации учебника.
I. Оргмомент.
II. Повторение пройденного материала.
1. Кто захватил власть в октябре 1917 года? (Партия большевиков во главе с В.И.Лениным).
2. Как отнеслись к этому представители других партий? (Требовали, чтобы в Правительстве страны были представлены все социалистические партии).
3.Какая война началась в 1918 году? ( Началась Гражданская война). Какую войну мы называем Гражданской? Докажите, что это самая жестокая из всех войн. (Война между гражданами одной страны. Брат воюет против брата, отец против сына. Пример: рассказ М.Шолохова "Родинка")
4. А где сейчас идет гражданская война? ( На Украине.)
5. Кто одержал победу в Гражданской войне? ( Красная армия под руководством большевиков).
6. Какое общество хотели создать большевики? ( Коммунистическое общество, где не будет ни бедных, ни богатых, все будут равны).
7.Как называлась экономическая политика? (Военный коммунизм) В чем суть военного коммунизма? (Учащиеся перечисляют, слева на доске проецируется:
Военный коммунизм НЭП
- обязательная трудовая - введение прод.налога;
повинность; - разрешение свободной торговли;
- запрет торговли; - передача мелких и средних
предприятий в частную собственность;
- отмена денег; - самостоятельный выбор работы;
- введение продразверстки. - проведение денежной реформы;
- отмена бесплатных услуг.
8. К чему привела экономическая политика военного коммунизма? (Она не смогла улучшить жизнь людей. Попытка построить коммунистическое общество оказалась неудачной).
9. А теперь подумайте, что помогло удержаться у власти коммунистам в тот тяжелый для страны период?
- обещание справедливой жизни;
- опора на молодежь (создание пионерской и комсомольской организаций);
10. А сейчас узнаю, кто из вас лучший математик: комсомол был создан в 1918 году. Сколько лет исполнилось комсомолу? ( 100 лет)
III. Актуализация знаний, объявление новой темы. Вводное слово учителя.
Мы еще раз уяснили, что несмотря на все благие намерения советской власти, экономическая политика военного коммунизма потерпела крах. В стране продолжался голод, разруха, нищета, заводы и фабрики стояли, крестьянские восстания и бунты не прекращались. Нужно было менять политику.
Тема урока "Новая экономическая политика"
Запись в тетради и на доске.
Задание. Внимательно послушайте мой рассказ и постарайтесь ответить на вопрос "Почему большевики ввели новую экономическую политику? В каком году?
Рассказ учителя о Крондштадтском восстании.
- Когда произошло восстание в морской крепости Крондштадт? (1921 г)
- Чего требовали солдаты, матросы и поддержавшие их рабочие Петрограда? (Требовали свободы торговли, земли крестьянам, отмены продразверстки и участия в управлении страной других партий)
- Чего испугались большевики? (Потери власти. )
Запись в тетрадях.
1921 г. - переход к новой экономической политике.
Причина перехода к НЭП - провал политики военного коммунизма, недовольство народа, страх большевиков потерять власть.
Работа с текстом учебника. Каждый абзац читают по очереди ученики, разбираем смысл прочитанного, делаем короткие записи в тетрадях.
Основные мероприятия НЭПа. Учащиеся записывают в тетрадях. На доске проецируется запись справа.
Словарная работа: батрак, концессия, нэпман.
Военный коммунизм. "Беспризорники", "Выдача продуктов по карточкам",
НЭП. "Во время НЭПа открывались небольшие частные магазины", "Продавщица папирос".
Обратить внимание учащихся на выражение лиц людей на этих фотографиях.
Вывод формулируем вместе с учащимися. ИТОГИ НЭПа.
В результате перехода к НЭПу заработали промышленные предприятия, жизнь стала улучшаться, прекратились бунты и забастовки, страну удалось вывести из кризиса. Но.
Чтение рассказа для дополнительного чтения "Нэпманы".
1. Кто такие нэпманы?
2. За что рабочие ненавидели нэпманов?
3. Как Советская власть относилась к нэпманам?
4. Сколько лет проводилась новая экономическая политика?.
IV. Закрепление знаний.
1. Почему необходима была новая экономическая политика? ( При затруднении, ответ найти в тексте учебника).
2. Кто участвовал в Кронштадтском мятеже?
3. Чем были недовольны восставшие?
4. Какие требования они выдвигали?
5. Как расправилось с восставшими советское правительство? Чего оно боялось?
6. Когда была введена НЭП?
7. Перечислить основные мероприятия новой экономической политики.
Задание 1 "Соедини стрелками даты и события"
1904 г. Октябрьский переворот
1921 г. Русско-японская война
1918 г. Введение новой экономической политики
Октябрь 1917 г. Начало Гражданской войны.
Задание 2 "Выбери правильный ответ"
Нанимался на работу к односельчанину:
Задание 3. Что характерно для:
политики "военного ком- продналог
НЭП оплата всех услуг
Задание 4. Найти в тексте и зачитать "Какие положительные результаты дал переход к НЭПу уже через год?"
V. Подведение итогов. Комментарии, объявление оценок за работу.
VI. Домашнее задание. Чтение и пересказ с.106-110, ответы на вопросы
на с.109-110. Выучить значение новых слов.
-75%
Читайте также: