Показатели использования основных средств конспект

Обновлено: 07.07.2024

2. По каз ате ли эф фек тив нос ти ис пол ьз ован ия ос новн ых ф онд ов.

3. Ме тоди ка оп ред ел ени я пот ре бн ости в о снов ны х с ре дст вах.

1. Первоначальн ая - стоимость основных средств на момент

приобретени я: сумма фактических затрат, связанных с приобретением,

2. Восстанов ительная стоимость – стоимость, по которой

соответству ющий объект основ ных средств может быть приобретен в

современных условиях. Понятие восст ановительной стои мости фактически

соответству ет понятию рыноч ной стоимости, т.к. в связи с общим ростом

производительн ости труда и в результате мор ального износ а цена основных

фондов, уже введенных в действие, может снижаться; параллельно, и з - за

воздействия инфля ции она повышается. Для России сейчас большее

значение имеет вт орой фактор. Чт обы устранить эти искажения, основные

средства оценивают ся по их восстан овительной стоим ости, то есть стоим ости

воспроизводства в современных условиях. На практике это делается в

процессе п е реоценки действующих основных средств согласно методикам,

3. Остаточная ст оимость представ ляет собой разн ицу между

первоначально й (или восстан овительно й) стоимост ь и накопле нной

величиной износа; это часть стоимости позволяет судить и степени

изношенност и основных сред ств, планировать их обновление и ремонт.

4. Балансова я стоимость основных средств - это стоимость, по которо й

основные фонды учитываются на балансе предприятия и в регистрах

бухгалтерског о учета об их налич ии и движении. При этом объекты, по

которым производ илась переоценка у читываются по восстановительной

5. В хозяйственной пра ктике иногда также используют

ликвидационну ю стоимость основных средств, то есть стоимость их

возможной реал изации (хотя иногда это всег о лишь цена лома).

В процессе произв одства основные с редства изнашиваютс я, утрачивая

Износ основных ср едств – это частичная и полная утрата ими сво их

качеств и стоимост и. Различают физический и моральный износ осн овных

Физический и знос связан с дву мя факторами : утратой о сновн ыми

средствами те хнико - экономическ их свойств в процессе эк сплуатации и под

влиянием атмос ферных условий ( при их бездействи и и хранении ).

Различают также полный и частичный износ основны х фондов; при

полном износе действу ющие фонды подлежат ликвида ции и замене, а при

Моральный и знос – это п роцесс обе сценивая основных фондов в

результате технического прогресса, когда физи чески пригодные сред ств а

Для экономического возмеще ния физического и морального износа

основных средств их стоимость в виде амортизационных отчислений

Амортизация – это процесс постепенн ого перенесения стоимости

основных ф ондов по мере их из носа на п роизводимую проду кцию и

накопление денежных средств для воспроизводства потребленных фондов.

После реализации про дукции часть выру чки, соответствующая начисле нной

амортизации может использоваться для приобретения новых основных

Амортизация осуществляется в виде амортизационных отчислений,

которые произво дятся ежемесячно, исходя из у становленных но рм и

балансовой стоимости основных средст в. Для определения АО необходимо

Нормы амортизации представляют собой установленный государств ом

годовой процент погашен ия стоимости основных фон дов и определяет сумму

ежегодных амо ртизационных о тч ислений. Он связан со сроком службы

где Пб - первоначальная (баланс овая) стоимость д анно го объекта основных

Теперь зная н орму амортиза ции можно н айти величину

Нормативные сроки амортизации, принятые в стране составляют по

тракторам и автомобилям 7 - 11 лет, по зданиям и сооружениям - о т 30 лет и

более лет. Амортизация на основные средства, отслу жившие свой срок, не

начисляется. Убытки от не полностью амортизированных основных средств

относят на результаты финанс ово - хозяйственной деятель ности хозяйства.

Пример расчета нормы амортизаци и, величины амортизационн ых

отчислений за год и за месяц. Приоб ретено новое оборудование стоимостью

50 000 ру блей, срок слу жбы - 10 лет, стоимость ликвидации – 1500 рублей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели - Научить обучающихся соблюдать определенную последовательность в методике расчета показателей технического состояния и эффективности использования основных средств.

1. Научить обучающихся соблюдать определенную последовательность в методике расчета показателей технического состояния и эффективности использования основных средств.

2. Обеспечить развитие у обучающихся умений конспектировать материал.

3. Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний при решении задач и при написании курсовой работы.

Методы обучения: репродуктивный, словесно-репродуктивный, побуждающее – поисковый.

Организация урока.

Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку.

Контроль знаний. Опрос обучающихся

Анализ письменного опроса на предыдущем задании, разбор характерных ошибок. Проверка теоретической части домашнего задания. Фронтальный опрос.

Актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

- Какое значение имеет эта тема для подготовки специалистов?

Вопрос 1- определение ОПФ

Вопрос 2 – классификация ОС

Вопрос 3 – виды оценок ОС

Вопрос 4 – показатели ОС

Вступительное слово преподавателя. Основные фонды являются одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия, от их уровня использования напрямую зависит прибыль предприятия. При имеющемся техническом уровне и структуре основных производственных фондов увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости и рост накоплений предприятий зависят от степени использования основных производственных фондов.

Поэтому изучение и исследование основных фондов, показателей ОПФ и поиск резервов повышения эффективности их использования является основной задачей предприятия.

Задачи анализа основных фондов

Источники информации для их изучения

Анализ состава, структуры и технического состояния основных средств

Анализ состава и структуры ОПФ

Анализ технического состояния ОПФ

Изучение материала

Читается лекционный материал. Основные понятия преподаватель проговаривает медленно, чтобы обучающиеся сделали дословные записи.

Основные показатели использования основных фондов можно объединить в четыре группы:

1)обобщающие показатели использования (экономические) основных производственных фондов, характеризующие различные аспекты использования (состояния) основных фондов в целом по предприятию.

Фондоотдача - показатель выпуска продукции на I руб. стоимости основных фондов, т.е. показывает насколько эффективны вложения в ОС.

(Фо) - определяется как отношение объема выпуска продукции (выручка) (ВП) к стоимости основных производственных фондов (ОПФ) за сопоставимый период времени (месяц, год):

Фо=ВП/ОПФ, где ВП — выпуск продукции.

Фондоемкость (Фемк)- величина, обратная фондоотдаче, показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции: Фе=ОПФ/ВП

Фондовооруженность труда (Фв) определяется как отношение стоимости основных фондов (ОПФ) к числу рабочих на предприятии, работавших в наибольшую смену (ч):

Фв=ОПФ/Чр, где ОПФ — основные производственные фонды на конец года; Чр — численность работников.

Фоб=ОПФ/S*100, где ОПФ — основные производственные фонды на конец года; S - площадь сельскохозяйственных угодий (всего).

2)показатели экстенсивного использования основных производственных фондов, отражающие уровень их использования по времени:

Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм) определяется как отношение общего количества отработанных оборудованием станко-смен (Дст..см) к количеству станков, работавших в наибольшую смену (п): Ксм = Дст..см/ п

Повышение коэффициента сменности работы основных средств на предприятии - важный источник роста объёма производства продукции и повышения эффективности использования основных фондов.

Коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэкст) определяется как отношение фактического количества часов работы оборудования (t.ф) к количеству часов его работы по норме (t.н) Кэкст = (t.ф)/ (t.н)

Коэффициент загрузки оборудования (Кзагр) определяется (упрощенно) как отношение коэффициента сменности работы (Ксм) к плановой сменности оборудования (Кпл): Кзагр = Ксм/Кпл

3)показатели интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования по мощности (производительности):

Коэффициент интенсивного использования оборудования (Кинт) определяется как отношение фактической производительности оборудования (Пф) к нормативной (Пн): Кинт = Пф/Пн

4)показатели интегрального использования основных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов, как экстенсивных, так и интенсивных:

Коэффициент интегрального использования оборудования (Kинтегр) определяется как произведение коэффициента экстенсивного и интенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности): Kинтегр = Кэкст * Кинт

Закрепление знаний

Для закрепления первичных знаний используются вопросы по лекции, на которые обучающимся следует ответить:

1.охарактеризуйте способ двойной записи

2.что такое корреспонденция счетов?

3.что такое бухгалтерская проводка?

4. какими бывают бухгалтерские проводки?

Выполнение практических заданий.

Определить фондовооруженность труда, если среднегодовая стоимость основных фондов составила 6250тыс. руб., а среднесписочная численность трудящихся - 85 человек.

В 2015г. фирма изготовила изделий на сумму 970 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов составила 450 тыс. руб.

В 2014г. выпущено продукции на сумму 750 тыс. руб. при среднегодовой стоимости фондов 600 тыс. руб.

Необходимо определить, как изменилась фондоотдача.

Показатели движения и технического состояния основных средств:

Коэффициент ввода ОПФ (Квв)
Квв = ОФвв / ОФк.г , где ОФвв - стоимость введенных фондов в текущем году; ОФк.г - стоимость ОПФ на конец года;

Коэффициент выбытия ОПФ (Квыб)
Квыб = ОФвыб / ОФн.г , где ОФвыб - стоимость выбывающих фондов в текущем году; ОФн.г - стоимость ОПФ на начало года;

Коэффициент износа ОПФ (Кизн)
Кизн = И / ОФп , где И - сумма начисленного износа ОПФ на момент расчета, начиная со дня ввода фондов в эксплуатацию; ОФп - первоначальная стоимость ОПФ;

Коэффициент годности ОПФ (Кг) Кг = (ОФп - И) / ОФп

Коэффициент прироста (Кпр)

Кпр=ОФпр/ОФн, где Спр – сумма прироста основных средств; Сн - стоимость основных средств на начало года.

Коэффициент обновления ОПФ (Кобн)
Кобн = ОФв.п / ОФк.г, где ОФв.п - стоимость вновь поступивших в текущем году ОПФ;

Определить коэффициент обновления (Кобв.) и выбытия (Квыб).

Дано: стоимость ОПФн.г. – 2,0 млн. руб., введено ОПФ на сумму 200 тыс. руб., выбыло – 35 тыс. руб.

Определить фондовооруженность труда, если среднегодовая стоимость основных фондов составила 6250тыс. руб., а среднесписочная численность трудящихся - 85 человек.

В 2013г. фирма изготовила изделий на сумму 970 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов составила 450 тыс. руб.

В 2012г. выпущено продукции на сумму 750 тыс. руб. при среднегодовой стоимости фондов 600 тыс. руб.

Необходимо определить, как изменилась фондоотдача.

Определить коэффициент обновления (Кобв.) и выбытия (Квыб).

Дано: стоимость ОПФн.г. – 2,0 млн. руб., введено ОПФ на сумму 200 тыс. руб., выбыло – 35 тыс. руб.

Обобщение и систематизация изученного материала

Выделяются главные мысли, основные понятия.

-Что вы узнали нового на сегодняшнем занятии?

-Где могут пригодиться вам эти знания?

-Пригодились ли вам знания, полученные ранее из прошлых тем?

Выставление оценок за работу на уроке.

Итог урока. Оценка деятельности обучающихся

-Ребята, достигли ли мы с вами цели сегодняшнего занятия?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на заседании ЦМК

по экономическим дисциплинам

Методическая разработка открытого урока

Дисциплина: Экономика организации

Для специальности: 100701 Коммерция (по отраслям)

Разработала:

преподаватель спецдисциплин

Замалетдинова А.Р.

Психолого – педагогическая характеристика группы

Обоснование проекта урока

Психолого – педагогическая характеристика группы

Характеристика обучающихся группы:

-общее количество обучающихся – 24 человека,

- соотношение по половому признаку – 1 юноша, 23 девушки,

- уровень сформированности у обучающихся группы знаний, умений, навыков средний и выше среднего.

Социальные характеристики: обучающиеся редко конфликтуют друг с другом, доброжелательны, во взаимоотношениях со сверстниками можно отметить взаимовыручку, часто сильные обучающиеся помогают слабым, сформированный коллектив способствует сплочённости группы. На замечания педагогов реагируют адекватно. Наличие положительных лидеров способствует плодотворной работе группы. Была выбрана групповая форма работы, чтобы активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке. Групповая форма работы подразумевает творческую деятельность обучающихся в микрогрупповом режиме, ответственность каждого обучающегося за работу группы, оценка собственной деятельности на уроке. Постановка обучающимися собственных целей в начале урока является залогом успешности всего урока. Группы сформированы таким образом, что в каждой группе можно выделить лидера, способного организовать работу группы. Соотношение сильных и слабых обучающихся в группах одинаково, что позволяет предполагать эффективность работы каждой группы.

Обоснование проекта урока

Актуальность темы

Одной из особенностей урока является то, что преподаватель, предлагая обучающимся рассмотреть пример - исследовать два состояния основных средств - новый и старый трактора, подводит обучающихся к формулированию темы и целей урока.

Содержание материала соответствует уровню знаний обучающихся и программе, находится в рациональной последовательности его рассмотрения, имеет доступный уровень сложности, способствует развитию экономического мышления и общей культуры обучающихся, прививает любовь к профессии. Содержание учебного материала в соответствии с целевой установкой и методами обучения обеспечивают мотивацию деятельности обучающихся, сотрудничество преподавателя и обучающегося, контроль и самоконтроль.

Разнообразные формы познавательной деятельности способствуют включению каждого обучающегося в работу на уроке. Все части урока связаны между собой единой дидактической целью, переходы от одного этапа к другому проводятся плавно, логично.

На уроке используется: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint ; терминологический диктант, годовая отчетность предприятий Гагинского района. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Проект урока

Дисциплина: Экономика организации

Группа 2К, специальность: 100701 Коммерция (по отраслям)

Преподаватель: Замалетдинова А.Р.

Тип урока : урок комбинированный

Продолжительность урока: 45 минут

Межпредметные связи: бухгалтерский учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности

Внутрипредметные связи: п онятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Износ и амортизация основного капитала.

Методы и приемы: наблюдения, сравнения, практические, алгоритмизированные, частично-поисковые.

Практическая реализация : на уроке представлен интересный фактический материал, в течение урока постоянно происходит смена видов деятельности обучающихся. Использование ИКТ делают урок интересным и разнообразным.

Обучающая: закрепить базовый уровень экономической грамотности, необходимый для обучающихся; закрепить знания по оценке эффективности деятельности предприятия на основе расчетов показателей использования основных фондов предприятия , инновационности технологических процессов, разрабатываемых в условиях предстоящего курсового и дипломного проектирования.

Развивающая: развивать культуру экономического мышления, познавательные умения, умения самостоятельно расширять диапазон знаний, анализировать, делать выводы, выделять главное, приобретать навыки исследовательской работы, использовать знания в профессиональной деятельности.

Воспитательная: воспитывать широкий профессиональный кругозор, трудолюбие и упорство в достижении цели, прививать любовь к профессии.

в результате изучения этой темы обучающийся должен четко представлять задачи и цели анализа использования основных производственных фондов.

Знакомство с отчетностью предприятия

Профессиональная ориентация обучающихся

Навыки работы с ИКТ

Квалификационные требования:

Обучающийся должен уметь :

рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели деятельности организации;

находить и использовать необходимую экономическую информацию .

Обучающийся должен знать :

управление основными средствами и оценку эффективности их использования;

состав материальных ресурсов организации, показатели их эффективного использования.

Формирование компетенций обучающихся в ходе урока:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

Средства обучения:

Учебно-методические средства

Методические рекомендации по выполнению практического задания

Учебно-наглядные, технические средства

Изобразительные:

Мультимедийная презентация, созданная в программе Power Paint

Дидактический материал:

Задания для практической работы, годовая отчетность предприятий Гагинского района (ф.№5 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках)

Технические средства обучения:

Пакет прикладных программ Microsoft Office

Табличный редактор Word

Графический редактор Paint .

Средства контроля:

Самостоятельная работа обучающихся

Т.Ф. Басова, В.И. Иванов, Н.Н. Кожевников и др. Основы экономики и управления: учеб. пособие-5-е изд., 2012.- 272 с.

Котерова Н.П. Микроэкономика: учеб. пособие: Допущено Минобразованием России. – 4-е изд., 2012.- 208с.

Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Учебник. – М.: Юристъ, 2003. -720с. (Высшее образование)

Хронокарта открытого урока

Время проведения – 45 минут

Создание рабочей обстановки

Обеспечение психологической подготовки обучающихся к предстоящему занятию

Целеполагание и мотивация деятельности

Акцентирование внимания на значимости темы

Анализ слайдов о состоянии основных средств предприятия

Восприятие информации, включение в работу

Определение темы и целей урока

Формирование готовности к восприятию

Запись темы урока в тетради

Активизация и закрепление теоретических знаний

Проверка знаний обучающихся

Термины по теме

Расширение и углубление знаний обучающихся по теме

Изучение нового материала

Показатели движения и технического состояния основных средств

Запись формул в тетрадь. Понимание их применения

Закрепление знаний обучающихся

Выявление сформированности знаний обучающихся

Работа обучающихся в малых группах

Работа с таблицей на компьютере

Составление таблицы в группах и сводной таблицы на компьютере

Обобщение и систематизация изученного материала

Выводы по результативности учетной деятельности и достижений целей урока

Оценка деятельности обучающихся

Закрепить изученный материал

Выучить формулы по теме

Выработка умения применять формулы

Содержание урока

Организационный момент

Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку.

Дежурный называет отсутствующих

Целеполагание и мотивация учебной деятельно-сти

Вводная часть: вступительное слово преподавателя.

Посмотрите на экран и сравните две картинки, на которых изображены трактора.

Ответьте на вопросы:

- Чем отличаются они?

- Как вы считаете почему?

- Какой вывод вы можете сделать ?

Обучающиеся слушают преподавателя

Обучающиеся сравнивают изображения на экране

Обучающиеся отвечают на вопросы, делают выводы

Определение темы и цели урока

Целями нашей работы будут обучающая : закрепить базовый уровень экономической грамотности, необходимый для обучающихся; закрепить знания по оценке эффективности деятельности предприятия на основе расчетов показателей использования основных фондов предприятия , инновационности технологических процессов, разрабатываемых в условиях предстоящего курсового и дипломного проектирования; развивающая: развивать культуру экономического мышления, познавательные умения, умения самостоятельно расширять диапазон знаний, анализировать, делать выводы, выделять главное, приобретать навыки исследовательской работы, использовать знания в профессиональной деятельности; воспитательная: воспитывать широкий профессиональный кругозор, трудолюбие и упорство в достижении цели, прививать любовь к профессии.

Задачи:

в результате изучения этой темы обучающийся должен четко представлять задачи и цели анализа использования основных производственных фондов.

Знакомство с отчетностью предприятия

Профессиональная ориентация обучающихся

Навыки работы с ИКТ

Обучающие записывают число, тему урока в тетрадь

Активизация и закрепление теоретических знаний

Задание: записать термин по определению.

Фондоотдача - показатель выпуска продукции на I руб. стоимости основных фондов, т.е. показывает насколько эффективны вложения в ОС

Фондоемкость - величина, обратная фондоотдаче, показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции

Фондовооруженность труда определяется как отношение стоимости основных фондов к числу рабочих на предприятии, работавших в наибольшую смену

Коэффициент экстенсивного использования оборудования определяется как отношение фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по норме

Коэффициент интегрального использования оборудования определяется как произведение коэффициента экстенсивного и интенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности)

Обучающиеся пишут диктант из терминов

Обучающиеся называют записанные по определению термины

Расширение и углубление знаний обучающихся по теме

2. Вступление преподавателя.

Основные фонды (средства) являются одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия, от их уровня использования напрямую зависит прибыль предприятия. При имеющемся техническом уровне и структуре основных производственных фондов увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости и рост накоплений предприятий зависят от степени использования основных производственных фондов.

Поэтому изучение и исследование основных фондов, показателей ОПФ и поиск резервов повышения эффективности их использования является основной задачей предприятия.

3.Работа с лекционным материалом.

Показатели движения и технического состояния основных средств:

Коэффициент обновления ОПФ (Кобн)
Кобн = ОФв.п / ОФк.г ,
где ОФв.п - стоимость вновь поступивших в текущем году ОПФ.

Коэффициент ввода ОПФ (Квв)
Квв = ОФвв / ОФк.г ,
где ОФвв - стоимость введенных фондов в текущем году;

ОФк.г - стоимость ОПФ на конец года;

Коэффициент выбытия ОПФ (Квыб)
Квыб = ОФвыб / ОФн.г ,
где ОФвыб - стоимость выбывающих фондов в текущем году;

ОФн.г - стоимость ОПФ на начало года;

Коэффициент износа ОПФ (Кизн)
Кизн = И / ОФп ,
где И - сумма начисленного износа ОПФ на момент расчета, начиная со дня ввода фондов в эксплуатацию;

ОФп - первоначальная стоимость ОПФ;

Коэффициент годности ОПФ (Кг)
Кг = (ОФп - И) / ОФп

4. Опрос по новому материалу.

Назовите с опорой на конспект показатели движения и технического состояния основных средств







Mozilla/5.0 (X11; Linux x86_64) AppleWebKit/535.21 (KHTML, like Gecko) Chrome/19.0.1042.0 Safari/535.21

Читайте также: