Конспект урока альтруизм и эгоизм 4 класс светская этика

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие доброжелательности и личной ответственности учащихся, основанной на умении понимать и сопереживать чувствам других людей.

Ориентированные на результаты:

Метапредметные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Самостоятельная работа со словарем;

Устные высказывания на тему;

Основные термины и понятия: Альтруизм. Милосердие. Эгоизм.

Мотивация к учебной деятельности

-Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…

- у кого сегодня хорошее настроение!

- кто сегодня пришел в брюках!

- кто сегодня пришел в юбке!

- кто является старшим ребенком в семье!

- кто готов начать работать!

Актуализация знаний учащихся

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной

-Перед нами 2 персонажа - стрекоза и муравей. Когда мы обсуждали это произ ведение на литературе, мы называли стрекозу легкомысленной , беспечной, беззаботной и ленивой, а какие качества из предложенных вы отнесли бы к муравью : жадный , добрый, чуткий , справедливый, трудолюбивый, жестокий, бесчувственный, благородный…строгий.мудрый. внимание, ласка.равнодушный,заботливый

А может кто-то из вас присвоит ему ещё другие качества и обоснует их?

Давайте проследим дальнейший путь Стрекозы. Что с ней стало? (могла замёрзнуть, умереть с голоду…, если …)

Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?

Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

В чем причины людского равнодушия и невнимания?

Можно ли воспитать милосердие в себе?

Нужно ли милосердие в наше время?

В чем оно проявляется? Примеры.

Подбор синонимов к слову милосердие

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие человечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, альтруизм

Равнодушие, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, эгоизм

Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.

Один сказал: - Нехорошо!
Сказал - и знай себе, пошёл!

Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.

Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

-Какой из персонажей вам понравился? Чем?

Я не думаю , что эти слова из вашего активного словарного запаса, но цель урока- узнать значение данных слов. Справки из словаря . Даю только часть толкования, чтоб вы сами догадались кого из людей можно назвать тем или иным словом.

Альтруист (от латинского alter - другой)

Работа с толковым словарем. Задание: выписать значение слов.

Полное толкование (на обороте листа)

Альтруизм-(книжн.). Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Альтруистический, альтруистичный - проникнутый альтруизмом, самоотверженный.

Эгоизм-себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Эгоистичный ,эгоистический -проникнутый эгоизмом, себялюбивый.

Альтруизм(французское altruisme, от латинского alter - другой) - бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен французским философом О. Контом (не путать с Кантом, это вообще другая опера) как противоположный по смыслу термину "эгоизм". Итак, альтруизм можно назвать эгоизмом наоборот. Альтруист оказывает помощь даже тогда, когда ничего не предлагается взамен, да и ожидать ничего не приходится. Классическая иллюстрация этого явления - притча Иисуса "О Добром СамаритяниНЕ

Шли по дороге два путника Иван да Фёдор из соседних деревень. Когда они остановились на привал, нашли два золотых слитка. Иван разделил свой слиток и раздал всем жителям своей деревни, чем заслужил почёт и славу.

Федор же продал слиток, купил землю и построил дом. Он завел хозяйство и торговал излишками на базаре. Никто не восхвалял его. Но вот наступил ужасный голод, и деревня Ивана вымерла полностью, так как его слиток давно проели. Остались лишь легенды о благородном жителе.

А Фёдор дал своим селянам зерна и денег в долг под процент. И они выжили, а Федор разбогател.До сих пор ходит множество притч про Ивана, но никто не говорит про Фёдора, хотя он и людей спас и сам заработал.

-были ли богаты Иван и Фёдор ?

-Как Иван поступил со своИм слитком?

-А как распорядился найденным богатством Фёдор?

-Почему Иван своим поступком заслужил почёт и славу?

-А почему Федора никто не восхвалял?

-кто из них альтруист, а кто эгоист? Почему?

Что лучше: жить для себя или для людей?

Бескорыстный; исполненный чувства сострадания; корыстный; отдает незнакомым людям часть богатства; не ожидает ни вознаграждения, ни благодарности ; действует в своих интересах; самопожертвование; забота о себе; спасение чужих людей; спасение своих родственников; ищет во всем выгоды для себя; милосердие; заботится о благе чужих людей; добрый, щедрый, чудак, расчётливый, скупой, себялюбец.

- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей)

-Действительно, альтруизм противостоит эгоизму.

Кто живет ни для кого, тот не живет и ради себя.

Если хочешь жить для себя, живи для других.

Будь альтруистом - уважай эгоизм других!

Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.

Кто очень любит себя, того не любят другие.

Учитель: Получается альтруизм это добродетель? Вот это нам следует доказать.

Ситуация Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.

Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям

Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый?

Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?

Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?

Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться!

Учитель: Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше - А или Э? Поставьте точку на отрезке.

Дети: Всего должно быть в меру.

Учитель: Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.

Обычаи и традиции на Руси

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем. Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Меценатами были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др.

Беседа по тексту.

- О чем этот текст?

- Какие слова нам помогают это увидеть?

-Чем удивил вас этот текст?

-Можно ли сегодня возродить забытые традиции и обычаи?

-От чего и от кого это зависит?

В нашем городе и школе существует традиция проведения субботников, когда каждый житель города, ученик школы принимает участие в наведении порядка в своем городе, дворе, территории школы. Другая традиция нашей школы - поздравление ветеранов войны и педагогического труда с праздниками. Все это проявления альтруизма.

Те, кто постоянно находит причины, для того чтобы не участвовать в общих делах, проявляют эгоизм.

. Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. (Дм.Ив.Писарев)

Бескорыстие - одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую.

(Мигель де Сервантес)

Добродетель с помощью богатства становится всеобщим благом .

Чтение статьи из пособия для учащихся. ( например такой текст)

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?
- Дорогой мой, - с любовью ответила ему мама, - если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, - к добрым людям они приходят сами.
«Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Учащиеся должны закончить предложения:

1. Я сегодня узнал…

2. Самым сложным для меня было…

3. Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке.

Д/з: предлагается небольшая творческая работа на выбор :

1) подобрать произведения об альтруистах, об эгоизме

2)собрать сведения об одном из благотворителей, обозначенных в тексте курсивом.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока : создание условий для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группах

Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Формирование умений объяснять, что означают слова альтруизм и эгоизм, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Прогнозируемые результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

Участники : учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

Power point (для создания презентации)

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- Ребята, давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

-Каким бы вы хотели его видеть?

Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы вы разделились на 3 группы.

Приветствие, подготовка рабочих мест

Психологический настрой уч-ся на работу

Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. –Ребята, послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку.

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

- Назовите героев притчи.

-Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?

-Как объяснил причину своего поступка мальчик?

-Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?

Учащиеся высказывают своё понимание.

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

извлечение необходимой информации из прослушанного текста

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Изучение нового материала. Определение темы урока.

3.-Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

Такое качество называют альтруизм .

- Хотелось бы вам узнать об этом понятии?

На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в группах. Найдите, что обозначает это слово.

4.-Ребята, как вы думаете, кого называют альтруистом?

- Попробуйте сформулировать сами.

-Давайте проверим себя по учебнику( стр.30)

-Прочитайте, кто такой альтруист.

5.-На ваших партах имеются карточки с написанными на них словами. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и подчеркните их красным цветом.

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие, самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.

6. –Среди ваших слов прозвучало слово - МИЛОСЕРДИЕ.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помо гающий бедным и больным, назывался на Руси благотворите­ лем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается крестит ель Руси князь Владимир Красное Солнышко . В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой.

Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворитель­ ных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больн ых.

В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. В тридцать шесть лет Тереза основала новый религиозный орден для ухода за больными и умирающими обитателями трущоб, воспитания уличных детей, заботы о нищенствующих, предоставления приюта покинутым. С той поры она всегда оказывалась там, где разворачивались трагедии.

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль. Выдающийся педиатр и хирург, спасавший детей во всех точках земного шара во время войн, землетрясений и революций,

Он спасал маленьких пациентов в России и за рубежом, вел переговоры с террористами на Дубровке и в Беслане. Стараниями врача в Москве появился научный медицинский центр с вертолетной площадкой и современным оборудованием.

7.-А как вы думаете, заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим?

-Нужно ли милосердие сегодня?

-Необходимо ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

-А нужно ли проявлять милосердие к людям, которые остались без крова и вынуждены скитаться по улицам в поисках пищи, пьяницам, наркоманам? -В чём оно будет заключаться?

- Кому бы вы смогли помочь сейчас в первую очередь?

-Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.

-Как ведёт себя человек по отношению к другим людям?( он отдаёт всё, что имеет)

- А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

- А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

-Ребята, хорошо ли быть альтруистом?

- Я предлагаю вам подобрать антоним к слову альтруизм. ( эгоизм)

-Что такое эгоизм?

-Зачем нам знать об этом понятии?

Поработаем с толковым словарём.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.

-Понравился рассказ? Как повели себя мальчики?

-Как можно их назвать?

- Найдите в учебнике определение слова ЭГОИСТ (стр.31)

9.- Вернёмся к карточке. Там ещё остались слова.

Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и подчеркните их чёрным цветом.

-Прочитаем их, не повторяясь, по цепочке.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

-Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

- Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным.

-Я предлагаю вам послушать ещё одну притчу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОРКСЭ для 4 класса по теме "Альтруизм и эгоизм".

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе

учитель Колесова Е. Г.

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группах

Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Формирование умений объяснять, что означают слова альтруизм и эгоизм, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Прогнозируемые результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация к уроку.

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

Power point (для создания презентации)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде,

Рукой солнце достать

И подарить его людям.

- Ребята, давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах.

Предлагаю вам определить тему нашего урока.

Приветствие, подготовка рабочих мест

Психологический настрой уч-ся на работу

Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3. Определение темы урока.

4. Изучение нового материала

5. Работа в группах

6. Проверка усвоения нового материала.

6.Заключительный этап.

8. Итог урока.

5. Домашнее задание.

2. –Ребята, послушайте притчу.

Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика . (щелчок)

Которую нам расскажет ваши одноклассники

(исценирование притчи) -3человека

А - Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. щелчок)

Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. (щелчок)

Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. (щелчок)

Ч--Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду?

А—спросил человек , подходя ближе

М— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то погибнут,

А— ответил мальчик, не прекращая своего занятия. (щелчок)

Ч — Но это же просто глупо! Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

А-- Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

М - Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. (щелчок)

А - Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. (щелчок)

И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. (щелчок)

- 1. Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? (он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы)

-2. Почему он изменил своё мнение? (Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится)

3. Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? (доброта, сострадание, желание помочь другим людям)

Какой вывод мы можем сделать? (Как здорово помогать другим!)

-4.Чему учит нас эта притча ?

(Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

Такие поступки называют

АЛЬТРУИЗМ (слово появляется на доске)

Сейчас предлагаю вам посмотреть отрывок

Что можно сказать о поступках медвежат?

(Они жадные, не умеют уступать друг другу, ссорятся, боятся остаться без сыра)

Кто и как решил их спор ? (лиса , она забрала сыр )

Как называют такие поступки

Эгоистичными, появляется слово ЭГОИСТ

(слово выносится на доску)

3. Что значит Эгоист? (Значит думать только о себе , не думая о других)

Сформулируйте тему нашего урока!

Эгоизм и альтруизм

На какие вопросы вы бы хотели ответить

(что такое альтруизм и эгоизм)

В каких источниках можно найти объяснения этих слов? (в словарях )

Обратимся к словарям

Работа со словарём Ожегова С И

У вас на стола находятся словари, откройте по закладке и прочитайте значение этих понятий.

альтруизм -(от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

(Альтруизм -готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. )

А кто такой АЛЬТРУИСТ? - попробуйте сформулировать сами.

- Чего хочет альтруист? (щелчок)

Альтруист – это тот, кто хочет, чтобы всем было хорошо.

ЭГОИЗМ. Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями

- Эгоисту трудно приходится в жизни

Работа в группах

Возьмите конверт №2 с заданием

Но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

1) Распределите обязанности в группе.

2) Работать должен каждый на общий результат.

3) Один говорит, другие слушают.

4) Своё несогласие высказывать вежливо.

5) Если не понял, то переспроси.

Задания для групп

(на столе конверт с заданием и книга Осеевой

О чем этот текст (очень кратко пересказать)

О каком поступке здесь идет речь, альтруистическом или эгоистическом?

Как вы это поняли?

Ваше отношение к героям.

Текст и вопросы напечатаны

Вам предоставляется рассказ.

О каком поступке здесь идет речь, альтруистическом или эгоистическом?

Как вы это поняли?

В 6а классе есть отличница Яна. Она всегда хорошо и добросовестно выполняется все задания учителя. Рядом с ней за партой сидит Витя, который не всегда готовится к урокам и часто просит Яну дать ему списать домашнее задание. Яна несколько раз позволила Вите списать, но потом сказала, что не даст больше пользоваться своей тетрадью. Витя расстроился, а Яна в свою очередь предложила ему готовить домашнее задание вместе, с тем, чтобы он сам усвоил материал.

Как охарактеризуете поведение Яны?

Какой поступок она совершила? Альтруистический или эгоистический?

Почему вы так считаете?

Да, действительно здесь проявляется эгоистическое поведение: Яна не дала тетрадь Владу, но в то же время и альтруистическое: предложила помощь в подготовке домашнего задания. Такое поведение ребята, где стремление удовлетворить свои интересы сталкивается со стремлением к общему благу, называется разумным эгоизмом

Работа с иллюстрациями.


Посмотрите в внимательно вам представлено 6 иллюстраций героев сказок.

. Соедините понятия альтруизм и эгоизм со сказочными героями

Разбор жизненной ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа….

Продолжи , что бы ты ответил маме …

Текст напечатан, задание такое же как и в 4 группе.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа….

Продолжи , что бы ты ответил маме …

(На столах карточки со словами)

(слова выносятся на доску )

слова для групп

сочувствие, сострадание, себялюбие. жестокость

сопереживание, отзывчивость, , , доброта, зависть,

чёрствость, бездушие, высокомерие, жизнерадостность

Слайд : Какие альтруистические поступки человек может совершать в повседневной жизни? (щелчок)

Знаете ли вы, кто такой волонтёр? (щелчок)

Волонтёр — человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью.

Встречали вы в жизни волонтеров

-- Какой мы вывод можем сделать?

Поставьте руки на локти, ладони раскройте вверх и соедините, закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся невидимые волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

( Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко.)

- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. (Слайд 20)

Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:

- Кому может быть нужна наша помощь?

- Кому не хватает нашей доброты и участия?

- Чем мы можем помочь другим людям?

- Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой?

Спешите делать добрые дела, ребята!

- Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока.

Урок дал мне для жизни…

Поблагодарить детей за работу, гостей за потраченное время.

(щелчок) А поможет вам в этом памятка жизненных правил

Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.

Отдавайте больше.

Ожидайте меньше.

- Познакомьте с этими правилами своих близких и знакомых

Дополнительные задания для работы в группах

Работа с пословицами. Восстановите пословицы.

Объясните их смысл. Распределите на 2 группы.

Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает.

После меня хоть трава не расти.

Жизнь дана на добрые дела.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется

Другая притча:

Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку.

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

- Назовите героев притчи.

-Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?

-Как объяснил причину своего поступка мальчик?

-Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?

• Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление совершать благородные поступки, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1.Операционно-познавательный этап. Повторение.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО.

Какие произведения вы вспомнили дома?

Согласны ли вы с концовками этих произведений?

Справедливы ли они на ваш взгляд? Почему?

В опорных листах задание №1

Оцените поступок главного героя.

- Как называют таких людей?

- Каких героев вы знаете?

Работа в опорных листах. Задание №2.

Чтение рассказов о подвигах Маринеско, Гастелло и Маресьева

Мы познакомились с героями Великой Отечественной войны и с их подвигами.

- Ради чего они шли на подвиги?

- В наше время тоже можно встретить людей, которые совершают подвиги. Кто они?

Учащиеся вспоминают героев Великой Отечественной войны, пионеров-героев.

Герои шли на подвиги ради освобождения нашей страна от фашистов.

Высказывание детей о том, какие героические поступки можно совершить в наше время. Помощь во время наводнений, пожаров, стихийных бедствий. Оказание гуманитарной помощи и др.

Это делают врачи, служба МЧС, простые граждане, которые не проходят мимо людей, попавших в трудные ситуации.

2. Вводно-мотивационный этап.

Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком парня, спасшего девочку из огня.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

- Какое впечатление оставила в вашей душе притча?

- Почему человек сначала посчитал мальчика глупым?

- Почему потом он изменил своё мнение?

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?

-Что общего в поступках мальчика из притчи и парня из стихотворения?

- Кто знает, как называют такое качество в людях?

(делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности)

Работа с учебником с.30.

Составьте рассказ по картинкам. Что можно сказать об этом человеке?

Как называют таких людей?

Слушают и смотрят на экран.

Мальчик думал, что такое количество звёзд невозможно спасти.

Человек понял, что тоже может спасти несколько звёзд.

Упорство, умение сопереживать.

Совершали поступки не для себя, а во благо других.

Таких людей называют альтруистами.

3. Операционно-познавательный. Изучение нового материала.

Поступки людей можно назвать альтруистическими.

Слышали такое слово?

На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Найдите, что обозначает слово АЛЬТРУИЗМ

Задание №3 в опорных листах.

АЛЬТРУИСТ - попробуйте сами сформулировать определение.

Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте определение слова альтруист.

Откройте словарь синонимов и найдите синонимы к словам альтруизм и альтруист.

Задание №4 в опорных листах.

Обсудите в группе слова синонимы и запишите свои примеры.

Прочитайте что вы записали.

Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко.. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Иван Калита тоже помогал бедным людям. За что получил своё прозвище.В 19 векепредставители царского дома участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.

Теперь откройте словарь антонимов и найдите слова противоположные слову альтруизм.

Что означает это слово, прочитайте в учебнике

на стр. 31. Задание №5

Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах.

Задание №6 в опорных листах.

Но есть ещё одно понятие. Кто обратил на него внимание, читая учебник.

Что же это такое прочитайте в учебнике стр.31.

Запишите определение в опорные листы.

Альтруизм (от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо.

бескорыстие — это отсутствие стремления получить материальную выгоду;

бессребреник — это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение;

человеколюбие — это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему;

самоотверженность — добровольное принесение людьми в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей.

Сострадание, сочувствие, добродушие, терпимость, сопереживание, отзывчивость, милосердие, жизнерадостность, понимание, самопожертвование, забота, доброта, любовь, жалость, ласка, долг, человеколюбие

Слушают, смотрят видеоряд.

Учащиеся высказывают своё отношение.

Анализируют ситуацию, делают выводы. Альтруисты готовы в любой момент помочь человеку, котором плохо. Ради этого они могут даже пожертвовать всем, что у них есть.

Равнодушие, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, предательство, себялюбие.

Читают по цепочке.

Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Первый: Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

Второй: Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

Третий: Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда–то пойти.

Четвёртый: Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

После каждого варианта задать вопросы:

- Что при этом почувствовала мама?

- Что почувствовал сам Костя?

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

После первого, второго и третьего вариантов: Мама очень расстроилась, ей жалко своего ребёнка. Она огорчилась, потому что поняла, что её ребёнок эгоист.

После четвёртого: Маме было очень приятно слышать такие слова от сына.

Костя показал своим поведением как любит и понимает свою маму.

Станьте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

(Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко.)

- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:

- Кому может быть нужна наша помощь?

- Кому не хватает нашей доброты и участия?

- Чем мы можем помочь другим людям?

-Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой?

Спешите делать добрые дела, ребята!

Домашнее задание: Задание №8. Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите. С каждым хорошим поступком дорисовывайте части вашего волшебного цветка. На следующем уроке покажете, какой цветок у вас получился. А поможет вам памятка жизненных правил.

Читайте также: