Тема любви в творчестве маяковского конспект

Обновлено: 05.07.2024

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, назовите отсутствующих. Проверьте все готовность к уроку – наличие на столе учебника, тетради, ручки, стихотворений Маяковского, дневника.

Оборудование урока

1) Портреты М. Денисовой, Л. Брик, Т. Яковлевой

2) Эпиграф к уроку :

3)План урока

1. Тема любви – одна из вечных тем литературы

2. Отражение этой темы в ранней лирике :

3. тема любви в послеоктябрьской лирике :

2. Опрос учащихся по заданному материалу

- проверка усвоения изученного материала

-подготовка к восприятию нового материала. 2. Проверка домашнего задания

3. Повторение раннее изученного материала

-выявит уровень усвоения изученных произведений о любви

-настроить учащихся на восприятие нового материала. 3. Повторение раннее изученного материала

Беседа по вопросам:

2) Вспомните произведения русских писателей о любви и скажите, какой изображают они любовь? (любовь – чувство светлое, безрадостное, неразделённое)

4. Изучение нового нового материала

-уметь делать выводы 4. Постановка темы и цели урока.

Как видим любовь – чувство, сравниваемое с сердцем, с жизнью. Работать будем по плану (план на доске).

а) Вступительное слово учителя о Маяковском

На предыдущих уроках мы говорили о Маяковском как о фигуристе, о поэте – революции, о поэте – публицисте, о поэте – сатирике. Сегодня Маяковский откроется вам с новой стороны. Мы будем говорить о стихах Маяковского, посвященных любви. Эта тема одна из вечных тем литературы : и поэзии, и прозы. Способность любить в произведениях русских писателей была одним из критериев оценки человеческой личности. Вспомните, среди изученных произведений нет таких, в которых не звучала бы эта тема. Мы с вами вспомнили, что у Пушкина – любовь светлая, бескорыстная… У Лермонтова – любовь – чувство трагическое.

-Как же раскрывает эту тему Маяковский?

Учитель. Чуть ли не с первых строк охватывает вас торжественное чувство большой и страстной любви: Нежные! Вы любовь на скрипки ложте, Любовь на литавры ложит грубый А себя, как я, вывернуть не можете Чтобы были одни сплошные губы

- Докажите, что тема любви в этой поэме автобиографична?

И дальше с той же силой трагизма поэт рассказывает о своей безответной любви к Марии, любви, причинившей ему мучительную боль.

Мария Александровна Денисова, дочь крестьянина из Смоленской губернии, с которой познакомился Маяковский во время турне по Одессе, - первая любовь Маяковского. Между ними препятствие - социальное неравенство, материальный расчет.

Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца…

д) Вопросно-ответная беседа:

- Что здесь самое страшное? (Любовь невозможна в мире, где все продается и покупается)

Гремят на мне наручники любви тысячелетия и только боль моя - острей- стою, огнем обвит, на несгорающем костре немыслимой любви

- Что же за чувство у Маяковского? Какое оно? (Большое тревожное чувство)

Я теперь свободен от любви и от плакатов. Шкурой ревности медведь лежит когтист.

Эта тема ко мне заявилась гневная… Эта тема пришла, остальные оттерла… Имя этой теме Любовь!

- Каким предстает перед нами Маяковский (Страдающим)

Ненавижу это все… Все, что молочинным роем оседало и осело бытом…

- Что стояло выше любви? (Быт)

…все чем владеет моя душа… Все это хотите? - сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье.

5 Закрепление изученного материала

-отработка умения анализировать стихотворение

-воспитывать самостоятельность в овладении знаниями 5. Закрепление изученного материала

1. О чем это стихотворении? Определите Тему.

2. Каково настроение?

3. Состояние лирического героя.

4. Как изображен окружающий мир?

5. Какие изобразительные средства использует автор?

2)Проверка выполненной работы с комментированием

…У прочих знаю сердца дом я Оно в груди – любому известно! На мне же С ума сошла анатомия… Гудит повсеместно… Комок сердечный… разросся громадой Громада любовь, громада ненависть…

- Как вы понимаете эту метафору: громада-любовь? (Любовь ко всему)

- Как вы думаете, чего ждал поэт от революции в области человеческих чувств?

Не смоют любовь ни ссоры, ни версты… Помни ежедневно, что ты зодчий и новых отношений и новых любовей…

б) Чтение стихотворения учащимися и беседа по вопросам:

- Как начинается стихотворение?

- Какова интонация стихотворения (ироничная)

- Против кого настроена ирония?

- Самоироничен ли герой? Обоснуйте свой ответ.

- Становится ли герой серьёзнее?

6 Подведение итогов урока

-определить степень усвоения материала учащимися

-оценить работу учащихся. В стихотворении дано оправдание любви. Любовь – прекрасное чувство. Но поэт не мыслит себя в отрыве от страны, от народа. Любовь у него не был личным переживанием:

Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен Сердца выстывший мотор… Чтобы поднимать и вести, и влечь Которых ослабли глазом

7 Задание на дом.

-разъяснить учащимся смысл выполнения домашнего задания

-учащиеся должны использовать полученные на уроке знания для анализа поэтического произведения. 6. Подведение итогов урока

1. Чтение эпиграфа к уроку

Вот мы, рассмотрев несколько произведений Маяковского о любви, убедились, что у поэта действительно любовь – громада, которая вдохновляла его на работу, на борьбу, на творчество во имя всеобщего дела (выводы записать в тетрадь)

Выставление оценок за урок с комментариями.

Цели урока: раскрыть своеобразие любовной лирики В. Маяковского, определить истинные ценности в жизни поэта, учить анализу лирического текста.

Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… Маяковский – это не громада ненависть, а громада любовь. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В.Маяковского.

Комментарий презентации «Адресаты любовной лирики В. Маяковского (Приложение №1)

Я бы назвала слайд и ощущения Маяковского в этот период как ожидание любви

Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков , она эмансипированна.

Наконец, она – непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.

Осень 1918 года. Голодная Москва, коммуналка, холод. Не было овощей, фруктов. Лиля заболела авитаминозом. Маяковский с трудом добывает для неё настоящее сокровище - примитивные овощи.

-Что вы почувствовали? Какая она любовь поэта?

Чтение слайда. Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи, и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать. Эта женщина – ЛИЛИТ. (Напомним, древний библейский миф о первой женщине, равной во всём мужчине, а может быть даже и превосходящей его в чём-то. По мифу даже Бог испугался совершенства своего творения и оставил Лилит в одиночестве, а для Адама – первого мужчины создал женщину из ребра – Еву- женщину, которая изначально являлась лишь частью мужчины)

Имя Музы Маяковского созвучно имени Лилит. Она – Лиля Брик - вторая женщина в Москве, у кого были права. Первой была жена французского посла . Автомобиль её купил и привёз из-за границы Маяковский, кстати сам всю жизнь пользовался услугами шофёра.

Лиля Брик – последняя хозяйка литературного салона в 20 веке. В её салоне говорили только о литературе и искусстве.

Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров и т.д.

Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное

Маяковский оставил последнее письмо. В нём – строки стихотворения. Эти строки были написаны давно и адресованы они были Лиле Брик:

Так в последние мгновения своей жизни поэт думал о своей Музе – о Лиле Брик.

(С помощью ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ-ПЛАНОВ)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

1. Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения.

2. Отметим главную тему стихотворения.

/ тема любви, тема прощания, расставания.

3. Но, разве герой прощается с любимой? Хочет ли он этого прощания?

4.Литературные параллели. Кто ещё изобразил в стихотворениях прощание с любимой? Сравните, какими чувствами наполнены эти стихи, что испытывает лирический герой?

5. Волнует ли лирического героя состояние возлюбленной?

/Главное – выразить то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание.

Стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать психологическое состояние героя.

Дым табачный воздух выел.
Комната-
Глава в кручёныховском аде…

Есть поэты, которые словно открыты для любви, и все их творчество буквально пронизано этим прекрасным чувством. Это Пушкин, Ахматова, Блок, Цветаева и многие другие. А есть те, кого трудно представить влюбленным. И в первую очередь на ум приходит Владимир Маяковский. Стихи о любви в его творчестве, на первый взгляд, кажутся совершенно неуместными, поскольку воспринимается он обычно как певец революции. Так ли это, попробуем узнать, внимательнее приглядевшись к поэту.

любовная оирика маяковского

Маяковский – начало творческого пути

Родина поэта – Грузия. Родители происходили из дворянского рода, хотя отец служил простым лесничим. Внезапная смерть кормильца заставляет семью переехать в Москву. Там Маяковский поступил в гимназию, но через два года был отчислен за неуплату обучения, и занялся революционной деятельностью. Несколько раз он подвергался аресту и почти год провел в камере Бутырской тюрьмы. Это произошло в 1909 году. Тогда впервые он начал пробовать писать стихи, совершенно ужасные, по его словам. Однако именно этот год Маяковский, любовная лирика, стихи и знаменитые поэмы которого были еще впереди, считал началом своей поэтической карьеры.

Поэт революции

Нельзя сказать, что творчество Владимира Маяковского было полностью посвящено революции. Все далеко не так однозначно. Поэт безоговорочно принимал ее, был активным участником тех событий, и многие его произведения действительно были посвящены Октябрьской революции. Он практически обожествлял ее, верил в идеалы, которые она несла, и защищал. Несомненно, он был рупором революции, а его стихи – своеобразной агитацией.

маяковский любовная лирика стихи

Любовь в жизни Маяковского

Глубокая эмоциональность присуща всем творческим натурам. Не был исключением и Владимир Маяковский. Тема любви проходит через все его творчество. Внешне грубый, на самом деле поэт был очень ранимым человеком, героем скорее лирического характера. И любовь в жизни и творчестве Маяковского занимала далеко не последнее место. Он, широкий душой, умел мгновенно влюбляться, и не на короткий срок, а на длительное время. Но поэту не везло в любви. Все отношения заканчивались трагически, а последняя любовь в его жизни привела к самоубийству.

Адресаты любовной лирики Маяковского

В жизни поэта были четыре женщины, которых он любил безоговорочно сильно. Любовная лирика Маяковского связана в первую очередь именно с ними. Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?

адресаты любовной лирики маяковского

В декабре поэт уезжает в Москву, но уже в феврале 1929 года вновь возвращается во Францию. Его чувства к Яковлевой были настолько сильными и серьезными, что он сделал ей предложение, но не получил ни отказа, ни согласия.

Отношения с Татьяной закончились трагически. Планируя вновь приехать осенью, Маяковский не смог этого сделать из-за возникших проблем с визой. К тому же он внезапно узнает, что его любовь выходит в Париже замуж. Поэт был настолько потрясен этим известием, что говорил, что если больше не увидит Татьяну, то застрелится.

А потом вновь начались поиски той единственной преданной любви. Поэт начал искать утешения у других женщин.

Последняя любовь Маяковского

Вероника Витольдовна Полонская – актриса театра. С ней Маяковский познакомился в 1929 году через Осипа Брика. Сделано это было неслучайно, в надежде, что очаровательная девушка заинтересует поэта и отвлечет от трагических событий, связанных с Яковлевой. Расчет оказался верным. Маяковский всерьез увлекся Полонской, настолько, что стал требовать от нее разрыва с мужем. А она, любя поэта, не могла начать разговор с мужем, понимая, каким ударом это для него будет. И муж Полонской до конца верил в верность жены.

Это была мучительная любовь для обоих. Маяковский с каждым днем все сильнее нервничал, а она все оттягивала объяснение с супругом. 14 апреля 1930 года они увиделись в последний раз. Полонская утверждает, что разговора о разрыве не было, поэт в который раз просил ее уйти о мужа и оставить театр. Через минуту после своего ухода, уже будучи на лестнице, Полонская услышала выстрел. Вернувшись в квартиру поэта, она нашла его умирающим. Так трагично закончилась последняя любовь и жизнь Владимира Маяковского.

особенности любовной лирики маяковского

Сложные отношения: Лиля Брик

Встреча с ней произошла через год после разрыва отношений с Денисовой. Маяковский был вначале увлечен младшей сестрой Лили, а ее при первой встрече принял за гувернантку своей возлюбленной. Позднее состоялось официальное знакомство Лили и Осипа Брика с поэтом. Они были поражены его стихотворениями, а он мгновенно влюбился в эту неординарную женщину.

Их отношения были странными и непонятными для окружающих. Муж Лили имел связь на стороне, и не испытывал физического влечения к жене, но по-своему очень любил ее. Лиля же мужа обожала, и когда ее однажды спросили, кого она все-таки выбрала бы, - Маяковского или Брика, она, не задумываясь, ответила, что мужа. Но и поэт ей был чрезвычайно дорог. Эти странные отношения длились 15 лет, до гибели Маяковского.

маяковский стихи о любви

Особенности любовной лирики Маяковского

Для поэта любовь – одно из самых главных чувств на свете. Он считал, что это основа, сердце всего. Если оно остановится – организм погибнет. Так и без любви человек не может чувствовать себя по-настоящему живым. Любовная лирика Маяковского особенна тем, что поэт отказывался верить в недолговечность этого чувства. Сам он любит преданно и хочет рассказать об этом всему миру, поделиться своими мыслями и преживаниями. Да только обывателям оно неинтересно.

Особенностью любовной лирики поэта является его убеждение в том, что если человек кого-то любит, он должен полностью следовать за избранником, всегда и во всем поддерживать, даже если любимый человек неправ. По мнению Маяковского, любовь бескорыстна, ей не страшны размолвки и расстояние.

маяковский тема любви

Стихи о любви

3. Нетривиальные стихотворные формы и иронии как вид пафоса в интерпретации любовной темы.

Авангард (от фр. avant-garde – переlовой отряд) – совокупность экспериментальных направлений в искусстве, декларирующих принципиальный разрыв с традицией.

Анапест (от греч. anapaistos – обратный дактилю, букв. – отражённый назад) – метр, образованный стопами из трёх слогов с сильным местом на третьем; сильное место заполняется обязательно-ударным.

Амфибрахий (от греч. amphibrachys – с двух сторон краткий) – метр, образуемый стопами из трёх слогов с сильным местом на втором; сильное место заполняется обязательно-ударным слогом, слабые – безударными.

ЛЕФ (Левый фронт искусств) – литературно-художественное объединение, возникшее в 1923 году под руководством В. В. Маяковского. Эстетическая основа ЛЕФа – концепция литературы факта. В состав входили Б. Л. Пастернак, И. Э. Бабель, О. М. Брик и др.

Метр (от греч. metron – мера, размер) – самая общая схема звукового ритма стиха, т.е. предсказуемого появления определённых звуковых элементов на определённых позициях.

Символизм – (от фр. symbolisme) – одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся экпериментаторством, стремлением к новаторству, использованию символики, недосказанности, намёков. В основе символизма категория символа – особого знака, стремящегося к постижению высшего смысла и характеризующегося многозначностью.

Силлабо-тоническая система стихосложения (от греч. syllabe – слог и tonos– ударение) – разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

Тоническое стихосложение (от греч. tonos – ударение) – стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений (чаще на относительном равенстве ударений в строках). Количество безударных слогов между ударными произвольно.

Футуризм (от лат. futurum–будущее) – одно из течений в искусстве авангарда XX века. Поэты-футуристы (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Давид Бурлюк и др.) мечтали об искусстве будущего: искусстве суперсовременного послереволюционного города и создавали для этого искусства новый язык.

Хорей – (от греч. choreios – плясовой) – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на первом; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое – только безударно, последнее сильное место в строке обязательно-ударно.

Ямб (от греч. iambos – предположительно название музыкального инструмента) – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на втором; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое – только безударно, последнее сильное место в строке обязательно-ударно.

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

2. Маяковский В. В. Люблю: поэмы, стихотворения, проза. М: Азбука, 2010. — 368 с.

1. Николюкина А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: ИНТЕЛВАК, 2001. — 1600 с.

2. Федотов О. И. Основы русского стихосложения. М.: Флинта, 2002. — 848 с.

3. Быков Д. Л. Тринадцатый апостол. Маяковский. Трагедия-буфф в шести действиях. М.: Молодая гвардия, 2016. — 832 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вместе с Давидом Бурлюком и Василием Каменским они продолжают турне, и в купе вагона поезда из Николаева в Кишинёв, Маяковский медленно, с большим напряжением, читает своим друзьям первые строки поэмы.

…Вы думаете, это бредит малярия?

Это было, было в Одессе.

"Приду в четыре",– сказала Мария. Восемь. Девять. Десять.

Вот и вечер в ночную жуть ушёл от окон, хмурый, декабрый.

В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры.

Меня сейчас узнать не могли бы: жилистая громадина стонет, корчится. Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется.

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметённый карнавал

растреплет страницы моих книжек.

Слов моих сухие листья ли

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский кладёт на счёт парижской цветочной фирмы. Несколько раз в неделю Яковлевой приносят самые красивые цветы. Букеты сопровождаются записками. Это короткие шуточные стихотворения поэта.

Чтоб цвёл и рос

Завершая анализ стихотворных посланий Татьяне Яковлевой, следует отметить, что эти произведения стоят особняком в творческой биографии поэта. Едва ли он рассматривал их как произведения для широкого читателя.

Итак, анализ любовной лирики Маяковского позволил сделать следующие выводы. Тема любви в его творчестве всегда неразрывно связана с событиями в жизни. Личный характер любовных переживаний обеспечивают один из ведущих мотивов в творчестве поэта: драма художника, осознающего своё высокое общественное призвание и при этом являющегося глубоко страстной, влюбчивой натурой, мечтающей о простом человеческом счастье.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Заполните пропуски в тексте.

1. Её имя звучит в поэме.

3. Позже общалась в Нью-Йорке с Бродским.

4. Была замужем артистом Яншиным.

Единичный выбор.

Выберите фамилии поэтов, принадлежавших вместе с В. В. Маяковским к футуризму.

Читайте также: