Подходы в менеджменте конспект

Обновлено: 06.07.2024

Обзор определения эффективности менеджмента. В теории менеджмента особое место занимают основные подходы к изучению отдельных частных проблем и менеджмента в целом. Существует три основных подхода к управлению - процессный, системный и ситуационный.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.02.2011
Размер файла 20,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "Менеджмент"

На тему: Основные подходы в менеджменте

группы 2 - 09 - ЭКБу - 259

1. Процессный подход

1.1 Функция планирования

1.2 Функция организации

1.3 Функция мотивации

1.4 Функция контроля

2. Системный подход

3. Ситуационный подход

Менеджмент (управление) - это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т.п.) и требуемые результаты (изделия, услуги). Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации - людей, координируя их деятельность. Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных для их получения ресурсов.

В теории менеджмента особое место занимают основные подходы к изучению отдельных частных проблем и менеджмента в целом. Существует три основных подхода к управлению:

1. Процессный подход

Основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

Впервые этот подход предложен представителями школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Но они рассматривали эти функции как независимые: процессный подход рассматривает их как взаимосвязанные.

В современной литературе выделяют следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, контроль, координация, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, регулирование.

В общем виде процесс управления можно представить состоящими из функций планирования, организации, мотивации и контроля.

1.1 Функция планирования

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопросы:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они

первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

1.2 Функция организации

Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

1.3 Функция мотивации

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению

соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления. Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

1.4 Функция контроля

менеджмент процессный системный ситуационный

Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами. Принятие решений. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация. Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку организация представляют собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но и для того, чтобы они могли выполняться.

2. Системный подход

Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления.

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как объект более общей системы. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

1) системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

2) системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;

3) системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

4) системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;

5) системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решений той или иной проблемы;

6) системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

7) системно-коммуникативного, означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его связей с окружающей средой;

8) системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

3. Ситуационный подход

Центральным моментом этого подхода является конкретная ситуация как набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данное время. Именно конкретная ситуация есть основа применения возможных методов управления и выбора наиболее эффективного.

Ситуационный подход, как и системный - это не набор предписываемых руководств, а способ мышления об организационных проблемах и решениях. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения, учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

а) содержанию - технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;

б) виду управленческого решения во времени - стратегические, тактические, оперативные;

в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

г) методам реализации управленческих решений.

Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

1) менеджер должен быть знаком с процессом управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методами планирования и контроля, количественными методами принятия решения;

2) менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения какой-либо методики в конкретной ситуации;

3) менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

4) менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Таким образом, можно сказать, что подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

1. Пиковский А.А., Заводина А.В., Костин К.Н., Введение в финансовый менеджмент: Учебное пособие, 2000

2. Лытнев О.А., Основы финансового менеджмента. Ч.1: Учебное пособие, 2000

3. Вачугова Д.Д., Основы менеджмента: Учебник, 2005

4. Кабушкин Н.И., Основы менеджмента: Учебное пособие, 2002

5. Герчикова И.Н., Менеджмент: Учебник, 1997

Подобные документы

Исследование основных составляющих современного менеджмента. Формирование миссии и целей организации. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. Объекты и субъекты налогового менеджмента. Проблемы менеджмента в России и пути их решения.

реферат [184,3 K], добавлен 16.10.2016

Формирование современной науки управления. Процессный подход как концепция. Процессный подход в новых стандартах менеджмента. Концепция управления предприятием на основе системного подхода к информации. Теоретические основы ситуационного подхода.

курсовая работа [38,0 K], добавлен 10.03.2014

Сущность эволюции теорий менеджмента. Взгляд А. Файола на администрирование и организационное планирование. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Процессный, системный и ситуационный подходы к изучению проблем управления концепциями.

курсовая работа [32,7 K], добавлен 12.05.2015

Исходные понятия, раскрывающие сущность эволюции управления. Периоды становления менеджмента, вклад различных школ в его развитие. Научные подходы в управлении: процессный, системный, ситуационный. Сравнение японской и американской моделей менеджмента.

лекция [951,5 K], добавлен 30.04.2014

Системный, процессный и ситуационный подходы современной школы менеджмента. Анализ принципов управления А. Файоля. Особенности туризма как объекта управления. Организация управления туристским комплексом за рубежом, возможность ее использования в России.

презентация [83,7 K], добавлен 19.09.2013

Научные основы менеджмента: понятие, сущность, цели и задачи. История возникновения менеджмента, эволюция школ и концепций. Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте. Возможности и пути использования зарубежного опыта в российских условия

шпаргалка [389,1 K], добавлен 12.08.2009

Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте. Рассмотрение управленческого цикла и его этапов. Основные этапы процесса организации и понятие делегирования полномочий. Сущность и содержание функции мотивации: мотивы, стимулы, вознаграждение.

Для того чтобы эффективно управлять той или иной организацией, нужно разобраться с ключевыми понятиями, а также изучить подходы к управлению. Без знания сущности подходов менеджер не сможет управлять предприятием, поддерживая его рентабельность на должном уровне. В условиях кризиса и стремительно развивающегося рынка нужно знать базовые подходы к управлению и способы их правильного сочетания.

Подходы к управлению

Системный подход

Важная точка в изучении управления представлена системным подходом, согласно которому организация рассматривается, как открытая система. Такая система, в свою очередь, включает следующие элементы:

  • задачи и структуры;
  • квалифицированных специалистов;
  • технологии, необходимые для достижения поставленных целей;
  • сохранение полученного результата в условиях внешней среды, которые постоянно меняются.

Используя методологию системного подхода, предприятие достигает поставленных целей посредством выбора управленческих решений с их последующей реализацией. При принятии решения необходимо анализировать все факторы, которые могут повлиять на развитие организации в дальнейшем. С помощью инновационного системного подхода можно не только упорядочить и структурировать управленческие задачи в таблицу, но и определить способы решения проблемной ситуации с учетом всех условий и факторов.

Используя методологию системного подхода

Параметры и принцип действия

Материальные ресурсы

  • материальные;
  • финансовые;
  • трудовые;
  • информационные.

На этом этапе руководитель должен проанализировать используемую производственную технологию, методологический способ управления, а также интегрировать и несколько усовершенствовать управленческий и производственный процесс.

Пример использования на практике

Системный подход

Процессный метод

Вторым базовым методом является процессный подход к управлению, который рассматривает его в виде непрерывной связи управленческих функций. Эти функции представлены:

Процессный метод

  • мотивацией;
  • планированием и организацией;
  • контролем;
  • координацией.

Каждая из вышеперечисленных функций является важным и неотъемлемым элементом успешного производства. А управленческий маркетинговый принцип — это процесс, включающий непрерывные взаимосвязанные действия, направленные на достижение поставленных задач и определение их результативности.

Мотивация необходима для того, чтобы стимулировать рабочий коллектив на скорейшее достижение целей, а если руководитель не будет мотивировать сотрудников на результат, то воплощение задуманных планов по развитию организации в жизнь станет практически невозможным. Предназначение поведенческой функции заключается в стремлении коллектива достичь лучшего результата в выполнении возложенных на них обязанностей.

Функция планирования предназначена для постановки задач и целей, а также для того, чтобы выработать эффективную стратегию для определения результата и распределения ресурсов из внешней среды. С помощью планирования руководитель направляет деятельность коллектива на достижение поставленной задачи, формирует комфортный климат компании и формирует у сотрудников четкое понимание конечной цели их деятельности.

Функция организации и контроля

Функция организации и контроля

Организационная функция в экономической школе предназначена для создания рабочей структуры предприятия, которая будет эффективно функционировать, а также для того, чтобы рабочий коллектив своевременно получал информацию о работе организации. Каждый сотрудник в обязательном порядке должен быть ознакомлен с основными правилами и уставом производства, организационной структурой компании. Также на данном этапе между сотрудниками распределяются должностные обязанности.

Функция контроля необходима для оценки качества выполнения задач и поставленных перед сотрудниками целей. Если поведение организации несколько отклоняется от установленных норм, следует провести корректировку.

Практическое применение

Использование процессного подхода

Использование процессного подхода можно рассмотреть на примере Отдела по выпуску карт Операционного департамента в ПАО Сбербанк. Работа операционного департамента заключается в занесении клиентских данных в банковскую систему, а также в обработке и рассылке корреспонденции по услугам и продуктам, предоставляемым клиентам.

Реализация таких задач напрямую связана с функциями управления, поскольку отдел по выпуску карт составляет план в зависимости от количества потенциальных клиентов. Также отдел выполняет следующие задачи:

  • планирует объем пластика, необходимого для бесперебойного выпуска карт;
  • рассчитывает ресурсы для оптимальной работы организации;
  • организовывает процесс выпуска и доставки карт.

Всех сотрудников нужно мотивировать, чтобы они качественно выполняли свои обязанности, а для этого и нужна функция мотивации, которая представлена ежегодной и ежеквартальной выдачей премии. Что касается нематериальной мотивации, то она заключается в непрерывном обучении сотрудников для повышения их квалификации.

Ситуационное управление

Последним методом является ситуационный подход в менеджменте, основанный на принятии того или иного управленческого решения, в зависимости от конкретной ситуации. Компания постоянно взаимодействует с внешней средой, которая, в свою очередь, непрерывно меняется, требуя мгновенной реакции и введения актуальных корректировок в управление всеми производственными процессами.

Ситуационное управление

При использовании такого подхода практически невозможно выявить конкретный метод управления компанией, поскольку есть множество ситуаций, оказывающих влияние на работу организации. По этой причине специалистами было установлено, что эффективнее выбирать управленческий способ в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Построение ситуационного подхода, автором которого является Гарольд Кунц, основывается не на группе конкретных действий, а на детальном анализе факторов, проникающих в производственный процесс из внутренней и внешней среды. Именно на основе этих факторов руководитель организации должен принимать решение, а применение ситуационного подхода уместно только при непредвиденных или нестандартных случаях.

Прибегнув к ситуационному подходу, руководитель должен применять все базовые принципы управления без исключения, которые используются во всех организациях. Также следует брать во внимание эволюцию специфических приемов, предназначенных для эффективной работы и непрерывного роста компании. Менеджер должен регулярно проводить анализ ситуации на производстве и устанавливать уровень ее влияния на производственный процесс.

Модель ситуационного метода на производстве

При всем желании менеджер не способен предполагать правильность конкретного способа или метода, каким бы эффективным ни было его действие. В связи с этим руководитель часто вынужден принимать решение по ситуации, и использование ситуационного метода управления уместно в каждой второй организации.

Руководитель ресторана давно мог бы установить в заведении специальные машины, которые предназначены для того, чтобы готовить блюда, менять ингредиенты и ускорять работу поваров. Но в таком случае продукты высокого качества должны быть заменены сухими смесями и замороженными ингредиентами, а это запрещено в процессе приготовления высококачественной пищи.

  • трудовые;
  • материальные;
  • реклама;
  • финансовые резервы.

Трудовые ресурсы

В результате этого производится продукция, от продажи которой собственники ресторана получают дивиденды. Что касается процессного комплексного подхода, то он в данном случае заключается в том, что деятельность ресторана четко планируется, ведется контроль за использованием национальных ресурсов и качеством производимой продукции. Персонал регулярно мотивируется с помощью премий, а все элементы предприятия четко скоординированы.

На основе рассмотренных примеров и их различия можно сделать вывод, что с помощью правильного выбора управленческого подхода можно оптимизировать работу организации и привести ее к успеху. Исходя из практики и мыслей по управлению предприятиями, в большинстве случаев не представляется возможным использовать только один подход в управлении. Все три метода применяются комплексно, как бы дополняя друг друга, потому что компания является живым организмом, реагирующим на внешнюю и внутреннюю среду.

Подходы к управлению (в менеджменте)

История развития науки управления включает в себя ряд этапов, зачатки управления появились очень давно, а вот теоретические основы стали развиваться в конце XIX столетия.

Концепции менеджмента, которые сформировали его теоретическую базу, принято делить на две большие группы (по классификации Виханского и Наумова).

1. Одномерные учения об управлении – эта группа учений включает в себя самые первые концепции, которые принято именовать школами менеджмента. Здесь выделяются 4 школы – научная, административная, человеческих отношений и количественная. Каждая школа занималась изучением своего направления в менеджменте в отдельности, пытаясь доказывать свои гипотезы.
2. Синтетические учения об управлении – эта группа включает комплексные подходы к управленческим процессам. В отличие от одномерных учений, которые рассматривают один управленческий процесс в отдельности, синтетические учения говорят, что управление это сложное явление, включающее в себя множество процессов. На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.
— Ситуационный подход.
Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.

Процессный подход к управлению

Истоки зарождения процессного подхода можно увидеть еще в административной школе управления. Ведь еще Анри Файоль выделял в процессе управления пять функций – предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Подробнее о функциях управления и их специфике можно посмотреть в лекции 3.

Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ.

Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.

Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий, каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления. Таким образом, мы и получаем что менеджмент это процесс управления, фактически набор определенных функций и правил, которые выполняет руководитель или вся система управления.
На рисунке приведем, вольную интерпретацию схемы цикла менеджмента. Последовательность функций всегда именно такая, лишь меняются направления работы. Или планируем новое, потом выполняем, потом проверяем. Или находим способы улучшения работы, потом выполняем ее, потом проверяем, а в заключении сравниваем так все или не так как намечали.

Цикл менеджмента в процессном подходе к управлению

Учитывая особенность синтетических учений об управлении можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы.

Системный подход к управлению

Системный подход определение

Системный подход это сущность современной науки. Начав свое формирование в начале XX века, сегодня системная концепция есть во многих отраслях современной науки. С системами имеют дело в управлении, биологии и анатомии, химии и кристаллографии, социологии и психологии, экономике и педагогике. Системный подход глубоко проник во все научные процессы. Что же собой представляет системный подход?

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.
Учитывая разработки уважаемых ученых, мы можем сказать, что все, что нас окружает это системы! Даже камень на дороге это тоже система – ведь он имеет свою вытуренную структуру.

Таким образом, системы могут быть биологическими техническими и социальными. Логично, что менеджмент имеет дело преимущественно с социальными системами – с людьми, но это никак не отменяет прочих положений Теории систем и Тектологии.

На сегодня существует множество классификаций систем, для характеристики системного подхода в управлении нам потребуется лишь одна базовая.

С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью, или как говорят в управлении с внешним окружением (внешней средой) выделяют 2 типа систем:
Закрытые системы – совершенно самостоятельны и для жизнедеятельности не требуют ничего от внешнего окружения.
Открытые системы – целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут.
Большая часть окружающих нас системы открытые. Это и человек, и дерево в лесу, и организация как главный объект управления.

Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента – вход, преобразование и выход.

Открытая система схема - Системный подход к управлению3

Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.

Все организации являются открытыми системами.

Организация как открытая система - Системный подход к управлению

Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.

Ситуационный подход к управлению

Ситуационный подход

Ситуационная концепция одна из самых поздних концепций в менеджменте. Ситуационный подход не отменяет действия процессной и системной концепций. Наоборот учитывая их и основываясь на них, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.

Основа ситуационного подхода это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. Именно в этом и кроется особенность системной концепции – использовать под разные ситуации достижения тех наук, которые применимы в данном конкретном случае.

Ситуационный подход - процесс

В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.

Ситуационный подход - правила

На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации, речь о которых пойдет в следующей лекции.

Наиболее распространенными в современных теоретических и научно-практических исследованиях являются следующие подходы к управлению:

  • процессный
  • системный
  • ситуационный
  • холистический
  • синергетический.

1. Процессный подход. Процессное управление – это подход к управлению, который рассматривает деятельность организации как совокупность процессов, предпринимаемых для достижения организационных целей. Руководитель, использующий данный подход, пытается спроектировать организационные процессы, действия, которые определяют качество и производительность. Процессный подход является основополагающей базой всех иных современных подходов к управлению.

Рассмотрение организации в качестве совокупности бизнес-процессов позволяет сосредоточить внимание на конечной продукции и потребителе, что ведет к лучшему удовлетворению потребителей и поддержанию конкурентоспособности. Управление процессами через владельцев процессов приводит к концентрации ответственности и точности при контроле ресурсов и работ. Целостный подход снижает риск сосредоточения внимания руководства организации на ее конкретных функциях в ущерб вниманию к сложным системным проблемам взаимодействия организации с внешней средой.

Процессный подход ведет к упрощению многоуровневых иерархических организационных структур, обеспечивает большую ориентацию организации на потребителя. За счет сокращения иерархических уровней организационной структуры процессный подход позволяет упростить обмен информацией между различными подразделениями. Переход к процессному подходу позволяет устранить обособленность подразделений и должностных лиц, акцентировать внимание менеджмента на их взаимодействии.

Процессный подход характеризуется большей способностью к совершенствованию системы управления, что крайне важно в условиях растущей конкуренции, с которой постоянно сталкиваются организации, и расширяет возможности организаций в развитии бизнеса.

Одним из ключевых преимуществ процессного подхода является его направленность на конечный результат, повышение результативности и эффективности предприятия в достижении поставленных целей. При этом делегирование полномочий по определению ответственных исполнителей и создание условий для постоянного развития и совершенствования бизнес-процессов, а также сокращение ненужных операций позволяет достичь высоких показателей рентабельности и роста конкурентоспособности.

Приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов является внедрение автоматизированных систем, инвестирование в развитие технологий и оборудования. Такой подход позволяет достичь высокого качества продукции и максимального удовлетворения интересов потребителей. Следует подчеркнуть также гибкость и адаптивность предприятия к изменениям во внешней среде при применении процессного подхода к управлению.

Наряду с многочисленными преимуществами процессного подхода можно выделить также и некоторые его недостатки. Во-первых, придание приоритетного значения развитию технологий приводит к уменьшению внимания или даже игнорированию развития других сфер и направлений деятельности предприятия. В частности, при данном подходе недостаточно внимания уделяется работниками предприятия, их мотивации, что может служить причиной снижения производительности труда.

Помимо этого, одним из ограничений для применения процессного подхода является сложность его внедрения. Для обеспечения эффективности данного подхода необходимо четкое разграничение ответственности в отношении каждого бизнес-процесса, однозначность поставленных конечных целей, разработка и закрепление показателей оценки эффективности бизнес-процессов, внедрение внутренних стандартов качества, а также понимание и готовность работников предприятия к новым технологиям управления.

2. Системный подход. В рамках системного подхода к управлению организация рассматривается как система, элементы которой взаимосвязаны между собой, что позволяет эффективно управлять всей системой на основе отлаженной работы каждого из элементов. Системный подход в управлении базируется на общей теории систем, согласно которой:

  • исследования отдельных частей целого не позволяет сформировать полное представление о целом;
  • потеря функциональности любой части целого может привести к потере работоспособности всей системы.

Системный подход в теории управления определяет организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение единой конечной цели к которым относят общие ценности, стратегическую ориентацию, структуру, стиль управления, состав сотрудников, совокупность теоретических знаний и практического опыта. Сущность системного подхода к управлению заключается в следующем:

  • формулировка целей и установление их иерархии до начала любой деятельности, связанной с управлением;
  • получение максимального эффекта, то есть достижения поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора;
  • количественная оценка целей и средств их достижения, основанная на всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.

Системный подход в управлении предполагает соблюдение основных законов системы, а именно:

Таким образом, системный подход позволяет исследовать функционирование, развитие, структуру целого (объекта), установить свойства его элементов, проследить взаимодействия и взаимосвязи между ними. Согласно системному подходу эффективность целого зависит от эффективности всех его частей, а не отдельных элементов с высокой эффективностью.

Системный подход облегчает тщательное изучение проблемы в каждой подсистеме, и общесистемные решения могут быть разработаны и реализованы более эффективно, если процессный подход терпит неудачу. Однако этот подход также подвергается критике за то, что он не предоставляет конкретных методов и инструментов решения проблем и поэтому считается абстрактным и расплывчатым

3. Ситуационный подход. Ключевая идея данного подхода заключается в том, что не существует одного наилучшего способа решения управленческой проблемы, поэтому выбор методов и инструментов управления должен определяться сложившимися обстоятельствами в конкретной ситуации. Ситуационный подход в управлении рассматривает конкретные ситуации, а именно: выделение факторов, которые создали определенную ситуацию и являются наиболее влиятельными, определение недостатков и преимуществ, ограничений и последствий ситуации, избрание специфических приемов и методов управления для конкретной ситуации. Использование данного подхода к управлению способствует более эффективному достижению целей, особенно на крупных предприятиях, с большим количеством задач.

Отличием ситуационного подхода от других подходов можно считать тот факт, что он предполагает не только определение факторов, которые способствовали возникновению определенной ситуации, но и установление их приоритетности, силы воздействия, исследования возможных последствий и угроз. Основной же задачей менеджера в ситуационном подходе определяется выбор на основе проведенного анализа конкретных методов управления и принятия соответствующих управленческих решений в соответствии с особенностями ситуации.

Фактически, эффективность принимаемых управленческих решений при ситуационном подходе зависит от профессионализма менеджеров и правильности понимания ими ситуации. Для достижения положительных результатов управленческой деятельности при применении ситуационного подхода руководители предприятия или его структурных подразделений должны не только правильно трактовать ситуацию и факторы, ее вызвали, но и владеть всем арсеналом методов и инструментов управленческой деятельности, понимать их преимущества и недостатки, и осуществлять оптимальный выбор из всех возможных вариантов управленческих действий.

Ситуационный подход, так же как и системный, способен обеспечивать высокую адаптивность предприятия к внешним изменениям, поскольку способствует сбалансированию системы, приведению в соответствие отдельных частей целого и их сочетанию. Рассматривая предприятие как целостную систему, данный подход имеет безусловные преимущества, в то же время недостатком является абсолютизация влияния внешнего окружения на эффективность хозяйственной деятельности предприятия, в то время как управление подчиняется конкретным ситуациям, однако не контролирует их.

4. Холистический подход. В современной теории и практике управления приобретает популярность холистический подход к управлению. Распространение понятия холистического управления связано с использованием принципа холизма, который предусматривает философскую позицию относительно соотношения целого и его отдельных частей, согласно которому целое всегда больше, чем сумма его частей.

Для лучшего понимания сущности холистического управления целесообразно выделить ключевые его отличия от традиционной концепции управления. Прежде всего, холистическое управление направлено на привлечение к принятию решений всех участников процесса, в то время, когда традиционное управления характеризуется более жесткой иерархией и подчинением форм управления. Во-вторых, в холистическому управлении важное место занимает обратную связь и акцентирование внимания на каждом элементе. В-третьих, если традиционное управление направлено в большей мере на манипуляцию субъектов управления, то холистическое предусматривает полное взаимопонимания между всеми участниками, является единым целым и слаженно работают для достижения общей цели. В-четвертых, холистическое управления является более прогрессивной формой управления, поскольку целостно изучает социальное пространство организации, включающее в себя потребителей, собственников (акционеров) предприятия, работников, посредников и тому подобное.

Холистическое управления по сравнению с традиционным подходом является более полным, сбалансированным и последовательным, поскольку при таком управлении не существует неважных аспектов, даже если они кажутся незначительными.

Анализ литературных источников предоставляет возможность определить основные принципы холистического управления:

1. Управленческие решения принимаются на паритетных началах.

2. Существует эффективная обратная связь между всеми участниками.

3. Возможность принимать решения при осуществлении отдельных процессов.

4. Децентрализация управления.

5. Стимулирование активности каждого участника и тому подобное.

Таким образом, ключевым аспектом холистического подхода к управлению является согласованность интересов и удовлетворения потребностей всех субъектов управления, а именно: потребителей, общества в целом, собственников (акционеров) предприятия, работников, посредников, партнеров. Холистическое управление способно обеспечить дополнительные конкурентные преимущества и существенно повысить эффективность функционирования предприятий, поскольку направлено на решение конкретных задач и разработку конкретных мероприятий, которые будут способствовать инновационной активности, с одной стороны, и высокому уровню взаимодействия между всеми субъектами такого управления, с другой стороны.

О применении данного подхода к управлению в маркетинге Вы можете прочитать в нашей статье Концепция холистического маркетинга.

Сущность синергетического подхода к управлению организацией как системой заключается в том, что он ориентирован не на внешние параметры, не на цели и ожидания субъекта управленческой деятельности, а на внутренние свойства системы, ее собственные законы эволюции и самоорганизации.

В широком смысле синергетический менеджмент, или концепция организованной синергии в управлении предприятиями, – это система научно обоснованных представлений о закономерности развития предприятий как сложных открытых нелинейных неравновесных производственно-экономических систем путем формирования и функционирования механизмов их внутренней самоорганизации.

В узком понимании синергетический менеджмент рассматривает условия и факторы положительного синергетического взаимодействия отдельных элементов и подсистем с возникновением кооперативных эффектов на разных уровнях и в различных сферах деятельности предприятий для ускоренного роста их эффективности.

Анализ научных источников позволяет выделить следующие ключевые преимущества применения синергетического подхода к управлению:

2. Сотрудничество и самоуправление, которые лежат в основе синергетического подхода, создают условия для проявления активности отдельных элементов организации как социальной системы.

3. Совмещение управления и самоуправления активизирует ресурсы горизонтальных управленческих уровней, инновационный и творческий потенциал для достижения целей развития организации.

4. Открытость организационной системы, с одной стороны, позволяет внешним факторам, влиять на ее устойчивость, а с другой стороны, использовать внешние ресурсы для стимулирования внутреннего потенциала и усиления синергетического эффекта.

Определяющим фактором успешного внедрения синергетического управления (впрочем, как и любой другой организационно-управленческой инновации) является готовность сотрудников перейти на новые принципы работы. Такая готовность предполагает высокую квалификацию персонала, способного на личностную и коллективную самоорганизацию, и наличие мотивирующих факторов.

Синергетический подход следует рассматривать как развитие системного подхода относительно сложных систем управления. По убеждению ряда исследователей, учет синергетических закономерностей позволяет изменить традиционные представления об управлении, согласно которым эффект от управленческого воздействия линейно зависит от величины приложенных усилий. С точки зрения управленческой деятельности наиболее важными являются следующие закономерности: развитие сложных организационных систем целесообразно осуществлять на основе выявления их собственных тенденций развития и использования их для достижения поставленных целей; в периоды нестабильности даже незначительные управленческие воздействия могут существенно влиять на развитие всего предприятия.

Таким образом, синергетический менеджмент нельзя считать полноценной альтернативой традиционной системе менеджмента. Это скорее новое управленческое мышление, которое основано на понимании современных мировоззренческих позиций о системно-синергетических закономерностях развития сложных систем, и реализуется в формировании новой управленческой методологии и применении системы соответствующего методического инструментария.

Каждый из вышерассмотренных подходов имеет практическое применение. Нередко в управлении предприятием параллельно применяют два подхода. В последние десятилетия особую популярность имел процессный подход к управлению. Интерес практиков к применению этого подхода был обусловлен, в том числе и тем, что именно процессно-ориентированный подход является обязательным условием при внедрении сертификации качества продукции. Однако в последнее время все больше внимания обращается к использованию системного подхода и более прогрессивных подходов – холистического и синергетического.

Рассмотренные подходы к управлению являются результатом эволюции теории и практики менеджмента и отражают трансформацию научных взглядов под воздействием технологического развития производства. При этомосновы современных подходов к управлению менеджмента были заложены еще в начале прошлого века. Менеджмент формировался для решения ключевых проблем эффективности – обеспечение того, чтобы квалифицированные сотрудники согласованно, добросовестно, компетентно и результативно выполняли повторяющуюся работу по производству сложной продукции в значительном количестве. Оптимальным решением для этих проблем являлась бюрократия, ее иерархическая структура, цели, которые спускаются сверху вниз, четкое распределение ролей и тщательно проработанные правила и процедуры.

Однако в современных условиях организациям приходится работать в условиях непрерывных изменений и растущей взаимозависимости, им необходимо своевременно меняться, чтобы удержаться на плаву, искать пути стимулирования сотрудников к проявлению инициативы и творчества, пытаться учитывать интересы все большего числа заинтересованных сторон. Принципы стандартизации, специализации, иерархии, контроля и первостепенной важности интересов собственников организации, очевидно, являются недостаточными для решения указанных задач. В связи с этим, возникает необходимость изменения основных парадигм и подходов к управлению. Скорость технологических и продуктовых инноваций, динамичность внешней среды, в которой действуют современные организации, диктует новые требования к гибкости стратегий развития, потребительский выбор определяет необходимость управления глубинными мотивами поведения людей, развитие информационных технологий требует от компаний максимальной информационной прозрачности их систем управления и так далее. Очевидно, что дальнейшее развитие теории и практики управления должно ответить на новые вызовы в условиях стремительного развития современного общества.

Читайте также: