Подготовительная группа конспект занятия вода растворитель

Обновлено: 09.07.2024

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям мы обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!
Дети: Здравствуйте!
Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время суток? вечер, день, ночь или утро?
Ребята отвечают – утро!
А что мы обычно делаем по утрам? Правильно приветствуем друг друга! Давайте покажем нашим гостям, как хорошо мы умеем это делать!
Поудобней садитесь, не вертитесь, не крутитесь.(сели прямо, спинка ровная, ножки вместе).
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то стучится (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку).

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся( дети здороваются).
Капелька:Здравствуйте, ребята!
Я водяная капелька,
Я очень вам нужна,
Покапаю, покапаю –
Получится вода.
А вы знаете, как я капаю? (Ответы детей)
Воспитатель: Наши ребята про тебя песенку знают, послушай!
Кап! Кап! Кап! Кап! (Ударяют пальчиком по ладошке)
Кап! Кап! Кап! Кап!
Дождик, дождик,
Кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы намочим ножки (Топают ножками)
Кап! Кап! Кап! Кап! (Ударяют пальчиком по ладошке)
Кап! Кап! Кап! Кап!
Воспитатель: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Дети: Да, мы расскажем Капельке о ней.
Воспитатель: Где живет капелька?
Дети: Капелька живет в воде.
Воспитатель: Из чего состоит капелька?
Дети: Капелька состоит из воды.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка.)
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.

Воспитатель задает вопрос:
Воспитатель: Ребята! Знаете ли вы, кому нужна вода и для чего?
(показ и рассматривание картинок)
Дети: Животным, птицам и людям. А еще надо растений, чтобы они не завяли.
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.(показ иллюстраций)
Воспитатель: А где мы можем встретить воду?(показ иллюстраций)
Дети:В быту(….), в водоёмах(….), природные явления (роса, облако, снег, дождь, иней, туман, лёд, град).
А как вы думаете есть ли в человеке вода? (Почти все дети ответили отрицательно и были очень удивлены тем, что все-таки человек в основном на 80% состоит из воды).-показ иллюстраций.

Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой?
Дети: Давайте.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.

Опыт 2. Вода бесцветная.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети – Лист белого цвета.
Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети – нет.
Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?
Дети – да.
(подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?
Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?
Дети – Вода без цвета.
Воспитатель - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Второе свойство – вода без цвета.

Опыт3. Вода прозрачная
В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей).
Третье свойство – вода прозрачная.

Опыт 4.Вода меняет цвет.
Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель, - Какой вывод из этого следует?
Дети - вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
Четвёртое свойство – вода меняет цвет.

Физкультминутка.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу".
Я – мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:
Дождик, дождик лей,
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам и для пап
Кап-кап, кап-кап.
(вот вы и превратились в капельки) .
- Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:
Свети, свети, солнышко,
На чистую водицу.
Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, капельки, хорошо себя вели.
Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.

Опыт 5.Вода без вкуса.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас ,что любит больше всего пить?
Дети: Сок, чай, молоко и т.д.
Воспитатель: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
Дети с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
1. Давайте подойдем к столам, посмотрим и скажем ,что на них находится.
Дети перечисляют предметы на столе.
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
Ребята, возьмите каждый себе по кружки с водой.
Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: теплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная, безвкусная.
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
2. Давайте растворим в теплой воде немного сахара. Возьмите чайные ложки и наберите пол чайной ложки сахара и положите в свою кружку, аккуратно размешайте, не стуча ложечкой о кружку. А теперь попробуйте. Какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: осталась теплой,
по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
3.Давайте каждый возьмем по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром), и положим лимон в кружку. Разомнем ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: осталась теплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Воспитатель: Когда мы к сладкой воде, добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Воспитатель: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
5-ое свойство – воде можно придать вкус.
Домашний лимонад готов.

Опыт 6.Вода без запаха.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель – Правильно вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.
- Добавляю в стаканчики ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?
Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?
Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
6-ое свойство – воде можно придать запах.

Ребята, скажите, а какое сейчас время года? ( в помощь детям воспитатель использует наглядный материал: картинки с изображением разных времен года). Дети отвечают, что сейчас весна.
А как вы догадались, что сейчас именно весна? Что происходит весной? (снег тает, птицы прилетают, почки на деревьях появляются.)
Правильно, вот вы говорите ,что тает снег, а куда уходит снег и во что он превращается? Все дети отвечают, что снег превращается в воду и уходит под землю.
Ребята, а у меня для вас сюрприз-(воспитатель демонстрирует глобус).
Что это такое? (различные ответы детей).
Дети: Глобус –это модель земли.
Воспитатель просит ответить ребят:
Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?
Ответы детей: Голубой цвет – это вода, а коричневый – суша, земля.
Воспитатель вращает глобус, обращает внимание детей на то, что синий и голубой цвет занимает большую часть.
Воспитатель спрашивает: Чего больше у нас : воды или суши? (ответы детей). Почему большую часть земли занимает вода вы знаете?(Ответы детей: это реки, моря, озёра, океаны)
Рассказ воспитателя: А вы знаете, что на земле 4 океана и 30 морей . (Вода, занимая 71% поверхности Земли, является самым обильным и ценным ресурсом. 97% воды – соленая, а 3% - пресная вода.)

Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить много воды, в каких водных объектах)водоёмах? А для этого нужно отгадать загадки:

Она бежит, струится
На солнце серебрится
Склонились молчаливо
Над ней густые ивы. (река)

Он слегка затянут ряской
Струйки не бегут
Заколдован будто в сказке
Старый, тихий … (пруд)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Кругом вода, а с питьем беда.
(Море).

В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.
(Река).

7.Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.(болото)

9. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)

А ещё где мы можем встретить воду? Загадки:
Плещет теплая волна
В берега из чугуна
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (ванна)

Мойдадыру я родня,
Отверни скорей меня:
И холодною водою
Живо я тебя умою (кран с водой)

По городу дождик гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует- оно задрожит.(лужа)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. .(лужи)

В том пруду не видно ни уток ни гусей,
Берега его из кафеля,
Зовут его (бассейн)

Вот так чудо! Вот так диво!
Как сорвался он с обрыва.
Так уже который год,
Всё никак не упадёт.(водопад-это явление природы)

Я опять хочу напиться!
Очень вкусная водица!
А откуда достаётся?
Из глубокого…. (колодца- это водоём искусственного происхождения)

В парке, в летнюю жару,
Воду льёт на детвору.
Брызги веером летят.
Не найти сухих ребят!
Это, что за хулиган?!
Как зовут его? ( Фонтан)

ЦЕЛЬ: прививать интерес к исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ: уточнить представления детей о свойствах воды : прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь.

Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.

Совершенствовать уровни восприятия анализаторов: слуха, обоняния, ощущения через обследования воды.

Активизировать речь словами: жидкость, моря, океаны, колодец,град, фильтр, краситель.

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы, воронки, чайная ложка, речной песок, сахарный песок, краски гуашь, масло подсолнечное, ватные диски.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель приглашает детей подойти к себе и встать в кружок.

(Дети подходят.)

Чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня с вами говорить, я вам загадаю загадку:

Если руки ваши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…

( Дети: воды)

Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

-Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?

Дети:Вода нужна, чтобы умываться, пить, купаться. Она нужна людям, растениям, животным. Реки, моря, дождик – это тоже вода.

Воспитатель:Правильно. Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут.

Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут.

Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.

Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины подымают воду вёдрами. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда получается родник.

Вода есть и на небе. Ребята, а где вода на небе?

Дети: Облака, тучки. Вода на небе в виде облаков - это дождик, а когда холодно вода замерзает и получается снег или град.

Воспитатель: Правильно. Вода может и звучать по-разному. Послушайте звуки воды. Где можно услышать ( фонограмма:море, дождь, водопад).

А сейчас я хочу пригласить вас в мини лабораторию. Проходите за столы. Мы будем делать опыты с водой.

Есть ли запах у воды?

А какой у воды цвет?

Красный или голубой?

Синий или золотой?

Кто даст правильный ответ?

У воды и цвета нет!

Чем вода приметна,

( Дети: бесцветна).

А какие ещё свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлых занятиях?

Дети: У воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают, имеет вес.

Воспитатель: Перед тем, как начать работу, ребята, давайте вспомним с вами правила работы: можно ли пробовать вещества на вкус?

Дети: Есть опасность отравиться.

Воспитатель: Можно ли нюхать?

Дети: Можно, только осторожно направляя запах ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можнообжечь дыхательные пути.

Воспитатель: Ребята, а вы дома чай пьёте? А как мама вам его делает?

Дети:Да, пьём из заварки и сахара.

Воспитатель: Правильно, берёт кружку с водой, кладёт заварку, сахарный песок, всё перемешивает и сладкий чай готов, можно пить. Кусочек сахара исчез. Куда он делся?

Дети: растворился в воде.

Воспитатель: Вода - растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете какие, назовите?

Дети: Сахар, акварель.

Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде?

Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? ( Дети: вода прозрачная, бесцветная, холодная, без запаха).

Правильно. Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? ( Дети: сахара не видно).

Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной.

Давайте попробуем растворить другой песок, какой песок вы ещё знаете?

Дети: Песок из песочницы, песок около речки.

Воспитатель: Это речной песок. Он бывает разного цвета. Возьмите ложку и положите речной песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось?

Дети: вода стала грязная, мутна, серого цвета.

Воспитатель:Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно. Речной песок в воде не растворяется.

Воспитатель:А давайте попробуем эту грязную воду очистить, как вы думаете, что можно сделать?

Дети: пропустить через вату.

Воспитатель: Давайте попробуем очистить эту воду с помощью фильтра. Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после определённых очищений, а потом её всё равно надо фильтровать.

Возьмите ватный диск, положите её в воронку и потихоньку перелейте воду с песком в стакан. Что получилось?

Дети: Грязь и песок остались на вате. Вода стала чище.

Воспитатель: Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде.

Вот у вас на столе стоит краска.

Давайте положим чуть-чуть краски в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось?

Дети: Вода стала красной, синей, зелёной…

Воспитатель: Вода приняла цвет краски. Вот за этим столом краска красная и вода стала красного цвета, а за этим синяя и вода стала синего цвета. Значит, краска растворилась и покрасила воду. Вода стала красного и синего цвета. Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится?

Возьмите фильтр и эту воду, которую вы покрасили пропустите через фильтр и посмотрите, что у вас стало?

Дети:вата стала красного, синего, розового цвета.

Воспитатель:Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краска растворился в воде.

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке (плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивание — руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети присели на корточки).

Воспитатель: В маленькой тарелочке какая - то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте, что это?

Дети: это масло подсолнечное.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Это масло подсолнечное. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите масло и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом?

Дети: Капли масла остались на воде. Да, масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.

Теперь мы его попробуем отфильтровать. Что для этого мы должны сделать?

Дети: возьмём воронку, положим туда фильтр и будем пропускать воду с маслом.

Что же у нас получилось?

Дети: масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной.

Вода хорошо отфильтровалась, следы масла хорошо видны на фильтре.

Дети: говорили о воде. Растворяются: сахар, краски. Не растворяются: речной песок, подсолнечное масло.

Воспитатель:Молодцы, всё правильно. С помощью чего вы это узнали?

Дети:с помощью фильтра.

Воспитатель: Когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними растворить соль в воде. Ведь мама солит воду, когда варит суп, картошку. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится, но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и хорошо отдохнули, всем спасибо! А теперь можете быть свободными и заняться своими делами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное учреждение

hello_html_6abb9680.jpg

Денисова Юлия Леонидовна,

педагог дополнительного образования

Вода растворитель. Очищение воды

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются

Задачи:

выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде

познакомить со способом очистки воды – фильтрованием

создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды

воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами

Оборудование:

стаканы пустые, с водой

таблички с надписью: сахар , соль , мука , песок , растительное масло

Ход занятия

Сегодня утром, когда я шла к вам на занятие, я встретила снеговика. Посмотрите, какой он маленький. Снеговик очень просил меня взять его с собой, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Вот он постоит на столе и посмотрит на вас

Прежде чем начать с вами беседу, я хочу прочитать вам стихотворение

Воду нужно уважать –

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет –

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!

Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость

Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлом занятии . Перечислите (у воды нет запаха, вкуса, она прозрачная, бесцветная, не имеет форму)

Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой

Посмотрите, какая красивая коробочка у нас появилась

Вам интересно узнать, что находиться в этой коробочке?

Чтобы узнать, что там лежит, вам необходимо отгадать загадки

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

Там и пропал (сахар)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука)

Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода ,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит (масло)

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть. (песок)

Все эти вещества принес нам Снеговик для того, чтобы мы помогли ему разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними

Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой? (дети повторяют правила работы с водой)

Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с данными веществами:

Правила работы с веществами:

Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться

Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Практическое экспериментирование:

Ребята, давайте подойдем к столу, на котором стоят стаканы с сахаром и солью

Как вы думаете, что изменится, если растворить сахар и соль в воде ? (ответы детей)

У вас на столах стоят стаканы с водой

Посмотрите и определите, какая там вода ? ( вода прозрачная , бесцветная, без запаха, холодная)

Возьмите немного сахара и соли растворите в разных стаканах с водой , помешивая ложечкой

Что произошло с сахаром, солью ? (соль и сахар быстро растворяются в воде , вода остаётся прозрачной , бесцветной)

Очищение воды от сахара и соли

Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли ? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка.

Как это сделать?

Предлагаю подойти к 1 столу

Можно её профильтровать

Для этого нужен фильтр

Из чего можно сделать фильтр?

Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска

В воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан (педагог делает фильтры с детьми и показывает способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, которые они растворяли)

Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром

Что произошло после фильтрования данных веществ? (вода осталась прозрачной и бесцветной, а на вкус сладкой и соленой)

Теперь возьмите немного муки и растворите её в воде

Что произошло с мукой?

Вывод: мука тоже растворяются в воде , но вода становится мутной . Но после того как вода немного постоит , мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным

Очищение воды от муки

Предлагаю подойти к 2 столу

Можно ли профильтровать воду с мукой?

Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром

Что произошло после фильтрования воды с мукой?

Вывод: вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная

Ребята, растворите песок в воде

Что произошло, когда вы растворили песок в воде? ( вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустится на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился )

Очищение воды от песка

Предлагаю подойти к 3 столу

Можно ли профильтровать воду с песком?

Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром

Что произошло после фильтрования воды с песком?

Вывод: песок удалось отфильтровать быстро, потому что он не растворилось в воде . Большая часть песка осела на фильтре, поэтому вода не совсем прозрачная

Ребята, ваша задача растворить растительное масло в воде

Что произошло, когда вы налили растительное масло в воду? (масло не растворяется в воде : оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек)

Очищение воды от растительного масла

Предлагаю подойти к 4 столу

Можно ли профильтровать воду с растительным маслом?

Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром

Что произошло после фильтрования?

Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде , на фильтре хорошо видны следы масла

Какой можно сделать вывод?

Вода – это растворитель ! Но не все вещества растворяются в ней

Ребята, а где же наш гость снеговик? Мы совсем про него забыли. ( Смотрят на снеговика, а он совсем растаял и превратился в лужу воды)

Видите ребята, можно сделать вывод, что снег это тоже вода, только в замёрзшем состоянии. Вот он растаял и превратился в воду. Давайте попробуем её профильтровать. Посмотрите на фильтр, какой он?

На вате остались частички грязи. Значит снег, из которого был сделан снеговик, был грязный. Поэтому, нельзя есть снег и сосать сосульки

Подведения итога

Что интересного и нового вы сегодня узнали?

Вы сегодня узнали что вода – растворитель , проверили, какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ

Какие вещества растворяются в воде ? – сахар, соль, краситель, мука

Какие вещества не растворяются в воде – песок , масло

С каким способом очистки воды мы познакомились ? – фильтрование.

С помощью чего? – фильтра

А теперь давайте поиграем. На моём столе стоит банка с водой. Вам надо с помощью пипетки перенести воду в пустой стакан, который стоит на вашем столе. Переносить воду надо по одному человеку, друг за другом, аккуратно, не разливая воду. Какой стол больше и быстрее перенесёт воды, те и победили. Раз, два, три начало игры! ( Дети играют в игру)

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и хорошо отдохнули, всем спасибо!

растительное

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

  • Сейчас обучается 2328 человек из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 052 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.12.2019 1228
  • DOCX 82.3 кбайт
  • 17 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Денисова Юлия Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор: Анна Борисовна Белых

Организация: МБДОУ Игринский детский сад № 3

Населенный пункт: Удмуртская Республика, п. Игра

Старший дошкольный возраст.

Цель: познакомить со свойством воды – растворение.

Задачи:

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Образовательные области в интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: фильтр, фильтрование, растворение.

Подготовка к организации (предварительная работа): изучение свойств воды, правил поведения в лаборатории.

Подготовка к проведению НОД (оборудование):

Демонстрационный материал: отрывок мультфильма о лаборатории профессора Чудакова, игра – презентация, схемы правил поведения в лаборатории, аудиозапись Фиксики.

Раздаточный материал: шапочки и фартуки, 3 пронумерованных стаканчика с веществами (1 – соль, 2 – подсолнечное масло, 3 – песок), 3 палочки для размешивания, 1 стакан с водой, воронка, 3 отрезка марли, 3 ватных диска, ложка, контейнер для мусора, 2 лабораторных паспорта, фломастер.

Ребята, думаю, что многие из вас слышали про лабораторию профессора Гения Евгеньевича Чудакова. Я являюсь сотрудником этой лаборатории. Мы очень рады, что вы пришли к нам в гости. Я предлагаю познакомиться с лабораторией профессора Чудакова. Внимание на экран.

Мульфильм о лаборатории

Сейчас в нашей лаборатории мы с коллегами изучаем химический состав воды. Думаю, что вам тоже будет интересно узнать кое-что новое о воде. Приглашаю вас в нашу лабораторию.

Для того чтобы вспомнить некоторые свойства воды, я подготовила небольшую игру.

Игра презентация

В своей лаборатории мы проводим очень много опытов. Но один из опытов вы проводите у себя дома каждый день. Это опыт с чаем, когда вы наливаете в чашку чай, кладете туда сахар и размешиваете.

- Что происходит с сахаром, когда вы его размешиваете? (сахар растворяется)

Как все мы знаем, чай состоит из воды.

- Что же помогло растворить сахар? (вода)

- Следовательно, какой мы можем сделать из этого вывод? Что делает вода с сахаром? (вода растворяет сахар).

- Как вы думаете, коллеги, все ли вещества может растворить вода? (нет)

- Сможем ли мы это проверить? Затрудняетесь ответить? Мы можем проверить, все ли вещества растворяет вода, в химической зоне нашей лаборатории.

  • перед тем как пройти в лабораторию, вспомним некоторые правила поведения.

Схемы

  • Не пробовать, не пить и не есть никакие вещества
  • Нюхать какие либо вещества нужно правильно, направляя воздух к себе рукой (попробуйте)
  • Нужно внимательно слушать все, что говорит взрослый
  • Нужно внимательно смотреть, чтобы ничего не перепутать
  • Громко разговаривать в лаборатории нельзя, т.к. вы можете помешать другим

Во всех лабораториях ученые ходят в специальной одежде, и я предлагаю вам переместиться в химическую зону и надеть специальные шапочки.

Сегодня нам предстоит работа в парах, поэтому вам придется договариваться, помогать друг другу. Например, один из вас будет придерживать воронку, а другой – наливать воду.

Рассмотрим оборудование, которое понадобится нам для проведения экспериментов. На ваших столах находятся:

  • пронумерованные стаканчики с веществами
  • палочки для размешивания
  • стаканы с водой
  • воронка
  • марля и ватный диск
  • ложка
  • контейнер для мусора
  • лабораторный паспорт
  • фломастер

Друзья, нам предстоит сложная работа, но я уверена вы все будете внимательными и у вас все получится!

Итак, приступим к опытам. Для этого возьмите стакан с веществом под номером 1.

-как вы думаете, какое вещество находится в стакане? (соль)

- что нам нужно сделать с солью, чтобы проверить, растворится соль в воде или нет? (налить воду в стакан 1)

Возьмите стакан с водой, и перелейте всю воду в стакан номер1. Теперь хорошо перемешайте, и оставьте палочку в стакане. Пока мы ненадолго оставим стакан №1, можете его отодвинуть, и возьмем стакан №2.

-Как вы думаете, что находится в этом стакане? (подсолнечное масло) Поступим точно также, добавим в этот стакан воду и хорошо перемешаем. Оставим этот стакан.

Перейдем к стакану №3. Что в нем? (песок). Что нам нужно сделать? (добавить воду). Добавляем воду и перемешиваем.

Теперь вновь вернемся к стакану №1. Понаблюдайте.

- что вы видите в стакане 1?

- изменился ли цвет воды? (нет)

- можно ли сказать, что соль исчезла? (нет)

-что произошло с солью? (она растворилась)

- что помогло соли раствориться? (вода)

- какой мы можем сделать из этого вывод?(Вода растворила соль)

Давайте посмотрим, что произошло в стакане №2.

- что вы видите? (на поверхности плавает пленка)

-Какой можно сделать вывод? (вода не растворяет масло)

Перейдем к стакану №3.

-изменился ли цвет воды в стакане? (вода стала мутной)

-изменилась ли прозрачность воды? (вода непрозрачная)

-какой из этого можно сделать вывод?(вода не растворила песок)

Отлично! А чтобы ничего не забыть, предлагаю вам записать полученные результаты в лабораторный паспорт в синей рамке. Записывать будем с помощью знаков.

Дети получают в итоге следующие результаты:

  • с этой задачей мы справились. Коллеги, у всех ученых в лабораториях есть технологический перерыв, и я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка

Хорошо отдохнули, зарядились энергией! Можно продолжать работу!

Друзья, как вы думаете, а можно ли каким-то образом сделать так, чтобы вода в наших стаканах стала чистой? Можно ли очистить ее? Как?

Существует способ очистить воду от примесей, он называется – фильтрование. Давайте вместе повторим. Аня, что мы сейчас будем делать? (фильтровать). Миша, что ты сейчас будешь делать? (фильтровать)

Слово фильтровать произошло от слова фильтр – это приспособление для очистки воды. Катя, что понадобится нам, чтобы профильтровать воду? (фильтр)

Теперь вы попробуйте сделать фильтр. Теперь мы можем приступить к фильтрованию.

Возьмите один пустой стакан, вставьте него воронку с фильтром. Напоминаю, один из вас должен придерживать воронку, а другой переливать воду из стакана №1. Не спешите, переливайте воду медленно.

Давайте посмотрим, что произошло?

- осталась ли соль на фильтре?

- Очистилась ли вода от соли?

На первый взгляд может показаться, что соль отфильтровалась, вода очистилась от соли.

-Как мы можем это проверить? (попробуем воду ложечкой)

-какая вода на вкус? (соленая) значит соль осталась в воде, вода от соли не очистилась.

Следовательно, Коля попробуй сделать вывод.(соль не фильтруется из воды, вода от соли не очищается)

Фильтр, который мы использовали, убираем в контейнер для мусора. Сделайте новый фильтр. Что делаем сначала, что потом?

Берем стакан под номером2 и пробуем фильтровать.

-Что вы видите? (масло осталось сверху)

-Смогли мы очистить воду от масла? (да)

Аня, попробуй сделать вывод (масло фильтруется, вода легко очищается от масла) Молодцы! Аккуратно убирайте фильтр в контейнер и сделайте еще один фильтр.

Возьмите стакан №3, размешайте палочкой содержимое. И приступайте к фильтрованию.

- Миша, расскажи, что ты видишь?

-Изменился ли цвет воды? (стала менее мутной)

-стала ли вода прозрачной? (нет)

-осталось ли что-то на фильтре? (песок)

-полностью ли очистилась вода?

Юля, попробуй сделать вывод (песок фильтруется фильтром, но не полностью. Вода очистилась, но не полностью)

Давайте зафиксируем результаты в паспорт в зеленой рамке.

Ребята, большое вам спасибо за работу! Мы очень рады, что нашу лабораторию посетили такие смышленые и любознательные ребята. Думаю, что и вам у нас понравилось.

Прежде чем вы покинете нашу лабораторию,

- давайте вспомним, с каким свойством воды мы сегодня познакомились? (вода-растворитель)

- И что мы узнали в итоге? Все ли вещества растворяет вода?(нет)

Мы с вами, коллеги, проверили только три вещества, но вы можете продолжить эксперименты дома или в группе.

- а с каким способом очистки воды вы познакомились? (Фильтрование) Что вы делали? (фильтровали)

-С помощью чего фильтровали? Маша, с помощью чего? (фильтра)

-Что вам показалось самым интересным в нашей лаборатории?

Я думаю, ребята, что наши заполненные паспорта могут пригодиться вам для дальнейшей работы, и вы сможете познакомить с опытами других ребят.

Большое спасибо вам за работу. Я бы хотела вручить вам жетоны членов лаборатории профессора Чудакова. Приходите в нашу лабораторию почаще! До встречи!

Читайте также: