Подчинительные союзы 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024


Ключевые слова: союзы, подчинительные союзы, временные союзы, целевые союзы, причинные союзы, условные союзы, сравнительные союзы, изъяснительные союзы, сложноподчинённое предложение, союзные слова, запятая.
Основные понятия:
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
Благодаря союзам наша речь становится связанной и логичной. Они необходимы для выражения мыслей в устной или письменной форме.
Союзы по строению делятся на простые и составные, по значению – на сочинительные и подчинительные.
Подчинительные союзы различаются по значению: временные, причинные, условные, целевые, сравнительные, изъяснительные.
Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым. В таком сложном предложении одно простое предложение подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Кроме союзов, в сложноподчинённом предложении главную и придаточную часть могут связывать союзные слова.
Союзные слова являются членами предложения.
Подчинительные союзы не являются членами предложения.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели урока: уяснить разряды и значения подчинительных союзов; научить расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными, выражающими различные отношения.

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору

Отличать сочинительные союзы от подчинительных.

Разграничивать виды сложных предложений

Познакомить со смысловыми группами подчинительных союзов

Пунктуационно правильно оформлять предложения

Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам

Применение приобретенных навыков, умений и знаний в повседневной жизни

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и

сохранять учебную задачу.

Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.

Отвечать на вопросы, анализировать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Извлекать нужную информацию.

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учётом решаемых задач.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня нам предстоит познакомиться с новым материалом, поэтому будьте активны, применяйте знания, полученные ранее. Давайте запишем в тетрадях число, а тему урока вы поможете мне сформулировать сами, но чуть п озже.

2. Актуализация и проблемное учебное действие.

1)Индивидуальная работа с самопроверкой

Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, нам нужно опереться на то, что мы уже знаем. Проверим теоретические знания о союзе.

1.Союз служит для связи слов в предложении.

2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные.

3.По строению союзы бывают простыми и сложными.

4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

5.Перед союзами А и НО всегда ставится запятая.

Ответы: 1. + 2.+ 3. – 4. + 5. + -

Учитель: А теперь проверьте работу друг друга и выставите оценку в таблицу на ваших листах достижений. Для чего мы выполняли это задание?

Итак, мы вспомнили, что знаем о союзе

2)Выборочное письмо.

Учитель: прочитайте предложения. Это текст? Докажите. Вставьте пропущенные союзы

Можжевельник — очень крепкое…. сильное дерево. Розоватая древесина его пропитана густой душистой смолой, …. ягоды покрыты тонкой смолистой пленкой. Зимой,…. выпадает глубокий легкий снег, под кустами можжевельника часто ложатся на дневку зайцы. Там, …… растет можжевельник, летом обычно цветет мелкими белыми цветами земляника.

(1-2 предложение – И, А сочинительные союзы, 3-4 – КОГДА, ГДЕ подчинительные)

3.Выявление места и причины затруднения.

Эвристическая беседа

Учитель: Назовите союзы, которые вы вставили в первую часть текста. Скажите, что их объединяет. (В первую часть текста мы вставили союзы И, А. Это сочинительные союзы.)

Назовите союзы, которые вы использовали в предложениях второй части текста. Укажите их главный общий грамматический признак и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В предложениях второй части текста мы использовали союзы КОГДА, ГДЕ. Это подчинительные союзы. Значит, тема сегодняшнего урока:

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Отталкиваясь от темы и используя опорную запись, сформулируйте цель урока.

Цель: * познакомиться с группами . . по значению;

* учиться находить и . в . и . речи разные . ПС.

Цель урока: познакомиться с группами подчинительных союзов по значению; учиться находить и использовать в устной и письменной речи разные группы подчинительных союзов.

5.Практическая деятельность по реализации проекта

Учитель: А сейчас мы перейдём к теме нашего урока. Что мы знаем о подчинительных союзах? Как называются предложения, которые связывают подчинительные союзы? В чём особенность таких предложений? А знаем ли мы группы подчинительных союзов?

2) Работа в группах

Учитель: Для того, чтобы выяснить разряды подчинительных союзов, мы поработаем в группах. У вас на столах лежит листок с заданием. У каждой группы на карточках даны предложения. Заполните таблицу: соедините союз и предложение, определите значение союза. Если в процессе работы возникли затруднения, обратитесь к материалу для справок после таблицы.

1.Рябина стала в народных песнях символом одиночества, потому что она любит уединение и никогда не образует сплошных зарослей.

2. Чтобы получить целебное масло, ягоды облепихи много часов томятся в духовом шкафу.

3. Калина бывает нарядней всех соседей, когда приходит пора ее цветения.

4. Если вы пройдете мимо голубой ели, вас коснется задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

5.Березы стояли все белые, как недавно выпавший снег.

6. Изучая секвойю, ученые выяснили, что это дерево может прекрасно переносить лесные пожары.

Рябина стала в народных песнях символом одиночества,____ она любит уединение и никогда не образует сплошных зарослей.

_____получить целебное масло, ягоды облепихи много часов томятся в духовом шкафу.

Калина бывает нарядней всех соседей, _____приходит пора ее цветения.

_____вы пройдете мимо голубой ели, вас коснется задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

Березы стояли все белые, ____ недавно выпавший снег.

Изучая секвойю, ученые выяснили, ____это дерево может прекрасно переносить лесные пожары.

изъяснительное

Для справок: временные (указывают на время), целевые (указывают на цель), причинные (указывают на причину), условные (указывают на условие), уступительные (указывают на противоречие одного события другому), сравнительные (указывают на сравнение), следственные (указывают на следствие), изъяснительные(указывают на то, о чём говорят)

Давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте предложения. Скажите, что в них есть общего. (Все предложения сложноподчиненные. Состоят из главного и одного придаточного). Прочитайте первое предложение и задайте вопрос от главного к придаточному. Выделите союз.

Скажите, какое значение имеет союз потому что и как в связи с этим можно назвать этот и остальные союзы, которые имеют такое же значение.

(Союз потому что имеет значение причины, поэтому этот и остальные союзы, которые имеют такие же значения, можно назвать причинными)

hello_html_2142bf8b.jpg

Молодцы, справились. С какой целью повели данную работу? Что заметили общего? Чем союзы отличаются? На какие группы делятся? Где может находиться придаточная часть? Где и почему ставится запятая в СПП?

6.Первичное закрепление с комментированием внешней речи.

1)Самостоятельное изучение материала учебника с.158

2) Аналитическая беседа

Учитель : Что вам было известно ранее? Какая информация оказалась новой? Какими союзами можно дополнить нашу таблицу? На что обратили внимание? (союз чтобы встретился в значении условном и изъяснительном. Это многозначный союз. Как определять значение такого союза? (по смысловому контексту).

-Итак, как определить значение подчинительного союза? В какой последовательности мы сейчас работали?

Способ определения группы подчинительного союза:

1. Грамматическая основа СПП.

2. Подчинительный союз.

3. Схема СПП.

4. Вопрос. Смысловое значение.

3) Письменная работа

Учитель: А теперь мы на практике попробуем применить полученные знания. Посмотрите на доску, какое задание нам предстоит выполнить.

Укажите грамматическую основу и подчинительные союзы. Определите значение союзов, задавая вопрос от главного предложения к придаточному. Составьте схему предложения.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.

Учащиеся записывают предложения, выполняя задания. (на доске)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На самом же деле рябина обыкновенная не такое уж обыкновенное дерево. Ни одно дерево не даёт урожая ежегодно в течение ста-ста пятидесяти лет. А рябина даёт. Ягоды рябины полезные. За это её ценят врачи.

Выписать союзы. У подчинительных союзов укажите значение.

Проверка правильности выполнения по листу самоконтроля.

Учитель: Проверим правильность выполнения задания по листу самоконтроля.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: А теперь, чтобы увидеть, насколько прочно в вашей памяти

закрепились подчинительные союзы, выполним тест.

Выполнение тестового задания с взаимопроверкой.

1. Укажите подчинительный союз:

1)и 2) но 3) или 4) чтобы

2. Укажите подчинительный союз:

1) вследствие 2) ввиду 3)вместо 4) если

3. Укажите причинный подчинительный союз:

1) так как 2) когда 3) чтобы 4) словно

4 Укажите сравнительный подчинительный союз:

1) если 2) так как 3) будто 4) хотя

5. Укажите целевой подчинительный союз:

1)пока 2) как будто 3) оттого что 4) для того чтобы

6. Укажите изъяснительный подчинительный союз:

1)как 2) что 3) если 4) лишь

7. Укажите временной подчинительный союз:

1) пускай 2) когда 3)чтобы 4) несмотря на то, что

Правильные ответы: 1.4) 2.4) 3.1) 4.3) 5.4) 6.2) 7.2)

Учитель: Проверим правильность выполнения теста друг у друга и выставим оценки в лист достижений.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывани я.

Учитель: Какие цели были поставлены на уроке? Как вы считаете, достигнуты ли они вами? Всё ли было выполнено? Что нового узнали на уроке?

Закончите следующие предложения:

''На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Сегодня мне удалось…";

(на листочках или в тетрадях)

10.Домашнее задание:

Выучить материал стр.158.

1 Упражнение 339

Разработка урока русского языка

Служебные части речи не имеют полноценного лексического значения, грамматических признаков и не являются членами предложения. Служебные слова употребляются для выражения различных отношений между явлениями действительности, обозначенными словами самостоятельных частей речи. В русском языке существуют три служебные части речи: предлог (к, от, насчет); союз (а, но, пока); частица (как, неужели, вот). Выясним, для чего используется союз как служебная часть речи. Будучи неизменяемыми словами, союзы не имеют специальных морфологических показателей для выражения синтаксических отношений и не используются в морфологии. Cоюзы не изолированы от остальных разрядов слов. Они формируются на базе различных частей речи (местоимений, наречий, модальных слов и частиц и т.д.). В современном русском языке пополнение союзов за счет других частей речи является живым и активным процессом.

Технологическая карта

урока русского языка

Учитель русского языка и литературы

Арского района РТ

Галяутдинова Ляля Фаритовна

Список использованной литературы

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся/ под ред. Л.П.Крысина; Худож. О.С.Василькова.- М.:Просвещение,1995.

Бабкина М. В.. - 2-е изд. - Москва : Русское слово, 2017. - 120 с. : табл.; 22 см.

Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 2007. С. 284.

Пешковский А. М. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений. Пешковский А. М. Избр. труды. М., 1959. С. 52–57.

Попов Ф. В. Отрицательно-утвердительные союзы в современном русском языке // Русский язык в школе. 1975. № 6. С. 85–89.

Белошапкова В. А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977. С. 212-214.

Серебряная Ф. И. Союз "да и" в современном русском языке и его история: автореф, дис. канд, филол. наук. М., 1964.

Современный русский язык / под ред. С. М. Колесниковой. С. 492.

Бабайцева В. В., Максинов Л. Ю. Современный русский язык. М., 1981.

Колесникова С. М. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке. С. 212–216.

Тема урока : Подчинительные союзы

Задачи урока :

-продолжить знакомство о союзах; сформировать выявление различий между сочинительными и подчинительными союзами;

- изучение типов подчинительных союзов;

- способствовать развитию внимания пунктуационной грамотности учащихся;

-воспитание нравственности через понятия: любовь, доброта.

Планируемые результаты:

Личностные:
• Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
• Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
• Формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору

  1. Отличать подчинительные союзы от сочинительных.
  2. Разграничивать виды сложных предложений.
  3. Формировать умение ставить смысловые вопросы в сложноподчиненных предложениях.

Метапредметные:

  1. Формировать умение формулировать тему урока, цели, задачи
  2. Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3. Развивать умение работать с текстом, связно излагать свои мысли.

4. Сохранять и развивать умение сотрудничать в команде.

5. Формулировать, высказывать свою точку зрения.

6. Извлекать нужную информацию.

7. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять его с учетом решаемых задач.

Ресурсы урока

Материально-технические: : компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

1.Этап мотивации

Учитель: Здравствуйте! Ребята, вы любите сказки? Послушайте.

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Учитель: А кого выбрали бы вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Учитель: Почему Любовь выбрала Доброту?

Учитель: Ребята, а давайте и мы дотянемся до такого чистого прекрасного чувства, как доброта. Закройте глаза, потянитесь к доброте (дети поднимают руки вверх), но перед нами преграда: злость, равнодушие, зависть, оттолкните их от себя (дети проводят движения руками вправо и влево), а теперь возьмите эту доброту и прижмите к сердцу. Теплее вам стало? Я хочу, чтобы у вас всегда было такое теплое доброе сердце.

Работа с текстом:

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст?

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек поможет вам при любом условии. Если мы будем внимательны друг к другу, если мы бескорыстно будем друг другу помогать - это и будет проявление доброты.

Учитель: Докажите, что это текст.

Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически

Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте?

При помощи союзов

Учитель: Верно. Назовите союзы.

Называют союзы

Учитель: Распределите все союзы на 2 категории: на изученные и неизученные.

Сочинительные и подчинительные

2.Формулирование темы и цели урока

Учитель: Итак, какова тема сегодняшнего урока?

Тема нашего урока – подчинительные союзы

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока

Повторить, что такое союз, на какие категории делятся союзы.

Учиться находить в тексте подчинительные союзы и определять их значения.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ:

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ:

- соединительные

- обстоятельственные:

1. места

2. времени

3. причины

4. цели

5. уступки

6. условия

7. следствия

8. сравнительные

9. меры и степени

- изъяснительные

- противительные

- разделительные

3.Актуализация знаний учащихся

Задание . В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Установите границы простых предложений в составе сложного.

1. Небо потемнело и пошел снег.

2.Небо потемнело потому что пошел снег.

3. Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли.

4.Ребята очень устали но работа была еще не закончена.

1. Небо потемнело, и пошел снег.

2.Небо потемнело, потому что пошел снег.

3. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.

4.Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.

4.Организация познавательной деятельности

1. Учитель: Ребята, сейчас мы будем конструировать предложения с подчинительными союзами.

а)Он не мог пойти в кино……….не купил билет.

б)У меня болит голова……. вчера я мало спал.

в)Сегодня она была ……хороша,….и вчера.

г)Я знаю…..сегодня будет хорошая погода.

д)Я не готова к самостоятельной работе…..я получу двойку.

(Потому что, поэтому, так же как, что, так как)

Подберите нужные союзы. Не забудьте о знаках препинания.Запишите в тетрадях.

а)Он не мог пойти в кино, так как не купил билет.

б)У меня болит голова, потому что вчера я мало спал.

в)Сегодня она была так же хороша, как и вчера.

г)Я знаю, что сегодня будет хорошая погода.

д)Я не готова к самостоятельной работе, поэтому я получу двойку.

2. Словарная работа.

Великая Отечественная война, подвиг, патриотизм, Герой Советского Союза, Москва, героизм, Ленинград, блокада.

3. Исследование новой темы. Разданы тексты.

Виталию Ивановичу Попкову еще при жизни в Москве поставлен памятник, так как он сбил около шестидесяти самолетов во время Великой Отечественной войны. Первую Золотую Звезду Героя Советского Союза он получил в 1943 году, потому что сбил 24 самолета противника. Когда на счету этого мужественного человека было 47 самолетов, сбитых лично, ему вручили вторую Звезду Героя. Сам он считает, что главная его награда – память 30 детей, которых он вывез в дни блокады из умиравшего Ленинграда. Три раза его самолет горел. Первый раз у него обгорело 60 % тела, чтобы спасти летчика, пришлось делать 6 пластических операций. А третий раз летчик пострадал больше всего, так как мясо на ногах обгорело до костей. Хотя на всем теле Виталия Ивановича не было живого места, он снова вернулся в строй и дошел до Берлина.

Нелегко народу нашей страны далась победа в Великой Отечественной войне. Мы победили благодаря мужеству и патриотизму таких людей, как В.И. Попков.

Героизм русского народа был массовым. Например, эскадрилья, где служил Попков, была знаменита тем, что в ней из 14 человек 11 были Героями Советского Союза.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

  • Образовательные:
    • знакомство с типами союзов;
    • формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
    • выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
    • воспитание любви и уважения к родному языку;
    • развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

    План урока

    1. Оргмомент. (1 мин.)
    2. Объяснение нового материала. (5 мин.)
    3. Закрепление знаний на практике.(30 мин.)
    4. Комментарий домашнего задания. (2 мин.)
    5. Итог урока. (2 мин.)

    I. Оргмомент

    II. Актуализация знаний учащихся. Терминологический диктант

    • Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
    • К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
    • Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)
    • Союзы бывают … (простые и составные).

    – Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной классификацией союзов. Запишите, пожалуйста, тему урока.

    III. Объявление темы и целей урока

    1. Запись предложений под диктовку

    1) Небо потемнело, и пошел снег.

    2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

    – Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)

    3) Небо потемнело, потому что пошел снег.

    – Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)

    Микровывод: Nаким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
    – сочинительные союзы (Приложение 1, слайд 7)
    – подчинительные союзы (Приложение 1, слайд 8)
    Ориентируясь на таблицу, составьте 2 предложения с сочинительными и подчинительными союзами (устно)

    2. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

    1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
    2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
    3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
    4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
    5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность.
    6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.

    Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.

    • Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.
    • Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.

    (Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и CПП строятся по-разному).

    3. Графический диктант с взаимопроверкой

    Учащиеся составляют только схемы предложений. (схемы для проверки на слайдах)

    1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
    2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
    3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
    4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
    5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.

    1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
    2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
    3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
    4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
    5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

    4. Устная работа

    Учитель читает предложение. Ребята называют союзы и отмечают, какие они, сочинительные или подчинительные.

    1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
    2. Не учась и лаптя не сплетешь.
    3. Делу время, а потехе час.
    4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
    5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
    6. Корень учения горек, да плод его сладок.

    5. Комплексная работа над текстом

    1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.

    4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.

    6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.

    Задания к тексту

    Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение.

    1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова.
    2. Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмее правописание приставок на з-/с-.
    3. Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.
    4. Выпишите из текста все сочинительные союзы
    5. Выпишите из текста все подчинительные союзы
    6. Из предложений 3-5 выпишите сравнения.
    7. Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер.
    8. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.

    6. Проверочный тест (Приложение 1, слайды 21-27, Приложение 2)

    IV. Итог урока

    V. Домашнее задание. Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

    Читайте также: