Конспект занятия природные ценности алтайского края

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word (2).docx

"Алтай - центр моего земного притяжения. Это мое детство и, наверное, самое счастливое время жизни. Алтай - моя "малая" родина - моя большая любовь".

Вед:
Родился скворец в саду

Сад для птички - родина.

Родился карась в пруду

Пруд для рыбки - родина

Перелески и леса,

Поле ржи или овса.

Куст, песчаная коса,

Для кого-то - родина:

Есть на шаре, на земном

Только там, где отчий дом

Ведущий : Родина! Сколько глубокого смысла заложено в это слово… Произнесите это слово шёпотом, что ассоциируется в вашем понимании с этим словом?

Подберите к слову Родина слова близкие по смыслу.

Родина, родня, родственник, родители, род, родник.

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Наша Родина - Алтайский край.

Есть на карте России

Этот сказочный край.

Снежные вершины – словно до небес,

Горные вершины и могучий лес.

Водопады, реки песнь свою поют,

А цветы и травы за собой зовут:

Красоту Алтая не пересказать-

Ее нужно видеть, сердцем понимать.

Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с нашим краем, с её природой, историей.

Мы с вами совершим путешествие по краю по маршрутам:

Найти Алтайский край несложно. Посмотрите на карту мира. Видите в самом центре Евразии маленький жёлтый флажок. Это и есть Алтайский край. Территория края напоминает развевающийся на ветру флаг. Жёлтый цвет выбран не по политическим соображениям.

- Что означает слово Алтай?

Алтай – это название горной страны, но постепенно вошло в привычку так именовать и сам край. И я убеждена, что за сказочную красоту дано нашему краю такое выразительное название.

- А наш край большой?

В масштабах гигантской Евразии флажок кажется небольшим. На самом деле площадь края -167.,85 тысячи квадратных километров. В два раза больше Австрии. Протяжённость с запада на восток- 600 километров, с севера на юг – 400 километров. Порой и суток не хватает, чтобы на автомобиле пересечь Алтай от г.Камня-на- Оба на севере до юга – С.Кош-Агач.

-А что это за цветные фигурки на карте?

В состав края входят 7 городских и 60 сельских районов. Каждый район обозначен своим цветом, а еще 12 городов, 14 посёлков городского типа. Население Алтайского края – 2686,4 тысячи человек. Здесь проживают люди 80 национальностей. Столица – город Барнаул.

С каждым годом все больше растет и хорошеет Алтайский край. Строятся новые дома, школы, детские сады, магазины, мосты. Возводят эти здания и украшают их люди самой мирной профессии – строители.

Вед. А знаете ли вы, что в нашем Алтайском крае есть свои символы: флаг и герб? Давайте познакомимся с ними поближе.

Герб Алтайского края.

Флаг Алтайского края

Синий и красный также являются и цветами современного флага Российской Федерации, символизируя тем самым то, что Алтайский край – ее субъект.

В соответствии с законом флаг Алтайского края постоянно поднят на административных зданиях, где размещаются Алтайский краевой Совет народных депутатов, Администрация Алтайского края, представительство Алтайского края в Москве. На административных зданиях, где размещаются иные органы исполнительной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, зданиях общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, на жилых домах флаг поднимается в праздничные дни. Флаг может быть поднят при проведении торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями.

Эталон флага находится на постоянной экспозиции Алтайского государственного краеведческого музея.

Вед: Прекрасна и богата природа Алтая.

Дышите глубже – мы в алтайском лесу. Чувствуете: пахнет хвоей, грибами, земляникой. Многие люди думают, что главное богатство леса - древесина. Бесценный дар зелёных массивов – щедро насыщенный кислородом воздух.

Других таких лесов нет нигде на планете. Леса покрывают большую часть Алтайского края . Здесь растут единственные на всей территории России ленточные сосновые боры , подобных которым нет нигде на нашей планете. В борах можно встретить лиственницу, сибирский кедр, можжевельник, сосну, кустарники: малину, ежевику, смородину, жимолость, голубику, бруснику, багульник, облепиху.

Из лекарственных растений на территории Алтайского края наиболее известны маралий и золотой корень (родиола розовая), бадан и валериана, одуванчик и марьин корень, адонис весенний, солодка и др.

Охотно селится в них и всякая живность: лоси, косули, кабаны, рыси, волки, глухари, тетерева, рябчики.

А знаете ли вы, что у нас на Алтае в питомнике живут зубры. В период с 1982—1984 гг на территорию питомника были доставлены 3 самца и 8 самок. Сейчас насчитывается 40 животных.

На территории края около 13 тыч. Озёр. Уникально озеро Телецкое, по глубоководности оно занимает четвертое место в России. Здесь берет начало от слияния Бии и Катуни река Обь.

Вот что рассказывает легенда.

Ведущий : С чего начинается Родина? Может, она начинается с земли отцов, дедов? Ведь земля наша - кормилица. Что может быть важнее хлеба? Хлебом- солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Для большинства народов хлеб- главный источник существования. Жителям Алтая с землёй повезло – в крае около 6,5 миллионов гектаров пашни . Наличие большого количества плодородных земель выдвинуло край в один из основных продовольственных районов Сибири. По производству зерна, молока, мяса край находится в первой пятёрке в России. Земледельцы Алтая производят и нетрадиционную для Сибири продукцию – сахар, масло растительное, льноволокно, мёд, панты оленей. Край полностью обеспечивает себя картофелем и овощами.

Алтай имеет развитое животноводство и является крупнейшим в стране по разведению маралов, пятнистых оленей и овец.

Как случилось, что наш край

Люди стали звать Алтай?

Перевод совсем простой:

Это значит –золотой.

Здесь же золото нередко

Находили наши предки.

Красота вокруг такая-

Одним словом – золотая.

Золотые горы, золотой утес,

золотое озеро, золотой овес:

а пшеница в нашем крае

вот уж точно золотая.

Облепиха и жарки,

И, конечно, не забудем-

Жили здесь такие люди,

Прославляли край родной

Ты их знаешь? Запиши:

Евдокимов и Шукшин,

Симоненко и Титов,

Пырьев, Гущин и Панов.

Наш Алтайский край таков!
Не гордиться им нельзя.
И поэтому, друзья,
Наш любимый, добрый край
Называется АЛТАЙ!

Алтай стал Родиной многих простых и скромных тружеников, чей труд отмечен орденами Ленина.

Алтайский поэт Владимир Косарецкий написал об этом:

Родной Алтай! Тобой гордится каждый,

Расти и крепни, чудо-богатырь,

Цвети, Алтай. Орденоносный дважды.

Моя земля, красавица Сибирь!

Много талантливых людей родилось на Алтае:

Иван Ползунов – изобретатель парового двигателя,

Герман Титов – второй космонавт планеты

Иван Пырьев –кинорежиссер,

М.А.Лисавенко- первый академик –садовод Сибири,

М.Т.Калашников – знаменитый оружейник,

Валерий Золотухин и Михаил Евдокимов – актеры.

На Алтае родились писатели Иван Тачалов, Роберт Рождественский, Михаил Бубеннов, Елизар Мальцев, Иван Мухачев.

Василий Шукшин – писатель , кинорежиссёр, актёр.. Едва ли найдётся на Алтае более почитаемое имя. Никто лучше него не рассказал о жизни современного сибиряка, о его характере.

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. И в заключении я хочу сказать, что мы с вами должны гордиться, что живем в этом сказочном крае – Алтае. Туристы приезжают на Алтай лишь на несколько дней, а мы с вами имеем возможность каждый день наслаждаться ароматом свежего воздуха, любоваться неповторимой красотой природы. Ведь не зря Алтай называют райским уголком, жемчужиной , гордостью Сибири.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с природой Алтая.

Задачи: - работать над пополнением словарного запаса;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ход праздника.

Добрый день, дорогие друзья!

Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?

Чем она для нас является?

А как называется край, в котором мы живем?

Чем он для нас является?

Что такое Родина?

Звучит отрывок из стихотворения:

(Чтение стихотворения)

Что такое Алтай?

Вы спросите об этом геолога,

Вам геолог расскажет про золото.

От забытых веков, с незапамятных пор,

Этот край золотых,

Край невиданной щедрости гор.

Что такое Алтай?

Вы услышите – золото,

То же услышите слово.

Это лисы и выдры, горностаи и соболя.

Это мягкое золото

То, что дарит Земля.

Что такое Алтай?

Вы спросите о том чабана

Край золотого руна:

Комбайнера и тракториста,

Посмотрите вокруг –

Без краёв, без границ

Вот об Алтае мы и поговорим, а о чем конкретно, сейчас узнает.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг – природа.

Так о чём мы будем говорить?

Правильно, ребята, мы будем с вами говорить об Алтае, о алтайских богатствах, о природе и природной кладовой.

Что такое природа?

Что такое кладовая природы?

(Во время беседы демонстрируется презентация).

Алтайский край – Кусок земли

С огромной карты не приметен.

Вокруг себя ты посмотри,

Увидишь – он великолепен.

Ребята, наш край богат гора, реками, озёрами, растительным и животным миром.

Поверхность Алтайского края делится на равнины и горы, из которой большая часть территории является равниной. В общем плане территория Алтайского края представляет собой местность, постепенно повышающуюся с северо-запада на юго-восток. Высшая точка — 2490 метров пока не имеет официального названия на карте и находится в истоках реки Кумир на Коргонском хребте. Другие хребты — Тигерский, Колыванский, Бащелакский, Ануйский, Чергинский и Семинский, на склонах некоторых из них много пещер. Есть пещеры, в которых археологи находят следы обитания древнего человека. Например, в Денисовой пещере (долина р. Ануй в Солонешенском районе) обнаружены останки древнего человека возрастом 42 тысячи лет.

Вы, наверное, все слышали о главной вершине Алтая - о горе Белуха. Существует легенда о Белухе.

В очень давние времена среди племен Горного Алтая пронесся слух, что в алтайских лесах появилось странное чудовище из снега и льда – снежный человек, которого почему-то называли Белое Ухо, вероятно, из-за того, что одно ухо у него было белее снега.

Предводитель одного из племен имел несметные богатства. Услышал он о снежном человеке и, чтобы прославиться среди остальных предводителей и удивить их, решил завладеть чудовищем. Он объявил, что тот, кто поймает снежного человека, получит щедрую награду - половину его богатств.

Десятки богатырей бросились на поиски этого загадочного существа. Много дней и ночей они искали его по горам и лесам, пока, наконец, не нашли. Долго ловили охотники Белое Ухо, который яростно оборонялся и не желал сдаваться врагам, потому что привык жить на свободе. Тогда, видя, что не взять им снежного человека живым, богатыри убили его, надеясь, что и за мертвого они получат награду. Упал снежный человек на землю, подставив солнечным лучам ослепительно белое ухо. Подошли богатыри, чтобы унести его, но, как ни могучи они были, а поднять чудовище не смогли, пришлось возвращаться им с пустыми руками.

В том месте, где упал Белое Ухо, выросла высокая гора. Ее вершина всегда покрыта снегом и торчит, словно ухо. Люди, глядя на эту гору, назвали ее Белухой, в память о гордом снежном человеке.

- А что дают человеку горы?

Вы все правы, это как кладовая природы.

А горы Алтайского края очень богаты залежами полемиталических руд, содержащих медь, свинец, цинк, серебро, золото, руд магния, бокситов, важнейшего строительного материала — известняка, коргонского мрамора, кварцитов, яшм и многого другого.

Богат наш край большими судоходными реками Катунь, Бия, Обь, Чумышь.

Конечно, я не могла не остановиться на реке, на берегу которой мы с вами проживаем. Река Чарыш - это левый приток Оби. Длина 547 км. Начинается на склонах Коргонского хребта; протекает по холмистой, затем равнинной местности.

Река Чарыш это — основная река Краснощёковского района с живописной долиной, красивыми горными пейзажами, чистой и прозрачной водой, судоходна на 180км.

Имеются на Алтай и водопады. Самый известный и популярный каскад из восьми водопадов на реке Шинок, получивший статус памятника природы, является самой большой природной достопримечательностью Солонешенского района Алтайского края. Интересно, что открыли это чудо природы относительно недавно. Теперь здесь можно встретить много туристических групп желающих получить массу удовольствия от великолепного зрелища. Центральное место в этом каскаде занимают водопад Жираф с высотой падения семьдесят метров, водопад Двойной прыжок (или Йог) с высотой падения двадцать восемь метров и водопад Ласковый мираж с высотой падения десять метров. Примечательно то, что эти водопады расположены очень близко друг к другу, расстояние между ними не превышает одного километра. Великолепие этого каскада дополняет ущелье, на склонах которого растет кедровый лес.

Ещё Алтай богат озерами их больше ста, но самые известные Большое Яровое, Кулундинское, озеро Ая, и ближайшее к нам озеро Змеиногорского района Савушинское.

В реках и озёрах водится много рыбы.

Но самое главное наше богатство – это лес.

где растет много разных деревьев и растений,

обитает много разных животных

Слайд 18. Ну и конечно же птиц.

А сейчас давайте вспомним о чём мы с вами говорили.

Назовите реки Алтайского края?

Назовите озера Алтайского края?

Назовите самых распространенных рыбы Алтая.

Днем спит, ночью летает. (Сова).

Чик-чирик, к зернышку – прыг. (Воробей)

Кто по лесу ходит, рогами ветки задевает? (Лось).

Зимой спит, лето ульи ворошит. (Медведь).

Кто зимой холодной

бродит по лесу злой и голодный. (Волк).

Рыжие ушки с лисьей макушки

В травке лежат для малых ежат. (Лисички)

Знают даже малыши

Бело-красные грибы. (Мухомор)

Распустили зеленые косы. (Береза).

Зимой и летом одним цветом. (Ель).

Молодцы, ребята, очень хорошо все знаете. Ребята, а можно ли только брать от природы или нужно что-то и отдавать. Да, нужно природу охранять, поэтому в алтайском крае созданы заповедники. Что такое заповедники?

Правильно. Давайте вспомним, чем мы можем помочь природе (правила поведения в природе).

Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь! Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда остаётся родной уголок. А мы пожелаем друг другу новых знакомств с нашей малой Родиной.

Скажешь слово Сибирь или Родина –

Наполняется счастьем душа.

И не надо ни власти, ни ордена,

Чтобы грудью полней задышать.

Я вхожу в эту даль, в эти рощицы,

В недоступные взору места,

Чтоб от солнца весеннего морщиться,

Чтоб частичкой великого стать.

Пробираюсь звериными тропами,

Где деревьев плотней купола,

Чтоб душа, не всегда расторопная,

Мне сильней залюбилось, поверилось

В то, что где-то на месте пустом

Обязательно выращу дерево,

Сына, дочку и выстрою дом.

Материалы подготовил(а): Мартыненко Марина Дмитриевна

Мне нравится | 0


Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.


НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

Здесь ни одно письмо не остается без ответа!

© 2017-2022, Все права защищены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с флорой и фауной Алтайского края. Развивать связную речь детей, умение составлять рассказ.

Цель: продолжать формировать у детей знания об Алтайском крае – своей малой Родине.

Обучающая:- Продолжать знакомить детей с флорой и фауной. Развивающая:- закрепить с детьми знания о достопримечательностях Алтайского края; Расширять кругозор, любознательность; Развивать речь, внимание, память.

Воспитательная: - Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за него.

Тематические беседы, про родной край; Рассматривание фото и видео материалов о мире природы Алтайского края, чтение художественной литературы.

Работа с родителями: Привлечь родителей в образовательный процесс, для совместной работы по изучению озёр, рек, животных, птиц, растений; к изготовлении стенгазеты о достопримечательностей Алтайского края.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (Руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Обращает внимание детей на спутник.

- Ребята! Посмотрите, что это за необычайный объект?

Ответы детей: (спутник)

Воспитатель: А вы хотите узнать, для чего он здесь появился?

Спутник: (запись)

- Внимание! Внимание! Я спутник – передатчик информации. Приземляюсь в разных регионах нашей страны, и предлагаю детям сделать альбом о своем любимом крае!

- К вам на планету, прибыл гость. Робот Арсений. (ему интересно узнать о вашем крае)

Воспитатель: Как интересно! Ребята тоже хотят сделать альбом.

Воспитатель: Сегодня мы с вами расскажем о своем крае и сделаем альбом для детей нашего детского сада. Этот альбом поможет им больше узнать о своем родном крае. И я не сомневаюсь, что у нас с вами все получится!

Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы с вами живем? (Ответы детей: Алейск)

- А как называется край, где находится наш город? (Ответы детей: Алтайский край)

- Назовите пожалуйста столицу нашего края? (Ответы детей: город Барнаул)

-В какой стране находится наш край? (Ответы детей: в России)

Воспитатель обращает внимание детей на карту Алтайского края.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой большой наш край. (Показать столицу, наш город на карте)

- Послушайте стихотворение про Алтай.

Читают стихотворение дети:

Леса, озера, реки,

Месторожденья, степи, целина.

Просторам нет предела,

Полям пшеничным, пастбищам, садам.

Счастливей нет удела:

С тобою слиться, и остаться там.

Что может быть красивей

Твоих озерных, голубых очей.

Воспитатель: Красоту Алтая не возможно пересказать- это нужно видеть, сердцем ощущать. Вот Муслим отдыхал со своей мамочкой и ,сейчас поделится с нами своими впечатлениями. А еще Александра приготовила нам стенгазету и тоже хочет рассказать про природу Алтайского края . (Выступление детей о достопримечательности Алтайского края)

Воспитатель: Вот сколько интересного ребята увидели сами и поделились с нами.

Игра: какой у нас Алтайский край?(Передаем мяч друг другу )

Воспитатель: Ребята, Алтай бывает разный. Какой вы знаете Алтай?(Ответы детей: Степной Алтай, горный Алтай.)

Воспитатель: В каком Алтае мы с вами живем?( Ответы детей: Мы живем в степном Алтае.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так назвали наш край? (Ответы детей: Наш край очень богатый, хлебный)

Воспитатель: Ребята, чем богат наш край?(Ответы детей: Животными , птицами, полями, реками, озерами, горами, хлебами и т.д)

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Давайте вспомним, какими озерами славится наш Алтайский край. А в этом поможет нам Настя (Ая), Артем. Т (Гуселетово), Ева.Ш (Телецкое).

Воспитатель: Предлагаю поиграть и отдохнуть на берегу озера…

Воспитатель: Алтай богат не только озерами и реками, но еще и животными , живущих в Алтайском крае. А о них нам расскажет Ярослав (Кабарга), Артем. Ш (Суслик), Артем. Г (Манул). ). Может кто -нибудь из вас еще хочет добавить ( с места)

Воспитатель: Еще на территории Алтая живет много разных видов птиц. Давайте послушаем Ксения .Ч (Степной Орел), Данил(Дрофа), Алена .К (Жаворонок). Может кто -нибудь из вас еще хочет добавить ( с места)

Воспитатель: А так же Алтай славится своими растениями.

Об растениях нам расскажет Эмилия. К (Кандык), и Полина .О (Прострел). Может кто -нибудь из вас еще хочет добавить ( с места)

Итог занятия

Спутник: (запись)

Внимание! Внимание! Наш спутник получил сигнал, о том что в этом городе, живут самые умные ребята. Они изготовили отличный альбом об Алтайском крае, чтоб все кто захотел могли узнать о флоре и фауне. И вас поблагодарить спешит робот Арсений.

Воспитатель: Вы такие молодцы, показали хорошие знания о своем крае! Вы сегодня порадовали меня, и у нас получился отличный альбом об Алтайском крае, который мы с вами оставим другим детям нашего детского сада! Но у нас еще много достопримечательностей ( водопады, ледники, горы, пещеры, народы, традиции). Нам предстоит еще узнавать и узнавать про наш любимый край.

Читайте также: