Планета земля 1 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Найдите в классе объекты сделанные руками человека. Назовите.

б) Объекты созданные природой. Слайд 4 (Приложение 1)

2. Дополни группу.

По классу развешаны предметные картинки с изображением объектов природы и объектов, сделанных руками человека. Дети отыскивают походящие объекты.

(автомобиль, дождь, гусеница, пылесос и тп.)

- Дополните группу " Сделано руками человека" предметами на картинках.

- Назовите оставшиеся объекты. В какую группу вы их отнесёте?

3. Экспресс вопрос:

Назовите объекты, которые я загадала:

- Днем мы видим эту звезду. Слайд 5 (Приложение 1)

- Ночью их великое множество на небе. Слайд 6 (Приложение 1)

- Эта планета знаменита своими кольцами. Слайд 7 (Приложение 1)

- Она - искусственный спутник земли. Слайд 8 (Приложение 1)

К какой группе отнесёте названные объекты?

- Венера, Нептун, комета. Слайд 9, 10 (Приложение 1)

- Солнце, Марс, Меркурий. Слайд 13,14 (Приложение 1)

- Комета, метеорит, астероид, Земля. Слайд 15, 16 (Приложение 1)

II. Работа по теме урока.

- Какие изменения повторяются на земле постоянно? (смена времён года, смена дня и ночи)

Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра наоборот, -
Спать немедленно зовет.
(день и ночь)

- Кто знает, почему это происходит? (дать детям высказаться, многие из них имеют первоначальные представления о смене дня и ночи)

2. Работа по учебнику.

Стр. 10 Рассмотрите рисунки. Кто может объяснить, как при помощи лампы и глобуса можно объяснить это явление?

А сейчас давайте посмотрим на модели, как это происходит. (Учитель демонстрирует вращение земли вокруг своей оси с использованием ТЕЛЛУРИЯ)

- Посмотрите на землю и солнце. Земля вращается вокруг своей оси, солнце освещает то одну сторону планеты, то другую. Там где освещенная сторона день, а где темная сторона- ночь.

Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки - 24 часа.

4. Игра "День и ночь". (Пока день танцуем, веселимся, играем, когда скажу ночь, нужно замереть и не шевелиться)

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? От чего зависит смена дня и ночи?

ВЫВОД 1: смена дня и ночи зависит от вращения земли вокруг своей оси.

- Ребята, а почему ночью холоднее, чем днём?

6. Демонстрация опыта "Смена времен года".

- Я покажу вам на теллурии ещё один постоянный процесс, а вы отгадайте, что я вам показала? (демонстрируется процесс смены времён года, без объяснения)

- Что можете рассказать об увиденном? (Высказывания детей)

- Сделайте вывод, от чего зависит смена времен года?

Вывод 2: Смена времен года зависит от вращения Земли вокруг Солнца.

7.Повторная демонстрация опыта с отработкой названий сезонов и месяцев, их порядок.

а) - Какое сейчас время года? Устанавливаем глобус на теллурии на осень.

Осинку окрасила осень.
Осинка мне нравиться очень.
Она позолотой блистает, -
Одно только жаль -
Облетает. Слайд 17 (Приложение 1)

- Какие осенние месяцы вы знаете?

б) - После осени придет:(показ на теллурии) зима.

Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла : (зима)

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (весна)

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах под калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный.
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна -
Значит это уже :. (лето)

Значит, кончилась :. (весна)

- Изменения смены сезонов происходят с связи движением земли вокруг солнца. Земле нужен год чтобы облететь вокруг солнца, а ведь скорость движения земли огромная - 30км/с.

- Рассмотрите рисунок на страниц 10 в учебнике. Что можете рассказать о таких "соревнованиях"?

Верно, не только машина и самолёт, но и ракета выбивается из сил, пытаясь догнать землю. Вы сказали "раз" и наша планете пролетела 30 км. Мы не замечем этого, потому что летим вместе с землёй.

9. Просмотр видео ролика о движении Земли.

(диск "Большая Детская Энциклопедия" для детей 6-12 лет)

- Какую новую информацию вы получили из видео ролика? (высказывания)

В классе выключен свет и включается настольная лампа, зеркало подносится к лампе и на стене появляется Солнечный зайчик. Учитель водит зеркало по классу, а дети делают хлопки, приседания, повороты влево, вправо как будто пытаются поймать зайчика.

Игра солнечные зайчики.

Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну лови, лови скорей!
Ну левей, левей, левей,
А теперь правей, правей!
Убежал на потолок.

- Зайчик слева, справа, внизу, вверху - повторяется в разброс несколько раз.

IV. Продолжение работы по теме урока.

Вот мы сейчас поиграли в игру не случайно. Мы с вами сейчас сделали небольшое открытие!

- Подумайте и скажите, почему ночью Луна светиться? (предположения и высказывания версий)

Планеты и их спутники действуют как зеркало. Они светятся и отражают свет солнца, именно поэтому светится луна.

Рассмотрите рисунок в учебнике стр 11.У мальчика в руках зеркало, на него попадают солнечные лучи и оно светиться, если принять зеркало за Луну, то она тоже будет светиться.

- Ребята, а какие есть условия на земле для жизни? Слайд 21 (Приложение 1)

- А смогли бы мы жить на луне?

Луна - спутник Земли, наша луна прекрасна, но мертва. У неё каменистая поверхность и нет воздуха. Лунный свет - это просто отражение солнечного света.

2. Просмотр видео ролика о Луне.

(диск "Большая Детская Энциклопедия" для детей 6-12 лет)

- Что нового вы узнали о Луне? (высказывания детей)

Нарисуйте Луну и Землю так, чтобы было хорошо видно, что на луне нет жизни, а на Земле есть.

Можно дать работу по вариантам.

Рисунки вывешиваются на доску в две группы, обсуждаются различия.

- Какие открытия вы сегодня сделали на нашем уроке?

(Почему происходит смена дня и ночи? Почему происходит смена времён года? Почему планета светятся, они же не звёзды? Благодаря чему есть жизнь на земле? )

Получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные. Обучающийся научится: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

Получит возможность научиться : в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные. Обучающийся научится : понимать знаки , символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях; обобщать;

Получит возможность научиться : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению;

Получит возможность научиться: строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Окружающий мир, 1 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что вы знаете о Земле?
  2. Какой она формы?
  3. Движется Земля или стоит на месте?

Глоссарий по теме:

Планета – большое небесное тело, по форме близкое к шару, движущееся вокруг Солнца и светящееся отражённым солнечным светом.

Глобус – вращающаяся модель земного шара, Луны или других планет Солнечной системы с картографическим изображением их поверхности.

Ось Земли – воображаемая линия, проходящая через центр Земли

Основная и дополнительная литература по теме урока :

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. – С. 33–34.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наша планета – Земля, и мы на ней живём. Это наш дом. Людям всегда было интересно, что представляет собой Земля, как устроен мир. Ученые высказывали множество предположений о том, как выглядит Земля.

Древние индийцы были уверены в том, что Земля плоская, лежит на слонах. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха – на свернувшейся кольцом змее.

Было ещё одно представление о Земле: это огромная гора, которую со всех сторон окружает море, а над ней расположено звёздное небо в виде перевёрнутой чаши. Были и такие, которые представляли нашу планету в виде круга, который лежит на трёх плавающих в океане китах. Многие сомневались: так ли это?

Ведь если Земля плоская, то рано или поздно кто-то должен дойти до края. Но ещё никому из людей это не удавалось.

А что вы знаете о Земле?

Какой она формы? Движется Земля или стоит на месте?

Сегодня все знают, что Земля имеет форму шара.

Но как об этом узнал человек? Ведь, по сравнению с планетой, он настолько мал, что не может увидеть её всю сразу.

Ещё с древних времен люди догадывались, что наша планета имеет выпуклую форму. Они замечали, что, взобравшись на дерево, можно увидеть то, чего не видно, стоя на земле, а, поднявшись на гору, можно увидеть совсем далёко.

Морские путешественники замечали, что, подплывая к берегу, сначала видят возвышенности и только потом – низкие берега.

И, наоборот, наблюдающие с берега видели сначала паруса и лишь затем – сам корабль. Именно эти наблюдения навели наших предков к мысли, что Земля шарообразная.

Доказал это предположение почти пятьсот лет назад португальский мореплаватель Фернан Магеллан.

Он со своей командой на пяти кораблях начал путешествие, которое длилось три года. Они плыли всё время прямо и приплыли к тому самому берегу, откуда начали своё плавание вокруг света.

Окончательно человечество убедилось в том, что наша планета имеет форму шара, когда удалось увидеть планету со стороны. Юрий Гагарин первым из людей поднялся в космос.

Он увидел нашу планету со стороны. Это огромный светящийся шар голубого цвета.

Изучить форму Земли, её поверхность вам поможет глобус.

Посмотрите, что держит в руках наша Мудрая Черепаха? Это и есть глобус, модель нашей планеты. Так выглядит наша Земля, если уменьшить её во много-много раз.

Глобус насажен на ось и прикреплён к подставке.

На нём изображено всё, что есть на Земле: океаны и моря, реки и озёра, горы и низменности.

Большая часть глобуса окрашена в голубой цвет. Это моря и океаны. Чем глубже морские впадины, тем темней цвет.

А эти голубые волнистые ленты – реки. Они несут свои воды в моря и океаны. А вот посмотрите: на глобусе некоторые места раскрашены коричневой и зелёной краской.

– Как вы думаете, что это?

Это суша. Как вы, наверное, догадались, зелёным цветом раскрашены равнины, а коричневым – горы. Чем выше горы, тем темнее цвет.

Жёлтым цветом обозначены пустыни, а белым – льды и снега.

Так выглядит современный глобус, созданный после многочисленных исследований нашей планеты.

Потому что, по его представлению, Земля похожа на яблоко.

Итак, наша планета имеет форму шара, и поэтому людям не удавалось дойти до края Земли. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, вернуться на то же место.

– А как вы думаете: Земля неподвижна или движется?

Конечно же, Земля движется, как и все планеты. Она вращается вокруг ближайшей звезды – Солнца. Она мчится с огромной скоростью. Но, несмотря на это, Земля за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большое расстояние.

Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок.

Солнце освещает то одну сторону Земли, то другую. Если сторона Земли освещена Солнцем, значит, на её территории день, а на обратной, не освещённой стороне, – ночь. Смена дня и ночи происходит постоянно, потому что Земля вращается непрерывно.

Таким образом, мы выяснили, что Земля имеет форму шара, она движется вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. А помогает нам изучать поверхность Земли модель нашей планеты – глобус.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку по окружающему миру в 1 классе "На что похожа наша планета?" по школе России.

Урок по окружающему миру в 1-м классе

Дата проведения : 27.11.2017г.

Учитель начальных классов – Федорова Е.Ю.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

познакомить с формой, размерами и движением Земли, глобусом – моделью Земли.

учить выдвигать, обосновывать и доказывать предположения. Продолжить обучение моделированию.

Планируемые результаты:

Предметные

иметь первоначальные сведения о форме и движении земли;

использовать глобус для демонстрации формы Земли.

Метапредметные

познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: вступать в диалог при работе в паре, группе; оценка действий партнера, умение выражать свои мысли;

регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, воспитание трудолюбия.

Личностные

проявлять целостное восприятие окружающего мира;

определять личностный смысл в изученном содержании;

Используемые педагогические технологии, методы и приёмы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения), системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; работа в паре, в группе.

1.Организационный момент.

Создание эмоционального настроя в классе (дети стоят в кругу)

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

– Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его своим одноклассникам.

- Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

2. Актуализация знаний.

Нас в любое время года -
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.

Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.

- Чему мы учимся, изучая окружающий мир? (ответы детей)

- Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?

- Как называется село, в котором мы живём? (Онохино)

- Это наша с вами малая Родина.

- Как называется страна, где мы живём? (Россия)

- Назовите столицу России (Москва)

- Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз будем совершать путешествие по ней. Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом – планета.

- Название нашей планеты вы узнаете, если поставите карточки в определённом порядке от меньшего числа к большему. (1 ребенок у доски расставляет карточки)

- Земля – название нашей планеты.

3. Объявление темы и целей урока.

- Задумывались ли вы о том, на что похожа планета Земля? Можно ли дойти до края Земли?

Движется ли Земля или она неподвижна?

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Прочитайте тему урока на с.48 учебника (один из учеников читает громко: На что похожа наша планета?) СЛАЙД №1

-А теперь прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой (с.48 учебника) (Ученики вслух читают по одной учебной задаче)

- Узнаем, какую форму имеет наша планета и как она движется.

Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.

4. Работа над новым материалом.

Проблемная ситуация:

- Ребята, посмотрите, какие предметы для нас принесли Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. (на столе тарелка и мяч).

- Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета? (Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения.)

- Какие у вас предположения о том, на что похожа наша планета?

- Земля, по вашему мнению, похожа на мяч. Какая это форма?

- Ребята, давайте подойдем к окну и рассмотрим землю. Какой нам видится Земля из окна? (плоская или круглая)

- Видим ли мы, что она имеет форму шара?

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. (показ тарелки)

- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, люди и животные, машины, целые города и страны

(Учитель расставляет фигуры на блюде).

- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (да). (Учитель показывает с помощью фигурки человека, как можно дойти с одного края тарелки на другой край) .

- Но пока никому это не удалось.

- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч. (Учитель приклеивает несколько фигурок к мячу).

- А если предположить, что Земля имеет форму шара (как мяч), можно ли дойти до края? (Нет, будем ходить вокруг) (Учитель демонстрирует с помощью фигуры человека и мяча).

- В старину люди думали, что Земля – это громадный блин, лежащий на трех китах. А другие представляли ее в виде высокой и круглой горы, которую держали на себе слоны и огромная черепаха. И все это было посреди океана.

– Рассмотрите рисунки СЛАЙД № 4 и скажите, на каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная? (На первом - шарообразная, на втором - плоская).

- Какое же изображение правильное?

- На что похожа наша планета?

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД №5 )

1 доказательство

- С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Периодически люди наблюдали природное явление - лунное затмение ( СЛАЙД №6 ) т.е они видели на луне тень Земли.

-Давайте проведем исследование и проверим какая фигура может иметь такую тень.

Демонстрация опыта с лучом прожектора и различными фигурами. ( Дети по очереди показывают тень от куба, конуса, шара. Фото затмения на слайде ниже)

2 доказательство

- В наши же дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля действительно имеет форму шара. (СЛАЙД №7)

- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта? (СЛАЙД №8)

- Вот такой увидел нашу планету первый космонавт Ю.А.Гагарин. (СЛАЙД №9 )

Вывод о шарообразности Земли.

- Итак, смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?

- Как вы на него ответите? Какую форму имеет Земля? (СЛАЙД №10)

Учитель: Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик.

- На ноге стоит одной,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Учитель демонстрирует глобус).

-Что держит в лапках Мудрая Черепаха? (глобус)

- Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много раз. Глобус изображает форму Земли и ее поверхность. На нем можно увидеть очертания суши и воды.

Работа в группах

- Сейчас вы будете работать в группах. Вам понадобятся карточки разных цветов. Внимательно рассмотрите глобус и определите, каким цветом изображена на нем вода, а каким цветом – суша.
(Обсуждают вопрос в группе. Дети показывают синий прямоугольник – вода, зелёный, жёлтый, коричневый прямоугольники - суша).

- Поднимите карточки тех цветов, которыми на глобусе изображена вода?
- Покажите карточки тех цветов, которыми изображена суша.

- А как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? (предположения учащихся).

- Рассмотрите рисунки-схемы на экране (СЛАЙД № 13) они помогут вам понять, как движется Земля.

- Что изображено на нижних рисунках? (карусель, волчок)
- У карусели и у волчка есть ось. И у Земли есть ось, только она невидимая.

- Земля вращается вокруг своей оси как волчек. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходит 24 часа, т.е сутки – день и ночь.

- Посмотрите, на втором рисунке стрелочкой показано движение Земли.

Земля вращается вокруг Солнца как карусель.

Продемонстрировать учащимся вращение Земли вокруг солнца с электронного приложения к учебнику

5.Закрепление.

А) Моделирование. (СЛАЙД №14)

Учащиеся в парах лепят модель Земли из пластилина.

-Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, из какого цвета пластилина вы слепите шары? (голубого) СЛАЙД № 15

- А каких цветов пластилин можно взять, чтобы показать сушу на ваших моделях? (зеленого, желтого, коричневого).

- Ребята, помогите Муравьишке собрать пазлы, ответив на вопросы Мудрой Черепахи. (дети отвечая на вопрос, которые записаны на обратной стороне пазла, приклеивают части на доску)

Вопросы:

1.Наша планета называтся . (земля)

2. Она имеет форму … (шара)

3.Шарообразность земли доказывают фотографии из … (космоса)

4. Земля движется вокруг … (солнца)

5. Земля вращается вокруг своей … (оси)

6.Глобус – это … Земли. (модель)

- Что у нас получилось?

- Какую форму имеет наша планета?

6. Подведение итогов работы (экологическая страничка)

- Мы живем с вами на самой удивительной планете Земля.

- Скажите, как нужно относится к планете?

- Как вы думаете, могут ли люди нанести вред нашей планете?

- Чем мы можем помочь? Какие вы знаете правила поведения в природе.

Вывод: Главное помнить, что планета наш дом, а человек должен в своем доме соблюдать чистоту, порядок и аккуратность.

- Существуют, ребята и другие планеты. Но только на Земле есть жизнь. И от нас с вами, жителей планеты, зависит каким будет наш общий дом.

7.Рефлексия. Итог урока. (дети встают в круг)

- Наш урок подошел к концу. (СЛАЙД № 17)

Читайте также: